Посейдон был олимпийским богом моря, землетрясений, наводнений, засухи и лошадей.
В мифе у бога было множество любовниц. На этой странице описываются его божественные супруги, включая морскую царицу Амфитриту, богиню Деметру и Медузу Горгону.
Изображение справа — Посейдон, Амфитрита, Гиппокамп и Эрот, 4 век н.э., Лувр
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: АМФИТРИТА
МЕСТО: (Эгейское море)
I. УХАЖИВАНИЕ ЗА АМФИТРИТОЙ
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Дельфин. 17. 1. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 60):
«О причине того, почему он был помещен среди созвездий, Эратосфен и другие рассказывают следующее. Когда Нептун [Посейдон] сватался к Амфитрите, она, стремясь сохранить целомудрие, тайно удалилась к Атланту. Нептун послал множество соглядатаев на ее поиски, и среди них одного по имени Дельфин. Блуждая среди островов, он, в конце концов, нашел деву, убедил ее вступить в брак с Нептуном и самолично распоряжался на их свадьбе. За это Нептун поместил изображение Дельфина среди созвездий».
II. АМФИТРИТА – ЖЕНА ПОСЕЙДОНА
Гесиод. Теогония. 930-933. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 48) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«От Амфитриты и тяжкогремящего Энносигея [Посейдона]
Широкомощный, великий Тритон родился, что владеет
Глубью морской. Близ отца он владыки и матери милой
В доме живет золотом – ужаснейший бог».

Пиндар. Олимпийские песни. 6. <«Камарина»> Псавмию Камаринскому. 103. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 31) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«Властвующий над морем [Посейдон]
Супруг Амфитриты с золотым веретеном…»
Вакхилид. Песнь 17, для кеосского хора на делосском празднестве. Юноши или Фесей. 96-115. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 268) (5 в. до н. э.):
«А меж тем дельфины, насельники пучин,
Устремясь, понесли Фесея [Тесея]
К дому конника, его отца [Посейдона];
И вошел он в божий чертог,
И увидел, дрогнув,
Славных дочерей блаженного Нерея, –
От их светлых тел лился огненный блеск,
Перевиты кудри были золотом,
Сердцем тешились они,
В хороводе выступая быстрой поступью, –
И увидел он в том милом дому
Любезную супругу отца своего,
Волоокую, высокую Амфитриту;
И она окинула его красным плащом,
И она взложила на густую гриву его
Безупречный венок, темный от роз,
Дар лукавой Афродиты для свадьбы морской».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. IV. (6). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 8) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Посейдон женился на Амфитрите, и от этого брака родились у него Тритон и Рода…»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. XV. (4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 73) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Хиона… бросила дитя в пучину. Но Посейдон подобрал его и принес в Эфиопию, отдав на воспитание Бентесикиме – дочери, которую ему родила Амфитрита».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 18. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 6):
«От Нептуна [Посейдона] и Амфитриты [родился] – Тритон».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Венец. 5. 3-4. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 43):
«К нему [Тесею] тотчас же устремилось великое множество дельфинов, резвившихся в море, и по нежно зыблющимся волнам они доставили его к Нереидам. От них он принес назад кольцо Миноса, а от Фетиды получил венец, сверкающий множеством самоцветных каменьев…
Другие же рассказывают, что Тезей получил его от супруги Нептуна [Амфитриты – супруги Посейдона]».
Для получения дополнительной информации об этой богине см. АМФИТРИТА

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: ДЕМЕТРА
МЕСТО: Тульфуса, Аркадия (Южная Греция)
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. VI. (8). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 58) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Этого коня [Арейона] родила Деметра, которая в образе Эринии сошлась с Посейдоном».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«…Когда богиня [Деметра] блуждала по земле, отыскивая свою дочь, говорят, Посейдон преследовал ее, желая с ней сочетаться; тогда Деметра превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия [в Аркадии]; но Посейдон догадался о ее обмане, сам уподобился жеребцу и в таком виде сочетался с Деметрой. Сначала Деметра гневалась на то, что случилось, но с течением времени прекратила свой гнев и пожелала, как говорят, омыться в водах Ладона… По преданию аркадян, Деметра родила от Посейдона дочь, имя которой они не считают себя вправе делать известным среди непосвященных, и коня Арейона… В «Илиаде» об этом самом Арейоне написано:
Даже хоть следом бы он на ужасном летел Арейоне,
Бурном Адраста коне, порождении крови бессмертной.
В «Фиваиде» же говорится, что Адраст, когда бежал из-под Фив
В грязных одеждах и рваных стремительно гнал Арейона,
Масти, как сталь вороненая, был этот конь темнокудрый.
На основании этих стихов они [аркадяне] отстаивают мнение, что Посейдон (Темнокудрый) был отцом Арейона. Антимах же говорит, что он был сыном Земли…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXVI-XXXVII. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В 4-х стадиях от Акакесия [в Аркадии] находится храм Деспойны (Владычицы)…
Эту Деспойну аркадяне почитают больше всех других богов и говорят, что она дочь Посейдона и Деметры. Ее общераспространенное имя – просто Деспойна (Владычица), все равно как дочь Зевса именуют Корой (Девой)…
Выше рощи [святилища] находятся жертвенник Посейдона Гиппия [Коня], как отца Деспойны…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLII. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Другая гора, Элайон (Масличная) [в Аркадии]… на ней есть священная пещера так называемой Деметры Мелайны (Черной). Всему тому, что рассказывают жители Фельпусы относительно сочетания Посейдона и Деметры, этому верят и признают и фигалейцы; только они говорят, что Деметра от этого брака родила не коня, а ту, которую аркадяне называют Деспойной. Говорят, что после этого Деметра в гневе на Посейдона и одновременно в печали о похищении Персефоны надела черные одежды и, уйдя в эту пещеру, на долгое время скрылась в ней. Когда вследствие этого погибло все, что производит земля, а также погибла от голода большая часть человеческого рода и в то же время никто из богов не знал, где скрылась Деметра, в это время Пан отправился в Аркадию и, охотясь в разных местах по горам, пришел и на гору Элайон и, (заглянув в пещеру), увидал Деметру и то, в каком она состоянии и в каких она одеждах. Таким образом, Зевс узнал об этом от Пана и послал к Деметре Мойр (богинь судьбы). Деметра послушалась Мойр, сложила свой гнев и перестала печалиться».
Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). III. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
«Что касается вод Стикса в Аркадии, он [Птолемей Гефестион] говорит следующее: в то время как Деметра оплакивала свою дочь, Посейдон вторгся в ее горе, и гневе она превратилась в кобылу и пришла в этом облике к источнику, злясь на который, она сделала его воды черными».
Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 118-119. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Кроткая Матерь сама [Церера (Деметра)], с золотыми власами из злаков,
Знала тебя [Нептуна (Посейдона)] как коня…»
Для получения дополнительной информации об этой богине см. ДЕМЕТРА

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: МЕДУЗА
МЕСТО: Эрифия, Красное море (Северная Африка)
I. СОБЛАЗНЕНИЕ МЕДУЗЫ
Гесиод. Теогония. 278-279. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 35) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Сопрягся с Медузою той Черновласый [Посейдон]
На многотравном лугу, средь весенних цветов благовонных».
Овидий. Метаморфозы. Книга четвертая. 798-801. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Но говорят, что ее изнасиловал в храме Минервы [Афины]
Царь зыбей [Посейдон]. И Юпитера [Зевса] дщерь отвернулась, эгидой
Скрыв целомудренный лик. Чтоб грех не остался без кары,
В гидр ужасных она волоса обратила Горгоны».
Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 119-120. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«…Змеевласая матерь Пегаса [Медуза]
Птицею знала тебя [была соблазнена Посейдоном, который превратился в птицу]…»
II. РОЖДЕНИЕ ПЕГАСА И ХРИСАОРА
Гесиод. Теогония. 274-282. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 34-35) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Также Горгон родила [Кето], что за славным живут Океаном
Рядом с жилищем певиц Гесперид, близ конечных пределов
Ночи: Сфенно, Евриалу, знакомую с горем Медузу.
Смертной Медуза была. Но бессмертны, бесстаростны были
Обе другие. Сопрягся с Медузою той Черновласый
На многотравном лугу, средь весенних цветов благовонных.
После того как Медузу могучий Персей обезглавил,
Конь появился Пегас из нее и Хрисаор великий.
Имя Пегас – оттого, что рожден у ключей океанских…»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. III. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 28) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«…Беллерофонт сел на Пегаса, своего крылатого коня, рожденного Медусой от Посейдона…»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. IV. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 29) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Подойдя близко к спящим сестрам, Персей, руку которого направляла богиня Афина, отвернулся и, глядя в медный щит, где видел отражение Горгоны, обезглавил Медусу. Как только голова была срублена, из Горгоны выпрыгнул крылатый конь Пегас и Хрисаор, отец Гериона. Медуса родила их от бога Посейдона».
Страбон. География. Книга VIII. VI. 21. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 361) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Здесь, говорят, был пойман на водопое Беллерофонтом Пегас, крылатый конь, выпрыгнувший из шеи Медусы, когда ее голова была отрублена».
Ликофрон. Александра. 840-845. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«И чудище то гадкое, без жил совсем,
Убито будет, скошено серпом жнеца [Персея] –
Того, что человека [Хрисаора] и коня [Пегаса] извлек
Из шеи ласки [Медузы], взором убивающей, –
Того, что в изваянья превращал людей
От головы до пят, одевши камнем их…»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 151. Дети Тифона и Ехидны. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 183):
«От Медузы, дочери Горгона, и Нептуна [Посейдона] родились Хрисаор и конь Пегас».
Овидий. Метаморфозы. Книга четвертая. 783-799. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«…Узрел ужасающий образ Медузы;
Тяжким как пользуясь сном, и ее и гадюк охватившим,
[Персей] Голову с шеи сорвал: и еще – как Пегас быстрокрылый
С братом его [Хрисаором] родились из пролитой матерью крови.
… Говорят, что ее [Медузу] изнасиловал в храме Минервы [Афины]
Царь зыбей [Посейдон]».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXV. 37-41. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 243) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Снес мечом он [Персей] змеиный венец единой Медусы,
Коей в тяжести чрево готово уже разродиться
Было Пегасом, и выя плодная девы Горгоны
Срезана Илифи́ей – саблей кривою изострой;
Вот Пегаса рожденье!»
[Т. е. Пегас родился из шеи обезглавленной Медузы]
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXI. 13-22. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 298) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…Жаждущие просторы одолевал он [Персей] Либи́и…
В страшный грот [горгон] он вошел и сре́зал у скальной громады
Жатву шипящую, прядей кудрявых начатки змеиных,
Плоть Горгоны чреватой от головы отделил он,
Серп в ее кровь окунувши, и от убитой Медусы
Брызнул поток бурливый крови змеиной, и длани
Омочил – и мальчик с мечом золотым [Хрисаор] появился
Вместе со зверем [Пегасом], схожим с племенем конским, из выи!»
Для получения дополнительной информации об этой горгоне см. МЕДУЗА ГОРГОНА

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: АФРОДИТА
МЕСТО: Эгейское море
Благодарность Афродиты Посейдону и их последующий роман описаны в одной из древних схолий. Там обсуждается отрывок из «Одиссеи» Гомера, в котором бог освобождает Афродиту и Ареса от цепей Гермеса, поймавшего их на прелюбодеянии.
Гомер. Одиссея. Песнь восьмая. 296-348. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 507-508) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«Мало-помалу и он [Арей (Арес)] и она [Афродита] усыпились. Вдруг сети
Хитрой Гефеста [мужа Афродиты] работы, упав, их схватили с такою
Силой, что не было средства ни встать им, ни тронуться членом;
Скоро они убедились, что бегство для них невозможно;
Скоро и сам, не свершив половины пути, возвратился
В дом свой Гефест многоумный, на обе хромающий ноги…
Той порой собрались в медностенных палатах [Гефеста]
Боги…
Бессмертные подняли смех несказанный.
Но Посейдон не смеялся; чтоб выручить бога Арея,
К славному дивным искусством Гефесту он, голос возвысив,
С просьбой своей обратился π бросил крылатое слово:
«Дай им свободу; ручаюсь тебе за Арея; как сам ты
Требуешь, все дополна при бессмертных богах он заплатит».
Пиндар. Олимпийские песни. 7. <«Родос»> Диагору Родосскому. 14. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 32) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«…Ныне выхожу я…
Славить дочь Афродиты, Солнца [Гелиоса] невесту, морскую
Роду [богиню острова Родос]…»
Для получения дополнительной информации об этой богине см. АФРОДИТА
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: КЛЕЙТО
МЕСТО: Атлантида
Платон. Критий. 108e — 109c & 113c — 121c / Пер. С. С. Аверинцева. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 511) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«Посейдон, получив в удел остров Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины, примерно вот в каком месте: от моря и до середины острова простиралась равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а опять-таки в середине этой равнины, примерно в пятидесяти стадиях от моря, стояла гора, со всех сторон невысокая. На этой горе жил один из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею, по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа; их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец ее скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней»
Платон. Критий. 108e — 109c & 113c — 121c / Пер. С. С. Аверинцева. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 511) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«Храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой стеной, и это было то самое место, где они некогда зачали и породили поколение десяти царевичей»
Для получения дополнительной информации см. КЛЕЙТО
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ПОСЕЙДОНА: НЕРИТ
МЕСТО: Эгейское море
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга XIV. 28. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности – дата обращения 26 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Есть в море моллюск со спиральной раковиной, небольшой по размеру, но неописуемой красоты, и порождается он там, где чистая вода и на скалах на морском дне и там, что называется затонувшими рифами. Называется он Nerites: два рассказа ходят об этом существе, и оба дошли до меня; кроме того рассказывают короткую байку в середине длинной повести, просто давая слушателю отдохнуть и делая приятным повествование …Дорида, дочь Океана, родила пятьдесят дочерей Нерею… Отнюдь не утверждают, что после такого количества дочерей родился один сын, хотя он прославляется в матросских байках. И говорят, что он был назван Неритом…
Но другая история гласит, что Посейдон был любовником Нерита, и что Нерит отвечал любовью, и что отсюда происходит прославленный Антерос (взаимная любовь). И так, как я уже сказал, как водится, любовник проводит время со своим возлюбленным, и более того, когда Посейдон выезжал на своей колеснице над волнами, все прочие крупные рыбы, а также дельфины и тритоны, появлялись из своих глубинных жилищ и резвились и плясали вокруг колесницы, только бывали оставлены далеко позади резвостью его коней; только любимый мальчик был его сопровождающим, и перед ним смирялись волны и море расступалось из почтения к Посейдону, ибо бог пожелал, чтобы его прекрасный возлюбленный почитался не только по всяким иным причинами, но и должен быть прославлен в плавании.
Но рассказ сообщает, что Солнце [Гелиос] негодовало на могущество мальчика в скорости и превратило его тело в спиральную раковину, такое какое оно сейчас: причину его гнева я не могу назвать, и миф ничего об этом не говорит. Но кто-нибудь может предположить, и в этом нет ничего недостоверного, что Посейдон и Солнце, можно сказать, были соперниками».
Для получения ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации об этом божке см. НЕРИТ
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Одиссея. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Пиндар. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. ???) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Ликофрон. Александра. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
- Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). V. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. – 1947. – №№ 1-4; 1948. – №№ 1-4; 1949. – №№ 1-4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
Список используемой литературы