Культ Гелиоса

Гелиос был богом солнца.

У него было относительно немного святынь и храмов в Древней Греции. Двумя его главными культовыми центрами были остров или Родос и город Коринф.

Самой известной статуей бога был Колосс Родосский, стоявший у входа в главную гавань острова. Древние писатели называли его одним из семи чудес света.

Изображение справа — Гелиос, греко-римская мозаика, Археологический музей Спарты.

КУЛЬТ (ОБЩЕЕ)

Богу Солнца традиционно приносили в жертву белых лошадей.

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XX. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Над Брисеями высится вершина Тайгета – Талет. Ее считают посвященной Гелиосу (Солнцу); здесь [местные жители] приносят Гелиосу разные жертвы, в том числе и коней. Такие же жертвы, я знаю, считают нужным приносить и персы».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга первая. 31-32. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 22-23) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«Когда Аполлоний [греческий пророк 1 в. н. э.] подошел к царю [Вавилона] с приветствием, тот, обратившись к нему по-гречески, пригласил его вместе свершить жертвоприношение, а намеревался он принести в жертву Солнцу чистопородного белого нисейского жеребца, увешанного побрякушками, словно для триумфального шествия. «Ты, государь, жертвуй по-своему, – возразил Аполлоний, – а мне позволь сделать это по-моему». И затем, зачерпнув горсть ладана, он воззвал: «О Гелиос, пошли меня в дальние края, любезные тебе и мне, – да повстречаю я мужей добрых, да не узнаю злых, и они меня да не узнают!» Промолвивши так, он бросил ладан в огонь и пристально следил, высоко ли вздымается дым, сильно ли чадит пламя и на сколько разделяется языков. Наконец узрев в чистоте огня доброе знамение, он обратился к царю: «Свершай жертву, государь, как велят тебе отеческие обычаи, а мои обычаи ты узрел».

Затем он удалился, дабы не приобщаться к кровавому жертвоприношению…»

 

 

КУЛЬТ В КОРИНФИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КОРИНФ, главный город Коринфики

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. I. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Коринфяне говорят, что Посейдон вступил с Гелиосом в спор из-за этой земли и что Бриарей был у них третейским судьей и что Истм и все, что на нем, он присудил Посейдону, а вершины, которые над городом (Акрокоринф), он отдал Гелиосу».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. III. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти с площади [Коринфа] по дороге к Лехею, то встречаются Пропилеи и на них позолоченные колесницы; на одной – стоит Фаэтон, сын Гелиоса [Солнца], на другой – сам Гелиос».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. IV. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если [в Коринфе] идти в Акрокоринф (так называется вершина горы, возвышающейся над городом; Бриарей, когда он был третейским судьей [в борьбе Гелиоса и Посейдона за Коринф], отдал ее Гелиосу, а Гелиос, как говорят коринфяне, уступил Афродите), так вот, если идти в этот Акрокоринф, то встречаешь священные участки Исиды, из которых один называют участком Исиды Пелагии (Морской), другой – Исиды Египетской, и два участка Сараписа, из которых один называется «В Канопе». За ними выстроены жертвенники Гелиосу (Солнцу), и есть храм Ананке (Нужды) и Биа (Насилия), в который обычно не принято входить».

 

КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СИКИОН, главный город Сикионии

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«По преданиям [сикионцев], [мифический царь] Эпопей же воздвиг и ближайший храм в честь Аполлона и Артемиды [в Сикионе], а следующий за ним Герейон (храм Геры) построил [персонаж мифов] Адраст, но статуй не осталось ни в одном из них. Жертвенники же позади храма Геры он воздвиг: один – Пану, а другой из белого мрамора – Гелиосу [Солнцу]».

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. Около МИКЕН, города в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XVIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«От «Баранов», – как они называют могилу Фиеста, – если идти немного дальше, то налево будет местечко Мисия и храм Деметры Мисийской… На дальнейшем пути [из Микен в Аргос] встречается река Инах, а если ее перейти, то – жертвенник Гелиосу».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. Глава II. (12). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 80) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«… Зевс послал Гермеса к Атрею и приказал договориться с Фиестом о том, что царская власть [в Аргосе] достанется Атрею в том случае, если Гелиос совершит свой путь в обратном направлении. Фиест согласился, и тогда Гелиос превратил Восток в Запад».

[Возможно, описанный выше жертвенник Гелиосу возле могилы Фиесту связан с этим мифом.]

 

II. ТРЕЗЕН, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Недалеко от храма Артемиды Ликейской [в Трезене] находятся жертвенники, отстоящие друг от друга на небольшом расстоянии… Третий, по всей вероятности, они [жителей Трезена] воздвигли в честь Гелиоса Элевтерия (Освободителя), избегнув рабства, грозившего им со стороны Ксеркса и персов».

[Жертвенник мог быть посвящен Гелиосу, поскольку персы поклонялись Солнцу как главному из своих богов.]

III. ГЕРМИОНА, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIV. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На этом месте некогда стоял древний город гермионян. Там и сейчас сохранилось несколько святынь: храм Посейдона на краю косы… Там есть другой небольшой храм Афины с обвалившейся крышей. Есть и храм Гелиосу [Солнцу] и другой – Харитам [Грациям]».

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ТЕНАР, местность в Лакедемонии

Гомеровские гимны. II. К Аполлону Пифийскому. 233-235 / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 134) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«… Прибыли в Тенар, страну, где царит утешающий смертных

Гелиос; в мягких лугах превосходного этого края

Много пасется обычно овец густорунных владыки».

[Священные стада Гелиоса упоминаются также Гомером в «Одиссее» и Геродотом. Ср.: «Культ Гелиоса в Иллирии» (ниже).]

II. БРИСЕИ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XX. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Над Брисеями высится вершина Тайгета – Талет. Ее считают посвященной Гелиосу (Солнцу); здесь приносят Гелиосу разные жертвы, в том числе и коней. Такие же жертвы, я знаю, считают нужным приносить и персы».

III. ФАЛАМЫ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXVI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«От Этила до Фалам расстояние по суше будет стадиев около восьмидесяти. На этом пути есть храм Ино и оракул. Предсказания даются во время сна; все, о чем они хотят узнать, богиня открывает им в виде сновидений. В той части храма, которая под открытым небом, стоят медные (бронзовые) статуи: одна – Пасифаи, другая – Гелиоса [Солнца]. Самую же статую богини, стоящую в храме, нельзя как следует рассмотреть из-за массы гирлянд, посвященных ей в качестве приношений. Говорят, что и эта статуя – медная (бронзовая). Течет здесь и вода из священного источника, сладкая на вкус. Пасифая (Всесияющая) – это эпитет Селены (Луны), а не местное божество жителей Фалам».

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЭЛИДА, главный город Элиды

Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XXIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«С другой стороны [площади в Элиде] стоят мраморные статуи Гелиоса (Солнца) и Селены (Луны). У последней из головы поднимаются рога, а у Гелиоса – солнечные лучи».

II. ОЛИМПИЯ, поселение и святилище в Элиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Среди изображений на троне Зевса в Олимпии:]

На пьедестале постамента, на котором стоит трон и который поддерживает другие украшения статуи Зевса, на этом пьедестале следующие золотые изображения: Гелиос, садящийся на свою колесницу…»

КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕГАЛОПОЛЬ, главный город Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В ограде храма Великих богинь [Деметры и Коры в Мегалополе] находятся изображения следующих других богов – они все сделаны в виде четырехугольных колонн: Гермеса, с эпитетом Агетора (Водителя), Аполлона, Афины и Посейдона, а также Гелиоса [Солнца], именуемого Сотером, и Геракла».

II. МАНТИНЕЯ, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. IX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Около жертвенника Геры [в Мантинее] находится и могила Аркада, сына Каллисто. Останки Аркада были перенесены сюда из Менала в силу следующего прорицания, пришедшего к ним из Дельф… То место, где находится могила Аркада, местные жители называют Жертвенником Гелиоса [Солнца]».

III. КЛЕОНА, деревня в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Жители Клеон страдали от такой же болезни, как это было и у афинян, – род моровой язвы [реальное событие]. По пророчеству из Дельф, они принесли в жертву козла восходящему солнцу [Гелиосу], и так как они нашли, что от этого они получили облегчение от болезни, они послали в дар Аполлону [т. е. в святилище в Дельфах] медного козла».

КУЛЬТ В ИЛЛИРИИ (СЕВЕР ГРЕЦИИ)

I. АПОЛЛОНИЯ, город в Иллирии (греческая колония)

Геродот. История. Книга IX. Каллиопа. 93. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 444-445) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Есть в этой Аполлонии посвященное Солнцу стадо овец. Днем оно пасется у реки, которая течет с горы Лакмона через Аполлонийскую область и затем у гавани Орик впадает в море. Ночью же стадо стерегут богатые и знатные граждане города. Выбирают из них каждого сторожем на год. Аполлонийцы ведь весьма дорожат этими овцами в силу какого-то прорицания. Ночуют эти овцы в какой-то пещере вдали от города. Здесь-то этот Евений и был выбран стеречь овец. Как-то раз он проспал свою стражу, а волки забрались в пещеру и растерзали около 60 овец. Евений же заметил потерю овец, но хранил молчание и никому не говорил об этом, так как думал подменить овец, купив других. Однако дело это не удалось скрыть от аполлонийцев. Они узнали [об этом], тотчас привели Евения в суд и приговорили за то, что проспал свою стражу, лишить его зрения. Затем сразу же после того, как Евений был ослеплен, овцы перестали ягниться, а земля – приносить плоды. В Додоне и в Дельфах, где аполлонийцы вопрошали оракул о причине такой напасти, они получили в ответ изречение: они виноваты в том, что несправедливо лишили зрения стража священных овец Евения (ведь это сами боги послали волков), и бедствия Аполлонии не прекратятся до тех пор, пока аполлонийцы не дадут удовлетворения, какое он сам потребует и назначит, за содеянное ему зло. А после этого сами боги наделят Евения даром, за который много людей будут его почитать блаженным».

КУЛЬТ НА РОДОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. РОДОС, главный город Родоса

Страбон. География. Книга XIV. II. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 610) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Город родосцев лежит на восточной оконечности острова Родос… Родос не только оставался независимым, но даже украсился множеством посвятительных даров… Самым лучшим посвятительным даром является колоссальная статуя Гелиоса, о которой ямбический поэт говорит:

Седмижды десять в высоту локтей,

Харес воздвиг меня, из Линда муж.

Теперь же статуя лежит на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей; по повелению оракула ее не восстановили. Это – наилучшее из посвятительных приношений (во всяком случае статуя признается всеми одним из семи чудес света)…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 223. Семь чудес света. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 251):

«Медная статуя Солнца [Сола (Гелиоса)] на Родосе, она же колосс, высотой 90 футов».

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ

Слово-имя Гелиос на дорическом диалекте писалось как Галиос.

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ἉλιοςHaliosHaliusSun (Doric sp.)Солнце (дор.)

У Гелиоса было несколько имен и эпитетов:

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΤιτανTitanTitanTitan, Straining GodТитан, Напрягающий Бог
ὙπεριονιδεςHyperionidesHyperionidesSon of HyperionСын Гипериона
ὙπεριωνHyperiônHyperionHe Who Goes Above (hyper, iôn)Тот, кто идет вверх

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΗλεκτωρÊlektôrElectorBeaming (êlektôr)Сияние (êlectôr)
ΣωτηρSôtêrSoterSaviour (sôtêr)Спаситель (сотер)
ΕλευθεριοςEleutheriosEleutheriusOf Freedom (eleutherios)Свобода (Элевтериос)

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология