Нимфа Тритонида

Тритонида была богиней-нимфой соленого озера Тритонида в Ливии, Северная Африка. В истории о рождении ливийской Афины Тритон — ливийский морской бог, иногда отождествляемый с Посейдоном, — и Тритон были родителями двух дочерей по имени Афина и Паллада. Первая дочь случайно убила вторую в инсценированном бою. Эта история была разыграна племенами мах­ли­я­ми и авсеями на ежегодном фестивале. У нее также было два сына от Амфитемида, по имени Кефалион и Насамон, которые были царями-основателями двух ливийских племен.

Тритон, по-видимому, тесно связан с Timeoroi Libyes (духами-хранителями Ливии), которые, по мнению некоторых, были кормилицами молодой Афины. Возможно, ее также отождествляли с Бен­те­си­ки­мой, морской нимфой из Северной Африки, которая, как и Тритонида, была замужем за местным морским богом (Эналосом) и имела двух дочерей. Она также похожа на Полифа, Океана, мать Афины от Посейдона, и на богиню Амфитриту.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

НИМФА ТРИТОНИДА
МужАмфитемид
ЛюбимаПосейдоном и Тритоном
Богиня чегоОзера Тритониды
ДомОзеро Тритониды в Ливии
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΤριτωνιςTritônisTritonisOf Lake TritonisИз Озера Тритониды

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Нигде не сказано

Дети

[1.1] Афина (от Посейдона) (Herodotus 4.180, Pausanias 1.14.6)
[1.2] Афина, Паллада (от Тритона) (reconstructed from Apollodorus 3.144)
[2.1] Кефалион, Насамон (от Амфитемида) (Apollonius Rhodius 4.1493, Hyginus Fab 14)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Геродот. История. Книга 4. 180. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 125) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«[Племена Ливии] За эти­ми мах­ли­я­ми идут авсеи. Эти послед­ние, как и мах­лии, живут вокруг озе­ра Три­то­ниды, и река Три­тон обра­зу­ет гра­ни­цу меж­ду ними. Мах­лии отра­щи­ва­ют себе воло­сы на голо­ве сза­ди, а авсеи — спе­ре­ди. На еже­год­ном празд­ни­ке Афи­ны девуш­ки их, разде­лив­шись на две пар­тии, сра­жа­ют­ся друг с дру­гом кам­ня­ми и пал­ка­ми. По их сло­вам, они испол­ня­ют древ­ний оте­че­ский обы­чай в честь мест­ной боги­ни, кото­рую мы назы­ваем Афи­ной. Деву­шек, кото­рые уми­ра­ют от ран, они назы­ва­ют лже­де­вуш­ка­ми. Еще до окон­ча­ния боя народ посту­па­ет так: девуш­ку, кото­рая сра­жа­лась храб­рее всех, народ укра­ша­ет коринф­ским шле­мом, обла­ча­ет в эллин­ские доспе­хи и, поса­див на колес­ни­цу, возит вокруг озе­ра. Чем они укра­ша­ли сво­их деву­шек в древ­нее вре­мя, до осно­ва­ния у них эллин­ских посе­ле­ний, я не могу ска­зать, но, види­мо, все же еги­пет­ским ору­жи­ем. Ведь, как мне дума­ет­ся, даже щит и шлем элли­ны заим­ст­во­ва­ли из Егип­та. Афи­ну же они счи­та­ют доче­рью Посей­до­на и боги­ни озе­ра Три­то­ниды. Поссо­рив­шись со сво­им отцом, она пре­да­лась Зев­су, и тот при­нял ее как свою дочь. Так они рас­ска­зы­ва­ют. Сово­куп­ля­ют­ся же они с жен­щи­на­ми сооб­ща, не всту­пая в брак, но схо­дят­ся подоб­но скоту. Если у жен­щи­ны родит­ся вполне креп­кий ребе­нок, то спу­стя три меся­ца муж­чи­ны соби­ра­ют­ся вме­сте, и тот, на кого он похож, счи­та­ет­ся его отцом».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. Глава 3. 144. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 98) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Рас­ска­зы­ва­ют, что Афи­на после ее рож­де­ния вос­пи­ты­ва­лась у Три­то­на [и, предположительно, Тритонии],, у кото­ро­го была дочь Пал­ла­да. Так как обе они зани­ма­лись воин­ски­ми упраж­не­ни­я­ми, они одна­жды всту­пи­ли в состя­за­ние друг с дру­гом. Когда Пал­ла­да соби­ра­лась нане­сти удар, Зевс, испу­гав­шись за свою дочь, протя­нул перед ней Эгиду. Пал­ла­да с опас­кой ста­ла ее раз­гляды­вать и в это вре­мя пала жерт­вой уда­ра, нане­сен­но­го ей Афи­ной. Афи­на чрез­вы­чай­но огор­чи­лась этим и изгото­ви­ла ста­тую, похо­жую на Пал­ла­ду, и наде­ла этой ста­туе на грудь ту самую Эгиду, кото­рой она испу­га­лась. Эту ста­тую Афи­на поста­ви­ла рядом со ста­ту­ей Зев­са и ока­зы­ва­ла ей почи­та­ние».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. 4. 1493. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 122) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

 

«Амфитемис [сын Аполлона и Акакаллиды] сочетался в любви с тритонидскою нимфой,
Что родила Насамона ему с могучим Кафавром»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 14. 6 . (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Но глядя на эту ста­тую Афи­ны, име­ю­щую голу­бые гла­за, я нашел, что тако­во было ска­за­ние и ливий­цев. У них гово­рит­ся, что она дочь Посей­до­на и озе­ра Три­то­ниды и поэто­му у нее голу­бые гла­за, как у Посей­до­на».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 14. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

 

«Во время же возвращения [аргонавтов] погибли Эврибат, сын Телеонта, и Канф, сын †Керионта. Их убил в Ливии дубинкой пастух Кефалион, брат Насамона, сына нимфы Тритониды и Амфитемида, скот которого угоняли».

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология