Иасион был земледельческим героем и весенним супругом Деметры в Самофракийских мистериях.
Иасион лежал с богиней на трижды вспаханном поле во время свадебных торжеств Кадма и Гармонии на острове Самотраки. Когда Зевс узнал об этом деле, он убил Иасона молнией. Согласно некоторым сведениям, Исасон и земледельческий герой Триптолем были впоследствии помещены среди звезд как созвездие Близнецов.
Иасион, возможно, приравнивали к Аттису, умирающей супруге фригийской богини Кибелы и Карманору, супруга Деметры на острове Крит. Гесиод, кажется, уравнивает их, когда помещает Иасиона на Крит. Значение имени Иасион неясно, но оно может быть связано с греческим словом, обозначающим вьюнок, небольшую белоцветковую лозу, обычно растущую на пшеничных полях, обвивающих стебли зерна».
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ПОЛУБОГ ИАСИОН | |
Родители | Зевс и Электра |
Жена | Деметра |
Бог чего | Сельское хозяйство |
Дом | Остров Самофракия |
Созвездия | Близнецы |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Ιασιων Ιασιως | Iasiôn, Iasiôs | Jasion, Jasius | Bindweed? | Вьюнок? |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Зевс & Электра (Catalogues of Women Frag 102, Apollodorus 3.138, Diodorus Siculus 5.48.2, Hyginus Fab 250)
[1.2] Зевс & Гемера
Дети
[1.1] Плутос (от Деметры) (Theogony 969, Diodorus Siculus 5.48.2)
[1.2] Филомел, Плутос (от Деметры) (Hyginus Astronomica 2.4)
СЛОВАРЬ
ИАСИОН (Ίασίων) в греческой мифологии сын Зевса (вариант: Корифа) и плеяды Электры (вариант: Электрионы), брат Дардана, возлюбленный Деметры. Древнее критское божество земледелия. Согласно одному из мифов, И. сошелся с полюбившей его Деметрой на трижды вспаханном поле на острове Крит, и Зевс поразил его за это молнией (Hom. Od. V 125 след.). По более позднему варианту мифа, гнев Зевса был вызван тем, что И. совершил насилие над Деметрой (Apollod. Ill 12, 1). Скорбь Деметры после смерти И. была так велика, что она отказалась давать урожай; тогда боги позволили И. ежегодно покидать аид и возвращаться к Деметре на землю (миф аналогичен мифу о похищении Персефоны и возвращении ее на землю). Возвращение И. на землю символизирует смену времен года. От союза И. с Деметрой родился Плутос (бог богатства и изобилия) — олицетворение плодородия земли (Hes. Theog. 969- 974). От Деметры И. получил в дар зерна пшеницы и научил людей земледелию. По одному из вариантов мифа, И. был братом Гармонии, жены Кадма, на свадьбе которой он и встретился с Деметрой (Diod. V 48). Согласно Вергилию (Аеn. III 167 cл.), И. и Дардан родились в Италии, но более распространен миф, что И. и его брат родились на Крите и оттуда переселились на остров Самофракия, где Зевс посвятил их в мистерии Деметры (Serv. Verg. Aen. III 15 и 167). Зевс повелел им распространять Самофракийские мистерии по всей земле, и поэтому братья много странствовали (Strab. VII 49). м. б.
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гомер. Одиссея. Песнь 5. 125. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«Так он ответил. Калипсо, богиня богинь, ужаснулась
И со словами к нему окрыленными так обратилась:
«Как вы жестоки, о боги, как завистью всех превзошли вы!
Вы допускать не хотите, чтоб ложем законным богиниСоединялись с мужами, чтоб женами им они были.
Так розоперстая Эос себе избрала Ориона.
Гнали его вы, живущие легкою жизнию боги,
Гнали, пока златотронной и чистою он Артемидой
Нежной стрелою внезапно в Ортигии не был застрелен.Так с Язионом Деметра на трижды распаханной нови
Соединилась любовью и ложем, послушавшись сердца.
Очень недолго об этом в неведеньи Зевс оставался.
Молнией он Язиона убил ослепительно белой».
Гесиод. Теогония. 969. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Плутос-богатство рожден был Деметрой, великой богиней.
С Иасионом-героем в любви сопряглась она страстной
В критской богатой округе на три раза вспаханной нови.
Бродит он, благостный бог, по земле и широкому морю,
Всюду. И кто его встретит, кому попадется он в руки,
Тот богатеет и много добра наживать начинает».
