Гемера была изначальной богиней. Она была дочерью Эреба (Тьмы) и Нюкты (Ночи), а также сестрой и женой Эфира (Небесный Свет).
Каждый вечер мать Гемеры, Нюкта, покрывала небо своей темной пеленой, скрывая сияющую голубизну небесного эфира (aither) и принося на землю ночь. С каждым утром Хемера рассеивала туман своей матери, снова омывая землю светом эфира. В древних космогониях день и ночь были действительными субстанциями, отличными от солнца и независимыми от них. Солнце управляло днем, но не было его источником.
Гемера была тесно связана с Герой, царицей небес и Эос, богиней рассвета. Гесиод, кажется, считает ее скорее божественной субстанцией, чем антропоморфной богиней. Она не имела никакого отношения к мифологии, поскольку ее роль полностью отводилась богине Эос.
Изображение справа — Эос-Гемера богиня дня, 5 век до н.э., Метрополитен-музей.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
БОГИНЯ ГЕМЕРА | |
Родители | Эреб и Нюкта |
Муж | Эфир |
Богиня чего | Дня |
Дом | Эреб и небо |
Римское имя | Диес |
Греческое имя | Транслитерация | Римское имя | Английский | Перевод |
Ἡμερα | Hêmera | Dies | Day (hêmera) | День |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Ἡμερη | Hêmerê | Hemera | Day (Ionian spelling) | День (ионийское написание) |
Αμερα | Amera | |||
Αμαρα | Amara |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Эреб & Нюкта (Hesiod Theogony 124, Cicero De Natura Deorum 3.17)
[1.2] Эреб (Alcman Frag 5)
[2.1] Хронос & Нюкта (Bacchylides Frag 7)
[3.1] Хаос (Hyginus Preface)
Дети
[1.1] Гея, Уран, Таласса (от Эфира) (Hyginus Preface)
[1.2] Уран (от Эфира) (Cicero De Natura Deorum 3.17)
СЛОВАРЬ
ГЕМЕРА (Диес) (греч. день) — в греческой мифологии богиня — олицетворение дня, дочь Эреба и Никты, спутница Гелиоса. У римлян — Диес.
ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гесиод. Теогония. 115. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
[Вечных богов — обитателей снежных вершин олимпийских.]
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос
Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
Поколение первое: потомство Хаоса, Земли и Урана.Гея же прежде всего родила себе равное ширью
Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду
И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных»
Гесиод. Теогония. 744. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«[На краю земли, где лежат корни земли, моря, Тартар]
Этого дива. Жилища ужасные сумрачной Ночи
Там расположены, густо одетые черным туманом.
Сын Иапета [Атлас] пред ними бескрайне широкое небо
На голове и на дланях, не зная усталости, держит
В месте, где с Ночью [Нюкта] встречается День [Гемера]: чрез высокий ступая
Медный порог, меж собою они перебросятся словом —
И разойдутся; один поспешает наружу, другой же
Внутрь в это время нисходит: совместно обоих не видит
Дом никогда их под кровлей своею, но вечно вне дома
Землю обходит один, а другой остается в жилище
И ожидает прихода его, чтоб в дорогу пуститься.
К людям на землю приходит один с многовидящим светом»
Космогония Алкмана. 5. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 81) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
«Таким образом, возникли * * * По-
рос [возможно Хронос], Текмор [вохможно Ананке] и Мрак [Эреб]. «День [Гемера]
да Луна [Селена] и третьим — Мрак» <и до олова>
«блестки» [возможно Эфир]: «день» — не в узком смысле, но
включая Солнце [Гелиос]; сначала был только мрак,
а после этого, когда он стал различимым».
Вакхилид. Отрывки. IX. Из неизвестных книг. 7. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 282) (5 в. до н. э.):
«Светлое дитя [Гемера]
Времени [Хронаса] и Ночи [Нюкты],
Пятидесятого месяца
Шестнадцатый день»
Филострат Старший. Картины. Книга 1. 11. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
«[Из описания древнегреческой картины, изображающей падение Фаэтона]
Говорят, что он [Фаэтон], будучи сыном Гелиоса, из-за страстного желанья управлять конями отца, по юношеской своей смелости отважился взойти на отцовскую колесницу, но не сдержал на вожжах он коней, свалился с нее и упал в Эридан… Смотри! Ночь [Нюкта] уже в полдень прогоняет свет дня [Гемеру], сменяя его собою. Солнечный диск, устремляясь на землю, влечет за собою все звезды. Покинув ворота небес, Горы бегут в идущий навстречу им мрак».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 301):
«От Мглы – Хаос. От Хаоса и Мглы – Ночь, День [Гемера], Эреб, Эфир… От Эфира и Дня [Гемеры] – Земля, Небо, Море».
Цицерон. О природе богов. Книга 3. 17. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«Небо — бог… А если так, то и родители Неба также должны считаться богами: Эфир и День… от Эреба и Ночи».
ГЕМЕРА ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ С ЭОС
В следующих версиях этих мифов Гемера является синонимом богини Эос.
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 3. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На черепичной крыше этой галереи стоят изображения из обожженной глины: Тесей, бросающий в море Скирона25, и Гемера (День), несущая Кефала. Говорят, что за замечательную красоту в него влюбилась Гемера и похитила его и что от него она имела сына Фаэтона»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 18. 10 — 16. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Изображено среди рельефов на троне Аполлона в Амиклах в Лаконии] Тут же Кефал, похищаемый за красоту Гемерой».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 22. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Олимпии] Около так называемого Гипподамеона есть каменный пьедестал в виде полукруга и на нем статуи: Зевс, Фетида и Гемера (День), и та и другая умоляющие Зевса о <спасении> своих сыновей. Эти статуи находятся в середине пьедестала; на краях же этого пьедестала с каждой стороны в позе уже выступающих друг против друга противников поставлены на одном Ахилл, на другом — Мемнон».
Филострат Старший. Картины. Книга 1. 7. Рождение Гермеса. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
«[Из описания древнегреческой картины, изображающей похороны Мемнона] Эос-Заря своею скорбью над сыном сделала тусклым, печальным также и Гелия-Солнце; и просит она, чтобы ночь наступила ранее срока… мудро Денную Зарю [Эос]. [Здесь имена Эос и Гемера используются как синонимы]»
Каллистрат. Описание статуй. 1. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 4 в. н. э.):
«Увидавши такую статую, мы еще более начали верить, что и каменный колосс Мемнона в Эфиопии, как говорят, обладал человеческим голосом: при появлении дня [Гемеры] звуком он выражал свою радость, что день появляется; когда же день уходил, он, как будто горюя, издавал печальные звуки».
Каллистрат. Описание статуй. 9. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 4 в. н. э.):
«Статуя Мемнона, сына Тифона, была сделана в Эфиопии из камня… всякий раз когда день поднимался, Мемнон-статуя громко приветствовал Эос-Зарю [Гемеру]; всякий раз когда день к ночи склонялся, он стон испускал, печальный и жалобный, горюя об уходе его… Это создание художника, кроме того, успокаивает и горе Зари [Эос], его матери, не давая ей вечно искать сына».
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО
![]() Чернофигурная Гемера-Эос с колесницей 5 век до н.э.
| ![]() Чернофигурная вазопись Гелиос, Нюкта, Эос 6 век до н.э.
|
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Филострат Старший. Картины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
- Филострат Старший. Картины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
Список используемой литературы