Возлюбленные Посейдона — 2

Посейдон был олимпийским богом моря, землетрясений, наводнений, засухи и лошадей.

На этой странице описываются смертные любовницы бога. Однако большинство из них появляются только в древних генеалогиях без сопутствующей истории. Самыми известными связями были девушки Амимона, Эфра, Тиро и Ифимедия.

Изображение справа — Посейдон и Амимона, 5 века до н.э., Музей изящных искусств Бостона.

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ЭФРА

МЕСТО: Трезен, Арголида (Южная Греция)

Платон. Государство. Книга третья. 391c / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 155) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«… Тесей, сын Посейдона, и Пирифой, сын Зевса…»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. XV. (6). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 74) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Так как у него [царя Эгея] не было детей, он, опасаясь своих братьев, пришел к Пифии и вопросил оракул о том, будет ли у него потомство. Бог же ответил ему:

Винного меха конец не развязывай, доблестный воин,

Прежде чем ты не подымешься вновь на акрополь Афинский.

Затрудняясь понять смысл оракула, Эгей отправился обратно в Афины, и, когда он проходил через Трезен, ему там оказал гостеприимство Питтей, сын Пелопса. Он понял смысл оракула [и пообещал Эгею сына], и напоив гостя допьяна, уложил спать со своей дочерью Этрой. В ту же самую ночь с ней сблизился и бог Посейдон [Этра родила сына Тесея, который, как выяснилось позже, был сыном Посейдона]».

Посейдон, Эрос и Амимона, греко-римская мозаика из Пафоса 3-го век нашей эры, Археологический парк Като-Пафос
Посейдон, Эрос и Амимона, греко-римская мозаика из Пафоса 3-го век нашей эры, Археологический парк Като-Пафос

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть у трезенцев и острова; один из них так близок к материку [и городу Трезен в Арголиде], что на него можно перейти вброд. Этот остров, называвшийся прежде Сферией, был назван Гиера (Священным) по следующей причине. На нем есть могила и памятник Сферу; говорят, этот Сфер был возницей Пелопа. На этот остров во исполнение сновидения, посланного Афиной, чтобы совершить погребальные возлияния этому герою, явилась Эфра, и, когда она была тут, говорят, с ней сочетался Посейдон. Поэтому Эфра воздвигла здесь храм в честь Афины Апатурии и назвала этот остров Гиера (Священным), вместо Сферии».

 

Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. 34. / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2; цитируется по: [simposium) (анонимные авторы 2 в. н. э.):

«Тесей, который на самом деле был сыном Посейдона…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 37. Эфра. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 60-61):

«Нептун [Посейдон] и Эгей, сын Пандиона, в одну и ту же ночь возлегли в святилище Минервы [Афины] с Эфрой, дочерью Питфея. Того, кто родится у нее, Нептун уступил Эгею… Потом Эфра родила Тесея».

 

Овидий. Героиды. Письмо четвертое. Федра – Ипполиту. 109. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Сын Нептуна [Тесей] теперь далеко и вернется нескоро…»

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: АЛОПА

МЕСТО: Элевсин, Аттика (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXIX. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Рядом с Элевсином] За могилами аргивян находится памятник Алопы, которая от Посейдона родила Гиппотоонта и (за это) на этом месте была убита своим отцом Керкионом».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. V. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В числе героев-эпонимов (дающих имя), находятся Гиппотоонт, сын Посейдона и Алопы, дочери Керкиона…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XIV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У афинянина Херила, написавшего драму «Алопа», сказано, что Керкион и Триптолем были братьями, что их родила дочь Амфиктиона, что отцом Триптолема был Рар, а Керкиона – Посейдон».

Посейдон и Амимона, 5 век до н.э., Музей школы дизайна Род-Айленда
Посейдон и Амимона, 5 век до н.э., Музей школы дизайна Род-Айленда

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: АМИМОНА

МЕСТО: Лерна, Арголида (Южная Греция)

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. I. (4-5). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 25, 27) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«У [царя] Египта родилось от многочисленных жен пятьдесят сыновей, а у Даная – пятьдесят дочерей [включая Амимону]. Когда Данай и Египет позже начали бороться за власть, Данай из страха перед сыновьями Египта первым по совету Афины построил пятидесятивесельный корабль и, посадив на него дочерей, спасся бегством.

Оттуда он [Данай] направился в Аргос, и царствовавший там в те времена Геланор передал ему царскую власть. Став господином страны, Данай назвал жителей ее по своему имени данайцами. В стране не было воды, так как Посейдон иссушил в ней даже источники, гневаясь на [бога реки] Инаха, объявившего эту землю принадлежащей богине Гере; поэтому Данай послал своих дочерей отыскать воду. Одна из них, Амимона, во время поисков метнула дротик в оленя, но попала в спящего Сатира; последний проснулся и воспылал желанием с ней сойтись. Но тут появился Посейдон, и Сатир убежал, Амимона же разделила ложе с Посейдоном, и тот указал ей источники в Лерне.

Амимона же родила от Посейдона Навплия. Последний прожил очень долго и, плавая по морю, зажигал ложные сигнальные огни всем встречным морякам с целью их погубить».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Первая книга. 132-136. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 8) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«[В числе аргонавтов были:]

После пришел и потомок Даная славного Навплий.

Был ему отцом Клитоний, Навбола отпрыск.

Навбол рожден от Лерна героя, а Лерн, как мы знаем,

Прета был сын Навплиада. Данаева дочь Амимона

Навплия встарь еще родила Посидону владыке».

 

Страбон. География. Книга VIII. VI. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 351) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Кроме того, что генеалогия Навплия носит мифический характер, она грешит еще и против хронологии; если допустить, что он был сыном Посидона, то как же он, еще будучи в живых во время Троянской войны, мог быть сыном Амимоны?»

[Данаида Амимона жила за много поколений до Троянской войны.]

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Начиная от этой горы [Понтин], почти до самого моря, простирается [священная] платановая роща. Ее границы составляют: с одной стороны река Понтин, с другой – вторая река: название этой реке Амимона, по имени одной из дочерей Даная».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVIII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«На расстоянии, по моему мнению, стадиев пятидесяти от Темения находится Навплия, в наше время безлюдный город; основателем его был Навплий, по преданию сын Посейдона и Амимоны».

 

Филострат Старший. Картины. Книга I. 8. Амимона. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«[Из описания греческой картины в Неаполе:]… Посейдон мог ехать по морю, как по твердой земле… Гладкое море стелется там перед ним и его колесницей, и морские звери его провожают; там, как и здесь, плывут они следом за ним и, ласкаясь, весело скачут вокруг. Там, я думаю, ты представляешь себе лошадей такими, какие бывают на суше; ведь он требует, чтобы они были «меднокопытными» и «быстроногими» и стегает бичом их; здесь же запряжены кони морские, ноги у них приспособлены и для воды, так что могут они и плавать; они голубого цвета, клянусь Зевсом, совсем как дельфины. Там Посейдон изображен разгневанным; он негодует на Зевса за то, что «клонит он книзу» дела греков и их успехи в войне делает хуже троянских; тут же он нарисован сияющим, глядит он весело и весь охвачен нетерпеньем, как сильно влюбленный. Ведь Амимона, дочь Даная, которая часто ходила за водой к реке Инаху, победила сердце этого бога, и он мчится, чтоб овладеть ею, а она даже и в мыслях не имеет, что кто-нибудь может в нее быть влюбленным. Ведь испуг девушки, ее волненье, то что золотой сосуд падает у нее из рук, – это все нам показывает, что Амимона поражена и не знает, чего ради покидает Посейдон так стремительно со всей своей свитою глубокое море; у нее от природы белый цвет лица, золото же украшений, сочетав свой блеск с отраженьем в воде, окружает ее как бы сиянием. Не будем же, мальчик, мешать невесте: уж волна готовит им ложе для брака; пока она еще голубая и с виду прозрачная, но скоро бог Посейдон заставит рисовать ее пурпурной [чтобы украсить брачные покои]».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 14. Собравшиеся аргонавты. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 28):

 

«Навплий, сын Нептуна [Посейдона] и Амимоны, дочери Даная, аргосец».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 157. Сыновья Нептуна [Посейдона]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 192):

 

«<Навплий от> Амимоны, <дочери Даная>»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 169. Амимона. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 203-204):

 

«[Когда Амимона, дочь Даная, была увлечена в лесу охотой, она ранила дротиком сатира. Сатир хотел изнасиловать ее. Она взмолилась Нептуну [Посейдону]. Нептун пришел туда, прогнал сатира и сам возлег с Амимоной. От него она родила Навплия. В том месте, где это произошло, Нептун, как говорят, ударил трезубцем в землю и оттуда потекла вода, которая называется лернейским источником или рекой Амимоний.]

Амимону, дочь Даная, отец послал найти воду для священнодействий, а она, пока искала, от усталости заснула. Сатир хотел изнасиловать ее. Она взмолилась Нептуну. Когда Нептун метнул в сатира трезубец, тот вонзился в скалу, а сатир бежал. Когда Нептун спросил у девушки, что она делает одна в безлюдном месте, она ответила, что отец послал ее за водой. Нептун сочетался с ней. За это он решил одарить ее и велел вытащить его трезубец из скалы. Когда она вытащила его, забило три струи воды, которые по имени Амимоны стали называться источником Амимонием. От Нептуна она родила Навплия. А этот источник потом стали называть Лернейским».

Для получения дополнительной информации об этой женщине см. АМИМОНА

Посейдон в образе морского леопарда и Астипалея, Зевс в образе морского быка и Европы, греко-римская мозаика 2 века нашей эры, Археологический музей Газиантепа
Посейдон в образе морского леопарда и Астипалея, Зевс в образе морского быка и Европы, греко-римская мозаика 2 века нашей эры, Археологический музей Газиантепа

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: АСТИПАЛЕЯ

МЕСТО: Финикия (Западная Азия) и Кос (греческий остров в Эгейском море)

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. VII. (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 42) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«…Геракл ночью высадился и захватил остров [Кос], убив при этом царя Эврипила, сына Посейдона и Астипалеи».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Вторая книга. 856-860. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 55) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

 

«[После смерти кормчего Тифиса аргонавты:]

Долго они бы еще горевали, медля с отплытьем,

Если бы смелость безмерную не вложила Анкею

Гера. Его родила Посидону близ вод Имбросийских [реки острова Самос]

Астипалея; и он давно был искусен всемерно

В море корабль вести».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. IV. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Поэт] Асий, сын Амфиптолема из Самоса, в своих поэмах написал, что у Феникса от Перимеды, дочери Энея, родились две дочери, Астипалея и Европа, что от Посейдона и Астипалеи был сын Анкей и что он царствовал над так называемыми лелегами [коренными жителями острова Самос]; что у Анкея от его брака с дочерью реки Меандра, Самией, родились [перечисляются имена детей]… Вот что рассказал Асий в своих поэмах».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 157. Сыновья Нептуна [Посейдона]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 191):

 

«Периклимен……

Анкей от Астипалеи, дочери Феникса».

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ЭВРИНОМА

МЕСТО: Коринф (Южная Греция)

Гесиод. Каталог женщин или Эои. Потомки Эола. 22 (43). 70-83. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 89) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Иль такова, как дитя Пандионовой отрасли – Ниса,

Дочь Евринома. Ее мастерству обучила Афина.

Нравом радушна была, в рассужденьях подобна богиням.

С нежного тела ее, с одеяний серебрянотканых

Свет изливался божественный, веяло милой красою.

Оной Сисиф Эолид во желаньях своих домогался,

Стадо пригнав, но не ведал эгидодержавного Зевса

Промысла, ибо с дарами пришел добиваться супруги,

Волей Афины ведомый, но ранее тучегонитель

Зевс промышленьем бессмертным решил, что не быть

во грядущем

Главка, Сисифова сына, потомству средь племени смертных.

Ибо она, сочетавшись в объятьях тогда с Посейдоном,

Главку в чертогах дала безупречного Беллерофонта,

Доблестью высшего прочих людей на земле беспредельной…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 157. Сыновья Нептуна [Посейдона]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 190):

 

«Беллерофонт от Эвриномы, дочери Ниса».

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ГИППОТОЯ

МЕСТО: Микены, Арголида (Южная Греция) и Эхинадские острова (греческие острова в Иноническом море)

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. IV. (5). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 30) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«От Местора [царя Микен] и Лисидики, дочери Пелопса, родилась Гиппотоя. Ее похитил Посейдон и, перенеся ее на Эхинадские острова, сошелся с ней. От этого союза родился Тафий, который колонизовал остров Тафос и и назвал народ, обитавший там, телебоями, потому что ушел далеко от родины».

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: КАНАКА

МЕСТО: Фессалия (Северная Греция)

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VII. (3-4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 11) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Эол же воцарился в области Фессалии… Женившись на Энарете, дочери Деимаха, он произвел на свет семерых сыновей… и пять дочерей – Канаку, Алкиону, Пейсидику, Калику, Перимеду….

Канака родила от Посейдона Гоплея, Нирея, Эпопея, Алоея и Триопа».

 

Гимны Каллимаха. VI. К Деметре. 96-99 / Перевод С. С. Аверинцева. / (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 170) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«Сам Триоп [сын Посейдона и Канаки], седую главу поражая руками,

Громко воззвал к Посейдону, ему не внимавшему вовсе:

«О лжеродитель! Воззри на внука, если и вправду

Твой я сын от Канаки, Эоловой дщери…»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 115-116. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Изобразила, как ты, о Нептун [Посейдон], в быка превратившись,

Деву Эолову [предположительно, Канаку] взял…»

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: КОРОНИДА

МЕСТО: Фокида (Центральная Греция)

Овидий. Метаморфозы. Книга вторая. 570-582. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Ибо в Фокейской земле Короней знаменитый отцом мне –

Дело известное – был; возрастала я царственной девой.

Не презирай; женихам была я богатым желанна.

Да погубила краса: когда я по берегу шагом

Медленным шла, как всегда, по глади гуляя песчаной,

Вдруг увидал меня бог морской [Посейдон] и зажегся. И так как

Тратил лишь время, моля понапрасну умильною речью,

Силой преследовать стал. Бегу, покинула плотный

Берег и в рыхлом песке утомляю себя понапрасну.

Тут и богов и людей я зову, но не слышит из смертных

Криков моих ни один, – лишь тронута девою Дева [Афина].

Помощь она подала. Простирала руки я к небу –

Руки начали вдруг чернеть оперением легким

[и она превратилась в ворону]».

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: МЕЛАНТА

МЕСТО: Фокида (Центральная Греция)

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 119-120. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Змеевласая матерь Пегаса

Птицею знала тебя [Посейдона], дельфином знала Меланта…»

[Меланта была матерью Дельфа, от имени которого получил название город Дельфы. Отцом Дельфа был Посейдон.]

Амимона и Посейдон, 5 в. до н.э., Государственный Эрмитаж
Амимона и Посейдон, 5 в. до н.э., Государственный Эрмитаж

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ИФИМЕДИЯ

МЕСТО: Фессалия (Северная Греция)

Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая. 305-314. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 548) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Ифимедею [ее призрак], жену Алоея, потом я [Одиссей в Аиде] увидел;

С ней сочетался, – хвалилась она, – Посейдон земледержец;

Были плодом их союза два сына (но краток был век их):

Отос божественный с славным везде на земле Эфиальтом.

Щедрая, станом всех выше людей их земля возрастила;

Всех красотой затмевали они, одному Ориону

В ней уступая; и оба, едва девяти лет достигнув,

В девять локтей толщиной, вышиною же в тридевять были.

Дерзкие стали бессмертным богам угрожать, что Олимп их

Шумной войной потрясут и губительным боем взволнуют…»

 

Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 19. Схолии к Аполлонию Родосскому, I, 482: «Алоады». (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 98-99) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Эратосфен рассказывает, что они были землеродными, сыновьями же Алоэя названы потому, что их вырастила жена Алоэя. Гесиод говорит, что сыновьями Алоэя и Ифимедеи они были только по имени, а в действительности – сыновьями Посейдона и Ифимедеи, город же Ал в Этолии основан их отцом».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VII. (4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 11-12) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Алоей женился на Ифимедее, дочери Триопа, которая влюбилась в Посейдона и постоянно совершала прогулки к морю, зачерпывала руками морские воды и лила себе на грудь. Сошедшийся с ней Посейдон произвел на свет двух сыновей, Ота и Эфиальта, называемых Алоадами. Эти Алоады каждый год вырастали в ширину на локоть, а в высоту – на сажень, В возрасте девяти лет, имея в ширину девять локтей и рост в девять саженей, Алоады отважились сразиться с божеством…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 28. От и Эфиальт. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 49-50):

 

«От и Эфиальт, сыновья Алоэя и Ифимедеи, дочери Нептуна, были, говорят, удивительного роста. Каждый из них каждый месяц вырастал на девять пальцев. И вот, когда им было девять лет, они попытались подняться на небо…

Другие же писавшие говорят, что они были сыновьями Нептуна [Посейдона] и Ифимедеи и что они были неуязвимы».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 115-116. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Ты, о Нептун [Посейдона], в быка превратившись,

Деву Эолову взял, как, вид приняв [реки] Энипея…»

[Овидий путает Ифимедею и Тиро.]

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: МОЛИОНА

МЕСТО: Олен, Ахайя (Южная Греция)

Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 17 В. «Схолии к «Илиаде», XI, 750: «двух Акторидов младых Молионов» (Н.Гнедич). (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 98-99) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Гесиод говорит, что они (Молионы) на словах были сыновьями Актора и

Молионы, но в действительности – сыновьями Посейдона».

 

Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 18. Схолии А к «Илиаде», XXIII, 638-641 (= Порфирий, «Исследования по гомеровской «Илиаде», с.265, 8). (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 98) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Аристарх называет Молионов «двойней», но не в том смысле, в котором мы обычно понимаем это слово, как в случае с Диоскурами, а как «двоесущных», «двутельных» (основываясь здесь на свидетельстве Гесиода), [«обладающими двумя телами»].

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VII. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 42) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Авгий, услышав о том, что Геракл идет против него войной, поставил полководцев над войском Элиды Эврита и Ктеата, сросшихся близнецов, которые своей силой превосходили всех тогда живших на земле людей. Они были сыновьями Молионы и Актора; их называли также сыновьями Посейдона».

 

Афиней. Пир мудрецов. Книга первая. 57f-58a. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. 82):

 

«Ивик [греческий поэт 6 в. до н. э.] в пятой книге «Песен» говорит о сыновьях Молионы:

Белоконных сыновей

Молионы убил я –

Сверстников, крепко сращенных друг с другом,

Храбрых. В яйце родилися серебряном

Вместе они».

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ФЕОФАНА

МЕСТО: Бисалтия, Фракия (Северная Греция)

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 3. Фрикс. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 12):

«Когда Фрикс и Гелла, пораженные безумием, посланным Либером [Дионисом], бродили в лесу, туда, говорят, пришла их мать Туча [Небула (Нефела)] и привела с собой золоченого барана, сына Нептуна [Посейдона] и Феофаны».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 188. Феофана. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 225-226):

«Феофана, дочь Бисальта, очень красивая девушка. Когда многие женихи сватали ее у отца, Нептун [Посейдон] поднял ее и перенес на остров Крумиссу. Когда женихи узнали, где она, они снарядили корабль и отправились на Крумиссу. Нептун обманул их, превратив Феофану в очень красивую овцу. Сам он превратился в барана, а граждан Крумиссы превратил в отару. Когда женихи прибыли туда и не нашли ни одного человека, они стали убивать скот и питаться им. Когда Нептун увидел, что они пожирают превращенных в овец крумиссян, он превратил женихов в волков, сам же, как был в образе барана, сочетался с Феофаной, которая родила златорунного барана, который отвез Фрикса в Колхиду, а его шкура, повешенная в священной роще Марса [Ареса], принадлежала Ээту, пока Ясон не унес ее».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 115-117. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«…[Ты, о Нептун (Посейдон)]… как баран – обманул Бизальтиду [дочь Бизальта (Бисальта)]».

 

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ТИРО

МЕСТО: река Энипей, Фессалия (Северная Греция)

Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая. 235-259. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 546-547) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«[Одиссей рассказывает о призраках, которых встретил в Аиде:]

Прежде других подошла благороднорожденная Тиро,

Дочь Салмонеева, славная в мире супруга Крефея,

Сына Эолова; все о себе мне она рассказала:

Сердце свое Энипеем, рекою божественно светлой,

Между реками земными прекраснейшей, Тиро пленила;

Часто она посещала прекрасный поток Энипея;

В образ облекся его Посейдон земледержец, чтоб с нею

В устье волнистокипучем реки сочетаться любовью;

Воды пурпурные встали горой и, слиявшись прозрачным

Сводом над ними, сокрыли от взоров и бога и деву.

Девственный пояс ее развязал он, ей очи смеживши

Сном; и когда, распаленный, свое утолил вожделенье,

За руку взял, и по имени назвал ее, и сказал ей:

«Радуйся, богом любимая! Прежде чем полный свершится

Год, у тебя два прекрасные сына родятся (бесплоден

С богом союз не бывает), и их воспитай ты с любовью.

Но, возвратяся к домашним, мое называть им страшися

Имя; тебе же откроюсь: я бог Посейдон земледержец».

Так он сказав, погрузился в морское глубокое лоно.

В срок от нее близнецы Пелиас и Нелей родилися;

Слуги могучие Зевса эгидоносителя были

Оба они; обладая стадами баранов, в Иолкосе

Тучнополянистом жил Пелиас; а Нелей жил в песчаном

Пилосе. Но от Крефея еще родились у прекрасной

Тиро Эсон, и Ферет, и могучий ездок Амифаон».

 

Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 38. Схолии к «Одиссее», XII, 69. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 109) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Тиро, дочь Салмонея, имела двух сыновей от Посейдона – Нелея и Пелия. Она вышла замуж за Крефея и родила от него троих сыновей – Эсона, Ферета и Амифаона».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. IX. (8). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 16) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Тиро, дочь Салмонея и Алкидики, воспитывалась у Кретея [после того, как ее родители были убиты Зевсом за то, что притворились богами], который приходился Салмонею родным братом. Она влюбилась в речного бога Энипея и в сокрушении постоянно ходила на реку. Посейдон, приняв образ Энипея, сошелся с ней, и она, родив тайно двух близнецов, подкинула их. Вблизи подкинутых близнецов проходили пастухи, гнавшие табун лошадей, и кобылица задела копытом лицо одного из близнецов, на котором от этого осталось темное пятно. Пастух поднял и вырастил обоих мальчиков и того, который был с пятном, назвал Пелием, другого же Нелеем. Когда близнецы выросли и узнали, кто их родная мать, они убили свою мачеху, которую звали Сидеро [жену Кретея]. Они напали на нее после того, как узнали, что та оскорбила их мать».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXVIII. (1-3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«… Перейдем к рассказу о Салмонее, Тиро и их потомках, вплоть до участвовавшего в Троянской войне Нестора. Салмоней был сыном Эола, внуком Эллина и правнуком Девкалиона. Отправившись из Эолиды во главе множества эолийцев, он основал в Элее у реки Алфея город, который назвал по своему имени Салмонией. Женился он на Алкидике, дочери Алея [царя Аркадии], и та родила ему дочь по имени Тиро, отличавшуюся редкой красотой. После смерти Алкидики Салмоней женился на Сидеро, которая, будучи мачехой, скверно обращалась с Тиро. Позднее Салмонея, который был хулителем и святотатцем, возненавидели его собственные подданные, а Зевс поразил за святотатство молнией.

С Тиро, которая в то время была еще девой, сочетался Посейдон, и она родила сыновей – Пелия и Нелея. Выйдя замуж за Крефея, Тиро родила Амифаона, Ферета и Эсона».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга VI. Фрагмент 7. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«У него [Салмонея] была единородная дочь Тиро, получившая такое имя по причине белизны и мягкости тела. Посейдон влюбился в [Тиро] из-за ее красоты, сочетался с ней, и та родила сыновей Пелия и Нелея. Салмоней же, не поверив, что [Тиро] лишил девственности Посейдон, стал скверно обращаться с Тиро и в конце концов получил от некоего божества возмездие из-за нечестивства и погиб, пораженный молнией Зевса».

 

Страбон. География. Книга VIII. III. 32. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 339) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Город] Салмона [в Элиде] расположена недалеко от одноименного источника, из которого вытекает Энипей. Река эта впадает в Алфей [и носит теперь название Барнихий]. Передают, что Тиро полюбила Энипея:

Сердце свое Энипеем божественным Тиро пленила.

(Од. XI, 238)

Ибо здесь, говорят, царствовал ее отец Салмоней, так же как и Еврипид говорит в «Эоле». (Некоторые пишут имя Энипея, реки в Фессалии, «Энисей»; он течет с горы Офрия и принимает приток Апидан, текущий из Фарсала).

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. II. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Афарей [царь Мессении] основал город Арену в Мессении и принял в свой дом своего двоюродного брата Нелея, сына Крефея, внука Эола, хотя его называли сыном Посейдона; он был изгнан из Иолка Пелием…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 12. Пелий. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 20):

«Пелию, сыну Крефея и Тиро…»

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 157. Сыновья Нептуна [Посейдона]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 191):

«Нелей и Пелий от Тиро, дочери Салмонея».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь I. 118-124. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 5-6) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Неужто в пыланье

Страсти любовнобезумной и жен быки умыкают?

Или опять Посейдон юницу прельстил и похитил,

Приняв рогатый образ быка речного как древле?

Хитрость иную измыслил, когда с Тиро насладился

Только недавно, богом реки прикинувшись влажным,

С виду лишь Энипеем, обрушившим водную гору?»

Для получения ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации об этой женщине см. ТИРО.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология