Рея была матерью богов, богиней материнства, плодородия и горных дебрей.
Ей поклонялись как Матеи богов и Великой Матери. Основные ее культовые центры находились в Аркадии и на Крите — мифическом месте рождения ее сына Зевса.
Рею тесно отождествляли с фригийской богиней Кибелой, чей оргиастический культ позже был введен в Греции. Эта страница, однако, описывает только культ коренной греческой Реи.
В классической скульптуре Мать Богов обычно изображался в виде матроны в башне-короне, сидящей на троне в окружении львов.
Изображение справа — Рея-Кибела, статуя из Рима 1-го века нашей эры, Музей Дж. Пола Гетти
- КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АФИНЫ СТОЛЦА АТТИКИ (АТТИКА)
- II. АНАГИРУНТ ГОРОД В АТТИКЕ
- КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ (КОРИНФИЯ)
- КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ТИТАН деревня в Сикионии (СИКИОНИЯ)
- КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СПАРТА столица Лакедемонии
- II. АКРИИ Деревня в Лакедемонии
- КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. МЕССЕНА столица Мессении
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ОЛИМПИЯ Деревня и святилище в Элиде
- КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. МЕГАЛОПОЛИС столица Аркадии (Аркадия)
- II. Река ЛИМАКС в Аркадии
- III. АЛЬФЕЙ Река в Аркадии
- IV. АЛЕСИОН Гора в Аркадии
- V. ПЕТРАХ Гора в Аркадии
- VI. ТАВМАСИОН Гора в Аркадии
- КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- I. КНОСС столица Крита
- II. ИДА Гора на Крите
- III. ФЕСТ Город на Крите
- ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ
КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АФИНЫ СТОЛЦА АТТИКИ (АТТИКА)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 3. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Тут [в районе Керамаики в Афинах] же расположен храм Матери богов, статую которой создал Фидий».
II. АНАГИРУНТ ГОРОД В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 31. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У жителей же Анагирунта — храм Матери богов»
КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ (КОРИНФИЯ)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 4. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За [Акрокоринфом] ним находятся храм «Матери богов» <и каменная доска> и трон[2]; как она сама, так и трон сделаны из мрамора».
КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ТИТАН деревня в Сикионии (СИКИОНИЯ)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 11. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На фронтоне храма [Аскепия в Титане, Сикиония] изображен Геракл и по краям Ники (Победы); в портике стоят статуи Диониса и Гекаты, Афродиты, Матери богов и Тихи; все эти статуи — деревянные».
КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СПАРТА столица Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 12. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Святилище «Великой матери» почитается у них больше, чем какое-либо другое».
II. АКРИИ Деревня в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 22. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Тут [в Акрии, Лакедемонии] заслуживают осмотра храм Матери богов и ее мраморная статуя. Жители Акрий говорят, что эта святыня — самая древняя из всех тех, которые посвящены в Пелопоннесе данной богине»
КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. МЕССЕНА столица Мессении
Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 31. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Что особенно заслуживает упоминания [в Мессене] — это статуя Матери богов из паросского мрамора, произведение того Дамофонта»
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ОЛИМПИЯ Деревня и святилище в Элиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 18. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На этом участке [святилища Зевса Олимпийского в Афинах]… храм Кроноса и Реи и священный округ Геи (Земли), именуемой «Олимпией».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 14. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Далее [в Олимпии] идет алтарь Гомонойи (Согласия) и вновь Афины, и еще Матери богов».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 20. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть здесь еще <не>большой храм[в Олимпии], в дорическом стиле; его и в мое время называют Метроон (храм Матери), сохраняя его старинное название. Но в нем не находится уже изображение Матери богов, а стоят статуи римских императоров».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 20. 2 — 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Изображено на столе Колотесом, посвященным в Олимпии] Там же находятся и Гера, и Зевс, и Матерь богов, и Гермес, и Аполлон с Артемидой»
КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. МЕГАЛОПОЛИС столица Аркадии (Аркадия)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 30. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Перед храмом [В Мегаполисе, Аркадия] Матери богов нет никаких статуй»
II. Река ЛИМАКС в Аркадии
Гимны Каллимаха. I. К ЗЕВСУ / Перевод С. С. Аверинцева. / (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 150) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Так, решено: на Паррасии был ты рожден! Изобильно
Эта вершина одета густою листвой, и поныне
Свято блюдется: вовеки для дел Илифии ни самка
Зверя лесного туда не придет, ни женщина. «Реи
Древней Ложницей» зовет это место народ апиданов.
Вот разрешилось тобой роженицы почтенное чрево,
Вот она стала искать проточной воды, пожелавши
Скверну смыть и свою и тебе сотворить омовенье;
Но ведь тогда не струился еще ни Ладон величавый,
Ни Эриманф не катил чистейшей волны, и безводным
Весь был аркадский предел, что теперь многоводным зовется!…
Той же нуждой хтеснена, изрекла почтенная Рея:
«Матерь-Земля, роди же и ты: легки твои роды!»
Молвила так и, высоко воздев многомощную руку,
Камень жезлом поразила; разверзлась скала под ударом,
Брызнул обильный поток, и Рея омыла младенца»
Ликофрон. Александра. 119. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«На родину [Зевса] свою [Аркадия и Элида], он заберет тебя,
В страну, что больше всех воспета греками…
В земле той в тайных муках родила его [Зевса],
Супруга ж, детоядца нечестивого [Кроноса]»
Страбон. География. Книга 8. 3. 22. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Теперь русло Неды — граница между Трифилией и Мессенией (Неда — бурный поток, текущий с аркадской горы Ликея из источника, который, согласно мифу, Рея после рождения Зевса заставила прорваться на поверхность, чтобы обмыть младенца)»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 41. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Река, носящая название Лимакс (Нечистая), протекая около самой Фигалии, впадает в реку Неду. Говорят, что название этой реке дано от очистительных обрядов, совершенных здесь Реей. Когда она родила Зевса и нимфы ее очищали после родов, то весь послед, подлежавший очищению, они бросили в эту реку; а древние называли их «лимата».
III. АЛЬФЕЙ Река в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 44. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У истоков реки Алфея находится храм Матери богов, уже без крыши, и два мраморных льва».
IV. АЛЕСИОН Гора в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 10. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Над стадионом возвышается гора Алесион (Блуждания), как говорят, названная так вследствие блужданий Реи [во время ее беременности Зевсом или Деметрой]; а на горе — роща Деметры».
V. ПЕТРАХ Гора в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 41. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Над городом [Херонея, Беотия] есть отвесный утес, называемый Петрах. С этим местом хотят связать легенду, будто здесь был обманут Кронос, принявший от Реи вместо Зевса камень (петрон); поэтому на самой вершине горы есть небольшая статуя Зевса».
VI. ТАВМАСИОН Гора в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 36. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Мефидрии… на берегу реки Милаонта [в Аркадии]; на другом берегу этой реки лежит гора, называемая Тавмасион (Чудесная), и мефидрийцы поддерживают легенду, что Рея, когда она была беременна Зевсом, прибыла на эту гору и отдала себя под защиту Гоплодама и других гигантов, которые были с ним, в случае, если бы Кронос сделал на нее покушение. Они признают, что где-то на горе Ликее она родила Зевса и что именно здесь произошел обман Кроноса, когда, по сказаниям эллинов, вместо ребенка ему был преподнесен камень. На вершине этой горы есть пещера Реи, и вход в нее разрешен одним только посвященным богине женщинам, а из всех остальных людей никто сюда не имеет доступа».
КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
I. КНОСС столица Крита
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 65. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Так называемые титаны. Обитали они в Кносской земле, где до сих пор показывают фундамент жилища Реи и сохранившуюся с древних времен кипарисовую рощу».
II. ИДА Гора на Крите
Антонин Либерал. Метаморфозы. 19. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Говорят, на Крите есть священная пещера, полная пчел, в которой, как рассказывают, Рея родила Зевса, и является нечестием, если кто-нибудь туда проникает, будь то бог или смертный. Каждый год в определенное время видят, как из пещеры вырывается яркий огонь. Рассказывают, что это происходит, когда во время родов проливается кровь Зевса. Населяют пещеру священные пчелы, кормилицы Зевса».
III. ФЕСТ Город на Крите
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 4. 34. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 160) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Лебеней обращен к Ливийскому морю и почти соседствует с Фестом, где малою скалой сдержаны великие волны. Говорят, что храм назван Лебенейским по пристройке, выступ коей похож на льва — такие сходства нередко присущи сочетаниям камней, — а по преданию это и есть один из львов, древле впряженных ^ колесницу Реи».
ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ
У Реи было несколько культовых эпитетов: —
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Μητηρ Μητερ | Mêtêr, Mêter
| Meter, Mater | Mother | Мама |
Μητηρ Θεων | Mêtêr Theôn
| Mater Theon | Mother of the Gods | Мать богов |
Μητηρ Μεγαλη | Mêtêr Megalê
| Mater Megala | Great Mother | Великая Мать |
Μητηρ Ισοδρομη | Mêtêr Pantôn | Mater Paton | Mother of All | Мать Всего |
Некоторые общие культовые эпитеты включают:
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Μητρωιον | Mêtrôion | Metroum | Temple of the Mother | Храм Матери |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Ликофрон. Александра. 1047-1055. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Страбон. География. Книга (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Антонин Либерал. Метаморфозы. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
Список используемой литературы