Гелиос был богом солнца.
У него было относительно немного святынь и храмов в Древней Греции. Двумя его главными культовыми центрами были остров или Родос и город Коринф.
Самой известной статуей бога был Колосс Родосский, стоявший у входа в главную гавань острова. Древние писатели называли его одним из семи чудес света.
Изображение справа — Гелиос, греко-римская мозаика, Археологический музей Спарты.
- КУЛЬТ (ОБЩЕЕ)
- КУЛЬТ В КОРИНФИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. КОРИНФ, главный город Коринфики
- КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СИКИОН, главный город Сикионии
- КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. Около МИКЕН, города в Арголиде
- II. ТРЕЗЕН, город в Арголиде
- III. ГЕРМИОНА, город в Арголиде
- КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ТЕНАР, местность в Лакедемонии
- II. БРИСЕИ, город в Лакедемонии
- III. ФАЛАМЫ, город в Лакедемонии
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЭЛИДА, главный город Элиды
- II. ОЛИМПИЯ, поселение и святилище в Элиде
- КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. МЕГАЛОПОЛЬ, главный город Аркадии
- II. МАНТИНЕЯ, город в Аркадии
- III. КЛЕОНА, деревня в Аркадии
- КУЛЬТ В ИЛЛИРИИ (СЕВЕР ГРЕЦИИ)
- I. АПОЛЛОНИЯ, город в Иллирии (греческая колония)
- КУЛЬТ НА РОДОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
- I. РОДОС, главный город Родоса
- АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ
КУЛЬТ (ОБЩЕЕ)
Богу Солнца традиционно приносили в жертву белых лошадей.
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XX. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Над Брисеями высится вершина Тайгета – Талет. Ее считают посвященной Гелиосу (Солнцу); здесь [местные жители] приносят Гелиосу разные жертвы, в том числе и коней. Такие же жертвы, я знаю, считают нужным приносить и персы».
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга первая. 31-32. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 22-23) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Когда Аполлоний [греческий пророк 1 в. н. э.] подошел к царю [Вавилона] с приветствием, тот, обратившись к нему по-гречески, пригласил его вместе свершить жертвоприношение, а намеревался он принести в жертву Солнцу чистопородного белого нисейского жеребца, увешанного побрякушками, словно для триумфального шествия. «Ты, государь, жертвуй по-своему, – возразил Аполлоний, – а мне позволь сделать это по-моему». И затем, зачерпнув горсть ладана, он воззвал: «О Гелиос, пошли меня в дальние края, любезные тебе и мне, – да повстречаю я мужей добрых, да не узнаю злых, и они меня да не узнают!» Промолвивши так, он бросил ладан в огонь и пристально следил, высоко ли вздымается дым, сильно ли чадит пламя и на сколько разделяется языков. Наконец узрев в чистоте огня доброе знамение, он обратился к царю: «Свершай жертву, государь, как велят тебе отеческие обычаи, а мои обычаи ты узрел».
Затем он удалился, дабы не приобщаться к кровавому жертвоприношению…»
КУЛЬТ В КОРИНФИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. КОРИНФ, главный город Коринфики
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. I. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«… Коринфяне говорят, что Посейдон вступил с Гелиосом в спор из-за этой земли и что Бриарей был у них третейским судьей и что Истм и все, что на нем, он присудил Посейдону, а вершины, которые над городом (Акрокоринф), он отдал Гелиосу».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. III. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если идти с площади [Коринфа] по дороге к Лехею, то встречаются Пропилеи и на них позолоченные колесницы; на одной – стоит Фаэтон, сын Гелиоса [Солнца], на другой – сам Гелиос».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. IV. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если [в Коринфе] идти в Акрокоринф (так называется вершина горы, возвышающейся над городом; Бриарей, когда он был третейским судьей [в борьбе Гелиоса и Посейдона за Коринф], отдал ее Гелиосу, а Гелиос, как говорят коринфяне, уступил Афродите), так вот, если идти в этот Акрокоринф, то встречаешь священные участки Исиды, из которых один называют участком Исиды Пелагии (Морской), другой – Исиды Египетской, и два участка Сараписа, из которых один называется «В Канопе». За ними выстроены жертвенники Гелиосу (Солнцу), и есть храм Ананке (Нужды) и Биа (Насилия), в который обычно не принято входить».
КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СИКИОН, главный город Сикионии
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«По преданиям [сикионцев], [мифический царь] Эпопей же воздвиг и ближайший храм в честь Аполлона и Артемиды [в Сикионе], а следующий за ним Герейон (храм Геры) построил [персонаж мифов] Адраст, но статуй не осталось ни в одном из них. Жертвенники же позади храма Геры он воздвиг: один – Пану, а другой из белого мрамора – Гелиосу [Солнцу]».
КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. Около МИКЕН, города в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XVIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«От «Баранов», – как они называют могилу Фиеста, – если идти немного дальше, то налево будет местечко Мисия и храм Деметры Мисийской… На дальнейшем пути [из Микен в Аргос] встречается река Инах, а если ее перейти, то – жертвенник Гелиосу».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. Глава II. (12). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 80) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«… Зевс послал Гермеса к Атрею и приказал договориться с Фиестом о том, что царская власть [в Аргосе] достанется Атрею в том случае, если Гелиос совершит свой путь в обратном направлении. Фиест согласился, и тогда Гелиос превратил Восток в Запад».
[Возможно, описанный выше жертвенник Гелиосу возле могилы Фиесту связан с этим мифом.]
II. ТРЕЗЕН, город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от храма Артемиды Ликейской [в Трезене] находятся жертвенники, отстоящие друг от друга на небольшом расстоянии… Третий, по всей вероятности, они [жителей Трезена] воздвигли в честь Гелиоса Элевтерия (Освободителя), избегнув рабства, грозившего им со стороны Ксеркса и персов».
[Жертвенник мог быть посвящен Гелиосу, поскольку персы поклонялись Солнцу как главному из своих богов.]
III. ГЕРМИОНА, город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXIV. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На этом месте некогда стоял древний город гермионян. Там и сейчас сохранилось несколько святынь: храм Посейдона на краю косы… Там есть другой небольшой храм Афины с обвалившейся крышей. Есть и храм Гелиосу [Солнцу] и другой – Харитам [Грациям]».
КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ТЕНАР, местность в Лакедемонии
Гомеровские гимны. II. К Аполлону Пифийскому. 233-235 / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 134) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«… Прибыли в Тенар, страну, где царит утешающий смертных
Гелиос; в мягких лугах превосходного этого края
Много пасется обычно овец густорунных владыки».
[Священные стада Гелиоса упоминаются также Гомером в «Одиссее» и Геродотом. Ср.: «Культ Гелиоса в Иллирии» (ниже).]
II. БРИСЕИ, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XX. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Над Брисеями высится вершина Тайгета – Талет. Ее считают посвященной Гелиосу (Солнцу); здесь приносят Гелиосу разные жертвы, в том числе и коней. Такие же жертвы, я знаю, считают нужным приносить и персы».
III. ФАЛАМЫ, город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXVI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«От Этила до Фалам расстояние по суше будет стадиев около восьмидесяти. На этом пути есть храм Ино и оракул. Предсказания даются во время сна; все, о чем они хотят узнать, богиня открывает им в виде сновидений. В той части храма, которая под открытым небом, стоят медные (бронзовые) статуи: одна – Пасифаи, другая – Гелиоса [Солнца]. Самую же статую богини, стоящую в храме, нельзя как следует рассмотреть из-за массы гирлянд, посвященных ей в качестве приношений. Говорят, что и эта статуя – медная (бронзовая). Течет здесь и вода из священного источника, сладкая на вкус. Пасифая (Всесияющая) – это эпитет Селены (Луны), а не местное божество жителей Фалам».
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ЭЛИДА, главный город Элиды
Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XXIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«С другой стороны [площади в Элиде] стоят мраморные статуи Гелиоса (Солнца) и Селены (Луны). У последней из головы поднимаются рога, а у Гелиоса – солнечные лучи».
II. ОЛИМПИЯ, поселение и святилище в Элиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Среди изображений на троне Зевса в Олимпии:]
На пьедестале постамента, на котором стоит трон и который поддерживает другие украшения статуи Зевса, на этом пьедестале следующие золотые изображения: Гелиос, садящийся на свою колесницу…»
КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. МЕГАЛОПОЛЬ, главный город Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В ограде храма Великих богинь [Деметры и Коры в Мегалополе] находятся изображения следующих других богов – они все сделаны в виде четырехугольных колонн: Гермеса, с эпитетом Агетора (Водителя), Аполлона, Афины и Посейдона, а также Гелиоса [Солнца], именуемого Сотером, и Геракла».
II. МАНТИНЕЯ, город в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. IX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Около жертвенника Геры [в Мантинее] находится и могила Аркада, сына Каллисто. Останки Аркада были перенесены сюда из Менала в силу следующего прорицания, пришедшего к ним из Дельф… То место, где находится могила Аркада, местные жители называют Жертвенником Гелиоса [Солнца]».
III. КЛЕОНА, деревня в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Жители Клеон страдали от такой же болезни, как это было и у афинян, – род моровой язвы [реальное событие]. По пророчеству из Дельф, они принесли в жертву козла восходящему солнцу [Гелиосу], и так как они нашли, что от этого они получили облегчение от болезни, они послали в дар Аполлону [т. е. в святилище в Дельфах] медного козла».
КУЛЬТ В ИЛЛИРИИ (СЕВЕР ГРЕЦИИ)
I. АПОЛЛОНИЯ, город в Иллирии (греческая колония)
Геродот. История. Книга IX. Каллиопа. 93. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 444-445) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Есть в этой Аполлонии посвященное Солнцу стадо овец. Днем оно пасется у реки, которая течет с горы Лакмона через Аполлонийскую область и затем у гавани Орик впадает в море. Ночью же стадо стерегут богатые и знатные граждане города. Выбирают из них каждого сторожем на год. Аполлонийцы ведь весьма дорожат этими овцами в силу какого-то прорицания. Ночуют эти овцы в какой-то пещере вдали от города. Здесь-то этот Евений и был выбран стеречь овец. Как-то раз он проспал свою стражу, а волки забрались в пещеру и растерзали около 60 овец. Евений же заметил потерю овец, но хранил молчание и никому не говорил об этом, так как думал подменить овец, купив других. Однако дело это не удалось скрыть от аполлонийцев. Они узнали [об этом], тотчас привели Евения в суд и приговорили за то, что проспал свою стражу, лишить его зрения. Затем сразу же после того, как Евений был ослеплен, овцы перестали ягниться, а земля – приносить плоды. В Додоне и в Дельфах, где аполлонийцы вопрошали оракул о причине такой напасти, они получили в ответ изречение: они виноваты в том, что несправедливо лишили зрения стража священных овец Евения (ведь это сами боги послали волков), и бедствия Аполлонии не прекратятся до тех пор, пока аполлонийцы не дадут удовлетворения, какое он сам потребует и назначит, за содеянное ему зло. А после этого сами боги наделят Евения даром, за который много людей будут его почитать блаженным».
КУЛЬТ НА РОДОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
I. РОДОС, главный город Родоса
Страбон. География. Книга XIV. II. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 610) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Город родосцев лежит на восточной оконечности острова Родос… Родос не только оставался независимым, но даже украсился множеством посвятительных даров… Самым лучшим посвятительным даром является колоссальная статуя Гелиоса, о которой ямбический поэт говорит:
Седмижды десять в высоту локтей,
Харес воздвиг меня, из Линда муж.
Теперь же статуя лежит на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей; по повелению оракула ее не восстановили. Это – наилучшее из посвятительных приношений (во всяком случае статуя признается всеми одним из семи чудес света)…»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 223. Семь чудес света. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 251):
«Медная статуя Солнца [Сола (Гелиоса)] на Родосе, она же колосс, высотой 90 футов».
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ
Слово-имя Гелиос на дорическом диалекте писалось как Галиос.
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Ἁλιος | Halios | Halius | Sun (Doric sp.) | Солнце (дор.) |
У Гелиоса было несколько имен и эпитетов:
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Τιταν | Titan | Titan | Titan, Straining God | Титан, Напрягающий Бог |
Ὑπεριονιδες | Hyperionides | Hyperionides | Son of Hyperion | Сын Гипериона |
Ὑπεριων | Hyperiôn | Hyperion | He Who Goes Above (hyper, iôn) | Тот, кто идет вверх |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Ηλεκτωρ | Êlektôr | Elector | Beaming (êlektôr) | Сияние (êlectôr) |
Σωτηρ | Sôtêr | Soter | Saviour (sôtêr) | Спаситель (сотер) |
Ελευθεριος | Eleutherios | Eleutherius | Of Freedom (eleutherios) | Свобода (Элевтериос) |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомеровские гимны. / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Аполлоний Родосский. Аргонавтика. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. ???-???) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
Римские
Список используемой литературы