Культ Аида

Аид был богом подземного мира и мертвых.

У него было немного святынь в древнем мире, но его почитали во время похоронных церемоний, и он играл роль в культах Мистерий. Его единственным значительным культовым центром в Греции был Оракул Мертвых в Феспротии.

Возможно, сохранились только две культовые статуи Аида, одна из которых названа Сераписом. Он изображен как суровый бородатый бог, стоящий рядом с трехглавой гончей Цербер.

Изображение справа — Аид и Персефона, греко-римский барельеф, Национальный археологический музей Реджо-ди-Калабрии или Палаццо Пьячентини — музей в Реджо-ди-Калабрии.

ОСНОВНОЙ КУЛЬТ

Аида почитали в древнегреческих погребальных церемониях и некромантических обрядах — мистическом общении с призраками мертвых.

Поэтические описания некромантских обрядов смотрите: Бог чародейства и явлений призраков

КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 28. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«А сто­ят здесь [в святилище Эриний в Афинах] Плу­тон [Аид], Гер­мес и ста­туя Геи (Зем­ли). Здесь при­но­сят жерт­ву те, кото­рым уда­лось оправ­дать­ся от обви­не­ния на Аре­о­па­ге, и при­но­сят эти жерт­вы оди­на­ко­во как ино­зем­цы, так и горо­жане».

II. ЭЛЕВСИН ГОРОД В АТТИКЕ

Аид был богом Элевсинских мистерий.

КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 2. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть и ста­туи Зев­са — они нахо­дят­ся под откры­тым небом; одна из этих ста­туй не име­ла назва­ния, вто­рая носи­ла назва­ние Зев­са Хто­ния (Под­зем­но­го) [Аида], а третью назы­ва­ли Зев­сом Гип­си­стом (Высо­чай­шим)».

 

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. РЯДОМ С МИКЕНАМИ ГОРОД В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 18. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В храме на дороге из Микен в Аргос, Арголида] дере­вян­ные изо­бра­же­ния Коры, Плу­то­на и Демет­ры»

II. ТРЕЗЕН ГОРОД В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 31. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В храме Артемиды в Троезене, Арголида] В этом хра­ме нахо­дят­ся жерт­вен­ни­ки богов, так назы­вае­мых Под­зем­ных [Аид и Персефона]. И гово­рят, что сюда была при­веде­на Дио­ни­сом (его мать) Семе­ла из под­зем­но­го цар­ства и что буд­то сюда при­вел Геракл пса из Аида».

III. ГЕРМИОНЫ ГОРОД В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 35. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть там и дру­гой храм; его со всех сто­рон окру­жа­ют ста­туи. Этот храм нахо­дит­ся про­тив хра­ма Хто­нии [Деметры] и назы­ва­ет­ся он хра­мом Кли­ме­на, тут же при­но­сят и жерт­вы Климе­ну. Я лич­но не думаю, что был такой Кли­мен, при­быв­ший из Аргоса в Гер­ми­о­ну, но счи­таю это наиме­но­ва­ни­ем бога, о кото­ром ска­за­ние гово­рит, что он явля­ет­ся под­зем­ным царем [Аидом]… Поза­ди хра­ма Хто­нии есть места, одно из кото­рых жите­ли Гер­ми­о­ны назы­ва­ют местом Кли­ме­на, дру­гое — Плу­то­на, а третье из них — озе­ром Ахе­ру­си­ей. Все они окру­же­ны огра­да­ми из кам­ня, а на месте Кли­ме­на есть глу­бо­кий про­вал; по ска­за­ни­ям гер­ми­он­цев, через этот про­вал Гер­ку­лес вывел на зем­лю пса [Кербера] из Аида».

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АМИКЛЫ ГОРОД В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 19. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На жерт­вен­ни­ке [Аполлона в Амиклах, лакедемонии] сде­ла­ны изо­бра­же­ния Демет­ры, Коры и Плу­то­на, а за ними Мой­ры и Горы, вме­сте с ними — Афро­ди­та, Афи­на и Арте­ми­да»

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 25. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Свя­щен­ный уча­сток Аида и его храм — у элей­цев есть посвя­щен­ный ему и тот и дру­гой — откры­ва­ет­ся каж­дый год один раз, но даже и тогда не поз­во­ля­ет­ся вхо­дить туда нико­му, кро­ме опре­де­лен­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Насколь­ко я знаю, из людей почи­та­ют Аида одни толь­ко элей­цы по сле­дую­щей при­чине. Когда Геракл шел похо­дом про­тив Пило­са, что в Элиде, гово­рят, помощ­ни­цей ему была Афи­на; на помощь же пилос­цам явил­ся Аид из-за нена­ви­сти к Герак­лу. За это в Пило­се возда­ет­ся Аиду покло­не­ние. Они в под­твер­жде­ние сво­его рас­ска­за при­во­дят сло­ва Гоме­ра, ска­зав­ше­го в «Илиа­де»:

Сам Аидес, меж бога­ми ужас­ный, стра­дал от пер­на­той.
Тот же поги­бель­ный муж, гро­мо­верж­це­ва отрасль, Аиде­са,
В Пило­се ранив средь мерт­вых, в стра­да­ния горь­кие вверг­нул.

Если во вре­мя похо­да Ага­мем­но­на и Мене­лая на Или­он Посей­дон, по ска­за­нию Гоме­ра, был помощ­ни­ком элли­нам, то вовсе не неве­ро­ят­но, по мне­нию того же поэта, что и Аид защи­щал пилос­цев. Вот за это элей­цы и воз­двиг­ли храм богу как мило­сти­во­му к ним и враж­деб­но­му к Герак­лу. У них есть закон — откры­вать этот храм один раз в год, пото­му что, думаю, и людям один раз <в жиз­ни> при­хо­дит­ся спус­кать­ся в жили­ще Аида».

II. МИНФА ГОРА В ЭЛИДЕ

Страбон. География. Книга 8. 3. 14 — 15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Вбли­зи Пило­са [в Трифилии, Илиде] на восто­ке нахо­дит­ся гора, назван­ная по име­ни Мин­фы, кото­рая, как рас­ска­зы­ва­ют мифы, сде­ла­лась налож­ни­цей Аида и была рас­топ­та­на Корой [Персефоной], а затем пре­вра­ще­на в садо­вую мяту, кото­рую неко­то­рые назы­ва­ют «души­стой мятой». Кро­ме того, вбли­зи горы нахо­дят­ся свя­щен­ный уча­сток Аида, почи­тае­мый и маки­стий­ца­ми, и роща, посвя­щен­ная Демет­ре, кото­рая рас­по­ло­же­на над пилос­ской рав­ни­ной… К севе­ру, на гра­ни­цах с Пило­сом, было два малень­ких три­фи­лий­ских город­ка — Гипа­на и Тим­па­неи… Побли­зо­сти от этих мест текут две реки — Дали­он и Ахе­ронт, впа­даю­щие в Алфей. Ахе­ронт полу­чил свое имя в силу близ­ко­го отно­ше­ния к Аиду; ибо там весь­ма чти­лись не толь­ко свя­ти­ли­ща Демет­ры и Коры [Персефоны], но и свя­ти­ли­ща Аида, может быть из-за «про­ти­во­ре­чий поч­вы»22, как гово­рит Демет­рий Скеп­сий­ский. Хотя Три­фи­лия пло­до­род­на, но она про­из­во­дит хлеб со ржой и беле­ной, поэто­му в этой мест­но­сти часто быва­ет вме­сто боль­шо­го уро­жая силь­ный недо­род».

III. ОЛИМПИЯ ДЕРЕВНЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 14. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Элиде Олимпии] нахо­дит­ся жерт­вен­ник… Зев­су, име­ну­е­мо­му Хто­ни­ем (Под­зем­ным)…»

 

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КОРОНЕЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ

Страбон. География. Книга 9. 2. 29. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Полу­чив гос­под­ство над Коро­не­ей [в Фокиде после Троянской войны], они [беотийцы] постро­и­ли на рав­нине перед горо­дом свя­ти­ли­ще Итон­ской Афи­ны… Здесь обыч­но сплав­ля­лись Пам­бео­тии. Как гово­рят, ста­туя Аида посвя­ща­лась в хра­ме вме­сте со ста­ту­ей Афи­ны в силу какой-то мисти­че­ской при­чи­ны».

 

КУЛЬТ В ФЕСПРОТИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

Некромантский оракул Аида в Феспротии был самым значительным святилищем бога в Древней Греции. По некоторым данным, это было место приключений Одиссея в преисподней, как описано в «Одиссее».

Геродот. История. Книга 5. 92. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Он [Пери­андр, Коринфский тиран и в 627 году до н. э.] отпра­вил ведь послов в Фес­про­тию на реке Ахе­рон­те вопро­сить ора­кул мерт­вых [о вве­рен­ном ему] в заклад иму­ще­стве како­го-то госте­при­им­ца. Тогда яви­лась [тень] Мелис­сы и ска­за­ла, что ни зна­ка­ми, ни сло­ва­ми она не ука­жет места, где лежит доб­ро. Она ведь совер­шен­но нагая и мерзнет, так как ее погре­баль­ные одеж­ды не были сожже­ны вме­сте с ней и пото­му она не может ими поль­зо­вать­ся. В дока­за­тель­ство прав­ди­во­сти сво­их слов она напом­ни­ла Пери­ан­дру, что он поло­жил хле­бы в холод­ную печь. Когда послы сооб­щи­ли об этом Пери­ан­дру (для него ответ Мелис­сы был досто­вер­ным дока­за­тель­ст­вом, так как он сово­ку­пил­ся с ней уже без­ды­хан­ной), он тот­час же после это­го изве­стия пове­лел через гла­ша­тая всем коринф­ским жен­щи­нам собрать­ся в храм Геры. Они при­шли, нарядив­шись в свои самые кра­си­вые одеж­ды, как на празд­ник, а тиран поста­вил сво­их тело­хра­ни­те­лей в заса­де и велел дого­ла раздеть всех жен­щин без раз­бо­ра — как сво­бод­ных, так и слу­жа­нок. Одеж­ды же их Пери­андр при­ка­зал бро­сить в яму и сжечь, при­зы­вая Мелис­су. После это­го Пери­андр вновь отпра­вил послов в Фес­про­тию, и тогда тень Мелис­сы ука­за­ла место, куда она спря­та­ла [вве­рен­ное ему] сокро­ви­ще госте­при­им­ца».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 17. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«О кон­чине Тесея рас­ска­зы­ва­ет­ся мно­го меж­ду собой несо­глас­но­го. Гово­рят, что он нахо­дил­ся в око­вах до тех пор, пока он не был осво­бож­ден Герак­лом. Из того, что я слы­шал, самое досто­вер­ное вот что: напав на фес­протов с тем, чтобы похи­тить жену царя фес­протов, он при этом поте­рял боль­шую часть сво­его вой­ска, а сам он и Пери­фой, — Пери­фой, уско­ряя этот брак, сам участ­во­вал в похо­де, — так вот, они были взя­ты в плен, и царь фес­протов, свя­зав их, дер­жал в Кихи­ре. [Подземный мир истории был идентифицирован как святыня некроманта.] В фес­прот­ской зем­ле есть мно­го достой­но­го обо­зре­ния, в том чис­ле осо­бен­но храм Зев­са в Додоне и свя­щен­ный дуб это­го бога; око­ло Кихи­ры есть боло­то, назы­вае­мое Ахе­ру­сия, и река Ахе­ронт; течет там и Кокит с очень отвра­ти­тель­ной водой. Мне кажет­ся, что Гомер все это видел и решил при опи­са­нии адских мест во вто­рой сво­ей поэ­ме дать адским рекам эти име­на рек стра­ны фес­протов».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 14. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Элей­цы счи­та­ют нуж­ным употреб­лять при жерт­во­при­но­ше­ни­ях Зев­су дро­ва толь­ко бело­го топо­ля, а не како­го-либо дру­го­го дере­ва, по той при­чине пред­по­чи­тая белый тополь, как мне кажет­ся, всем дру­гим дере­вьям, что Геракл при­нес его в Элла­ду из стра­ны фес­протов. Я лич­но думаю, что и Геракл, когда при­но­сил жерт­ву Зев­су в Олим­пии, сжег бед­ра жерт­вен­ных живот­ных на дро­вах из бело­го топо­ля. Геракл нашел его рас­ту­щим у реки Ахе­рон­та в стране фес­протов, и поэто­му, гово­рят, Гомер назвал его ахе­рон­то­вым дере­вом. [N.B. Феспротийская река Ахерон отождествлялась с потоком подземного мира, а белый тополь был священным деревом бога Аида.]»

 

КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. АКАХАРКИ ГОРОД В КАРИИ

Страбон. География. Книга 14. 1. 44. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«На доро­ге меж­ду Трал­ла­ми и Нисой, неда­ле­ко от горо­да, нахо­дит­ся селе­ние нисей­цев Аха­ра­ки; там есть свя­ти­ли­ще Плу­то­на [Аида] с пыш­ным свя­щен­ным участ­ком, храм Плу­то­на [Аида] и Коры [Персефоны], а так­же Харо­ний — пеще­ра, лежа­щая над свя­щен­ным участ­ком, уди­ви­тель­ная по сво­им при­род­ным свой­ствам. Ибо туда, как гово­рят, при­хо­дят боль­ные, веря­щие в цели­тель­ную силу этих богов, и живут в селе­нии неда­ле­ко от пеще­ры у опыт­ных жре­цов; послед­ние про­во­дят ночь вме­сто них в пеще­ре и на осно­ва­нии сно­виде­ний пред­пи­сы­ва­ют лече­ние. Они же взы­ва­ют к богам об исце­ле­нии. Неред­ко жре­цы вво­дят самих боль­ных в пеще­ру и остав­ля­ют там с.608 спо­кой­но лежать, как в зве­ри­ной бер­ло­ге, мно­го дней без пищи. Ино­гда боль­ные при­ни­ма­ют на веру и свои соб­ст­вен­ные сны, но при этом все-таки обра­ща­ют­ся к тем людям за объ­яс­не­ни­ем таин­ст­вен­но­го зна­че­ния сно­виде­ний и за сове­та­ми. Для всех осталь­ных это место недо­ступ­но и гибель­но. Каж­дый год в Аха­ра­ках справ­ля­ют празд­не­ство, и тогда участ­ни­ки его как раз могут наблюдать и слы­шать обо всем этом. На этом празд­не­стве маль­чи­ки и юно­ши из гим­на­сия, нагие и обиль­но ума­щен­ные мас­лом, ловят быка и поспеш­но отво­дят в пеще­ру; там быка отпус­ка­ют, и он, прой­дя немно­го впе­ред, изды­ха­ет.
В 30 ста­ди­ях от Нисы (перей­дя Тмол и гору Месо­гиду), к югу от нее рас­по­ло­же­на мест­ность под назва­ни­ем Лимон33, куда при­хо­дят нисей­цы и все окрест­ные жите­ли справ­лять празд­ник. Непо­да­ле­ку от это­го места нахо­дит­ся вход в пеще­ру, посвя­щен­ную тем же богам [Аиду и Персефоне], кото­рая, гово­рят, тянет­ся под зем­лей до Аха­ра­ков».

II. ГИЕРАПОЛИС ГОРОД В КАРИИ

Страбон. География. Книга 5. 4. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Про­ле­таю­щие через залив пти­цы пада­ют в воду, поги­бая от поды­маю­щих­ся испа­ре­ний13, как это быва­ет в Плу­то­но­вых пеще­рах [святилищем Аида].
[Плу­то­но­вы­ми пеще­ра­ми, или «Плу­то­ни­я­ми», назы­ва­лись места, из кото­рых под­ни­ма­лись испа­ре­ния ядо­ви­тых газов. Такие места, по веро­ва­ни­ям древ­них, счи­та­лись вхо­да­ми в под­зем­ный мир. Сами пеще­ры назы­ва­лись Харо­ни­я­ми]»

 

КУЛЬТ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. КУМЫ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Оракул мертвых в Куме был священным местом для богов Аида и Персефоны.

Страбон. География. Книга 5. 4. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Близ Кум [в Кумах, Италия] нахо­дит­ся мыс Мисен, а в про­ме­жут­ке лежит Ахе­ру­сий­ское озе­ро — нечто вро­де мел­ко­вод­но­го лима­на. Обо­гнув Мисен, тот­час под мысом всту­па­ем в гавань; после гава­ни идет побе­ре­жье, вре­заю­ще­е­ся в мате­рик виде глу­бо­кой бух­ты; на этом побе­ре­жье нахо­дят­ся Байи и горя­чие источ­ни­ки — место, при­спо­соб­лен­ное для весе­ло­го вре­мя­пре­про­вож­де­ния и для лече­ния болез­ней. По сосед­ству с Бай­я­ми нахо­дит­ся залив Локрин, а внут­ри его [озе­ро] Аверн, обра­зу­ю­щее полу­ост­ров из зем­ли, отде­лен­ной от косой линии меж­ду Кума­ми и Авер­ном до Мисе­на; ведь там оста­ет­ся толь­ко пере­ше­ек шири­ной в немно­го ста­дий, счи­тая пря­мо по тун­не­лю к самим Кумам и к морю око­ло Кум. Люди пред­ше­ст­ву­ю­ще­го мое­му поко­ле­ния свя­зы­ва­ли с Авер­ном миф о гоме­ров­ской «Некюйе» [то есть путешествия Одиссея в Подземный мир в Одиссее]. И, кро­ме того, рас­ска­зы­ва­ют, что там дей­ст­ви­тель­но был ора­кул мерт­вых [т.е. богов Аида и Персефоны] и что туда при­хо­дил Одис­сей… Залив Аверн окру­жен отвес­ны­ми ска­ли­сты­ми хол­ма­ми, воз­вы­шаю­щи­ми­ся со всех сто­рон, за исклю­че­ни­ем вхо­да… Прав­да, теперь эти хол­мы возде­ла­ны тяж­ким чело­ве­че­ским трудом, а преж­де были покры­ты дре­му­чим и непро­хо­ди­мым лесом огром­ных дере­вьев. Чело­ве­че­ское суе­ве­рие пре­вра­ти­ло залив из-за этих ска­ли­стых хол­мов в оби­та­ли­ще при­зра­ков. Мест­ные жите­ли при­бав­ля­ют еще мифи­че­ский рас­сказ о том, что про­ле­таю­щие через залив пти­цы пада­ют в воду, поги­бая от поды­маю­щих­ся испа­ре­ний, как это быва­ет в Плу­то­но­вых пеще­рах. Эту мест­ность они так­же счи­та­ли Плу­то­но­вой, пола­гая, что там жили ким­ме­рий­цы. Во вся­ком слу­чае туда пус­ка­лись в пла­ва­ние толь­ко те, кто, при­не­ся пред­ва­ри­тель­но жерт­ву, уми­ло­сти­вил под­зем­ные боже­ства, при­чем жре­цы, кото­рые бра­ли это место на откуп, руко­во­ди­ли подоб­но­го рода свя­щен­но­дей­ст­ви­я­ми. Там есть у моря какой-то источ­ник питье­вой воды, но все мест­ные жите­ли воз­дер­жи­ва­лись пить из него, счи­тая его воду водой Стикса. Здесь же где-то нахо­дит­ся и ора­кул, и мест­ные жите­ли по при­сут­ст­вию горя­чих источ­ни­ков заклю­ча­ли о бли­зо­сти Пириф­ле­ге­тон­та [т. е. подземной реки огня] и Ахе­ру­сий­ско­го озе­ра. Кро­ме того, Эфор, кото­рый поме­ща­ет здесь ким­ме­рий­цев, утвер­жда­ет, что послед­ние жили в зем­лян­ках (их назы­ва­ли «аргил­ла­ми»); ким­ме­рий­цы сооб­ща­лись друг с дру­гом, по его сло­вам, по каким-то под­зем­ным ходам и при­ни­ма­ли чуже­стран­цев в поме­ще­нии ора­ку­ла, нахо­див­ше­го­ся глу­бо­ко под зем­лей. Жили ким­ме­рий­цы гор­ным про­мыс­лом и подач­ка­ми от людей, вопро­шав­ших ора­кул, и мест­ный царь назна­чал им опре­де­лен­ные выда­чи. У слу­жи­те­лей ора­ку­ла суще­ст­ву­ет дедов­ский обы­чай: никто из них не дол­жен видеть солн­ца, и толь­ко ночью они могут выхо­дить из сво­их пещер. Вот поче­му Гомер ска­зал о них, что

…нико­гда не явля­ет
Оку людей там лица луче­зар­но­го Гелий.
(Од. XI, 15)

Впо­след­ст­вии ким­ме­рий­цы были истреб­ле­ны каким-то царем за то, что C. 245пред­ска­за­ние, дан­ное ему ора­ку­лом, не испол­ни­лось в его поль­зу. Одна­ко ора­кул суще­ст­ву­ет еще и теперь, хотя он пере­не­сен в дру­гое место. Тако­вы мифи­че­ские ска­за­ния наших пред­ков».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 4. 22. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Отпра­вив­шись из Фле­грей­ской рав­ни­ны [Около Кум в Италии] к морю, Геракл про­вел работы у озе­ра Аверн1, кото­рое счи­та­ет­ся свя­щен­ным озе­ром Пер­се­фо­ны. Озе­ро это рас­по­ло­же­но меж­ду Мизе­ном1 и обла­стью Дике­ар­хеи у теп­лых источ­ни­ков. Окруж­ность озе­ра состав­ля­ет пять ста­ди­ев, а глу­би­на его неве­ро­ят­ная, вода же в нем необы­чай­но чистая и кажет­ся голу­бой по при­чине огром­ной глу­би­ны. Мифы гла­сят, что в ста­ри­ну здесь было про­ри­ца­ли­ще мерт­вых, кото­рое яко­бы исчез­ло в более позд­ние вре­ме­на».

ЭПИТЕТЫ

У Аида было несколько эпитетов:

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΠλουτωνPloutônPlutoOf Wealth (ploutos)Богатство (плутос)
Θεων ΧθονιοςTheôn KhthoniosTheon ChthoniusGod of the UnderworldБог Подземного мира
Ζευσ ΧθονιοςZeus KhthoniosZeus ChthoniusZeus of the UnderworldЗевс Подземного мира

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΠολυσημαντωρPolysêmantôrPolysemantorRuler of ManyПравитель многих
ΠολυδεγμωνPolydegmônPolydegmonHost of ManyХозяин многих

Другие поэтические эпитеты, используемые трагиками включают:

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΠολυξενοςPolyxenosPolyxenusHost of ManyХозяин многих
ΝεκροδεγμωνNekrodegmônNecrodegmonReceiver of the DeadПринимающих мертвых
Νεκρων ΣωτηρNekrôn SôtêrNecron SoterSaviour of the DeadСпаситель мертвых

Эпитеты для святынь, посвященных богу, включают:

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΠλουτωνιονPloutônionPlutoniumTemple of PloutonХрам Плутона
ΝεκυομαντηιονNekyomantêionNecyomantiumNecromantic ShrineНекромантическое святилище

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология