Тиро

Тиро была фессалийской принцессой, которая безответно влюбилась в речного бога Энипея. Когда она сидела на берегу реки, Посейдон соблазнил ее в образе Энипея. Тиро родила ему сыновей-близнецов Пелия и Нелея, которых оставила умирать в пустыне. Младенцев нашли и спасли пастухи, которые вырастили их как своих сыновей. Отец Тиро Салмоней позже женил ее на своем брате Крефее, царе Иолка, и она родила ему троих сыновей. Достигнув зрелого возраста, сыновья Посейдона вернулись к своей матери и захватили царство Крефея. Они также убили его вторую жену Сидеро, которая жестоко обращалась с Тиро.

Существовало несколько альтернативных версий ее истории. В одной из них, после того как Тиро сообщила, что она беременна от бога, ее отец Салмоней отказался в это поверить, подозревая, что виновник беременности – его брат Сизиф. Салмоней приказал Тиро рассказать всем об этом, как только дети родятся.

Согласно еще одной версии Сизиф усыновил [или стал отцом] двоих детей Тиро, когда узнал, что им суждено повзрослеть и убить Салмонея. Когда это выяснилось, Тиро из верности своему отцу убила младенцев.

Тиро была прародительницей многих великих мифических героев. Среди ее внуков были провидец Меламп и аргонавты Ясон, Адмет, Акаст, Ификл и Периклимен. Несколько ее правнуков участвовали в Троянской войне.

Согласно Диодору Сицилийскому, имя Тиро произошло от греческого слова tyros «как сыр», поскольку ее цвет лица считался таким же светлым, как белый козий сыр.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ПРИНЦЕССА ТИРО
РодителиСалмоней и Алкидика
МужКрефей
ЛюбимаПосейдоном
ДомИолк в Фессалии
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΤυρωTyrôTyroLike Cheese (tyrôs)Как сыр

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Салмоней (Homer Odyssey 11.236, Hesiod Catalogues Frag 13, Strabo 8.3.32, Pausanias 10.29.7, Hyginus Fabulae 60 & 239)
[1.2] Салмоней & Алкидика (Apollodorus 1.9.8, Diodorus Siculus 4.68.1)

Дети

[1.1] Пелий, Нелей (от Посейдона) (Homer Odyssey 11.236, Hesiod Catalogues Frag 13, Apollodorus 1.90, Diodorus Siculus 4.68.1 & 6.7.3, Hyginus Fabulae 157)
[2.1] Эсон, Амифаон, Ферет (от Крефея) (Homer Odyssey 11.236, Hesiod Catalogues Frag 13, Apollodorus 1.96, Diodorus Siculus 4.68.1)
[3.1] Двое Сыновей (от Сизифа) (Hyginus Fabulae 60 & 239)

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая. 235-259. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 546-547) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«[Одиссей встречает в подземном царстве тени женщин:]

Прежде других подошла благороднорожденная Тиро,

Дочь Салмонеева, славная в мире супруга Крефея,

Сына Эолова; все о себе мне она рассказала:

Сердце свое Энипеем, рекою божественно светлой,

Между реками земными прекраснейшей, Тиро пленила;

Часто она посещала прекрасный поток Энипея;

В образ облекся его Посейдон земледержец, чтоб с нею

В устье волнистокипучем реки сочетаться любовью;

Воды пурпурные встали горой и, слиявшись прозрачным

Сводом над ними, сокрыли от взоров и бога и деву.

Девственный пояс ее развязал он, ей очи смеживши

Сном; и когда, распаленный, свое утолил вожделенье,

За руку взял, и по имени назвал ее, и сказал ей:

«Радуйся, богом любимая! Прежде чем полный свершится

Год, у тебя два прекрасные сына родятся (бесплоден

С богом союз не бывает), и их воспитай ты с любовью.

Но, возвратяся к домашним, мое называть им страшися

Имя; тебе же откроюсь: я бог Посейдон земледержец».

Так он сказав, погрузился в морское глубокое лоно.

В срок от нее близнецы Пелиас и Нелей родилися;

Слуги могучие Зевса эгидоносителя были

Оба они; обладая стадами баранов, в Иолкосе

Тучнополянистом жил Пелиас; а Нелей жил в песчаном

Пилосе. Но от Крефея еще родились у прекрасной

Тиро Эсон, и Ферет, и могучий ездок Амифаон».

 

Гомер. Одиссея. Песнь вторая. 116-122. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 432) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«… Не только

В разных она [Пенелопа] рукодельях искусна, но также и много

Хитростей знает, неслыханных в древние дни и ахейским

Женам прекраснокудрявым неведомых; что ни Алкмене

Древней, ни Тиро, ни пышно-венчанной царевне Микене

В ум не входило, то ныне увертливый ум Пенелопы

Нам ко вреду изобрел…»

 

Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 38. Схолии к «Одиссее», XII, 69. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 109) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Тиро, дочь Салмонея, имела двух сыновей от Посейдона – Нелея и Пелия. Она вышла замуж за Крефея и родила от него троих сыновей – Эсона, Ферета и Амифаона».

 

Софокл. Фрагменты. Тиро. (Источник: Софокл. Драмы. – М.: «Наука», 1990. – С. 424) (греческий драматург 5 в. до н. э.):

«[Текст редакции издания:]

Софокл написал две трагедии, озаглавленные именем Тиро. Были ли это два варианта одного и того же сказания, или Софокл использовал еще какую-нибудь версию, неизвестно. Ту «Тиро», в которой развязку приносило узнавание, упоминает в «Поэтике» Аристотель (16, 1454b, 19-25), и поставлена она была до 414 г., как видно из отрывка античной дидаскалии и пародии в аристофановской «Лисистрате», 138. Фр. 356 – о внешности Тиро, отличавшейся белизной кожи; фр. 360 – из жалобы Тиро: обрезать у свободной женщины косу значило нанести ей страшное оскорбление, на что, как видно, вполне сознательно пошла Сидеро, желая унизить падчерицу и приравнять ее к рабыне…»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. IX. (8, 8, 11). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 16) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Тиро, дочь Салмонея и Алкидики, воспитывалась у Кретея, который приходился Салмонею родным братом [отец Тиро Салмоней был убит Зевсом]. Она влюбилась в речного бога Энипея и в сокрушении постоянно ходила на реку. Посейдон, приняв образ Энипея, сошелся с ней, и она, родив тайно двух близнецов, подкинула их. Вблизи подкинутых близнецов проходили пастухи, гнавшие табун лошадей, и кобылица задела копытом лицо одного из близнецов, на котором от этого осталось темное пятно. Пастух поднял и вырастил обоих мальчиков и того, который был с пятном, назвал Пелием, другого же Нелеем. Когда близнецы выросли и узнали, кто их родная мать, они убили свою мачеху [т. е. жену Кретея], которую звали Сидеро. Они напали на нее после того, как узнали, что та оскорбила их мать. Мачеха пыталась найти убежище в храме Геры, но Пелий заколол ее у самых алтарей.

Позднее братья стали враждовать друг с другом, и Нелей, будучи изгнан, прибыл в Мессению и основал там город Пилос [в царстве своего деда Салмонея].

Кретей же, основав город Иолк, женился на Тиро, дочери Салмонея, от которой у него родились сыновья Эсон, Амитаон и Ферет».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXVIII. (1-3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«… Перейдем к рассказу о Салмонее, Тиро и их потомках, вплоть до участвовавшего в Троянской войне Нестора. Салмоней был сыном Эола, внуком Эллина и правнуком Девкалиона. Отправившись из Эолиды во главе множества эолийцев, он основал в Элее у реки Алфея город, который назвал по своему имени Салмонией. Женился он на Алкидике,

дочери [царя Аркадии] Алея, и та родила ему дочь по имени Тиро, отличавшуюся редкой красотой. После смерти Алкидики Салмоней женился на Сидеро, которая, будучи мачехой, скверно обращалась с Тиро. Позднее Салмонея, который был хулителем и святотатцем, возненавидели его собственные подданные, а Зевс поразил за святотатство молнией.

С Тиро, которая в то время была еще девой, сочетался Посейдон, и она родила сыновей – Пелия и Нелея. Выйдя замуж за Крефея, Тиро родила Амифаона, Ферета и Эсона. После смерти Крефея Пелий и Нелей подняли бунт, желая получить царскую власть, и Пелий стал царем Иолка и прилегающих земель, а Нелей, взяв с собой Мелампода и Бианта, сыновей Амифаона и Аглаи, во главе ахейцев, фтиян и эолийцев, отправился в поход на Пелопоннес».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга VI. Фрагмент 6. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«У этого Салмонея была дочь Тиро, получившая такое имя по причине белизны и мягкости тела».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга VI. Фрагмент 7. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«У него [Салмонея] была единородная дочь Тиро, получившая такое имя по причине белизны и мягкости тела. Посейдон влюбился в [Тиро] из-за ее красоты, сочетался с ней, и та родила сыновей Пелия и Нелея. Салмоней же, не поверив, что [Тиро] лишил девственности Посейдон, стал скверно обращаться с Тиро и в конце концов получил от некоего божества возмездие из-за нечестивства и погиб, пораженный молнией Зевса [т. е. в наказание за то, что выдавал себя за бога]».

 

Страбон. География. Книга VIII. III. 32. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 339) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Салмона расположена недалеко от одноименного источника, из которого вытекает Энипей. Река эта впадает в Алфей [и носит теперь название Барнихий]. Передают, что Тиро полюбила Энипея:

Сердце свое Энипеем божественным Тиро пленила.

(Од. XI, 238)

Ибо здесь, говорят, царствовал ее отец Салмоней, так же как и Еврипид говорит в «Эоле». (Некоторые пишут имя Энипея, реки в Фессалии, «Энисей»; он течет с горы Офрия и принимает приток Апидан, текущий из Фарсала)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. II. 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«… Афарей [царь Мессении]… принял в свой дом своего двоюродного брата Нелея, сына Крефея, внука Эола, хотя его называли сыном Посейдона; он был изгнан из Иолка Пелием…»

[Нелей и Пелий – дети Тиро, а западная Мессения была царством ее отца Салмонея.]

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXIX. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[На картине подземного царства, написанной Полигнотом из Дельф, 5 в. до н э.:]

Над головой названных женщин сидит на скале дочь Салмонея (Тиро) и рядом с ней стоит Эрифила…»

 

Филострат Старший. Картины. Книга II. 8. Мелес. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«Историю Энипея и того, как Тиро была влюблена в прекрасный источник, рассказал нам Гомер – он там говорит об обмане Посейдона и о цвете волны, под которой было их брачное ложе…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 12. Пелий. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 20):

 

«Пелию, сыну Крефея и Тиро, было предсказано…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 157. Сыновья Нептуна [Посейдона]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 191):

 

«Нелей и Пелий от Тиро, дочери Салмонея».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 60. Сизиф и Салмоней. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 80-81):

 

«Сизиф и Салмоней, сыновья Эола, враждовали друг с другом. Сизиф спросил у Аполлона, как ему убить своего врага, т. е. брата. Он получил ответ, что если, изнасиловав Тиро, дочь Салмонея, он произведет на свет детей, то они будут мстителями. Когда Сизиф сделал это, родилось два сына, которых умертвила их мать Тиро, узнав о предсказании. А Сизиф, узнав об этом…»

[Это вариант мифа о Посейдоне, в котором Тиро называет отцом своих детей Посейдона. См. Диодор Сицилийский, 6.7 выше.]

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 239. Какие матери убили своих сыновей. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 260):

 

«Тиро, дочь Салмонея, своих двоих сыновей от Сизифа, сына Эола, согласно оракулу Аполлона».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 254. Какие женщины [и мужчины] более всего почитали своих родных. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 273):

 

«Тиро, дочь Салмонея, ради отца убила своих сыновей».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 115-117. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Изобразила, как ты, о Нептун [Посейдон], в быка превратившись,

Деву Эолову взял, как, вид, приняв Энипея,

Двух Алоидов родил…»

[Здесь Овидий путает Ифимедию, мать Алоидов, с Тиро. Тиро была соблазнена Посейдоном, принявшим образ бога реки Энипей.]

 

Овидий. Героиды. Парные послания. XIX. Геро – Леандру. 127-136. (Источник: Вулих Н. В. Овидий. М., Издательство «Молодая гвардия-ЖЗЛ», 1996. (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 732). Перевод Н. В. Вулих.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Ты же, Нептун [Посейдон], о возлюбленных помня своих, разве можешь

Быть враждебен любви, волны морей возмущать!

Если только верна молва о твоей Амимоне,

Или о страсти к Тиро, славной своей красотой,

Об Алкионе, Калике, Гекатия дочке, Медузе,

Не всегда ее лик змеями был искажен.

И Лаодика была, и Келено, взнесенная к небу,

Много я помню других, в книгах о них прочитав.

Да и поэты, их славя, в стихах своих утверждают,

Что в объятьях твоих нежились часто они».

 

Проперций. Элегии. Книга первая. 13. 21-22. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. 37) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«… Бог Тенара [Посейдон], обратившись Фессалийцем

Энипеем, прижал к груди свою лёгкую добычу – Салмониду [Тиро]…»

 

Проперций. Элегии. Книга третья. 19. 13-14. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. 165) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«… Салмонида [Тиро], распалённая любовью к Фессалийцу Энипею

и захотевшая нераздельного ложа с влажным богом».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь I. 118-124. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 5-6) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Неужто в пыланье

Страсти любовнобезумной и жен быки умыкают?

Или опять Посейдон юницу прельстил и похитил,

Приняв рогатый образ быка речного как древле?

Хитрость иную измыслил, когда с Тиро́ насладился

Только недавно, богом реки прикинувшись влажным,

С виду лишь Энипеем, обрушившим водную гору?»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLII. 110-116. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 410) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Фессалийки,

Девы Тиро́, ты знаешь во влаге речной обольщенье…

Ах, опасайся коварных струй! О, как бы повязок

Не развязал девичьих приявший лик Энипея!

О как желал бы потоком быть я, как бог Эносихтон,

Дабы, журча, в объятья сгорающую от жажды

Принимать невозбранно мою Тиро́ – либанийку!»

Согласно комментарию Евстафия Солунского к «Одиссее» (11. 253) Гомера, а также схолиям к этому тексту, после того, как Тиро бросила своих детей, Пелия вскормила кобыла, а Нелея – сука.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология