Ариадна

Ариадна была бессмертной женой бога вина Диониса.

Существовало несколько версий ее истории. В одном из них Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогала Тесею в убить Минотавра, а затем бежала с героем на борту корабля. Когда они высадились на острове Наксос, Тесей бросил ее, пока она спала. Именно тогда Дионис обнаружил ее и сделал своей женой. Некоторые говорят, что позже она была убита богиней Артемидой или же вознеслась на Олимп со своим мужем как бессмертная.

По другим данным, свадьба Ариадны с Дионисом произошла за несколько поколений до этого, когда бог все еще путешествовал по земле, распространяя свой культ. Во время его войны с аргивянами с отрядом морских женщин Ариадна была убита или обращена в камень царем Персеем. Бог спустился в подземный мир, чтобы вернуть ее и привел с собой на Олимп.

В греческой вазописи Ариадна часто изображается рядом с Дионисом — либо пирующим с богами Олимпа, либо в вакхических сценах в окружении танцующих сатиров и менад. Нахождение Дионисом спящей Ариадны на Наксосе также было популярной сценой в классическом искусстве.

Изображение справа — Дионис, Ариадна и Эрос, C4 век до н.э., Британский музей.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНЯ АРИАДНА
РодителиМинос и Пасифая
МужДионис
ДомГора Олимп
СимволыКорона
Римское имяЛибера
СозвездиеСеверная Корона
Греческое имяТранслитерацияРимское имяАнглийский переводПеревод
ΑριαδνηAriadnêLiberaMost Holy (ari, adnos)Святейшая

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Минос (Homer Odysseu 11.320, Hesiod Theogony 947, Plutarch Theseus 20.1, Diodorus Siculus 4.61.5, Ovid Metamorphoses 8.175, and others)
[1.2] Минос & Пасифая (Apollonius Rhodius 3.997, Hyginus Fabulae 224. Ovid Heroides 4.59)

Дети

[1.1] Тоант (от Диониса) (Quintus Smyrnaeus 4.385, Apollonius Rhodius 4.425, Ovid Heroides 6.114)
[1.2] Тоант, Стафил, Ойнопион, Пепарет (от Диониса) (Apollodorus E1.9)
[1.3] Ойнопион (от Диониса) (Anacreon Frag 505e, Diodorus Siculus 5.79.1)
[1.4] Ойнопион, Стафил (от Диониса или Тесея) (Plutarch Theseus 20.1)
[2.1] Флиас, Эвримедонт (от Диониса) (Hyginus Fabulae 14)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СЛОВАРЬ

АРИАДНА (Άριάδνη) в греческой мифологии дочь критского царя Миноса я Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключен в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, А., влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашел выход из лабиринта. А. бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться (Hyg. Fab. 42). Она была очарована Тесеем еще во время игр в память ее брата Андрогея, устроенных Миносом (Plut. Quest. graec. 35). Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти А. в Афины, покинул ее, когда она спала (Hyg. Fab. 42). Бог Дионис, влюбленный в А., похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак (Apollod. epit. I 9). Когда боги справляли свадьбу А. и Диониса, то А. была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис еще раньше обольстил А. на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из темного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесен Дионисом на небо в виде созвездия (Ps.-Eratosth. 5). А. подарила Тесею статую Афродиты, которую он посвятил Аполлону во время своего пребывания на Делосе (Plut. Thes. 21). Сестра А. — Федра стала потом супругой Тесея (Hyg. Fab. 43).Лит.: Marini A. М., II mito di Arianna, «Atene e Roma», 1932, № 1-2, p. 60-97, N 3-4, р. 121-42. А. Т.-Г. Миф об А. был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чем свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «А., вручающая Тесею нить», «спящая А.», «Тесей, покидающий А.», «Дионис, обнаруживающий спящую А.», «шествие Диониса и А.»). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «боги вручают А. звездный венец» и «триумф Диониса и А.» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иорданc и др.), в 18 в. — сюжет «покинутая А.» (картина А. Кауфман и др.).Миф об А. разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. — «А.» О. Ринуччини; «А.» В. Джусти; «Похищенная А.» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «А.» И. Гундулича; «А.» Т. Корнеля; «А.» У. Девенанта; в 18 в. — «А.» П. Я. Мартелло; «А. на Наксосе» И. К. Брандеса; в 19 в. — «А.» И. Г. Гердера; в 20 в. — «А. на Наксосе» Э. Людвига; «А. на Наксосе» П. Эрнста; «А.» М. Цветаевой.Судьба А. послужила сюжетом большого числа опер 17 — нач. 19 вв., в т. ч. «А.» К. Монтеверди; «А.» Р. Камбера; «А. и Тесей» и «А. на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней А.» Р. Кайзера; «А.» Б. Марчелло; «А. на Крите» Г. Ф. Генделя; «А.» Дж. М. Орландини; «А. на Наксосе» И. С. Майра и др. Оратории «А. на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в 20 в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («А.» Ж. Массне; «А. на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая А.» Д. Мийо; «А.» Б. Мартину).

АРИАДНА, ТЕСЕЙ И МИНОТАВР

Здесь без подробностей.

Об истории Тесея, Ариадны и Минотавра см. МИНОТАВР

Филострат Младший. Картины. 11. Пирр или мисийцы. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Из описания картины:]

Остается вот этот хор, так похожий на хор Дедала; о нем говорят, что Дедал подарил его Ариадне, дочери Миноса. Как же художник сделал его? Девушки и юноши, взявшись за руки, ведут хоровод».

БРАК И ДЕТИ ДИОНИСА И АРИАДНЫ

Тесей, Афина, Ариадна и Гипнос, 4 век до нашей эры, Музей изящных искусств Бостона.
Тесей, Афина, Ариадна и Гипнос, 4 век до нашей эры, Музей изящных искусств Бостона.

Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая. 321-325. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 548) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«… Явилась потом Ариадна,

Дочь кознодея Миноса: из Крита бежать с ним в Афины

Деву прекрасную бодрый Тесей убедил; но не мог он

С ней насладиться любовью; убила ее Артемида

Тихой стрелой, наущенная Вакхом, на острове Дие [Наксосе]».

