Хрисаор был сыном Медузы Горгоны, который вместе со своим братом-близнецом Пегасом родился от окровавленного обрубка шеи его обезглавленной матери.
Имя Хрисаора означает «золотой меч», который может быть мечом, бивнями или как в случае с Деметрой Хрисаор, ссылкой на золотые колосья пшеницы.
Хрисаора обычно описывали как великана, но иногда его можно было представить как крылатого кабана. Справа на вазе такое существо изображено на щите сына Хрисаора Гериона.
Изображение справа — Рождение Хрисаора и Пегаса. Обезглавленная Медуза, Персей и горгоны, 6 век до н.э., Лувр.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ГИГАНТ ХРИСАОР | |
Родители | Посейдон и Медуза |
Жена | Каллирое |
Дом | Остров Эрифея |
Греческое имя | Транслитерация | Римское имя | Английский перевод | Перевод |
Χρυσαωρ | Khrysaôr | Chrysaor | Gold-blade (khrysos, aor) | Золотой клинок |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Посейдон & Медуза (Hesiod Theogony 278, Apollodorus 2.42, Hyginus Pref & Fabulae 151, Nonnus Dionysiaca 31.13)
Дети
[1.1] Герион (от Каллирои) (Hesiod Theogony 287)
[1.2] Герион (Stesichorus Geryoneis, Ibycus Frag 282A, Apollodorus 2.42, Hyginus Pref & Fabulae 15, Diodorus Siculus 4.17.1)
СЛОВАРЬ
ХРИСАОР (Χρυσαωρ, «златомеч») в греческой мифологии сын Посейдона и горгоны Медузы, появившийся на свет, когда горгону обезглавил Персей (Hes. Theog. 278-283). X. и океанида Каллироя — родители чудовищного трехголового Гериона (287 след.). а. т.-г.
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гесиод. Теогония. 280. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«После того как Медузу могучий Персей обезглавил,
Конь появился Пегас из нее и Хрисаор великий.
Имя Пегас — оттого, что рожден у ключей океанских,
Имя Хрисаор — затем, что с мечом золотым он родился».
Гесиод. Теогония. 966 & 979. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Ныне ж воспойте мне племя богинь, олимпийские Музы,
Сладкоречивые дщери эгидодержавного Зевса, —
Тех, что, с мужчинами смертными ложе свое разделивши, —
Сами бессмертные, — на свет родили детей богоравных…Силой Кипридиных чар Океанова дочь Каллироя
Соединилась в любви с крепкодушным Хрисаором мощным
И родила Гериона ему — между смертными всеми
Самого мощного».
Стесихор Герионеида S10 (Переводчик: Казанский Н. Ярхо В.Н.) (Греческий поэт. 630 г. до н.э)
«Менет убеждает Гериона вспомнить своих родителей:]
Но, мой друг, помяни и мать Каллирою,
И пылкого в бранях Хрисаора…»
Стесихор Герионеида S11 (Переводчик: Казанский Н. Ярхо В.Н.) (Греческий поэт. 630 г. до н.э)
«[Герион] многомощный потомок
Хрисаора бессмертного и Каллирои»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 42. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Подойдя близко к спящим сестрам, Персей, руку которого направляла богиня Афина, отвернулся и, глядя в медный щит, где видел отражение Горгоны, обезглавил Медусу. Как только голова была срублена, из Горгоны выпрыгнул крылатый конь Пегас и Хрисаор, отец Гериона. Медуса родила их от бога Посейдона»
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 4. 17. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Геракл, учитывая, что это поручение сопряжено со значительной подготовкой и тяжелыми испытаниями, снарядил большое число кораблей и собрал подобающее для такого похода войско. Ведь по всему миру ходили слухи, что царем всей Иберии был Хрисаор, само имя которого указывало на его богатства, опирался же он на поддержку трех своих сыновей, отличавшихся и телесной силой, и доблестью в ратных делах, причем каждый из сыновей имел под своим началом дружины воинственных племен. Вот почему Эврисфей считал поход в те земли обреченным на неудачу и потребовал от Геракла совершить этот подвиг».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 151. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):
«От Медузы, дочери Горгона, и Нептуна родились Хрисаор и конь Пегас. От Хрисаора и Каллирои трехтелый Герион».
Ликофрон. Александра. 840. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Убито будет [Медуза], скошено серпом жнеца [Персея] —
Того, что человека [Хрисаора] и коня [Пегаса] извлек
Из шеи ласки, взором убивающей»
[Древние греки считали, что ласка рождает детенышей из ее рта, поэтому Медуза, дети которой родились из ее обрубка шеи, здесь названа «лаской».]
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 252-253):
«От Нептуна и Медузы – Хрисаор и конь Пегас.
От Хрисаора и Каллирои – трехтелый Герион».
Овидий. Метаморфозы. Книга 4. 786. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Голову с шеи сорвал: и еще — как Пегас быстрокрылый
С братом его родились из пролитой матерью крови…
Но говорят, что ее [Медузу] изнасиловал в храме Минервы [Афины]
Царь зыбей [Посейдон]».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. 31. 13. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Серп в ее кровь окунувши [Персей], и от убитой Медусы
Брызнул поток бурливый крови змеиной, и длани
Омочил — и мальчик с мечом золотым [Хрисаор] появился
Вместе со зверем, схожим с племенем конским [Пегас], из выи!»
Плиний Старший. Естественная история. Книга 4. 36. (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
«С той стороны [Гадеса], которая обращена к Испании [в Атлантическом океане], шагах в ста расположен другой остров, в милю длиной и в милю шириной. На нем раньше и был город гадитанов. Эфор и Филистид называют его Эритея, Тимей и Силен — Афродисия, а местные жители [островом] Юноны [Геры]. Сам Гадес Тимей называет Потимуса, от [наличия там множества] колодцев [putei], наше же название ему Тартес, карфагеняне же зовут его Гадир от пунического слова, означающего «изгородь». Называли его и Эрютея, потому что тиряне — первопоселенцы этих мест, как говорили, прибыли с Красного моря. Некоторые полагают, что на этом [острове] жил [трехтелый] Герион, у которого Геркулес увел быков. Но есть и такие, кто думает, что это был другой [остров], напротив Лузитании, и что когда-то тот остров тоже назывался [Эрютея]».
Сенека. Геркулес в безумье. 231. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 121) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«[Подвиги Геракла]
Погублен был средь гесперийских стад своих
Пастух [Герион] трехтелый с берега Тартесского,
От Океана, с Запада далекого,
Был пригнан скот на травы киферонские».
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО
![]() Чернофигурная вазопись Медуза Горгона, Пегас, Персей 5 век до н.э. | ![]() |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Ликофрон. Александра. (Источник: Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
Список используемой литературы