Бессмертняа лошадь Арей­он

Арей­он был бессмертной лошадью, рожденной богиней Деметрой после того, как Посейдон изнасиловал ее в обличье лошади. Сначала он принадлежал аркадскому Онкию, затем Гераклу и, наконец, Адрасту.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

КОНЬ АРЕЙОН
РодителиПосейдон и Деметра
ФормаЛошадь
ДомАркадия
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Αρειων ΑριονAreiôn, ArionArionStouter, Braver (areiôn)Крепче, Храбрее

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Посейдон & Деметра (Apollodorus 3.77, Pausanias 8.25.5)
[1.2] Посейдон (Statius Thebaid 6.301)
[2.1] Гея (Pausanias 8.25.5)
[3.1] Зефир & Гарпии (Quintus Smyrnaeus 4.569)

Дети

[1.1] Конь Сфенела (Quintus Smyrnaeus 4.569)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гомер. Илиада. 23. 346 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«[Гонка на колесницах]
Верь — ни один из воз­ниц ни дого­нит тебя, ни обска­чет,
Даже хоть сле­дом бы он на ужас­ном летел Арей­оне,
Бур­ном Адрас­та коне, порож­де­нии кро­ви бес­смерт­ной»

 

Гесиод. Щит Геракла. 120. / Перевод О. Цыбенко. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«[Геракл обращается к своему возничему Иолаю]
Как прежде ты подле стоял мощнодухий,
Так и теперь Арионом, великим конем черногривым,
Правь, направляя повсюду, и мне помоги, сколь сумеешь».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 77. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 84) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Спас­ся толь­ко Адраст бла­го­да­ря сво­е­му коню Арей­о­ну. Это­го коня роди­ла Демет­ра, кото­рая в обра­зе Эри­нии сошлась с Посей­до­ном».

 

Страбон. География. Книга 9. 2. 11. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Отно­си­тель­но бео­тий­ской Гар­мы… гово­рят, что здесь раз­би­лась колес­ни­ца Адрас­та во вре­мя бег­ства, а сам он спас­ся на Ари­оне».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 25. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Когда боги­ня блуж­да­ла по зем­ле, отыс­ки­вая свою дочь, гово­рят, Посей­дон пре­сле­до­вал ее, желая с ней соче­тать­ся; тогда Демет­ра пре­вра­ти­лась в кобы­лу и пас­лась вме­сте с кобы­ла­ми Онкия; но Посей­дон дога­дал­ся о ее обмане, сам упо­до­бил­ся жереб­цу и в таком виде соче­тал­ся с Демет­рой. Сна­ча­ла Демет­ра гне­ва­лась на то, что слу­чи­лось, но с тече­ни­ем вре­ме­ни пре­кра­ти­ла свой гнев и поже­ла­ла, как гово­рят, омыть­ся в водах Ладо­на… По пре­да­нию арка­дян, Демет­ра роди­ла от Посей­до­на дочь, имя кото­рой они не счи­та­ют себя впра­ве делать извест­ным сре­ди непо­свя­щен­ных, и коня Арей­о­на… В «Илиа­де» об этом самом Арей­оне напи­са­но:

Даже хоть сле­дом бы он на ужас­ном летел Арей­оне,
Бур­ном Адрас­та коне, порож­де­нии кро­ви бес­смерт­ной.

В «Фива­иде» же гово­рит­ся, что Адраст, когда бежал из-под Фив

В гряз­ных одеж­дах и рва­ных стре­ми­тель­но гнал Арей­о­на,
Масти, как сталь воро­не­ная, был этот конь тем­но­куд­рый.

На осно­ва­нии этих сти­хов они отста­и­ва­ют мне­ние, что Посей­дон <Тем­но­куд­рый> был отцом Арей­о­на. Анти­мах же гово­рит, что он был сыном Зем­ли:

Пер­вый из всех дана­ев Адраст, сын Талая, Кре­фея
Слав­ный пото­мок, погнал здесь пару коней сво­их див­ных,
Быст­ро­го Кера и фель­пу­сий­ско­го Арей­о­на:
Око­ло рощи его роди­ла Апол­ло­на в Онкее
Матерь-Зем­ля, чтоб диви­лись, как чуду, смерт­ные люди.

Но и вышед­ший из зем­ли конь может быть боже­ст­вен­но­го про­ис­хож­де­ния и иметь цвет волос, подоб­ный воро­не­ной ста­ли. Рас­ска­зы­ва­ют еще вот что: когда Геракл вое­вал с элей­ца­ми, он выпро­сил <на вре­мя> у Онка коня и одер­жал победу, выехав на бит­ву на Арей­оне, а потом он отдал это­го коня Адрас­ту. По это­му пово­ду Анти­мах гово­рит об Арей­оне в сво­ей поэ­ме:

Третье­му он под­чи­нил­ся затем вла­ды­ке Адрас­ту».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 4. 469. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 50) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«[Конь Сфенела, греческого воина, сражавшегося при Трое]
Был же тот конь не безродный, но крови божественной отпрыск
и Ариона потомок, которого Гарпия-дева
тяжко шумящему в прежние дни породила Зефиру [Западный ветер],
лучшего из скакунов, чьи проворные ноги умели
спорить с дыханьем отца его. Оного боги Адрасту
отдали в дар. От него же Сфенела скакун порожден был,
коего [Диомед] другу [Сфенелу] прославленный сын предоставил Тидея
около Трои священной».

 

Стаций. Фиваида. Книга 6. 491. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

«[Гонка на колесницах первых Немейских игр]
Бег завершался, и миг решал колебанья победы.
Тут змеевласую тварь — созданье, свирепое видом, —
выставил бог (из Эреба ль изъяв, иль тут же измыслив)…
Арион [конь] пламеневший
лишь увидал, как грива — взвилась, сам — в упряжи вздыбясь —
и сояремника вверх, и пристегнутых слева и справа
поднял высоко коней. Сей миг аонийский изгнанник [Полиник]
рухнул, влачась на спине, пока не распутались вожжи, —
и колесница летит, от возничего освободившись»

 

Стаций. Фиваида. Книга 6. 301. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«[Гонка на колесницах первых Немейских игр]
Всех во главе — [конь] Арион, по огню узнаваемый гривы,
изжелта-красной, — ему родитель (коль древних преданье
верно) — Нептун. Говорят, он первый коня удилами
нежными ранил, его укротив на песчаном прибрежье
без примененья бича, — постольку в коне ненасытен
к бегу порыв, а буйство равно непогодному понту.
Часто он ширью ходил Ионической либо Ливийской
вместе с морскими впряжен конями, чтоб мигом доставить
к тем иль иным брегам отца голубого; и Тучи —
стыли, отстав, и стремились вдогон и Эвры, и Ноты.
Он и на суше потом аврисфеева ведшего битвы
Амфитриониада [Геракла], возил, луга разрывая,
даже пред ним норовист и к повиновенью не склонен.
Власти Адраста-царя позднее он был удостоен
даром богов и весьма приручился за долгие годы.
Зятю правитель тогда Полинику доверил поводья
и объяснил, почему конь буйствует и отчего он
кроток, — дабы не ярилась рука иль не бросила вольно
вожжи. «Других, — говорит, — поощряй и рожном, и угрозой;
этот пойдет, — сам захочешь унять»…
Вещий узрел Арион, что поводья его напрягает
вождь непривычный: его испугал, неповинного, мощный
Эдиподионид; и, встревожен еще от порога,
конь осердился на груз и свирепей пылал, чем обычно.
Инаха дети сочли, что он разгорелся от криков,
он же бежит от возницы, грозит вознице, неистов,
гибелью и, на бегу озираясь, хозяина [Адраста] ищет…
не сдержан возницей —
вправо помчал Арион, забирая по дальнему кругу…
Но Лабдакид [Полиник], побледнев, поводьев не выправил, плетью
не подхлестнул».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология