Грайи

Граи были двумя, некоторые говорят, тремя морскими ведьмами, олицетворяющими белую морскую пену. Они были седыми от рождения и разделяли между собой один глаз и зуб. Герой Персей украл их, когда искал Медузу, заставив ведьм раскрыть местонахождение их сестры.

Имена Грайей предполагают довольно ужасных монстров: Дино — «дрожь», Энио — «ужас», а Персида — «Буря». Другая, Пемфредо, «направляющая путь», был назван так в честь ее роли в истории Персея. Сестры составили хор пьесы Эсхила «Форкиды», являющейся частью трилогии о жизни Персея.

Грайи обычно изображались в виде старых дев. Однако, согласно Эсхилу, это были монстры в форме Сирен с головой и руками старух и телами лебедей.

Стоит сравнить Граей с чудовищем Ламией, которого греческие писатели также описывают как чудовищную ливийскую женщину со съемными глазами.

Изображение справа — Персей и Грайя, 5 век до н.э., Археологический музей Делоса.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ГРАЙИ
РодителиФоркий и Кето
ФормаСтарухи с одним глазом и одним зубом
ДомОстров Кистена
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Γραια ΓραιαιGraia, GraiaiGraea, GraeaeGrey, Old Women (graia)Серые, Старухи

ГЕНЕАЛОГИЯ

Pодители

[1.1] Форкий & Кето (Hesiod Theogony 270, Apollodorus 1.10, Hyginus Preface)
[1.2] Форкий (Aeschylus Prometheus Bound 795, Pindar Pythian Ode, Ovid Metamorphoses 4.772, Nonnus Dionysiaca 25.64)

Имена

[1.1] Пем­фредо, Энио (Hesiod Theogony 270)
[1.2] Пем­фредо, Энио, Дино (Apollodorus 1.10)
[1.3] Пем­фредо, Энио, Дино или Персида (Hyginus Preface)

СЛОВАРЬ

ГРАИ (Γραίαι, букв. «старухи») в греческой мифологии порождения морских божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта, сестры горгон. Их две или три сестры: Энио, Пемфредо и Дино, обитающих на Крайнем западе у сада Гесперид (Неs. Theog. 270-273). Они седые от рождения, на троих у них был один зуб и один глаз, которыми они обменивались поочередно. Персей овладел этими зубом и глазом, за это Г. указали Персею путь к нимфам, владелицам крылатых сандалий, сумки и шапки-невидимки (Apollod. П. 4, 2). а. Т.-г.

ИМЕНА ГРАЙ

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
Φορκις ΦορκιδεςPhorkis, PhorkidesPhorcis, PhorcidesDaughters of PhorcysДочери Форкия
ΔεινωDeinôDeinoTerrible (deinos)Ужасный
ΕνυωEnyôEnyoWarlikeВоинственный
ΠερσιςPersisPersisDestroyerРазрушитель
Πεμφρηδω ΠεφρηδωPemphrêdô, PephredôPemphredoShe Who Shows the WayТа, Кто Указывает Путь

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гесиод. Теогония. 270. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Гра­ий пре­крас­но­ла­нит­ных от Фор­кия Кето роди­ла.
Пря­мо седы­ми они роди­лись. Пото­му и зовут их
Гра­я­ми боги и люди. Их двое: оде­та в изящ­ный
Пеп­лос одна, Пем­фредо, Энио же, дру­гая, — в шафран­ный».

 

Пиндар. Пифийские песни. 12. 14. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 105) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«Да: ослепил он [Персей]
Божественную породу Форка [Грай]»

 

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Отрывки из неизвестных драм. Форкиды. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 303) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

 

«[На краю земли жили три чудовищные Горгоны с змеиными волосами и убивающими взглядами, две бессмертные и одна (Медуза) смертная. Путь к ним сторожили три их сестры Форкиды (Греи), у которых был один глаз и один зуб на троих, и они передавали их по очереди друг другу. Персей, отправляясь для убиения Медузы, подстерег минуту, когда Форкиды передавали глаз и зуб от одной к другой, вырвал их и бросил в Тритонидское озеро. Это позволило ему подкрасться к Горгонам незамеченным.]»

 

Эсхил. Прометей прикованный. 788. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 258) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

 

«[Прометей предупреждает Ио об опасностях, с которыми она столкнется в своем путешествии]
Коль вы того хоти­те, я про­ти­вить­ся
Не ста­ну, все, что вам угод­но знать, ска­жу.
Нач­ну с тво­их мета­ний, Ио. В памя­ти
Души тво­ей ты это запи­сать долж­на.
Поток у кром­ки двух мате­ри­ков про­плыв [вероятно Красное море],
К вос­хо­ду солн­ца, на восток пылаю­щий,
Сту­пай от моря шум­но­го, и ты при­дешь
К полям Кисте­ны, в край гор­гон, где древ­ние
Живут Фор­киды. Три на вид как лебеди,
Но с общим гла­зом, и один-един­ст­вен­ный
У каж­дой зуб. Луча­ми нико­гда на них
Не смот­рит солн­це, месяц не глядит в ночи.
А рядом — три гор­го­ны зме­е­куд­рые,
Кры­ла­тые их сест­ры, людям страш­ные:
На них как взглянет смерт­ный — так и дух долой.
Об этом для остраст­ки гово­рю тебе».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. 1. 10. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 98) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«От Фор­ка и Кето — Фор­киды и Гор­го­ны»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. 2. 37 — 39. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 98) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Пер­сей, руко­во­ди­мый Гер­ме­сом и Афи­ной, при­был к доче­рям Фор­ка — Энио, Пеф­редо и Дино. Они про­ис­хо­ди­ли от Кето и Фор­ка, были сест­ра­ми Гор­гон и ста­ру­ха­ми от рож­де­ния. На всех трех они име­ли один зуб и один глаз и обме­ни­ва­лись ими пооче­ред­но. Пер­сей овла­дел этим зубом и гла­зом и, когда те ста­ли про­сить его, чтобы он отдал похи­щен­ное, пообе­щал, если они ука­жут ему доро­гу, веду­щую к ним­фам… Когда доче­ри Фор­ка при­ве­ли его к ним­фам, он отдал им глаз и зуб».

 

Ликофрон. Александра. 840. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Похи­тил он [Персей] све­тиль­ник, что тро­им слу­жил [Грайям]»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 212):

 

«От Форкия и Кето [родились] – Форкиды: [по имени] Пемфредо, Энио, Персида (вместо этой последней некоторые ставят Дино)».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. 2. 12. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 34):

 

«Трагический поэт Эсхил рассказывает в «Форкидах», что Грайи были стражницами Горгон; об этом мы говорили в I книге «Генеалогий». Считают, что на всех у них был только один глаз и что они, поочередно обмениваясь им, несли стражу. Персей выхватил этот глаз, когда они передавали его друг Другу, и забросил в Тритоново болото. Поэтому, ослепив стражниц, он легко убил спящую Горгону Медузу».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 4. 770. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«И повест­ву­ет Пер­сей [Кефею], что лежит под холод­ным Атлан­том
Место одно, а его защи­ща­ет ска­ли­стая глы­ба
И что в про­хо­де к нему оби­та­ют трой­нич­ные сест­ры,
Фор­ка доче­ри, глаз же один им слу­жит, всем общий.
Как он, хит­ро, излов­чась, при его пере­да­че, тихонь­ко
Руку под­су­нул свою, овла­дел тем гла­зом; и ска­лы,
Скры­тые, сме­ло прой­дя с их страш­ным лесом трес­ку­чим,
К дому Гор­гон под­сту­пил; как видел везде на рав­нине».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 24. 270. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 153) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Он [Персей] воровской рукою похитил зрячее око
Путеводное вечно бодрствующей Форкиды [Грайи];
Крадучись на плесницах, точно тать полуночный,
Снес мечом он змеиный венец единой Медусы»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 25. 64. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 153) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Он [Персей] не в засадах таился,
Избегая дозора сестринских зраков бессонных,
Подстерегая дрёмы Форковых дщерей [Грай]»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 26. 52. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 153) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Также из Пропаниса скалистого, с острова также
Грай [лежал где-то за пределами Индии]»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 31. 13. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 153) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Одноглазой старухи,
Бодрствующей Форкиды [Грайи] глаз похитил [Персей] единый,
В страшный грот он вошел и сре́зал у скальной громады
Жатву шипящую [Горгону], прядей кудрявых начатки змеиных,
Плоть Горгоны чреватой от головы отделил он,
Серп в ее кровь окунувши, и от убитой Медусы
Брызнул поток бурливый крови змеиной»

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология