Богиня Гемера

Гемера была изначальной богиней. Она была дочерью Эреба (Тьмы) и Нюкты (Ночи), а также сестрой и женой Эфира (Небесный Свет).

Каждый вечер мать Гемеры, Нюкта, покрывала небо своей темной пеленой, скрывая сияющую голубизну небесного эфира (aither) и принося на землю ночь. С каждым утром Хемера рассеивала туман своей матери, снова омывая землю светом эфира. В древних космогониях день и ночь были действительными субстанциями, отличными от солнца и независимыми от них. Солнце управляло днем, но не было его источником.

Гемера была тесно связана с Герой, царицей небес и Эос, богиней рассвета. Гесиод, кажется, считает ее скорее божественной субстанцией, чем антропоморфной богиней. Она не имела никакого отношения к мифологии, поскольку ее роль полностью отводилась богине Эос.

Изображение справа — Эос-Гемера богиня дня, 5 век до н.э., Метрополитен-музей.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНЯ ГЕМЕРА
РодителиЭреб и Нюкта
МужЭфир
Богиня чегоДня
ДомЭреб и небо
Римское имяДиес
Греческое имяТранслитерацияРимское имяАнглийскийПеревод
ἩμεραHêmeraDiesDay (hêmera)День

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ἩμερηHêmerêHemeraDay (Ionian spelling)День (ионийское написание)
ΑμεραAmera
ΑμαραAmara

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Эреб & Нюкта (Hesiod Theogony 124, Cicero De Natura Deorum 3.17)
[1.2] Эреб (Alcman Frag 5)
[2.1] Хронос & Нюкта (Bacchylides Frag 7)
[3.1] Хаос (Hyginus Preface)

Дети

[1.1] Гея, Уран, Таласса (от Эфира) (Hyginus Preface)
[1.2] Уран (от Эфира) (Cicero De Natura Deorum 3.17)

СЛОВАРЬ

ГЕМЕРА (Диес) (греч. день) — в греческой мифологии богиня — олицетворение дня, дочь Эреба и Никты, спутница Гелиоса. У римлян — Диес.

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нюкта, Гемера-Эос и Гелиос, 5 век до н.э., Музей Метрополитен
Нюкта, Гемера-Эос и Гелиос, 5 век до н.э., Музей Метрополитен

Гесиод. Теогония. 115. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Преж­де все­го во все­лен­ной Хаос заро­дил­ся, а сле­дом
Широ­ко­грудая Гея, все­об­щий при­ют без­опас­ный,
[Веч­ных богов — оби­та­те­лей снеж­ных вер­шин олим­пий­ских.]
Сумрач­ный Тар­тар, в зем­ных зале­гаю­щий нед­рах глу­бо­ких,
И, меж­ду веч­ны­ми все­ми бога­ми пре­крас­ней­ший, — Эрос
Слад­ко­и­стом­ный — у всех он богов и людей земно­род­ных
Душу в груди поко­ря­ет и всех рас­суж­де­нья лиша­ет.
Чер­ная Ночь и угрю­мый Эреб роди­лись из Хао­са.
Ночь же Эфир роди­ла и сия­ю­щий День, иль Геме­ру:
Их зача­ла она в чре­ве, с Эре­бом в люб­ви соче­тав­шись.
Поко­ле­ние пер­вое: потом­ство Хао­са, Зем­ли и Ура­на.Гея же преж­де все­го роди­ла себе рав­ное ширью
Звезд­ное Небо, Ура­на, чтоб точ­но покрыл ее всюду
И чтобы проч­ным жили­щем слу­жил для богов все­б­ла­жен­ных»

 

Гесиод. Теогония. 744. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«[На краю земли, где лежат корни земли, моря, Тартар]
Это­го дива. Жили­ща ужас­ные сумрач­ной Ночи
Там рас­по­ло­же­ны, густо оде­тые чер­ным тума­ном.
Сын Иапе­та [Атлас] пред ними бес­крайне широ­кое небо
На голо­ве и на дла­нях, не зная уста­ло­сти, дер­жит
В месте, где с Ночью [Нюкта] встре­ча­ет­ся День [Гемера]: чрез высо­кий сту­пая
Мед­ный порог, меж собою они пере­бро­сят­ся сло­вом —
И разой­дут­ся; один поспе­ша­ет нару­жу, дру­гой же
Внутрь в это вре­мя нис­хо­дит: сов­мест­но обо­их не видит
Дом нико­гда их под кров­лей сво­ею, но веч­но вне дома
Зем­лю обхо­дит один, а дру­гой оста­ет­ся в жили­ще
И ожида­ет при­хо­да его, чтоб в доро­гу пустить­ся.
К людям на зем­лю при­хо­дит один с мно­го­видя­щим све­том»

 

Космогония Алкмана. 5. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 81) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Таким образом, возникли * * * По-
рос [возможно Хронос], Текмор [вохможно Ананке] и Мрак [Эреб]. «День [Гемера]
да Луна [Селена] и третьим — Мрак» <и до олова>
«блестки» [возможно Эфир]: «день» — не в узком смысле, но
включая Солнце [Гелиос]; сначала был только мрак,
а после этого, когда он стал различимым».

 

Вакхилид. Отрывки. IX. Из неизвестных книг. 7. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 282) (5 в. до н. э.):

 

«Светлое дитя [Гемера]
Времени [Хронаса] и Ночи [Нюкты],
Пятидесятого месяца
Шестнадцатый день»

 

Филострат Старший. Картины. Книга 1. 11. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Из описания древнегреческой картины, изображающей падение Фаэтона]

Говорят, что он [Фаэтон], будучи сыном Гелиоса, из-за страстного желанья управлять конями отца, по юношеской своей смелости отважился взойти на отцовскую колесницу, но не сдержал на вожжах он коней, свалился с нее и упал в Эридан… Смотри! Ночь [Нюкта] уже в полдень прогоняет свет дня [Гемеру], сменяя его собою. Солнечный диск, устремляясь на землю, влечет за собою все звезды. Покинув ворота небес, Горы бегут в идущий навстречу им мрак».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 301):

 

«От Мглы – Хаос. От Хаоса и Мглы – Ночь, День [Гемера], Эреб, Эфир… От Эфира и Дня [Гемеры] – Земля, Небо, Море».

 

Цицерон. О природе богов. Книга 3. 17. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Небо — бог… А если так, то и роди­те­ли Неба так­же долж­ны счи­тать­ся бога­ми: Эфир и День… от Эре­ба и Ночи».

 

ГЕМЕРА ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ С ЭОС

В следующих версиях этих мифов Гемера является синонимом богини Эос.

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 3. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На чере­пич­ной кры­ше этой гале­реи сто­ят изо­бра­же­ния из обо­жжен­ной гли­ны: Тесей, бро­саю­щий в море Ски­ро­на25, и Геме­ра (День), несу­щая Кефа­ла. Гово­рят, что за заме­ча­тель­ную кра­соту в него влю­би­лась Геме­ра и похи­ти­ла его и что от него она име­ла сына Фаэ­то­на»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 18. 10 — 16. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Изображено среди рельефов на троне Аполлона в Амиклах в Лаконии] Тут же Кефал, похи­щае­мый за кра­соту Геме­рой».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 22. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В Олимпии] Око­ло так назы­вае­мо­го Гип­по­да­мео­на есть камен­ный пьеде­стал в виде полу­кру­га и на нем ста­туи: Зевс, Фети­да и Геме­ра (День), и та и дру­гая умо­ля­ю­щие Зев­са о <спа­се­нии> сво­их сыно­вей. Эти ста­туи нахо­дят­ся в середине пьеде­ста­ла; на кра­ях же это­го пьеде­ста­ла с каж­дой сто­ро­ны в позе уже высту­паю­щих друг про­тив дру­га про­тив­ни­ков постав­ле­ны на одном Ахилл, на дру­гом — Мем­нон».

 

Филострат Старший. Картины. Книга 1. 7. Рождение Гермеса. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Из описания древнегреческой картины, изображающей похороны Мемнона] Эос-Заря своею скорбью над сыном сделала тусклым, печальным также и Гелия-Солнце; и просит она, чтобы ночь наступила ранее срока… мудро Денную Зарю [Эос]. [Здесь имена Эос и Гемера используются как синонимы]»

 

Каллистрат. Описание статуй. 1. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 4 в. н. э.):

«Увидавши такую статую, мы еще более начали верить, что и каменный колосс Мемнона в Эфиопии, как говорят, обладал человеческим голосом: при появлении дня [Гемеры] звуком он выражал свою радость, что день появляется; когда же день уходил, он, как будто горюя, издавал печальные звуки».

 

Каллистрат. Описание статуй. 9. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 4 в. н. э.):

 

«Статуя Мемнона, сына Тифона, была сделана в Эфиопии из камня… всякий раз когда день поднимался, Мемнон-статуя громко приветствовал Эос-Зарю [Гемеру]; всякий раз когда день к ночи склонялся, он стон испускал, печальный и жалобный, горюя об уходе его… Это создание художника, кроме того, успокаивает и горе Зари [Эос], его матери, не давая ей вечно искать сына».

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Чернофигурная Гемера-Эос с колесницей 5 век до н.э.

 

Чернофигурная вазопись Гелиос, Нюкта, Эос 6 век до н.э.

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология