Ликург

Ликург был нечестивым царем Эдонов Фракии. Он напал на Диониса, когда бог путешествовал по его земле, обучая людей искусству виноделия, или — в другой версии сказки — когда бог был ребенком на попечении нимф с горы Ниса. Когда божественная труппа бежала от его нападения, Ликург сразил кормилицу Диониса Амброзию топором. Остальная часть компании нырнула в море, где им предоставила убежище богиня Фетида.

В наказание за свое преступление Ликург был облечен безумием и в этом безумном состоянии убил свою жену и сыновей. Вскоре последовала его собственная смерть: — некоторые говорят, что он отрубил себе ноги топором, прежде чем покончить с собой; другие, что он был ослеплен и все презирали его, умерли в нищете; или что он был растерзан собственными лошадьми, съеден пантерами бога или обернут душащими лозами и отправлен в Аид для вечных мучений.

Судьба Ликурга не была уникальной — Пенфей, Орфей и Миниады также понесли суровое наказание за презрение к богу.

Изображение справа — Дионис, Ликург, Амброзия и Эриния, 4-го век до н.э., Государственное античное собрание.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ЦАРЬ ЛИКУРГ
РодителиДриас
ЖенаCytis
Царь чегоЭдонии во Фракии
ДомЭдония во Фракии
УбитДионисом (косвенно)
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΛυκουργοςLykourgosLycurgus

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Дри­а­с (Homer Iliad 6.129, Apollodorus 3.34, Hyginus Fabulae 132)
[2.1] Борей (Diodorus Siculus 5.50.2)

Дети

[1.1] Ardys, Astakios (от Kytis) (Greek Papyri III No. 129)

СЛОВАРЬ

ЛИКУРГ (Λυχοΰσγος) в греческой мифологии: 1) сын царя эдонов во Фракии, воспротивившийся введению культа Диониса. В «Илиаде» (хотя и не причисляющей Диониса к сонму олимпийских богов) сообщается, что Л., прогнавший со своей земли младенца Диониса вместе с кормилицами, был в наказание за это ослеплен Зевсом (Нот. II. VI 130-140). В поздних источниках, восходящих, вероятно, к не сохранившимся афинским трагедиям 5 в. до н. э., сюжет столкновения Л. с Дионисом носит гораздо более трагический характер. У Эсхила (в первой части трилогии «Ликургия») изображалась, судя по фрагментам, встреча Л. с Дионисом в тот момент, когда бог и сопровождавшие его вакханки вторглись во Фракию; Л. отказывался признать бога в женоподобном юноше Дионисе и приказывал взять его вместе со спутницами под стражу в одном из покоев своего дворца. Вскоре, однако, дворец задрожал, как при землетрясении, и плененный бог легко его покинул. По Аполлодору (III, 5, 1), Дионис в отместку за непризнание наслал на Л. безумие: полагая, что он обрубает виноградную лозу, Л. убил топором своего сына Дрианта и изуродовал его тело, после чего к Л. вернулся рассудок. Однако земля, оскверненная пролитием родственной крови, перестала плодоносить и единственным средством вернуть ей плодородие было, по указанию богов, убийство Л. Эдоны отвели его на гору Пангей и связали; по желанию Диониса Л. был брошен на растерзание лошадям. Миф о Л., как и миф о Пенфее, отражает то серьезное сопротивление, которое встречал культ Диониса при распространении на различных территориях Греции; 2) царь Немей, которому пираты продали Гипсипилу (Apollod. Ill 6, 4). в. н. Ярхо.

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ликург, Амброзия и Дионис, греко-римская мозаика, Национальный археологический музей Неаполя.
Ликург, Амброзия и Дионис, греко-римская мозаика, Национальный археологический музей Неаполя.

Гомер. Илиада. Песнь 6. 129. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 147) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Я нико­гда не дер­зал с боже­ства­ми Олим­па сра­жать­ся.
Нет, и могу­чий Ликург, зна­ме­ни­тая отрасль Дри­а­са,
Дол­го не жил, на богов небо­жи­те­лей руки под­няв­ший.
Неко­гда, дерз­кий, напав на пита­тель­ниц буй­но­го Вак­ха,
Их по боже­ст­вен­ной Нис­се пре­сле­до­вал: ним­фы вак­хан­ки
Фир­сы зеле­ные бро­си­ли в прах, от убий­цы Ликур­га
Сули­цей ост­рой сви­ре­по рази­мые; Вакх устра­шен­ный
Бро­сил­ся в вол­ны мор­ские и при­нят Фети­дой на лоно,
Тре­пет­ный, в ужас введен­ный неистов­ст­вом буй­но­го мужа.
Все на Ликур­га про­гне­ва­лись мир­но живу­щие боги;
Кро­нов же сын [Зевс] осле­пил Дри­а­ти­да; и после не дол­гой
Жиз­нию он наслаж­дал­ся, бес­смерт­ным всем нена­вист­ный».

 

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Эдоняне. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 276) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«Эсхил инсценировал историю Ликурга в утерянной трилогии пьес, первая из которых называлась «Эдоняне»».

 

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Эдоняне. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 276) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

 

«Дом [Ликурга] полон бога [Диониса], кров в святом безумии».

 

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Юноши. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 276) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

««Юноши» — третья пьеса в трилогии Эсхила «Ликург». Согласно Смиту: «Юноши, по-видимому, получили свое название от эдонианцев, которые прославляли поклонение Дионису, получившему допуск в царство Ликурга, несмотря на его сопротивление »».

 

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Ликург. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 276) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«[«…А вакханок и толпу сопровождающих сатиров он [Ликург] взял в плен», — пишет мифограф (Аполлодор, III, 5, 1). Их освобождение, по-видимому, и изображалось в драме.]»

 

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Ликург. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 276) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«[Ликург не приемлет Дионисова вина]

Он [Ликург] с той поры лишь пиво пил стоялое,
И тем был горд, себе вменяя в мужество».

 

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Бассариды. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 276) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

 

«Никак бык [Дионис] вонзить рад в козла [Ликурга] рог?..»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 34 — 35. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 37-38) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Он [Дионис] напра­вил­ся через Фра­кию к индам. Ликург же, сын Дри­а­са, кото­рый был царем эдо­нов, живу­щих по бере­гам реки Стри­мо­на, пер­вым оскор­бил Дио­ни­са, изгнав его из сво­ей стра­ны. Дио­нис нашел при­бе­жи­ще в море у Фети­ды, доче­ри Нерея, вак­хан­ки же были захва­че­ны в плен вме­сте со сле­до­вав­шей за Дио­ни­сом тол­пой Сати­ров. Но затем вак­хан­ки были вне­зап­но осво­бож­де­ны, в Ликур­га же Дио­нис все­лил безу­мие. Став безум­ным, он убил топо­ром сво­его сына Дри­а­са, пола­гая при этом, что под­ре­за­ет вино­град­ную лозу. После того как Ликург обру­бил конеч­но­сти уби­то­го сына, к нему вер­нул­ся рас­судок. Так как зем­ля пере­ста­ла при­но­сить пло­ды, бог воз­ве­стил, что она лишь тогда станет пло­до­нос­ной, когда будет умерщ­влен Ликург. Выслу­шав это пред­ска­за­ние, эдо­ны отве­ли Ликур­га к горе Пан­гею и там свя­за­ли. По жела­нию Дио­ни­са он был там бро­шен на рас­тер­за­ние лоша­дям и погиб».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 4. 3. 4. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«По всей оби­тае­мой зем­ле Дио­нис пока­рал мно­же­ство нече­стив­цев, самы­ми зна­ме­ни­ты­ми из кото­рых были Пен­фей и Ликург».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 50. 1 — 6. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Рас­ска­зав о Само­фра­кии, перей­дем теперь к Нак­со­су. Пер­вы­ми оби­та­те­ля­ми это­го ост­ро­ва, кото­рый назы­вал­ся преж­де Строн­ги­ла (Круг­лая), были фра­кий­цы и яко­бы по таким вот при­чи­нам. Миф гла­сит, что у Борея были сыно­вья Бут и Ликург, рож­ден­ные от раз­ных мате­рей. Бут, кото­рый был млад­шим, стал зло­умыш­лять про­тив бра­та, когда же коз­ни его ока­за­лись рас­кры­ты, он не был нака­зан Ликур­гом, а толь­ко полу­чил при­каз сесть вме­сте с дру­ги­ми заго­вор­щи­ка­ми на кораб­ли и отпра­вить­ся на поис­ки стра­ны для посе­ле­ния. Так Бут вме­сте с отклик­нув­ши­ми­ся на его при­зыв фра­кий­ца­ми отпра­вил­ся в путь и, про­плы­вая сре­ди Киклад, захва­тил ост­ров Строн­ги­лу. Обос­но­вав­шись там, он стал гра­бить мно­гих про­плы­вав­ших мимо путе­ше­ст­вен­ни­ков. Посколь­ку жен­щин у фра­кий­цев не было, они отправ­ля­лись в пла­ва­ние и похи­ща­ли жен­щин с мате­ри­ка. Неко­то­рые из Киклад­ских ост­ро­вов были тогда совер­шен­но необи­тае­мы, а на дру­гих ост­ро­вах жило совсем мало людей. Отпра­вив­шись поэто­му даль­ше, они полу­чи­ли отпор на Эвбее и при­бы­ли в Фес­са­лию. Выса­див­шись на побе­ре­жье, спут­ни­ки Бута встре­ти­ли кор­ми­лиц Дио­ни­са, кото­рые справ­ля­ли обряды в честь бога в Дриосе, кото­рый нахо­дит­ся в Ахайе Фтий­ской. Когда спут­ни­ки Бута бро­си­лись на жен­щин, одни из них, бро­сив свя­щен­ные пред­ме­ты, бежа­ли к морю, а дру­гие бежа­ли на гору Дриос. Схва­чен­ная Коро­нида была вынуж­де­на всту­пить в связь с Бутом. Тяж­ко стра­дая из-за похи­ще­ния и наси­лия, она взмо­ли­лась о помо­щи к Дио­ни­су. [Бог] наслал на Бута безу­мие, и тот, охва­чен­ный неистов­ст­вом, бро­сил­ся в коло­дец и погиб. Дру­гие фра­кий­цы тоже похи­ти­ли жен­щин, самы­ми зна­ме­ни­ты­ми из кото­рых были жена Ало­эя Ифи­медея и ее дочь Пан­кра­ти­да. Итак, захва­тив жен­щин, похи­ти­те­ли уплы­ли на Строн­ги­лу. Вме­сто Бута фра­кий­цы сде­ла­ли царем ост­ро­ва Агасса­ме­на и отда­ли ему в жены отли­чав­шу­ю­ся ред­кой кра­сотой Пан­кра­ти­ду».

Ликург и Амброзия, 2-го век до н.э., Археологический музей Делоса.
Ликург и Амброзия, 2-го век до н.э., Археологический музей Делоса.

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 20. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В храме Диониса в Афинах] Здесь есть и кар­ти­на… Пен­фей и Ликург, несу­щие нака­за­ние за то, что они оскор­би­ли Дио­ни­са».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга 2. 433. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 203-204) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«Самой же славной меж ними Фетиду молва полагает,
что принимала когда-то в чертогах своих Диониса,
мужеубийцы Ликурга гонимого лютою злобой»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 132. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 190):

 

«Ликург, сын Дрианта, изгнал Либера [Диониса] из своего царства. Он говорил, что тот не бог, выпил вина и пьяный хотел совершить насилие над своей матерью. Потом он стал вырубать виноград, говоря, что это дурное зелье, которое мутит рассудок. Либер [Дионис] поразил его безумием и он убил свою жену и сына, а его самого Либер [Дионис] бросил пантерам на Родопе, горе во Фракии, где он царствовал. Передают, что вместо виноградной лозы он отрубил себе одну ногу».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 192. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 190):

 

«Есть такие, которые считают, что они потому помещены среди созвездий, что были кормилицами Отца Либера [Диониса], которых Ликург изгнал с Наксоса».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 242. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 190):

«Кто покончил с собой. Ликург, сын Дрианта, в безумии, посланном Либером, убил себя».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. 2. 21. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 52):

 

«Гиады. Ферекид [мифограф 5-го века до н.э.], из Афин утверждает, что это — кормилицы Либера [Диониса], числом семь, которых раньше называли также додонскими нимфами. Имена их суть таковы: Амвросия, Евдора, Педила, Коронида, Поликсо, Фито, Фиона. Рассказывают, что Ликург обратил их в бегство, и все они, по словам Асклепиада [поэт 3 века до н.э.], кроме Амвросии, нашли пристанище у Фетиды. [В греко-римских мозаиках Амброзия убита Ликургом топором]»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 4. 22. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Чти­мый [Дионис], Пен­фея разишь, с дву­острой секи­рой Ликур­га»

 

Овидий. Фасты. Книга 3. 720. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Долог был бы рас­сказ о ситон­ских и скиф­ских три­ум­фах [Диониса]
И о сми­ре­нье тво­ей, Инд, бла­го­вон­ной стра­ны;
Я умол­чу о тебе, кого [Пен­фея] мать рас­тер­за­ла фивян­ка,
И как в безумье себя ты изу­ве­чил, Ликург»

 

Овидий. Героиды. 2. 111. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Что при­нес­ла тебе в дань и Ликур­га обшир­ное цар­ство…
Край, где Родопы сне­га до леси­сто­го тянут­ся Гема,
Где из при­то­ков берет воды свя­щен­ные Гебр»

 

Вергилий. Энеида. 3. 13. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 226) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«Есть зем­ля вда­ле­ке, где Мавор­са широ­кие нивы
Пашет фра­кий­цев народ, где царил Ликург бес­по­щад­ный».

 

Сенека. Геркулес в безумье. 93. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 118) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«Ликурга победив и море алое [то есть тирренских пиратов],
Приди, о Либер [Дионис], с тирсом зеленеющим»

 

Сенека. Эдип. 469. (Источник: Луций Анней Сенека. Эдип / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 72) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«Вез тебя, Вакх [Дионис], лидийский Пактол драгоценной волною…
Снял массагет [фракийское племя], добавляющий кровь в молочные чаши;
Царство узнало тебя, секиродержца Ликурга,
Край тебя узнал, где живут залаки,
И народы, что под свист Борея
Пашни меняют».

 

Валерий Флакк. Аргонавтика. 1. 729 (Источник: Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2013. – С. 69):

 

«Так же, когда Тианей [Дионис] на бистонов возмездье обрушил,
Склоны злосчастного Гема наполнились оргий безумством,
Рощи высокой Родопы стенали, и столь же безумен
Стал и Ликург, ввергая в ужас детей и супругу».

 

Стаций. Фиваида. Книга 4. 54. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«Зрят Эвменид [Эриний] стигийских, в поток погружать приобвыкших,
лики и змей, от питья флегетонского дышащих тяжко,
коли фракийцев дома [то есть дом Ликурга] сокрушили они [Эринии], иль преступных
кровли Микен, иль Кадмов очаг; бегут от плывущих
воды, а заводи все черны от обилия яда».

 

Стаций. Фиваида. Книга 7. 180. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 26-27) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«Во фракийские чащи к Ликургу».

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Апулийская вазопись Дионис, Ликург, Эриния 4 век до н.э.

Греко римская мозаика Дионис и Ликург. Неаполь

Греко римская мозаика Ликург и Амброзия. Делос. 2-й век до н.э.

Греко римская мозаика Ликург и Амброзия. Дафна. 4 век н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология