Бог реки Кефис

Кефис был речным богом Фокиды и северной Беотии в центральной Греции.

Река Кефис берет свое начало на северных склонах горы Парнас и южных предгорьях горы Отрис. Он тек на восток через Фокиду и Беотию, прежде чем впасть в озеро Копаида. Наиболее важными реками, соседними с Беотийским Кефисом, были Сперхей на севере, Плист на юге и Исмен в центральной Беотии на юго-востоке.

Возможно, что этот Бог Реки также руководил двумя потоками Кефиса в Аттике. Считалось, что река течет под землей из озера Копаида, поднимаясь снова в горах Киферон и Парн, образуя две афинские реки с тем же названием. Четвертая река по имени Кефис, расположенная в Аргосе, исчезла в расщелине земли. Его можно было представить как источник реки Фокия, которая вновь появилась в Фокиде после из подземных каналов на севере.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ РЕКИ КЕФИС
РодителиОкеан и Тетис
Бог чегоРеки Кефис
ДомРека Кефис из Фокиды и Беотии
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Κηφισος ΚηφισσοςKêphisos, KêphissosCephisus, CephissusRiver CephisusРека Кефис

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Океан & Тетис (Hyginus Preface)

Дети

[1.1] Этео­к­л (Hesiod Catalogues Frag 26, Pausanias 9.34.9)
[2.1] Кефисиды (Corinna Frag 655)
[3.1] Лился, Давлида, Мелена (Pausanias 10.32.4, 10.4.7, 10.6.4)
[4.1] Касталия (Alcaeus Frag, Pausanias 10.8.9)
[5.1] Фия (Herodotus 7.178)
[6.1] Нарцисс (от Лирио­пеи) (Ovid Metamorphoses 3.342)
[6.2] Нарцисс (Hyginus Fabulae 271, Statius Thebaid 7.340)
[6.2] Возможно Киртонские нимфы, Корикские нимфы, Мелия, Аргиопа, Клеодора, Корикия, Mideia

 

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гомер. Илиада. Песнь 2. 523 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 325) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Вдоль по Кефис­су реке, у боже­ст­вен­ных вод оби­та­ли;
Жили в Лилее, при шум­ном исхо­де Кефис­ско­го тока»

 

Гомеровские гимны. II. К Аполлону Пифийскому. 239. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 129-130) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Вскоре достиг ты прекрасно струящейся речки Кефиса,
Льющейся светлотекучей своею водой из Лилеи».

 

Пиндар. Пифийские песни. 12. 26. <«Арогонавты»> Аркесилаю Киренскому. 2э. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 76-77) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«Из Кефисской ограды любовавшуюся хороводами
Красного хороводами города Харит [Орхомен]».

 

Коринна. 655. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. Вересаева, Е. Рабинович. – М.: Ладомир, 1999. – С. 378) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«Для нарядных жен танагрских…
Славлю я родной Кефис,
Славный песнями моими,
Громко славлю Ориона,
Породившего от нимф [то есть дочерей Кефиса]
Пятьдесят сынов могучих… »

 

Геродот. История. Книга 7. 178. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 125) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Алтарь в Фие [возле Дельф], где лежит [свя­щен­ный уча­сток] и свя­ти­ли­ще Фии, доче­ри Кефи­са».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 34. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Этеокл; по мест­ным же пре­да­ни­ям — сын реки Кефи­са, так что неко­то­рые из поэтов в сво­их поэ­мах назы­ва­ли это­го Этео­к­ла Кефи­си­а­дом».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 4. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Название городу [Давлида в Фокиде], говорят, было дано по имени нимфы Давлиды, а эта Давлида была дочерью Кефиса».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 6. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Наконец, иные говорят, что его [одноименный Дельфа царь Дельф] матерью была Мелена, дочь Кефиса»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 8. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Слыхал я и другой рассказ, что вода [из фонтана Касталия в Дельфах] для этого источника подарена Касталии рекою Кефисом. Так написал и Алкей во вступительной части своего гимна Аполлону».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 32. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Говорят, что Лился была из так называемых наяд; она была дочерью Кефиса, и от имени этой нимфы дано название и городу [Лился, Лилея в Фокиде]».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 198-199):

«От Океана и Тефии – Океаниды… Того же происхождения реки: Стримон, Нил, Евфрат, Танаис, Инд, Кефис, Исмен, Аксен, Ахелой, Симоис, Инах, Алфей, Фермодонт, Скамандр, Тигр, Меандр, Оронт».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 271. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 198-199):

 

«Какие юноши были самыми красивыми. Нарцисс, сын реки Кефиса, который влюбился в себя самого».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 3. 342. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Лирио­пее узнать голу­бой, кото­рую обнял
Гиб­ким тече­ньем Кефис и, замкнув ее в воды, наси­лье
Ей учи­нил. Понес­ла кра­са­ви­ца и раз­ро­ди­лась
Милым ребен­ком, что был люб­ви и тогда уж досто­ин;
Маль­чи­ка зва­ли Нар­цисс».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 7. 388. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Видит Кефи­са вда­ли, кото­рый над уча­стью пла­чет
Вну­ка [то есть Фока], что неко­гда был обра­щен Апол­ло­ном в тюле­ня»

 

Стаций. Фиваида. Книга 7. 340. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 20) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«Ежели б также и ты красоты знаменитой Нарцисса
выслал [на войну Семерых против Фив], Кефис! — Но в феспийских полях сей отрок угрюмый
блекнет, и сирой волной родитель цветок омывает».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология