Кав­ко­н

Кав­ко­н был жрецом богини Деметры, который установил Мистерии Великих Богинь на земле Мессении.

Он также был эпонимом кавконцев, народа крошечного региона, известного как Трифилия, расположенного между землями Элиды, Аркадии и Мессении. Три отдельные генеалогии, данные фигуре Кавкона, несомненно, происходят из давнего исторического спора о суверенитете региона. Как сын Ликаона, Кавкон был аркадцем, как сын Келена — мессенцем, а как сыном Астидамеи, дочери Форбанта, Элидянином.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Ликаон (Apollodorus 3.8.1)
[2.1] Келен (Pausanias 4.1.5)
[3.1] Посейдон & Асти­да­мея (Aelian Miscellany 1.24)

Дети

[1.1] Лепрей (Aelian Miscellany 1.24)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. 3. 8. 1 (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Лика­он, кото­рый, будучи царем Арка­дии, поро­дил от раз­лич­ных жен­щин пять­де­сят сыно­вей… Кав­ко­на [Примечание. Из списка 50 сыновей, большинство из которых являются эпонимами мест в регионе. Кавкон был эпонимом Кавконии]»

 

Павсаний. Описание Эллады. 4. 1. 5 — 9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Итак, пер­вы­ми в этой стране [Мессении] цар­ст­во­ва­ли Поли­ка­он, сын Леле­га, и Мес­се­на, жена Поли­ка­о­на. При этой Мес­сене при­был из Элев­си­на Кав­кон, сын Келе­на, внук Флия, и при­нес с собою таин­ства Вели­ких богинь <Демет­ры и Пер­се­фо­ны>, а сам Флий, по сло­вам афи­нян, был сыном Геи (Зем­ли); с этим согла­су­ют­ся и сло­ва гим­на к Демет­ре, напи­сан­но­го Мусе­ем для Лико­мидов. Мно­го лет спу­стя после Кав­ко­на Лик, сын Пан­ди­о­на, совер­ше­ние этих таинств обста­вил выс­шей тор­же­ст­вен­но­стью и еще и теперь они назы­ва­ют ту рощу, где он про­из­вел очи­ще­ние мистов (посвя­щен­ных), рощею Лика. А что в этой стране есть роща, назы­вае­мая рощей Лика, (это дока­зы­ва­ет) стих, име­ю­щий­ся у Риа­на Крит­ско­го:

Воз­ле кря­жей Элея, над рощею Лика дубо­вой.

А что этот Лик был сыном Пан­ди­о­на, это ясно из сти­хотвор­ной над­пи­си, сде­лан­ной на изо­бра­же­нии Мефа­па. И Мефап тоже про­из­вел неко­то­рые изме­не­ния в спо­со­бе празд­но­ва­ния этих таинств. Этот Мефап был родом афи­ня­нин, зна­ток таинств и вся­ких орги­а­сти­че­ских слу­же­ний. Он же уста­но­вил совер­ше­ние таинств Каби­ров и для фиван­цев. В свя­щен­ном участ­ке Лико­мидов он воз­двиг ста­тую со сле­дую­щей над­пи­сью, меж­ду про­чим под­твер­ждаю­щей исти­ну моих слов:

Я совер­шил освя­ще­нье Гер­ме­са домов, мной очи­щен
Путь почтен­ной Демет­ре и дще­ри ее пер­во­род­ной,
Где, гово­рят, для Вели­ких богинь осно­ва­ла Мес­се­на
Празд­ник, устав полу­чив от Кав­ко­на из слав­но­го рода
Флия; и я удив­лял­ся, как Лик, Пан­ди­о­но­ва отрасль,
Таин­ства все, что в пре­де­лах Атти­ки свя­то хра­нят­ся,
Тут учредил для чти­мой Анда­нии, нами люби­мой.

Эта над­пись свиде­тель­ст­ву­ет, во-пер­вых, что Кав­кон, явля­ясь потом­ком Флия, при­был к Мес­сене, а ее сло­ва отно­си­тель­но Лика свиде­тель­ст­ву­ют, кро­ме того, еще о том, что в древ­но­сти таин­ства совер­ша­лись в Анда­нии. И мне это кажет­ся вполне веро­ят­ным, что Мес­се­на уста­но­ви­ла таин­ства не где-либо в дру­гом месте, но имен­но там, где жила она сама с Поли­ка­о­ном».

 

Павсаний. Описание Эллады. 5. 5. 5 — 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Я слы­шал так­же, что неко­то­рые при­пи­сы­ва­ют засе­ле­ние это­го места Леп­рее, доче­ри Пир­гея. А неко­то­рые пере­да­ют, что на пер­вых посе­лив­ших­ся в этой зем­ле напа­ла болезнь «леп­ра» (про­ка­за). Таким обра­зом, город полу­чил имя вслед­ст­вие несча­стья, постиг­ше­го жите­лей. Леп­ре­а­ты гово­ри­ли, что у них в горо­де был храм Зев­са Лев­кея (бог бело­го топо­ля), была моги­ла Ликур­га, сына Алея, и дру­гая моги­ла Кав­ко­на; памят­ник послед­не­го изо­бра­жал чело­ве­ка с лирою в руках. Но в мое вре­мя не было уже ни памят­ни­ков на моги­ле, ни хра­ма кому бы то ни было из богов, кро­ме Демет­ры. Но и он сде­лан из необо­жжен­но­го сыро­го кир­пи­ча и не име­ет ника­кой ста­туи».
[Примечание. Согласно Элиану, ниже Лепрей иногда описывался как сын Кавкона]

 

Павсаний. Описание Эллады. 4. 26. 3 — 27. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Из истории освобождения Мессении от спартанцев]
Но еще за год до счаст­ли­во­го для фиван­цев сра­же­ния при Левк­трах бог дал зна­ме­ние мес­сен­цам, что они вер­нут­ся в Пело­пон­нес. Одно зна­ме­ние было в Мес­сене той, что у (Сици­лий­ско­го) про­ли­ва; гово­рят, жрец Герак­ла имел во сне сле­дую­щее виде­ние:… этот сон пока­зы­вал, что они вер­нут­ся в Мес­се­нию… Эпа­ми­нон­ду [фиванскому полководцу] было ясно, что не так-то лег­ко создать новый город, кото­рый мог бы поме­рять­ся сила­ми с лакеде­мо­ня­на­ми, не нахо­дил он и места в стране, где мож­но было бы такой город осно­вать: мес­сен­цы отка­за­лись вновь посе­лить­ся в Анда­нии и Эха­лии, так как беды постиг­ли их там, когда они в них оби­та­ли. Когда Эпа­ми­нонд нахо­дил­ся в таком затруд­не­нии, гово­рят, ночью во сне явил­ся ему ста­рец, более все­го похо­жий на гиеро­фан­та (вели­ко­го жре­ца свя­щен­ных таинств) и ска­зал: «Ты полу­чил от меня дар побеж­дать всех, на кого обра­тишь ты ору­жье; и если тебя не станет сре­ди рода смерт­ных людей, я сде­лаю так, о фива­нец, что имя твое не забудет­ся ввек и сла­ва твоя будет веч­ной. Ты же мес­сен­цам отдай их отчую зем­лю и их горо­да, так как и гнев Дио­с­ку­ров на них пре­кра­тил­ся». Так гово­рил ста­рец Эпа­ми­нон­ду. А вот что он открыл Эпи­те­лу, сыну Эсхи­на, — арги­вяне выбра­ли его быть у них пол­ко­вод­цем и засе­лить Мес­се­нию, — ста­рец явил­ся ему во сне и дал такой при­каз, чтобы там, где на Ито­ме он най­дет рас­ту­щим вме­сте тисо­вое дере­во и мирт, чтобы он рыл меж­ду ними зем­лю и спас бы древ­нюю ста­ру­ху: она томит­ся, заклю­чен­ная в мед­ном доме сво­ем и уже почти без созна­ния. С наступ­ле­ни­ем дня, явив­шись в ука­зан­ное место, он стал копать зем­лю и наткнул­ся на мед­ный кув­шин; он тот­час отнес его Эпа­ми­нон­ду [фиванскому полководцу], и рас­ска­зал о сво­ем сно­виде­нии; он пред­ло­жил ему само­му снять крыш­ку и посмот­реть, что там есть. Эпа­ми­нонд, при­не­ся жерт­ву и помо­лясь тому при­зра­ку, кото­рый им явил­ся, открыл кув­шин и нашел очень тон­кую поло­су оло­ва, свер­ну­тую, как сви­ток кни­ги. Здесь был напи­сан обряд совер­ше­ния таинств Вели­ких богинь и все это было зары­то Ари­сто­ме­ном. Гово­рят, что тот (ста­рец), кото­рый явил­ся во сне Эпи­те­лу и Эпа­ми­нон­ду, был Кав­кон, при­быв­ший из Афин в Анда­нию к Мес­сене, доче­ри Три­о­па… Когда все было гото­во, тогда при­не­се­ны были жерт­вы, все необ­хо­ди­мое для кото­рых доста­ви­ли арка­дяне. Сам Эпа­ми­нонд и фиван­цы при­но­си­ли жерт­вы в уста­нов­лен­ном поряд­ке Дио­ни­су и Апол­ло­ну Исме­ний­ско­му, арги­вяне — Гере Аргее и Зев­су Немей­ско­му, мес­сен­цы — Зев­су Итом­ско­му и Дио­с­ку­рам, а быв­шие у них жре­цы — Вели­ким боги­ням и Кав­ко­ну. Затем все вме­сте они ста­ли при­зы­вать геро­ев, чтобы они при­шли и посе­ли­лись вме­сте с ними: преж­де все­го Мес­се­ну, дочь Три­о­па, затем Эври­та, Афа­рея и их сыно­вей, со сто­ро­ны Герак­лидов они при­зы­ва­ли Крес­фон­та и Эпи­та; боль­ше же все­го они все взы­ва­ли к Ари­сто­ме­ну».

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. 1. 24 (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«У Кав­ко­на, сына Посей­до­на и Асти­да­меи, доче­ри Фор­бан­та, был сын Леп­рей». [Фор­бан­т был царем Элиды.]

ХРОНОЛОГИЯ МЕССЕНСКИХ ЦАРЕЙ

ХРОНОЛОГИЯ МИФИЧЕСКИХ ЦАРЕЙ ЮГО-ЗАПАДНОГО ПЕЛОПОННЕСА

МЕССЕНИЯПИЛОСЛЕПРЕОС
1. Поликаон ***
2. Периер1. Салмоней
3. Афарей и Левкипп2. Нелей1. Кавкон
4. (Идас и Линкей)3. Нестор2. Лепрей
4. Нестор ****

ЦАРСТВА

1. Мессения (Центральная и Восточная Мессения); Пилос (Западная Мессения); 3 Лепреос (Северный «Пилос»).

ПРИМЕЧАНИЯ

* Гомеровский Пилос включал в себя западное побережье Мессении и область Трифилию. Река Алфей образовывала границу с Элидой. Столица Салмонея находилась недалеко от этой реки, но его внук Нелей переехал в город Пилос на юге.

** Властители Кавконии и Лепреоса были подданными Пилоса.

*** Согласно местному мифу, первым мессенским царем был Поликаон. Однако эпические поэты начинают список царей с сына Эола Периера. Павсаний предполагает, что между ними правили несколько анонимных царей.

**** Нестор был царем Пилоса и Мессении во время Троянской войны. Его царствование распространилось на два поколения. Линия Периеров пресеклась со смертью Идаса и Линкея.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология