Культ Посейдона — 2

Посейдон был олимпийским богом моря, источников пресной воды, землетрясений и лошадей.

На этой второй культовой странице описывается культ бога на северо-западе Пелопоннеса, в остальной части Греции и ее обширных колониях. У него было несколько крупных святынь в Анатолии, таких как святилище недалеко от Приены.

Изображение справа — «Посейдон с мыса Артемисион», греческая бронзовая статуя 5 век до н.э., Национальный археологический музей, Афины.

Содержание
  1. КУЛЬТ В АХАЙЕ
  2. I. ПАТРЫ, главный город Ахайи
  3. II. ГЕЛИКА, город в Ахайе
  4. III. ЭГИОН, город в Ахайе
  5. IV. РИОН, мыс в Ахайе
  6. КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  7. I. МЕГАЛОПОЛЬ, главный город Аркадии
  8. II. МАНТИНЕЯ, город в Аркадии
  9. III. «БЕСПЛОДНОЕ ПОЛЕ» – поле возле Мантинеи в Аркадии
  10. IV. АЛЕСИОН, гора возле Мантинеи в Аркадии
  11. V. ОРХОМЕН, город в Аркадии
  12. VI. ФЕНЕЙ, город в Аркадии
  13. VII. КАФИЯ, город в Аркадии
  14. VIII. ТРИКОЛОНЫ, местность в Аркадии
  15. IX. МЕФИДРИЙ, город в Аркадии
  16. X. Рядом с городом АКАКЕСИЙ в Аркадии
  17. XI. БОРЕЯ, гора в Аркадии
  18. КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  19. I. ОНХЕСТ, город в Беотии
  20. КУЛЬТ НА ЭВБЕЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
  21. I. ЭГИ, город на Эвбее
  22. II. ГЕРЕСТ, город на Эвбее
  23. КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  24. I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде
  25. II. АНТИКИРА, город в Фокиде
  26. КУЛЬТ В ОЗОЛИЙСКОЙ ЛОКРИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  27. I. АМФИССА, главный город Локриды
  28. II. НАВПАКТ, город в Локриде
  29. КУЛЬТ НА ТЕНОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
  30. I. ТЕНОС, главный город Теноса
  31. КУЛЬТ НА ХИОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
  32. I. Рядом с ХИОСОМ, главным городом Хиоса
  33. II. АРГЕНН, мыс на Хиосе
  34. КУЛЬТ НА САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
  35. I. МИКАЛЕ, гора и мыс на Самосе
  36. КУЛЬТ НА КОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
  37. I. НИСИР (остров возле Коса)
  38. КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  39. II. ПАНИОН, святилище в Ионии-Лидии
  40. КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  41. I. МИЛЕТ, город в Ионии-Карии
  42. II. ПРИЕНА, город в Ионии-Карии
  43. III. МИЛАСЫ, город в Карии
  44. КУЛЬТ В ФРИГИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  45. I. КАТАКЕКАВМЕНА И КЕЛЕНЫ, регион и город во Фригии
  46. КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ ПОСЕЙДОНА

КУЛЬТ В АХАЙЕ

I. ПАТРЫ, главный город Ахайи

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У залива есть храм Посейдона и его мраморная статуя в стоячей позе. Кроме тех эпитетов, которые созданы для Посейдона поэтами для украшения своих стихов, и тех, которые в разных городах даются ему как специально местные, следующие названия являются для него общераспространенными: Пелагий (Морской), Асфалий (Охраняющий от опасностей) и Гиппий (Покровитель коней). Можно предположить, что по различным причинам дано богу название Гиппий; я же лично думаю, что так как он был изобретателем верховой езды, то поэтому он и получил это имя. Так, Гомер в описании состязания колесниц вкладывает в уста Менелая требование клятвы именем этого бога:

Ты, прикасаясь к коням, поклянись Посейдоном владыкой,

Что колеснице моей не устроил препятствий коварных.

