Арейон был бессмертной лошадью, рожденной богиней Деметрой после того, как Посейдон изнасиловал ее в обличье лошади. Сначала он принадлежал аркадскому Онкию, затем Гераклу и, наконец, Адрасту.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
КОНЬ АРЕЙОН | |
Родители | Посейдон и Деметра |
Форма | Лошадь |
Дом | Аркадия |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Αρειων Αριον | Areiôn, Arion | Arion | Stouter, Braver (areiôn) | Крепче, Храбрее |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Посейдон & Деметра (Apollodorus 3.77, Pausanias 8.25.5)
[1.2] Посейдон (Statius Thebaid 6.301)
[2.1] Гея (Pausanias 8.25.5)
[3.1] Зефир & Гарпии (Quintus Smyrnaeus 4.569)
Дети
[1.1] Конь Сфенела (Quintus Smyrnaeus 4.569)
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гомер. Илиада. 23. 346 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«[Гонка на колесницах]
Верь — ни один из возниц ни догонит тебя, ни обскачет,
Даже хоть следом бы он на ужасном летел Арейоне,
Бурном Адраста коне, порождении крови бессмертной»
Гесиод. Щит Геракла. 120. / Перевод О. Цыбенко. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«[Геракл обращается к своему возничему Иолаю]
Как прежде ты подле стоял мощнодухий,
Так и теперь Арионом, великим конем черногривым,
Правь, направляя повсюду, и мне помоги, сколь сумеешь».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 77. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 84) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Спасся только Адраст благодаря своему коню Арейону. Этого коня родила Деметра, которая в образе Эринии сошлась с Посейдоном».
Страбон. География. Книга 9. 2. 11. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Относительно беотийской Гармы… говорят, что здесь разбилась колесница Адраста во время бегства, а сам он спасся на Арионе».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 25. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Когда богиня блуждала по земле, отыскивая свою дочь, говорят, Посейдон преследовал ее, желая с ней сочетаться; тогда Деметра превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия; но Посейдон догадался о ее обмане, сам уподобился жеребцу и в таком виде сочетался с Деметрой. Сначала Деметра гневалась на то, что случилось, но с течением времени прекратила свой гнев и пожелала, как говорят, омыться в водах Ладона… По преданию аркадян, Деметра родила от Посейдона дочь, имя которой они не считают себя вправе делать известным среди непосвященных, и коня Арейона… В «Илиаде» об этом самом Арейоне написано:
Даже хоть следом бы он на ужасном летел Арейоне,
Бурном Адраста коне, порождении крови бессмертной.В «Фиваиде» же говорится, что Адраст, когда бежал из-под Фив
В грязных одеждах и рваных стремительно гнал Арейона,
Масти, как сталь вороненая, был этот конь темнокудрый.На основании этих стихов они отстаивают мнение, что Посейдон <Темнокудрый> был отцом Арейона. Антимах же говорит, что он был сыном Земли:
Первый из всех данаев Адраст, сын Талая, Крефея
Славный потомок, погнал здесь пару коней своих дивных,
Быстрого Кера и фельпусийского Арейона:
Около рощи его родила Аполлона в Онкее
Матерь-Земля, чтоб дивились, как чуду, смертные люди.Но и вышедший из земли конь может быть божественного происхождения и иметь цвет волос, подобный вороненой стали. Рассказывают еще вот что: когда Геракл воевал с элейцами, он выпросил <на время> у Онка коня и одержал победу, выехав на битву на Арейоне, а потом он отдал этого коня Адрасту. По этому поводу Антимах говорит об Арейоне в своей поэме:
Третьему он подчинился затем владыке Адрасту».
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 4. 469. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 50) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«[Конь Сфенела, греческого воина, сражавшегося при Трое]
Был же тот конь не безродный, но крови божественной отпрыск
и Ариона потомок, которого Гарпия-дева
тяжко шумящему в прежние дни породила Зефиру [Западный ветер],
лучшего из скакунов, чьи проворные ноги умели
спорить с дыханьем отца его. Оного боги Адрасту
отдали в дар. От него же Сфенела скакун порожден был,
коего [Диомед] другу [Сфенелу] прославленный сын предоставил Тидея
около Трои священной».
Стаций. Фиваида. Книга 6. 491. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):
«[Гонка на колесницах первых Немейских игр]
Бег завершался, и миг решал колебанья победы.
Тут змеевласую тварь — созданье, свирепое видом, —
выставил бог (из Эреба ль изъяв, иль тут же измыслив)…
Арион [конь] пламеневший
лишь увидал, как грива — взвилась, сам — в упряжи вздыбясь —
и сояремника вверх, и пристегнутых слева и справа
поднял высоко коней. Сей миг аонийский изгнанник [Полиник]
рухнул, влачась на спине, пока не распутались вожжи, —
и колесница летит, от возничего освободившись»
Стаций. Фиваида. Книга 6. 301. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):
«[Гонка на колесницах первых Немейских игр]
Всех во главе — [конь] Арион, по огню узнаваемый гривы,
изжелта-красной, — ему родитель (коль древних преданье
верно) — Нептун. Говорят, он первый коня удилами
нежными ранил, его укротив на песчаном прибрежье
без примененья бича, — постольку в коне ненасытен
к бегу порыв, а буйство равно непогодному понту.
Часто он ширью ходил Ионической либо Ливийской
вместе с морскими впряжен конями, чтоб мигом доставить
к тем иль иным брегам отца голубого; и Тучи —
стыли, отстав, и стремились вдогон и Эвры, и Ноты.
Он и на суше потом аврисфеева ведшего битвы
Амфитриониада [Геракла], возил, луга разрывая,
даже пред ним норовист и к повиновенью не склонен.
Власти Адраста-царя позднее он был удостоен
даром богов и весьма приручился за долгие годы.
Зятю правитель тогда Полинику доверил поводья
и объяснил, почему конь буйствует и отчего он
кроток, — дабы не ярилась рука иль не бросила вольно
вожжи. «Других, — говорит, — поощряй и рожном, и угрозой;
этот пойдет, — сам захочешь унять»…
Вещий узрел Арион, что поводья его напрягает
вождь непривычный: его испугал, неповинного, мощный
Эдиподионид; и, встревожен еще от порога,
конь осердился на груз и свирепей пылал, чем обычно.
Инаха дети сочли, что он разгорелся от криков,
он же бежит от возницы, грозит вознице, неистов,
гибелью и, на бегу озираясь, хозяина [Адраста] ищет…
не сдержан возницей —
вправо помчал Арион, забирая по дальнему кругу…
Но Лабдакид [Полиник], побледнев, поводьев не выправил, плетью
не подхлестнул».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Илиада. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гесиод. Щит Геракла. / Перевод О. Цыбенко. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Каллимах. Гекала. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Римские
- Проперций. Элегии. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. ???-???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
- Стаций. Фиваида. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. ???-???) (римский эпос 1 в. н. э.):
Список используемой литературы