Нимфа ореада Орифия

Орифия была горной нимфой, женой Борея (северного ветра), которая жила со своим мужем в пещере на горе Гем во Фракии.

Когда-то Орифия была смертной царевной, которую бог похитил на берегу реки Илисос недалеко от Афин. Борей унес ее во Фракию, где она стала его бессмертной женой. Орифия, вероятно, была богиней холодных горных ветров, потому что ее имя (др.-греч. Ὠρείθυια) означает «веющая сквозь горы». Ее также называли матерью богини снега Хионы (др.-греч. Χιόνη). Сестры Орифии Пандроса («Всеорошающая») и Герса («Роса») также были второстепенными афинскими божествами. Орифия, вероятно, была тем же персонажем, что и Хиона, которую тоже называли женой северного ветра Борея.

Изображение справа — Борей, преследующий Орифию, 5 века до н.э., Музей изящных искусств Бостона.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

НИМФА ОРИФИЯ
РодителиЭрехтей и Пракситея
МужБорей
Богиня чегоГорные бури
ДомГора Гем во Фракии
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΟρειθυιαOreithyiaOrithyiaMountain-RagingБушующий в горах

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Эрехтей & Пракситея (Apollodorus 3.196, Pausanias 3.15.1)
[1.2] Эрехтей (Simonides Frag 534, Herodotus 7.189, Apollonius Rhodius 1.212, Diodorus Siculus 4.43.3, Hyginus Fabulae 14, Ovid Metamorphoses 6.679, Ovid Fasti 5.203, Nonnus Dionysiaca 37.155, Suidas s.v. Aphetai)

Дети

[1.1] Зет, Калаид (от Борея) (Simonides Frag 534, Apollonius Rhodius 1.212, Hyginus Fabulae 14, Ovid Metamorphoses 6.679, Propertius Elegies 1.20, Suidas s.v. Gambros Erekhtheos)
[1.2] Зет, Калаид, Хиона, Клеопатра (от Борея) (Apollodorus 3.199, Apollonius Rhodius 2.234, Pausanias 3.15.2)
[1.3] Клеопатра (от Борея) (Nonnus Dionysiaca 2.686)

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Борей и Орифия, 5 век до н.э., Государственное античное собрание
Борей и Орифия, 5 век до н.э., Государственное античное собрание

Пиндар. Пифийские песни. 4. <«Аргонавты»> Аркесилаю Киренскому. 8 э. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 83-84) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«И Эрмий о золотом жезле

Выслал к необорному труду [аргонавтов]

Двух сынов, бушующих юностью,

Эрита и Эхиона;

И немедленны были насельники Пангейских подножий,

Где, вольный волей, веселясь душой,

Владыка [северных] ветров отец Борей

Торопил Калаида и Эета,

Вздыбивших плечи свои багряными крыльями».

 

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. 32. Орифия. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 283) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«[За Орифию, дочь афинского царя Эрехфея, сватался северный ветер Борей, но Эрехфей ему отказал; тогда Борей похитил Орифию силою, и она родила ему Зета и Калаида.]

98 (281д). [Отвергнутый Борей грозит Эрехфею]

… И пусть в печах погасят пламя пылкое:

Не то, едва увижу приочажный дым,

Тотчас совью венец я бурноогненный,

И вспыхнет кровля, и испепелится дом, –

Еще не запевал я полным голосом!..»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. XV. (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 72-73) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Эрехтей [царь Афин] женился на Пракситее, дочери Фрасима и Диогенеи, дочери Кефиса. От этого брака у него родились сыновья Кекропс, Пандор, Метион и дочери Прокрида, Креуса, Хтония и Орития, которую похитил Борей».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. XV. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 73) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Оритию, игравшую на берегу реки Илисса, похитил Борей и сошелся с ней. Она родила дочерей Клеопатру и Хиону, а также крылатых сыновей Зета и Калаида…»

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Первая книга. 209-221. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 9-10) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«[Из списка аргонавтов:]

Прибыли также и Зет с Калаидом, два сына Борея [северного ветра].

Некогда их родила Орифия, дочь Эрехфея,

В Фракии дальней, холодной, куда Борей фракиец

В вихре ее умчал, из страны Кекропов похитив,

Где на Илисских брегах кружилась она в хороводе.

Деву принес он к горе Сарпедонской, святыне фракийцев,

И близ потоков реки Эригина сделал супругой,

Темною тучей окутав ее, словно брачным покровом.

Темные крылья у их сыновей по обеим лодыжкам.

Их колебля, несутся они — просто чудо увидеть!

А по крыльям сверху чешуйки блестят золотые.

Вниз с макушки голов по затылку и шее их кудри

Черные, длинные вьются, гонимы дыханием ветра».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Первая книга. 233-238. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 41) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«По прорицанью, Борея [северного ветра] сыны от меня их прогонят

И защищать меня станут, являясь мне не чужими.

Если Финей я, известный людям добрым достатком

И прорицанием прежде, то я порожден Агенором,

Их же родную сестру, когда я фракийцами правил,

Взял я с приданым в свой дом, Клеопатру, законной супругой».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга первая. 166-169. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 37) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«[Амазонка] Пенфесилея, гордясь непомерно, на быстрого тут же

села красавца-коня, что Орифия ей подарила,

[северного] ветра Борея жена, когда та была Фракии гостем:

Гарпий самих превзойти он сумел бы в стремительном беге».

 

Геродот. История. Книга VII. Полигимния. 189. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 364) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«[Во время исторической войны греков с персами:]

Существует сказание о том, что афиняне призвали себе на помощь Борея по велению божества. Именно, они получили другое изречение оракула: призвать на помощь своего зятя. По эллинскому преданию, супругой Борея была аттическая женщина Орифия. В силу этого родства через брак афиняне (так гласит молва) считали Борея своим зятем. Когда [афиняне] стояли на якоре у Халкиды на Евбее и заметили, что поднимается буря (или уже ранее этого), то стали приносить жертвы и призывать Борея и Орифию помочь им и сокрушить варварские корабли, как прежде у Афона. Впрочем, из-за этого ли действительно Борей обрушился на варварские корабли, стоявшие на якоре, – этого я не могу сказать. Во всяком случае, по словам афинян, Борей уже и раньше помогал им и на этот раз также вызвал бурю. [После войны] , возвратившись домой, афиняне воздвиг ли Борею храм на реке Илиссе».

 

Платон. Федр. 229b-d. / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 137) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Федр. Скажи мне, Сократ, не здесь ли где-то, с Илиса, Борей, по преданию, похитил Орифию?

Сократ. Да, по преданию.

Федр. Не отсюда ли? Речка в этом месте такая славная, чистая, прозрачная, что здесь на берегу как раз и резвиться девушкам.

Сократ. Нет, то место ниже по реке на два-три стадия, где у нас переход к святилищу Агры: там есть и жертвенник Борею.

Федр. Не обратил внимания. Но скажи, ради Зевса, Сократ, ты веришь в истинность этого сказания?

Сократ. Если бы я и не верил, подобно мудрецам, ничего в этом не было бы странного – я стал бы тогда мудрствовать и сказал бы, что порывом Борея сбросило Орифию, когда она резвилась с Фармакеей на прибрежных скалах; о такой ее кончине и сложилось предание, будто она была похищена Бореем. Или он похитил ее с холма Арея [Ареопага]? Ведь есть и такое предание что она была похищена там, а не здесь».

 

Страбон. География. Книга VII. III. 1. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 270) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Софокл, как трагический поэт, говорит об Орифии, что, похищенная Бореем, она была унесена:

Чрез всю морскую гладь на край земли

К потокам ночи, на простор небес

И к вертограду Феба древнему…

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XIX. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Это тот самый Илис, с берегов которого, говорят, ветер Борей похитил игравшую Орифию, и Орифия стала женою Борея, и что поэтому он потопил очень много варварских триер, по родству оказывая помощь афинянам. Афиняне хотят, чтобы Илис был святилищем и других богов…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXVIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Говорят, что этот Эвмолп прибыл из Фракии и был сыном Посейдона и Хионы, Хиона же была дочерью ветра Борея и Орифии».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На четвертом поле ларца [Кипсела в Олимпии], если начинать осматривать его с левой стороны, изображены: Борей, похищающий Орифию; у него вместо ног змеиные хвосты…»

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. XLIII. (3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«… Клеопатры, дочери Орифии, отцом которой был Эрехтей, и Борея…»

Борей, Афина и Орифия, 5 век до н.э., Музей Мартина фон Вагнера, Вюрцбургский университет
Борей, Афина и Орифия, 5 век до н.э., Музей Мартина фон Вагнера, Вюрцбургский университет

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 14. Собравшиеся аргонавты. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 31-32):

«Зет и Калаид, сыновья [северного] ветра Аквилона [Борея] и Орифии, дочери Эрехфея. У них, говорят, были крылья на ногах и на голове, и волосы черно-синие, и воздух везде открывал им дорогу… Были они, говорят, из Фракии».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 14. Собравшиеся аргонавты. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 31):

«Зет и Калаид, сыновья [северного ветра] Аквилона [Борея] и Орифии, дочери Эрехфея. У них, говорят, были крылья на ногах и на голове…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 19. Финей. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 41):

«… Зет и Калаид, сыновья [северного] ветра Аквилона [Борея] и Орифии…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 157. Сыновья Нептуна. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 191):

«Эвмолп от Хионы, дочери Аквилона [Борея]».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 677-721. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Принял тогда Эрехтей управленье делами и скипетр…

Он четырех породил сыновей и столько же рода

Женского; были из них две дочери равны красою.

Кефал Эолов, тебя, о Прокрида, назвавши супругой,

Счастье узнал. А Борею [северному ветру] – Терей и фракийцы мешали;

Бог был долго лишен любезной ему Орифии,

Просьбам пока предпочесть не желал применение силы.

Но, как ни в чем не успел, надеясь на мягкость, в ужасный

Гнев пришел, что и так чрезмерно свойствен Борею.

«И поделом! – он сказал, – для чего отложил я оружье,

Ярость и силы свои, и гнев и лихие угрозы,

К просьбам прибег для чего, когда не пристали мне просьбы?

Сила под стать мне…

Вот чем должен я был домогаться невесты и тестя,

Не умоляя, склонять, но заставить силком Эрехтея!»

Так сказал – нет, пуще того! – Борей и раскинул

Мощные крылья свои, и их леденящие взмахи

Землю овеяли всю, взбушевалось пространное море.

Вот, по вершинам влача покрывало из пыли, метет он

Почву; мраком покрыт, приведенную в ужас и трепет,

Темными крыльями он Орифию свою обнимает.

Так он летел, и сильней от движенья огонь разгорался.

И лишь тогда задержал он ристанья воздушного вожжи,

Как до твердынь, где киконы живут [во Фракии], долетел похититель.

Стала актеянка там ледяного владыки супругой.

Стала и матерью двух, – разродилась она близнецами [бореадами].

Всем они выдались в мать, от отца унаследовав крылья.

Все же у них, говорят, не с рождения крылья явились:

Но до тех пор, как у них не росло бороды рыжеватой,

Братья Калаид и Зет оставались бесперыми вовсе,

После же оба плеча, как бывает у птиц, охватили

Мальчикам крылья, – тогда и щеки у них зарыжели.

А как года утекли и сменилось юностью детство,

Оба, к минийцам [аргонавтам] примкнув, за руном, что сияло лучисто,

В путь устремились они на судах по безвестному морю».

 

Овидий. Фасты. Книга пятая. 201-204. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Как-то весной на глаза я Зефиру [западному ветру] попалась; ушла я,

Он полетел за мной: был он сильнее меня.

Право девиц похищать Борей [северный ветер, брат Зефира] ему дал: он и сам ведь

Дочь Эрехтея [Орифию] увлек прямо из дома отца».

 

Овидий. Героиды. Парные послания. XVI. Парис – Елене. 335-336. (Источник: Вулих Н. В. Овидий. М., Издательство «Молодая гвардия-ЖЗЛ», 1996. (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 732). Перевод Н. В. Вулих.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Дочь Эрехтея [Орифию] фракийцы похитили в дар Аквилону [северному ветру, Борею],

Но в Бистонии [Фракии] в час этот кипела война…»

 

Овидий. Героиды. Парные послания. XVIII. Леандр – Геро. 37-40. (Источник: Вулих Н. В. Овидий. М., Издательство «Молодая гвардия-ЖЗЛ», 1996. (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 732). Перевод Н. В. Вулих.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Против меня ты, Борей, свирепствуешь, может, не зная,

Если б не ведал любви, был бы неистов вдвойне.

Хоть ледяной ты, но все же не сможешь солгать нечестиво,

Что к Орифии ты страсть не питал никогда».

 

Проперций. Элегии. Книга вторая. 26. 51-52. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. 103) (римский поэт 1 в. до н. э.):

«Похищенная Орифия тоже не признавала жестокость Борея [северного ветра]:

а ведь этот бог укрощает и землю, и морские пучины».

 

Проперций. Элегии. Книга третья. 7. 13. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. 137) (римский поэт 1 в. до н. э.):

«Злосчастный Аквилон [Борей], ужас похищенной Орифии…»

 

Проперций. Элегии. Книга первая. 20. 25-31. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. 49) (римский поэт 1 в. до н. э.):

«Вслед за ним [Гиласом] отправились и двое братьев, сыны Аквилона [северного ветра],

с одной стороны летел Зет, а с другой – Калаид…

наперегонки, когда он запрокидывал голову к небу.

Он, уже повиснув под краем крыла,

спасся от них и веткой отбился от воздушной засады.

И вот отступили потомки Орифии, дочери Пандиона…»

 

Стаций. Фиваида. Книга двенадцатая. 630-631. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 217) (римский эпос 1 в. н. э.):

«… Элис [река Илисос], похищенье Орифии зревший

и на своих берегах приютивший гетские страсти [Борея]».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь I. 134-136. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 6) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Ныне молю, о Борей, похититель аттической девы [Орифии],

Ввысь меня ты на крыльях взнеси… О плач мой, довольно!

Ах, не изведать бы после быка мне безумства Борея!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь II. 686-689. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 29-30) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«… После странствий Финей завладел страною фракийцев!

Гордого копей богатством и руд в горах изобильем

Зятем содею [я, Зевс] фракийца Борея и Орифи́и,

Ведающим судьбу женихом Клеопатры венчанной».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXVII. 154-160. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 352) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«… Первым из них быстроногий

Эрехтей [царь Афин] запрягает Ксанфа-коня в колесницу,

После к нему подводит и Подарку-кобылу;

[северный] Ветер Борей их родитель, с Гарпией ситонийской

Он сочетался на ложе в страсти бурной и пылкой,

После за Орифи́ю, аттидскую деву, невесту,

Были подарены кони Эрехтею как выкуп».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVII. 400-407. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 460) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Тесей бросает Ариадну на острове Наксос:]

После Борея молила, заклиная обетом

Брачным его Орифи́и, вернуть Тесея на Наксос

Снова, дать ей увидеть корабль, столь сладостный сердцу!

Боле еще молила Эола жестокого, дабы

Внял он мольбе и исполнил, дабы послал он противный

Ветер лодьям отплывшим, да только брошенной деве

Бог Борей (он и сам ведь несчастен!), увы, не помощник…»

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Борей, Орифия, Афина 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Борей и Орифия 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Борей и Орифия 5 век до н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология