Культ Ареса

Арес был олимпийским богом войны и сражений.

В древнем мире у него было относительно немного храмов и святилищ, но во время войны его чтили особыми обрядами. Его культ, по-видимому, был сосредоточен в северных регионах Греции, таких как Фессалия, Феспротия и Фракия. Однако древних географических описаний этого региона мало, чтобы пролить свет на этот культ.

В классической скульптуре Арес изображался красивым, иногда обнаженным мужчиной в греческом шлеме, вооруженным мечом или копьем. Бога довольно трудно идентифицировать из-за отсутствия у него отличительных атрибутов — статуя вооруженного воина может так же легко изображать мифического героя или исторического полководца.

Изображение справа — «Арес Боргезе», греко-римская мраморная статуя из Афин 1 век нашей эры, Лувр.

КУЛЬТ (ОБЩЕЕ)

Эсхил. Семеро против Фив. 42-48. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод В. Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 52) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«Семь ярых воев, вражьих семь начальников

[предводители армии Семи против Фиф],

В щит черный кровь быка усекновенного

Собрав и руки погружая в жаркую,

Клялись Ареем, Лютою и Ужасом

Кровопролитий надвое: иль Кадмов град,

Взяв приступом, разрушить, или, кровию

Своей окрасив землю, лечь костьми в бою».

 

Апулей. Золотой осёл. Книга седьмая. 10-11. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. 209) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):

«Но молодой человек снова обратился с речью к разбойникам: – почему бы не воздвигнуть моление Марсу [Аресу] Сопутствующему… Да, как вижу, у нас и никакого животного, потребного для жертвоприношения, ни вина в достаточном количестве, чтобы пить вволю, не имеется. Поручите мне десяток спутников, с меня будет довольно, я отправлюсь в ближайшую усадьбу и оттуда вам приволоку провизии на салическое пиршество. Он отправился, а оставшиеся развели огромный костер и из зеленого дерна соорудили жертвенник богу Марсу.

Вскоре и те вернулись, неся мехи с вином и гоня перед собой целое стадо скота. Выбрав большого козла, старого, косматого, приносят его в жертву Марсу Охраняющему и Сопутствующему».

 

КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АФИНЫ, главный город Аттики

Эсхил. Эвмениды. 685-690. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 183-184) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

«Вам виден холм Ареев. Амазонки там

Стояли станом в оны дни, когда царя

Фесея воевали. Многобашенный

Воздвигся перед градом сопротивный град –

Служительниц Арея. Так и холм прослыл

Ареопагом, иль скалой Ареевой».

 

Страбон. География. Книга XIII. I. 38. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 562) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«В то время и поэт Алкей [поэт с острова Лесбос, 7-6 вв. до н. э.], как он сам говорит, в одной схватке попал в тяжелое положение, так что ему пришлось, бросив оружие, бежать. Он говорит вестнику, поручая известить своих домашних:

Алкей спасен, но оружье его повесили даром Арею

Аттики в святилище Совоокой Афины».

(Фрг. 32. Бергк)»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. VIII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Афинах]… находится храм Ареса. В нем находятся две статуи Афродиты; статуя Ареса – работы Алкамена, а статую Афины создал какой-то паросец по имени Локр… Около храма стоят статуи Геракла, Тесея и Аполлона Анадумена, завязывающего лентою волосы. Тут же статуи Калада, написавшего для афинян номы (торжественные гимны), и Пиндара, получившего от афинян много других знаков расположения, а также и эту статую за то, что составил в их честь гимн».

"Арес Боргезе" (фрагмент), греко-римская мраморная статуя 1 века нашей эры, Лувр.
«Арес Боргезе» (фрагмент), греко-римская мраморная статуя 1 века нашей эры, Лувр.

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. Рядом с АРГОСОМ, главным городом Арголиды

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXV. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Дорога, ведущая из Аргоса в Мантинею… На этой дороге сооружен двойной храм, имеющий один вход с запада, а другой – с востока. Около последнего стоит деревянная статуя Афродиты, а около западного – статуя Ареса. Говорят, что эти статуи посвящены Полиником и аргивянами, которые участвовали в походе, чтобы отомстить за него».

II. ТРЕЗЕН, город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXII. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если спускаться к гавани [Трезена], расположенной в Келендерисе, то мы придем в местечко, называемое ими Генетлий (Место рождения); по их словам, тут родился Тесей. Перед этим местечком есть храм Ареса. И в этом же месте Тесей одержал победу над амазонками; это, вероятно, были амазонки из числа тех, которые сражались с Тесеем и с афинянами в Аттике».

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. Рядом со СПАРТОЙ, главным городом Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIX. 7-8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Из всего того, что сооружено по этой дороге [в Ферапну], самым древним является храм Ареса; он находится на левой стороне дороги, статую же Ареса, говорят, Диоскуры привезли из Колхиды. Его называют Феритом, от имени Феро; говорят, что она была кормилицей Ареса. Но может быть они называют его Феритом, заимствовав это название от колхов, так как эллины не знают кормилицы Ареса, Феро. Мне же кажется, что это наименование «Ферит» [«Звериный»] дано Аресу не от имени кормилицы, но потому, что человеку воинственному свойственно в битве не проявлять никакой кротости, подобно тому, как Гомер написал относительно Ахилла:

Всякую жалость отверг и, как лев, о свирепствах

лишь мыслит».

II. ГЕРОНФРЫ, город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXIII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… В самих Геронфрах есть храм Ареса и роща. Каждый год тут справляется праздник в честь бога, во время которого женщинам запрещено входить в рощу».

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ОЛИМПИЯ, город и святилище в Элиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«С обеих сторон [храма Геры в Олимпии] стоят: с одной – Асклепий и одна из дочерей Асклепия, Гигиея (Здоровье), а также Арес и рядом с ним Агон (Состязание)…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XV. 4, 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«При входе в так называемый Корабельный нос [в Олимпии] с одной стороны находится алтарь Ареса Гиппия, с другой – Афины Гиппии…

Один раз в месяц элейцы приносят жертвы на всех названных алтарях».

 

КУЛЬТ В АХАЙЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ТРИТЕЯ, город в Ахайе

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXII. 5-6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Сын Ареса и Тритии, Меланипп, когда он вырос, основал этот город [Тритею в Ахайе] и дал ему имя в честь матери… У них установлено приносить тут жертвы Аресу и Тритии».

КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕГАЛОПОЛЬ, главный город Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Мегалополе, Аркадия]

… Недалеко находится жертвенник Аресу; говорили, что тут был некогда построен храм в честь бога…»

II. АКАКЕСИЙ, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXVII. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть тут [в святилище Дейспойны близ Акакесия] и алтарь Ареса…»

III. ТЕГЕЯ, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLVIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На площади тегеатов [в городе Тегея, Аркадия] есть еще изображение Ареса; это мраморный барельеф на стеле, и его называют Аресом Гинайкофойном (Угощающим женщин), а дано ему такое название по следующей причине: во время войны с лакедемонянами [реальное событие], когда лакедемонский царь Харилл сделал первое нападение на Тегею, тегеатские женщины, вооружившись, устроили засаду под холмом, который и до нашего времени носит название Филактриды (Сторожевого). Когда войска сошлись и воины с той и другой стороны проявили много замечательной храбрости, в этот момент, говорят, появились женщины, и им тегеаты были обязаны тем, что лакедемоняне обратились в бегство. В этом бою Марпесса, которую называли Хэрой, превзошла храбростью всех других женщин, причем в числе прочих спартанцев был взят в плен (живым и царь) Харилл… Женщины же, говорят, в честь своей победы принесли Аресу жертву без мужчин и не пригласили их для распределения жертвенного мяса. За это то Аресу и было дано такое наименование».

IV. КРЕСИОН, гора в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLIV. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Направо от дороги [недалеко от Тегеи, Аркадия] есть небольшая гора, называемая Кресион; на ней воздвигнуто святилище (Аресу) Афнею (Изобильному). По сказаниям тегеатов, Арес сочетался с Аэропой, дочерью Кефея [царя Тегеи], сына Алея. Когда она в родовых муках испустила дух, то родившийся мальчик, прижавшись к своей уже умершей матери, сосал в изобилии молоко из ее груди. Это случилось по воле Ареса. Поэтому и бога называют Афнеем (Изобильным), а мальчику, говорят, было дано имя Аэропа».

Арес «Марс Людовизи», греко-римская мраморная статуя, Национальный римский музей Палаццо Альтемпс.
Арес «Марс Людовизи», греко-римская мраморная статуя, Национальный римский музей Палаццо Альтемпс.

КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФИВЫ, главный город Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. X. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Выше [реки] Исмения можно видеть источник, который, говорят, посвящен Аресу; хранителем этого источника Арес будто бы поставил дракона».

КУЛЬТ В ФЕСПРОТИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

Вероятно, Арес был главным богом племен, населявших земли северо-западной Греции, –
Этолию, Флегиантиду, Фессалию и Феспротию. Он играет видную роль в местных мифах. К сожалению, древние географы дают лишь скудные описания этого региона и его культов.

Гомер. Илиада. Песнь тринадцатая. Битва при кораблях. 298-303. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 221) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Словно Арей устремляется в бой, человеков губитель,

С Ужасом сыном, равно как и сам он, могучим, бесстрашным,

Богом, который в боях ужасает и храброго душу;

Оба из Фракии горной они на эфиров [жителей Эфиры (Феспротии?)] находят,

Или на бранных флегиян, и грозные боги не внемлют

Общим народов мольбам, но единому славу даруют…»

 

КУЛЬТ ВО ФРАКИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

Геродот. История. Книга V. Терпсихора. 7. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 240) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Богов фракийцы чтут только трех : Ареса, Диониса и Артемиду».

 

Геродот. История. Книга VII. Полигимния. 76. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 334) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«[… Писидийцы] [из Фракии] носят маленькие щиты из невыделанных бычьих шкур. Каждым вооружен охотничьим копьем ликийской работы, а на голове у них медные шлемы; на шлемах приделаны медные бычачьи уши и рога, а сверху – султаны. Ноги у них были обмотаны красными тряпками. У этого народа есть прорицалище Ареса».

 

КУЛЬТ МАРСА В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)

Страбон. География. Книга V. IV. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 224) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Пикентинцы [итальянское племя] вышли из Сабинской области, причем черный дятел указал путь их предводителям. Отсюда их имя, так как эту птицу они называют «пиком» и считают посвященной Аресу [Марсу]».

 

Страбон. География. Книга V. IV. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 231-232) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Сабины [племя в Италии] долго воевали с омбриками и дали обет (как это делается и у некоторых греческих племен) посвятить богам все рожденные в этом году плоды. Одержав победу, они часть плодов принесли в жертву, а часть посвятили богам. Когда затем начался недород, кто-то сказал, что им следовало бы посвятить богам и детей. Они сделали это и посвятили Аресу всех родившихся тогда мальчиков. Когда те выросли, они были посланы основать колонию, и бык указывал им дорогу. Когда бык остановился и лег в земле опиков, которые жили по отдельным селениям, сабины изгнали местных жителей и сами поселились там. Быка они заклали в жертву Аресу [Марсу], который, по изречению оракула, дал им быка в провожатые».

ЭПИТЕТЫ АРЕСА

Несколько культовых эпитетов бога описаны древними авторами:

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΘηριταςThêritasTheritasBeastly, BrutishЗвериный, Брутальный
ἹππιοςHippiosHippiusOf the HorsesЛошадиный
ΑφνειοςAphneiosAphneiusAbundantОбильный
ΓυναικοθιοναςGynaikothoinasGynaecothoenasFeasted by WomenПирующий с женщинами

 

ПОЭТИЧЕСКИЕ ЭПИТЕТЫ

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΜιαιφονοςMiaiphonosMiaephonusBlood-stained, BloodyОкровавленный, Окровавленный
ΛαοσσοοςLaossoosLaossousHe Who Rallies MenТот, кто объединяет мужчин
ΒροτολοιγοςBrotoloigosBrotoloegusManslaughteringНепредумышленное убийство
ΑνδρειφοντηςAndreiphontêsAndreïphontesManslaying, Destroyer of MenЧеловекоубийца, Разрушитель людей

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΧαλκεοςKhalkeosChalceusBrazen, Of the BronzeМедный, Из Бронзы
ΧαλκοκορυστηςKhalkokorustêsChalcocorustesArmed with BronzeВооруженный бронзой
ΤειχεσιπλητηςTeikhesiplêtêsTeichesipletesStormer of Cities, WallsШтурмующий города, Стены
Αατος πολεμοιοAatos polemoioAatus polemoeoInsatiate of Fighting, WarНенасытный в борьбе, Войне

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΕνχεσπαλοςEnkhespalosEnchespalusSpear-BrandishingРазмахивающий копьем
ΡινοτοροςRhinotorosRhinotorusShield-, Flesh-PiercingЩит, Пронзающий плоть
ΟχυςOxusOxysSharp, PiercingОстрый, Пронзительный
Πολεμιστης ταλαυρινοςPolemistês talaurinosPolemistes talaurinusHe Who Fights Under the Shield’s GuardТот, Кто Сражается Под Защитой Щита

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΘοοςThoosThoösSwift, FleetБыстрый
ΘουροςThourosThurusViolent, FuriousЖестокий, яростный
ΟβριμοςObrimosObrimusStrong, MightyСильный, Могучий

 

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΔεινοςDeinosDinusTerrible, FearsomeУжасный, Внушающий страх
ΕνυαλιοςEnyaliosEnyaliusWarlikeВоинственный
ΧρυσοπελεξKhrysopêlêxChrysopelexOf the Golden HelmИз Золотого шлема

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Апулей. Золотой осёл. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. ???-???) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология