Корибанты Самофракии были семью деревенскими полубогами (даймонами), которые руководили корибантским танцем Мистерий Самофракии. Корибас был оргиастическим танцем, исполняемым мужчинами в доспехах, сталкивающими копья и щиты, под звуки бубнов и барабанов и крики преданных-мистиков.
Самофракийские корибанты почти не отличались от кабиров, другой группы оргиастических даймонов, руководивших мистериями. Часто два сына-кабира Гефеста объединялись с семью корибантами, сыновьями Аполлона, чтобы образовать Таинственный хор из девяти человек.
Самофракийские даймоны также отождествлялись с фригийскими дактилиями, критскими куретами и эвбейскими корибантами.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
КОРИБАНТЫ САМОФРАКИИ | |
Родители | Аполлон |
Боги чего | Танцев Корибантов |
Дом | Остров Самофракия |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Κορυβας Κορυβαντες | Korybas, Korybantes | Corybas, Corybantes | Corybantic Dancers | Корибантические танцоры |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители Корибантов Самофракии
[1] Аполлон & Талия (Apollodorus 1.18)
[2] Зевс & Каллиопа (Strabo 10.3.19)
[3] Аполлон & Ретия (Pherecydes Frag, Strabo 10.3.21)
СЛОВАРЬ
КОРИБАНТЫ (Kορύβαντες) в греческой мифологии спутники и служители Великой матери богов Реи-Кибелы. Культ К. малоазийского происхождения, имеет экстатический характер. В Греции распространился не ранее 7 в. до н. э. Имя К. — негреческое. По одному из мифов (Apollod. I 3, 4), К. — дети Аполлона и музы Талии. А. Т.-Г.
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ НАПИСАНИЕ ИМЕНИ
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Κυρβας Κυρβαντες | Kyrbas, Kyrbantes | Cyrbas, Cyrbantes | Corybantic Dancers | Танцоры корибанты |
ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. III (4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 7) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«От [Музы] Талии и Аполлона родились Корибанты…»
Ликофрон. Александра. 79. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Кирбантов [корибантов (кабиров)] крепость, Саос [город на острове Самофракия]…»
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава 48 (2-3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Иасион [из Самофракии] женился на Кибеле [Деметре из Самофракии] и стал отцом Корибанта. После ухода Иасиона к богам Дардан, Кибела и Корибант перенесли в Азию священные обряды Матери богов и отправились вместе во Фригию…Корибант, давший свое имя посвященным в священнодействия Матери богов корибантам, женился на Фиве…»
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава 48 (3-4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Итак, первыми обитателя Крита, мифы о которых сохранились в памяти [людской], были обитавшие на Иде так называемые Идейские Дактили. Одни считают, что число носивших это имя было сто, а другие – десять, то есть равно числу пальцев (δάκτυλοι) на руках. Некоторые, в том числе и Эфор, считают, что Идейские Дактили родились на Иде во Фригии, а затем вместе с Мигдоном переселились в Европу. Будучи чародеями, они [как корибанты] занимались заклинаниями, обрядами и мистериями и во время своего пребывания на Самофракии произвели на местных жителей очень сильное впечатление. Живший в те же времена Орфей, который был наделен от природы особым дарованием к поэзии и пению, стал их учеником и первым обучил эллинов обрядам и мистериям».
Страбон. География. Книга X. III. 19-21. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Кирбант… дал повод… утверждать…, что корибанты были некими демонами… Еще некоторые писатели считают их сыновьями Зевса и Каллиопы и утверждают их тождество с кабирами. Последние, по их словам, ушли на Самофракию (прежде называемую Мелитой), а обряды кабиров имели мистический характер… Некоторые считают куретов служителями Гекаты, отождествляя их с корибантами… По словам Ферекида, от Аполлона и Ретии произошли 9 кирбантов, которые обитали на Самофракии. От Кабиро, дочери Протея, и Гефеста произошли 3 кабира и 3 нимфы-кабириды; в честь тех и других были установлены священные обряды… По словам Деметрия Скепсийского [2 в. до н. э.], представляется вероятной тождественность куретов и корибантов; их считали молодыми людьми или юношами, которых приглашали для военной пляски на праздниках Матери богов, а также «корибантами» оттого, что они на плясовой манер «ходили бодаясь головой». Гомер называет их искусными плясунами:
Но пригласите сюда плясунов феакийских искусных.
(Од. VIII, 250)
Так как корибанты были плясунами и подверженными исступлению, то мы называем бешено вертящихся людей «корибантствующими».
Страбон. География. Фрагменты книги VII. 50. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 311) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Божества, чтимые на Самофракии, многие отождествляют с Кабирами, но тем не менее не могут объяснить, кто такие сами Кабиры, Кирбанты и Корибанты; точно так же Куреты и Идейские Дактили отождествляются с ними».
Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Глава вторая. §§ XVII, XIX. (Источник: (дата обращения 7 августа 2021)]) (христианский богослов 2-3 вв. н. э.):
«[Климент говорит о роли корибантов и кабиров в мифах Самофракийских мистерий:]
… Мистерии Диониса совершенно бесчеловечны. Когда вокруг него, еще ребенка носились в пляске куреты, потрясая оружием, Титаны, подкравшись с помощью хитрости и обманув детскими игрушками, растерзали неразумного младенца…
А те, кто называет корибантов кабирами, именуют такого рода мистерии кабирскими. Оба эти братоубийцы, взяв корзину («кисту»), в которой был спрятан фаллос Диониса [Загрея, растерзанного Титанами], доставили ее в Этрурию [к тирренцам] – купцы, торгующие славным товаром, – и там, будучи изгнанниками, поселились, даровав этрускам [тирренцам] в качестве религии замечательное благочестивое учение о поклонении детородному члену и корзине».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XV. 66-69. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 157) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…Стали уже подражать щитоносных игре корибантов,
Бьющих буйно ногами о землю в пляске оружной,
Воздымающих длани кругом, яро гремящих
О щиты с обеих сторон, вращая железо!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXIX. 280-282. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 287) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…И от ладоней могучих грохочущих корибантов
Содрогаются бубны из крепкой кожи воловьей!
Возгремели кимвалы…»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь III. 66-86. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 32) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Только ранняя птаха взлетела с криком над морем,
Строй прекрасношеломный неистовых корибантов
Потрясая щитами двинулся с пляскою кносской,
Лад отбивая стопами. Глухо гремела воловья
Шкура о медь ударяя, звуча пронзительной песней
Словно авлос двуствольный, и с танцем неистовым вместе
Воздух дрожал от звуков вослед плясовому движенью.
Зашелестели дубравы, скалы в ответ загудели,
Чащи в вакхическом буйстве, разум забыв, затряслися –
Тут и дриады запели, в плотные стаи сбиваясь,
Заскакали медведи кружась-состязаясь друг с другом.
А из пастей львов, застигнутых тем же безумьем,
Рык вырывается мощный, как в таинствах темных Кабиров
В их ясновидческом бреде. Авлосы в неистовстве яром
Славят Гекату богиню, псолюбицу, оные дудки
В Кроновы времена придумали, рог обработав.
И под буйные звуки любящих шум корибантов
Рано Кадм пробудился. Спутники тоже проснулись,
Одновременно заслышав издали ропот немолчный.
С дюн песчаных вскочили, прибоем морским увлажненных,
Моряки из Сидона, по гальке прибрежной рассеясь…»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь IV. 183-184. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 45) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«… Прощайте, пещеры Кабиров
И Корибантов вершины я покидаю [на острове Самофракия]».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIII. 398-400. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 141) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…Зеринт священной рати прислал, корибантов неспящих
Град [на Самофракии], где дщерь Персеида [Геката] таинство в скалах свершает,
Светоч святой запалив, священнодействуя втайне…»
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Ликофрон. Александра. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. (150 г., н.э.)
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Список используемой литературы