Титан Гиперион

Гиперион был богом-титаном небесного света, одним из сыновей Урана (Небес) и Геи (Земли), а также отцом небесных светил — Эос (Рассвет), Гелиос (Солнце) и Селеной (Луны). Его женой была Тейя, владычица сияющего голубого неба. Имя Гиперион означает «наблюдатель свыше» или «тот, кто идет вверх» от греческих слов «гипер» и «йон».

Гиперион был одним из четырех братьев-титанов, которые сговорились с Кроносом кастрировать и свергнуть своего отца Урана. Когда Уран спустился, чтобы лечь с Землей, Гиперион, Криц, Кой и Ияпет, находившиеся в четырех концах света, схватили своего отца и крепко держали его, пока Кронос кастрировал его серпом. В этом мифе эти четыре Титана олицетворяют великие столбы, разделяющие небо и землю, или весь космос, описанный в ближневосточных космогониях. Как отец солнца и рассвета, Гиперион, без сомнения, считался титаном столпа востока. Его братья Кой, Крий и Иапет председательствовали соответственно на севере, юге и западе.

В конце концов Титаны были свергнуты Зевсом и брошены в яму Тартар. Гесиод описывает это как пустоту, расположенную под основанием всего, откуда уходят корни земля, море и небо. Здесь Титаны с космологической точки зрения превращаются из держателей неба в носителей всего космоса. Согласно Пиндару и Эсхилу (в его пьесе «Прометей Освобожденный») Титаны в конечном итоге были освобождены из ямы по милосердию Зевса.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ТИТАН ГИПЕРИОН
РодителиУран и Гея
ЖенаТея
Бог чегоНебесный свет
ДомТартар
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ὙπεριωνHyperiônHyperionHe who Goes Above, Watches from AboveТот кто Поднимается Выше, Наблюдает Сверху

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Уран & Гея (Theogony 132, Homeric Hymn 31, Apollodorus 1.8, Diodorus Siculus 5.66.1, Hyginus Pref)
[1.2] Эфир (от Урана) & Гея (Hyginus Pref)

Дети

[1.1] Гелиос, Селена, Эос (от Теи) (Theogony 371, Apollodorus 1.9, Hyginus Pref)
[1.2] Гелиос, Селена, Эос (от Эйрифаессы) (Homeric Hymn 31)
[1.3] Гелиос (Odyssey 12.168, Homeric Hymn to Demeter 19, Homeric Hymn to Athena 12, Pindar Olympian 7 str3, Metamorphoses 4.170)
[1.4] Титан, Гелиос ? (Pausanias 2.11.5)

СЛОВАРЬ

ГИПЕРИОН (Ύπερίων) в греческой мифологии титан, сын Геи и Урана, супруг своей сестры Тейи, отец Гелиоса. Селены, Эос (Неs. Theog. 133 след.; 371-374). Г. — «сияющий» бог, букв. «идущий наверху», т. е. по небу, и потому отождествляется с Гелиосом — нередко у Гомера (Hom. Od. I 24; Hom. П. XIX 398), в эллинистическо-римской мифологии — постоянно; сыновья Гелиоса именуются Гиперионидами. а. т.-г.

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гесиод. Теогония. 133 & 207. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«А потом, разде­лив­ши
Ложе [Гея, земля] с Ура­ном [Небо], на свет Оке­ан поро­ди­ла глу­бо­кий,
Коя и Крия, еще — Гипе­ри­о­на и Иапе­та,
Фею и Рею, Феми­ду вели­кую и Мне­мо­си­ну,
Зла­то­вен­чан­ную Фебу и милую видом Тефию.
После их всех родил­ся, меж детей наи­бо­ле ужас­ный,
Крон хит­ро­ум­ный. Отца мно­го­мощ­но­го он нена­видел…
Едва лишь на свет кто из них появил­ся,
Каж­до­го [Гекатонхейров, Циклопов, братье Титанов] в нед­рах Зем­ли немед­ли­тель­но пря­тал роди­тель [Уран],
Не выпус­кая на свет, и зло­дей­ст­вом сво­им наслаж­дал­ся.
С пол­ной утро­бою тяж­ко сто­на­ла Зем­ля-вели­кан­ша [Гея].
Злое при­шло ей на ум и ковар­но-искус­ное дело.
Тот­час поро­ду создав­ши седо­го желе­за, огром­ный
Сде­ла­ла серп и его пока­за­ла воз­люб­лен­ным детям [Шести Титанам],
И, воз­буж­дая в них сме­лость, ска­за­ла с печаль­ной душою:
«Дети мои и отца нече­сти­во­го! Если хоти­те
Быть мне послуш­ны­ми, смо­жем отцу мы воздать за зло­дей­ство
Ваше­му: ибо он пер­вый ужас­ные вещи замыс­лил».
Так гово­ри­ла. Но, стра­хом объ­ятые, дети мол­ча­ли.
И ни один не отве­тил. Вели­кий же Крон хит­ро­ум­ный,
Сме­ло­сти пол­ный, немед­ля ответ­ст­во­вал мате­ри милой:
«Мать! С вели­чай­шей охотой за дело такое возь­мусь я.
Мало меня огор­ча­ет отца зло­имян­но­го жре­бий
Наше­го. Ибо он пер­вый ужас­ные вещи замыс­лил».
Так он ска­зал. Взве­се­ли­лась душой испо­лин­ская Гея [Земля].
В место укром­ное сына запря­тав, дала ему в руки
Серп ост­ро­зу­бый и вся­ким ковар­ствам его обу­чи­ла.
Ночь за собою ведя, появил­ся Уран [Небо] и воз­лег он
Око­ло Геи, пылая любов­ным жела­ньем, и всюду
Рас­про­стра­нил­ся кру­гом. Неожидан­но левую руку
Сын протя­нул из заса­ды, а пра­вой, схва­тив­ши огром­ный
Серп ост­ро­зу­бый, отсек у роди­те­ля мило­го быст­ро
Член дето­род­ный и бро­сил назад его силь­ным раз­ма­хом.
Детям, на свет порож­ден­ным Зем­лею, назва­нье Тита­нов
Дал в поно­ше­нье отец их, вели­кий Уран-пове­ли­тель.
Руку, ска­зал он, про­стер­ли они к нече­сти­во­му делу
И совер­ши­ли зло­дей­ство, и будет им кара за это».
[Гесиод в последних нескольких строках говорит, что все шесть братьев были вовлечены в засаду и кастрацию Урана: пятеро пытались удержать его, а шестой, Кронос, отрезал ему гениталии]»

 

Гесиод. Теогония. 371 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Фейя — вели­ко­го Гелия с яркой Селе­ной и с Эос,
Лью­щею сла­дост­ный свет рав­но для людей земно­род­ных
И для бес­смерт­ных богов, оби­таю­щих в небе широ­ком,
С Гипе­ри­о­ном в люб­ви соче­тав­шись, на свет поро­ди­ла».

 

Орфический гимн XXXI. К Гелию. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 214) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Гелия: был он рожден волоокою Эйрифаессой (Широко-сияющая, Тея)
Сыну Геи-Земли и звездного Неба-Урана.
Эйрифаессу, родную сестру, Гиперион в супруги
Взял, и его подарила богиня потомством прекрасным:
Эос-Зарей розорукой, кудрявой Селеной-Луною
И богоравным, не знающим устали Гелием-Солнцем».

 

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Прометей освобождаемый. [Обращение к Гермесу («Вызыватели душ»?]. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 303) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

 

«Действие — через много лет после первого «Прометея», когда к герою, возвращенному вместе со скалой на землю приходят сперва освобожденные братья-титаны (и, по-видимому, остаются на орхестре, образуя хор); потом — мать Земля (она же Фемида), убеждающая его открыть богам ее тайну — Зевс не должен рождать сына от Фетиды, иначе этот сын будет сильнее его и ниспровергнет его; и, наконец, — Геракл, в знак благодарности богов убивающий орла, терзавшего Прометея. [В утраченной пьесе Эсхила «Прометей освобождаемый» хор состоял из сыновей Титана Урана — Крия, Койа, Ипета и Гипериона (а также, возможно, Кроноса), выпущенных Зевсом из Тартара. Неизвестно, были ли братья названы в пьесе по имени или каким-либо образом индивидуализированы.]»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 2 — 3. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Затем Уран и Гея про­из­ве­ли на свет… после всех Кро­на, а так­же доче­рей, про­зван­ных тита­нида­ми, Тефию, Рею, Феми­ду, Мне­мо­си­ну, Фебу, Дио­ну, Тейю… Гея, него­дуя по пово­ду гибе­ли детей [Циклопов, Гекатонхейров] , сбро­шен­ных в Тар­тар, убеди­ла тита­нов [Кея, Гипе­ри­о­на, Крия и Иапе­та и Кроноса] вос­стать про­тив отца и дала кри­вой сталь­ной меч Кро­ну. Все тита­ны, за исклю­че­ни­ем Оке­а­на, напа­ли на отца, и Крон, отре­зав дето­род­ный орган Ура­на, бро­сил его в море… Сверг­нув отца, тита­ны выве­ли из Тар­та­ра бро­шен­ных туда бра­тьев и пере­да­ли власть Кро­ну».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 8 — 9. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«От тита­нов роди­лись потом­ки… от Гипе­ри­о­на и Тейи — Эос, Гелиос, Селе­на».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 66. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Было их шесть муж­чин и пять жен­щин, кото­рых один миф назы­ва­ет детьми Ура­на и Геи, а дру­гой — одно­го из куре­тов и Титеи, от кото­рой они и полу­чи­ли свое имя. Итак, [тита­на­ми-]муж­чи­на­ми были Крон, Гипе­ри­он, Кой, а так­же Япет и Крий и послед­ний — Оке­ан, сест­ра­ми же их были Рея, Феми­да и Мне­мо­си­на, а так­же Феба и Тефия. Каж­дый из них изо­брел для людей то или иное бла­го, и за эти обще­че­ло­ве­че­ские бла­го­де­я­ния они и удо­сто­и­лись поче­стей и веч­ной памя­ти».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 67. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Гипе­ри­он, бла­го­да­ря усер­дию и наблюда­тель­но­сти, пер­вым постиг дви­же­ние солн­ца, луны и про­чих звезд, а так­же вызы­вае­мую ими сме­ну вре­мен года и пере­дал эти зна­ния дру­гим, поче­му его и ста­ли назы­вать отцом [небес­ных све­тил], слов­но он же и «поро­дил» наблюде­ние и при­ро­ду их».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 76):

«От Эфира и Земли [Геи]… Океан, Фемида, Тартар, Понт; Титаны – Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион, Полос [Кой], Сатурн [Кронос], Опс [Рея], Монета [Мнемосина], Диона.
[Предисловие Гигина сохранилось только вкратце. Титаны должны быть указаны как дети Урана и Геи, а не Эфира и Геи, но примечания к этому похоже, были потеряны в транскрипции]»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 76):

 

«От Гипериона и Эфры [Тея] – Солнце [Гелиос], Луна [Селена], Аврора [Эос]».

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология