Гнев Ареса

Арес был олимпийским богом войны и мужества.

В этой части описываются истории гнева бога. Самыми важными из них были рассказ о превращении им героя Кадма в змея и убийстве Гал­ирро­тия совершившего насилие напд его дочерью Алкиппой . По сравнению с другими олимпийскими богами у Ареса было очень мало историй о гневе — по-видимому, считалось, что его гнев проявляется в ходе войны, а не сосредоточен на отдельных проступках.

Изображение справа — Арес в образе вепря и Адонис, греко-римская мозаика из Антиохии, Археологический музей Хатая.

ГНЕВ АРЕСА: АДОНИС

МЕСТО: Кипр (Западная Азия)

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. 42. 1. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 137) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Всё она [Афродита родившую Адонису Дочь] озирает в округе взором счастливым,
Только от дикого вепря взгляд богиня отводит
Радостный, ибо знает, пророчица: в облике зверя,
Брызжущего с изострых клыков слюною, Адонис
Будет Ареем [Аресом] низвергнут в ревности яробезумной!»

ГНЕВ АРЕСА: ГАЛИРРОТИЙ

МЕСТО: Афины, Аттика (Южная греция)

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 180. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«От Аграв­лы [Доч Кекропса царя Афин] и Аре­са роди­лась Алкип­па. Над ней пытал­ся совер­шить наси­лие Гал­ирро­тий, сын Посей­до­на и ним­фы Эври­ты, но был убит Аре­сом, застиг­ну­тый на месте пре­ступ­ле­ния. Посей­дон по это­му пово­ду обви­нил Аре­са в убий­стве; суд про­ис­хо­дил на хол­ме Аре­са, при­чем судья­ми высту­па­ли две­на­дцать олим­пий­ских богов. Этим судом Арес был оправ­дан».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 21. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Недалеко от Акрополя, Афины] В нем источ­ник, око­ло кото­ро­го, гово­рят, сын Посей­до­на Гал­ирро­тий, опо­зо­рив­ший дочь Аре­са Алкип­пу, был убит Аре­сом; пере­да­ют, что по это­му слу­чаю был пер­вый суд об убий­стве».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 28. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Тут нахо­дит­ся так назы­вае­мый Аре­о­паг (Холм Аре­са), так как пер­вым, кто тут был судим, был Арес. Я (уже) рань­ше рас­ска­зы­вал(2), как он убил Гал­ирро­тия и за что имен­но он лишил его жиз­ни».

 

Сенека. Геркулес в безумье. 1341. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 133) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«Осталась только Аттика [Афины].
Градив [Арес] оружье вложит там в омытую
От крови руку [то есть за убийство Галиротия]. Геркулес, зовет тебя
Край, и богов от скверны очищающий».

Афина, Кадм, Дракон, Исмена и Арес, 5 века до н.э., Метрополитен-музей
Афина, Кадм, Дракон, Исмена и Арес, 5 века до н.э., Метрополитен-музей

ГНЕВ АРЕСА: КАДМ

МЕСТО: Фивы, Беотия (Центральная Греция)

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 22. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«[Кадм] послал одно­го из тех, кто его сопро­вож­дал, за водой к источ­ни­ку Аре­са. Но дра­кон, охра­няв­ший этот источ­ник (неко­то­рое гово­рят, что этот дра­кон был рож­ден Аре­сом), рас­тер­зал мно­гих из послан­ных. Раз­гне­ван­ный Кадм убил дра­ко­на и по ука­за­нию Афи­ны засе­ял зем­лю его зуба­ми… В те вре­ме­на год рав­нял­ся вось­ми нынеш­ним годам. После того как Кадм отбыл свою служ­бу, Афи­на пре­до­ста­ви­ла ему цар­скую власть [Над Фивами], а Зевс дал в жены Гар­мо­нию, дочь Афро­ди­ты и Аре­са».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 6. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 283):

 

«Кадм исполнил сказанное и, когда искал воду, пришел к Кастальскому источнику, который сторожил дракон, сын Марса [Ареса]. Когда он убил спутников Кадма, Кадм убил его камнем. Минерва велела ему вспахать поле и посеять зубы дракона, из которых выросли [вооруженные воины, которых называли] спарты ».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 3. 28. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Для воз­ли­я­нья
Слу­гам воды при­не­сти он [Кадм] велит из источ­ни­ков быст­рых.
Лес там древ­ний сто­ял, нико­гда топо­ром не сечен­ный [Священный для Ареса],
В нем пеще­ра была, зарос­шая ивой и тро­стьем;
Кам­ни в при­зе­ми­стый свод схо­ди­лись, оттуда обиль­но
Струи сте­ка­ли воды; в пеще­ре же, скры­тый глу­бо­ко,
Мар­сов [Ареса] змей оби­тал, золотым при­ме­ча­тель­ный греб­нем….
[Победив змея] И победи­тель глядит, как велик его враг побеж­ден­ный.
Голос послы­шал­ся вдруг; ска­зать было труд­но откуда [Возможно Ареса],
Толь­ко послы­шал­ся вдруг: «Что, Аге­но­ра сын, созер­ца­ешь
Змея уби­то­го? Сам ты тоже ока­жешь­ся зме­ем!»

Кадм, Исменийский дракон и Арес, 6 век до н.э., Лувр
Кадм, Исменийский дракон и Арес, 6 век до н.э., Лувр

Овидий. Метаморфозы. Книга 4. 565. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Аге­но­рид [Кадм] …Бед­ст­вий и мно­гих чудес, пред­став­ших ему, остав­ля­ет
Город созда­тель его, как буд­то он гра­да судь­бою,
А не сво­ею гоним. И вот, после дол­гих блуж­да­ний,
Вме­сте с бег­лян­кой-женой илли­рий­ских достиг он пре­де­лов.
Там, под гру­зом и бед и годов, они вспо­ми­на­ют
Дом их постиг­ший удар и труды исчис­ля­ют в беседе:
«Оный уж не был ли свят, моим копьем пора­жен­ный,
Змей? — так Кадм гово­рит, — когда, из Сидо­на при­шед­ши,
В зем­лю — новый посев — побро­сал я те зубы гадю­чьи?
Если так явст­вен­но мстит за него попе­че­нье бес­смерт­ных,
Сам став зме­ем, — молю, — пусть дол­гим вытя­нусь чре­вом!»
Мол­вит, и вот уже — змей — про­сти­ра­ет­ся дол­гим он чре­вом,
Чув­ст­ву­ет: кожа его, затвер­дев, чешу­ей обрас­та­ет,
А почер­нев­шая плоть голу­бым рас­цве­ча­ет­ся кра­пом.
Он при­па­да­ет на грудь; меж­ду тем, воеди­но сли­ва­ясь,
В круг­лый и ост­рый хвост поне­мно­гу сужа­ют­ся ноги.
Руки оста­лись одни; и посколь­ку лишь руки оста­лись,
Их протя­нул он в сле­зах, по лицу чело­ве­чье­му тек­ших, —
«Ты подой­ди, о жена, подой­ди, о несчаст­ная! — мол­вил, —
Тронь мою руку, пока от меня хоть часть сохра­ни­лась,
Это — рука моя, тронь же ее, пока­мест не весь я
Змей», — хотел про­дол­жать, но вдруг у него разде­лил­ся
Надвое преж­ний язык, и ему, гово­ря­ще­му, сло­ва
Недо­ста­ет, и едва он жало­бу выска­зать хочет —
Свист изда­ет; этот голос ему сохра­ни­ла при­ро­да.
И вос­кли­ца­ет жена, в обна­жен­ную грудь уда­ряя:
«Кадм, остань­ся и скинь — о несчаст­ный! — чудо­вищ­ный образ!
Кадм, что же это? О, где твои ноги? Где пле­чи и руки,
Кожа, лицо, — но пока гово­рю, — осталь­ное исчез­ло.
Боги, зачем и меня вы таким же не сде­ла­ли зме­ем?»
Мол­ви­ла. Он же лизал уста супру­ги люби­мой,
К груди, любез­ной ему, под­пол­зал, узна­вая как буд­то;
Неж­но ее обни­мал и ластил­ся к шее зна­ко­мой.
Все, кто были при том, — их спут­ни­ки, — в стра­хе; она же
Скольз­кую шею меж тем греб­ни­сто­го гла­дит дра­ко­на.
Вдруг их сде­ла­лось — два, — пополз­ли, запле­та­ясь тела­ми,
И неза­мет­но ушли в тай­ни­ки близ­ле­жа­щей дуб­ра­вы».

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ информацию о драконе Фив см. в ИСМЕНИЙСКИЙ ДРАКОН.

Для ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации о дочери Ареса Гармонии см. ГАРМОНИЯ.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология