Посейдон был олимпийским богом моря, землетрясений, наводнений, засухи и лошадей.
На этой странице описываются смертные любовницы бога. Однако большинство из них появляются только в древних генеалогиях без сопутствующей истории. Самыми известными связями были девушки Амимона, Эфра, Тиро и Ифимедия.
Изображение справа — Посейдон и Амимона, 5 века до н.э., Музей изящных искусств Бостона.
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ЭФРА
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: АЛОПА
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: АМИМОНА
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: АСТИПАЛЕЯ
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ЭВРИНОМА
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ГИППОТОЯ
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: КАНАКА
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: КОРОНИДА
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: МЕЛАНТА
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ИФИМЕДИЯ
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: МОЛИОНА
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ФЕОФАНА
- ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ТИРО
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ЭФРА
МЕСТО: Трезен, Арголида (Южная Греция)
Платон. Государство. Книга третья. 391c / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 155) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«… Тесей, сын Посейдона, и Пирифой, сын Зевса…»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. XV. (6). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 74) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Так как у него [царя Эгея] не было детей, он, опасаясь своих братьев, пришел к Пифии и вопросил оракул о том, будет ли у него потомство. Бог же ответил ему:
Винного меха конец не развязывай, доблестный воин,
Прежде чем ты не подымешься вновь на акрополь Афинский.
Затрудняясь понять смысл оракула, Эгей отправился обратно в Афины, и, когда он проходил через Трезен, ему там оказал гостеприимство Питтей, сын Пелопса. Он понял смысл оракула [и пообещал Эгею сына], и напоив гостя допьяна, уложил спать со своей дочерью Этрой. В ту же самую ночь с ней сблизился и бог Посейдон [Этра родила сына Тесея, который, как выяснилось позже, был сыном Посейдона]».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть у трезенцев и острова; один из них так близок к материку [и городу Трезен в Арголиде], что на него можно перейти вброд. Этот остров, называвшийся прежде Сферией, был назван Гиера (Священным) по следующей причине. На нем есть могила и памятник Сферу; говорят, этот Сфер был возницей Пелопа. На этот остров во исполнение сновидения, посланного Афиной, чтобы совершить погребальные возлияния этому герою, явилась Эфра, и, когда она была тут, говорят, с ней сочетался Посейдон. Поэтому Эфра воздвигла здесь храм в честь Афины Апатурии и назвала этот остров Гиера (Священным), вместо Сферии».
Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. 34. / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2; цитируется по: [simposium) (анонимные авторы 2 в. н. э.):
«Тесей, который на самом деле был сыном Посейдона…»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 37. Эфра. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 60-61):
«Нептун [Посейдон] и Эгей, сын Пандиона, в одну и ту же ночь возлегли в святилище Минервы [Афины] с Эфрой, дочерью Питфея. Того, кто родится у нее, Нептун уступил Эгею… Потом Эфра родила Тесея».
Овидий. Героиды. Письмо четвертое. Федра – Ипполиту. 109. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Сын Нептуна [Тесей] теперь далеко и вернется нескоро…»
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: АЛОПА
МЕСТО: Элевсин, Аттика (Южная Греция)
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXIX. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Рядом с Элевсином] За могилами аргивян находится памятник Алопы, которая от Посейдона родила Гиппотоонта и (за это) на этом месте была убита своим отцом Керкионом».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. V. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В числе героев-эпонимов (дающих имя), находятся Гиппотоонт, сын Посейдона и Алопы, дочери Керкиона…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У афинянина Херила, написавшего драму «Алопа», сказано, что Керкион и Триптолем были братьями, что их родила дочь Амфиктиона, что отцом Триптолема был Рар, а Керкиона – Посейдон».
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: АМИМОНА
МЕСТО: Лерна, Арголида (Южная Греция)
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. I. (4-5). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 25, 27) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«У [царя] Египта родилось от многочисленных жен пятьдесят сыновей, а у Даная – пятьдесят дочерей [включая Амимону]. Когда Данай и Египет позже начали бороться за власть, Данай из страха перед сыновьями Египта первым по совету Афины построил пятидесятивесельный корабль и, посадив на него дочерей, спасся бегством.
Оттуда он [Данай] направился в Аргос, и царствовавший там в те времена Геланор передал ему царскую власть. Став господином страны, Данай назвал жителей ее по своему имени данайцами. В стране не было воды, так как Посейдон иссушил в ней даже источники, гневаясь на [бога реки] Инаха, объявившего эту землю принадлежащей богине Гере; поэтому Данай послал своих дочерей отыскать воду. Одна из них, Амимона, во время поисков метнула дротик в оленя, но попала в спящего Сатира; последний проснулся и воспылал желанием с ней сойтись. Но тут появился Посейдон, и Сатир убежал, Амимона же разделила ложе с Посейдоном, и тот указал ей источники в Лерне.
…
Амимона же родила от Посейдона Навплия. Последний прожил очень долго и, плавая по морю, зажигал ложные сигнальные огни всем встречным морякам с целью их погубить».
Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Первая книга. 132-136. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 8) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
«[В числе аргонавтов были:]
После пришел и потомок Даная славного Навплий.
Был ему отцом Клитоний, Навбола отпрыск.
Навбол рожден от Лерна героя, а Лерн, как мы знаем,
Прета был сын Навплиада. Данаева дочь Амимона
Навплия встарь еще родила Посидону владыке».
Страбон. География. Книга VIII. VI. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 351) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«… Кроме того, что генеалогия Навплия носит мифический характер, она грешит еще и против хронологии; если допустить, что он был сыном Посидона, то как же он, еще будучи в живых во время Троянской войны, мог быть сыном Амимоны?»
[Данаида Амимона жила за много поколений до Троянской войны.]
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Начиная от этой горы [Понтин], почти до самого моря, простирается [священная] платановая роща. Ее границы составляют: с одной стороны река Понтин, с другой – вторая река: название этой реке Амимона, по имени одной из дочерей Даная».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVIII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На расстоянии, по моему мнению, стадиев пятидесяти от Темения находится Навплия, в наше время безлюдный город; основателем его был Навплий, по преданию сын Посейдона и Амимоны».
Филострат Старший. Картины. Книга I. 8. Амимона. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
«[Из описания греческой картины в Неаполе:]… Посейдон мог ехать по морю, как по твердой земле… Гладкое море стелется там перед ним и его колесницей, и морские звери его провожают; там, как и здесь, плывут они следом за ним и, ласкаясь, весело скачут вокруг. Там, я думаю, ты представляешь себе лошадей такими, какие бывают на суше; ведь он требует, чтобы они были «меднокопытными» и «быстроногими» и стегает бичом их; здесь же запряжены кони морские, ноги у них приспособлены и для воды, так что могут они и плавать; они голубого цвета, клянусь Зевсом, совсем как дельфины. Там Посейдон изображен разгневанным; он негодует на Зевса за то, что «клонит он книзу» дела греков и их успехи в войне делает хуже троянских; тут же он нарисован сияющим, глядит он весело и весь охвачен нетерпеньем, как сильно влюбленный. Ведь Амимона, дочь Даная, которая часто ходила за водой к реке Инаху, победила сердце этого бога, и он мчится, чтоб овладеть ею, а она даже и в мыслях не имеет, что кто-нибудь может в нее быть влюбленным. Ведь испуг девушки, ее волненье, то что золотой сосуд падает у нее из рук, – это все нам показывает, что Амимона поражена и не знает, чего ради покидает Посейдон так стремительно со всей своей свитою глубокое море; у нее от природы белый цвет лица, золото же украшений, сочетав свой блеск с отраженьем в воде, окружает ее как бы сиянием. Не будем же, мальчик, мешать невесте: уж волна готовит им ложе для брака; пока она еще голубая и с виду прозрачная, но скоро бог Посейдон заставит рисовать ее пурпурной [чтобы украсить брачные покои]».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 14. Собравшиеся аргонавты. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 28):
«Навплий, сын Нептуна [Посейдона] и Амимоны, дочери Даная, аргосец».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 157. Сыновья Нептуна [Посейдона]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 192):
«<Навплий от> Амимоны, <дочери Даная>»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 169. Амимона. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 203-204):
«[Когда Амимона, дочь Даная, была увлечена в лесу охотой, она ранила дротиком сатира. Сатир хотел изнасиловать ее. Она взмолилась Нептуну [Посейдону]. Нептун пришел туда, прогнал сатира и сам возлег с Амимоной. От него она родила Навплия. В том месте, где это произошло, Нептун, как говорят, ударил трезубцем в землю и оттуда потекла вода, которая называется лернейским источником или рекой Амимоний.]
Амимону, дочь Даная, отец послал найти воду для священнодействий, а она, пока искала, от усталости заснула. Сатир хотел изнасиловать ее. Она взмолилась Нептуну. Когда Нептун метнул в сатира трезубец, тот вонзился в скалу, а сатир бежал. Когда Нептун спросил у девушки, что она делает одна в безлюдном месте, она ответила, что отец послал ее за водой. Нептун сочетался с ней. За это он решил одарить ее и велел вытащить его трезубец из скалы. Когда она вытащила его, забило три струи воды, которые по имени Амимоны стали называться источником Амимонием. От Нептуна она родила Навплия. А этот источник потом стали называть Лернейским».
Для получения дополнительной информации об этой женщине см. АМИМОНА
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: АСТИПАЛЕЯ
МЕСТО: Финикия (Западная Азия) и Кос (греческий остров в Эгейском море)
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. VII. (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 42) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«…Геракл ночью высадился и захватил остров [Кос], убив при этом царя Эврипила, сына Посейдона и Астипалеи».
Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Вторая книга. 856-860. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 55) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
«[После смерти кормчего Тифиса аргонавты:]
Долго они бы еще горевали, медля с отплытьем,
Если бы смелость безмерную не вложила Анкею
Гера. Его родила Посидону близ вод Имбросийских [реки острова Самос]
Астипалея; и он давно был искусен всемерно
В море корабль вести».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. IV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Поэт] Асий, сын Амфиптолема из Самоса, в своих поэмах написал, что у Феникса от Перимеды, дочери Энея, родились две дочери, Астипалея и Европа, что от Посейдона и Астипалеи был сын Анкей и что он царствовал над так называемыми лелегами [коренными жителями острова Самос]; что у Анкея от его брака с дочерью реки Меандра, Самией, родились [перечисляются имена детей]… Вот что рассказал Асий в своих поэмах».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 157. Сыновья Нептуна [Посейдона]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 191):
«Периклимен……
Анкей от Астипалеи, дочери Феникса».
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ЭВРИНОМА
МЕСТО: Коринф (Южная Греция)
Гесиод. Каталог женщин или Эои. Потомки Эола. 22 (43). 70-83. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 89) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Иль такова, как дитя Пандионовой отрасли – Ниса,
Дочь Евринома. Ее мастерству обучила Афина.
Нравом радушна была, в рассужденьях подобна богиням.
С нежного тела ее, с одеяний серебрянотканых
Свет изливался божественный, веяло милой красою.
Оной Сисиф Эолид во желаньях своих домогался,
Стадо пригнав, но не ведал эгидодержавного Зевса
Промысла, ибо с дарами пришел добиваться супруги,
Волей Афины ведомый, но ранее тучегонитель
Зевс промышленьем бессмертным решил, что не быть
во грядущем
Главка, Сисифова сына, потомству средь племени смертных.
Ибо она, сочетавшись в объятьях тогда с Посейдоном,
Главку в чертогах дала безупречного Беллерофонта,
Доблестью высшего прочих людей на земле беспредельной…»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 157. Сыновья Нептуна [Посейдона]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 190):
«Беллерофонт от Эвриномы, дочери Ниса».
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ГИППОТОЯ
МЕСТО: Микены, Арголида (Южная Греция) и Эхинадские острова (греческие острова в Иноническом море)
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. IV. (5). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 30) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«От Местора [царя Микен] и Лисидики, дочери Пелопса, родилась Гиппотоя. Ее похитил Посейдон и, перенеся ее на Эхинадские острова, сошелся с ней. От этого союза родился Тафий, который колонизовал остров Тафос и и назвал народ, обитавший там, телебоями, потому что ушел далеко от родины».
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: КАНАКА
МЕСТО: Фессалия (Северная Греция)
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VII. (3-4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 11) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Эол же воцарился в области Фессалии… Женившись на Энарете, дочери Деимаха, он произвел на свет семерых сыновей… и пять дочерей – Канаку, Алкиону, Пейсидику, Калику, Перимеду….
Канака родила от Посейдона Гоплея, Нирея, Эпопея, Алоея и Триопа».
Гимны Каллимаха. VI. К Деметре. 96-99 / Перевод С. С. Аверинцева. / (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 170) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Сам Триоп [сын Посейдона и Канаки], седую главу поражая руками,
Громко воззвал к Посейдону, ему не внимавшему вовсе:
«О лжеродитель! Воззри на внука, если и вправду
Твой я сын от Канаки, Эоловой дщери…»
Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 115-116. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Изобразила, как ты, о Нептун [Посейдон], в быка превратившись,
Деву Эолову [предположительно, Канаку] взял…»
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: КОРОНИДА
МЕСТО: Фокида (Центральная Греция)
Овидий. Метаморфозы. Книга вторая. 570-582. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Ибо в Фокейской земле Короней знаменитый отцом мне –
Дело известное – был; возрастала я царственной девой.
Не презирай; женихам была я богатым желанна.
Да погубила краса: когда я по берегу шагом
Медленным шла, как всегда, по глади гуляя песчаной,
Вдруг увидал меня бог морской [Посейдон] и зажегся. И так как
Тратил лишь время, моля понапрасну умильною речью,
Силой преследовать стал. Бегу, покинула плотный
Берег и в рыхлом песке утомляю себя понапрасну.
Тут и богов и людей я зову, но не слышит из смертных
Криков моих ни один, – лишь тронута девою Дева [Афина].
Помощь она подала. Простирала руки я к небу –
Руки начали вдруг чернеть оперением легким
[и она превратилась в ворону]».
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: МЕЛАНТА
МЕСТО: Фокида (Центральная Греция)
Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 119-120. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«… Змеевласая матерь Пегаса
Птицею знала тебя [Посейдона], дельфином знала Меланта…»
[Меланта была матерью Дельфа, от имени которого получил название город Дельфы. Отцом Дельфа был Посейдон.]
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ИФИМЕДИЯ
МЕСТО: Фессалия (Северная Греция)
Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая. 305-314. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 548) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«Ифимедею [ее призрак], жену Алоея, потом я [Одиссей в Аиде] увидел;
С ней сочетался, – хвалилась она, – Посейдон земледержец;
Были плодом их союза два сына (но краток был век их):
Отос божественный с славным везде на земле Эфиальтом.
Щедрая, станом всех выше людей их земля возрастила;
Всех красотой затмевали они, одному Ориону
В ней уступая; и оба, едва девяти лет достигнув,
В девять локтей толщиной, вышиною же в тридевять были.
Дерзкие стали бессмертным богам угрожать, что Олимп их
Шумной войной потрясут и губительным боем взволнуют…»
Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 19. Схолии к Аполлонию Родосскому, I, 482: «Алоады». (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 98-99) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Эратосфен рассказывает, что они были землеродными, сыновьями же Алоэя названы потому, что их вырастила жена Алоэя. Гесиод говорит, что сыновьями Алоэя и Ифимедеи они были только по имени, а в действительности – сыновьями Посейдона и Ифимедеи, город же Ал в Этолии основан их отцом».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VII. (4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 11-12) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Алоей женился на Ифимедее, дочери Триопа, которая влюбилась в Посейдона и постоянно совершала прогулки к морю, зачерпывала руками морские воды и лила себе на грудь. Сошедшийся с ней Посейдон произвел на свет двух сыновей, Ота и Эфиальта, называемых Алоадами. Эти Алоады каждый год вырастали в ширину на локоть, а в высоту – на сажень, В возрасте девяти лет, имея в ширину девять локтей и рост в девять саженей, Алоады отважились сразиться с божеством…»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 28. От и Эфиальт. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 49-50):
«От и Эфиальт, сыновья Алоэя и Ифимедеи, дочери Нептуна, были, говорят, удивительного роста. Каждый из них каждый месяц вырастал на девять пальцев. И вот, когда им было девять лет, они попытались подняться на небо…
Другие же писавшие говорят, что они были сыновьями Нептуна [Посейдона] и Ифимедеи и что они были неуязвимы».
Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 115-116. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«… Ты, о Нептун [Посейдона], в быка превратившись,
Деву Эолову взял, как, вид приняв [реки] Энипея…»
[Овидий путает Ифимедею и Тиро.]
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: МОЛИОНА
МЕСТО: Олен, Ахайя (Южная Греция)
Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 17 В. «Схолии к «Илиаде», XI, 750: «двух Акторидов младых Молионов» (Н.Гнедич). (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 98-99) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Гесиод говорит, что они (Молионы) на словах были сыновьями Актора и
Молионы, но в действительности – сыновьями Посейдона».
Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 18. Схолии А к «Илиаде», XXIII, 638-641 (= Порфирий, «Исследования по гомеровской «Илиаде», с.265, 8). (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 98) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Аристарх называет Молионов «двойней», но не в том смысле, в котором мы обычно понимаем это слово, как в случае с Диоскурами, а как «двоесущных», «двутельных» (основываясь здесь на свидетельстве Гесиода), [«обладающими двумя телами»].
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VII. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 42) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Авгий, услышав о том, что Геракл идет против него войной, поставил полководцев над войском Элиды Эврита и Ктеата, сросшихся близнецов, которые своей силой превосходили всех тогда живших на земле людей. Они были сыновьями Молионы и Актора; их называли также сыновьями Посейдона».
Афиней. Пир мудрецов. Книга первая. 57f-58a. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. 82):
«Ивик [греческий поэт 6 в. до н. э.] в пятой книге «Песен» говорит о сыновьях Молионы:
Белоконных сыновей
Молионы убил я –
Сверстников, крепко сращенных друг с другом,
Храбрых. В яйце родилися серебряном
Вместе они».
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ФЕОФАНА
МЕСТО: Бисалтия, Фракия (Северная Греция)
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 3. Фрикс. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 12):
«Когда Фрикс и Гелла, пораженные безумием, посланным Либером [Дионисом], бродили в лесу, туда, говорят, пришла их мать Туча [Небула (Нефела)] и привела с собой золоченого барана, сына Нептуна [Посейдона] и Феофаны».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 188. Феофана. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 225-226):
«Феофана, дочь Бисальта, очень красивая девушка. Когда многие женихи сватали ее у отца, Нептун [Посейдон] поднял ее и перенес на остров Крумиссу. Когда женихи узнали, где она, они снарядили корабль и отправились на Крумиссу. Нептун обманул их, превратив Феофану в очень красивую овцу. Сам он превратился в барана, а граждан Крумиссы превратил в отару. Когда женихи прибыли туда и не нашли ни одного человека, они стали убивать скот и питаться им. Когда Нептун увидел, что они пожирают превращенных в овец крумиссян, он превратил женихов в волков, сам же, как был в образе барана, сочетался с Феофаной, которая родила златорунного барана, который отвез Фрикса в Колхиду, а его шкура, повешенная в священной роще Марса [Ареса], принадлежала Ээту, пока Ясон не унес ее».
Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 115-117. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«…[Ты, о Нептун (Посейдон)]… как баран – обманул Бизальтиду [дочь Бизальта (Бисальта)]».
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ТИРО
МЕСТО: река Энипей, Фессалия (Северная Греция)
Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая. 235-259. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 546-547) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«[Одиссей рассказывает о призраках, которых встретил в Аиде:]
Прежде других подошла благороднорожденная Тиро,
Дочь Салмонеева, славная в мире супруга Крефея,
Сына Эолова; все о себе мне она рассказала:
Сердце свое Энипеем, рекою божественно светлой,
Между реками земными прекраснейшей, Тиро пленила;
Часто она посещала прекрасный поток Энипея;
В образ облекся его Посейдон земледержец, чтоб с нею
В устье волнистокипучем реки сочетаться любовью;
Воды пурпурные встали горой и, слиявшись прозрачным
Сводом над ними, сокрыли от взоров и бога и деву.
Девственный пояс ее развязал он, ей очи смеживши
Сном; и когда, распаленный, свое утолил вожделенье,
За руку взял, и по имени назвал ее, и сказал ей:
«Радуйся, богом любимая! Прежде чем полный свершится
Год, у тебя два прекрасные сына родятся (бесплоден
С богом союз не бывает), и их воспитай ты с любовью.
Но, возвратяся к домашним, мое называть им страшися
Имя; тебе же откроюсь: я бог Посейдон земледержец».
Так он сказав, погрузился в морское глубокое лоно.
В срок от нее близнецы Пелиас и Нелей родилися;
Слуги могучие Зевса эгидоносителя были
Оба они; обладая стадами баранов, в Иолкосе
Тучнополянистом жил Пелиас; а Нелей жил в песчаном
Пилосе. Но от Крефея еще родились у прекрасной
Тиро Эсон, и Ферет, и могучий ездок Амифаон».
Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 38. Схолии к «Одиссее», XII, 69. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 109) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Тиро, дочь Салмонея, имела двух сыновей от Посейдона – Нелея и Пелия. Она вышла замуж за Крефея и родила от него троих сыновей – Эсона, Ферета и Амифаона».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. IX. (8). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 16) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Тиро, дочь Салмонея и Алкидики, воспитывалась у Кретея [после того, как ее родители были убиты Зевсом за то, что притворились богами], который приходился Салмонею родным братом. Она влюбилась в речного бога Энипея и в сокрушении постоянно ходила на реку. Посейдон, приняв образ Энипея, сошелся с ней, и она, родив тайно двух близнецов, подкинула их. Вблизи подкинутых близнецов проходили пастухи, гнавшие табун лошадей, и кобылица задела копытом лицо одного из близнецов, на котором от этого осталось темное пятно. Пастух поднял и вырастил обоих мальчиков и того, который был с пятном, назвал Пелием, другого же Нелеем. Когда близнецы выросли и узнали, кто их родная мать, они убили свою мачеху, которую звали Сидеро [жену Кретея]. Они напали на нее после того, как узнали, что та оскорбила их мать».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXVIII. (1-3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«… Перейдем к рассказу о Салмонее, Тиро и их потомках, вплоть до участвовавшего в Троянской войне Нестора. Салмоней был сыном Эола, внуком Эллина и правнуком Девкалиона. Отправившись из Эолиды во главе множества эолийцев, он основал в Элее у реки Алфея город, который назвал по своему имени Салмонией. Женился он на Алкидике, дочери Алея [царя Аркадии], и та родила ему дочь по имени Тиро, отличавшуюся редкой красотой. После смерти Алкидики Салмоней женился на Сидеро, которая, будучи мачехой, скверно обращалась с Тиро. Позднее Салмонея, который был хулителем и святотатцем, возненавидели его собственные подданные, а Зевс поразил за святотатство молнией.
С Тиро, которая в то время была еще девой, сочетался Посейдон, и она родила сыновей – Пелия и Нелея. Выйдя замуж за Крефея, Тиро родила Амифаона, Ферета и Эсона».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга VI. Фрагмент 7. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«У него [Салмонея] была единородная дочь Тиро, получившая такое имя по причине белизны и мягкости тела. Посейдон влюбился в [Тиро] из-за ее красоты, сочетался с ней, и та родила сыновей Пелия и Нелея. Салмоней же, не поверив, что [Тиро] лишил девственности Посейдон, стал скверно обращаться с Тиро и в конце концов получил от некоего божества возмездие из-за нечестивства и погиб, пораженный молнией Зевса».
Страбон. География. Книга VIII. III. 32. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 339) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«[Город] Салмона [в Элиде] расположена недалеко от одноименного источника, из которого вытекает Энипей. Река эта впадает в Алфей [и носит теперь название Барнихий]. Передают, что Тиро полюбила Энипея:
Сердце свое Энипеем божественным Тиро пленила.
(Од. XI, 238)
Ибо здесь, говорят, царствовал ее отец Салмоней, так же как и Еврипид говорит в «Эоле». (Некоторые пишут имя Энипея, реки в Фессалии, «Энисей»; он течет с горы Офрия и принимает приток Апидан, текущий из Фарсала).
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. II. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… Афарей [царь Мессении] основал город Арену в Мессении и принял в свой дом своего двоюродного брата Нелея, сына Крефея, внука Эола, хотя его называли сыном Посейдона; он был изгнан из Иолка Пелием…»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 12. Пелий. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 20):
«Пелию, сыну Крефея и Тиро…»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 157. Сыновья Нептуна [Посейдона]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 191):
«Нелей и Пелий от Тиро, дочери Салмонея».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь I. 118-124. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 5-6) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Неужто в пыланье
Страсти любовнобезумной и жен быки умыкают?
Или опять Посейдон юницу прельстил и похитил,
Приняв рогатый образ быка речного как древле?
Хитрость иную измыслил, когда с Тиро насладился
Только недавно, богом реки прикинувшись влажным,
С виду лишь Энипеем, обрушившим водную гору?»
Для получения ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации об этой женщине см. ТИРО.
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Одиссея. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гесиод. Каталог женщин или Эои. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Платон. Государство. / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Аполлоний Родосский. Аргонавтика. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. ???-???) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
- Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Афиней. Пир мудрецов. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. ???) (древнегреческий писатель 2-3 вв. н. э.):
- Филострат Старший. Картины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Овидий. Героиды. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
Список используемой литературы