 

Гесиод. Теогония. 947-949. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 49) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«А Дионис златовласый Миносову дочь Ариадну

Русоволосую сделал своею супругой цветущей.

Зевс для него даровал ей бессмертье и вечную юность».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Эпитома. Глава I. 9. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 77) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Но там [на острове Наксосе] влюбившийся в Ариадну Дионис похитил ее и, доставив ее на остров Лемнос, сошелся с ней. От него она родила Тоанта, Стафила, Ойнопиона и Пепарета».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Третья книга. 993-1001. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 87) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«Так однажды Тесея спасла от гибели страшной

Миноса дочь Ариадна, явив благосклонную помощь.

Матерью ей была Пасифая, дочь Гелия [Солнца] бога.

Как только Миносов гнев прошел, она за Тесеем

На корабле отчизну покинула. Деву любили

Сами бессмертные боги, и в середине Эфира

Памятник ей возвели. Несет венок этот звездный [созвездие Корона]

Славное имя венка Ариадны. В течение ночи

Не устает он вращаться среди небесных собратьев».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Третья книга. 1070-1072. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 88-89) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«[Медея говорит Ясону:]

О деве [Ариадне]

Славной ты говорил и сказал, она дочь Пасифаи;

Молви о ней, родная сестра ведь отца [Ээта] Пасифая».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Четвертая книга. 423-435. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 106) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«Пеплос багряный, который когда-то богини Хариты [Грации]

Богу Дионису выткали на окруженном водою

Острове Дии [Наксосе]. Бог вручил его сыну Фоанту,

Тот его Гипсипиле, любимой дочери, отдал,

А она Эсониду вручила с другими дарами,

Чтобы носил он на память о ней чудесный подарок.

Всякий, только ощупав его или только увидев,

Стал бы весь желанием сладостным сразу наполнен.

Он расточал вокруг себя аромат благовонный

С той поры, когда сам нисиец на нем распростерся

Пьяный видом и нектаром, дивную грудь обнимая

Девы, дочери Миноса – ибо и взял и оставил

Богу подругу свою Тесей на острове Дии».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXI. (5). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Похитив Ариадну, он [Тесей] отправился на родину, но отплыл ночью [с Крита], сбился с пути и прибыл на остров, который назывался тогда Дия, а ныне называется Наксос. Тогда же, гласит сказание, там появился Дионис: восхищенный красотой Ариадны, он отнял девушку у Тесея и, необычайно сильно полюбив ее, сделал своей законной супругой. После смерти Ариадны он удостоил ее из-за этой любви божественных почестей и поместил среди созвездий Венец Ариадны [Корона]».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. 51. (4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«… На Наксос прибыли с Крита Тесей и Ариадна, которым было оказано гостеприимство. Увидав во сне Диониса, который пригрозил карой, если тот не оставит Ариадну богу, устрашенный [Тесей] оставил девушку и уплыл. Ночью Дионис похитил Ариадну и унес ее на гору Дриос. Вначале исчез сам бог, а затем исчезла и Ариадна».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. 79. (1). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«[Радаманф] [остров] Хиос отдал Энопиону, сыну Ариадны, дочери Миноса…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Были там [в святилище Диониса в Афинах] нарисованы и спящая Ариадна, и Тесей, уходящий в открытое море, и Дионис, пришедший, чтобы похитить Ариадну».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXIX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Что касается Ариадны, то, встретив ее, или случайно по воле какого-либо демона, или сознательно подкараулив ее, Дионис, придя сюда с более многочисленным флотом, отнял ее у Тесея».

 

Плутарх. Тесей и Ромул. Тесей. 20. / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша, М. Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):

«Обо всем этом, равно как и об Ариадне, ходит еще немало других преданий, ни в чем друг с другом не схожих. Одни говорят, будто Ариадна удавилась, брошенная Тесеем, иные – будто моряки увезли ее на остров Наксос, и там она разделяла ложе с Онаром, жрецом Диониса. Тесей же оставил ее, полюбив другую.

Иные же утверждают, что Ариадна родила от Тесея Энопиона и Стафила. В их числе и хиосец Ион, который говорит о своем родном городе:

Эйопион Тесеид град этот встарь основал.

Что же касается самого благоприятного для Тесея предания, то оно, с позволения сказать, навязло у всех на зубах. Но Пеон Амафунтский излагает его совершенно отлично от других. Тесея, говорит он, прибило бурею к Кипру, беременная Ариадна, измученная качкой, сошла на берег одна, а сам Тесей хлопотал на судне, как вдруг его снова понесло в открытое море. Местные женщины приняли Ариадну, старались рассеять уныние, в которое ее погрузила разлука, приносили подложные письма, якобы писанные ей Тесеем, оказали ей помощь и сострадали ее мукам во время родов, когда она умерла, так и не разрешившись от бремени, похоронили. Затем вернулся Тесей. Страшно опечаленный, он оставил местным жителям деньги и наказал им приносить Ариадне жертвы [продолжение этого фрагмента см. ниже в «Культ Ариадны]…

Некоторые писатели с Наксоса тоже по-своему передают историю Ариадны. Было якобы два Миноса и две Ариадны, из коих одна сочеталась браком с Дионисом на Наксосе и родила Стафила, а другая, младшая, была похищена Тесеем; покинутая им, она прибыла на Наксос вместе со своею кормилицей Коркиной, чья могила цела поныне. Там же, на Наксосе, умерла и Ариадна [продолжение этого фрагмента см. ниже в «Культ Ариадны]…»

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга четвертая. 381-393. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 104) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Тут же Фетида-царица с покрытою чёрным главою

два ожидавшим награды серебряных кубка вручила,

что сын Ясона-владыки, Эвней [правнук Диониса и Ариадны], как уплату Ахиллу

за Ликаона могучего богоподобному отдал

в прежние годы на Лемносе, гладью морской окружённом.

Сам изготовил Гефест их прекрасному в дар Дионису

оной порой, когда тот на Олимп молодую супругу [Ариадну]

дочерь Миноса привел, кою прежде Тесей против воли

на омываемой морем божественной Дие оставил.

Отдал затем Дионис, наполнявший их сладким нектаром,

чаши те сыну в подарок, Тоант передал Гипсипиле

вместе со многим богатством, а та – богоравному чаду [Эвнею];

славный Эвней же Ахиллу из-за Ликаона вручил их».

Афина, Тесей и Ариадна, 5 век до н.э., Национальный археологический музей Таранто.
Афина, Тесей и Ариадна, 5 век до н.э., Национальный археологический музей Таранто.

Филострат Старший. Картины. Книга I. 15. Ариадна. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«Что Тезей на острове Дии покинул Ариадну во время глубокого сна, – вероломно, как одни говорят, по словам же других не было тут вероломства, но это он сделал по внушенью Диониса, – все это слыхал ты даже от твоей няньки: в таких рассказах они мастерицы и, когда хочешь, могут над ними проливать слезы. Конечно, нечего мне говорить, что тот, кто на том корабле, – это Тезей, что Дионис – тот, кто идет вот здесь по земле; и нечего мне обращать твое вниманье, как будто не видишь ты сам, на ту женщину на голых скалах, в каком сладком сне лежит она там. Нечего было б особенно хвалить художника этой картины за то, за что и всякий другой заслужил бы похвалу: всякому легко рисовать Ариадну прекрасной, красивым Тезея; для тех, кто желает представить Диониса – на картине ли, в статуе ли… Но здесь на картине Дионис представлен нам только с точки зрения его охватившей любви. Его многоцветная одежда, его тирсы и шкуры оленей – все это откинуто здесь как лишнее, несвоевременное; вакханки тут не бряцают в кимвалы, сатиры не играют на флейтах, и Пан остановился и больше не скачет, чтоб не разбудить от сна девушку. Одетый в пурпурное платье, голову увенчавши пышным венком из роз, идет Дионис к Ариадне, «опьяненный любовью», как говорит теосский певец о сильно влюбленных. Тезей тоже охвачен любовью, но к «дыму родных» Афин; как будто Ариадну он не знает и не знал никогда; я мог бы сказать, что забыл он и о лабиринте и даже не может сказать, зачем только он плавал на Крит; так жадно глядит он на то, что простирается впереди его корабля. Посмотри и на Ариадну, или, правильней, на ее сон: грудь у нее открыта до пояса; нежный затылок, гибкая шея, правое плечо – все это у нее открыто; одна рука лежит на покрывале, чтобы ветер не сделал чего непристойного. Какое нежное, о Дионис, и какое сладкое дыхание! Исполнено ли оно запахом яблок или винограда – ты это узнаешь тогда, когда ее поцелуешь».

 

Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). V. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):

«По другой версии, Псалаканфа – нимфа с острова Икария, которую пленил Дионис, и она помогла ему добиться Ариадны под условием, что он будет также принадлежать ей, а Дионис отказался. Бог превратил ее в растение…»

 

Св. Феофил Антиохийский. К Автолику. Книга II. 7. (Источник: Феофил Антиохийский, св. К Автолику. Три книги о вере христианской // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999) (раннехристианский апологет 2 в. н. э.):

«… В Дионисовом колене различаются роды: алтейский от бывшей жены Диониса, дочери Фестия, Алтеи; деианирский – от дочери Диониса и Алтеи, жены Геракловой. Затем роды их имеют еще наименования: род Ариадны от дочери Миноса, жены Диониса, дочери отцелюбивой, которая совокупилась с Дионисом в виде корабельного кормчего, – Фестиев – от Фестия, отца Алтеи…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 14. Собравшиеся аргонавты. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 27, 32):

«Флиас, сын Отца Либера [Диониса] и Ариадны, дочери Миноса…

Эвримедонт, сын Отца Либера [Диониса] и Ариадны, дочери Миноса, из Флиунта».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 41-43. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 65-66):

«Когда Минос… победил афинян, они стали платить ему дань. Он постановил, чтобы они каждый год посылали семерых из своих детей на съедение Минотавру. Потом, когда Тесей пришел из Трезена и услышал, какой беде подвергается город, он обещал добровольно отправиться к Минотавру.

Когда Тесей прибыл на Крит, его так полюбила Ариадна, дочь Миноса, что забыла о погибшем брате и спасла чужеземца – ведь она показала Тесею, как выйти из лабиринта, так что он, войдя туда и убив Минотавра, вышел наружу, сматывая обратно нить, как его научила Ариадна, и, как он обещал ей, увез ее, чтобы взять в супруги.

Тесей, задержанный бурей на острове Дии [Наксосе], думал, что его будут бранить, если он привезет Ариадну на родину. Поэтому он оставил ее на острове Дии, пока она спала. Там Либер [Дионис], любивший ее, взял ее в супруги».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Венец. 5. 1. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 41-42):

«Рассказывают, что когда на острове Дия [Наксосе] Ариадна и Либер [Дионис] справляли свадьбу, и все боги вручали им свадебные подарки, то она получила венец от Венеры [Афродиты] и Op в качестве первого подарка. По свидетельству же автора «Истории Крита», этот венец Ариадне подарил Либер в то время, когда он, придя к Миносу, замыслил ее соблазнить. Дар пришелся ей по вкусу, и она не отвергла условие. Рассказывают, что этот венец изготовил Вулкан [Гефест] из золота и индийских самоцветов. Считают, что с его помощью Тезей вышел из мрака лабиринта на свет, ведь золото и самоцветные каменья превратили тьму в сияющий день».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга восьмая. 173-179. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«С помощью девы та дверь [лабиринта], никому не отверстая дважды,

Снова была найдена показаньем распущенной нити;

И не замедлил Эгид [Тесей]: Миноиду [Ариадну, дочь Миноса] похитив, направил

К Дии [Наксосу] свои паруса, где спутницу-деву, жестокий,

Бросил на бреге, но к ней, покинутой, слезно молящей,

Вакх [Дионис] снизошел и обнял ее, чтобы вечные веки

Славилась в небе она, он снял с чела ее венчик

И до созвездий метнул…»

 

Овидий. Фасты. Книга третья. 459-516. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«С ночи приходом узришь пред собою ты в небе [созвездие] Корону

Кносса. Тесея виной стала богиней она.

Клятвопреступник супруг был сменен Ариадной на Вакха [Диониса],

И путеводную нить [для лабиринта] взявший покинул жену.

Радуясь браку, она: «Что как девке мне плакать? – сказала, –

Мне же на пользу теперь этот обман послужил!»

Либер [Дионис] меж тем победил индийцев народ волосатый

И от восточных краев много богатства принес;

Но между пленниц, собой прекрасных, одна покорила

Вакха красою; она дочерью царской была.

Плача, бродила тогда Ариадна по берегу моря

И, не прибрав волоса, так говорила себе:

«Снова внимайте моим вы жалобам, волны морские!

Снова впивай ты мои слезы, прибрежный песок!

Я говорила: «Ты лжец и обманщик, Тесей вероломный!»

Нет его больше, но стал тем же преступником Вакх.

Я и теперь закричу: «Мужчинам не верьте вы, девы!»

С именем только другим снова обманщик со мной.

О, если б доля моя окончилась, как начиналась,

И уже больше в живых я не была бы теперь!

Либер, зачем ты меня на песке, готовую к смерти,

Спас? Я могла бы тогда отгоревать навсегда.

Легок ты, Вакх, как листы, что виски твои окружают

Зеленью, познан ты мной только на муку мою!

Не расшатал ли ты, Вакх, наше крепкое брачное ложе,

Если любовницу взял ты у меня на глазах?

Где твоя верность? Увы, где все твои брачные клятвы?

О я, несчастная! Что мне о тебе вспоминать?

Ты мне Тесея винил, коварным его называя:

Сам посуди, поступил ты не гнуснее ль его?

Пусть же об этом никто не знает, страдать буду молча.

Чтоб о позоре моем новом молва не пошла!

Только б Тесей не узнал и на радость себе не подумал,

Что сотоварищем ты стал в преступленье его!

Мнится, любовницу он предпочел мне, смуглянке – белянку:

Пусть побледнеют мои так же тогда и враги!

Что же, однако? Тебе она с темною кожей милее.

Остановись! Не скверни божьих объятий своих.

Верен будь, Вакх, и не смей любовницу верной супруге

Предпочитать, а тебя я полюбила навек.

Бык мою мать [Пасифаю] покорил прекрасный своими рогами,

Ты же меня: мне любовь – мука, а матери – срам.

Да не вредит мне любовь: ведь тебе она, Вакх, не вредила.

Коль признавался ты сам, что пламенеешь ко мне.

Не изумись, что и я пламенею; в огне порожден был

Ты, говорят, и отец спас тебя сам из огня.

Вот я, кому столько раз обещал ты небесные выси;

Горе мне! Что за дары мне вместо неба даны!»

Смолкла. Внимал уж давно ее этим жалобам горьким

Либер и следом за ней, может быть, шел по песку.

Сжал он в объятьях ее, поцелуями слезы ей сушит

И говорит: «Полетим в небо со мною вдвоем!

Ты мне супруга, моим ты именем названа будешь,

С этой поры ты уже Либерой станешь моей;

Будет на память о том неизменно с тобою Корона:

Что дал Венере [Афродите] Вулкан [Гефест], то она дарит тебе».

Сказано – сделано: он обращает венца девять лалов

В звезды, и ярко горит в небе венец золотой».

Гермес, Дионис, Ариадна и дети, 6 века до н.э., Британский музей
Гермес, Дионис, Ариадна и дети, 6 века до н.э., Британский музей

Овидий. Героиды. Письмо второе. Филлида – Демофонту. 75-80. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Множество дел совершил твой отец, – тебе же запало

В душу одно лишь: как он [Тесей] критскую бросил жену [Ариадну].

Лучше достался ей муж [Дионис] (но я ей не завидую в этом),

И колесницу ее тигры в упряжке везут».

 

Овидий. Героиды. Письмо четвертое. Федра – Ипполиту. 57-62. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Федра говорит:]

Мать Пасифая быку отдалась обманно…

Помощь сестры [Ариадны] спасла вероломного сына Эгея [Тесея]:

Нитью он выведен был из переходов кривых.

Рода закону и я теперь подчинилась последней,

В том, что Миносу я дочь, не усомнится никто».

 

Овидий. Героиды. Письмо четвертое. Федра – Ипполиту. 116. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Федра говорит:]

…И на съеденье зверям [Тесей] бросил в пустыне сестру [Ариадну]».

 

Овидий. Героиды. Письмо шестое. Ипсипила – Ясону. 113-116. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Ипсипила, внучка Ариадны, говорит:]

Если прельщают тебя родовитость и знатное имя,

Вспомни: Фоанта ведь я, внука Миносова, дочь.

Вакх [Дионис] – мой дед, и венец супруги Вакха [Ариадны] сияет

В небе, сверканьем своим меньшие звезды затмив».

 

Овидий. Героиды. Письмо пятнадцатое. Сафо – Фаону. 24-25. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«…Если крутые рога вырастут – будешь ты Вакх [Дионис].

Дафну любил Аполлон, а Вакх – царевну из Кносса [Ариадну]…»

 

Овидий. Героиды. Парные послания. XVIII–XIX. Послание Париса Елене ее ответ. Парис – Елене. 339-340. (Источник: Вулих Н. В. Овидий. М., Издательство «Молодая гвардия-ЖЗЛ», 1996. (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 732). Перевод Н. В. Вулих.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Да и тебя, Миноида [Ариадна], увез Тезей, как известно,

Но к войне [чтобы вернуть ее] не призвал критян могучий Минос».

 

Сенека. Эдип. 488-503. (Источник: Луций Анней Сенека. Эдип / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 81-82) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«Наксос, что лежит среди вод Эгейских,

Брошенную отдал царевну [Ариадну]

В жены тебе [Дионису], возместив утрату

Лучшим супругом.

Пемза сухая

Излила напиток Никтелия [т. е. вино];

По траве ручьи потекли с журчаньем,

Сладостным земля напиталась соком –

Белоснежного молока струею

И лесбосским в смеси с душистым тмином.

Новобрачную провожают в небе:

Феб [Аполлон] распевает гимны,

По плечам распустивши кудри,

Потрясают факелом брачным

Два Купидона [Эрота].

Огненный дрот отложил Юпитер [Зевс],

Ненавистный ему, когда Вакх подходит».

 

Сенека. Федра. 758-760. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 55) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«Либер [Дионис], зря не гордись нежной красой лица:

Всем народам земли ведом рассказ о том,

Кто [Тесей] тебе предпочтен Федры сестрою [Ариадной] был».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLIII. 417-424. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 429) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Дионис опечален тем, что Бероя досталась не ему, а Посейдону:]

К опечаленному Дионису

Эрос-кровник явился и молвил такое ревнивцу:

«Что, Дионис, яришься на жало брачных желаний?

Не для Бромия вовсе Бероя, но для морского

Бога назначена, дабы дитя морской Афродиты

Сочеталася браком с владыкою пенной пучины!

Я для тебя приготовил сладостную Ариадну,

Нежную Миноса дочерь!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVII. 363-572. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 459-464) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«После того, как оставил Илиссос сладкоструйный

Вакх, отправился он на Наксос, край виноградный.

Эрос дерзкий раскинул крылья над ним, Киферейя [Афродита]

Реяла впереди, любви она богу хотела,

Ибо уже оставил спящую на побережье

Деву Тесей неверный, покинув остров на лодье,

Позабыв все обеты… И вот Дионис увидел

На берегу пустынном спящую Ариадну,

И изумленье мешая со страстью, молвил вакханкам,

Хороводы ведущим, восхищенное слово…

[Дионис уподобляет спящую Ариадну разным богиням]

… С песчаного брега

Брошенная невеста приподнялась – и проснулась!

Ни жениха не узрела, ни корабля, ни дружины…

[Ариадна поняла, что Тесей бросил ее на острове]

С зимородками взрыдала кидонийская нимфа

И побрела по брегу, брачному дару эротов,

Стала любимого кликать по имени, и близ прибоя

Струги искала дружины, бранила ревнивую дрему,

Более всех упрекала матерь Пафийки [Афродиты], пучину!

После Борея молила, заклиная обетом

Брачным его Орифии, вернуть Тесея на Наксос

Снова, дать ей увидеть корабль, столь сладостный сердцу!

Боле еще молила Эола жестокого, дабы

Внял он мольбе и исполнил, дабы послал он противный

Ветер лодьям отплывшим, да только брошенной деве

Бог Борей (он и сам ведь несчастен!), увы, не помощник –

Ветры, несущие струги к аттидскому брегу на деву

Брошенную рассердились и взревновали… Дивился

Эрос [Любовь] девичьей печали на радостном Наксосе, мальчик

Мыслил, что на песке сама Афродита тоскует,

Ибо даже в страданье блистала красой Ариадна,

Скорби ее украшали…

[Ариадна стала оплакивать свою судьбу]

Горестной речью такою девы Вакх [Дионис] наслаждался,

Ведал он о Кекропии, ведал он и о Тесее,

И об обманном бегстве с Крита… И вот перед девой

Он в лучистом сиянье возникнул, и Эрос могучий

Затрепетал крылами, стегнул ее поясом страсти,

Дабы любовью зажглася поблагороднее, дабы

Миноида вспылала к родичу Дионису!

Вот злосчастной влюбленной, стенающей Ариадне,

Вакх, чаруя ей сердце, молвил слово такое:

«Дева, зачем причитаешь над кекропийцем обманным,

Дева, забудь Тесея – станешь возлюбленной Вакха,

Не ничтожного мужа из смертных! А коли отраден

Юноша, милый ровесник тебе, то Тесею ль равняться

Юностью и красотою, и доблестью с Дионисом?

Скажешь: «Там, в переходах подземного лабиринта

Пролил он кровь быкомужа, твари кровь двуприродной!»

Сей мореходец [Тесей] не тщетно Наксос, мой остров, оставил!

Бог всемогущий, Потос, дает тебе брак благородней:

Ты, блаженная, худшее ложе теряя Тесея,

Обретешь Диониса, с ним сочетавшись любовью!

Что же лучшего можешь просить? Ибо станет навеки

Домом горнее небо, а свекром – и сам Кронион [Зевс]!

…Я же тебе предназначил звездный венец [созвездие Корона], дабы знали:

«Вот сиянье супруги венколюбивого Вакха!»

Так он ее утешил. Обрадовалась Ариадна,

И о неверном Тесее память в зыбях утопила,

Внемля небесным обетам страстно влюбленного Вакха;

Тут начинает Эрос брачный покой готовить,

Свадебные хороводы зашумели, вкруг ложа

Вдруг цветы возрастают, весенней зеленью целый

Наксос остров оделся с помощью орхоменских

Дев [Граций], адриады [нимфы] запели брачные гимны, наяды

Вкруг истоков, нагие и босоногие пляшут,

Славя союз Ариадны и божества винограда!

Громко поет Ортигия для кровного родича Феба [Аполлона]

Градодержца и славит брачною песнью Лиэя [Диониса],

Пляшет в пляске веселой сей незыблемый камень!

Алые розы сплетая в пурпурную плетеницу,

Радуется огнепылкий Эрос (венок ведь с созвездьем

Сходен!), венца появленье звездного предвещает!

Вкруг наксосской невесты вьются малютки эроты!

И на свадебном ложе, соединившим супругов,

Стал отцом Хрисопатор [Дионис], зачинателем рода!

И в течение долгих лет земных круговратных

Будет он вспоминать пророчества матери Рейи,

Наксос благой оставив, полный дыханья Хариты [Милости],

Всю миновал он Элладу…»

Марон, Дионис и Ариадна, 3 век нашей эры, Музей Михо
Марон, Дионис и Ариадна, 3 век нашей эры, Музей Михо

СМЕРТЬ АРИАДНЫ

Мифы о смерти Ариадны противоречат тому, что Дионис привел ее на Олимп – то есть она стала его бессмертной женой. Возможно, однако, что бог вернул ее из подземного мира так же, как он уже вернул оттуда свою мать Семелу.

Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая. 321-325. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 548) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«[Одиссей в подземном царстве:]

…Явилась потом Ариадна,

Дочь кознодея Миноса: из Крита бежать с ним в Афины

Деву прекрасную бодрый Тесей убедил; но не мог он

С ней насладиться любовью; убила ее Артемида

Тихой стрелой, наущенная Вакхом [Дионисом], на острове Дие [Наксосе]».

[Неясно, что означает «наущенная Вакхом».]

 

Арат. Явления. 71-72. (Источник: Арат. Явления / Пер., вступ. ст. и коммент. К. А. Богданова. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 58) (греческая астрономическая поэма 3 в. до н. э.):

«Здесь же созвездье Венца достославного [Короны], коего блеском

память Дионис почтил Ариадны, ушедшей из жизни».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXI. (5). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«[Дионис] … необычайно сильно полюбив ее [Ариадну], сделал своей законной супругой. После смерти Ариадны он удостоил ее из-за этой любви божественных почестей и поместил среди созвездий Венец Ариадны [Корону]».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIII. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Дионис вел войну с Персеем, но затем они опять примирились и всякая вражда между ними исчезла настолько, что Дионис удостоился от аргивян многих различных почестей и между прочим ему был дан этот особый участок. Критским же он был назван впоследствии, потому что здесь умерла и была похоронена Ариадна. Ликей говорит, что, когда они готовились вторично перестраивать храм [Диониса], они нашли глиняный гроб и что это был гроб Ариадны; он говорит, что и сам он и остальные аргивяне видали этот гроб».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXIX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Продолжая пробегать глазами картину [Полигнота «Подземный мир» в Дельфах], мы видим очень близко от человека, который плетет веревку, Ариадну, она сидит на камне и смотрит на свою сестру Федру…»

 

Плутарх. Тесей и Ромул. Тесей. 20. / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша, М. Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):

«Тесея, говорит он [Пеон Амафунтский], прибило бурею к Кипру, беременная Ариадна, измученная качкой, сошла на берег одна, а сам Тесей хлопотал на судне, как вдруг его снова понесло в открытое море. Местные женщины приняли Ариадну, старались рассеять уныние, в которое ее погрузила разлука, приносили подложные письма, якобы писанные ей Тесеем, оказали ей помощь и сострадали ее мукам во время родов, когда она умерла, так и не разрешившись от бремени, похоронили.

Некоторые писатели с Наксоса тоже по-своему передают историю Ариадны. Было якобы два Миноса и две Ариадны, из коих одна сочеталась браком с Дионисом на Наксосе и родила Стафила, а другая, младшая, была похищена Тесеем; покинутая им, она прибыла на Наксос вместе со своею кормилицей Коркиной, чья могила цела поныне. Там же, на Наксосе, умерла и Ариадна…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVII. 761-804. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 468-469) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Во время войны аргосского царя Персея с армией Диониса:]

Вакха оставив, он [Персей] бьется с безумною ратью вакханок,

И воздымая главу [обезглавленной] смертоносной Медусы [Медузы Горгоны],

В гуще сражения в камень обратил Ариадну!

И бездыханную видя невесту, Вакх [Дионис] обезумел…

Резвоплесничный Персей непременно нашел бы погибель,

Если б, сзади напавши, не ухватил на златые

Кудри Вакха Гермес, прилетев на крылатых плесницах,

И не молвил бы слова ласкового Лиэю:

«…Погибшую Ариадну

Должно восславить достойно, ибо убита героем,

Происходящим от крови небесной, не ратником смертным,

Победителем чудища и конеродной Медусы!

Нити Мойр не избегнуть…

Только после того как свершилась судьба, Ариадна

Умерев, вознесется в горние выси к созвездьям,

Засияет близ Майи, седьмою звездою Плеядой…

Что желать Ариадне большего, чем над землею

Светом лучиться горним, живя в небесах после Крита?

Ты же тирс опусти и брось во владение ветра

Брань, и лик Ариадны, смертной девы, на небо

Вознеси, где Геры лик небесный сияет!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXV. 102-109. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 245) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Во время войны Персея с Дионисом:]

Инах [река] обоим [Персею и Дионису] свидетель: когда пред плющом густолистым

И лозой смертоносной смирились микенские копья

Медные, ибо в бегство пред сатирами обратился

Серпоносный Персей, уступил тирсоносцу Лиэю [Дионису],

Бурную пику метнувши в Эвия-браноносца,

Поразил Ариадны беззащитное тело!

Вот он, подвиг Персея! Убить единую деву,

Брачное платье которой еще любовью дышало…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVIII. 465-468. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 481) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«… После любви к Ариадне,

(Первую он оставил в отчем краю, а вторую

На чужбине далекой, превращенную в камень,

Схожий с Герой ахейской…)»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVIII. 529-564. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 482-483) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«И видение мертвой Ариадны явилось

В сновидениях богу, дремлющему Дионису,

И укоряла, и в смерти возлюбленного ревнуя:

«О, Дионис, забывший о прежней пламенной страсти,

Ради возлюбленной Авры презревший свою Ариадну,

Ах, Тесей, мой любимый, ветром злым унесенный,

Ах, Тесей, мой любимый, мужем ставший для Федры [сестры Ариадны]…

Выпала доля такая, что суженый деву оставил,

Он возлюбленную покинул, спавшую сладко,

Я же непостоянному богу Лиэю досталась!

Горе мне, что не смертный стал мне соложником милым,

Против безумного Вакха должна я была ополчиться,

Ставши одной из лемнийских дев, губящих супругов!

Клятвопреступника, многих посетителя спален,

Звать должна я любимым после героя Тесея!

Что же, проси невесту о подарке эротам,

Прялку прими из дланей, дар любви незабвенной,

Дай ей, о соблазнитель, своей возлюбленной новой,

Царственной Миноиды подарок, и скажешь, бесстыдный:

«Нить дарила Тесею дева, а прялку – Лиэю!»

Ты и сам, как Кронион [Зевс] от ложа к ложу меняешь

Облик, о женолюб, родителя сын и наследник,

Одержимый желаньем женской любви ненасытным!

Ведомо мне о браке с ситонийской Палленой,

Столь недавнем, и знаю о браке с девой Алтайей,

О Корониде-супруге молчу, родились от которой

Неразлучные три Хариты! Скажите, Микены,

Миру об Ариадне, о грозном зраке Медусы,

О прибрежье наксосском! Молвите, где соблазнили

Ариадну, кричите: «Тесей, о жених мой, приди же,

Кличет тебя Миноида, гневаясь на Диониса!

Что поминать Кекропию [Аттику]? Я стану Пафийке-богине [Афродите]

Жаловаться на обоих, Тесея и Диониса!»

Молвила так – и исчезла, подобная дымке прозрачной.

Вакх пробудился, отбросив Гипноса мощные крылья,

Опечалился скорбью явленной в сне Ариадны…»

Ариадна и Дионис, 4 век до н.э., Художественный музей Толедо
Ариадна и Дионис, 4 век до н.э., Художественный музей Толедо

СОЗВЕЗДИЕ КОРОНА – ВЕНЕЦ АРИАДНЫ

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Третья книга. 993-1001. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 87) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«Так однажды Тесея спасла от гибели страшной

Миноса дочь Ариадна, явив благосклонную помощь.

Матерью ей была Пасифая, дочь Гелия [Солнца] бога.

Как только Миносов гнев прошел, она за Тесеем

На корабле отчизну покинула. Деву любили

Сами бессмертные боги, и в середине Эфира

Памятник ей возвели. Несет венок этот звездный [созвездие Корона]

Славное имя венка Ариадны. В течение ночи

Не устает он вращаться среди небесных собратьев».

 

Арат. Явления. 71-72. (Источник: Арат. Явления / Пер., вступ. ст. и коммент. К. А. Богданова. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 58) (греческая астрономическая поэма 3 в. до н. э.):

«Здесь же созвездье Венца достославного [Корона], коего блеском

память Дионис почтил Ариадны, ушедшей из жизни».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXI. (5). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«… Восхищенный красотой Ариадны, он [Дионис] отнял девушку у Тесея и, необычайно сильно полюбив ее, сделал своей законной супругой. После смерти Ариадны он удостоил ее из-за этой любви божественных почестей и поместил среди созвездий Венец Ариадны».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга VI. Фрагмент 4. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«… Диодор… упоминает также… о венце Ариадны из золота и индийских камней, который был подарком Вулкана [Гефеста], затем Либера [Диониса], а впоследствии стал созвездием».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Изображено на ларце Кипсела в святилище Олимпии:]

Далее Тесей с лирой и около него Ариадна, держащая венок».

 

Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). V. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1947. — №№ 1—4; 1948. — №№ 1—4; 1949. — №№ 1—4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):

«По другой версии, Псалаканфа – нимфа с острова Икария, которую пленил Дионис, и она помогла ему добиться Ариадны под условием, что он будет также принадлежать ей, а Дионис отказался. Бог превратил ее в растение, а затем раскаялся и поместил растение на венец Ариадны, который занял место среди созвездий».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Венец. 5. 1. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 41-42):

«Считают, что он принадлежал Ариадне и был вознесен на небо Отцом-Либером [Дионисом]. Рассказывают, что когда на острове Дия [Наксосе] Ариадна и Либер справляли свадьбу, и все боги вручали им свадебные подарки, то она получила венец от Венеры и Op в качестве первого подарка. По свидетельству же автора «Истории Крита», этот венец Ариадне подарил Либер в то время, когда он, придя к Миносу, замыслил ее соблазнить. Дар пришелся ей по вкусу, и она не отвергла условие. Рассказывают, что этот венец изготовил Вулкан из золота и индийских самоцветов. Считают, что с его помощью Тезей вышел из мрака лабиринта на свет, ведь золото и самоцветные каменья превратили тьму в сияющий день».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга восьмая. 176-182. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… К ней [Ариадне], покинутой [Тесеем], слезно молящей,

Вакх [Дионис] снизошел и обнял ее, чтобы вечные веки

Славилась в небе она, он снял с чела ее венчик

И до созвездий метнул; полетел он воздушным пространством,

И на лету в пламена обращались его самоцветы.

Остановились в выси, сохраняя венца очертанье [созвездия Корона],

Близ [созвездия] Геркулеса со змеем в руке и с согбенным коленом».

Дионис и Ариадна, 5 век до н.э., Национальный археологический музей Неаполя.
Дионис и Ариадна, 5 век до н.э., Национальный археологический музей Неаполя.

Овидий. Фасты. Книга третья. 459-516. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«С ночи приходом узришь пред собою ты в небе [созвездие] Корону

Кносса [Венец Ариадны (Корона)].

Сжал он [Либер (Дионис)] в объятьях ее [Ариадну], поцелуями слезы ей сушит

И говорит: «Полетим в небо со мною вдвоем!

Ты мне супруга, моим ты именем названа будешь,

С этой поры ты уже Либерой станешь моей;

Будет на память о том неизменно с тобою Корона:

Что дал Венере [Афродите] Вулкан [Гефест], то она дарит тебе».

Сказано – сделано: он обращает венца девять лалов

В звезды, и ярко горит в небе венец золотой [созвездие Корона]».

 

Овидий. Фасты. Книга пятая. 345-346. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Вакх [Дионис] обожает цветы, и то, что венки ему милы,

Можно узнать по венцу из Ариадниных звезд».

 

Овидий. Героиды. Письмо шестое. Ипсипила – Ясону. 114-116. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«…Фоанта ведь я, внука Миносова, дочь.

Вакх – мой дед, и венец супруги Вакха сияет

В небе, сверканьем своим меньшие звезды затмив».

 

Овидий. Героиды. Парные послания. XVIII–XIX. Послание Леандра Геро и ее ответ. Леандр – Геро. 145-148. (Источник: Вулих Н. В. Овидий. М., Издательство «Молодая гвардия-ЖЗЛ», 1996. (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 732). Перевод Н. В. Вулих.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«По Андромеде свой путь, по Короне [Ариадне] кормчие правят,

Иль по Медведице, чей блещет на полюсе свет

Даже полеты, что любят Персей, Юпитер [Зевс] и Либер [Дионис],

Не прельщают меня, ими нельзя управлять».

 

Проперций. Элегии. Книга третья. 17. 7-8. (Источник: Секст Проперций. Элегии. / Пер. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет, 2004. – С. 161) (римский поэт 1 в. до н. э.):

«Ты [Дионис] не новичок в подобных [любовных] делах, свидетельница тому – Ариадна,

которую привезла на небо упряжка из твоих рысей!»

 

Сенека. Геркулес в безумье. 14-18. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 117) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«Светила блещут…

средь богов и Бромий [Дионис] с матерью [Семелой],

Но мало и того: чтоб опозорено

Все было небо, кносский в нем горит венец [Ариадны]».

 

Сенека. Федра. 663-665. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 52) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«[Федра:]

Приди, сестра [Ариадны], в какой бы части неба ты

Звездою ни сияла: в той же я беде [любви к Ипполиту].

Одной семьей мы – две сестры – захвачены…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVII. 548-565. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 463-464) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Дионис говорит Ариадне:]

… Я же тебе предназначил звездный венец, дабы знали:

«Вот сиянье супруги венколюбивого Вакха!»

[на свадьбе Диониса и Ариадны:]

Алые розы сплетая в пурпурную плетеницу,

Радуется огнепылкий Эрос (венок ведь с созвездьем

Сходен!), венца появленье звездного предвещает!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVIII. 966-970. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 463-464) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Вакх [Дионис] не забыл и о страстных кидонейских эротах,

Помнил любимую крепко, погибшую ранее деву [Ариадну],

И как свидетельство страсти округлый венец Ариадны,

Девы покойной, возносит он к созвездьям Олимпа,

Вечного вестника в небе благовенчанного брака!»

Марон, Ариадна, Геракл и Дионис, греко-римская мозаика, музей Шахба
Марон, Ариадна, Геракл и Дионис, греко-римская мозаика, музей Шахба

АПОФЕОЗ АРИАДНЫ

Гесиод. Теогония. 947-949. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 49) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«А Дионис златовласый Миносову дочь Ариадну

Русоволосую сделал своею супругой цветущей.

Зевс для него даровал ей бессмертье и вечную юность».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. 51. (4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Ночью Дионис похитил Ариадну и унес ее на гору Дриос. Вначале исчез сам бог, а затем исчезла и Ариадна».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга четвертая. 381-389. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 104) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Тут же Фетида-царица с покрытою чёрным главою

два ожидавшим награды серебряных кубка вручила…

Сам изготовил Гефест их прекрасному в дар Дионису

оной порой, когда тот на Олимп молодую супругу

дочерь Миноса [Ариадну] привел, кою прежде Тесей против воли

на омываемой морем божественной Дие [острове Наксосе] оставил».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 224. Кто из смертного стал бессмертным. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 253):

«Ариадну Отец Либер [Дионис] назвал Либерой, дочь Миноса и Пасифаи».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVII. 542-544. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 463) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Дионис говорит Ариадне:]

Обретешь Диониса, с ним сочетавшись любовью!

Что же лучшего можешь просить? Ибо станет навеки

Домом горнее небо, а свекром – и сам Кронион!»

 

КУЛЬТ АРИАДНЫ

Плутарх. Тесей и Ромул. Тесей. 20 / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша, М. Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):

«… Об Ариадне, ходит еще немало других преданий, ни в чем друг с другом не схожих…

… Пеон Амафунтский излагает его совершенно отлично от других. Тесея, говорит он, прибило бурею к Кипру, беременная Ариадна, измученная качкой, сошла на берег одна, а сам Тесей хлопотал на судне, как вдруг его снова понесло в открытое море. Местные женщины приняли Ариадну, старались рассеять уныние, в которое ее погрузила разлука, приносили подложные письма, якобы писанные ей Тесеем, оказали ей помощь и сострадали ее мукам во время родов, когда она умерла, так и не разрешившись от бремени, похоронили. Затем вернулся Тесей. Страшно опечаленный, он оставил местным жителям деньги и наказал им приносить Ариадне жертвы, а также воздвиг два маленьких ее изображения, одно серебряное, другое бронзовое. Во время празднества во второй день месяца горпиея кто-нибудь из молодых людей опускается на ложе и подражает стонам и движениям роженицы. Жители Амафунта называют рощу, где показывают могилу Ариадны, рощею Ариадны Афродиты.

Некоторые писатели с Наксоса тоже по своему передают историю Ариадны. Было якобы два Миноса и две Ариадны, из коих одна сочеталась браком с Дионисом на Наксосе и родила Стафила, а другая, младшая, была похищена Тесеем; покинутая им, она прибыла на Наксос вместе со своею кормилицей Коркиной, чья могила цела поныне. Там же, на Наксосе, умерла и Ариадна, и ей оказывают почести, не похожие на те, которыми чтут первую Ариадну: в память о старшей справляют веселый и радостный праздник, когда же приносят жертвы младшей, то они отличаются характером печальным и угрюмым».

 

Плутарх. Тесей и Ромул. Тесей. 23 / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша, М. Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):

«Праздник Осхофорий был также учрежден Тесеем. Дело в том, что, отправляясь на Крит, он увез с собою не всех девушек, на которых пал жребий, но двух из них подменил своими друзьями, женственными и юными с виду, но мужественными и неустрашимыми духом, совершенно преобразив их наружность теплыми банями, покойною, изнеженною жизнью, умащениями, придающими мягкость волосам, гладкость и свежесть коже, научив их говорить девичьим голосом, ходить девичьей поступью, не отличаться от девушек ни осанкой, ни повадками, так что подмены никто не заметил. Когда же он вернулся, то и сам и эти двое юношей прошествовали по городу в том же облачении, в каком ныне выступают осхофоры. Они несут виноградные ветви с гроздьями – в угоду Дионису и Ариадне, если следовать преданию, или же (и последнее вернее) потому, что Тесей вернулся порою сбора плодов. Приглашаются и дипнофоры: они участвуют в жертвоприношении, изображая матерей тех, кому выпало ехать на Крит, – подходят с хлебом и разными яствами и рассказывают сказки, так же как рассказывали матери тогда, стараясь ободрить и утешить своих детей. Эти сведения мы находим и у Демона».

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Вазопись Дионис и Ариадна 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис и Ариадна 5 век до н.э.

Вазопись Дионис, Ариадна, сатиры 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис, Ариадна, Тесей 5 век до н.э.

Вазопись Дионис, Ариадна, Сыновья 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Дионис, Ариадна, Эрос 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гипнос, Ариадна, Тесей 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Гипнос, Ариадна, Тесей 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гипнос, Ариадна, Тесей 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Ком, Дионис, Ариадна 5 век до н.э.

Греко римская мозаика Дионис, Ариадна, Марон (Сирия). C3-й — 4-й н.э.

Греко римская мозаика Дионис и Ариадна. Волюбилис

Греко римская мозаика Дионис, Ариадна, Геракл. Филиппополис. 4 век н.э.

Греко римская фреска Дионис, Ариадна, Силен. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Дионис и Ариадна. Триполи

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология