Салмоней

Салмоней был одним из семи сыновей царя Эола из Фессалии. Он привел группу колонистов на Пелопоннес, где основал царство Салмония в местности, позже получившей известность как Пилос (Южная Элида и Северо-западная Мессения).

Салмоней был высокомерным и нечестивым человеком, который требовал, чтобы подданные поклонялись ему как богу Зевсу. Он представлял Зевса, разъезжая на колеснице: стучал по бронзовым котлам и подбрасывая вверх факелы вместо молний. Зевс пришел в ярость, поразил Салмонея молнией и опустошил его город. Позже в царство Салмонея приехал его внук Нелей. Он занял трон и основал новую столицу в Пилосе.

ХРОНОЛОГИЯ МИФА

В хронологии мифа Салмоней был правнуком Девкалиона, пережившего Великий потоп.

Его современниками были царь Персей из Аргоса и Кадм из Фив. Дочери этих двух царей-героев вышли замуж за его братьев. Племянник Салмонея Эндимион правил соседним царством Элида, к северу от реки Алфей.

Внук Салмонея Нелей воевал с Гераклом, а другой внук, Пелий, приказал Ясону принести Золотое руно.

Среди его правнуков были провидец Меламп и аргонавты Ясон, Акаст, Адмет, Ификл и Периклимен.

Его правнук Нестор и многие из его праправнуков (то есть сыновья аргонавтов) были военачальниками греческой армии под Троей.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ЦАРЬ САЛМОНЕЙ
РодителиЭол и Энарета
ЖенаАлкидика
Царь чегоСалмония в Мессении
ДомСалмония в Мессении
УбитЗевсом
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΣαλμωνευςSalmôneusSalmoneus

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Эол (Hesiod Catalogues Frag 4, Diodorus Siculus 4.68.1, Hyginus Fabulae 60, Hyginus Astronomica 2.20)
[1.2] Эол & Энарета (Apollodorus 1.7.3)
[2.1] Афамант (Hyginus Astronomica 2.20)

Дети

[1.1] Тиро (Homer Odyssey 11.236, Hesiod Catalogues Frag 13, Strabo 8.3.32, Pausanias 10.29.7, Hyginus Fabulae 60 & 239)
[1.2] Тиро (от Алкидики) (Apollodorus 1.9.8, Diodorus Siculus 4.68.1)

 

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая. 235-237. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 546) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«[Одиссей встречает в подземном царстве тени женщин:]

Прежде других подошла благороднорожденная Тиро,

Дочь Салмонеева, славная в мире супруга Крефея,

Сына Эолова; все о себе мне она рассказала…»

 

Гесиод. Каталог женщин или Эои. 5 (9); Потомки Эола 6. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 81) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Бранелюбивому Эллину были, владыке, сынами

Дор и Ксуф, а с ними еще и Эол конеборный.

Были Эолова рода блюдущие правду владыки:

Чада Крефей с Афамантом и мыслеизменным Сисифом,

Сын Салмоней правдочуждый и с ним Периер веледушный…»

 

Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 38. Схолии к «Одиссее», XII, 69. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 109) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Тиро, дочь Салмонея, имела двух сыновей от Посейдона – Нелея и Пелия. Она вышла замуж за Крефея и родила от него троих сыновей – Эсона, Ферета и Амифаона».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VII. (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 11) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Эол же воцарился в области Фессалии и назвал живущих там эолийцами. Женившись на Энарете, дочери Деимаха, он произвел на свет семерых сыновей – Кретея, Сизифа, Афаманта, Салмонея, Деиона, Магнета, Периера и пять дочерей – Канаку, Алкиону, Пейсидику, Калику, Перимеду».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. IX. (7-8). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 15-16) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Салмоней вначале жил в области Фессалии, позднее же, прибыв в Элиду, основал там город. Будучи человеком дерзким и желая сравняться с самим Зевсом, он был наказан за свои безбожные дела: Салмоней говорил, что он Зевс; приносимые Зевсу жертвы он присваивал себе. Влача за колесницей высушенные шкуры вместе с медными кувшинами, он заявлял, что производит гром, а бросая в небо зажженные факелы, говорил, что метает молнии. Зевс поразил его перуном и уничтожил основанный им город вместе со всеми его жителями.

Тиро, дочь Салмонея и Алкидики, воспитывалась у Кретея, который приходился Салмонею родным братом. Она влюбилась в речного бога Энипея и в сокрушении постоянно ходила на реку. Посейдон, приняв образ Энипея, сошелся с ней, и она, родив тайно двух близнецов [Нелея и Пелия], подкинула их».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. IX. (11). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 16) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Кретей же, основав город Иолк, женился на Тиро, дочери Салмонея, от которой у него родились сыновья Эсон, Амитаон и Ферет».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXVIII. (1-3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«… Перейдем к рассказу о Салмонее, Тиро и их потомках, вплоть до участвовавшего в Троянской войне Нестора. Салмоней был сыном Эола, внуком Эллина и правнуком Девкалиона. Отправившись из Эолиды во главе множества эолийцев, он основал в Элее [Элиде] у реки Алфея город, который назвал по своему имени Салмонией. Женился он на Алкидике, дочери [царя Аркадии] Алея, и та родила ему дочь по имени Тиро, отличавшуюся редкой красотой. После смерти Алкидики Салмоней женился на Сидеро, которая, будучи мачехой, скверно обращалась с Тиро. Позднее Салмонея, который был хулителем и святотатцем, возненавидели его собственные подданные, а Зевс поразил за святотатство молнией.

С Тиро, которая в то время была еще девой, сочетался Посейдон, и она родила сыновей – Пелия и Нелея. Выйдя замуж за Крефея, Тиро родила Амифаона, Ферета и Эсона».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга VI. Фрагмент 6. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Салмоней, будучи нечестивцем и гордецом, насмехался над божеством и заявлял, что его собственные деяния превосходят [деяния] Зевса. Производя с помощью некоего устройства необычайный шум, он грохотал, подражая громам, и не чтил богов ни жертвоприношениями и праздниками.

У этого Салмонея была дочь Тиро, получившая такое имя по причине белизны и мягкости тела».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга VI. Фрагмент 7. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Этот Салмоней, будучи нечестивцем и гордецом, насмехался над божеством и заявлял, что его собственные деяния превосходят [деяния] Зевса. Производя с помощью некоего устройства необычайный шум и подражая громам, говорил, что грохочет громче самого Зевса. Совершенно прeнeбpeгая богами, он не чтил богов ни жертвоприношениями и праздниками, как то было в обычае у других правителей. У него была единородная дочь Тиро, получившая такое имя по причине белизны и мягкости тела. Посейдон влюбился в [Тиро] из-за ее красоты, сочетался с ней, и та родила сыновей Пелия и Нелея. Салмоней же, не поверив, что [Тиро] лишил девственности Посейдон, стал скверно обращаться с Тиро и в конце концов получил от некоего божества возмездие из-за нечестивства и погиб, пораженный молнией Зевса».

 

Страбон. География. Книга VIII. III. 32. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 339) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«[Город] Салмона [в Трифилии, Элида] расположена недалеко от одноименного источника, из которого вытекает Энипей. Река эта впадает в Алфей [и носит теперь название Барнихий]. Передают, что Тиро полюбила Энипея:

Сердце свое Энипеем божественным Тиро пленила.

(Од. XI, 238)

Ибо здесь [в южной Элиде], говорят, царствовал ее отец Салмоней, так же как и Еврипид говорит в «Эоле». (Некоторые пишут имя Энипея, реки в Фессалии, «Энисей»; он течет с горы Офрия и принимает приток Апидан, текущий из Фарсала)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXIX. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[На картине подземного царства, написанной Полигнотом из Дельф, 5 в. до н э.:]

Над головой названных женщин сидит на скале дочь Салмонея (Тиро)…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 60. Сизиф и Салмоней. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 80-81):

 

«Сизиф и Салмоней, сыновья Эола, враждовали друг с другом. Сизиф спросил у Аполлона, как ему убить своего врага, т. е. брата. Он получил ответ, что если, изнасиловав Тиро, дочь Салмонея, он произведет на свет детей, то они будут мстителями. Когда Сизиф сделал это, родилось два сына, которых умертвила их мать Тиро, узнав о предсказании. А Сизиф, узнав об этом…»

[Это вариант мифа о Посейдоне, в котором Тиро называет бога отцом своих детей и бросает их на верную гибель.]

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 61. Салмоней. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 81):

 

«Салмоней, сын Эола, брат Сизифа, подражал грому и молниям Юпитера [Зевса]. Сидя на колеснице, он бросал в народ горящие факелы и наводил ужас на граждан. За это Юпитер поразил его молнией».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 239. Какие матери убили своих сыновей. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 260):

 

«Тиро, дочь Салмонея, своих двоих сыновей от Сизифа, сына Эола, согласно оракулу Аполлона».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 250. Чьи упряжки погубили своих возничих. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 270):

 

«Салмоней, который изображал молнии, сидя на колеснице, и вместе с колесницей был поражен молнией».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 254. Какие женщины [и мужчины] более всего почитали своих родных. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 273):

 

«Тиро, дочь Салмонея, ради отца убила своих сыновей».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Овен. 20. 2. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 65):

 

«Одни говорят, что Кретей, Афамант и многие другие были сыновьями Эола; некоторые уверяют также, что сыном Афаманта был Салмоней, внук Эола».

 

Вергилий. Энеида. Книга шестая. 548-550, 585-594. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 233-234) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«[Эней странствует по подземному царству, где видит души проклятых в Тартаре:]

Влево Эней поглядел: там, внизу, под кручей скалистой

Город раскинулся вширь, обведенный тройною стеною.

Огненный бурный поток вкруг твердыни Тартара мчится…

[Жрица говорит Энею:]

Видела, как Салмоней несет жестокую кару, –

Тот, кто громам подражал и Юпитера молниям жгучим.

Ездил торжественно он на четверке коней, потрясая

Факелом ярким, у всех на глазах по столице Элиды,

Требовал, чтобы народ ему поклонялся, как богу.

То, что нельзя повторить, – грозу и грома раскаты, –

Грохотом меди хотел и стуком копыт он подделать,

Но всемогущий Отец из туч густых огневую

Бросил в безумца стрелу – не дымящий факел сосновый, –

И с колесницы низверг, и спалил его в пламенном вихре».

 

Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая. 659-665. (Источник: Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2013. – С. 83):

 

«Вот предводитель [аргонавтов – Ясон] священный плащ надевает на плечи,

Чашу Эсона берет. Её Салмоней в благодарность

Дал за приют, заплатив за колчаны златом по весу;

Дар тот был в радость ему. Обезумел ведь он уже после,

Изображая Юпитера [Зевса] стрелы бревном расщепленным

И, подражая набегу его на Афон и Родопу,

Испепелив Элиды поля и Пизанские рощи».

[Салмоней был дедом Эсона и прадедом Ясона.]

ХРОНОЛОГИЯ МЕССЕНСКИХ ЦАРЕЙ

ХРОНОЛОГИЯ МИФИЧЕСКИХ ЦАРЕЙ ЮГО-ЗАПАДНОГО ПЕЛОПОННЕСА

МЕССЕНИЯПИЛОСЛЕПРЕОС
1. Поликаон ***
2. Периер1. Салмоней
3. Афарей и Левкипп2. Нелей1. Кавкон
4. (Идас и Линкей)3. Нестор2. Лепрей
4. Нестор ****

ЦАРСТВА

1. Мессения (Центральная и Восточная Мессения); Пилос (Западная Мессения); 3 Лепреос (Северный «Пилос»).

ПРИМЕЧАНИЯ

* Гомеровский Пилос включал в себя западное побережье Мессении и область Трифилию. Река Алфей образовывала границу с Элидой. Столица Салмонея находилась недалеко от этой реки, но его внук Нелей переехал в город Пилос на юге.

** Властители Кавконии и Лепреоса были подданными Пилоса.

*** Согласно местному мифу, первым мессенским царем был Поликаон. Однако эпические поэты начинают список царей с сына Эола Периера. Павсаний предполагает, что между ними правили несколько анонимных царей.

**** Нестор был царем Пилоса и Мессении во время Троянской войны. Его царствование распространилось на два поколения. Линия Периеров пресеклась со смертью Идаса и Линкея.

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология