Бог Эрос

Эрос был изначальным богом (протогеносом) продолжения рода, который сам сформировался на заре творения. Он был движущей силой зарождения новой жизни в космосе. Орфики назвали его Фанет, первобытное существо, вылупившееся из мирового яйца. Он также был эквивалентом Тефис (Сотворение) и Фюсис (Природа).

Младший Эрос, озорной бог, вооруженный луком и стрелами, был сыном богини Афродиты.

Изображение справа — Изначальный Эрос-Фанет, вылупившийся из мирового яйца, греко-римский барельеф, 2 век нашей эры, Музей Модены.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ ЭРОС
РодителиНет (появился при создании)
Бог чегоРазмножение
СимволыЯйцо
Другие именаФанет
Римское имяАму́р
Греческое имяТранслитерацияРимское имяАнглийский переводПеревод
ΕροςErosAmorSexual Desire (eros)Сексуальное желание

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители
[1.1] Нет (Возникла вначале творения) (Псевдо-Гигин 116)
[1.2] Хаос
[2.1] Нюкта (Аристофан. Птицы. 685)
[2.2] Эреб & Нюкта (Псевдо-Гигин, Цицерон. О природе богов. 3.17)

Дети
[1.1] Птицы (от Хаоса) (Аристофан. Птицы. 685)

Цитаты классической древнегреческой литературы

ЭРОС & РОЖДЕНИЕ КОСМОСА

I. КОСМОГОНИЯ ГЕСИОДА

Гесиод. Теогония. 116. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 46) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Преж­де все­го во все­лен­ной Хаос заро­дил­ся, а сле­дом
Широ­ко­грудая Гея, все­об­щий при­ют без­опас­ный,
[Веч­ных богов — оби­та­те­лей снеж­ных вер­шин олим­пий­ских.]
Сумрач­ный Тар­тар, в зем­ных зале­гаю­щий нед­рах глу­бо­ких,
И, меж­ду веч­ны­ми все­ми бога­ми пре­крас­ней­ший, — Эрос [Зачатие]
Слад­ко­и­стом­ный — у всех он богов и людей земно­род­ных
Душу в груди поко­ря­ет и всех рас­суж­де­нья лиша­ет».

II. КОСМОГОНИЯ АЛКМАНА

Космогония Алкмана. 5. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 81) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Ибо, когда материя начала
упорядочиваться
возник некий Порос – как бы начало.
Итак, Алкман говорит, что материя всех вещей
была беспорядочной
и необработанной.
[См. Платона ниже о положении изначального Эроса в этой космогонии. Эрос родился из мирового яйца, созданного Поросом и Текмором]»

 

Платон. Пир. 178 Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«[Платон использует некоторые из теогоний Алкмана в басне]
Порос [πόρος – «путь», «средство для достижения чего-либо», «выход из затруднительного положения», «богатство»], сын Метиды [μήτις – «мудрость», «мысль»] Пения, задумав в своей бедности родить ребенка от Пороса, прилегла к нему и зачала Эрота».

III. ОРФИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ

В орфических теогониях изначального Эроса обычно называют Фанетом (дополнительную информацию об этом божестве см. В отдельной записи о Фанете).

Аристофан. Птицы. 685 (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):

 

«Хаос, Ночь [Нюкта] и Эреб [Тьма] – вот что было сперва, да еще только Тартара бездна.
Вовсе не было воздуха [Эфира] [имеется в виду Эфир, верхний воздух], неба [Урана], земли [Геи]. В беспредельном Эребовом лоне
Ночь [Нюкта], от ветра зачав, первородок-яйцо принесла. Но сменялись годами
Быстролетные годы, и вот из яйца появился Эрот [изначальный Эрос] сладострастный.
Он явился в сверкании крыл золотых, легконогому ветру подобный.
С черным Хаосом в Тартаре сблизился он [или оплодотворил], в беспредельной обители мрака,
И от этого мы появились на свет, первородное племя Эрота.
Все смешала Любовь. И уж только потом родились олимпийские боги.
Из различных смешений различных вещей появились и небо [Уран], и море [Океан],
И земля [Гея], и нетленное племя богов. Вот и видно, что птицы древнее
Олимпийских блаженных. А то, что Эрот был действительно пращуром нашим,
Доказать нам нетрудно – умеем летать и приходим на помощь влюбленным.
Своенравных красавцев мальчишек не раз удавалось влюбленным мужчинам
Лишь тогда покорить, лишь тогда победить, когда мы приходили на помощь:
Кто подарит мальчишке щегла, кто гуся, кто цыпленка, а кто перепелку».

 

Орфей (Орфика). (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):

 

«Хаос я древний тогда воспевал и Закон непреложный [Ананке],
Крона [Кронос, время], которым рожден из его беспредельного лона
Светлый Эфир и Эрот двуприродный [Фанет], всесильный и славный,
Ночи [Нюкты] извечной отец: стал позже зваться «Фанэтом»
Он меж людей потому, что некогда первым явился»

 

Цицерон. О природе богов. Книга 3. 17. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Любовь [Эрос], Обман [Долос] [и т.д.] все, как счи­та­ют, рож­де­ны от Эре­ба и Ночи».

ЭРОС ИЗНАЧАЛЬНЫЙ БОГ СОЗДАНИЯ

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 1. 400. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 64-69) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«[Зевс просит Эрота помочь ему в плане восстановления его молний у чудовища Тифона]
Ты ж, изначальное семя плодных брачных союзов,
Лук натяни, о Эрос, и мир да не вздыбится боле!
Всё пред тобой отступает, о пастырь возлюбленный жизни,
Выстрели, только одною стрелою мир да спасется!
Пламенный, бейся с Тифоном и через тебя да вернутся
Огненосные дроты и громы в Зевесовы длани!
Всеукрощающий! Бейся огнем своим и ворожбою,
Стрелкою да укротится непобежденный Кронидом!
И да пронзит ему сердце песни Кадмовой жало
С силой, с какою и я стремился к лону Европы!
[Эрос здесь слияние изначального бога и юноши с луком]»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 24. 325. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 64-69) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Вновь многоликий Эрос поясом завладевает,
Засевая как прежде плодные пашни вселенной!»

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология