Гигант Титий

Титий был эвбейским или фокийским гигантом, который напал на богиню Лето, когда она направлялась к святыне в Дельфах. Ее сын Аполлон быстро вмешался и убил гиганта залпом стрел и лезвием своего золотого меча. В качестве дальнейшего наказания за свое преступление Титий был брошен на землю в подземном мире, где два стервятника должны были питаться его вечно восстанавливающейся печенью.

Имя Титий, вероятно, происходит от греческого слова тисис, означающего «тот, кто терпит возмездие». В качестве альтернативы он мог быть связан с Титирами, сатирами, играющими на флейте из преданий.

Изображение справа — Аполлон, Титий и Лето, 5 века до н.э., Государственное античное собрание.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ГИГАНТ ТИТИЙ
РодителиЗевс и Эла­ра
ДомЭвбея и Фокида
УбитАполлоном и Артемидой
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΤιτυοςTityosTityusSuffers Retribution?Терпит Возмездие?

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Гея (Homer Odyssey 11.580, Virgil Aeneid 6.595, Dionysiaca 4.33)
[2.1] Эла­ра (Hesiod Catalogues Frag 24, Argonautica 1.758, Strabo 9.3.14)
[2.2] Зевс & Эла­ра (Apollodorus 1.22)

Дети

[1.1] Европа (Pindar Pythian Ode 4 ep2)

СЛОВАРЬ

ТИТИЙ (Τιτυός) в греческой мифологии великан, рожденный Зевсом и Эларой, дочерью Орхомена (сына Миния, родоначальника племени миниев) или Мииия (Apollod. I 4, 1; вариант: Т. — сын Геи, Hom. Od. XI 576). Т. — хтонического происхождения: рожден в недрах земли, куда Зевс скрыл от гнева ревнивой Геры свою возлюбленную. Позднее мстительная Гера внушила Т. страсть к любимой Зевсом Лето; великан пытался ею овладеть, но дети Лето Аполлон и Артемида пронзили Т. из лука (Apollod. I 4, 1, Apoll. Rhod. I 761 и схолии к нему). По другому варианту, за попытку Т. обесчестить Лето Зевс поразил его молнией и низверг в вид. Там два коршуна терзают печень распростертого Т. (Нот. Od. XI 576-580). А. т.-г.

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аполлон, Титий, Лето и Артемида, 5 век до н.э., Лувр
Аполлон, Титий, Лето и Артемида, 5 век до н.э., Лувр

Гомер. Одиссея. Песнь 7. 324. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 474-475) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«[Царь Феаков Алки­ной говорит]
Будь это даль­ше гораздо, чем даже Евбея, кото­рой
Нет отда­лен­ней стра­ны, по рас­ска­зам това­ри­щей наших,
Видев­ших ост­ров, когда с бело­ку­рым они Рада­ман­том,
Тития, сына Зем­ли [Геи], посе­тив­шим, там побы­ва­ли».

 

Гомер. Одиссея. Песнь 11. 576. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 474-475) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«[Одиссей вспоминает тени мертвых, которые он видел в подземном мире]
Тития так­же я видел, рож­ден­но­го слав­ною Геей.
Девять пеле­тров заняв, лежал на зем­ле он. Сиде­ло
С каж­до­го бока его по кор­шу­ну; печень тер­зая,
В саль­ник въеда­лись ему. И не мог он отбить­ся рука­ми.
Зев­со­ву он обес­че­стил супру­гу Лето, как к Пифо­ну
Чрез Пано­пей она шла, хоро­вы­ми пло­щад­ка­ми слав­ный.
[Греческий пеле­тр имеет длину примерно 30 метров или 100 футов. Таким образом, рост девяти пелетрового гиганта составлял 270 метров или 900 футов]».

 

Пиндар. Пифийские песни. 4. <«Аргонавты»> Аркесилаю Киренскому. 4э. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 79) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«Он увидел бы, властный сын [Евфам, один из аргонавтов] Посидона-конника
Рожденный Европой, дочерью Тития, при Кефисе на берегу»

 

Пиндар. Пифийские песни. 4. <«Аргонавты»> Аркесилаю Киренскому. 4э. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 79) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«И разве из победного колчана Артемиды не догнала быстрая стрела
Тития,
Чтобы лишь посильных ласк желал человек?»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 22. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 49-50) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Тития, кото­рый был сыном Зев­са и доче­ри Орхо­ме­на Эла­ры. Послед­нюю Зевс, после того как сошел­ся с ней, скрыл под зем­лей, опа­са­ясь Геры, а выно­шен­но­го ею в чре­ве огром­но­го сына Тития вывел из-под зем­ли на свет. Титий же, при­быв в Пифо и увидев боги­ню Лето, охва­чен­ный стра­стью, стал тянуть ее к себе. Боги­ня позва­ла на помощь детей, и те рас­стре­ля­ли его из лука. Тития постиг­ло нака­за­ние и после смер­ти: кор­шу­ны в Аиде клю­ют его серд­це».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. 1. 758. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 122) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

 

«[Изображено на плаще Ясона, созданном Афиной]
Выткан там был и Феб Аполлон, стрелами разящий;
Малый ребенок, он ими в огромного Тития метил,
Ибо Латону посмел за одежду схватить он, рожденный
Дивной Эларой, но Геей взращенный и снова рожденный».

 

Гимны Каллимаха. 3. К Артемиде. 109 (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.) (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 221/ Перевод С. С. Аверинцева. – С. 168, 170-171 ) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«О Артемида, о Дева, убийца Тития».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 3. 390. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 50) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«Дерзкий так Титий простерся, когда подходящей к Пифо он
вздумал Лето овладеть: сей же миг, преисполнившись гнева,
неукротимого жизни лишил Аполлон лучезарный
быстро летящей стрелою. На многие плетры сражённый
тот в луже крови своей по широкой Земле растянулся,
матерью бывшей ему, и вскричала над умершим Гея,
светлым богам ненавистным, на радость Лето досточтимой»

 

Страбон. География. Книга 9. 3. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«В это вре­мя Апол­лон, посе­тив эту зем­лю [Фокиду], смяг­чил нра­вы людей, введя в употреб­ле­ние пло­ды куль­тур­ных рас­те­ний и куль­тур­ный образ жиз­ни… По при­бы­тии в стра­ну пано­пей­цев он убил Тития (кото­рый пра­вил этой мест­но­стью), чело­ве­ка, тво­рив­ше­го наси­лия и без­за­ко­ния; пар­насс­цы же при­со­еди­ни­лись к нему и ука­за­ли на дру­го­го зло­дея по име­ни Пифон, кото­ро­го зва­ли Дра­ко­ном».

 

Страбон. География. Книга 9. 3. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Пано­пей — совре­мен­ный Фано­тей… Сюда отно­сит­ся ска­за­ние о Титии. Гомер гово­рит о том, что феа­ки «при­вез­ли» Рада­ман­фа на Евбею,

Чтоб увидеть Тития, сына Зем­ли.
(Од. VII, 324)

На ост­ро­ве пока­зы­ва­ют какую-то пеще­ру Эла­рий, назван­ную по име­ни Эла­ры, мате­ри Тития, а так­же храм в честь героя Тития и неко­то­рые дру­гие свиде­тель­ства его почи­та­ния».

Аполлон, Титий и Лето, 5 века до н.э., Лувр
Аполлон, Титий и Лето, 5 века до н.э., Лувр

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 11. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Жители Книда доставили в Дельфы статуи… Латоны, Аполлона и Артемиды, пускающих стрелы в Тития; Титий уже (смертельно) ранен».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 18. 15. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Среди сцен, изображенных на троне Аполлона в Амиклах недалеко от Спарты] Апол­лон и Арте­ми­да пора­жа­ют стре­ла­ми Тития».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 55. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

 

«Поскольку Латона сочеталась с Юпитером [Зевсом], Юнона [Гера] приказала Титию, сыну Земли [Геи], огромному исполину, совершить над Латоной насилие. Когда он попытался сделать это, Юпитер поразил его молнией. В подземном царстве он лежит, вытянувшись, как говорят, на девять югеров, и к нему приставлен змей, который выедает его печень, которая отрастает вместе с ростом луны».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 4. 453. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Те [Эринии] у тюрем­ных две­рей, запер­тых ада­ман­том, сиде­ли,
Греб­нем чер­ных гадюк все три из волос выби­ра­ли…
То место зло­ве­щим зовет­ся.
Титий свое под­вер­гал нут­ро рас­тер­за­нью, на девять
Пашен рас­тя­нут он был».

 

Вергилий. Энеида. Книга 6. 595. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 266) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«Видеть мне было дано и Зем­ли [Геи] все­ро­дя­щей питом­ца
Тития: телом сво­им рас­пла­стан­ным занял он девять
Юге­ров; кор­шун ему тер­за­ет бес­смерт­ную печень
Клю­вом-крюч­ком и в утро­бе, для мук исце­ля­е­мой сно­ва,
Роет­ся, пищи ища, и гнездит­ся под гру­дью высо­кой,
И ни на миг не дает отрас­таю­щей пло­ти покоя».

 

Сенека. Геркулес в безумье. 747. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 141) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«В одном ли собраны [подземном мире]
Злодеи месте? Правду ли гласит молва,
Что их казнят, сковав цепями вечными?…
Там вечной пищей Титий кормит коршунов».

 

Сенека. Геркулес в безумье. 976. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 141) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«[Геракл, обезумевший, видит чудовищ]
Что это? В бой пошли гиганты гнусные,
Бежал от манов Титий и с растерзанной,
Пустой утробой к небесам приблизился».

 

Сенека. Федра. 1229. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 43) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«Злодеев тени, прочь!…
Ко мне пусть коршун улетит от Тития
Моей кормиться вновь отросшей печенью»

 

Стаций. Фиваида. Книга 1. 710. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 64) (римский эпос 1 в. н. э.):

«Ты [Аполлон] и фригийца склонил пред кифарой, и к чести Латоны
Тития ты распластал земнородного в поле стигийском»

 

Стаций. Фиваида. Книга 6. 751. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 64) (римский эпос 1 в. н. э.):

«С Титием схож Капаней [участник борьбы], когда бы тому от стигийских,
пашен птицы восстать разрешили: так всюду открыта
членов поверхность, и так подставляет он в ярости кости».

 

Стаций. Фиваида. Книга 11. 12. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 64) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«В бездне Аверна таков посягатель на мать Аполлона
мучится [Титий]: сами пред ним, отстраняясь от груди могучей,
птицы дрожат и глядят на огромное тело, покамест
на пропитание им растет злополучная печень».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песни 20. 35. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 39-41) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Горних, боюся гордыни Лето́, что дрот мне покажет
Тот, что ложу богини защитою был от насилья
Тития, отпрыска Геи, пылавшего похотью ярой!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песни 4. 331. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 39-41) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Видел он Тития город, где дерзкий отпрыск Аруры [Геи],
В чаще бродя Панопея пречистой, прекрасноветвистой,
Страстью пылая, с Лето срывал одеянья святые!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песни 48. 395. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 39-41) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Кто из сынов Аруры [Земли] тебя оскорбил и унизил?
[Немезида, богиня возмездия, обращается к Артемиде]
Тития взоры неужто бесстыдные снова открылись?
И с родительницы твоей он срывает одежды?
Где же твой лук, Артемида? Где жала стрел Аполлона?»

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Лето, Титий, Аполлон 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Лето, Титий, Аполлон, Артемида 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Лето, Титий, Аполлон 5 век до н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология