Тритонида была богиней-нимфой соленого озера Тритонида в Ливии, Северная Африка. В истории о рождении ливийской Афины Тритон — ливийский морской бог, иногда отождествляемый с Посейдоном, — и Тритон были родителями двух дочерей по имени Афина и Паллада. Первая дочь случайно убила вторую в инсценированном бою. Эта история была разыграна племенами махлиями и авсеями на ежегодном фестивале. У нее также было два сына от Амфитемида, по имени Кефалион и Насамон, которые были царями-основателями двух ливийских племен.
Тритон, по-видимому, тесно связан с Timeoroi Libyes (духами-хранителями Ливии), которые, по мнению некоторых, были кормилицами молодой Афины. Возможно, ее также отождествляли с Бентесикимой, морской нимфой из Северной Африки, которая, как и Тритонида, была замужем за местным морским богом (Эналосом) и имела двух дочерей. Она также похожа на Полифа, Океана, мать Афины от Посейдона, и на богиню Амфитриту.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
НИМФА ТРИТОНИДА | |
Муж | Амфитемид |
Любима | Посейдоном и Тритоном |
Богиня чего | Озера Тритониды |
Дом | Озеро Тритониды в Ливии |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Τριτωνις | Tritônis | Tritonis | Of Lake Tritonis | Из Озера Тритониды |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
Нигде не сказано
Дети
[1.1] Афина (от Посейдона) (Herodotus 4.180, Pausanias 1.14.6)
[1.2] Афина, Паллада (от Тритона) (reconstructed from Apollodorus 3.144)
[2.1] Кефалион, Насамон (от Амфитемида) (Apollonius Rhodius 4.1493, Hyginus Fab 14)
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Геродот. История. Книга 4. 180. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 125) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«[Племена Ливии] За этими махлиями идут авсеи. Эти последние, как и махлии, живут вокруг озера Тритониды, и река Тритон образует границу между ними. Махлии отращивают себе волосы на голове сзади, а авсеи — спереди. На ежегодном празднике Афины девушки их, разделившись на две партии, сражаются друг с другом камнями и палками. По их словам, они исполняют древний отеческий обычай в честь местной богини, которую мы называем Афиной. Девушек, которые умирают от ран, они называют лжедевушками. Еще до окончания боя народ поступает так: девушку, которая сражалась храбрее всех, народ украшает коринфским шлемом, облачает в эллинские доспехи и, посадив на колесницу, возит вокруг озера. Чем они украшали своих девушек в древнее время, до основания у них эллинских поселений, я не могу сказать, но, видимо, все же египетским оружием. Ведь, как мне думается, даже щит и шлем эллины заимствовали из Египта. Афину же они считают дочерью Посейдона и богини озера Тритониды. Поссорившись со своим отцом, она предалась Зевсу, и тот принял ее как свою дочь. Так они рассказывают. Совокупляются же они с женщинами сообща, не вступая в брак, но сходятся подобно скоту. Если у женщины родится вполне крепкий ребенок, то спустя три месяца мужчины собираются вместе, и тот, на кого он похож, считается его отцом».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. Глава 3. 144. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 98) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Рассказывают, что Афина после ее рождения воспитывалась у Тритона [и, предположительно, Тритонии],, у которого была дочь Паллада. Так как обе они занимались воинскими упражнениями, они однажды вступили в состязание друг с другом. Когда Паллада собиралась нанести удар, Зевс, испугавшись за свою дочь, протянул перед ней Эгиду. Паллада с опаской стала ее разглядывать и в это время пала жертвой удара, нанесенного ей Афиной. Афина чрезвычайно огорчилась этим и изготовила статую, похожую на Палладу, и надела этой статуе на грудь ту самую Эгиду, которой она испугалась. Эту статую Афина поставила рядом со статуей Зевса и оказывала ей почитание».
Аполлоний Родосский. Аргонавтика. 4. 1493. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 122) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
«Амфитемис [сын Аполлона и Акакаллиды] сочетался в любви с тритонидскою нимфой,
Что родила Насамона ему с могучим Кафавром»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 14. 6 . (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Но глядя на эту статую Афины, имеющую голубые глаза, я нашел, что таково было сказание и ливийцев. У них говорится, что она дочь Посейдона и озера Тритониды и поэтому у нее голубые глаза, как у Посейдона».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 14. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):
«Во время же возвращения [аргонавтов] погибли Эврибат, сын Телеонта, и Канф, сын †Керионта. Их убил в Ливии дубинкой пастух Кефалион, брат Насамона, сына нимфы Тритониды и Амфитемида, скот которого угоняли».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Аполлоний Родосский. Аргонавтика. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. ???-???) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Римские
Список используемой литературы