Аид был богом подземного мира и мертвых.
У него было немного святынь в древнем мире, но его почитали во время похоронных церемоний, и он играл роль в культах Мистерий. Его единственным значительным культовым центром в Греции был Оракул Мертвых в Феспротии.
Возможно, сохранились только две культовые статуи Аида, одна из которых названа Сераписом. Он изображен как суровый бородатый бог, стоящий рядом с трехглавой гончей Цербер.
Изображение справа — Аид и Персефона, греко-римский барельеф, Национальный археологический музей Реджо-ди-Калабрии или Палаццо Пьячентини — музей в Реджо-ди-Калабрии.
- ОСНОВНОЙ КУЛЬТ
- КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ
- II. ЭЛЕВСИН ГОРОД В АТТИКЕ
- КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ
- КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. РЯДОМ С МИКЕНАМИ ГОРОД В АРГОЛИДЕ
- II. ТРЕЗЕН ГОРОД В АРГОЛИДЕ
- III. ГЕРМИОНЫ ГОРОД В АРГОЛИДЕ
- КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АМИКЛЫ ГОРОД В ЛАКЕДЕМОНИИ
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ
- II. МИНФА ГОРА В ЭЛИДЕ
- III. ОЛИМПИЯ ДЕРЕВНЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
- КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. КОРОНЕЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
- КУЛЬТ В ФЕСПРОТИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
- КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. АКАХАРКИ ГОРОД В КАРИИ
- II. ГИЕРАПОЛИС ГОРОД В КАРИИ
- КУЛЬТ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. КУМЫ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
- ЭПИТЕТЫ
ОСНОВНОЙ КУЛЬТ
Аида почитали в древнегреческих погребальных церемониях и некромантических обрядах — мистическом общении с призраками мертвых.
Поэтические описания некромантских обрядов смотрите: Бог чародейства и явлений призраков
КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 28. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«А стоят здесь [в святилище Эриний в Афинах] Плутон [Аид], Гермес и статуя Геи (Земли). Здесь приносят жертву те, которым удалось оправдаться от обвинения на Ареопаге, и приносят эти жертвы одинаково как иноземцы, так и горожане».
II. ЭЛЕВСИН ГОРОД В АТТИКЕ
Аид был богом Элевсинских мистерий.
КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 2. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть и статуи Зевса — они находятся под открытым небом; одна из этих статуй не имела названия, вторая носила название Зевса Хтония (Подземного) [Аида], а третью называли Зевсом Гипсистом (Высочайшим)».
КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. РЯДОМ С МИКЕНАМИ ГОРОД В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 18. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В храме на дороге из Микен в Аргос, Арголида] деревянные изображения Коры, Плутона и Деметры»
II. ТРЕЗЕН ГОРОД В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 31. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В храме Артемиды в Троезене, Арголида] В этом храме находятся жертвенники богов, так называемых Подземных [Аид и Персефона]. И говорят, что сюда была приведена Дионисом (его мать) Семела из подземного царства и что будто сюда привел Геракл пса из Аида».
III. ГЕРМИОНЫ ГОРОД В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 35. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть там и другой храм; его со всех сторон окружают статуи. Этот храм находится против храма Хтонии [Деметры] и называется он храмом Климена, тут же приносят и жертвы Климену. Я лично не думаю, что был такой Климен, прибывший из Аргоса в Гермиону, но считаю это наименованием бога, о котором сказание говорит, что он является подземным царем [Аидом]… Позади храма Хтонии есть места, одно из которых жители Гермионы называют местом Климена, другое — Плутона, а третье из них — озером Ахерусией. Все они окружены оградами из камня, а на месте Климена есть глубокий провал; по сказаниям гермионцев, через этот провал Геркулес вывел на землю пса [Кербера] из Аида».
КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АМИКЛЫ ГОРОД В ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 19. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На жертвеннике [Аполлона в Амиклах, лакедемонии] сделаны изображения Деметры, Коры и Плутона, а за ними Мойры и Горы, вместе с ними — Афродита, Афина и Артемида»
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 25. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Священный участок Аида и его храм — у элейцев есть посвященный ему и тот и другой — открывается каждый год один раз, но даже и тогда не позволяется входить туда никому, кроме определенного священнослужителя. Насколько я знаю, из людей почитают Аида одни только элейцы по следующей причине. Когда Геракл шел походом против Пилоса, что в Элиде, говорят, помощницей ему была Афина; на помощь же пилосцам явился Аид из-за ненависти к Гераклу. За это в Пилосе воздается Аиду поклонение. Они в подтверждение своего рассказа приводят слова Гомера, сказавшего в «Илиаде»:
Сам Аидес, меж богами ужасный, страдал от пернатой.
Тот же погибельный муж, громовержцева отрасль, Аидеса,
В Пилосе ранив средь мертвых, в страдания горькие ввергнул.Если во время похода Агамемнона и Менелая на Илион Посейдон, по сказанию Гомера, был помощником эллинам, то вовсе не невероятно, по мнению того же поэта, что и Аид защищал пилосцев. Вот за это элейцы и воздвигли храм богу как милостивому к ним и враждебному к Гераклу. У них есть закон — открывать этот храм один раз в год, потому что, думаю, и людям один раз <в жизни> приходится спускаться в жилище Аида».
II. МИНФА ГОРА В ЭЛИДЕ
Страбон. География. Книга 8. 3. 14 — 15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Вблизи Пилоса [в Трифилии, Илиде] на востоке находится гора, названная по имени Минфы, которая, как рассказывают мифы, сделалась наложницей Аида и была растоптана Корой [Персефоной], а затем превращена в садовую мяту, которую некоторые называют «душистой мятой». Кроме того, вблизи горы находятся священный участок Аида, почитаемый и макистийцами, и роща, посвященная Деметре, которая расположена над пилосской равниной… К северу, на границах с Пилосом, было два маленьких трифилийских городка — Гипана и Тимпанеи… Поблизости от этих мест текут две реки — Далион и Ахеронт, впадающие в Алфей. Ахеронт получил свое имя в силу близкого отношения к Аиду; ибо там весьма чтились не только святилища Деметры и Коры [Персефоны], но и святилища Аида, может быть из-за «противоречий почвы»22, как говорит Деметрий Скепсийский. Хотя Трифилия плодородна, но она производит хлеб со ржой и беленой, поэтому в этой местности часто бывает вместо большого урожая сильный недород».
III. ОЛИМПИЯ ДЕРЕВНЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 14. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Элиде Олимпии] находится жертвенник… Зевсу, именуемому Хтонием (Подземным)…»
КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. КОРОНЕЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
Страбон. География. Книга 9. 2. 29. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Получив господство над Коронеей [в Фокиде после Троянской войны], они [беотийцы] построили на равнине перед городом святилище Итонской Афины… Здесь обычно сплавлялись Памбеотии. Как говорят, статуя Аида посвящалась в храме вместе со статуей Афины в силу какой-то мистической причины».
КУЛЬТ В ФЕСПРОТИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
Некромантский оракул Аида в Феспротии был самым значительным святилищем бога в Древней Греции. По некоторым данным, это было место приключений Одиссея в преисподней, как описано в «Одиссее».
Геродот. История. Книга 5. 92. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Он [Периандр, Коринфский тиран и в 627 году до н. э.] отправил ведь послов в Феспротию на реке Ахеронте вопросить оракул мертвых [о вверенном ему] в заклад имуществе какого-то гостеприимца. Тогда явилась [тень] Мелиссы и сказала, что ни знаками, ни словами она не укажет места, где лежит добро. Она ведь совершенно нагая и мерзнет, так как ее погребальные одежды не были сожжены вместе с ней и потому она не может ими пользоваться. В доказательство правдивости своих слов она напомнила Периандру, что он положил хлебы в холодную печь. Когда послы сообщили об этом Периандру (для него ответ Мелиссы был достоверным доказательством, так как он совокупился с ней уже бездыханной), он тотчас же после этого известия повелел через глашатая всем коринфским женщинам собраться в храм Геры. Они пришли, нарядившись в свои самые красивые одежды, как на праздник, а тиран поставил своих телохранителей в засаде и велел догола раздеть всех женщин без разбора — как свободных, так и служанок. Одежды же их Периандр приказал бросить в яму и сжечь, призывая Мелиссу. После этого Периандр вновь отправил послов в Феспротию, и тогда тень Мелиссы указала место, куда она спрятала [вверенное ему] сокровище гостеприимца».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 17. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«О кончине Тесея рассказывается много между собой несогласного. Говорят, что он находился в оковах до тех пор, пока он не был освобожден Гераклом. Из того, что я слышал, самое достоверное вот что: напав на феспротов с тем, чтобы похитить жену царя феспротов, он при этом потерял большую часть своего войска, а сам он и Перифой, — Перифой, ускоряя этот брак, сам участвовал в походе, — так вот, они были взяты в плен, и царь феспротов, связав их, держал в Кихире. [Подземный мир истории был идентифицирован как святыня некроманта.] В феспротской земле есть много достойного обозрения, в том числе особенно храм Зевса в Додоне и священный дуб этого бога; около Кихиры есть болото, называемое Ахерусия, и река Ахеронт; течет там и Кокит с очень отвратительной водой. Мне кажется, что Гомер все это видел и решил при описании адских мест во второй своей поэме дать адским рекам эти имена рек страны феспротов».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 14. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Элейцы считают нужным употреблять при жертвоприношениях Зевсу дрова только белого тополя, а не какого-либо другого дерева, по той причине предпочитая белый тополь, как мне кажется, всем другим деревьям, что Геракл принес его в Элладу из страны феспротов. Я лично думаю, что и Геракл, когда приносил жертву Зевсу в Олимпии, сжег бедра жертвенных животных на дровах из белого тополя. Геракл нашел его растущим у реки Ахеронта в стране феспротов, и поэтому, говорят, Гомер назвал его ахеронтовым деревом. [N.B. Феспротийская река Ахерон отождествлялась с потоком подземного мира, а белый тополь был священным деревом бога Аида.]»
КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. АКАХАРКИ ГОРОД В КАРИИ
Страбон. География. Книга 14. 1. 44. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«На дороге между Траллами и Нисой, недалеко от города, находится селение нисейцев Ахараки; там есть святилище Плутона [Аида] с пышным священным участком, храм Плутона [Аида] и Коры [Персефоны], а также Хароний — пещера, лежащая над священным участком, удивительная по своим природным свойствам. Ибо туда, как говорят, приходят больные, верящие в целительную силу этих богов, и живут в селении недалеко от пещеры у опытных жрецов; последние проводят ночь вместо них в пещере и на основании сновидений предписывают лечение. Они же взывают к богам об исцелении. Нередко жрецы вводят самих больных в пещеру и оставляют там с.608 спокойно лежать, как в звериной берлоге, много дней без пищи. Иногда больные принимают на веру и свои собственные сны, но при этом все-таки обращаются к тем людям за объяснением таинственного значения сновидений и за советами. Для всех остальных это место недоступно и гибельно. Каждый год в Ахараках справляют празднество, и тогда участники его как раз могут наблюдать и слышать обо всем этом. На этом празднестве мальчики и юноши из гимнасия, нагие и обильно умащенные маслом, ловят быка и поспешно отводят в пещеру; там быка отпускают, и он, пройдя немного вперед, издыхает.
В 30 стадиях от Нисы (перейдя Тмол и гору Месогиду), к югу от нее расположена местность под названием Лимон33, куда приходят нисейцы и все окрестные жители справлять праздник. Неподалеку от этого места находится вход в пещеру, посвященную тем же богам [Аиду и Персефоне], которая, говорят, тянется под землей до Ахараков».
II. ГИЕРАПОЛИС ГОРОД В КАРИИ
Страбон. География. Книга 5. 4. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Пролетающие через залив птицы падают в воду, погибая от подымающихся испарений13, как это бывает в Плутоновых пещерах [святилищем Аида].
[Плутоновыми пещерами, или «Плутониями», назывались места, из которых поднимались испарения ядовитых газов. Такие места, по верованиям древних, считались входами в подземный мир. Сами пещеры назывались Харониями]»
КУЛЬТ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
I. КУМЫ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Оракул мертвых в Куме был священным местом для богов Аида и Персефоны.
Страбон. География. Книга 5. 4. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Близ Кум [в Кумах, Италия] находится мыс Мисен, а в промежутке лежит Ахерусийское озеро — нечто вроде мелководного лимана. Обогнув Мисен, тотчас под мысом вступаем в гавань; после гавани идет побережье, врезающееся в материк виде глубокой бухты; на этом побережье находятся Байи и горячие источники — место, приспособленное для веселого времяпрепровождения и для лечения болезней. По соседству с Байями находится залив Локрин, а внутри его [озеро] Аверн, образующее полуостров из земли, отделенной от косой линии между Кумами и Аверном до Мисена; ведь там остается только перешеек шириной в немного стадий, считая прямо по туннелю к самим Кумам и к морю около Кум. Люди предшествующего моему поколения связывали с Аверном миф о гомеровской «Некюйе» [то есть путешествия Одиссея в Подземный мир в Одиссее]. И, кроме того, рассказывают, что там действительно был оракул мертвых [т.е. богов Аида и Персефоны] и что туда приходил Одиссей… Залив Аверн окружен отвесными скалистыми холмами, возвышающимися со всех сторон, за исключением входа… Правда, теперь эти холмы возделаны тяжким человеческим трудом, а прежде были покрыты дремучим и непроходимым лесом огромных деревьев. Человеческое суеверие превратило залив из-за этих скалистых холмов в обиталище призраков. Местные жители прибавляют еще мифический рассказ о том, что пролетающие через залив птицы падают в воду, погибая от подымающихся испарений, как это бывает в Плутоновых пещерах. Эту местность они также считали Плутоновой, полагая, что там жили киммерийцы. Во всяком случае туда пускались в плавание только те, кто, принеся предварительно жертву, умилостивил подземные божества, причем жрецы, которые брали это место на откуп, руководили подобного рода священнодействиями. Там есть у моря какой-то источник питьевой воды, но все местные жители воздерживались пить из него, считая его воду водой Стикса. Здесь же где-то находится и оракул, и местные жители по присутствию горячих источников заключали о близости Пирифлегетонта [т. е. подземной реки огня] и Ахерусийского озера. Кроме того, Эфор, который помещает здесь киммерийцев, утверждает, что последние жили в землянках (их называли «аргиллами»); киммерийцы сообщались друг с другом, по его словам, по каким-то подземным ходам и принимали чужестранцев в помещении оракула, находившегося глубоко под землей. Жили киммерийцы горным промыслом и подачками от людей, вопрошавших оракул, и местный царь назначал им определенные выдачи. У служителей оракула существует дедовский обычай: никто из них не должен видеть солнца, и только ночью они могут выходить из своих пещер. Вот почему Гомер сказал о них, что
…никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного Гелий.
(Од. XI, 15)Впоследствии киммерийцы были истреблены каким-то царем за то, что C. 245предсказание, данное ему оракулом, не исполнилось в его пользу. Однако оракул существует еще и теперь, хотя он перенесен в другое место. Таковы мифические сказания наших предков».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 4. 22. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Отправившись из Флегрейской равнины [Около Кум в Италии] к морю, Геракл провел работы у озера Аверн1, которое считается священным озером Персефоны. Озеро это расположено между Мизеном1 и областью Дикеархеи у теплых источников. Окружность озера составляет пять стадиев, а глубина его невероятная, вода же в нем необычайно чистая и кажется голубой по причине огромной глубины. Мифы гласят, что в старину здесь было прорицалище мертвых, которое якобы исчезло в более поздние времена».
ЭПИТЕТЫ
У Аида было несколько эпитетов:
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Πλουτων | Ploutôn | Pluto | Of Wealth (ploutos) | Богатство (плутос) |
Θεων Χθονιος | Theôn Khthonios | Theon Chthonius | God of the Underworld | Бог Подземного мира |
Ζευσ Χθονιος | Zeus Khthonios | Zeus Chthonius | Zeus of the Underworld | Зевс Подземного мира |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Πολυσημαντωρ | Polysêmantôr | Polysemantor | Ruler of Many | Правитель многих |
Πολυδεγμων | Polydegmôn | Polydegmon | Host of Many | Хозяин многих |
Другие поэтические эпитеты, используемые трагиками включают:
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Πολυξενος | Polyxenos | Polyxenus | Host of Many | Хозяин многих |
Νεκροδεγμων | Nekrodegmôn | Necrodegmon | Receiver of the Dead | Принимающих мертвых |
Νεκρων Σωτηρ | Nekrôn Sôtêr | Necron Soter | Saviour of the Dead | Спаситель мертвых |
Эпитеты для святынь, посвященных богу, включают:
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Πλουτωνιον | Ploutônion | Plutonium | Temple of Plouton | Храм Плутона |
Νεκυομαντηιον | Nekyomantêion | Necyomantium | Necromantic Shrine | Некромантическое святилище |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Список используемой литературы