Орион

Орион был красивым великаном. От своего отца Посейдона он получил дар ходить по волнам как по земле. Некоторое время Орион был охотником у царя острова Хиос Энопиона. Но после изнасилования царской дочери Меропы он был ослеплен и изгнан с острова. Орион отправился на остров Лемнос, чтобы просить бога Гефеста помочь ему восстановить зрение. Дав Ориону в провожатые своего помощника Кедалиона, Гефест направил гиганта к месту восхода солнца, где Гелиос восстановил ему зрение. Вернувшись в Грецию, Орион разыскал Энопиона, чтобы отомстить ему, но царь спрятался в подземном бронзовом доме.

Затем великан удалился на остров Делос или Крит, где стал спутником богини Артемиды на охоте. После смерти он был помещен среди звезд как созвездие Ориона. Существовали различные свидетельства о его смерти. По одной из версий, он хотел жениться на Артемиде, но ее брат Аполлон обманом заставил богиню пустить в него стрелу, когда он плыл в море. По другой версии, Артемида убила его после того, как он изнасиловал деву Опиду. Однако наиболее распространенная история заключалась в том, что Орион хвастался, что он выследит и убьет всех зверей земли, поэтому Гейя (Мать Земля) послала Скорпиона, чтобы уничтожить его. Впоследствии Орион и Скорпион были помещены на небе как противостоящие созвездия – одно восходит по мере того, как заходит другое.

Согласно мифу беотийцев, Орион родился, когда три бога – Зевс, Посейдон и Гермес – помочились на шкуру быка и закопали ее в землю, чтобы дать жителю Фив Гириею сына и наследника.

Имя Орион может происходить от древнегреческого слова oros «гора» или от ourios «моча».

Мифы про Ориона напоминают истории про некоторых других мифических охотников из Беотии. Например, охотник Кефалос был соблазнен богиней Эос. Другой, Актеон, был убит Артемидой во время охоты. И, наконец, беотийский великан Титий попытался напасть на богиню Лето – так же, как Орион напал на Опиду – и был уничтожен стрелами Аполлона и Артемиды.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ГИГАНТ ОРИОН
РодителиПосейдон и Евриала
ЖенаСида
ДомБеотия
УбитСкорпион или Артемида
СозвездиеОрион
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΩριωνÔriônOrionUrine, mountainМоча, гора

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Посейдон & Евриала (Hesiod Astronomy Frag 4, Pherecydes Frag, Apollodorus 1.25, Hyginus Astronomica 2.34)
[1.2] Посейдон (Valerius Flaccus 4.104)
[2.1] Гея (Apollodorus 1.25)
[2.2] Гирией (Parthenius 20, Antoninus Liberalis 25)
[2.3] Рожден от Геи & бычья шкура, пропитанная мочой Зевса, Посейдона, & Гермеса (Hyginus Fabulae 195 & Astr 2.34, Ovid Fasti 5.493, Servius ad Aeneid 10.763, Nonnus Dionysiaca 13.96)

Дети

[1.1] 50 x сынов (от Кефисид) (Corinna Frag 655)
[2.1] Корониды (Antoninus Liberalis 25, Ovid Metamorphoses 13.685)
[3.1] Дриант (Statius Thebaid 7.255)

 

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гомер. Илиада. Песнь восемнадцатая. Изготовление оружия. 483-489. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 319) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«[Гефест украшает щит Ахиллеса изображением космоса:]

Там представил он землю, представил и небо, и море,

Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,

Все прекрасные звезды, какими венчается небо:

Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,

Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый;

Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона

И единый чуждается мыться в волнах Океана.

 

Гомер. Илиада. Песнь двадцать вторая. Умервщление Гектора. 27-31. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 362) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«… Словно звезда, что под осень с лучами огнистыми всходит

[Сириус]

И, между звезд неисчетных горящая в сумраках ночи

(Псом Ориона ее нарицают сыны человеков),

Всех светозарнее блещет, но знаменьем грозным бывает;

Злые она огневицы наносит смертным несчастным…»

 

Гомер. Одиссея. Песнь пятая. 118-124. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 474-475) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«[Калипсо, брошенная Одиссеем, сетует:]

Боги ревнивые, сколь вы безжалостно к нам непреклонны!

Вас раздражает, когда мы, богини, приемлем на ложе

Смертного мужа и нам он становится милым супругом.

Так Орион светоносною Эос был некогда избран;

Гнали его вы, живущие легкою жизнию боги,

Гнали до тех пор, пока златотронныя он Артемиды

Тихой стрелою в Ортигии не был внезапно застрелен».

 

Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая. 308-311. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 548) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«… Отос божественный с славным везде на земле Эфиальтом.

Щедрая, станом всех выше людей их земля возрастила;

Всех красотой затмевали они, одному Ориону

В ней уступая…»

[Гиганты От и Эфиальт были известны как алоады.]

 

Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая. 572-575. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 554) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«[Одиссей вспоминает тени мертвых, которые он видел в подземном царстве:]

…Явилась гигантская тень Ориона;

Гнал по широкому Асфодилонскому лугу зверей он –

Их же своею железной ничем не крушимой дубиной

Некогда сам он убил на горах неприступно-пустынных».

 

Псевдо-Эратосфен (Эратосфен). Катастеризмы. Орион. / Перевод с греческого А. А. Россиус. (Источник: [http://www.astromyth.ru/Library/Eratosthenes-Catasterismos.htm]) (греческий астроном 3-2 вв. до н. э.)

«По словам Гесиода, он был рожден Евриалой, дочерью Миноса, и Посейдоном. Ему была дарована способность путешествовать по волнам, как посуху. Придя на Хаос, он в опьянении совершил насилие над дочерью Энопиоиа Меропой, а Энопион, разъяренный нечестивым деянием, ослепил его и изгнал с острова. Сбиваясь с пути, он пришел на Лемнос, где встретился с Гефестом. Гефест, сжалившись, дал ему слугу из своих домочадцев – Кедалиона, чтобы тот был ему спутником и направлял его шаги. Орион посадил его себе на плечи и так носил, а тот указывал путь. Достигнув Востока, он встретил Солнце и, надо полагать, исцелился, так как затем вновь вернулся к Энопиону, пылая отмщением. Энопиона. однако, сограждане скрыли под землей, и Орион, отчаявшись найти его, удалился на Крит и предался охоте на зверей вместе с Артемидой и Лето. Рассказывают, будто он грезился истребить всех до единого зверей, обитающих на земле, и Гея, исполнившись гнева, произвела преизрядного скорпиона, уязвленный жалом которого Орион и погиб. Зевс по просьбе Артемиды и Лето поместил Ориона за храбрость среди созвездий, куда вознес и Скорпиона в напоминание о том, что есть такой зверь, и о деле им некогда совершенном.

Другие рассказчики утверждают, что Орион, возмужав, загорелся любовью к Артемиде, а она наслала на него Скорпиона, и он, ужаленный, умер. Но боги, <смилостивившись,> сделали его созвездием в небе, равно как и гадину, в память о случившимся».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXXXV. (4-5). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Некоторые рассказывают, что вследствие сильных землетрясений пеpeшeeк был разрушен, образовался пролив [Мессинский], и море, таким образом, отделило от материка остров [Сицилия]. Поэт Гесиод говорит об этом иначе: мыс Пелориаду насыпал Орион, который учредил там же священный участок Посейдона, особо почитаемый местными жителями. После этого Орион отправился на Эвбею, где и поселился. Помещенный за свою славу среди созвездий на небо, он удостоился вечной памяти».

 

Гесиод. Труды и дни. 615-621. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 64) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«После ж того как Плеяды, Гиады и мощь Ориона

Станут на западе, – помни, что время посева настало

[т. е. в конце октября].

Вот как дели полевые работы в течение года.

Если же по морю хочешь опасному плавать, то помни:

После того как ужасная мощь Ориона погонит

С неба Плеяд и падут они в мглисто-туманное море

[т. е. тоже в конце октября],

С яростной силою дуть начинают различные ветры».

 

Пиндар. Немейские песни. 2. Тимодему Ахарнскому. 3 с. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 120) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

«Где прошли горные Плеяды, –

По пятам пройдет и Орион

[т. е. среди созвездий]».

 

Коринна. 1 (2). (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. Вересаева, Е. Рабинович. – М.: Ладомир, 1999. – С. 378) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Терпсихора мне велит

Звучной песнью петь героев

Для нарядных жен танагрских –

Да возрадуется город

Звонких звуков сладким ладом!

Я, слова напевов отчих

В новый заключив порядок,

Хоровод девичий правлю:

Славлю я родной Кефис,

Славный песнями моими,

Громко славлю Ориона,

Породившего от нимф [т. е. от дочерей реки Кефис]

Пятьдесят сынов могучих…»

 

Бабрий. 124. Птицелов, куропатка и петух. 15-17. (Источник: Федр, Бабрий. Басни. / Пер. М. Л. Гаспарова. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука. 1962. – С. 141):

«Как найдешь ты на ночном небе

Скитальца Ориона с золотым луком?

Кто возвестит заботного приход утра…»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. IV. (3-5). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 8) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Артемида же убила Ориона на острове Делосе. Об Орионе говорят, что его родила земля и он был огромного роста. Ферекид же [греческий мифограф 6 в. до н. э.] говорит, что он был сыном Посейдона и Эвриалы. Посейдон одарил его способностью ходить по морю. Он женился на Сиде, которую Гера низвергла в Тартар за то, что та осмелилась состязаться с ней в красоте. Затем, прибыв на остров Хиос, он посватался к дочери Ойнопиона Меропе. Ойнопион напоил его пьяным и уснувшего ослепил, после чего выбросил на берег моря. Орион, придя в кузницу Гефеста и похитив одного из детей, посадил себе на плечи и приказал вести его к восходу солнца. Придя туда, он вновь прозрел, подставив глаза жгучим лучам солнца. После этого Орион поспешил сразиться с Ойнопионом, но Посейдон укрыл

последнего в подземном доме, построенном Гефестом. Влюбившаяся в Ориона Эос похитила его и доставила на остров Делос. Афродита вселила в нее постоянное желание, отомстив ей за то, что она разделила ложе с Аресом. Орион же, как говорят некоторые, погиб, когда приглашал Артемиду состязаться с ним в метании диска, но, по сведениям других, Орион был застрелен Артемидой из лука, когда пытался совершить насилие над Опидой, одной из дев, прибывших от гиперборейцев».

 

Гимны Каллимаха. VI. К Артемиде. 262-265. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 155) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«… Пусть не желает никто с Охотницей [Артемидой] спорить в искусстве –

За похвальбу и Атрид расплатился пеней немалой;

Девственной да не дерзнет никто домогаться – как Отос,

Так Оарион желаньем пылали себе не во благо…»

 

Арат. Явления. 634-646. (Источник: Арат. Явления / Пер., вступ. ст. и коммент. К. А. Богданова. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 102-103) (греческая астрономическая поэма 3 в. до н. э.):

«Вьется Река [созвездие], чье круженье заметно лишь

до восхожденья

звезд [созвездия] Скорпиона, в движении за Океана теченье.

И Ориону могучему страшен восход Скорпиона.

Смилуйся к нам, Артемида! Молвы стародавней

преданье

об Орионе, дерзнувшем с богини совлечь одеянье.

Диких зверей сокрушал он на Хиосе

палицей тяжкой

для Винопивца в то время, охотой стяжая награду.

Там и наслала она на него необычного зверя,

остров холмистый по центру разверзнув

на две половины, –

тварью той был Скорпион, и укус его

раной смертельной

многих мощнейшему стал, когда он оскорбил

Артемиду.

Вот почему, говорят, той порою, как на небе

всходит

знак Скорпиона, за Землю спешит Орион удалиться».

 

Парфений. О любовных страстях. XX. Об Аэро. (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.)

«Рассказывают, что у Энопиона и нимфы Гелики была на Хиосе дочь Аэро. Влюбившись в нее, Орион, сын Гириея, стал требовать ее у отца в жены; ради нее он опустошил весь остров, некогда богатый дикими зверями, и, собрав огромную добычу с местных жителей, дал за Аэро приданое. Однако Энопион из ненависти к такому зятю все время откладывал брак, и однажды, когда Орион, обезумев от вина, взломал дверь в спальню, где спала девушка, и изнасиловал ее, Энопион выжег ему глаза».

 

Страбон. География. Книга IX. II. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 383) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Гирия является местом действия мифа о Гириее и о рождении Ориона, как говорит Пиндар в своих дифирамбах; Гирия расположена поблизости от Авлиды».

 

Страбон. География. Книга X. I. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 422) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Орей [в Эвбее] лежит у подошвы горы Телефрия, в так называемом Дриме на реке Калланте, на высокой скале, так что, быть может, этот город получил такое имя потому, что прежние его обитатели эллопийцы были горцами. По-видимому, и воспитанный там Орион назван по их имени».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXXXV. (1-7). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Значительно превосходя ростом и телесной силой героев, чьи имена сохранились в памяти человеческой, Орион был страстным любителем охоты и благодаря своей мощи и стремлению к славе совершил великие труды. На Сицилии для Занкла, царя названного по его имени города Занклы, который ныне называют Мессеной, [в числе прочих трудов] он создал насыпь и соорудил порт, называемый Акта… Древние мифографы рассказывают, что ранее Сицилия была полуостровом, а затем стала островом… Вследствие сильных землетрясений пеpeшeeк был разрушен, образовался пролив, и море, таким образом, отделило от материка остров. Поэт Гесиод говорит об этом иначе: мыс Пелориаду насыпал Орион, который учредил там же священный участок Посейдона, особопочитаемый местными жителями. После этого Орион отправился на Эвбею, где и поселился. Помещенный за свою славу среди созвездий на небо, он удостоился вечной памяти. Об этом

вспоминает и поэт Гомер, говоря в «Некийи» следующее:

После [Миноса] явилось гигантская тень Ориона;

Гнал по широкому Асфодилонскому лугу зверей он –

Их же своею железной ничем не крушимой дубиной

Некогда сам он убил на горах

неприступно-пустынных.

Подобным образом говорит Гомер и о его огромных рaзмepaх, сообщив ранее об Алоадах, что в девятилетнем возрасте ширина их тел составляла девять локтей, а высота – столько же оргий:

Щедрая, станом всех выше людей их земля

возрастила:

Всех красотой затмевали они, одному Ориону [В ней

уступая.]»

 

Антонин Либерал. Метаморфозы. XXV. Метиоха и Мениппа [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений» и Коринна в книге I «Героев»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«В Беотии, у Ориона, сына Гириея, были две дочери: Метиоха и Мениппа [Корониды]. Когда Артемида скрыла Ориона от людских взоров, девушки воспитывались у матери [Позже Персефона превратила их в кометы.]».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга пятая. 367-369. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 119) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«… Плеяды [созвездие из семи сестер-нимф] уже в океанский поток быстротечный,

от Ориона-скитальца укрыться спеша, опустились,

воздух смятением полон, и буря над морем бушует».

 

Филострат Младший. Картины. 11. Пирр или мисийцы. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«Мне кажется, ты хочешь услыхать о каждом созвездии… Тут вот Орион; сказание о нем и причине, почему среди звезд он на небе, отложим, мальчик, до другого подходящего случая, чтобы не отвлекать тебя от того, что хочешь узнать ты теперь. Те звезды, которые возле него, это – Медведица, или, если ты хочешь назвать их иначе, Повозка. Говорят, что эта звезда никогда не омывается водой Океана, но поворачивается вокруг самой себя, как бы сторожа Ориона».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 195. Орион. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 235-236):

«Юпитер [Зевс], Нептун [Посейдон] и Меркурий [Гермес] были гостями царя Гириэя во Фракии. Так как он радушно принимал их, они дали ему выбирать, что попросить у них. Он выбрал детей. Меркурий снял шкуру с быка, которого Гириэй принес им в жертву. Они помочились в нее и закопали в землю, и из нее родился Орион. Когда он хотел изнасиловать Диану [Артемиду], она убила его. Потом Юпитер перенес его в число звезд, и это созвездие называется Орионом».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Телец. 21. 4. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 68-69):

«Когда Плейона и ее дочери [Плеяды] проходили по Беотии, Орион, распалясь желанием, захотел сойтись с нею против ее воли. Она пустилась в бегство, и Орион безуспешно преследовал их семь лет. Но Юпитер [Зевс] сжалился над девами и поместил их среди созвездий, и впоследствии некие астрономы назвали их хвостом Тельца. Поэтому взору представляется, что Орион до сих пор преследует их, убегающих на запад».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Скорпион. 26. 4. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 73):

«… Созвездие [Скорпион] целиком было помещено на небосвод по следующей, считают, причине: Орион, будучи страстным охотником, счел в этом занятии себя искуснейшим ловчим и стал похваляться перед Дианой [Артемидой] и Латоной [Лето], что он способен истребить все живое, что рождается на земле. Поэтому рассерженная Теллус [Гея (Земля)] наслала на него скорпиона, который, рассказывают, убил его. Юпитер [Зевс] же, восхищенный мужеством обоих, поместил скорпиона среди созвездий в назидание людям, чтобы они не были чересчур самонадеянны. Диана же, из-за любви к Ориону, попросила Юпитера оказать ему такое же благодеяние по ее просьбе, какое он даровал Теллус по своей воле. Поэтому Юпитер установил такой порядок, чтобы с восхождением Скорпиона заходил Орион».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Заяц. 33. 1. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 76):

«Говорят, что он [созвездие Заяц] убегает от собаки охотящегося Ориона. В самом деле, чтобы представить Ориона, как и полагается, в образе охотника, решили обозначить это какой-либо деталью. Потому-то и поместили у его ног бегущего зайца. … Но те, которые не согласны с этим объяснением, утверждают, что не следует столь благородного и столь великого охотника, о котором мы уже поведали, рассказывая о созвездии Скорпиона, представлять в образе охотника, который травит зайца. Каллимаху [греческому поэту 3 в. до н. э.] также вменяется в вину то, что он, воспевая Диану [Артемиду], говорит, что она, охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови. Поэтому Орион обрел зримый образ так, словно он сражается с Тельцом».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Орион. 34. 1-3. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 77-79):

«Гесиод [автор 8 или 7 вв. до н. э.] называет его [Ориона] сыном Нептуна [Посейдона] и Эвриалы, дочери Миноса. Ему была дарована способность ходить по морю, как посуху, также как Ификлу, говорят, было дано ходить по хлебной ниве, не ломая колосьев. Аристомах рассказывает, что в Фивах жил некий Гирией (по словам Пиндара [лирический поэт 5 в. до н. э.], он жил на острове Хиос), который, когда к нему в гости пришли Юпитер и Меркурий, попросил у них сына. Чтобы легче получить желаемое, он принес в жертву быка и предложил богам в качестве угощения. После этого Юпитер и Меркурий потребовали содрать с быка шкуру; затем они наполнили ее уриной и приказали закопать в землю. Спустя некоторое время из нее появился мальчик, которого Гирией, соответственно его происхождению, назвал именем Урион, но благозвучие и частое повторение превратили его имя в Орион.

Рассказывают, что он пришел из Фив на Хиос и там соблазнил Меропу, дочь Ойнопиона, воспылав желанием от выпитого вина. За это преступление Ойнопион ослепил его и изгнал с острова. Но он, как считают, прибыл на Лемнос к Вулкану [Гефесту] и получил от него поводырем некоего человека по имени Кедалион. Неся его на плечах, он пришел, рассказывают, к Солнцу [Гелиосу] и, будучи им исцелен, вернулся на Хиос, чтобы отомстить за себя. Ойнопиона же сограждане схоронили под землей. Потеряв надежду его найти, Орион отправился на остров Крит и там стал охотиться вместе с Дианой [Артемидой]. Он пообещал ей то, о чем мы сказали выше, и таким образом оказался среди созвездий. Некоторые же рассказывают, что Орион жил с Ойнопионом, будучи связан с ним чрезмерно близкой дружбой, и что он, желая доказать ему свою страсть к охоте, пообещал Диане то, о чем мы рассказали выше, и поэтому он был убит. Другие, с чем согласен и Каллимах, рассказывают, что, когда он захотел сойтись с Дианой против ее желания, она пронзила его стрелами, но за общую их страсть к охоте она поместила его среди созвездий.

Истр же рассказывает, что Орион был возлюбленным Дианы и едва не стал, как считают, ее супругом. Аполлон был этим очень недоволен и часто упрекал ее, ничего, однако, не добившись. Однажды он увидел далеко в море голову плывущего Ориона и поспорил с Дианой, что она не сможет метнуть стрелу до той черной точки, что виднеется

в море. Желая подтвердить свою славу искуснейшей лучницы, она пустила стрелу и попала Ориону в голову. Волны прибили к берегу его мертвое тело, и Диана, неутешно горюя и укоряя себя за его смерть, оплакала его гибель горькими слезами и поместила, считают, его среди созвездий. Но что делала Диана после его смерти, о том мы расскажем в посвященных ей сказаниях».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Пёс. 35. 1. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 79):

«Некоторые говорят, что это [созвездие Большого Пса] – пес Ориона, и поскольку он был страстным охотником, вместе с ним среди созвездий был помещен и пес».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Процион. 36. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. 79):

«Его [созвездия Процион] восход наблюдается раньше восхождения Большого Пса, и по этой причине он зовется Процион. Некоторые считают, что это – пес Ориона и связывают с ним все те же самые сказания, что и с вышеупомянутым Псом [Canis Major]».

 

Овидий. Фасты. Книга третья. 493-544. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Будет напрасным трудом беотийца искать Ориона [созвездие]

Эти три дня. Расскажу здесь я об этой звезде.

Как-то Юпитер [Зевс] и брат его, глади морской повелитель [Посейдон],

С богом Меркурием [Гермесом] в путь дальний пустились втроем.

Вечер. Обернутый плуг волы домой убирают,

Лежа, сосет молоко сытой ягненок овцы.

Тут старик Гирией, землепашец убогого поля,

Путников вдруг увидал перед лачужкой своей

И говорит им: «Дорога длинна, а день на исходе;

Милости просим: моя дверь для гостей отперта».

Ласковым взглядом слова подтверждая, зовет их вторично.

Входят они, но свое не выдают божество.

Хижина вся старика была черным закопчена дымом,

А на вчерашнем бревне теплился жалкий огонь.

[хозяин предлагает богам еду и вино. А после ужина:]

Молвит Юпитер: «Коль ты чего-нибудь хочешь, скажи мне:

Все ты получишь!» И вот вымолвил кроткий старик:

«Был я на милой женат, которую с детства любил я.

Спросите, где же она? В урне останки ее.

Ей я поклялся, и вас призвал я в свидетели клятвы:

После нее ни на ком больше уж я не женюсь.

Слово свое я сдержал. Но иное питаю желанье:

Быть хочу я отцом, хоть не имея жены!»

Боги согласны. И вот позади вола они стали

И… но мешает мне стыд об остальном говорить.

[Боги помочились на шкуру.]

После землею они засыпали влажную шкуру,

А через десять уже месяцев мальчик там был.

И по рожденью его Гирией назвал Урионом:

Первая буква потом в имени стала иной.

Вырос богатырем, и взяла к себе его Феба:

Стражем богини он стал, спутником стал он ее.

Но прогневил он богов своим хвастовством неразумным:

«Нет, – сказал он, – зверей, чтоб одолели меня!»

Тут Скорпиона Земля [Теллус (Гея, Земля)] на богиню, родившую двойню,

Выслала, чтоб он ее жалом кривым уязвил;

Встал на пути Орион; но Латона [Лето] взнесла его к звездам

Ярким, промолвив ему: «Это награда тебе!»

 

Вергилий. Энеида. Книга десятая. 763-767. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 319) (римский поэт 1 в. до н. э.):

«По морю так же

Шел великан Орион, когда сквозь Нереевы топи

Пеший он путь пролагал, лишь до плеч погруженный в пучину,

Или, с высокой горы принося многолетние вязы,

Шествовал сам по земле, голова же пряталась в тучах».

 

Сенека. Геркулес в безумье. 3-14. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 116) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«[Юнона (Гера) жалуется на измены мужа Юпитера (Зевса):]

… Горний свод эфира я покинула,

Оставив небеса во власть соперницам:

Они – на небе, я – на землю изгнана.

Там – Орион, богов мечом пугающий;

Созвездье есть Персея, сына золота,

Светила блещут близнецов…

[т. е. Диоскуров, созвездие Близнецы. Орион, так же, как Персей и Диоскуры, здесь считается внебрачным сыном Зевса.]»

 

Плиний Старший. Естественная история. Книга VII. § 73. (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2012, вып. 3 (§§ 57—119) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

«На Крите на горе, разрушенной землетрясением, обнаружили тело длиной в 46 локтей, которое, по мнению одних, принадлежало Ориону, по мнению других, Оту».

 

Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая. 647-648. (Источник: Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2013. – С. 83):

«[Посейдон говорит:]

Нет, не мои [созвездие] Орион и Телец со свирепой Плеядой –

Новой смерти причина [т. е. штормов]».

[Заход этих созвездий поздней осенью совпадал с началом сезона штормов.]

 

Стаций. Фиваида. Книга седьмая. 254-258. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 116) (римский эпос 1 в. н. э.):

«Тысяча лучников там с ледяной танагрской вершины

[на войне Семерых против Фив],

вождь их – Дриант, – у него на щите белоснежном трезубец

изображен и перун золотой; Ориона потомок,

доблестен он, но его да минует отчая доля

и да утихнет, молю, гнев давний безбрачной Дианы [Артемиды]».

 

Стаций. Фиваида. Книга девятая. 841-844. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 164) (римский эпос 1 в. н. э.):

«Маворс-родитель тогда озирает огиговы рати

и побуждает вперед Дриаита, чей родоначальник –

бурный душой Орион, – отчего почитавших Диану [Артемиду]

он ненавидел…»

 

Стаций. Сильвы. Книга I. 1. Величайшая конная статуя императора Домициана. 44-45. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Сильвы / Пер. Т. Л. Александровой. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 34):

«… Так же велик он, как меч Ориона, встающего в небе

Зимней ночною порой на страх окрестным созвездьям».

 

Стаций. Сильвы. Книга III. 2. Напутствие Мецию Целеру. 75-77. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Сильвы / Пер. Т. Л. Александровой. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 122):

«Узрев корабли, взъярилась пучина,

Хлябь на людей поднялась. Тогда затмились Плеяды,

Вместе с Оленской козой [т. е. звезда Плеяд, восход которой означал начало штормов],

Орион исполнился злобы».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь IV. 192-196. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 45) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Богиня Гармония оплакивает свой брак со смертным человеком:]

Если меня на восток повлечет мой муж-мореходец,

Эригенейе [Эос, Рассвет] на вид поставлю страсть к Ориону,

Да и Кефала припомню! А коль поплывем мы на запад

Сумрачный, то и Селена, пылавшая к Эндимиону

По-над кручею Латма, меня в страданьях утешит!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XIII. 96-102. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 135) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Град же по имени назван Хириэя-гостеприимца,

Там Гигант преогромный на ложе пустом когда-то

(Се Орион трехотчий) зачат праматерью Геей,

Ибо от трех бессмертных моча изверглась и стала

Саморожденья причиной, некиим стала обличьем,

Бычья же шкура приветно выносила младенца,

Гея ж чрез щель извергла, что без соитья явилось…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XX. 77-80. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 203) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Ты не потомок Зевса!

… Тития ты не повергнул погибельным дротом пернатым

С Орионом злосчастными и дерзким!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVIII. 397-401. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 479) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Немезида, богиня возмездия, говорит Артемиде:]

Снова какой притесняет тебя Орион? Нечестивец,

Раздиравший одежды твои, покоится ныне

В недрах земных, бездыханный, если снова какой-то

Муж, обуянный страстью, хватает тебя за пеплос,

Скорпиона другого пошли отомстить поруганье!»

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология