Асклепий

Асклепий был богом медицины. Он также был богом покровителем и предполагаемым предком Асклепиад, древней гильдии врачей.

Асклепий был сыном Аполлона и царевны Корониды. Его мать умерла в родах, и когда ее положили на костер, Аполлон вырезал нерожденного ребенка из ее чрева. Отсюда Асклепий получил свое имя, означающее «рассекать». Асклепий был воспитан кентавром Хироном, который обучил его искусству медицины. Он стал настолько искусным в ремесле, что мог возвращать мертвых к жизни. Это было преступлением против естественного порядка, и поэтому Зевс уничтожил его ударом молнии.

После его смерти Асклепий был помещен среди звезд как созвездие Змееносца. Некоторые говорят, что его мать также находилась на небесах как Корвус, ворона (кукуруза по-гречески). В то же время произошел апофеоз Асклепия в божество. Иногда его отождествляли с гомеровским Пеаном, врачом богов.

Асклепий изображался добрым бородатым мужчиной, держащим обвитый змеей посох. Хотя он в значительной степени отсутствует в древнегреческой вазописи, статуи бога встречаются довольно часто.

Изображение справа — Асклепий, греко-римская мраморная статуя I-II вв. н.э., Государственный Эрмитаж.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ АСКЛЕПИЙ
РодителиАполлон и Коронида
ЖенаЭпиона
Бог чего:Медицина, врачи
ДомГора Олимп
СимволыПосох обвитый змеями
Священные животныеЗмея
СвитаГигиея, Иасо, Панацея, Эгла
Римское имяЭскулап
СозвездиеЗмееносец
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаРимское имяАнглийскийПеревод
ΑσκληπιοςAsklêpiosAesculapiusAesculapiusTo Cut OpenРазрезать

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители
[1.1] Аполлон (Гесиод. Каталог Женщин 90, Платон. Государство. 408b, Орфический гимн 67)
[1.2] Аполлон & Коронида (Гимны Гомера 16, Пиндар. Пифийские песни. 3.5, Аполлоний Родосский. 4.616, Псевдо-Аполлодор 3.118, Диодор Сицилийский 4.71.1 & 5.64.6, Павсаний 2.26.1, Псевдо-Гигин 202 & Астрономия 2.40, Овидий. Метаморфозы 2.596, Овидий. Фасты 1.292)
[1.3] Аполлон & Арсиноя (Псевдо-Аполлодор 3.118, Павсаний 2.26.1 & 3.26.4)
[1.4] Аполлон или Арсипп & Арсиноя (Цицерон. О природе богов. 3.21)

Дети
[1.1] Махаон, Подалирий (Гомер. Илиада. 2.730, Квинт Смирнский. 9.462, Павсаний 2.26.1 & 3.24.10 & 3.24.10, Диодор Сицилийский 4.71.3)
[1.2] Махаон (Псевдо-Гигин 97)
[2.1] Иасо, Панакея (Аристофан. Плутос. 620)
[2.2] Гигиея (Павсаний 5.20.2)
[2.3] Махаон, Подалирий, Иасо, Эгла, Гигиея, Панакея (от Эпионы)
[2.4] Иасо, Эгла, Гигиея, Панакея, Акесо (от Эпионы) (Суида)
[3.1] Арат (от Ари­сто­да­мы) (Павсаний 2.10.2)

 

СЛОВАРЬ

Асклепий (Άσκληπιός) в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии,- Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца А. и принес его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания (Apollod. Ill 10, 3; Pind. Pyth. Ill 8-53). A. пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка — сына Миноса и др.). За это разгневанный Зевс убил А. перуном (Apollod. Ill 10, 3-4). Сыновьями А. были Подалирий и Махаон, упоминаемые Гомером как прекрасные врачи (Hom. II. IV 194; XI 518). Среди дочерей А.- Гигиея и Панакея — женские коррелаты А. Культ А. был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом А. была змея (или даже две), получавшая в храме А. жертвенные приношения (Aristoph. Plut. 732-742). На острове Кос находилось известное святилище А., знаменитые врачи острова Кос считались потомками А. и назывались Асклепиадами. А. мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты (Paus. IV 31, 10; II 10, 3). В образе А. сочетаются хтонические черты земли-целительницы (змея — не только атрибут А., но и сам А.- змей) и представление о передаче божественных функций детям богов — героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии А. именуется Эскулапом; его культ был введен в Риме в нач. 3 в. до н. э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезенная из Эпидавра змея, был основан храм бога.Лит.: Herzog R., Die Wunderheilung von Epidauros. Lpz., 1931; Edelstein E. J., Edelstein L., Asclepius. A collection and Interpretation of the testimonies, vol. 1-2, Bait., 1946; Kerenyi K., Der gottliche Arzt, 2 Autl., Darmastadt, 1956. А. А. Тахо-Годи. Большинство дошедших до нас античных изображений А. составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова А. с острова Мелос и др.); изображался А. также на геммах и монетах. В средние века А. встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения А. как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя А. работы Франческо ди Джордже — редкое исключение). В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении А. (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец А., а сам Аполлон.

ИСТОРИЯ АСКЛЕПИЯ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ АПОЛЛОДОРА

Псевдо-Апполодор. Мифологическая библиотека. Книга III. X (3, 4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63-64) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«У Левкиппа родились дочери Гилаира и Феба. Их похитили и сделали своими женами Диоскуры. Но, кроме этих дочерей, родилась еще и Арсиноя, с которой сошелся Аполлон, и она родила от него Асклепия. Некоторые же говорят, что Асклепий родился не от Арсинои, дочери Левкиппа, а от Корониды, дочери Флегия, в Фессалии. Они рассказывают, что Аполлон влюбился в нее и с ней сошелся. Но Коронида предпочла Исхия, брата Кенея, с которым она и сошлась против воли отца.

Аполлон проклял ворона, сообщившего ему об измене Корониды, и окрасил его бывшие до этого белыми перья в черный цвет. Саму же Корониду он убил. Когда ее тело сжигали на костре, Аполлон выхватил свое дитя из огня и принес его к кентавру Хирону, который воспитал его и научил искусству врачевания и охоты.

Став искусным врачевателем и накопив в этом занятии большой опыт, Асклепий не только спасал от смерти, но и воскрешал уже умерших. Он получил от богини Афины кровь, вытекшую из жил Горгоны, и использовал ту кровь, которая вытекла из левой части тела, людям на погибель, ту же кровь, которая вытекла из правой части, для спасения людей: этой же кровью он воскрешал мертвых. [Из числа тех, кого он воскресил, я нашел следующих: Капанея и Ликурга, как сообщает Стесихор в «Эрифиле»; Ипполита, о котором упоминает автор «Навпактики»; Тиндарея, как говорит Паниасид; Гименея, о котором сообщают орфики; Главка, сына Миноса, как утверждает Мелесагор.

Зевс испугался, как бы люди не стали спасать друг друга, позаимствовав у этого врачевателя его искусство, и поразил его своим перуном».

Асклепий, греко-римская мраморная статуя 1-II век. н.э., Государственный Эрмитаж.
Асклепий, греко-римская мраморная статуя 1-II век. н.э., Государственный Эрмитаж.

РОЖДЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ АСКЛЕПИЯ

Гомер. Илиада. Песнь четвертая. Нарушение клятв. Обход войск Агамемноном. 217-219. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 78) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Язвину врач [Махаон] смотрел, нанесенную горькой стрелою;

Выжал кровь и, искусный, ее врачевствами осыпал,

Силу которых отцу его [Асклепию] Хирон открыл дружелюбный».

 

Пиндар. Пифийские песни. 3. <«Асклепий»> Гиерону Сиракузскому утешение в болезни. Год – 474 (?) (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 69-72) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Таков он [Хирон] некогда вскормил Асклепия,

Утолителя тел, пугателя недугов,

Доброго плотника безболья, –

Которого еще и не родила

Вспомогаемая Илифией

Дочь ко неборного Флегия,

Как под золотыми стрелами Артемиды

Сошла она, правимая Фебом,

Из опочивальни – в незрячий дом:

Не бессилен гнев Зевсова племени!

Пренебрегши богом, скривясь умом, но

сказавшись отцу,

Иной она выбрала брак, –

А была уже смешана с неостриженным

Аполлоном,

А несла уже в лоне чистый его посев.

Но уже положили родичи девушку на сруб,

И уже обегал ее тело буйный Гефестов язык,

Как молвил Аполлон:

«Не потерпит сердце мое

В материнской тяжкой страде

Жалкой погибели моей породе».

Он сказал,

Он шагнул,

Он выхватил сына из трупа,

И пылавший пожар расступился перед ним

А унес его бог к магнесийскому кентавру

Для науки

Исцелять живущих от страдальных недугов.

Шли к нему, кто сжился с язвами, евшими себя,

Кто ранен блеклой медью или дальним камнем,

Кого гложет стужа и летний зной, –

Он разрешал их страсти, изымал из мучений,

Одних обхаживал мягкими запевами,

Других миротворным питьем

Или снадобьем, обхватывающим рану,

А иных, спасал ножевой разрез.

Но корысть – обуза и умению.

Золото, сверкнув из рук несметной мздой,

Совратило его

Вырвать из смерти схваченного смертью;

И палящая молния от Кронидовых мышц,

Пав меж этим и тем,

Затворила вздох в его груди,

Обоих обомкнула их участью,

Ищи себе смертный у богов

Уменья по уму, ступени по стопе,

Помни, в какой мы доле.

Если бы в Хироновой пещере

Жив был здравый его дух,

Если бы медвяная моя хвала

Чарою запала в его сердце,

То явил бы он знатным людям по мольбам моим

Лекаря жгучих болей,

Зовущегося по Фебу [Аполлону] или по Фебову отцу».

 

Пиндар. Немейские песни. 3. <«Ахилл»> Аристоклиду Эгинскому, сыну Аристофана, на победу в разноборье, чтобы петь на Феарийском празднике в Эгине. Год – около 475. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 124) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Глубокий думами Хирон

Под каменным своим кровом

Взрастил Ясона,

Взрастил Асклепия,

Научив его кротким законам зелий…»

 

Исилл. Пеан Аполлону и Асклепию. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод Ю. Голубца. – М.: Ладомир, 1999. – С. 394):

«Промыслом Зевса-родителя Эрато

Сочеталась священными брачными узами с Малом.

Флегий, что жил в Эпидавре родимом,

Дочерь Мала взял в жены – была Эрато

Матерью Клеофемы, – так ее звали.

Имя дали дочери Флегия [уроженца Эпидавра] – Эгла,

За красоту прозвали ее Коронидой!

Феб [Аполлон] златострелый, узрев ее в домах

Мала, девичество Эглы похитил,

Возлегши на сладостном ложе, –

О Лето златокудрый отпрыск!

Чту тебя: родила в благовонном наделе Эгла,

Роды ей облегчили Дия дитя и с Мойрами

Лахесис, именитая повивальная бабка!

Прозванье ему от матери Эглы – Асклепий –

Дал Аполлон…»

[Этот пеан был выгравирован на известняковой плите, которая была обнаружена в святилище Асклепия в Эпидавре. Согласно надписи, прежде, чем рассказать о родословной бога Асклепия, поэт проконсультировался с дельфийским оракулом].

 

Псевдо-Апполодор. Мифологическая библиотека. Книга III. X (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«У Левкиппа родились дочери Гилаира и Феба. Их похитили и сделали своими женами Диоскуры. Но, кроме этих дочерей, родилась еще и Арсиноя, с которой сошелся Аполлон, и она родила от него Асклепия. Некоторые же говорят, что Асклепий родился не от Арсинои, дочери Левкиппа, а от Корониды, дочери Флегия, в Фессалии. Они рассказывают, что Аполлон влюбился в нее и с ней сошелся. Но Коронида предпочла Исхия, брата Кенея, с которым она и сошлась против воли отца.

Аполлон проклял ворона, сообщившего ему об измене Корониды, и окрасил его бывшие до этого белыми перья в черный цвет. Саму же Корониду он убил. Когда ее тело сжигали на костре, Аполлон выхватил свое дитя из огня и принес его к кентавру Хирону, который воспитал его и научил искусству врачевания и охоты».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXVI. 3-6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Сами эпидаврийцы приписывают Аполлону рождение Эпидавра. Относительно того, что эта страна считается специально посвященной Асклепию, существует следующий рассказ. Эпидаврийцы рассказывают, что в Пелопоннес прибыл Флегий под предлогом осмотра страны, на самом же деле в качестве лазутчика, чтобы узнать количество населения и определить, способно ли большинство жителей к военной службе. Флегий был самым воинственным человеком в те времена, и всякий раз, когда он выступал против тех, с кем ему приходилось сталкиваться, он забирал их урожай и угонял добычу. Когда он отправился в Пелопоннес, то его сопровождала его дочь, скрывшая еще тогда от отца, что она беременна от Аполлона. Когда же она родила в области Эпидавра, она покинула мальчика на этой горе, которая и до нашего времени называется Титтион (Сосок), а раньше она называлась Миртионом. Когда мальчик лежал там, брошенный матерью, то одна из коз, которые паслись на горе, стала давать ему молоко, а сторожевая собака стада охраняла его. Когда Аресфан – таково было имя пастуха – увидал, что не хватает одной из коз и что одновременно отсутствует собака, бывшая при стаде, он отправился искать по всем направлениям, а, найдя, хотел взять мальчика на руки, но когда он подошел к нему, он увидал, как молния блеснула от мальчика; тут он решил, что ребенок – божественного происхождения, как это и было на самом деле, и ушел прочь. И вот тотчас о нем пошла молва повсюду – и по земле и по морю, что в его власти найти для болящих любое исцеление и что он воскрешает умерших. О нем есть еще и другой рассказ. Когда Коронида была уже беременной Асклепием, она сочеталась браком с Исхием, сыном Элата; и вот Артемида умертвила ее, мстя за оскорбление, нанесенное ею Аполлону, и когда она уже лежала на костре, то Гермес, говорят, похитил ребенка из пламени. Третий же из рассказов о нем, тот, по которому Асклепий является сыном Арсинои, дочери Левкиппа, мне кажется наименее верным. Когда аркадянин Аполлофан пришел в Дельфы и вопросил бога, родился ли Асклепий от Арсинои и не является ли он гражданином Мессении, то Пифия прорекла:

Радость великую всем приносишь ты смертным,

Асклепий,

Ты, что мне Флегия дочь родила, сочетавшись

любовью,

Вечно желанная мне Коронис, в Эпидавре

гористом.

Это прорицание совершенно ясно показывает, что Асклепий не был сыном Арсинои, но что Гесиод или кто либо из поэтов, вставлявших свои стихи в поэмы Гесиода, составил их для удовольствия мессенцев».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. III. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Местные жители говорят, что дети Асклепия ходили под Трою, считаясь мессенцами; по их словам Асклепий был сыном Арсинои, дочери Левкиппа, а не Корониды. В Мессении есть безлюдное местечко, которое они называют Триккой…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 202. Коронида. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

«Когда Аполлон сделал беременной Корониду, дочь Флегия, он приставил ворона сторожить ее, чтобы ее не изнасиловал кто-нибудь. С ней возлег Исхий, сын Элата. За это Юпитер убил его молнией. Аполлон поразил беременную Корониду и убил. Вырезав из ее чрева Асклепия, он воспитал его, а ворона, который сторожил Корониду, превратил из белого в черного».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 161. Сыновья Аполлона. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 194):

«Асклепий от Корониды, дочери Флегия».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. КЕНТАВР. 38.1. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

«Говорят, что это – Хирон, сын Сатурна и Филиры, который превосходил справедливостью не только всех прочих кентавров, но даже и людей, и который воспитал, считают, Эскулапия [Асклепия] и Ахиллеса».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга вторая. 597-649. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«…Ворон…рассказал господину [Фебу, Аполлону],

Как он лежащей застал с гемонийцем младым [возлюбленную Аполлона] Корониду.

Душа закипела, набухшая гневом,

Тотчас хватает свое он [Аполлон] оружье и гнутой дугою

Лук напрягает и грудь, что часто сливалась, бывало,

С грудью его, он своей неизбежной пронзает стрелою.

Ранена, стон издала Коронида и, вынув железо,

Белые члены свои залила почерневшею кровью,

Молвив, – «Могла я, о Феб, от тебя испытать наказанья, –

Только сначала родить: теперь умираем мы – двое»,

Только успела сказать – и жизнь свою вылила с кровью.

Тело ее без души погрузилось в холод смертельный.

Поздно влюбленный, увы, пожалел о возмездье жестоком,

Возненавидел себя, – что послушал, что так распалился, –

Птицу – вестницу зла, – чрез которую грех и причину

Должен был горя узнать; ненавидит не меньше он лук свой,

Руку свою и оружье в руке – безрассудные стрелы.

Мертвой он ласки дарит и поздним стараньем стремится

Рок победить и вотще применяет свое врачеванье.

Но лишь попыток тщету увидал и костер возведенный,

Понял, что скоро в огне последнем сгорит ее тело…

Феб не вынес того, что семя его обратится

В пепел сейчас, из огня и утробы родительской сына [Асклепия]

Вырвал он и перенес к кентавру Хирону в пещеру…

… Полузверь [Кентавр] питомцу божественной крови

Рад был, он чести такой веселился, хоть труд был и тяжек.

Рыжая как-то пришла, с волосами, покрывшими плечи,

Дочь Кентавра; ее когда-то нимфа Харикло

Около быстрой реки родила и имя дала ей

Окиронея [Окироя, Быстроходящая]. Она постиженьем отцова искусства

Не удовольствовалась: прорицала грядущего тайны.

Так, исступленье едва пророчицы дух охватило,

Только зажглось божеством в груди у нее затаенным,

Лишь увидала дитя, – «Для мира всего благодатный,

Мальчик, расти! – говорит, – обязаны будут нередко

Смертные жизнью тебе: возвращать ты души им сможешь.

К негодованью богов, однажды, на это решишься –

Чудо тебе повторить воспрепятствует молния деда [Зевса].

Станешь ты – ранее бог – бескровным прахом, и богом

Станешь из праха опять, два раза твой рок обновится»

[То есть после своей смерти Асклепий будет обожествлен по ходатайству Аполлона].

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XXII (57). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«Из Эскулапов первый – сын Аполлона. Ему поклоняются в Аркадии… Второй Эскулап Был братом Меркурия [Гермеса]. Этот, пораженный молнией, говорят, был похоронен в Киносурах. Третий – сын Арсиппа и Арсинои… В Аркадии показывают неподалеку от реки Лузия его могилу и посвященную ему рощу».

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ информацию о матери Асклепия см. КОРОНИДА.

Асклепий и Гигея, греко-римская мраморная статуя, Музей Пио Клементино

ДЕТИ АСКЛЕПИЯ

Гомер. Илиада. Песнь вторая. Сон. Беотия или перечень кораблей. 730-733. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 57) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Триккой владевший народ, и Ифомой высокоутесной,

И обитавший в Эхалии, граде владыки Эврита,

Два извели воеводы, Асклепия мудрые чада,

Славные оба данаев врачи, Подалир и Махаон».

 

Гомер. Илиада. Песнь четвертая. Нарушение клятв. Обход войск Агамемноном. 193-194, 217-219. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 77-78) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Шествуй, Талфибий, и к нам призови ты Махаона мужа,

Славного рати врача, Асклепия мудрого сына.

Язвину врач осмотрел, нанесенную горькой стрелою;

Выжал кровь и, искусный, ее врачевствами осыпал,

Силу которых отцу его Хирон открыл дружелюбный».

 

Гомер. Илиада. Песнь одиннадцатая. Подвиги Агамемнона. 517-518. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 194) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«…В нее и Махаон

Быстро взошел, врача [Асклепия] превосходного сын знаменитый».

 

Гимны богам. 8. Асклепию (посвящение из Эрифры, фрагмент 934). (Источник: Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э./ Перевод В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. 407) (древнегреческая лирика):

«Воспоем Асклепия,

Бога преславного, иэ, Пеан!

Ведь от него родились Подалирий,

Дочь Иасо, врачеватель Махаон, –

иэ, Пеан! –

Эгла, Панакия, ликом прекрасная, –

Всё Эпионовы чада, и с ними

Чистая, славная Гигиея».

 

Ликофрон. Александра. 1047-1055. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«[Сыновья Асклепия Подалирий и Махаон, которые участвовали в Троянской войне]

Другой – один из братьев двух – в Авсонии,

Где кенотаф Калханта, будет жить, и там

Чужая пыль осядет на костях его.

Он всем, кто на его могиле ляжет спать

В овечьей шкуре, даст во сне пророчество.

Целителем его прославят давнии:

В Алфена струях омываясь, будут звать

Помощником явиться сына Эпия [Асклепия],

И к людям, и к скоту чтоб благосклонен был».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Глава LXXI. (4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Сыновьями Асклепия были Махаон и Подалирий, которые, занимаясь искусством [врачевания], приняли участие в походе на Трою под предводительством Агамемнона».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXIX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В самом городе Эпидавре [в Арголиде] имеются следующие достопримечательности. Там есть священный участок Асклепия и статуя как самого бога, так и Эпионы (Облегчающей боли); говорят, что Эпиона была женою Асклепия».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. III. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Местные жители говорят, что дети Асклепия ходили под Трою, считаясь мессенцами; по их словам Асклепий был сыном Арсинои, дочери Левкиппа, а не Корониды».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга восьмая. 461-466. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 192):

«… Здоровье и силу

равный богам Подалирий тогда возвратил Филоктету,

страшную рану его исцеляющей мазью обильно

поверху смазав и громко на помощь отца призывая.

Всех аргивян охватила в тот миг величайшая радость

и ещё долго они прославляли Асклепия сына».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 97. Кто пошел воевать под Трою и на скольких кораблях. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 119):

«Махаон, сын Асклепия и Корониды, из Трикки, на 20 кораблях».

 

ГЕРОИЧЕСКИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ АСКЛЕПИЯ

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 14. Собравшиеся аргонавты. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 33):

«Асклепий, сын Аполлона и Корониды, из Трикки».

 

АСКЛЕПИЙ – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ МЕДИЦИНЫ

Гомер. Илиада. Песнь четвертая. Нарушение клятв. Обход войск Агамемноном. 218-219. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 78) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«… [Махаон – раненого] Врачевствами осыпал,

Силу которых отцу [Асклепию] его Хирон открыл дружелюбный».

 

Пиндар. Пифийские песни. 3. <«Асклепий»> Гиерону Сиракузскому утешение в болезни. Год – 474 (?). 5. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 69) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Хирон… некогда вскормил Асклепия,

Утолителя тел, пугателя недугов,

Доброго плотника безболья…»

 

Пиндар. Пифийские песни. 3. <«Асклепий»> Гиерону Сиракузскому утешение в болезни. Год – 474 (?). 44-53. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 71) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Он выхватил сына из трупа,

И пылавший пожар расступился перед ним

А унес его бог к магнесийскому кентавру

Для науки

Исцелять живущих от страдальных недугов.

Шли к нему, кто сжился с язвами, евшими себя,

Кто ранен блеклой медью или дальним камнем,

Кого гложет стужа и летний зной, –

Он разрешал их страсти, изымал из мучений,

Одних обхаживал мягкими запевами,

Других миротворным питьем

Или снадобьем, обхватывающим рану,

А иных, спасал ножевой разрез».

 

Платон. Государство. Книга десятая. 599c. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 394) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«И существует ли на свете предание, чтобы хоть один из поэтов – древних или же новых – вернул кому-то здоровье, как это делал Асклепий, или чтобы поэт оставил по себе учеников по части врачевания, какими были потомки Асклепия?»

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Глава LXXI. (1). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Асклепий, сын Аполлона и Корониды, отличался природными дарованиями и умом. Он

ревностно занимался наукой врачевания и совершил много открытий во благо человеческому здоровью. Слава его была необычайно велика: говорили, что он ко всеобщему удивлению исцелил многих безнадежно больных, и поэтому широко распространилось мнение, будто он даже возвращает к жизни мертвых».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава LXXIV. (6). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Сыном Аполлона и Корониды был Асклепий, который много узнал от своего отца об искусстве врачевания, а кроме того открыл хирургию, приготовление лекарств и силу кореньев и вообще преуспел в этом искусстве настолько, что стал почитаться как его зачинатель и изобретатель».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга третья. 44. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 70) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«…Иарх [индийский мудрец] воротился к разговору о волхвовании, перечислив многие блага, кои несет оно людям, и величайшим из этих даров назвал врачевание, ибо никогда-де не постигли бы мудрые Акслепиады сию науку, не будь Асклепий сыном Аполлона и не приготовляй он потребное каждому недугу зелье по слову и вещанию отца своего – и не только детям своим передал Асклепий это искусство, но и почитателей своих научил, какими травами врачевать влажные раны и какими засохшие или покрытые коростой, и какою мерою отпускать лечебное снадобье, дабы изгнать воду у водяночных или задержать кровь у кровоточивых, или остановить чахотку и проистекающее от нее истощение. «Кто будет отрицать, – продолжал Иарх, – что от волхвования идет наука и о противоядиях, и о лечении темп же самыми ядами множества недугов? Ибо, по моему разумению, без посредства пророческой мудрости никогда не отважились бы люди сочетать губительные зелья со спасительными».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 274. Кто что открыл. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 293):

«… Асклепий, открыл общее врачевание».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XXII (57). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«Из Эскулапов первый – сын Аполлона. Ему поклоняются в Аркадии… Второй Эскулап Был братом Меркурия [Гермеса]. Этот, пораженный молнией, говорят, был похоронен в Киносурах. Третий – сын Арсиппа и Арсинои… В Аркадии показывают неподалеку от реки Лузия его могилу и посвященную ему рощу».

 

ВОСКРЕШЕНИЕ АСКЛЕПИЯ И МОЛНИЯ ЗЕВСА

Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 51. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – 256 с. – С. 115):

«… Отца бессмертных и смертных [Зевса]

Ярость объяла, и, молнией жгучей ударив с Олимпа,

Он Летоида [Асклепия] сразил, тем Феба [Аполлона] во гнев повергая».

Асклепий, греко-римская фреска из Помпеи 1 век нашей эры, Национальный археологический музей Неаполя
Асклепий, греко-римская фреска из Помпеи 1 век нашей эры, Национальный археологический музей Неаполя

Пиндар. Пифийские песни. 3. <«Асклепий»> Гиерону Сиракузскому утешение в болезни. Год – 474 (?). 51-58. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 71) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Он [Асклепий] разрешал их страсти, изымал из мучений…

Но корысть – обуза и умению.

Золото, сверкнув из рук несметной мздой,

Совратило его

Вырвать из смерти схваченного смертью;

И палящая молния от Кронидовых мышц [Зевса],

Пав меж этим и тем,

Затворила вздох в его груди,

Обоих обомкнула их участью…»

 

Эсхил. Орестея. Агамемнон. 1018-1025. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 103) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«Ливень мил земле; кровь пролитая – скорбь.

Дождь зерном соберешь;

А истекшую кровь

Оживит ли кудесник искусный?

Зевс возбранил; и того,

Кто воскрешать мертвецов

Истинно мог, – от живых

Восхитил».

 

Платон. Государство. Книга третья. 407c. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 176) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«… С нами не согласятся ни трагики, ни Пиндар: они уверяют, что хотя Асклепий и был сыном Аполлона, однако дал себя с подкупить, чтобы исцелить одного уже умиравшего богача, за что и был испепелен молнией. Но мы, исходя из того, о чем у нас уже шла речь, не верим им ни в том ни в другом: если он был сыном бога, он, скажем мы, не должен был быть корыстолюбив, а если он корыстолюбив, он не был сыном бога».

 

Псевдо-Апполодор. Мифологическая библиотека. Книга III. X (3, 4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63-64) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Став искусным врачевателем и накопив в этом занятии большой опыт, Асклепий не только спасал от смерти, но и воскрешал уже умерших. Он получил от богини Афины кровь, вытекшую из жил Горгоны, и использовал ту кровь, которая вытекла из левой части тела, людям на погибель, ту же кровь, которая вытекла из правой части, для спасения людей: этой же кровью он воскрешал мертвых… Зевс испугался, как бы люди не стали спасать друг друга, позаимствовав у этого врачевателя его искусство, и поразил его своим перуном. Разгневанный этим Аполлон перебил киклопов, выковавших Зевсу перун».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Четвертая книга. 608-614. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 110) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«… Кельты молвят к тому же,

Якобы это [янтарь] слезы Феба, сына Латоны,

Носятся в вихрях речных волн. А пролил их много он раньше, –

В те времена, когда направлялся к Гипербореям,

Светлое небо покинув из-за отцовской угрозы.

Бог рассердился за сына того, что в Лакрее богатой

У потоков Амира ему родила Коронида».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Глава LXXI. (1-4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Итак, миф гласит, что Асклепий, сын Аполлона и Корониды, отличался природными дарованиями и умом. Он ревностно занимался наукой врачевания и совершил много открытий во благо человеческому здоровью. Слава его была необычайно велика: говорили, что он ко всеобщему удивлению исцелил многих безнадежно больных, и поэтому широко распространилось мнение, будто он даже возвращает к жизни мертвых. Миф гласит, что сам Аид выдвинул против Асклепия обвинение, заявив Зевсу, что власть его все уменьшается, поскольку умирающих становится все меньше, так как Асклепий исцеляет их. В гневе Зевс убил Асклепия, поразив его молнией, а возмущенный этим убийством Аполлон умертвил киклопов, которые изготовляли для Зевса молнии. Разгневанный гибелью киклопов, Зевс велел Аполлону в наказание за преступление служить смертному. Сыновьями Асклепия были Махаон и Подалирий, которые, занимаясь искусством [врачевания], приняли участие в походе на Трою под предводительством Агамемнона».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXVI. 7 – XXVII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Что Асклепий почитался богом с самого начала, а не получил такую славу с течением времени, я имею на это, благодаря моим исследованиям, разные доказательства, между прочим, мне служат свидетельством и слова, сказанные у Гомера Агамемноном про Махаона:

Шествуй, Талфибий, и к нам призови Махаона мужа

Смертного, рати врача; Асклепия мудрого сына…

т. е. как бы он говорил: «сына бога Асклепия».

[В святилище Асклепия] Отдельно от всех других стоит древняя стела, гласящая, что Ипполит посвятил богу 20 коней. Согласно с надписью на этой стеле говорят и жители Ариции, будто Ипполита, умершего вследствие проклятия отца его Тесея, воскресил Асклепий, однако, вернувшись опять к жизни, Ипполит не счел нужным простить отца; презрев его просьбы, он ушел в Италию к жителям Ариции…»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 49. Эскулап. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 71-72):

«Эскулап, сын Аполлона, как говорят, вернул жизнь Главку, сыну Миноса, или Ипполиту. За это Юпитер поразил его молнией. Аполлон не мог причинить вреда Юпитеру и поэтому убил тех, кто делал молнии, то есть циклопов. За это Аполлон был отдан в рабство Адмету, царю Фессалии».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 224. Кто из смертного стал бессмертным. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 253):

«Асклепий, сын Аполлона и Корониды».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 251. Кто соизволением Парок вернулся из подземного царства. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 270):

«Асклепий, сын Аполлона и Корониды».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. ОФИУХ 14.5. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

«По представлениям многих астрономов, это – Эскулапий [Асклепий], которого Юпитер [Зевс] поместил среди созвездий в угоду Аполлону. Когда Эскулапий еще жил среди людей, он настолько превзошел всех искусством врачевания, что ему казалось недостаточным облегчать людские страдания, и поэтому он даже воскрешал умерших. Рассказывают, что последним, по словам Эратосфена [греческий писатель 3 в. до н. э.], кого он исцелил, был Ипполит, убитый ненавистью мачехи и неведением отца. Некоторые говорят, что своим искусством он вернул к жизни Главка, сына Миноса. Юпитер, сочтя это преступным деянием, поразил молнией его дом, а его самого, за искусство врачевания и из уважения к его отцу Аполлону, он поместил среди созвездий со змеею в руках. Как утверждают некоторые, он держит змею по следующей причине [следующий миф обычно рассказывается о прорицателе Полииде, а не об Асклепии]. Когда его силой заставили лечить Главка и содержали в некоем тайном месте, он, стоя с посохом в руках, размышлял над тем, как ему быть, в это время, говорят, на его посох набросилась змея. Разгневанный Эскулапий убил ее, нанеся ей посохом, когда она уползала, множество ударов. Рассказывают, что спустя время в то место приползла вторая змея, принеся в пасти траву, и положила ее на голову убитой; после этого обе змеи уползли оттуда. Эскулапий воспользовался случаем и тою же травой оживил Главка. Говорят, что по этой причине змея находится одновременно и под покровительством Эскулапия, и среди созвездий. Следуя этому примеру, его последователи завещали другим, чтобы и впредь врачи пользовались змеями во врачебных целях».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. СТРЕЛА 15.6. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

«Эратосфен [греческий писатель 3 в. до н. э.] же рассказывает о Стреле, что это – та стрела, которой Аполлон перебил Киклопов. Они выковали Юпитеру перун, которым он, как говорят многие, поразил Эскулапия [Асклепия]. Эту стрелу Аполлон зарыл на Гиперборейской горе. Когда же Юпитер [Зевс] простил сына, он дуновением ветра принес ту стрелу Аполлону вместе с плодами, созревающими в это время. Вот почему она находится среди созвездий».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга вторая. 643-649. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«…Для мира всего благодатный,

Мальчик [Асклепий], расти! – говорит [Харикло, дочь Кентавра], – обязаны будут нередко

«… Обязаны будут нередко

Смертные жизнью тебе: возвращать ты души им сможешь.

К негодованью богов, однажды, на это решишься –

Чудо тебе повторить воспрепятствует молния деда [Зевса].

Станешь ты – ранее бог – бескровным прахом, и богом

Станешь из праха опять, два раза твой рок обновится»

[То есть после своей смерти Асклепий будет обожествлен по ходатайству Аполлона].

 

Овидий. Фасты. Книга шестая. 735-762. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Юноша [Асклепий] из-под земли, пораженный стрелами деда [Зевса],

Выйдет, и обе руки змеи ему обовьют.

Ведома Федры любовь [к своему пасынку Ипполиту], заблужденье известно Тесея:

Он легковерно обрек сына [Ипполита] на смерть своего.

Не безнаказанно сын благочестный к Трезену помчался:

Мощный навстречу ему бык устремился из волн

[по воле Посейдона, который отозвался на молитвы Тесея].

В ужасе кони, сдержать их бега возница не в силах,

И понеслися они, мчась по скалам и камням.

Падает ниц Ипполит с колесницы, вожжами опутан,

Тело его на земле в клочья искромсано все.

Вот он и дух испустил, к великому гневу Дианы [Артемиды].

«Нечего тут горевать, – сын Корониды [Асклепий] сказал, –

Честному юноше жизнь я верну, залечив его раны,

Злую судьбу посрамит мощь моего врачевства».

Зелья он тотчас извлек из ларчика кости слоновой

(Главку усопшему он некогда ими помог

В дни, когда, авгуром быв, искал он целебные травы

И исцелила змею ими другая змея).

Трижды потер ими грудь и трижды сказал он заклятье,

И над землей Ипполит голову поднял, ожив.

В роще, Диктинною [Артемиды] скрыт, он под сенью густою деревьев

И в Арицийском потом озере Вирбием стал.

Но и Климен и Клото недовольны: она – новой пряжей,

Он – что унижена так вся его царская власть.

Этим примером смущен Юпитер [Зевс] и молнию мечет

Прямо в того, кто сверх мер высит свое врачевство.

Феб [Аполлон], не ропщи на отца! Он сраженного делает богом –

Из-за тебя он на то, что запрещает, идет

[то есть дарует Асклепию бессмертие]».

 

Цицерон. О природе богов. Книга II. XXIV. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«Кроме того, общепринято у людей верить, что мужи, выдающиеся и прославленные своими благодеяниями, возносятся на небо. Так были [обожествлены] Геркулес, так – Кастор и Поллукс, так – Эскулап [Асклепий]… Так как их души продолжают жить и наслаждаются вечностью, то их справедливо считают богами, раз они и наилучшие и вечные».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XV. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«… В Греции многих людей причислили к богам: Алабанда – в городе, носящем его имя, Тенея – тенейцы, вся Греция чтит в качестве богов: Левкотею, которую прежде называли Ино, и ее сына Палемона. Наши чтут Геркулеса, Эскулапа [Асклепия], Тиндаридов…»

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XVIII (45). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«Может быть, ты скажешь, что Аполлон, Вулкан, Меркурий и другие – это боги, а Геркулеса [Геракла], Эскулапа [Асклепия], Либера [Диониса], Кастора, Поллукса [Диоскуров] поставишь под сомнение? Но и этих, ведь, почитают наравне с теми, а некоторых из них даже гораздо больше. Значит, и их, рожденных смертными матерями, должно считать богами?»

 

ПОСОХ АСКЛЕПИЯ, ОБВИТЫЙ ЗМЕЕЙ

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. ОФИУХ 14.5. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

«Как утверждают некоторые, он [Асклепий] держит змею по следующей причине. Когда его силой заставили лечить Главка и содержали в некоем тайном месте, он, стоя с посохом в руках, размышлял над тем, как ему быть, в это время, говорят, на его посох набросилась змея. Разгневанный Эскулапий убил ее, нанеся ей посохом, когда она уползала, множество ударов. Рассказывают, что спустя время в то место приползла вторая змея, принеся в пасти траву, и положила ее на голову убитой; после этого обе змеи уползли оттуда. Эскулапий воспользовался случаем и тою же травой оживил Главка. Говорят, что по этой причине змея находится одновременно и под покровительством Эскулапия, и среди созвездий. Следуя этому примеру, его последователи завещали другим, чтобы и впредь врачи пользовались змеями во врачебных целях» [обычно воскрешение Главка приписывают не Асклепию, а прорицателю Полииду].

 

Апулей. Золотой осёл. Книга первая. 4. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. — Л.: Academia, 1931. — C. 51) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):

«[Древко фокусника] Можно было принять за узловатый жезл врачебного бога [Асклепия] с полуотрубленными сучками, который обвила любовными извивами змея плодородия».

 

ГИМНЫ АСКЛЕПИЮ

Гомеровские гимны. XVI. К Асклепию. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 169) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Всяких целителя болей, Асклепия петь начинаю.

Сын Аполлона, рожден Коронидою он благородной,

Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине, –

Радость великая смертных и злых облегчитель страданий.

Радуйся также и ты, о владыка! Молюсь тебе песней».

 

Гиппократ. Клятва Гиппократа (Источник: Гиппократ. Избранные книги / Перевод В. И. Руднева. – М., 1994) (греческий врач 5–4 вв. до н. э.):

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…»

 

Орфический гимн LXVII. Асклепию (фимиам, манна). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 247) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«О исцелитель всеобщий Асклепий, Пэан-всевладыка!

Ты ворожишь над людскими болезнями, полными муки,

Ты, облегченье дарящий, могучий, несущий здоровье,

Ты прекращаешь болезни, и смерть ты и Кер прогоняешь,

Отрок цветущий, от зол защищаешь и счастье приносишь,

Феб-Аполлон твой отец, о мощный, блистательный славой,

Ты, ненавистник болезней, Гигии супруг беспорочный.

Добрый конец подари нашей жизни, спаситель блаженный!»

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Греко римская мозаика Асклепий и Гиппократ. Кос. 2-3 век н.э.

Греко римская фреска Асклепий сидящий. Помпеи. 1 век н.э.

Греко Римская скульптура — Асклепий Эскулап

Греко Римская скульптура — Асклепий Эскулап

Греко Римская скульптура — Асклепий Эскулап

Греко Римская скульптура — Асклепий Эскулап

Греко Римская скульптура — Асклепий Эскулап

Греко Римская скульптура — Асклепий и Гигиея

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология