Эвринома была первой Титанидой царицей неба, правившей Олимпом вместе со своим мужем Офионом. Пара боролась с Кроносом и Реей за свои троны и брошена побежденными в реку Океан, опоясывающую Землю.
Имя Эвриномы означает «Широко правящая» или «Обширные пастбища» от греческих слов eurys «широкий» или «широкий» и nomos «правящий» или nomia «пастбища».
Возможно, ее отождествляли с Эвриномой, матерью Харит.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ТИТАНИДА ЭВРИНОМА | |
Родители | Океан и Тетис |
Муж | Офион |
Богиня чего | Титанида-царица небес |
Дом | Река Океан |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Ευρυνομη | Eurynomê | Eurynome | Broad-Pastures | Широкие пастбища |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Океан (Аполлоний Родосский. 1.503; Павсаний 8.41.4)
Цитаты классической древнегреческой литературы
ЭВРИНОМА ЦАРИЦА НЕБЕС
Аполлоний Родосский. Аргонавтика. 1. 498. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 116-117) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
«Пел [Орфей] и о том, как сперва Офион и с ним Евринома
Океанида над снежным Олимпом владыками были,
Как, побежденный насильем, он отдал почетное место
Крону, и Рее — она, и как в глубь Океана низверглись.
Те ж средь Титанов, блаженных богов, лишь дотоле царили»
Ликофрон. Александра. 1189-1197. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«А ты, единокровный, что милей мне всех,
Опора дома нашего и родины,
Ты бычьей кровью не вотще обрызгаешь
Алтарь, даря престолов Офионовых [прежнего небесного царя, свергнутого Кроносом]
Владетелю [Зевсу] начатки жертв обильные.
На родину свою [в Аркадию и Элиду] он заберет тебя,
В страну, что больше всех воспета греками.
Когда-то мать его [Рея], в борьбе искусная,
Изгнавши в Тартар прежнюю владычицу [Евриному, жену Офиона]…»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 2. 563. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 137) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Зевс злорадствует над телом побежденного гиганта Тифона, которое было послано Геей, чтобы защитить побежденных Титанов]
Кронид же над ним надсмехался,
Речи из уст такие презрительные разносились:
«Старец Крон какого заступника выбрал, Тифаон!
Вслед Иапетовой распре сына земля породила,
Сладкую месть за Титанов!…
В небо взойди с Астреем — ну, если тебе так угодно,
Может, прихватишь с собою Офи́она и Эвриному?
Иль, как спутника, Крона?»
ЭВРИНОМА ВЫХАЖИВАЕТ ГЕФЕСТА
Эвринома и Фетида выкормили молодого бога Гефеста (Гефеста) в пещере у реки Океан после того, как его мать Гера сбросила его с небес. Фетида, вероятно, заменяет здесь Тетис «Кормилица», жена Океана. Эвринома «Пастбищ» была также матерью Харит, невестой Гефеста — см. Другую Эвриному. Тетис и Эвринома, возможно, первоначально рассматривались как одна богиня, а именно Тетис-Эвринома, «Кормилица обширных пастбищ Земли».
Гомер. Илиада. Песнь 13. 397. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 243) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«[Гефест был изгнан с Олимпа Герой, которой был противен искалеченный ребенок]
Тогда потерпел бы я горе на сердце,
Если б Фетида меня с Эвриномой не приняли в недра,
Дщери младые катящегось вкруг Океана седого.
Там украшения разные девять годов я ковал им,
Кольца витые, застежки, уборы волос, ожерелья
В мрачной глубокой пещере; кругом Океан предо мною
Пенный, ревущий бежал, неизме́римый; там ни единый
Житель меня олимпийский, ни муж земнородный не ведал;
Только Фетида с сестрой Эвриномою, спасшие жизнь мне».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 41. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«О ней [Эвриноме] и Гомер вспоминает в «Илиаде», что вместе с Фетидой она приняла Гефеста».
КУЛЬТ ЭВРИНОМЫ
Богине с рыбьим хвостом по имени Эвринома поклонялись в Фигалии в Аркадии. Ее точная личность неясна, но она могла быть Эвриномой, женой Офиона, Эвриномой, матерью Харит, Тетис, женой Океана, речной богиней Недой или даже водяной Артемидой.
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 41. 4 — 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«в Неду впадает река Лимакс; там, где сливаются их воды, стоит храм Эвриномы, чтимый с древнейших времен и малодоступный вследствие гористой, суровой местности. Около него густо и много выросло кипарисов. Фигалейский народ убежден, что Эвринома — это эпитет Артемиды; но те из них, которые являются хранителями древних сказаний, говорят, что Эвринома — дочь Океана; о ней и Гомер вспоминает в «Илиаде», что вместе с Фетидой она приняла Гефеста. Каждый год в один и тот же день они открывают двери храма Эвриномы. Все же остальное время у них установлено, чтобы этот храм не стоял открытым. В одно и то же время приносятся ей жертвы как от имени государства, так и от частных лиц. Мне не удалось быть на этом празднике, и я не видал статуи Эвриномы; а от фигалейцев я слыхал, что ее деревянная статуя вся опутана золотыми цепями и что сверху до самых бедер она представляет из себя женщину, а нижняя часть как у рыбы. Для дочери Океана, живущей вместе с Фетидой в пучине моря, это окончание рыбьим хвостом может служить хорошей эмблемой. А если бы она была Артемидой, то нет никакого основания, чтобы ее изображали подобным образом».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Илиада. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Аполлоний Родосский. Аргонавтика. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. ???-???) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
- Ликофрон. Александра. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Список используемой литературы