Сатир Марсий

Марсий был фригийским сатиром, который изобрел музыку флейты. Он нашел самую первую флейту, которую изготовила, но выбросила богиня Афина, недовольная раздуванием щек. Позже Марсий вызвал бога Аполлона на музыкальное состязание, но проиграл, когда бог потребовал, чтобы они играли на своих инструментах вверх ногами во втором раунде. В наказание за свое высокомерие Аполлон привязал Марсия к дереву и заживо содрал кожу. Затем деревенские боги превратили его в ручей.

История соперничества Марсия с Аполлоном иногда рассказывается об аркадском боге Пане. Марсий также был связан с играющими на флейте сатирами Титирами в свите бога Диониса.

Изображение справа — Марсий (фрагмент), 4 век до н.э., Лувр.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

САТИР МАРСИЙ
РодителиОлимп
ДомКелены во Фригии
УбитАполлоном
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΜαρσυαςMarsyasMarsyas

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1] Нимфы (Telestes Frag 805)
[2] Олимп (Apollodorus 1.24, Ovid Metamorphoses 6.382)
[3] Эагр (Hyginus Fabulae 165)

СЛОВАРЬ

МАРСИЙ (Μαρσύας) в греческой мифологии сатир или силен, сын Эагра, родом из Фригии. Древнее божество круга Кибелы, вытесненное Аполлоном. По мифу, М. подобрал флейту, брошенную Афиной (богиня бросила флейту, т. к. увидела, как безобразно раздуваются ее щеки при игре) (Раus. I 24, 1). В игре на флейте М. достиг необычайного мастерства и, возгордясь, вызвал на состязание самого Аполлона. Дерзкое соперничество кончилось тем, что Аполлон, играя на кифаре, не только победил М., музыка которого отличалась чисто фригийским экстатически-исступленным характером (флейта с бубнами, трещотками и пр. сопутствует оргиям Кибелы и Диониса), но и ободрал с несчастного кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). По преданию, кожа М., содранная с него богом, висит во Фригии, в Келенах, у истоков реки Меандр (Herodot. VII 26; Xenoph. Anab. I 2, 8); при звуках флейты кожа начинает шевелиться, но недвижима при звуках песен в честь Аполлона (Ае1. Var. hist. XIII 21). М. был оплакан нимфами, сатирами и лесными родичами. Его кровь превратилась в одноименный поток (Ovid. Met. VI 382-400), его флейта была унесена этим потоком в реку Меандр, выброшена из воды в Сикионии и принесена в дар Аполлону (Paus. II 7, 9). В мифе о состязании Аполлона и М. отразился начальный этап борьбы божеств-антагонистов Аполлона и Диониса.Лит.: Лосев А. Ф„ Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 396- 399. А. Ф. Лосев. В античном искусстве (вазопись, геммы, рельефы) популярны сюжеты — «М. подбирает флейту, брошенную Афиной», «состязание Аполлона и М.» и «наказание М.», в европейском изобразительном искусстве — «состязание Аполлона и М.» (П. Перуджино, Я. Тинторетто) и «наказание М.» (Б. Перуцци, Рафаэль, А. Вронзино, Дж. Вазари, Аннибале Карраччи, П. Веронезе, Г. Рени, Я. Гверчино, Дж. Тьеполо, Я. Иордане и др.).

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Артемида и Марсий, 5 век до н.э., Музей Метрополитен
Артемида и Марсий, 5 век до н.э., Музей Метрополитен

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. IV. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 8) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Аполлон убил и Марсия, сына Олимпа. Марсий, найдя свирель, которую бросила Афина вследствие того, что игра на ней искажала ее лицо, отважился состязаться с Аполлоном в мусическом искусстве. После того как они договорились, что победитель сможет сделать с побежденным все, что захочет, началось состязание. Аполлон стал играть на перевернутой кифаре, после чего потребовал, чтобы Марсий сделал то же. Когда же тот не смог этого сделать, Аполлон, признанный победителем, подвесил Марсия на высокой сосне и убил, содрав с него кожу».

 

Телест. Арго. 1(1a) / Перевод М. Гаспарова. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Пер. М. Гаспарова. – М.: Ладомир, 1999. – С. 389) (греческий поэт 4 в. до н. э.):

«…что мудрая-де богиня,

Мудрую снасть

Взявши Афина в руки,

В страхе стыда за неладный облик

Бросила прочь,

В славу рукоплескателю Марсию,

Нимфорожденной твари, –

Этого не приемлет мой ум!

Статочно ли жалиться

Страстью о стройной красоте

Той, кому от Клофо велено быть

В девстве, безбрачном и бездетном?..»

 

Геродот. История. Книга I. Клио. 14. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 15) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Ведь Мидас также принес дары, именно свой царский трон, восседая на котором он творил суд [между Аполлоном и Марсием]. Этот достопримечательный трон стоит на том же месте, где и Гигесовы кратеры».

 

Геродот. История. Книга VII. Полигимния. 26. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 323) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Когда персы направились через реку Галис, то вступили во Фригию и затем прибыли в Келены. Там находятся истоки реки Меандра и другой не менее значительной реки, чем Меандр, по имени Катарракт, которая берет начало посреди самой рыночной площади Келен и впадает в Меандр. В этом городе висит кожа Силена Марсия, содранная с него, по фригийскому сказанию, Аполлоном и повешенная здесь».

 

Платон. Евтидем. 285c / Пер. С. Я. Шейнман-Топштейн. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 175) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Я и сам готов, Сократ, предоставить себя гостям – пусть, если им это угодно, сдирают с меня шкуру еще неистовей, лишь бы эта шкура не оказалась у меня потом пустым мешком, как шкура Марсия, а наполнилась добродетелью».

 

Платон. Законы. Книга третья. 677d / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 127) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«…Лишь тысяча или две тысячи лет прошло с тех пор, как Дедалу открылось одно [изобретение], Орфею – другое, Паламеду – третье, Марсию и Олимпу – все то, что относится к мусическому искусству, Амфиону – все о лире, и многое-многое остальное – другим».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. 75. (3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«…После состязания Аполлона с Марсием, в котором, как говорят, Аполлон одержал победу и покарал побежденного чрезмерно суровой карой, [Гермес] раскаялся и, разорвав на кифаре струны, на некоторое время отрекся от исполняемой на ней музыки».

Аполлон, Марсий и музы, 5 века до н.э., Британский музей
Аполлон, Марсий и музы, 5 века до н.э., Британский музей

Страбон. География. Книга X. III. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 447) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Когда поэты сопоставляют Силена, Марсия и Олимпа, представляя их изобретателями флейт, то они опять ставят дионисические обряды в связь с фригийскими…»

 

Страбон. География. Книга XII. VIII. 15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 540-541) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Расположена Апамея [во Фригии] при устье реки Марсия, которая протекает через середину города; истоки реки находятся в пределах городской территории. Бурным и стремительным потоком эта река низвергается в предместье и затем сливается с Меандром… С этими местами связаны мифические сказания об Олимпе и о состязании Марсия с Аполлоном. Над Келенами находится также озеро, где растет тростник, годный для мундштуков флейт. Из этого озера вытекают источники обеих рек – Марсия и Менандра».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXIV. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут дальше [на афинском акрополе] изображена Афина, бьющая силена Марсия за то, что он поднял флейты, хотя богиня хотела их забросить».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. VII. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«…Говорят, что здесь же [в храме Аполлона в Сикионии] находятся в качестве посвятительных даров флейты Марсия: когда с Силеном произошло несчастие, то река Марсий унесла эти флейты в Меандр, и они появились в Асопе и, выброшенные на берег у Сикионии, были найдены пастухом и принесены в дар Аполлону. Из этих посвящений не уцелело ни одного: они сгорели во время пожара вместе с храмом».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXII. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Немного в стороне… стоит памятник Сакада, который первый в Дельфах играл в честь Аполлона Пифийского песни на флейте; и ненависть Аполлона к флейтистам, оставшаяся у него со времен Марсия и споров с Силеном, по-видимому, прекратилась, благодаря этому Сакаду».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. IX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У мантинейцев есть двойной храм… другая же часть посвящена Латоне и ее детям. Эти статуи изваял Пракситель… На их пьедестале изображены Муза и Марсий, играющий на флейте».

Аполлон, Марсий и музы, 4 век до н.э., Британский музей
Аполлон, Марсий и музы, 4 век до н.э., Британский музей

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXX. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Изображено Полигнотом на картине в Дельфах:]

…На скале сидит Марсий, а рядом с ним – Олимп в виде цветущего мальчика, который у него учится играть на флейте. Фригийцы, живущие в Келенах, настойчиво утверждают, что река [Марсий], протекающая через их город, была некогда этим флейтистом, и столь же настойчиво утверждают, что песня в честь Матери богов [Реи-Кибелы] была произведением того же Марсия. Они говорят, что если они отразили войско галатов, то это Марсий помог им против варваров – и водами своей реки, и музыкой своих флейт».

 

Плутарх. Алкивиад. 2. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша, М. Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):

«А потому, – заключал Алкивиад, – пусть уж играют на флейте дети фиванцев… Нами же, афинянами, как говорят наши отцы, предводительствует Афина, и покровитель наш – Аполлон; но первая бросила флейту, а второй содрал с флейтиста кожу».

 

Плутарх (Псевдо-Плутарх). О музыке / Переводчик Томасов Н. Н. (Источник: Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1960. [цитируется по: http://simposium.ru/ru/node/1140 (дата обращения 2 октября 2021)]) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):

«…Олимп [а также идейские Дактили] первый ввел среди греков игру на струнных инструментах, а Гиагнид был первым флейтистом, за которым следовали сын его Марсий, а затем Олимп».

 

Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). III. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):

«Марсий, флейтист, тот с которого была содрана кожа, родился во время праздника Аполлона, где шкуры, сдираемые с жертв, предлагались богу».

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга XIII. 21. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Если в Киленах кто-нибудь вблизи кожи фригийца [Марсия] заиграет на флейте фригийские напевы, она начинает двигаться, а при звуках песен в честь Аполлона кожа не шевелится, словно глухая».

 

Филострат Старший. Картины. Книга I. 20. Сатиры. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«Эта местность – Келены, насколько можно судить по источнику и по пещере. Марсия тут нет; он или пасет стада или дело уж тут после спора его с Аполлоном. Не хвали рисунка воды; если она нарисована спокойно текущей и сладостной, еще более сладостным найдешь ты [флейтиста] Олимпа. Он отдыхает после игры на флейте, нежный на нежных цветах, и капли его пота сливаются с луговою росою… Любуется на юношу влюбленная в него толпа сатиров…»

 

Филострат Младший. Картины. 3. Марсий. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«[Предположительно, описание греческой картины:]

Побежден Фригиец, и вот уже смотрит он таким взором, где написана смерть, так как он сознает, что предстоит ему испытать. Он убежден, что в последний раз он играл на свирели, не в добрый час дерзнувши спорить с сыном Латоны [Аполлоном]. Отброшена им свирель, и лежит, как ненужная: на ней никогда уже больше ему не играть: ведь прозвучал приговор, что он в игре неискусен. Он стоит у сосны, на которой, знает, он будет повешен. Сам присудил он себя к такому наказанию, чтобы с него живого кожу содрали. Искоса посматривает он на этого варвара, который точит против него острие ножа. Ты видишь, как руки его заняты точильным камнем и железом; он поглядывает на Марсия, поблескивая на него горящими глазами, разметав свои спутанные и грязные волосы. Краска на его щеках, думаю, характеризует кровожадность, а над глазами плотно сдвинуты брови, придавая особый характер его злобе; с дикой улыбкой ждет он того, что предстоит ему делать и, не знаю, радуется ли он только этому или же мысли его от природы полны кровожадности. Аполлон нарисован здесь отдыхающим на какой-то скале; налево от него лежит лира, левой рукой он еще тихо ударяет по ней, едва касаясь струн, заставляет как будто звучать их. Посмотри на спокойную внешность этого бога, на улыбку, что цветет на его лице. Правая рука лежит у него на груди, слегка поддерживая плектр, – радость победы сделала ее более вялой. А вот река, которая по имени Марсия скоро переменит свое название. Смотри! Тут толпа Сатиров; они нарисованы так, как будто плачут по Марсию; их природа, обычно столь наглая, склонная к резким движениям, проявляется и теперь при всех признаках горя с их стороны».

Афина и Марсий, 4-го век до н.э., Музей изящных искусств Бостона
Афина и Марсий, 4-го век до н.э., Музей изящных искусств Бостона

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 165. Марсий. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 198-199):

«… [Афина] бросила флейты и пожелала, чтобы тот, кто поднимет их, был тяжко наказан. Марсий, сын Эагра, один из сатиров, пастух, нашел их и, непрестанно упражняясь, с каждым днем делал звуки все более сладостными, так что наконец вызвал на состязание Аполлона, игравшего на кифаре. Когда Аполлон пришел туда, они взяли себе судьями Муз. Когда Марсий одержал победу, Аполлон перевернул кифару и звуки остались теми же, а Марсий не мог сделать этого с флейтами. Тогда Аполлон привязал побежденного Марсия к дереву и передал скифу, который содрал с его членов кожу, а оставшееся тело передал для погребения ученику Марсия Олимпу. Из его крови образовалась река Марсий, названная его именем».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 191. Царь Мидас. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 230-231):

«Мидас, мигдонийский царь, сын Идейской Матери от †Тимола, был судьей, когда Аполлон состязался с Марсием или с Паном в игре на свирели. Когда Тимол присудил победу Аполлону, Мидас сказал, что лучше присудить ее Марсию. Тогда негодующий Аполлон сказал Мидасу: каков ты судья, такие у тебя будут и уши. Когда все услышали это, он сделал, чтобы уши у Мидаса стали ослиными».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 382-400. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Только один рассказал, как ликийского племени люди

Жизнь скончали, другой о Сатире припомнил, который,

Сыном Латоны в игре побежден на Палладиной [Афины] флейте,

Был им наказан. «За что с меня ты меня же сдираешь?» –

Молвит. «Эх, правда, – кричит, – не стоило с флейтою знаться!»

Так он взывал, но уж с рук и с плеч его содрана кожа.

Раною стал он сплошной. Кровь льется по телу струями,

Мышцы открыты, видны; без всяких покровов трепещут

Жилы, биясь; сосчитать нутряные все части возможно,

И обнажились в груди перепонок прозрачные пленки.

Пролили слезы о нем деревенские жители, фавны [Паны] –

Боги лесов, – и Олимп, знаменитый уже, и сатиры –

Братья, и нимфы, и все, кто тогда по соседним нагорьям

Пас рудоносных овец иль скотины стада круторогой,

Залили вовсе его, а земля увлажненная слезы

Тотчас в себя вобрала и впитала в глубинные жилы;

В воды потом превратив, на вольный их вывела воздух.

Вот он, в крутых берегах устремляясь к жадному морю,

Марсия имя хранит, из фригийских потоков светлейший».

 

Овидий. Фасты. Книга шестая. 696-708. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Да ведь флейтисты и все главным обязаны мне [Афине].

Несколько дырочек я пробуравила первая в дудке,

Чтобы звучала она всею своею длиной.

Звук был хорош, но увидела я в отражении водном,

Как искажает дутье девичьи щеки мои.

«Эта игра не по мне, – я сказала, – прощай, моя дудка!»

И на прибрежный я дерн бросила флейту назад.

Тут ее поднял сатир, подивился, как с ней обращаться,

А как подул, то узнал, что она звук издает.

Пальцами то зажимал он отверстия, то открывал их,

И среди нимф он прослыл как несравненный игрец,

Феба он вызвал на бой. Победил его Феб и, повесив,

Тело ему обнажил, кожу содравши с него».

 

Плиний Старший. Естественая история. Книга VII. § 204. (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

«[Изобрели:] свирель и одноствольную флейту – Пан, сын Меркурия, поперечную флейту – Мидас во Фригии, двойную флейту – Марсий в той же стране; лидийскую мелодию создал Амфион, дорийскую – фракиец Тамирид, а фригийскую – фригиец Марсий».

Марсий и Аполлон, 4 век до н.э., Лувр
Марсий и Аполлон, 4 век до н.э., Лувр

Стаций. Фиваида. Книга четвертая. 183-186. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 58) (римский эпос 1 в. н. э.):

«…Был осужден [музыкант и певец] Фамир на годы безмолвья

уст и кифары (но кто ж превозносится, встретясь с богами?),

и онемел; а ведь он и о состязании с Фебом

знал, и том, как повис сатир [Марсий] в знаменитых Келенах».

 

Стаций. Сильвы. Книга V. 3. Утешение о своем отце. 87-88. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Сильвы / Пер. Т. Л. Александровой. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 196):

«…О том [Марсии], кто посмел состязаться

С Фебом [Аполлоном] самим, и о буксовой флейте – печали [Афины] Паллады?»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь I. 40-43. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 4) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Ненавидит он [Аполлон] отзвук полой тростинки

С той поры, когда Марсий был побежден вместе с нею,

Бог же кожу навесил на ветви, по ветру качаться,

Вживе ведь с пастуха сорвал он плотские покровы!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь X. 232-234. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 107) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«…Вакху тут виделся Марсий, родил которого дивный

Хиагнис, Марсий мигдонский, что на беду свою с Фебом [Аполлоном]

Состязался, на флейте двойной играя Афины».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIX. 356-367. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 199-200) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«О неразумный, зачем за награду первую спорил?

Некий силен [Марсий] когда-то, взяв гордую дудочку в руки,

Вскинул гибкую выю и с Фебом [Аполлоном] посмел состязаться:

Только косматую шкуру с него самого содрали,

Был он на ветви повешен и сделан мехом раздутым…

Только лишь ветер подует – он прежний лик принимает,

Будто поет он снова, пастырь, ныне безмолвный!

Аполлон же дельфийский сжалился над силеном,

Превратив его в речку [Марсий, впадающий в Меандр] , и ныне поток сей струистый

По силену косматому зваться станет вовеки!

Воды его бормочут, лишь только ветер всколышет

Заросль густую песчаных брегов, в тростниках и осоках».

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Вазопись Аполлон и Марсий 4 век до н.э.

Вазопись Марсий и Артемида 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Марсий, Аполлон, Музы 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Марсий, Аполлон, Музы 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Марсий и Афина с флейтой 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Марсий, Афина, Силен 5 век до н.э.

Вазопись Марсий с двойной флейтой 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Марсий, Аполлон, Музы 4 век до н.э.

Греко римская мозаика Аполлон, Марсий, Менады. Пафос. 3-й век н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология