Нимфа Паллада

Паллада был нимфой озера Тритонида в Ливии (Северная Африка). Она выросла с богиней Афиной, но во время одной из детских военных игр была случайно убита. Богиня создала деревянную статую своего друга в качестве памятника — так называемый Палладий, артефакт, который позже был помещен в город Троя.

В мифологии ливийского племени махилов «Паллада» и «Ливийская Афина», вероятно, были дочерями-близнецами «Тритона», ливийского морского бога, отождествляемого с Посейдоном, и «Тритониды», богини соленого озера, отождествляемой с Амфитритой. История Афины, убившей Паллада, была воспроизведена на ежегодном фестивале племен, живущих на берегах Тритониды.

Паллада, вероятно, был связан с нимфами-хранительницами Ливии в козьей шкуре, упомянутыми Аполлонием Родосским. Сестра Паллады, «Ливийская Афина», возможно, отождествлялась с Тритеей, дочерью-воительницей Тритона, которой поклонялись в Ахее, и Родой, так называемой «Родосской Афиной», дочерью Посейдона и Амфитриты.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

НИМФА ПАЛЛАДА
РодителиТритон
ДомОзеро Тритониды в Ливии
УбитаАфиной
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΠαλλαςPallasPallasSpear Brandishing (pallô)Размахивание копьем

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Тритон (Аполлодор 3.144)
[1.2] Посейдон и Тритонида (Геродот 4.180, Павсаний 1.14.6)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 144. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Рас­ска­зы­ва­ют, что Афи­на после ее рож­де­ния вос­пи­ты­ва­лась у Три­то­на, у кото­ро­го была дочь Пал­ла­да. Так как обе они зани­ма­лись воин­ски­ми упраж­не­ни­я­ми, они одна­жды всту­пи­ли в состя­за­ние друг с дру­гом. Когда Пал­ла­да соби­ра­лась нане­сти удар, Зевс, испу­гав­шись за свою дочь, протя­нул перед ней Эгиду. Пал­ла­да с опас­кой ста­ла ее раз­гляды­вать и в это вре­мя пала жерт­вой уда­ра, нане­сен­но­го ей Афи­ной. Афи­на чрез­вы­чай­но огор­чи­лась этим и изгото­ви­ла ста­тую, похо­жую на Пал­ла­ду, и наде­ла этой ста­туе на грудь ту самую Эгиду, кото­рой она испу­га­лась. Эту ста­тую Афи­на поста­ви­ла рядом со ста­ту­ей Зев­са и ока­зы­ва­ла ей почи­та­ние. Позд­нее, когда [Плеяда] Элек­тра, под­вер­га­ясь наси­лию, при­бег­ну­ла к защи­те это­го Пал­ла­дия, Зевс низ­верг Пал­ла­дий вме­сте с Ате на зем­лю Или­о­на [то есть Трою]».

 

Геродот. История. Книга 4. 180. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«[О племенах Ливии] За эти­ми мах­ли­я­ми идут авсеи. Эти послед­ние, как и мах­лии, живут вокруг озе­ра Три­то­ниды, и река Три­тон обра­зу­ет гра­ни­цу меж­ду ними. Мах­лии отра­щи­ва­ют себе воло­сы на голо­ве сза­ди, а авсеи — спе­ре­ди. На еже­год­ном празд­ни­ке Афи­ны девуш­ки их, разде­лив­шись на две пар­тии, сра­жа­ют­ся друг с дру­гом кам­ня­ми и пал­ка­ми. По их сло­вам, они испол­ня­ют древ­ний оте­че­ский обы­чай в честь мест­ной боги­ни, кото­рую мы назы­ваем Афи­ной. Деву­шек, кото­рые уми­ра­ют от ран, они назы­ва­ют лже­де­вуш­ка­ми. Еще до окон­ча­ния боя народ посту­па­ет так: девуш­ку, кото­рая сра­жа­лась храб­рее всех, народ укра­ша­ет коринф­ским шле­мом, обла­ча­ет в эллин­ские доспе­хи и, поса­див на колес­ни­цу, возит вокруг озе­ра. Чем они укра­ша­ли сво­их деву­шек в древ­нее вре­мя, до осно­ва­ния у них эллин­ских посе­ле­ний, я не могу ска­зать, но, види­мо, все же еги­пет­ским ору­жи­ем. Ведь, как мне дума­ет­ся, даже щит и шлем элли­ны заим­ст­во­ва­ли из Егип­та. [Этот праздник, очевидно, связан с мифом о Палладе, описанном Аполлодором выше]»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 14. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Глядя на эту ста­тую Афи­ны, име­ю­щую голу­бые гла­за, я нашел, что тако­во было ска­за­ние и ливий­цев. У них гово­рит­ся, что она дочь Посей­до­на и озе­ра Три­то­ниды и поэто­му у нее голу­бые гла­за, как у Посей­до­на».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология