Титий был эвбейским или фокийским гигантом, который напал на богиню Лето, когда она направлялась к святыне в Дельфах. Ее сын Аполлон быстро вмешался и убил гиганта залпом стрел и лезвием своего золотого меча. В качестве дальнейшего наказания за свое преступление Титий был брошен на землю в подземном мире, где два стервятника должны были питаться его вечно восстанавливающейся печенью.
Имя Титий, вероятно, происходит от греческого слова тисис, означающего «тот, кто терпит возмездие». В качестве альтернативы он мог быть связан с Титирами, сатирами, играющими на флейте из преданий.
Изображение справа — Аполлон, Титий и Лето, 5 века до н.э., Государственное античное собрание.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ГИГАНТ ТИТИЙ | |
Родители | Зевс и Элара |
Дом | Эвбея и Фокида |
Убит | Аполлоном и Артемидой |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Τιτυος | Tityos | Tityus | Suffers Retribution? | Терпит Возмездие? |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Гея (Homer Odyssey 11.580, Virgil Aeneid 6.595, Dionysiaca 4.33)
[2.1] Элара (Hesiod Catalogues Frag 24, Argonautica 1.758, Strabo 9.3.14)
[2.2] Зевс & Элара (Apollodorus 1.22)
Дети
[1.1] Европа (Pindar Pythian Ode 4 ep2)
СЛОВАРЬ
ТИТИЙ (Τιτυός) в греческой мифологии великан, рожденный Зевсом и Эларой, дочерью Орхомена (сына Миния, родоначальника племени миниев) или Мииия (Apollod. I 4, 1; вариант: Т. — сын Геи, Hom. Od. XI 576). Т. — хтонического происхождения: рожден в недрах земли, куда Зевс скрыл от гнева ревнивой Геры свою возлюбленную. Позднее мстительная Гера внушила Т. страсть к любимой Зевсом Лето; великан пытался ею овладеть, но дети Лето Аполлон и Артемида пронзили Т. из лука (Apollod. I 4, 1, Apoll. Rhod. I 761 и схолии к нему). По другому варианту, за попытку Т. обесчестить Лето Зевс поразил его молнией и низверг в вид. Там два коршуна терзают печень распростертого Т. (Нот. Od. XI 576-580). А. т.-г.
ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гомер. Одиссея. Песнь 7. 324. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 474-475) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«[Царь Феаков Алкиной говорит]
Будь это дальше гораздо, чем даже Евбея, которой
Нет отдаленней страны, по рассказам товарищей наших,
Видевших остров, когда с белокурым они Радамантом,
Тития, сына Земли [Геи], посетившим, там побывали».
Гомер. Одиссея. Песнь 11. 576. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 474-475) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«[Одиссей вспоминает тени мертвых, которые он видел в подземном мире]
Тития также я видел, рожденного славною Геей.
Девять пелетров заняв, лежал на земле он. Сидело
С каждого бока его по коршуну; печень терзая,
В сальник въедались ему. И не мог он отбиться руками.
Зевсову он обесчестил супругу Лето, как к Пифону
Чрез Панопей она шла, хоровыми площадками славный.
[Греческий пелетр имеет длину примерно 30 метров или 100 футов. Таким образом, рост девяти пелетрового гиганта составлял 270 метров или 900 футов]».
Пиндар. Пифийские песни. 4. <«Аргонавты»> Аркесилаю Киренскому. 4э. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 79) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«Он увидел бы, властный сын [Евфам, один из аргонавтов] Посидона-конника
Рожденный Европой, дочерью Тития, при Кефисе на берегу»
Пиндар. Пифийские песни. 4. <«Аргонавты»> Аркесилаю Киренскому. 4э. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 79) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«И разве из победного колчана Артемиды не догнала быстрая стрела
Тития,
Чтобы лишь посильных ласк желал человек?»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 22. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 49-50) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Тития, который был сыном Зевса и дочери Орхомена Элары. Последнюю Зевс, после того как сошелся с ней, скрыл под землей, опасаясь Геры, а выношенного ею в чреве огромного сына Тития вывел из-под земли на свет. Титий же, прибыв в Пифо и увидев богиню Лето, охваченный страстью, стал тянуть ее к себе. Богиня позвала на помощь детей, и те расстреляли его из лука. Тития постигло наказание и после смерти: коршуны в Аиде клюют его сердце».
Аполлоний Родосский. Аргонавтика. 1. 758. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 122) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
«[Изображено на плаще Ясона, созданном Афиной]
Выткан там был и Феб Аполлон, стрелами разящий;
Малый ребенок, он ими в огромного Тития метил,
Ибо Латону посмел за одежду схватить он, рожденный
Дивной Эларой, но Геей взращенный и снова рожденный».
Гимны Каллимаха. 3. К Артемиде. 109 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.) (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 168, 170-171 ) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«О Артемида, о Дева, убийца Тития».
Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 3. 390. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 50) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Дерзкий так Титий простерся, когда подходящей к Пифо он
вздумал Лето овладеть: сей же миг, преисполнившись гнева,
неукротимого жизни лишил Аполлон лучезарный
быстро летящей стрелою. На многие плетры сражённый
тот в луже крови своей по широкой Земле растянулся,
матерью бывшей ему, и вскричала над умершим Гея,
светлым богам ненавистным, на радость Лето досточтимой»
Страбон. География. Книга 9. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В это время Аполлон, посетив эту землю [Фокиду], смягчил нравы людей, введя в употребление плоды культурных растений и культурный образ жизни… По прибытии в страну панопейцев он убил Тития (который правил этой местностью), человека, творившего насилия и беззакония; парнассцы же присоединились к нему и указали на другого злодея по имени Пифон, которого звали Драконом».
Страбон. География. Книга 9. 3. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Панопей — современный Фанотей… Сюда относится сказание о Титии. Гомер говорит о том, что феаки «привезли» Радаманфа на Евбею,
Чтоб увидеть Тития, сына Земли.
(Од. VII, 324)На острове показывают какую-то пещеру Эларий, названную по имени Элары, матери Тития, а также храм в честь героя Тития и некоторые другие свидетельства его почитания».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 11. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Жители Книда доставили в Дельфы статуи… Латоны, Аполлона и Артемиды, пускающих стрелы в Тития; Титий уже (смертельно) ранен».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 18. 15. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Среди сцен, изображенных на троне Аполлона в Амиклах недалеко от Спарты] Аполлон и Артемида поражают стрелами Тития».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 55. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):
«Поскольку Латона сочеталась с Юпитером [Зевсом], Юнона [Гера] приказала Титию, сыну Земли [Геи], огромному исполину, совершить над Латоной насилие. Когда он попытался сделать это, Юпитер поразил его молнией. В подземном царстве он лежит, вытянувшись, как говорят, на девять югеров, и к нему приставлен змей, который выедает его печень, которая отрастает вместе с ростом луны».
Овидий. Метаморфозы. Книга 4. 453. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Те [Эринии] у тюремных дверей, запертых адамантом, сидели,
Гребнем черных гадюк все три из волос выбирали…
То место зловещим зовется.
Титий свое подвергал нутро растерзанью, на девять
Пашен растянут он был».
Вергилий. Энеида. Книга 6. 595. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 266) (римский поэт 1 в. до н. э.):
«Видеть мне было дано и Земли [Геи] всеродящей питомца
Тития: телом своим распластанным занял он девять
Югеров; коршун ему терзает бессмертную печень
Клювом-крючком и в утробе, для мук исцеляемой снова,
Роется, пищи ища, и гнездится под грудью высокой,
И ни на миг не дает отрастающей плоти покоя».
Сенека. Геркулес в безумье. 747. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 141) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«В одном ли собраны [подземном мире]
Злодеи месте? Правду ли гласит молва,
Что их казнят, сковав цепями вечными?…
Там вечной пищей Титий кормит коршунов».
Сенека. Геркулес в безумье. 976. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 141) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«[Геракл, обезумевший, видит чудовищ]
Что это? В бой пошли гиганты гнусные,
Бежал от манов Титий и с растерзанной,
Пустой утробой к небесам приблизился».
Сенека. Федра. 1229. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 43) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«Злодеев тени, прочь!…
Ко мне пусть коршун улетит от Тития
Моей кормиться вновь отросшей печенью»
Стаций. Фиваида. Книга 1. 710. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 64) (римский эпос 1 в. н. э.):
«Ты [Аполлон] и фригийца склонил пред кифарой, и к чести Латоны
Тития ты распластал земнородного в поле стигийском»
Стаций. Фиваида. Книга 6. 751. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 64) (римский эпос 1 в. н. э.):
«С Титием схож Капаней [участник борьбы], когда бы тому от стигийских,
пашен птицы восстать разрешили: так всюду открыта
членов поверхность, и так подставляет он в ярости кости».
Стаций. Фиваида. Книга 11. 12. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 64) (римский эпос 1 в. н. э.):
«В бездне Аверна таков посягатель на мать Аполлона
мучится [Титий]: сами пред ним, отстраняясь от груди могучей,
птицы дрожат и глядят на огромное тело, покамест
на пропитание им растет злополучная печень».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песни 20. 35. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 39-41) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Горних, боюся гордыни Лето́, что дрот мне покажет
Тот, что ложу богини защитою был от насилья
Тития, отпрыска Геи, пылавшего похотью ярой!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песни 4. 331. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 39-41) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Видел он Тития город, где дерзкий отпрыск Аруры [Геи],
В чаще бродя Панопея пречистой, прекрасноветвистой,
Страстью пылая, с Лето срывал одеянья святые!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песни 48. 395. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 39-41) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Кто из сынов Аруры [Земли] тебя оскорбил и унизил?
[Немезида, богиня возмездия, обращается к Артемиде]
Тития взоры неужто бесстыдные снова открылись?
И с родительницы твоей он срывает одежды?
Где же твой лук, Артемида? Где жала стрел Аполлона?»
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО
Краснофигурная вазопись Лето, Титий, Аполлон, Артемида 5 век до н.э. |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Одиссея. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гесиод. Каталог женщин или Эои. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Пиндар. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. ???) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Аполлоний Родосский. Аргонавтика. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. ???-???) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
- Каллимах. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Квинт Смирнский. После Гомера. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Вергилий. Энеида. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
- Проперций. Элегии. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. ???-???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
- Сенека. Геркулес в безумье. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
- Сенека. Федра. Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
- Стаций. Фиваида. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. ???-???) (римский эпос 1 в. н. э.):
Список используемой литературы