Посейдон был олимпийским богом моря, источников пресной воды, лошадей и землетрясений.
Ему широко поклонялись в многочисленных храмах и святилищах по всей Древней Греции. Главными из них были его святилище близ Коринфа, места проведения Истмийских игр, и святилища Гелики в Ахее и Онхест в Беотии.
В древнегреческой скульптуре Посейдон изображался в виде зрелого, мускулистого бородатого бога . Он был практически идентичен Зевсу, за исключением его атрибутов — трезубца и дельфина. В статуях, таких как справа, где атрибут утерян, идентификация бога затруднена.
Изображение справа — Посейдон-Нептун, греко-римская мраморная статуя, Музей Прадо.
- КУЛЬТ ПОСЕЙДОНА (ОБЩЕЕ)
- КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АФИНЫ, главный город Аттики
- II. ЛАКИАДЫ, община в Аттике
- III. ЭЛЕВСИН, город в Аттике
- КУЛЬТ В КОРИНФЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. КОРИНФ, главный город Коринфа
- II. ДИОЛК (место святилища) И ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ (коринфский праздник)
- КУЛЬТ В СИКИОНЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СИКИОН, главный город Сикиона
- II. Рядом с СИКИОНОМ, главным городом Сикиона
- КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АРГОС, главный город Арголиды
- II. ТРЕЗЕН И КАЛАВРИЯ, город и остров Арголиды
- III. ГИДРЕЯ, остров АРГОЛИДЫ
- IV. ГЕРМИОНА, город в Арголиде
- V. ФИЛАНОРИЙ, город в Арголиде
- VI. ТЕМЕНИЙ, город в Арголиде
- VII. НАВПЛИЯ, город в Арголиде
- VIII. ГЕНЕСИЙ, город в Арголиде
- КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СПАРТА, главный город Лакедемонии
- II. ФЕРАПНА, город в Лакедемонии
- III. ЭГИИ, город в Лакедемонии
- IV. ГИТИОН, город в Лакедемонии
- V. БОЙИ, город в Лакедемонии
- VI. ТЕНАР, мыс в Лакедемонии
- КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. МЕССЕНА, главный город Мессении
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде
- II. САМИК, селение в Элиде
КУЛЬТ ПОСЕЙДОНА (ОБЩЕЕ)
Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. IX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Говорят, что как то раз в Коркире бык, покинув коров и уйдя с пастбища, стал мычать на берегу моря. Так как это продолжалось в течение всего дня, то пастух, наконец, спустился к морю и увидал неисчислимое количество рыб тунцов. Он, конечно, дал знать об этом в город коркирцам, а они после тщетных попыток поймать их отправили в Дельфы феоров (священное посольство); (на основании ответа бога) они принесли в жертву Посейдону этого быка, и тотчас после этой жертвы они наловили столько рыбы, что из десятой доли добычи от этой рыбной ловли они сделали дары и в Олимпию, и в Дельфы».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга XV. 6. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Когда тунец ловится рыбаками… когда тот благополучно запутался в сети, в это самое время все рыбаки молятся Посейдону Отвратителю бед. И я спрашиваю себя о причине, и думаю, что стоит объяснить, что побудило их наложить имя «Отвратителя бед» на бога. Они молятся брату Зевса, Повелителю моря, чтобы ни рыба–меч, ни дельфин [которые рвут сети] не шли попутчиками с косяком тунца».
КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АФИНЫ, главный город Аттики
Страбон. География. Книга IX. I. 16. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 376) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Сам город Афины представляет собой скалу, расположенную на равнине и окруженную строениями… Мне приходят на ум слова Гегесия: «Вижу акрополь и там знак огромного трезубца [Посейдона]…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. II. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от храма [Деметры в Афинах] находится статуя, изображающая Посейдона на коне, бросающего копье в гиганта Полибота, относительно которого у жителей Коса существует сказание в связи с горным выступом Хелоной (Черепахой). Но надпись на статуе, сохранившаяся до нашего времени, относит эту статую к кому-то другому, а не к Посейдону».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXIV. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Статуи в Афинах?] Здесь же Афина создает росток оливы, а Посейдон вызывает наверх волну источника».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXVI. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Входящий в это здание [в Афинах] встречает три жертвенника: один – Посейдона, на котором на основании божественного изречения они приносят жертву и Эрехтею, второй – героя Бута и третий – жертвенник Гефеста… Есть тут – так как здание двойное – в глубоком колодце морская вода. В этом большого чуда нет; даже у тех, кто живет в глубине страны, встречается то же самое, между прочим у карийских афродисийцев; интересно заметить, что в этом колодце при южном ветре слышен звук волн. А на скале есть знак трезубца. Говорят, что он является свидетельством спора Посейдона (с Афиной) за обладание этой страной».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Тут же показывают место [недалеко от Афин], так называемое Конный Колон; говорят, что это было первое место аттической земли, на которое вступил Эдип; это не соответствует сказаниям Гомера, однако так говорят. Есть тут жертвенники и Посейдону Конному и Афине Конной и святилища Перифою и Тесею, Эдипу и Адрасту. Рощу Посейдона и храм сжег [исторический персонаж] Антигон при своем вторжении; он в этой войне причинил много и других опустошений земле афинян».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. X. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть старинное сказание, что морская вода появляется в этом святилище [Посейдона в Мантинее, Аркадия]. Нечто подобное рассказывают и афиняне относительно морской воды на Акрополе… У афинян море у гавани Фалера отстоит от города приблизительно на 20 стадиев…»
II. ЛАКИАДЫ, община в Аттике
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXVII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Аттике] Если идти немного дальше, то встречается участок героя Лакия и дем, который по имени этого героя называют Лакиадами. Тут есть… храм Деметры и ее дочери; вместе с ними тут пользуются поклонением Афина и Посейдон».
III. ЭЛЕВСИН, город в Аттике
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXVIII. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У элевсинцев есть храм… Посейдона Отца».
КУЛЬТ В КОРИНФЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. I. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Такие истории рассказывают относительно своей страны не одни только коринфяне, но, как мне кажется, афиняне первые стали распространять такие легенды об Аттике; между прочим коринфяне говорят, что Посейдон вступил с Гелиосом [Солнцем] в спор из-за этой земли и что Бриарей был у них третейским судьей и что Истм и все, что на нем, он присудил Посейдону, а вершины, которые над городом (Акрокоринф), он отдал Гелиосу. Поэтому и говорят, что Истм принадлежит Посейдону».
I. КОРИНФ, главный город Коринфа
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. II. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Гавани у коринфян называются Лехей и Кенхреи; говорят, что это имена сыновей Посейдона и Пирены, дочери Ахелоя. Но в поэме «Великие Эои» (каталоге женщин) Пирена названа дочерью Эбала. В Лехее есть святилище Посейдона и его медная статуя… В Кенхреях есть храм Афродиты и ее мраморная статуя, а за ним на плотине, идущей вдоль моря, – медная статуя Посейдона».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. III. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
[В Коринфе по дороге в Лехей]… за статуей Гермеса стоят Посейдон, Левкотея и Палемон на дельфине…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. III. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Купален… у коринфян повсюду много; одни из них выстроены на общественный счет, другие же – императором Адрианом. Самая знаменитая из них находится около статуи Посейдона. Ее соорудил один спартиат, Эврикл, украсив ее мрамором как привезенным из других местностей, так главным образом тем, который добывается в Крокеях, одной из местностей Лаконии. Налево при входе (в купальню) стоит статуя Посейдона, а за ним Артемиды на охоте».
II. ДИОЛК (место святилища) И ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ (коринфский праздник)
Истмийские игры проводились в Коринфе в честь Посейдона. Это был один из четырех крупных атлетических праздников Древней Греции. Другие проводились Зевсом в Олимпии и Немее, и Аполлоном – в Дельфах.
Каллимах. Причины. Победа Береники. 9 (265, 5-9). (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Пер. О. Смыки, В. Ярхо, М. Грабарь-Пассек. – М.: Ладомир, 1999. – С. 295):
«Дети Алета-царя [правнука Геракла], что в честь эгейского бога [т. е. Посейдона]
Издавна близ алтаря празднуют игры свои,
Знаком Истмийской победы положат венок сельдерейный.
Споря с Немейской игрой, в чести откажут сосне,
Что победителей лик венчала в старинной Эфире [Коринфе]».
Страбон. География. Книга VIII. VI. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 351) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«У Схенунта [в Коринфе] находится Диолк – самая узкая часть Истма со святилищем Посидона Истмийского».
Страбон. География. Книга VIII. VI. 22. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 362) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«За Кенхреями [коринфским портом] следует Схенунт, где находится узкая часть перешейка – Диолк; затем идет Кроммиония… На Истме находится святилище Истмийского Посидона, в тени сосновой рощи, где коринфяне справляли Истмийские игры».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. I. 7-8 – II. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… Истм [в Коринфе] принадлежит Посейдону.
Здесь заслуживают осмотра театр, а также стадион из белого мрамора [где проводились Истмийские игры]. Если идти в храм бога (Посейдона), то с одной стороны стоят статуи атлетов, одержавших победы на Истмийских состязаниях, а с другой стороны – посаженные в ряд сосны, все подымающие кверху свои прямые стволы. В храме, по величине не очень большом, стоят медные тритоны. В преддверии храма находятся статуи: две – Посейдона, третья – Амфитриты и еще одна – Талассы (Моря), тоже медная. То, что и до наших дней еще находится внутри храма, пожертвовал афинянин Герод, а именно – четыре коня, сплошь золоченые за исключением копыт; копыта у них сделаны из слоновой кости. Около коней два золотых тритона; начиная от бедер, и они сделаны из слоновой кости; на колеснице стоят Амфитрита и Посейдон, а мальчик, прямо стоящий на дельфине, – Палемон. И все эти фигуры сделаны из слоновой кости и золота. На пьедестале, на котором стоит колесница, посредине есть рельефное изображение Талассы, держащей на руках юную Афродиту, а по сторонам так называемые нереиды.
…
На пьедестале Посейдона находятся рельефные изображения сыновей Тиндарея, так как и они считаются спасителями кораблей и людей, находящихся в плавании. Из других статуй в этом храме находятся статуи Галены (морской нимфы) и Талассы и конь, в нижней своей части, ниже груди, похожий на кита; а также Ино, Беллерофонт и (крылатый) конь Пегас.
…
Внутри самой священной ограды на левой стороне находится храм Палемона и в нем статуи: Посейдон, Левкотея и сам Палемон. Есть тут и другое святилище, называемое Адитон (Святая святых); в него ведет подземный ход, и говорят, что тут сокрыт в своей могиле Палемон, и если здесь поклянется ложно кто бы он ни был – коринфянин или иноземец – то нет ему никакой возможности избежать наказания за ложную клятву.
Есть еще здесь старинное святилище, называемое жертвенником киклопов, и на нем приносят жертву киклопам. Что же касается могил Сизифа [царя Коринфа] и Нелея [сына Посейдона] – так как говорят, что и Нелей, прибыв в Коринф, умер от Нелей, прибыв в Коринф, умер от болезни и похоронен около Истма…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). II. 1-4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Миф, объясняющий, почему элейцы не участвовали в Истмийских играх, а коринфяне – в Олимпийских:]
… Так как дети Актора были в цветущем возрасте и отличались смелостью, то союзники Геракла не раз обращались ими в бегство, пока наконец Геракл не убил сыновей Актора, устроив засаду в Клеонах, когда они, полагаясь на провозглашенное коринфянами перемирие по поводу Истмийских игр, отправились на эти игры в качестве феоров (священного посольства). Так как было неизвестно, кто совершил это убийство, то Молина (жена Актора) прилагала огромные усилия к тому, чтобы найти убийцу ее детей. Когда же она это узнала, тогда элейцы потребовали от аргивян удовлетворения за убийство, так как в то время Геракл жил в Тиринфе. Когда аргивяне не согласились на это, элейцы вторично обратились к коринфянам с просьбой наложить на весь аргосский народ отлучение от участия в Истмийских играх. Когда они получили отказ и здесь, то, как говорят, Молина наложила проклятие на всех своих сограждан, если они не захотят отказаться от участия в Истмийских играх.
…
Но есть два других рассказа совершенно иного рода. Один из них таков: говорят, когда Кипсел, коринфский тиран, посвятил Зевсу в Олимпии золотую статую, но умер раньше, чем успел сделать надпись со своим именем на посвящении, то коринфяне просили элейцев позволить им надписать имя их родного города, как будто бы приношение было сделано от имени государства; элейцы им в этом отказали, и тогда коринфяне в гневе на элейцев запретили им участие в Истмийских играх. Но если элейцы отстранены от Истмийских игр против своего желания, то так же коринфяне в свою очередь могут участвовать в Олимпийских состязаниях? Другой рассказ следующий. У Пролая, человека среди элийцев очень видного, и у его жены Лисиппы было двое сыновей – Филанф и Ламп; когда они пришли на Истмийский праздник, один, чтобы участвовать в панкратии (многоборье) для мальчиков, а другой для состязания в борьбе, то, прежде чем начались состязания, они были задушены или погублены каким-либо иным способом своими соперниками. За это Лисиппа наложила проклятие на элейцев, если они добровольно не откажутся от участия в Истмийских состязаниях. Но этот рассказ тоже явно нелеп.
У Тимона, родом элейца, были победы, одержанные им в пентатле (пятиборье) на всех эллинских играх (кроме Истмийских); ему поставлена и статуя в Олимпии, а на ней в стихах указано, сколько венков получил Тимон, также и та причина, почему он не имеет побед на Истмийских состязаниях; вот эти слова из этой элегии:
Но посетить помешали ему Сизифову землю
Распря за гибель и смерть славных Молины сынов».
Плиний Старший. Естественая история. Книга IV. § 18. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
«Затем вторая, [южная] половина Истма [в Коринфе]: Кенхреи, о которых мы уже говорили; святилище Нептуна [Посейдона], знаменитое своими устраиваемыми каждое пятилетие играми».
КУЛЬТ В СИКИОНЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СИКИОН, главный город Сикиона
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. IX. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За святилищем Арата [в Сикионе] находится жертвенник Посейдону Истмийскому…»
II. Рядом с СИКИОНОМ, главным городом Сикиона
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… Если спуститься в так называемую Сикионскую гавань и повернуть к Аристонавтам – это стоянка кораблей для Пеллены, – то недалеко за дорогою налево находится храм Посейдона…»
КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АРГОС, главный город Арголиды
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Затем [в городе Аргос] идет храм Посейдона, именуемого Просклистий (Производящий наводнение); говорят, что он наводнением залил большую часть страны, когда Инах и другие судьи признали эту землю за Герой, а не за ним. Но Гера повлияла на Посейдона, чтобы он заставил море уйти назад; аргивяне же на том месте, откуда стала спадать вода, соорудили храм Посейдону Просклистию».
II. ТРЕЗЕН И КАЛАВРИЯ, город и остров Арголиды
Страбон. География. Книга VIII. VI. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 356-357) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Трезена посвящена Посидону, по имени которого, она некогда называлась Посидонией; она лежит в 15 стадиях над морем и является значительным городом. Перед ее гаванью по имени Погон находится Калаврия – островок, имеющий в окружности около 130 стадий. Здесь находилось убежище, посвященное Посидону; говорят, что этот бог обменялся с Латоной, отдав ей Делос взамен Калаврии, а также с Аполлоном, получив от него Тенар [в Лакедемонии] взамен Пифо. Эфор также сообщает изречение оракула:
Равно тебе обитать в Калаврии и на Делосе
Иль на священной Пифо или на ветристом Тенаре.
С этим святилищем было связано нечто вроде амфиктионии 7 городов, которые принимали участие в общих жертвоприношениях; это были: Гермион, Эпидавр, Эгина, Афины, Прасии, Навплии и Орхомен минийский. Однако за жителей Навплии платили взносы аргивяне, а за прасийцев – лакедемонцы. Почитание этого бога у греков было так велико, что даже македонцы, владычество которых уже распространилось на области до святилища, до некоторой степени сохраняли за ним право убежища и страшились силой оттаскивать от алтаря бога икетов, бежавших в Калаврию в поисках убежища».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXX. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Во время его [мифического царя Трезена Ора] царствования Афина и Посейдон, по их словам, вступили в спор за обладание этой страной, но, несмотря на спор, владеют ею сообща: так им приказал Зевс. Поэтому они чтут Афину под именем Полиады (Градохранительницы) и Сфениады (Могучей), а Посейдона под названием «Царя». И на древних монетах у них стоит изображение: трезубец и голова Афины».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXX. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Кто затем [после Сарона] царствовал, они [жители Трезена] не знают вплоть до воцарения Гиперета и Антаса; о них же они рассказывают, что они были сыновьями Посейдона и Алкионы, дочери Атланта, и что они основали в этой стране города Гиперию и Антию…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За стеною [Трезена, Арголида] находится храм Посейдона Фитальмия (Питающего); говорят, что Посейдон, разгневавшись на трезенцев, сделал всю страну бесплодной, так как соленая морская вода проникла во все семена и корни растений; так было до тех пор, пока, смягченный их жертвоприношениями и молениями, он не перестал посылать морские воды на их землю».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIII. 2-3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Трезенцы говорят, что в древности [остров] Калаврия [у побережье Арголиды, где стоит Трезен] была посвящена Аполлону, когда еще Дельфы принадлежали Посейдону. Передают также и то, что они поменялись между собою этими местностями. В доказательство этого они… и приводят следующее изречение:
Ведь безразлично, Делосом ли властвовать иль
Калаврией,
Местом Пифона священным иль ветрообильным
Тенаром.
Там есть чтимый храм Посейдона; жреческие обязанности совершает девушка до тех пор, пока не наступит для нее пора замужества».
III. ГИДРЕЯ, остров АРГОЛИДЫ
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIV. 9-10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За ним [островом Гидрея] морской берег на материке тянется в виде полумесяца; за морским берегом – коса (до храма Посейдона); начинаясь у моря на востоке, она простирается до запада; на ней есть и гавани. Длина этой косы приблизительно семь стадий, ширина же в самом широком месте не больше трех стадий. На этом месте некогда стоял древний город гермионян. Там и сейчас сохранилось несколько святынь: храм Посейдона на краю косы…»
IV. ГЕРМИОНА, город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIV. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… Современный город [Гермиона] отстоит от того мыса, на котором расположен храм Посейдона, приблизительно на четыре стадия; город расположен на равнине, но затем незаметно поднимается по склонам прилегающих возвышенностей, которые называются горою Проном (Предгорьем); такое имя дают они этой горе».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть тут [в Гермионе]… и медная статуя Посейдона, опирающегося одной ногой на дельфина».
V. ФИЛАНОРИЙ, город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Другое же местечко, которое называют Дидимами (Близнецами), отстоит отсюда [от Филанория] стадиев на двадцать. Там есть храм Аполлона, храм Посейдона, а в самих Дидимах – храм Деметры; их статуи в виде стоячих фигур сделаны из белого мрамора».
VI. ТЕМЕНИЙ, город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… В Темении сооружен храм Посейдона…»
VII. НАВПЛИЯ, город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVIII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… Навплия, в наше время безлюдный город; основателем его был Навплий, по преданию сын Посейдона и Амимоны. Остались еще развалины стен храма Посейдона…»
VIII. ГЕНЕСИЙ, город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть из Лерны и другая дорога, идущая вдоль по самому берегу моря к местечку, которое они называют Генесий; тут у самого моря стоит небольшой храм Посейдона Генесия».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. VII. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если перевалить через Артемисион по направлению к области Мантинеи [в Аркадии], то там встретится так называемое Бесплодное поле [жители Аркадии утверждали, что там родился Посейдон], как оно и есть на самом деле. Дождевая вода, стекая сюда с гор, делает обработку этой равнины совершенно невозможной, и эта равнина очень легко могла бы стать болотом, если бы вода не скрывалась в расщелину земли. Исчезнувшая здесь вода вновь появляется на поверхность у Дины. Дина же – это так называемый около Генетлия в Арголиде бьющий из моря источник пресной воды. В древности аргивяне бросали в эту Дину в честь Посейдона взнузданных коней».
КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СПАРТА, главный город Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко отсюда [от площади Спарты]… храм Афины Агореи и Посейдона, которого называют Асфалием (Заступником)…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Спарте, по дороге Афетаида — святилище героев:]
Недалеко от них – священный участок Посейдона, его именуют Тенарским».
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Спарте есть] … памятник Тенара, и, говорят, что мыс, вдающийся в море, получил от него свое название. Здесь есть также храмы богов Посейдона Гиппокурия (Воспитателя коней) и Артемиды Эгинеи…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIV. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Спарте] У святилища Алкона находится храм Посейдона, именуемого Доматитом (Домашним)».
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XV. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от театра [в Спарте] находятся храм Посейдона Генетлия (Покровителя рода)…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Изображено здесь [в храме Афины Меднодомной в Спарте] и рождение Афины, изображены также Амфитрита и Посейдон: эти (барельефы) – самые большие и, как мне кажется, наиболее заслуживают осмотра».
II. ФЕРАПНА, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко отсюда [от Ферапны] находится храм Посейдона, именуемого Геаохом (Земледержцем)».
III. ЭГИИ, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Говорят, что именно этот город [Эгии] Гомер называет в своих поэмах Авгиями. Там есть озеро, называемое озером Посейдона; около этого озера есть храм и статуя бога. Но ловить здесь рыб боятся – рассказывают, что поймавший их сам из человека обращается в галиею (хищную рыбу)».
IV. ГИТИОН, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXI. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Гитионе есть…] статуя Посейдона Геаоха (Земледержца)»
V. БОЙИ, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если плыть из Бойев к мысу Малеи, то по дороге будет залив, называемый Нимфеоном, и статуя Посейдона в стоячем положении; тут же пещера очень близко от моря, а в ней источник питьевой воды…»
VI. ТЕНАР, мыс в Лакедемонии
Страбон. География. Книга VIII. V. 1. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 345) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«На изгибе прибрежной полосы находится, во-первых, Тенар – мыс, выдающийся в море со святилищем Посидона, расположенным в роще…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На расстоянии ста пятидесяти стадиев от Тевфроны [в Лакедемонии] вдается в море мыс Тенар… На мысе – храм, подобный пещере, а перед ним – статуя Посейдона».
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Несколько лакедемонян, присужденные за то или иное преступление к смертной казни, бежали на Тенар (в храм Посейдона) как молящие бога о защите; тем не менее коллегия эфоров, оторвав их от жертвенника, казнила их. Против спартанцев, ставивших ни во что право убежища молящих о защите, поднялся гнев Посейдона, и бог, (послав землетрясение), разрушил весь город их до основания».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXV. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Когда же сами лакедемоняне убили тех, которые на Тенаре бежали в храм Посейдона, то немного спустя их город подвергся сильному и длительному землетрясению, так что в Лакедемоне не уцелело ни одного дома».
КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. МЕССЕНА, главный город Мессении
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Из храмов богов там [в Мессене] есть храм Посейдона и другой храм Афродиты».
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
Страбон. География. Книга VIII. III. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 326) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Много святилищ Гермеса находится на дорогах [в Элиде] и храмов Посидона на мысах».
I. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На месте старта лошадей под открытым небом [в Олимпии], как раз посредине (старта) – жертвенники Посейдону Гиппию (Покровителю коней) и Гере Гиппии…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Третья жертва, и при этом на одном алтаре [в Олимпии], установлена в честь (3евса Лаэта и Посейдона Лаэта)…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XX. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… На пути по насыпи [ипподрома в Олимпии] стоит Тараксипп (Ужас коней). Он имеет вид круглого жертвенника, и когда кони пробегают мимо него, то сильный страх охватывает их без всякой видимой причины… Различные мнения существуют о Тараксиппе у Эллинов… Но самый достоверный, по-моему, по крайней мере, мнению, рассказ гласит, что это – прозвище Посейдона Гиппия (Конного)».
II. САМИК, селение в Элиде
Страбон. География. Книга VIII. III. 13. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 326) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Далее [в Элиде] идет гора Трифилии, отделяющая Макистию от Писатиды; затем – другая река под названием Халкида, источник Круны, селение Халкида, а после них – Самик, где находится весьма почитаемый храм Посидона Самийского. Есть около храма и священная роща со множеством диких оливковых деревьев. Попечение над этой рощей имеют макистийцы; это они-то и объявили день перемирия, называемый самийским. Все трифилийцы совместно вносят деньги на содержание святилища».
Страбон. География. Книга VIII. III. 16. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«К югу от Пилоса находится Лепрей [в Элиде]. Этот город был расположен над морем в 40 стадиях. Между Лепреем и Аннием есть святилище Посидона Самийского на расстоянии 100 стадий от обоих городов. Это – то святилище, в котором, по словам Гомера, Телемах застал пилосцев за совершением жертвоприношения:
Тою порою достигнул корабль до Нелеева града,
Пышного Пилоса. В жертву народ приносил там на бреге
Черных быков Посидону, лазурнокудрявому богу.
(Од. III, 4)»
Страбон. География. Книга VIII. III. 20. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 330) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Посидий представляет собой священную рощу, как я уже сказал, поблизости от моря, а над ней поднимается высокий холм перед теперешним Самиком [в Элиде] на месте которого находился Самос, так что Самос с моря был незаметен».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Каллимах. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
Римские
- Плиний Старший. Естественая история. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
Список используемой литературы