Гесиод. Каталог Женщин. 102 / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54-55) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Дева Электра…
Чад родила, покоренная облачномрачным Кронидом:
Сына Дардана…
С Ээтионом…
Некогда оный на ложе взошел к многодатной Деметре,
Жизнь, однако, отринул отец бессмертных и смертных
Ээтиону-владыке, блестящую молнию бросив,
В кару, что лаской и ложем он сочетался с Деметрой».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 138. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«От дочери Атланта Электры и Зевса родились Иасион и Дардан. Иасион влюбился в Деметру и хотел обесчестить богиню, но был убит перуном»
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 48. 2. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«На Самофракии родились дети Зевса и Электры, одной из дочерей Атланта, — Дардан, Иасион и Гармония…
Поскольку Зевс решил предоставить почести и второму сыну [Иасиону], он вверил ему обряд мистерий, который издревле существовал на острове, но тогда каким-то образом был передан [ему], однако о том не позволено знать никому, кроме посвященных. Считают, что [Иасион] впервые посвятил в мистерии чужестранцев, прославив их таким образом. После этого сюда прибыл в поисках Европы [т.е. его сестра, похищенная Зевсом] Кадм, сын Агенора, и пройдя посвящение в мистерии [Самофракийские], женился на сестре Иасиона Гармонии, которая, согласно мифам эллинов, была дочерью Ареса [Обычно считалось, что Гармония была отдана Электре, матери Иасиона, чтобы она растила ее как свою собственную.]. На этой свадьбе впервые пировали боги, и полюбившая Иасиона Деметра подарила урожай пшеницы, Гермес — лиру, Афина — знаменитые ожерелье и пеплос и [кроме того] флейты, а Электра — священные обряды так называемой Великой Матери [Реи-Кибеле] богов вместе с кимвалами и тимпанами. Аполлон играл тогда на кифаре. Музы — на флейтах, а другие боги восславили этот брак прекрасными речами. После этого Кадм в соответствии с полученным оракулом основал в Беотии Фивы, а Иасион женился на Кибеле [здесь отождествляется с Деметрой] и стал отцом Корибанта [предводитель Корибантов]. После ухода Иасиона к богам Дардан, Кибела [Деметра] и Корибант перенесли в Азию священные обряды Матери богов и отправились вместе во Фригию. От Иасона Деметра, как гласят мифы, родила сына Плутоса (Богатство), но в действительности богатство — пшеницу она подарила на свадьбе Гармонии, чтобы соединиться с Иасионом. Подробные же сведения об обряде хранят в тайне и сообщают только посвященным, тогда как широко известно, что боги [Кабиры] являются на призыв посвященных и оказывают им чудесную помощь. Говорят, что причастившиеся к мистериям становятся более благочестивыми, более справедливыми и лучшими во всех отношениях, чем были прежде. Поэтому самые прославленные из древних героев и полубогов пожелали пройти обряд [посвящения]. Так, Ясону и Диоскурам, а также Гераклу и Орфею, прошедшим посвящение, во всех походах сопутствовала удача благодаря явлению этих богов».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 48. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«После этого на острове [Самофракия] родился Саон [вероятно, такой же, как Иасион], сын Зевса и нимфы, как говорят одни, или же Гермеса и Рены, как говорят другие. Саон объединил жившие порознь народы, установил законы и назвал остров своим именем Саоном, а жителей его разделил на пять племен, которым дал имена своих сыновей».
Страбон. География. Книга 7.49. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Иасион и Дардан, два брата [сыновья Электры], жили на Самофракии. После того как Иасион был поражен ударом молнии за оскорбление Деметры, Дардан уехал из Самофракии и поселился у подошвы горы Иды [основанный им город] он назвал Дарданией и научил троянцев самофракийским мистериям. В прежнее время Самофракия называлась Самосом».
Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Глава вторая. § XIX. О кабирских мистериях. (Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/uveshhevanie-k-jazychnikam/2) (раннехристианский богослов 2-3 вв. н. э.):
«[Раннехристианская критика языческих мистерий] Пусть погибнет положивший начало этому людскому заблуждению, будь то Дардан, научивший мистериям Матери богов, или Ээтион [Иасион], установивший оргии и посвящения самофракийцев».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 270. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 131):
«Чьи упряжки погубили своих возничих. Иасиона , сына Юпитера от Электры, дочери Атланта. [Предположительно Иасион был убит, когда Зевс бросил свою молнию, заставив его лошадей в панике рвануть и сбросив его с колесницы.]»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 270. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 131):
«Кто был самым красивым. Иасион, сын †Илифия, которого, как говорят, полюбила Церера [Деметра], что явствует из самой этой истории».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 4. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 56):
«Гермипп [греческий писатель в III веке до нашей эры], автор сочинений о небесных явлениях, рассказывает, что у Цереры [Деметры] был возлюбленный, Иасион, сын Электры. Многие согласны с Гомером, что именно по этой причине его поразил перун. Согласно критскому мифографу Петелиду, у них родились двое сыновей, Филомел и Плутос».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 22. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 56):
«[Созвездие Близнецы] Некоторые же утверждают, что это — Триптолем, о котором мы рассказали выше, и Иасион, возлюбленные Цереры [Деметры], оба помешенные среди созвездий».
Овидий. Метаморфозы. 9. 421 (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Ропот пошел, почему у других нет прав на такую
Милость [восстановление молодости пожилых людей, единственная прерогатива богини Гебы] — и вот на года престарелого сетует мужа
Паллантиада [Аврора, Эос]; что сед Ясион [Иасон] — благая Церера [Мететра]
Сетует также».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Одиссея. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Гесиод. Каталог женщин или Эои. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. (150 г., н.э.)
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
Список используемой литературы