Ника была крылатой богиней победы — победы как на войне, так и в мирном соревновании. Когда Зевс собирал союзников в начале войны Титанов, Стикс привела своих четверых детей — Нику (Победа), Зела (Соперничество), Кратоса (Сила) и Бия (Сила) на службу богу. Ника была назначена его возничим, и вместе все четверо стали стражами трона Зевса.
Ника изображалась на древнегреческих вазах со множеством атрибутов, включая венок или пояс для короны победителя, чашей для возлияния, курильницей для благовоний, алтарем и лирой для возлияния и празднование победы в песне.
В сценах Войны гигантов она появляется как возница Зевса. В мозаике и монетах Ника часто изображается держащей пальмовую ветвь как символ победы.
Ника была тесно связана с богиней Афиной и временами была не более чем атрибутом богини.
Изображение справа — Ника с лирой, 5 век до н.э., Художественный музей Блантона.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
БОГИНЯ НИКА | |
Родители | Паллант и Стикс |
Богиня чего | Победа |
Дом | Гора Олимп |
Символы | Пальмовая ветвь, крылья |
Римское имя | Виктория |
Греческое имя | Транслитерация | Римское имя | Английский перевод | Перевод |
Νικη | Nikê | Victoria | Victory (nikê) | Победа |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1] Паллант & Стикс (Hesiod Theogony 383, Bacchylides Frag 11 & Ep 2, Apollodorus 1.9, Hyginus Preface)
[2] Арес (Homeric Hymn 8 to Ares)
СЛОВАРЬ
НИКЕ Ника (Νίχη, «победа»), в греческой мифологии персонификация победы. Н.- дочь океаниды Стикс и Палланта — сына титана Крия (Неs. Theog. 383 след.). Сестра Силы, Мощи и Зависти, которые способствуют победе. Крылатая Н.- непременный атрибут Зевса и Афины, которые изображались с фигуркой Н. в руках; Зевс работы Фидия в храме Зевса в Олимпии держал в правой руке Н. из золота и слоновой кости. У каждой ножки трона тоже были изображены танцующие фигурки Н. ЕМ соответствует римская Виктория.Н.- один из эпитетов Афины как богини победы. На афинском акрополе был храм Афины Н. а. т.-г.
ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НИКИ
Гесиод. Теогония. 383-385. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 37) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Стикс, Океанова дочерь, в любви сочетавшись
с Паллантом,
Зависть [Зела] в дворце родила и прекраснолодыжную Нике [Победу].
Силу [Кратоса] и Мощь [Бию] родила она также, детей знаменитых».
Гомеровские гимны. VIII. К Аресу. 1-4. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 167) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«Apec…
Многосчастливой Победы [Ники] родитель, помощник Фемиды…»
Вакхилид. Песнь 11, пифийская. <«Претиды»>, Алексадиму Метапонтскому. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 250) (5 в. до н. э.):
«Ты, Победа [Ника]…
Дочь длинноволосой реки,
Правосудного Стикса!»
Вакхилид. X. Эпиграммы. 1. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 283) (5 в. до н. э.):
«Всеименитая дочь Паллады, богиня Победа [Ника]…»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. II (4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«… От Палланта и Стикс, дочери Океана, [родились] – Ника, Кратос, Зел и Биа».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 17. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 6):
«От гиганта Палланта и Стикс [родились] – Сцилла, Сила [Биа], Зависть [Зел], Власть [Кратос], Победа [Ника]…»
НИКА И ВОЙНА ТИТАНОВ
Гесиод. Теогония. 383-402. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 37) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Стикс, Океанова дочерь, в любви сочетавшись
с Паллантом,
Зависть в дворце родила и прекраснолодыжную Нике.
Силу [Кратоса] и Мощь [Биа] родила она также, детей знаменитых.
Нет у них дома отдельно от Зевса, пристанища нету,
Нет и пути, по которому шли бы не следом за богом;
Но неотступно при Зевсе живут они тяжкогремящем.
Так это сделала Стикс, нерушимая Океанида,
В день тот, когда на великий Олимп небожителей вечных
Созвал к себе молневержец Кронид [Зевс], олимпийский владыка,
И объявил им, что тот, кто пойдет вместе с ним на Титанов,
Почестей прежних не будет лишен и удел сохранит свой,
Коим дотоле владел меж богов, бесконечно живущих.
Если же кто не имел ни удела, ни чести при Кроне,
Тот и удел и почет подобающий ныне получит.
Первой тогда нерушимая Стикс на Олимп поспешила
Вместе с двумя сыновьями, совету отца повинуясь.
Щедро за это ее одарил и почтил Громовержец:
Ей предназначил он быть величайшею клятвой бессмертных,
А сыновьям приказал навсегда у него поселиться.
Также и данные всем остальным обещанья сдержал он…»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. II (4-5). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«… От Палланта и Стикс, дочери Океана, [родились] – Ника, Кратос, Зел и Биа. Воды Стикс, текущие из скалы в Аиде, Зевс сделал залогом клятв, предоставив ей эту честь за то, что Стикс со своими детьми была его союзником в борьбе с титанами».
Вакхилид. Песнь 11, пифийская. <«Претиды»>, Алексадиму Метапонтскому. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 250) (5 в. до н. э.):
«Ты, Победа [Ника],
[Чтимая] высочайшим отцом
На золотом Олимпе,
Стоя при Зевсе
Над смертными и бессмертными,
Ты решаешь исход их доблестей…»
НИКА, ЗЕВС И ГИГАНТ ТИФОН
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь II. 205-232. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 19-20) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Когда гигант Тифон осадил Олимп, бежали все боги, кроме Зевса и Ники:]
Дий [Зевс] же один восседает, лишь Ника несется утешить
Троп воздушнонебесных едва касаясь стопами –
Приняв образ Лето́, доспех родителю бранный
Передает и речи искусные держит при этом:
«Зевс, о владыка, родимым детям стань ты защитой,
Чтоб не видать мне Тифона супругом чистой Афины,
Матерью стать не дозволь не родившей матери деве,
Бурно взмечи зарницу, копье светоносное высей,
Снова и снова тучи гони, о тучегонитель!
Ибо основы вселенной, незыблемой древле, трепещут
Под Тифоновой дланью, четыре первопричины
Боле уже не в упряжке, – Део [Деметра] отказалась от нивы,
Геба оставила кубок, Арея копье – в небреженье,
Жезл Гермес позабыл, Аполлон забросил кифару,
Сам крылатый, стрелы пернатые с луком оставил,
Взмыл он лебедем в небо. Брачных союзов богиня,
Странствует Афродита и всё пребывает бесплодным,
Связь нерушимая мира разбита, и дев предводитель,
Эрос неукротимый, всё укрощавший – он, дерзкий,
В страхе бежал, разбросав породительниц страсти любовной,
Стрелы… Покинул Лемнос Гефест огнистый, хромая,
Мысля, что быстрым бегом несется! И даже, – вот чудо! –
Хоть Лето и не любит Гера, мне жалко и Геры!
Ах, неужто вернется отец твой в звезд хороводы?
«О, того да не будет! Хоть я и сама Титанида,
Я не желаю титанов, царствующих на Олимпе –
Только тебя и потомков твоих! Защити же ты громом
Чистую Артемиду!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь II. 357-359; 476-478. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 22, 25) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Гигант Тифон вступил в битву с Зевсом:]
Битвы пыл возгорелся в обоих, вела же Тифона
Распря [Эрида], над Зевсом парила, в боя направляя великий,
Ника…
Энио [богиня войны, спутница Ареса] не склонялась еще ни к какому решенью
В битве Тифона и Дия [Зевса], и с грохотом велешумным
Пляшущие перуны вихрились бурно в эфире».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь II. 418-420. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 24) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[В битве между Зевсом и Тифоном:]
«…Ника [Победа] свой щит подымает
Зевса прикрыть, Энио разражается битвенным кличем,
Грозно Арей рокочет, взметнув ураганные выси…»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь II. 700-702. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 30) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Зевс Кронид… Быстрый, ко сводам эфирным
Колесницу златую правит, Ника вспарила
И жеребцов отцовских бичом стегнула небесным».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь V. 107-112. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 54) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Вот на плесницах пребыстрых над Зевсом
Милая Ника [Победа] вспарила, в покой жениха она вводит,
Кадма, всепомощника Дия [в битве с Тифоном], и здравицу кличет, пред входом
Девственными устами брачную песнь зачинает,
Движется шагом скользящим и в плавной пляске стыдливой
Плещет крылами своими в кругу пернатых эротов [Любви]».
НИКА – БОГИНЯ ПОБЕДЫ НА СОСТЯЗАНИЯХ
Пиндар. Истмийские песни. 2. Ксенократу Акрагантскому. 25-27. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 164) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«…И сладко выдохнули ему [победителю в состязании] привет,
Припавшему к коленям золотой Победы [Ники]
В той земле,
Где слывет священный лес Олимпийского Зевса…»
Вакхилид. Песнь 3, олимпийская <«Крез»>, Гиерону Сиракузскому. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 230-231) (5 в. до н. э.):
«…И воспой стремящихся гиероновых коней
В олимпийском беге,
Где гордая победа [Ника] и блещущая Харита
Ринули их над ширью пенного Алфея…»
Вакхилид. Песнь 10, истмийская. Аглаю Афинскому. 5. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 247) (5 в. до н. э.):
«…[Кто видел] золотую [победу] своими глазами…»
Вакхилид. Песнь 10, истмийская. Аглаю Афинскому. 15 и далее. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 248) (5 в. до н. э.):
«Столько ты раз
Во имя Победы [Ники]
Русую голову обвивал цветами…»
[На состязаниях].
Вакхилид. Песнь 11, пифийская. <«Претиды»>, Алексадиму Метапонтскому. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 250) (5 в. до н. э.):
«Дарительница сладких даров,
Ты, Победа [Ника],
[Чтимая] высочайшим отцом
На золотом Олимпе,
Стоя при Зевсе
Над смертными и бессмертными,
Ты решаешь исход их доблестей;
Милостива к нам будь,
Дочь длинноволосой реки,
Правосудного Стикса!
Ныне но воле твоей
Любимый богами Метапонт
Празднествами полон и шествиями
Крепких юношей,
А поют они пифийского победителя…»
Вакхилид. Песнь 13, немейская. <«Эакиды»>, Пифею Эгинскому. 59-66. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 255) (5 в. до н. э.):
«Кто кладет на жертвенник первовластного Зевса
Цветы, сплетенные славящею Победою
[то есть венок, возложенный на голову победителя в состязаниях],
Тем и вживе,
Пусть хоть немногим,
Золотая сияет слава меж смертных,
А когда темным облаком их окутает смерть, –
Бессмертна пребудет слава их дел,
Никаким не колеблемая жребием».
Вакхилид. Песнь 12, немейская. Тисию Эгинскому на победу в борьбе. 59-66. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 254) (5 в. до н. э.):
«Божественная Победа
Пролагает мне путь
К счастливому острову Эгине,
Чтобы ради моих гостеприимцев
Песнями [победы] украсить богозданный город…»
Вакхилид. X. Эпиграммы. 1. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 283) (5 в. до н. э.):
«Всеименитая дочь Паллады, богиня Победа [Ника],
Хор из Карфеи ведет перед тобой хоровод.
Будь благосклонна к нему и поэта венчай
Вакхилида,
Как досель, так и впредь на состязаниях Муз».
Аристофан. Птицы. Эксод. Строфа 7. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 2.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):
«[О крылатых богах:]
Вот и Гермес ведь
Хоть и бог, а пернат и умеет летать. Да и многие боги летают.
Вот, к примеру, Эрот [Любовь]. Или Нику [Победу] возьми, у которой из золота крылья.
А Ирида [Вестница], как нам сообщает Гомер, на трусиху голубку похожа».
Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 80-82. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«[В состязании Афины и Посейдона за обладание Афинами:]
Изображает она, как из почвы, копьем прободенной,
Был извлечен урожай плодоносной сребристой оливы.
Боги дивятся труду. Окончанье работы – победа [Виктория, Ника]».
НИКА – БОГИНЯ ПОБЕДЫ В ВОЙНЕ
Гомеровские гимны. VIII. К Аресу. 1-4. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 167) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«Apec…
Многосчастливой Победы [Ники] родитель, помощник Фемиды…»
Орфический гимн XXXIII. Нике (фимиам, манна). 1-11. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 213) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
«Нику [Победу], желанную смертным, зову, благодатную силой,
Ту, что одна отрешает людей от борьбы и умеет
Буйный мятежный порыв в нелегком сраженье с врагами…
Все в твоей власти, о Ника, – и слава в любом состязанье,
Светлая, полная всяческих благ, причитается Нике.
Ты, о блаженная, ты, о желанная, светлая взором,
Вечно являйся, достойно верша лишь достойное дело!»
Овидий. Метаморфозы. Книга восьмая. 12-13. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Бранное счастье [в мегарско-критской войне] еще колебалось, однако же. Долго
Дева Победа [Виктория, Ника] меж них на крылах нерешительных реет».
ГИМНЫ НИКЕ
Орфический гимн XXXIII. Нике (фимиам, манна). 1-11. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 213) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
«Нику, желанную смертным, зову, благодатную силой,
Ту, что одна отрешает людей от борьбы и умеет
Буйный мятежный порыв в нелегком сраженье с врагами,
В войнах, сулящих трофеи, унять, и к кому обернется –
Тем и дарует победа свою сладчайшую славу.
Все в твоей власти, о Ника, – и слава в любом состязанье,
Светлая, полная всяческих благ, причитается Нике.
Ты, о блаженная, ты, о желанная, светлая взором,
Вечно являйся, достойно верша лишь достойное дело!»
КУЛЬТ
I. АФИНЫ – главный город Аттики (Южная Греция).
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Направо от Пропилеи [акрополя в Афинах] находится храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы)».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXIV. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Статуя Афины [в афинском акрополе] изображает ее во весь рост в хитоне до самых ног… в руке она держит изображение Ники (Победы), приблизительно в четыре локтя, а в другой руке – копье…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Спарте] … находится храм Гиппосфена… Против этого храма находится древняя статуя Эниалия, закованного в цепи. Лакедемоняне придают такой же смысл этой статуе, как афиняне своей, так называемой Нике Аптерос (Бескрылой победе): они считают, что Эниалий, будучи закован в цепи, от них никогда не уйдет, а афиняне тоже считают, что всегда у них останется «Победа», так как у нее нет крыльев, (чтобы улететь)».
Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXVI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В память события при Сфактерии [победы над спартанцами] афиняне воздвигли на акрополе медную статую Ники».
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XXVI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Около Афины поставлена Ника; ее посвятили мантинейцы: в надписи они не указывают, за какую войну они ее посвятили. Говорят, что Каламид сделал ее бескрылой, подражая деревянной статуе, так называемой Нике Аптерос (Бескрылой победе) в Афинах».
II. ПИРЕЙ, город в Аттике (Южная Греция)
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. I. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В храме Зевса в Пирее (Аттика)] наиболее достойно внимания святилище Афины и Зевса; обе статуи сделаны из бронзы; Зевс держит в руках скипетр и Нику (Победу)…»
III. ТИТАНА, город в Арголиде (Южная Греция)
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XI. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На фронтоне храма [Асклепия] изображен Геракл и по краям Ники (Победы)…»
IV. СПАРТА, главный город Лаконики (Южная Греция)
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть там и второй храм Афины Эрганы (Работницы)… В западной части портика есть два изображения орлов, а с ними две одинаковые Ники (Победы); это – приношение Лисандра, в воспоминание о двух победах…»
V. СВЯТИЛИЩЕ ОЛИМПИИ в Элиде (Южная Греция)
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XI. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Бог [статуя Зевса в Олимпии] сидит на троне… В правой руке он держит Нику (Победу), тоже сделанную из золота и слоновой кости; у нее повязка и венок на голове…У каждой ножки трона изображены четыре Ники (Победы) в виде танцующих фигур и две другие внизу у каждой из ножек».
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). X. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«С обеих сторон крыши храма [Зевса] в Олимпии стоят позолоченные чаши; статуя Победы, также позолоченная, стоит по самой середине фронтона…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Олимпии есть жертвенник] Зевсу Катарсию (Очистителю) и Нике…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XVII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В храме Геры в Олимпии]… находятся и Латона, Тиха и Дионис, а также крылатая Ника (Победа) [их статуи]…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XXVI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Из дорийских мессенцев те, которые некогда занимали Навпакт, получив его от афинян, посвятили в Олимпию изображение Ники (Победы), стоящей на колонне».
Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XXVI. 6-7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Около [статуи] Афины [в Олимпии] поставлена Ника; ее посвятили мантинейцы [жители города Мантинея в Аркадии]: в надписи они не указывают, за какую войну они ее посвятили. Говорят, что Каламид сделал ее бескрылой, подражая деревянной статуе, так называемой Нике Аптерос (Бескрылой победе) в Афинах».
Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XVIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Олимпии] есть и медная колесница Кратисфена из Кирены; на этой колеснице стоит Ника (Победа) и сам Кратисфен. Отсюда ясно, что он победил в состязании коней и колесниц».
VI. ТЕСПИЯ, город в Беотии (Центральная Греция)
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXVII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от площади [в Феспии (Беотия)] – [находятся] медная статуя Ники (Победы) и небольшой храм Муз…»
VII. СИРАКУЗЫ, город на Сицилии
Цицерон. О природе богов. Книга III. XXXIV (43). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«Он же [сиракузский тиран Дионисий], нимало не колеблясь, снял с протянутых рук [статуй] богов сделанные из золота маленькие статуи Победы, а также золотые чаши и венки, приговаривая, что он их принимает, а не отнимает…»
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Гомеровские гимны. / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Пиндар. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. ???) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Аристофан. Птицы. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 2.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Орфические гимны. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
Список используемой литературы