Мифы о Аресе — 1

Арес был олимпийским богом войны и мужества.

На этой странице представлены общие мифы о боге, включая его рождение, роль в войнах титанов и гигантов, захват близнецами Алоадами и конфликты с героем Гераклом.

Изображение справа — Арес и великан Мимон, 5 век до н.э., Античное собрание.

РОЖДЕНИЕ И ЮНОСТЬ АРЕСА

Гесиод. Теогония. 921. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Самой послед­нею Геру он сде­лал сво­ею супру­гой.
Гебой, Аре­ем его и Или­фи­ей та пода­ри­ла,
Сово­ку­пив­шись в люб­ви с вла­ды­кой бес­смерт­ных и смерт­ных»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 13. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Зевс всту­пил в брак с Герой, и от это­го бра­ка роди­лись Геба, Эйли­тия, Арес»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 14. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«У Оле­на, в его гимне Гере, напи­са­но, что Гера была вос­пи­та­на Гора­ми (Боги­ня­ми вре­мен года) и что у нее были дети: Арес и Геба».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 19. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Из все­го того, что соору­же­но по этой доро­ге, самым древним явля­ет­ся храм Аре­са; он нахо­дит­ся на левой сто­роне доро­ги, ста­тую же Аре­са, гово­рят, Дио­с­ку­ры при­вез­ли из Кол­хиды. [8] 8. Его назы­ва­ют Фери­том, от име­ни Феро; гово­рят, что она была кор­ми­ли­цей Аре­са. Но может быть они назы­ва­ют его Фери­том, заим­ст­во­вав это назва­ние от кол­хов, так как элли­ны не зна­ют кор­ми­ли­цы Аре­са, Феро. Мне же кажет­ся, что это наиме­но­ва­ние «Ферит»(3) дано Аре­су не от име­ни кор­ми­ли­цы, но пото­му, что чело­ве­ку воин­ст­вен­но­му свой­ст­вен­но в бит­ве не про­яв­лять ника­кой крото­сти, подоб­но тому, как Гомер напи­сал отно­си­тель­но Ахил­ла:

Вся­кую жалость отверг и, как лев, о сви­реп­ствах лишь мыс­лит»

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Сицилийская трагедия. 80. Этнеянки. 192? (281а). (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 303) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

[Диалог богини Правды (Дике) и корифея. О Зевсе]

– Достойно ли народ тебя приветствует?

– С немалой пользой для самих приветивших.

– Никто тебя не минет ликованием,

Ни муж, ни город, ни народ в кругу земном,

Такой удел прияв из рук самих богов.

– Примолвлю и пример для тех, кто зряч умом.

Зевес и Гера в брачном сочетании

Родили бога дерзкого и буйного,

Безудержного, никого не чтущего,

Разящего безжалостными стрелами

И копьями с терзающими крючьями…

[Дальше – разрушенный текст с этимологией имени «Apec»]».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 20. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 6):

«От Юпитера [Зевса] и Юноны [Геры] [родился] – Марс [Арес]».

 

Овидий. Фасты. Книга пятая. 229-260. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Флора рассказывает историю рождения Марса (Ареса):]

Марс [Арес] точно так же, узнай, по моей [Флоры] же затее родился,

Пусть лишь Юпитер [Зевс], молю, так и не знает о том.

В горе Юнона [Гера] была, что ей не пришлось для Минервы [Афины]

Матерью стать, что ее только Юпитер родил.

Шла к Океану она, негодуя на дело супруга;

Остановилась, устав, около наших дверей.

Лишь увидав ее, так я спросила: «Зачем, дочь Сатурна [Гера],

Здесь ты?» Сказала она, держит куда она путь,

И объяснила зачем. Попыталась ее я утешить:

«Нет, говорит, не словам горе мое унимать!

Если Юпитер родил, а супругой своей пренебрег он,

Матери имя в себе соединив и отца,

Что же отчаяться мне стать матерью вовсе без мужа

И, оставаясь всегда чистою, все же родить?

Все я испробую зелья в просторах земли поднебесной,

Все я обрыщу моря, в Тартара бездну сойду!»

Так голосила она, но в лице моем было сомненье.

«Нимфа! – вскричала она. – Ты ведь мне можешь помочь».

Трижды пыталася я посулить ей помощь, и трижды

Я не решалася: был страшен Юпитера гнев.

«Ах, помоги мне! – она говорит. – Тебя я не выдам:

Стиксовых вод божеством в этом тебе поклянусь».

«Волю твою, говорю, исполнит цветок, что получен

Мною с Оленских полей [на Пелопоннесе]: он лишь один у меня.

Давший его мне сказал: «Коль им тронешь бесплодную телку,

То понесет». И она, тронута им, понесла.

Пальцем сорвавши цветок, к Юноне я им прикоснулась,

И, лишь дотронулась им, тотчас она зачала.

К левому брегу она Пропонтиды во Фракию вышла,

И по желанью ее Марс [Арес] появился на свет.

Памятуя о своем чрез меня появленье, сказал он:

«В городе Ромула здесь вместе со мной обитай!»

[То обстоятельство, что Овидий упоминает в этом мифе греческий город Олен, свидетельствует о его происхождении из греческого источника.]

 

Стаций. Фиваида. Книга четвертая. 792-801. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 71) (римский эпос 1 в. н. э.):

«Мальчик на лоне земли расцветающей то меж высокой

вешнею зеленью полз, склоненным лицом подминая

мягкие травы, а то взывал к кормилице милой,

плача без млечных сосцов…

словно маленький Марс [Арес] в одрисийских снегах…»

[Одрисия находится во Фракии, излюбленной земле бога.]

Арес и рождение Афины, 6 век до н.э., Музей изящных искусств Вирджинии.
Арес и рождение Афины, 6 век до н.э., Музей изящных искусств Вирджинии.

АРЕС, ВОЙНА ТИТАНОВ И ГИГАНТ ЭХИДНАДЕС

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XVIII. 275-287. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 190) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Стань же подобным Арею [Аресу], который и сам уничтожил

В битве великой и жаркой чудище, сына Ехидны,

Яд источавшее страшный из пасти змеиной, ужасной,

С плотию двуединой, выползшее из дебрей,

С кольцевидным хребтом, наследием материнским!

Крон же обрел в нем друга, способного с молнией биться!

Дыбилось телом змеиным чудище, битвы желало,

Воздымало и длани – и к Эвру лицом повернувшись,

С Зевсом пылало сразиться, а головою воздетой

Бег облаков заграждало; в самое небо упершись,

Птиц летевших власами спутанными задевало,

Глоткой безмерно-огромной заглатывая пернатых!

Недруга вот такого твой брат Арей ниспровергнул!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XX. 47-49. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 202) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Губитель Титанов, родителя щитоносец,

Бог Арей в поднебесье шествует, выю подъемля,

Гордо щитом потрясает, забрызганный кровью привычной!»

Для получения дополнительной информации об этом гиганте см.: СЫН ЕХИДНЫ.

АРЕС И ВОЙНА ГИГАНТОВ

Арес сражался с другими богами в войне гигантов (змееногих гигантов) и убил гиганта Мимаса. В изображениях на древнегреческой керамике гигантский противник Ареса носит имя Мимон.

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Третья книга. 1220-1222. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 92) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«Вот тогда-то Эет облачается панцирем твердым.

В дар он его получил от Ареса, снявши доспехи

С мертвого тела Миманта флегрийца, которого свергнул».

Для получения дополнительной информации о войне гигантов см.: ГИГАНТЫ

АРЕС И ГИГАНТ ТИФОН

Антонин Либерал. Метаморфозы. XXVIII. Тифон [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Тифон возжелал захватить власть Зевса, и его натиску не мог противостоять никто из богов, но в страхе все бежали в Египет, остались только Афина и Зевс. Тифон преследовал богов по пятам, они же из предосторожности во время бегства изменили свою внешность в образы животных. И Аполлон стал коршуном, Гермес – ибисом, Арес – рыбой лепидотом [то есть египетским богом Онурисом (Анхуром), принимавшим форму рыбы лепидота]…»

Для получения дополнительной информации об этом гиганте см. ТИФОН

АРЕС И ГИГАНТЫ АЛОАДЫ

Гомер. Илиада. Песнь пятая. Подвиги Диомеда. 383-391. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 96) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«[Диона говорит:]

Много уже от людей, на Олимпе живущие боги,

Мы пострадали, взаимно друг другу беды устрояя.

Так пострадал и Арей, как его Эфиальтес и Отос,

Два Алоида огромные, страшною цепью сковали:

Скован, тринадцать он месяцев в медной темнице томился.

Верно бы там и погибнул Арей, ненасытимый бранью,

Если бы мачеха их, Эрибея прекрасная, тайно

Гермесу не дала вести: Гермес Арея похитил,

Силы лишенного: страшные цепи его одолели».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VII. (4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 12) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«…Алоады отважились сразиться с божеством и взгромоздили гору Оссу на Олимп, а на Оссу еще нагромоздили гору Пелион: они стали угрожать, что с высоты этих гор взберутся на небо… Они связали и Ареса, но его выкрал Гермес».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Гидра. 40. 1, 4. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 81, 83):

«Считают, что на ней сидит Ворон и стоит Чаша… Некоторые, с чем согласен и Эратосфен, уверяют, что это – та чаша, которой пользовался Икарий, открывая людям вино. Другие же говорят, что это – бочка, в которую От и Эфиальт бросили Марса [Ареса]».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXI. 40-43. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 298-299) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«…Я [Гера] породила Арея, явленного чревом небесным,

Сына от собственной крови – и был он запрятан под землю,

В глиняном чане, скован Эфиальтом могучим!

Зевс его, муж мой небесный, освободить не трудился…»

Для получения дополнительной информации об этих гигантах см. АЛОАДЫ

Гера, Арес, арестованный Иксион, Гермес и Афина, 5 век до н.э., Британский музей
Гера, Арес, арестованный Иксион, Гермес и Афина, 5 век до н.э., Британский музей

АРЕС И ПРЕСТУПНИК СИЗИФ

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. 23. Сизиф-беглец (сатировская драма). (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. 280) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

[Текст редакции издания:]

«Коринфский царь, хитрый Сизиф, выдал богу-реке Асопу, что Зевс похитил его дочь. Зевс за это велел низвергнуть его в преисподнюю. Богу Смерти это не удалось, пришлось вмешаться самому Аресу. Умирая, Сизиф тайно завещал жене, чтобы она не приносила над ним надгробных жертв. Когда боги забеспокоились, он попросил отпустить его на землю, чтобы навести порядок. Сбежав таким образом, он жил на земле до поздней старости».

 

АРЕС, ГЕФЕСТ И УЗЫ ГЕРЫ

После рождения Гефеста Гера сбросила его с небес. Когда Гефест вырос, он отправил на Олимп подарки, в том числе золотой трон для Геры. Но когда богиня села на него, она оказалась прикованной невидимыми узами. Гера посулила Афродиту в жены тому богу, который сможет ее освободить. Арес попытался вернуть Гефеста на Олимп, но Гефест обрушил на него поток раскаленного металла, и вернуть Гефеста Аресу не удалось. Позднее Дионис предложил Гефесту добровольно вернуться и потребовать руку Афродиты. Ни Аресу, ни Афродите такой исход не понравился, и однажды они попались на знаменитой супружеской измене.

Про МИФ об Афродите и Аресе см. «ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ АРЕСА: АФРОДИТА»

АРЕС СОСТЯЗАЕТСЯ С АПОЛЛОНОМ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). VII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Из истории Олимпийских состязаний:]

Есть и такие, которые говорят, что здесь [в Олимпии] Зевс боролся за власть с самим Кроносом; иные же считают, что он установил эти игры после победы над ним. Победителями называют и других (богов), так, например, Аполлона, который победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою».

 

АРЕС И ПРАЗДНИКИ БОГОВ

Гомеровские гимны. II. К Аполлону Пифийскому. 11-23 / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 129) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«[Во время праздника богов на Олимпе:]

Сменными хорами песнь начинают прекрасные Музы,

Божьи дары воспевают бессмертные голосом чудным

И терпеливую стойкость, с какою под властью бессмертных

Люди живут, – неумелые, с разумом скудным, не в силах

Средства от смерти найти и защиты от старости грустной.

Пышноволосые девы Хариты [Грации], веселые Оры [Времена года],

Зевсова дочь Афродита, Гармония, юная Геба,

За руки взявшись, водить хоровод начинают веселый.

Не безобразная с ними танцует, не малая с виду, –

Ростом великая, видом дивящая всех Артемида,

Стрелолюбивая дева, родная сестра Аполлона.

С ними же здесь веселятся и Apec могучий, и зоркий

Аргоубийца [Гермес]. А Феб-Аполлон на кифаре играет…»

 

АРЕС И СТРАНСТВИЯ ЛЕТО

Гера заставила Лето бродить с места на место в поисках пристанища, в котором она смогла бы родить близнецов Аполлона и Артемиду. При этом Гера приказала Аресу заставить Элладу повсюду отвергать беременную Лето.

Гимны Каллимаха. IV. К острову Делосу. 55-152. / Перевод С. С. Аверинцева. / (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 157-159) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«Не убоялася ты и грозившей Геры. Богиня

Гневалась страшно на жен, что чад зачинали от Зевса,

Пуще всего – на Лето: суждено той было единой

Сына родить, что будет отцу любезней Ареса.

На дозорных она высотах пребывала в эфире,

Так ярясь, что и молвить нельзя, и Лето заграждая,

Мукой язвимой, стези; меж тем к земле крепкозданной

Двух приставила стражей она. Озирая прилежно

Весь материк, на вершине воссел фракийского Гема

Буйный Apec, облеченный в доспех; к дороге готовы,

Кони ждали его в седьмидомном Бореевом гроте.

А крутосклонные все острова поручены были

Дщери Фавмантовой [Ириды] рвенью, на выси взлетевшей Миманта.

Оба они дожидались, к какому граду направит

Путь свой Лето, и, грозя, ее принять возбраняли.

[Лето прибежала к реке Пеней в Фессалии и попросила об убежище.]

Слезы лия, такою Пеней ответствовал речью:

«Власть велика у богини Неволи, Лето! Не отвергнул

Я бы тебя, госпожа; и другие жены, родивши,

Знаю, в водах моих омывались. Но страшно грозит мне

Гера! Ты только взгляни, какой боец на дозорных

Ныне высотах воссел; без труда он вконец изничтожит

Струи мои! На что ж я решусь? Пенея погибель

Даст ли радость тебе? Так пусть свершится судьбина!

Ради тебя я постражду, Лето, хотя бы пришлось мне

Вовсе иссякнуть, вконец умалиться, навеки погибнуть

И перед реками всеми лишиться славы и чести!

Так, я готов; что нужно еще? Зови Илифию!»

Молвил, и мощный сдержал он поток; но Apec, воспылавши,

Выси Пангея [в западной Фракии] решил до корней из почвы изринуть,

В воздух поднять, на реку повергнуть и струи засыпать.

Загрохотал он с высот и в щит ударил ужасным

Жалом копья – и бранные звоны окрест огласили

Оссу крутую и дол Краннона, отдавшися эхом

В ветреных Пинда вершинах; Фессалия в страхе великом

Вся подскочила; столь грозно звучал его щит меднозданный.

Словно на .Этне-горе, курящейся пламенем дымным,

Ходит все ходуном, чуть только в недрах подземных

Стронется с места гигант Бриарей и плечами подвижет,

Между тем как в Гефестовой кузне сосуды, и горны,

И треноги, и чаши, в огне сотворенные, купно

Друг на друга валясь, гудят и звенят несказанно, –

Столь же разительный гул от щита округленного несся.

Все же Пеней не стал убегать, но с прежней отвагой

Ждал поначалу врага, сдержав проворные воды,

Слов покуда таких Лето не вещала: «Спасайся

Во благовременье, отче! Спасайся, да зла не претерпишь

Ты за ласку твою, которой вовек не забуду!»

Для получения дополнительной информации об этой богине см. ЛЕТО

Арес, сотворение Пандоры, Афродиты и Посейдона, 5 века до н.э., Британский музей
Арес, сотворение Пандоры, Афродиты и Посейдона, 5 века до н.э., Британский музей

АРЕС И ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕРАКЛА

Арес и его сводный смертный брат Геракл неоднократно вступали в конфликты.

I. ГЕРАКЛ УБИВАЕТ ДЕТЕЙ АРЕСА

В два из двенадцати подвигов Геракла были вовлечены дети Ареса: один его сын должен был привести коней-людоедов царя бистонов Диомеда во Фракии, другой – принести пояс царицы амазонок Антиопы. Арес убил обоих.

II. ГЕРАКЛ РАНИТ АРЕСА, РАЗРУШАЯ ПИЛОС

Гесиод. Щит Геракла. 359-367 / Перевод О. Цыбенко. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 77) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«[Геракл говорит сыну Ареса Кикну:]

…В оное время изведал

Он [Арес] моего копия, когда за Пилос песчаный

Мне стоял супротив, сраженьем яряся чрезмерно.

Трижды моим пораженный копьем, опирался о землю

Он с пронзенным щитом, но в бедро я четвертым ударом

Силою всей поразил и премного рассек ему плоти.

Долу главою во прах от удара копья он повергся.

Так средь бессмертных ему случилось быть посрамленным,

Дланям моим в удел кровавый доспех оставляя».

 

III. АРЕС ПОДДЕРЖИВАЕТ СВОЕГО СЫНА КИКНА В БОРЬБЕ С ГЕРАКЛОМ

Про МИФ об Аресе, Кикне и Геракле см. «БЛИЗКИЕ СЕМЬИ АРЕСА: КИКН»

IV. АРЕС ПОДДЕРЖИВАЕТ АХЕЛОЯ В БИТВЕ С ГЕРАКЛОМ

Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XIX. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Мегарцы… выстроили сокровищницу [в Олимпии] и в нее поместили как посвящение богу сделанные из кедрового дерева небольшие фигурки, украшенные накладным золотом; они изображали битву Геракла с [богом реки] Ахелоем. Там были Зевс и Деянира, Ахелой и Геракл, и Арес, помогающий Ахелою».

Для получения дополнительной информации об этом боге реки см. АХЕЛОЙ

АРЕС ПРИНОСИЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ (В МИФЕ)

I. ФИВАНЦЫ ПРИНОСЯТ В ЖЕРТВУ АРЕСУ ЛЮДЕЙ

Во время войны Семерых против Фив Менекей, один из спартов и местных потомков бога Ареса, принес себя в жертву богу, чтобы защитить город.

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. VI. (7). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 57-58) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«[В начале войны Семерых против Фив:]

…Тиресий и предсказал вопрошавшим его фиванцам, что они победят, если [спарт] Менекей, сын Креонта, принесет себя в жертву Аресу. Услышав это предсказание, сын Креонта Менекей заколол себя перед городскими воротами».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 67. Эдип. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 87-88):

«Эдип принял отцовское царство и взял в жены свою мать Иокасту, не зная этого, и произвел с ней на свет [четырех детей]… Между тем в Фивах началось бесплодие и недостаток хлеба из-за преступлений Эдипа. Когда Тиресия спросили, что так опустошает Фивы, он ответил, что, если еще остался кто-нибудь из потомства зубов дракона [то есть спартов], то, если он погибнет за родину, это освободит ее от болезни. Тогда Менекей, отец Иокасты, бросился вниз со стен города».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 68. Полиник. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 89):

«Остальные [воины Семерых против Фив] брали приступом Фивы, и фиванцы были в отчаянии относительно своего положения, и Тиресий, сын Эвера, прорицатель, предсказал, что город будет спасен от опасности, если погибнет кто-нибудь из потомства драконовых зубов [спартов]. Менекей увидел, что он один может принести гражданам избавление, и бросился вниз со стены. Фиванцы одержали победу».

Для получения дополнительной информации о роде спартов см. СПАРТЫ

II. ЛИК ПРИНОСИТ В ЖЕРТВУ АРЕСУ ЧУЖЕСТРАНЦЕВ

Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. 23. / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2; цитируется по: [http://simposium.ru/ru/node/1142]) (анонимные авторы 2 в. н. э.):

«После того как Троя была разрушена, Диомед волнами был выброшен на берег Ливии. Царем тех мест был Лик, сын Ареса, имевший обычай приносить чужестранцев в жертву отцу… Так повествует Юба в третьей книге «Истории Африки».

 

III. КИКН ПРИНОСИТ ЧУЖЕСТРАНЦЕВ В ЖЕРТВУ АРЕСУ И ФОБОСУ

Кикн, сын Ареса, убивал и грабил путников, которые направлялись в Дельфы. По воле Аполлона с Кикном сразился Геракл.

Про МИФ об Аресе, Кикне и Геракле см. «БЛИЗКИЕ СЕМЬИ АРЕСА: КИКН»

IV. ЭНОМАЙ УБИВАЕТ ПРЕТЕНДЕНТОВ (возможно, для приношения своему отцу Аресу)

Про МИФ о жертвоприношениях Ээта Аресу см. «БЛИЗКИЕ СЕМЬИ АРЕСА: ЭНОМАЙ»

V. ЭЭТ ПРИНОСИТ ЧУЖЕСТРАНЦЕВ В ЖЕРТВУ АРЕСУ И ФОБОСУ

Про МИФ о жертвоприношениях Ээта Аресу см. «БЛИЗКИЕ СЕМЬИ АРЕСА: ЭЭТ»

АРЕС И ИНДИЙСКАЯ ВОЙНА ДИОНИСА

Бог Дионис направил свою армию против царства индийцев. Гера отправила Ареса на помощь индийцам, потому что продолжала гневаться на Диониса. Эти история описана в книге Нонна Панополитанского «Деяния Диониса» (здесь цитаты из нее не приводятся).

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология