Кавкон был жрецом богини Деметры, который установил Мистерии Великих Богинь на земле Мессении.
Он также был эпонимом кавконцев, народа крошечного региона, известного как Трифилия, расположенного между землями Элиды, Аркадии и Мессении. Три отдельные генеалогии, данные фигуре Кавкона, несомненно, происходят из давнего исторического спора о суверенитете региона. Как сын Ликаона, Кавкон был аркадцем, как сын Келена — мессенцем, а как сыном Астидамеи, дочери Форбанта, Элидянином.
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Ликаон (Apollodorus 3.8.1)
[2.1] Келен (Pausanias 4.1.5)
[3.1] Посейдон & Астидамея (Aelian Miscellany 1.24)
Дети
[1.1] Лепрей (Aelian Miscellany 1.24)
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. 3. 8. 1 (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Ликаон, который, будучи царем Аркадии, породил от различных женщин пятьдесят сыновей… Кавкона [Примечание. Из списка 50 сыновей, большинство из которых являются эпонимами мест в регионе. Кавкон был эпонимом Кавконии]»
Павсаний. Описание Эллады. 4. 1. 5 — 9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Итак, первыми в этой стране [Мессении] царствовали Поликаон, сын Лелега, и Мессена, жена Поликаона. При этой Мессене прибыл из Элевсина Кавкон, сын Келена, внук Флия, и принес с собою таинства Великих богинь <Деметры и Персефоны>, а сам Флий, по словам афинян, был сыном Геи (Земли); с этим согласуются и слова гимна к Деметре, написанного Мусеем для Ликомидов. Много лет спустя после Кавкона Лик, сын Пандиона, совершение этих таинств обставил высшей торжественностью и еще и теперь они называют ту рощу, где он произвел очищение мистов (посвященных), рощею Лика. А что в этой стране есть роща, называемая рощей Лика, (это доказывает) стих, имеющийся у Риана Критского:
Возле кряжей Элея, над рощею Лика дубовой.
А что этот Лик был сыном Пандиона, это ясно из стихотворной надписи, сделанной на изображении Мефапа. И Мефап тоже произвел некоторые изменения в способе празднования этих таинств. Этот Мефап был родом афинянин, знаток таинств и всяких оргиастических служений. Он же установил совершение таинств Кабиров и для фиванцев. В священном участке Ликомидов он воздвиг статую со следующей надписью, между прочим подтверждающей истину моих слов:
Я совершил освященье Гермеса домов, мной очищен
Путь почтенной Деметре и дщери ее первородной,
Где, говорят, для Великих богинь основала Мессена
Праздник, устав получив от Кавкона из славного рода
Флия; и я удивлялся, как Лик, Пандионова отрасль,
Таинства все, что в пределах Аттики свято хранятся,
Тут учредил для чтимой Андании, нами любимой.Эта надпись свидетельствует, во-первых, что Кавкон, являясь потомком Флия, прибыл к Мессене, а ее слова относительно Лика свидетельствуют, кроме того, еще о том, что в древности таинства совершались в Андании. И мне это кажется вполне вероятным, что Мессена установила таинства не где-либо в другом месте, но именно там, где жила она сама с Поликаоном».
Павсаний. Описание Эллады. 5. 5. 5 — 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Я слышал также, что некоторые приписывают заселение этого места Лепрее, дочери Пиргея. А некоторые передают, что на первых поселившихся в этой земле напала болезнь «лепра» (проказа). Таким образом, город получил имя вследствие несчастья, постигшего жителей. Лепреаты говорили, что у них в городе был храм Зевса Левкея (бог белого тополя), была могила Ликурга, сына Алея, и другая могила Кавкона; памятник последнего изображал человека с лирою в руках. Но в мое время не было уже ни памятников на могиле, ни храма кому бы то ни было из богов, кроме Деметры. Но и он сделан из необожженного сырого кирпича и не имеет никакой статуи».
[Примечание. Согласно Элиану, ниже Лепрей иногда описывался как сын Кавкона]
Павсаний. Описание Эллады. 4. 26. 3 — 27. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Из истории освобождения Мессении от спартанцев]
Но еще за год до счастливого для фиванцев сражения при Левктрах бог дал знамение мессенцам, что они вернутся в Пелопоннес. Одно знамение было в Мессене той, что у (Сицилийского) пролива; говорят, жрец Геракла имел во сне следующее видение:… этот сон показывал, что они вернутся в Мессению… Эпаминонду [фиванскому полководцу] было ясно, что не так-то легко создать новый город, который мог бы померяться силами с лакедемонянами, не находил он и места в стране, где можно было бы такой город основать: мессенцы отказались вновь поселиться в Андании и Эхалии, так как беды постигли их там, когда они в них обитали. Когда Эпаминонд находился в таком затруднении, говорят, ночью во сне явился ему старец, более всего похожий на гиерофанта (великого жреца священных таинств) и сказал: «Ты получил от меня дар побеждать всех, на кого обратишь ты оружье; и если тебя не станет среди рода смертных людей, я сделаю так, о фиванец, что имя твое не забудется ввек и слава твоя будет вечной. Ты же мессенцам отдай их отчую землю и их города, так как и гнев Диоскуров на них прекратился». Так говорил старец Эпаминонду. А вот что он открыл Эпителу, сыну Эсхина, — аргивяне выбрали его быть у них полководцем и заселить Мессению, — старец явился ему во сне и дал такой приказ, чтобы там, где на Итоме он найдет растущим вместе тисовое дерево и мирт, чтобы он рыл между ними землю и спас бы древнюю старуху: она томится, заключенная в медном доме своем и уже почти без сознания. С наступлением дня, явившись в указанное место, он стал копать землю и наткнулся на медный кувшин; он тотчас отнес его Эпаминонду [фиванскому полководцу], и рассказал о своем сновидении; он предложил ему самому снять крышку и посмотреть, что там есть. Эпаминонд, принеся жертву и помолясь тому призраку, который им явился, открыл кувшин и нашел очень тонкую полосу олова, свернутую, как свиток книги. Здесь был написан обряд совершения таинств Великих богинь и все это было зарыто Аристоменом. Говорят, что тот (старец), который явился во сне Эпителу и Эпаминонду, был Кавкон, прибывший из Афин в Анданию к Мессене, дочери Триопа… Когда все было готово, тогда принесены были жертвы, все необходимое для которых доставили аркадяне. Сам Эпаминонд и фиванцы приносили жертвы в установленном порядке Дионису и Аполлону Исменийскому, аргивяне — Гере Аргее и Зевсу Немейскому, мессенцы — Зевсу Итомскому и Диоскурам, а бывшие у них жрецы — Великим богиням и Кавкону. Затем все вместе они стали призывать героев, чтобы они пришли и поселились вместе с ними: прежде всего Мессену, дочь Триопа, затем Эврита, Афарея и их сыновей, со стороны Гераклидов они призывали Кресфонта и Эпита; больше же всего они все взывали к Аристомену».
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. 1. 24 (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«У Кавкона, сына Посейдона и Астидамеи, дочери Форбанта, был сын Лепрей». [Форбант был царем Элиды.]
ХРОНОЛОГИЯ МЕССЕНСКИХ ЦАРЕЙ
ХРОНОЛОГИЯ МИФИЧЕСКИХ ЦАРЕЙ ЮГО-ЗАПАДНОГО ПЕЛОПОННЕСА
МЕССЕНИЯ | ПИЛОС | ЛЕПРЕОС |
1. Поликаон *** | ||
2. Периер | 1. Салмоней | |
3. Афарей и Левкипп | 2. Нелей | 1. Кавкон |
4. (Идас и Линкей) | 3. Нестор | 2. Лепрей |
4. Нестор **** |
ЦАРСТВА
1. Мессения (Центральная и Восточная Мессения); Пилос (Западная Мессения); 3 Лепреос (Северный «Пилос»).
ПРИМЕЧАНИЯ
* Гомеровский Пилос включал в себя западное побережье Мессении и область Трифилию. Река Алфей образовывала границу с Элидой. Столица Салмонея находилась недалеко от этой реки, но его внук Нелей переехал в город Пилос на юге.
** Властители Кавконии и Лепреоса были подданными Пилоса.
*** Согласно местному мифу, первым мессенским царем был Поликаон. Однако эпические поэты начинают список царей с сына Эола Периера. Павсаний предполагает, что между ними правили несколько анонимных царей.
**** Нестор был царем Пилоса и Мессении во время Троянской войны. Его царствование распространилось на два поколения. Линия Периеров пресеклась со смертью Идаса и Линкея.
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
Список используемой литературы