Памф же, написавший для афинян древнейшие гимны, говорит, что Посейдон

Коней им даровал и суда с парусами

Широкоразвернутыми.

Таким образом, именно за езду на конях, а не по другой какой -ибо причине, получил он это имя».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Патрах, не очень далеко от святилища Посейдона, находится храм Афродиты».

 

II. ГЕЛИКА, город в Ахайе

Страбон. География. Книга VIII. VII. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 365-366) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Ибо море вследствие землетрясения поднялось и затопило Гелику [в Ахайе], а/ также и святилище Геликонийского Посидона, которого еще и до сего дня почитают ионийцы, принося там панионийские жертвы. И Гомер, как полагают некоторые, упоминает об этих жертвоприношениях, говоря:

Он, испуская свой дух, застонал, как вол темночелый

Стонет, кругом алтаря Геликийского мощного бога

Юношей силой влекомый.

(Ил. XX, 403)

 

Отсюда делают вывод, что поэт жил после ионийской колонизации, так как он упоминает панионийское жертвоприношение, которое ионийцы совершают в честь Геликонийского Посидона в области приенцев; ведь сами приенцы, как говорят, также происходят из Гелики; и в самом деле, они выбирают «царем» этого жертвоприношения юношу из Приены наблюдать за исполнением священных обрядов. Еще более подтверждается данное предположение тем, что поэт говорит о быке; ибо ионийцы полагают, что благоприятные предзнаменования в связи с этим жертвоприношением получаются только тогда, когда бык, приносимый в жертву, издаст мычание. Несогласные с этим предположением переносят вышеупомянутое сказание о быке и о жертвоприношении в Гелику на том основании, что эти жертвоприношения были там в обычае и что поэт заимствовал свое сравнение от совершаемых там обрядов. Гелика была затоплена за два года до битвы при Левктрах. Эратосфен говорит, что он сам видел это место и перевозчики рассказывали ему что бронзовая статуя Посидона еще и теперь прямо стоит в проливе, держа в руке гиппокампа, который грозит опасностью тем, кто ловит рыбу сетями. Гераклид же говорит, что катастрофа произошла в его время ночью; и хотя город отстоял от моря на 12 стадий, вся эта местность вместе с городом была покрыта волнами… Затопление случилось вследствие гнева Посидона; ибо ионийцы, изгнанные из Гелики, послали просить жителей Гелики отдать им статую Посидона или по крайней мере модель [изображение] святилища; когда же геликийцы отказались выполнить их просьбу, ионийцы отправили послов в Ахейский союз; и хотя Ахейский союз удовлетворил просьбу, но все-таки геликийцы не послушались. Следующей зимой постигло их упомянутое несчастье; ахейцы же впоследствии передали модель [изображение] храма ионийцам».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXIV. 3-6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… В 40 стадиях от Эгиона у моря есть местечко Гелика. Здесь лежал город Гелика и самая высшая святыня ионян – храм Посейдона Геликония. Это почитание у них осталось и тогда, когда они были изгнаны ахейцами и ушли в Афины; и позднее, когда они из Афин прибыли на побережье Азии, они продолжали почитать Посейдона Геликония. Если идти из Милета к источнику Библиде, то перед городом есть жертвенник Посейдона Геликония; равным образом и на острове Теосе есть священный участок, и в этой ограде – алтарь Посейдону Геликонию, стоящий осмотра. И у Гомера в его произведениях есть упоминание о Гелике и Посейдоне Геликонии. Впоследствии, когда ахейцы явились сюда и силою вытащили нескольких из тех, которые как молящие о защите скрылись в храм, и умертвили, не замедлил проявиться гнев Посейдона: внезапно эту страну поразило землетрясение, которое до основания и навсегда уничтожило все сооружения и дома, а с домами и самый город, не оставив даже следа.

Море разлилось по большей части страны и потопило целиком всю Гелику. И этот потоп настолько глубоко залил рощу Посейдона, что видны были только верхушки деревьев. Внезапно бог потряс землю; вместе с землетрясением море двинулось вверх, и волна смыла Гелику вместе с населением».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Внезапно бог [Посейдон] потряс землю; вместе с землетрясением море двинулось вверх, и волна смыла Гелику вместе с населением».

 

III. ЭГИОН, город в Ахайе

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXIII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В здании [храма Зевса в Эгионе] прямо против входа на площадь, на другой ее стороне, находятся статуи, тоже медные, с одной стороны Посейдона и Геракла, с другой – Зевса и Афины: они называют эти статуи «Богами из Аргоса», потому что, как говорят аргивяне, они были сделаны в городе Аргосе; сами же жители Эгиона утверждают, что аргивяне дали им эти статуи на сохранение, как в надежное место, и что им было, кроме того, поручено приносить этим статуям каждый день жертвы. И вот им пришла в голову хитрая мысль: они приносили в жертву очень много животных, но так как эти жертвы они поедали как общественный обед все вместе, то для них тут не было специальных трат. Когда же, наконец, аргивяне потребовали эти статуи обратно, то и они в свою очередь предъявили требование возместить им их траты. Так как жители Аргоса не могли им этого заплатить, то были принуждены оставить им статуи».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXIV. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Эгионе [Ахайя] на морском берегу находится святилище Афродиты, за ним Посейдона…»

 

IV. РИОН, мыс в Ахайе

Страбон. География. Книга VIII. II. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 318) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Рион, принадлежащий ахейцам, – это плоский мыс с серповидным изгибом внутрь (действительно, он называется Дрепаном). Он лежит между Пастрами и Эгием; на нем находится святилище Посидона».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Из добычи, полученной от этих морских сражений [афинян против разных островных государств], была принесена жертва Тесею и Посейдону у так называемого (мыса) Риона [в Ахайе]…»

 

КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕГАЛОПОЛЬ, главный город Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Около города [Мегалополя] находится храм Посейдона Эпопта (Всевидящего); от его статуи осталась еще голова».

II. МАНТИНЕЯ, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. V. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Когда же Эпит, [мифический] сын Гиппофоя, осмелился войти в святилище Посейдона в Мантинее, вход в который был запрещен людям – это запрещение сохраняется и до настоящего времени, – так вот, когда он вошел в него, то он ослеп, а немного спустя после этого несчастия и умер».

III. «БЕСПЛОДНОЕ ПОЛЕ» – поле возле Мантинеи в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. VII. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если перевалить через Артемисион по направлению к области Мантинеи, то там встретится так называемое Бесплодное поле [на котором, как утверждали аркадийцы, родился Посейдон], как оно и есть на самом деле. Дождевая вода, стекая сюда с гор, делает обработку этой равнины совершенно невозможной, и эта равнина очень легко могла бы стать болотом, если бы вода не скрывалась в расщелину земли. Исчезнувшая здесь вода вновь появляется на поверхность у Дины. Дина же – это так называемый около Генетлия в Арголиде бьющий из моря источник пресной воды. В древности аргивяне бросали в эту Дину в честь Посейдона взнузданных коней».

IV. АЛЕСИОН, гора возле Мантинеи в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. X. 2-3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У края горы [Алесион] находится храм Посейдона Гиппия (Покровителя коней), недалеко от стадиона Мантинеи. Относительно этого храма я сообщаю, равно как и все упоминавшие о нем, лишь понаслышке. Ныне существующий храм был выстроен императором Адрианом, который велел поставить специальных надсмотрщиков над работавшими, для того чтобы никто из них не вошел в этот древний храм и не тронул его развалин; а вокруг этого храма он приказал возвести стены нового храма. Есть предание, что в древности этот храм выстроили в честь Посейдона [мифические герои, братья] Агамед и Трофоний, использовав как материал дубовые стволы, скрепив их друг с другом. Чтобы преградить людям вход в этот храм, они не устроили никакого заграждения перед входом, но протянули только шерстяную нить, может быть, считая, что для тех, которые тогда чтили богов и имели страх божий, будет достаточно и этого, а может быть потому, что в этой нити была какая-либо особая сила. По-видимому, и [мифический герой] Эпит, сын Гиппофоя, не перескочил через эту нить и не подлез под нее, но, перерезав ее, вошел в святилище; тотчас же после такого нечестивого поступка он немедленно ослеп, так как волна воды ударила ему в глаза, и вскоре же его постигла кончина. Есть старинное сказание, что морская вода появляется в этом святилище… А ведь Мантинея находится еще дальше от моря, и то, что морская вода появляется у них на столь далеком расстоянии, совершенно явно указывает на божье соизволение».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. X. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Против храма Посейдона стоит каменный трофей в память победы над лакедемонянами и Агисом [исторического события]… Мантинейцы говорили, что видели самого Посейдона, как он выступал на их защиту, и поэтому трофей этот они посвятили Посейдону. Поэты, которые темой своих сказаний избрали беды и страдания героев под Троей, описали, как боги участвовали на войне, в кровавых избиениях людей; и афиняне в своих песнях поют, что боги были участниками их боев в деле при Марафоне и Саламине. Но совершенно очевидно погибло под Дельфами войско галатов от руки бога при явном участии демонов (богов покровителей). Отсюда следует, что и победа мантинейцев была одержана не без участия Посейдона».

 

V. ОРХОМЕН, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XIII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Заслуживают осмотра здесь [в Орхомене, Аркадия] источник, из которого жители получают воду, и храмы Посейдона и Афродиты; их статуи сделаны из мрамора».

VI. ФЕНЕЙ, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Здесь же [в Фенее] стоит и медная статуя Посейдона, с эпитетом Гиппий (Покровитель коней). Говорили, что эту статую Посейдона посвятил Одиссей: у Одиссея пропали лошади; отыскивая их, он обходил всю землю эллинов, и там, где он их нашел в земле фенеатов, он основал храм в честь Артемиды и назвал ее Гевриппой (Находительницей коней), посвятил и статую Посейдону Гиппию».

VII. КАФИЯ, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У кафиейцев [жителей Кафии, Аркадия] есть святилища Посейдона и Артемиды…»

VIII. ТРИКОЛОНЫ, местность в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Некогда и Триколоны были городом; еще до моего времени был там на холме храм Посейдона и его статуя в виде четырехугольника, а вокруг храма была роща».

IX. МЕФИДРИЙ, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXVI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Мефидрии есть храм Посейдона Гиппия (Конного); он стоит на берегу реки Милаонта…»

X. Рядом с городом АКАКЕСИЙ в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXVII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Выше рощи [Деспойны] находятся жертвенник Посейдона Гиппия, как отца Деспойны, и других богов; на последнем из них есть надпись, что он является общим жертвенником для всех богов».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXV. 4-5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Когда богиня [Деметра] блуждала по земле, отыскивая свою дочь [Персефону], говорят, Посейдон преследовал ее, желая с ней сочетаться; тогда Деметра превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия; но Посейдон догадался о ее обмане, сам уподобился жеребцу и в таком виде сочетался с Деметрой.

По преданию аркадян, Деметра родила от Посейдона дочь, имя которой они не считают себя вправе делать известным среди непосвященных, и коня Арейона. Поэтому у них у первых из аркадян Посейдона стали именовать Гиппием (Конным)».

 

XI. БОРЕЯ, гора в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Из Асеи можно подняться на гору, которая называется горой Борея [в Аркадии]; на вершине этой горы остались еще следы бывшего тут храма. Говорят, что этот храм построил Одиссей по возвращении из Илиона в честь Афины Сотеры и Посейдона».

 

КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ОНХЕСТ, город в Беотии

Страбон. География. Книга IX. II. 33. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 391) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Онхест находится там, где обычно собирался совет амфиктионов в Галиартской области у Копаидского озера и Тенерской равнины; он расположен на высоте, лишен деревьев и имеет священный участок Посидона, также лишенный растительности. Поэты же приукрашивают

действительность, называя все священные участки «священными рощами», даже если на них не растут деревья».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXVI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Говорят, что в нем [городе Онхест, Беотия] жил сын Посейдона, Онхест. В мое время там оставался храм и статуя Посейдона Онхестия и роща, которую воспел еще Гомер».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXVII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На празднике Посейдона Онхестия несколько человек из фиванцев убили [мифического царя Орхомена] Климена, придя в столь неистовую ярость из-за какого-то пустяка».

 

КУЛЬТ НА ЭВБЕЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. ЭГИ, город на Эвбее

Страбон. География. Книга IX. II. 13. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 384) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Напротив этого [беотийского] побережья, как говорят, расположены Эги на Евбее, где находится святилище Посидона Эгейского; о нем я упомянул выше… Святилище расположено на высокой горе, там некогда был и город».

II. ГЕРЕСТ, город на Эвбее

Страбон. География. Книга X. I. 7. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 423) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Гомер]… указывает, что это место удобно расположено для переправы из Азии в Аттику, так как находится вблизи Суния. В Гересте есть святилище Посидона – самое знаменитое в этой части света, а также значительное поселение».

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. IX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Против них [статуй в Дельфах] стоят приношения лакедемонян после победы над афинянами:… Посейдон и Лисандр, сын Аристокрита. Посейдон венчает победным венком Лисандра [в честь исторического сражения на море]…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В самом храме [Аполлона в Дельфах] находится жертвенник Посейдону, так как прорицалище в незапамятные времена принадлежало и Посейдону…»

См. также о культе Келаурии в Арголиде – острове, который, как говорят, Аполлон выменял у Посейдона на его долю оракула в Дельфах.

II. АНТИКИРА, город в Фокиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXVI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На площади Антикиры [в Фокиде] находятся медные статуи. Есть у них в гавани небольшой храм Посейдона, выстроенный из неотделанных камней; внутри он оштукатурен. Статуя бога из меди и представляет его стоящим; одной ногой он наступил на дельфина. С этой же стороны он держит руку на бедре, в другой руке у него трезубец».

КУЛЬТ В ОЗОЛИЙСКОЙ ЛОКРИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АМФИССА, главный город Локриды

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXVIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть за городом [Амфисса в Озолийской Локриде] и священный участок земли, называемый Посейдонион; он посвящен Посейдону, и на нем есть храм Посейдона; статуи же в мое время уже не было».

II. НАВПАКТ, город в Локриде

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXVIII. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Около моря есть здесь [в Навпакте, Озолийская Локрида] храм Посейдона; в нем находится его медная статуя, изображающая бога в стоячем положении…»

КУЛЬТ НА ТЕНОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. ТЕНОС, главный город Теноса

Страбон. География. Книга X. V. 11. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 463) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«На Теносе нет, правда, большого города, но есть большое достопримечательное святилище Посидона, находящееся вне города в священном участке. В последнем построены обширные столовые помещения, что является признаком достаточно большого стечения народа из соседних мест, приходящего праздновать Посидонии [праздники Посейдона] совместно с местными жителями».

КУЛЬТ НА ХИОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. Рядом с ХИОСОМ, главным городом Хиоса

Страбон. География. Книга XIV. I. 35. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 603) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Что касается Хиоса, то он имеет в окружности, если ехать по суше, 900 стадий. На острове находится город с хорошей гаванью и якорной стоянкой на 80 кораблей. Если при объезде, начиная от города, остров окажется справа, то сначала подойдем к Посидию [храму Посейдона]».

II. АРГЕНН, мыс на Хиосе

Страбон. География. Книга XIV. I. 33. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 603) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«За горой Кориком идет островок Галоннес. Далее следует Аргенн – мыс Эрифрейской области, который находится очень недалеко от Посидия [храма Посейдона] хиосцев. Посидий образует пролив шириной около 60 стадий».

КУЛЬТ НА САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. МИКАЛЕ, гора и мыс на Самосе

Страбон. География. Книга XIV. I. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 596) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Если подъехать к городу [Самос на одноименном острове] с правой стороны, то увидим мыс Посидий, образующий с горой Микале пролив в 7 стадий шириной. На мысе находится храм Посидона…»

КУЛЬТ НА КОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. НИСИР (остров возле Коса)

Страбон. География. Книга X. V. 16. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 464) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Нисир расположен к северу от Телоса… Это круглый, возвышенный и скалистый остров… На острове находится одноименный город с гаванью, горячими источниками и святилищем Посидона… Нисир, как говорят, является обломком Коса. Приводят и миф о том, как Посидон, преследуя одного из гигантов – Полибота, отломал трезубцем кусок Коса и бросил его в гиганта. Брошенный кусок стал островом Нисиром, под которым лежит гигант».

КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ТЕОС, город в Ионии-Лидии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXVII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… [В городе] Теосе есть священный участок, и в этой ограде – алтарь Посейдону Геликонию, стоящий осмотра».

II. ПАНИОН, святилище в Ионии-Лидии

Страбон. География. Книга XIV. I. 20. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 598) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Первый пункт на побережье [Лидии, напротив острова Самос] – это Панионий, лежащий в 3 стадиях над морем, где справляются Панионии – общий праздник ионийцев – и совершаются жертвоприношения в честь Посидона Геликонского. Жрецами при жертвоприношениях являются приенцы; я говорил уже о них в описании Пелопоннеса».

КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. МИЛЕТ, город в Ионии-Карии

Страбон. География. Книга XIV. I. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 592-593) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Милет основал Нелей, родом из Пилоса… В Посидии [святилище Посейдона] показывают алтарь, воздвигнутый Нелеем».

 

Страбон. География. Книга XIV. II. 22. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 615) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«После Иаса идет Посидий милетцев».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Это почитание [Посейдона Геликония] у них [ионийцев] осталось и тогда, когда они были изгнаны ахейцами и ушли в Афины; и позднее, когда они из Афин прибыли на побережье Азии, они продолжали почитать Посейдона Геликония. Если идти из Милета [в Карии] к источнику Библиде, то перед городом есть жертвенник Посейдона Геликония…»

 

II. ПРИЕНА, город в Ионии-Карии

Страбон. География. Книга VIII. VII. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 365-366) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Море вследствие землетрясения поднялось и затопило Гелику, а также и святилище Геликонийского Посидона, которого еще и до сего дня почитают ионийцы, принося там панионийские жертвы. И Гомер, как полагают некоторые, упоминает об этих жертвоприношениях… Отсюда делают вывод, что поэт жил после ионийской колонизации, так как он упоминает панионийское жертвоприношение, которое ионийцы совершают в честь Геликонийского Посидона в области приенцев; ведь сами приенцы, как говорят, также происходят из Гелики [город в Ахайе, Греция]; и в самом деле, они выбирают «царем» этого жертвоприношения юношу из Приены наблюдать за исполнением священных обрядов. Еще более подтверждается данное предположение тем, что поэт говорит о быке; ибо ионийцы полагают, что благоприятные предзнаменования в связи с этим жертвоприношением получаются только тогда, когда бык, приносимый в жертву, издаст мычание».

III. МИЛАСЫ, город в Карии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. X. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть старинное сказание, что морская вода появляется в этом святилище [Посейдона в Мантинее, Аркадия]. Нечто подобное рассказывают и афиняне относительно морской воды на Акрополе, и из карийцев те, которые занимают Миласы, рассказывают нечто такое же относительно храма своего бога, которого на своем местном языке они называют Осогоа. У афинян море у гавани Фалера отстоит от города приблизительно на 20 стадиев; равным образом и у жителей Миласы пристань находится стадиях в 80 от города. А ведь Мантинея находится еще дальше от моря, и то, что морская вода появляется у них на столь далеком расстоянии, совершенно явно указывает на божье соизволение».

КУЛЬТ В ФРИГИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. КАТАКЕКАВМЕНА И КЕЛЕНЫ, регион и город во Фригии

Страбон. География. Книга XII. VIII. 18. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 542) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Фригия «Катакекавмена», которой владеют лидийцы и мисийцы, получила свое название на следующем основании: в соседнем с ней городе Филадельфии даже стены домов ненадежны, ибо каждый день испытывают некоторые колебания и дают трещины. Жители же постоянно наблюдают за колебаниями почвы и свои постройки возводят с учетом этих явлений. Среди прочих городов Апамея часто страдала от землетрясений… Жители почитают Посидона [как бога землетрясений], хотя и живут далеко от моря, и город назван Келенами либо от имени Келена, сына Посидона и Келено, одной из Данаид, либо от камня и черноты, получившейся после сгорания».

КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ ПОСЕЙДОНА

У Посейдона было множество культовых эпитетов. Первые из них описал его различные божественные функции как царя морей и защитника морских путешествий, бога землетрясений, лошадей, бога пресной воды и выращивания растений, а также бога предков:

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΒασιλευςBasileusBasileusKing, LordЦарь, Лорд
ΠελαγαιοςPelagaiosPelagaeusOf the Sea, MarineМорской
ΑιγαιωνAigaiônAegaeonOf the Aegean SeaЭгейского моря
ΠροσκλυστιοςProsklystiosProsclystiusWho Dashes AgainstКто Бросается Против

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΑσφαλιοςAsphaliosAsphaliusSecures Safe VoyageОбеспечивает безопасное путешествие
ΕποπτηςEpoptêsEpoptesOverseer, WatcherСмотритель, Наблюдатель
ΓαιηοχοςGaiêokhosGaeochusHolder of the EarthДержатель Земли
ΕννοσιγαιοςEnnosigaiosEnnosigaeusShaker of the EarthСотрясатель Земли

 

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ἹππιοςHippiosHippiusOf the HorsesЛошадиный
ἹπποκουριοςHippokouriosHippocuriusHorse TenderЛошадиный
ΦυταλμιοςPhytalmiosPhytalmiusPlant NurturerВоспитатель растений
ΠατροςPatrosPatrusFather, AncestralОтец, Предок

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΓενεθλιοςGenethliosGenethliusOf the Kin, KindredИз Рода, Сородичей
ΔωματιτηςDômatitêsDomatitesOf the HouseИз дома
ΛαοιτηςLaoitêsLaoitesOf the PeopleИз народа

Другой набор культовых имен был получен от местонахождения его святынь и от мифических основателей храмов:

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΙσθμιοςIsthmiosIsthmiusOf the Isthmus (Corinthia)Перешейка (Коринфия)
ΤαιναριοςTainariosTaenariusOf Taenarum (Laconia)Таэнарум (Лакония)
ΓενεσιοςGenesiosGenesiusOf Genesium (Argolis)Генезий (Арголида)
ΣαμιοςSamiosSamiusOf Samos (Aegean)Самос (Эгейское море)

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΑιγαιοςAigaiosAegaeusOf Aegae (Euboea)Эгей (Эвбея)
ἙλικωνιοςHelikôniosHeliconiusOf Helicon (Boeotia)Геликон (Беотия)
ΟνχηστιοςOnkhêstiosOnchestiusOf Onchestus (Boeotia)Онхест (Беотия)

Некоторые общие культовые имена, относящиеся к Посейдону, включают:

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΠοσειδιονPoseidionPoseideumTemple of PoseidonХрам Посейдона
ΠοσειδωνιονPoseidônionPoseidoneumTemple of PoseidonХрам Посейдона
ΠοσειδωνιαPoseidôniaPoseidoniaFestival of PoseidonФестиваль Посейдона
ΙσθμιαIsthmiaIsthmiaIsthmian FestivalИстмийский фестиваль

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология