Иасион

Иасион был земледельческим героем и весенним супругом Деметры в Самофракийских мистериях.

Иасион лежал с богиней на трижды вспаханном поле во время свадебных торжеств Кадма и Гармонии на острове Самотраки. Когда Зевс узнал об этом деле, он убил Иасона молнией. Согласно некоторым сведениям, Исасон и земледельческий герой Триптолем были впоследствии помещены среди звезд как созвездие Близнецов.

Иасион, возможно, приравнивали к Аттису, умирающей супруге фригийской богини Кибелы и Карманору, супруга Деметры на острове Крит. Гесиод, кажется, уравнивает их, когда помещает Иасиона на Крит. Значение имени Иасион неясно, но оно может быть связано с греческим словом, обозначающим вьюнок, небольшую белоцветковую лозу, обычно растущую на пшеничных полях, обвивающих стебли зерна».

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ПОЛУБОГ ИАСИОН
РодителиЗевс и Электра
ЖенаДеметра
Бог чегоСельское хозяйство
ДомОстров Самофракия
СозвездияБлизнецы
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Ιασιων ΙασιωςIasiôn, IasiôsJasion, JasiusBindweed?Вьюнок?

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Зевс & Электра (Catalogues of Women Frag 102, Apollodorus 3.138, Diodorus Siculus 5.48.2, Hyginus Fab 250)
[1.2] Зевс & Гемера

Дети

[1.1] Плутос (от Деметры) (Theogony 969, Diodorus Siculus 5.48.2)
[1.2] Филомел, Плутос (от Деметры) (Hyginus Astronomica 2.4)

СЛОВАРЬ

ИАСИОН (Ίασίων) в греческой мифологии сын Зевса (вариант: Корифа) и плеяды Электры (вариант: Электрионы), брат Дардана, возлюбленный Деметры. Древнее критское божество земледелия. Согласно одному из мифов, И. сошелся с полюбившей его Деметрой на трижды вспаханном поле на острове Крит, и Зевс поразил его за это молнией (Hom. Od. V 125 след.). По более позднему варианту мифа, гнев Зевса был вызван тем, что И. совершил насилие над Деметрой (Apollod. Ill 12, 1). Скорбь Деметры после смерти И. была так велика, что она отказалась давать урожай; тогда боги позволили И. ежегодно покидать аид и возвращаться к Деметре на землю (миф аналогичен мифу о похищении Персефоны и возвращении ее на землю). Возвращение И. на землю символизирует смену времен года. От союза И. с Деметрой родился Плутос (бог богатства и изобилия) — олицетворение плодородия земли (Hes. Theog. 969- 974). От Деметры И. получил в дар зерна пшеницы и научил людей земледелию. По одному из вариантов мифа, И. был братом Гармонии, жены Кадма, на свадьбе которой он и встретился с Деметрой (Diod. V 48). Согласно Вергилию (Аеn. III 167 cл.), И. и Дардан родились в Италии, но более распространен миф, что И. и его брат родились на Крите и оттуда переселились на остров Самофракия, где Зевс посвятил их в мистерии Деметры (Serv. Verg. Aen. III 15 и 167). Зевс повелел им распространять Самофракийские мистерии по всей земле, и поэтому братья много странствовали (Strab. VII 49). м. б.

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гомер. Одиссея. Песнь 5. 125. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Так он ответил. Калипсо, богиня богинь, ужаснулась
И со словами к нему окрыленными так обратилась:
«Как вы жестоки, о боги, как завистью всех превзошли вы!
Вы допускать не хотите, чтоб ложем законным богини

Соединялись с мужами, чтоб женами им они были.
Так розоперстая Эос себе избрала Ориона.
Гнали его вы, живущие легкою жизнию боги,
Гнали, пока златотронной и чистою он Артемидой
Нежной стрелою внезапно в Ортигии не был застрелен.

Так с Язионом Деметра на трижды распаханной нови
Соединилась любовью и ложем, послушавшись сердца.
Очень недолго об этом в неведеньи Зевс оставался.
Молнией он Язиона убил ослепительно белой».

 

Гесиод. Теогония. 969. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Плутос-богатство рожден был Деметрой, великой богиней.

С Иасионом-героем в любви сопряглась она страстной
В критской богатой округе на три раза вспаханной нови.
Бродит он, благостный бог, по земле и широкому морю,
Всюду. И кто его встретит, кому попадется он в руки,
Тот богатеет и много добра наживать начинает».

 

Гесиод. Каталог Женщин. 102 / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54-55) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Дева Электра…
Чад родила, покоренная облачномрачным Кронидом:
Сына Дардана…
С Ээтионом…
Некогда оный на ложе взошел к многодатной Деметре,
Жизнь, однако, отринул отец бессмертных и смертных
Ээтиону-владыке, блестящую молнию бросив,
В кару, что лаской и ложем он сочетался с Деметрой».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 138. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«От дочери Атланта Электры и Зевса родились Иасион и Дардан. Иасион влюбился в Деметру и хотел обесчестить богиню, но был убит перуном»

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 48. 2. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«На Само­фра­кии роди­лись дети Зев­са и Элек­тры, одной из доче­рей Атлан­та, — Дар­дан, Иаси­он и Гар­мо­ния…
Посколь­ку Зевс решил пре­до­ста­вить поче­сти и вто­ро­му сыну [Иасиону], он вве­рил ему обряд мисте­рий, кото­рый издрев­ле суще­ст­во­вал на ост­ро­ве, но тогда каким-то обра­зом был пере­дан [ему], одна­ко о том не поз­во­ле­но знать нико­му, кро­ме посвя­щен­ных. Счи­та­ют, что [Иаси­он] впер­вые посвя­тил в мисте­рии чуже­стран­цев, про­сла­вив их таким обра­зом. После это­го сюда при­был в поис­ках Евро­пы [т.е. его сестра, похищенная Зевсом] Кадм, сын Аге­но­ра, и прой­дя посвя­ще­ние в мисте­рии [Самофракийские], женил­ся на сест­ре Иаси­о­на Гар­мо­нии, кото­рая, соглас­но мифам элли­нов, была доче­рью Аре­са [Обычно считалось, что Гармония была отдана Электре, матери Иасиона, чтобы она растила ее как свою собственную.]. На этой свадь­бе впер­вые пиро­ва­ли боги, и полю­бив­шая Иаси­о­на Демет­ра пода­ри­ла уро­жай пше­ни­цы, Гер­мес — лиру, Афи­на — зна­ме­ни­тые оже­ре­лье и пеп­лос и [кро­ме того] флей­ты, а Элек­тра — свя­щен­ные обряды так назы­вае­мой Вели­кой Мате­ри [Реи-Кибеле] богов вме­сте с ким­ва­ла­ми и тим­па­на­ми. Апол­лон играл тогда на кифа­ре. Музы — на флей­тах, а дру­гие боги вос­сла­ви­ли этот брак пре­крас­ны­ми реча­ми. После это­го Кадм в соот­вет­ст­вии с полу­чен­ным ора­ку­лом осно­вал в Бео­тии Фивы, а Иаси­он женил­ся на Кибе­ле [здесь отождествляется с Деметрой] и стал отцом Кори­бан­та [предводитель Корибантов]. После ухо­да Иаси­о­на к богам Дар­дан, Кибе­ла [Деметра] и Кори­бант пере­нес­ли в Азию свя­щен­ные обряды Мате­ри богов и отпра­ви­лись вме­сте во Фри­гию. От Иасо­на Демет­ра, как гла­сят мифы, роди­ла сына Плу­то­са (Богат­ство), но в дей­ст­ви­тель­но­сти богат­ство — пше­ни­цу она пода­ри­ла на свадь­бе Гар­мо­нии, чтобы соеди­нить­ся с Иаси­о­ном. Подроб­ные же сведе­ния об обряде хра­нят в тайне и сооб­ща­ют толь­ко посвя­щен­ным, тогда как широ­ко извест­но, что боги [Кабиры] явля­ют­ся на при­зыв посвя­щен­ных и ока­зы­ва­ют им чудес­ную помощь. Гово­рят, что при­ча­стив­ши­е­ся к мисте­ри­ям ста­но­вят­ся более бла­го­че­сти­вы­ми, более спра­вед­ли­вы­ми и луч­ши­ми во всех отно­ше­ни­ях, чем были преж­де. Поэто­му самые про­слав­лен­ные из древ­них геро­ев и полу­бо­гов поже­ла­ли прой­ти обряд [посвя­ще­ния]. Так, Ясо­ну и Дио­с­ку­рам, а так­же Герак­лу и Орфею, про­шед­шим посвя­ще­ние, во всех похо­дах сопут­ст­во­ва­ла уда­ча бла­го­да­ря явле­нию этих богов».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 48. 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«После это­го на ост­ро­ве [Самофракия] родил­ся Саон [вероятно, такой же, как Иасион], сын Зев­са и ним­фы, как гово­рят одни, или же Гер­ме­са и Рены, как гово­рят дру­гие. Саон объ­еди­нил жив­шие порознь наро­ды, уста­но­вил зако­ны и назвал ост­ров сво­им име­нем Сао­ном, а жите­лей его разде­лил на пять пле­мен, кото­рым дал име­на сво­их сыно­вей».

 

Страбон. География. Книга 7.49. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Иаси­он и Дар­дан, два бра­та [сыновья Электры], жили на Само­фра­кии. После того как Иаси­он был пора­жен уда­ром мол­нии за оскорб­ле­ние Демет­ры, Дар­дан уехал из Само­фра­кии и посе­лил­ся у подош­вы горы Иды [осно­ван­ный им город] он назвал Дар­да­ни­ей и научил тро­ян­цев само­фра­кий­ским мисте­ри­ям. В преж­нее вре­мя Само­фра­кия назы­ва­лась Само­сом».

 

Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Глава вторая. § XIX. О кабирских мистериях. (Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/uveshhevanie-k-jazychnikam/2) (раннехристианский богослов 2-3 вв. н. э.):

 

«[Раннехристианская критика языческих мистерий] Пусть погибнет положивший начало этому людскому заблуждению, будь то Дардан, научивший мистериям Матери богов, или Ээтион [Иасион], установивший оргии и посвящения самофракийцев».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 270. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 131):

 

«Чьи упряжки погубили своих возничих. Иасиона , сына Юпитера от Электры, дочери Атланта. [Предположительно Иасион был убит, когда Зевс бросил свою молнию, заставив его лошадей в панике рвануть и сбросив его с колесницы.]»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 270. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 131):

 

«Кто был самым красивым. Иасион, сын †Илифия, которого, как говорят, полюбила Церера [Деметра], что явствует из самой этой истории».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 4. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 56):

 

«Гермипп [греческий писатель в III веке до нашей эры], автор сочинений о небесных явлениях, рассказывает, что у Цереры [Деметры] был возлюбленный, Иасион, сын Электры. Многие согласны с Гомером, что именно по этой причине его поразил перун. Согласно критскому мифографу Петелиду, у них родились двое сыновей, Филомел и Плутос».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 22. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 56):

 

«[Созвездие Близнецы] Некоторые же утверждают, что это — Триптолем, о котором мы рассказали выше, и Иасион, возлюбленные Цереры [Деметры], оба помешенные среди созвездий».

 

Овидий. Метаморфозы. 9. 421 (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Ропот пошел, поче­му у дру­гих нет прав на такую
Милость [восстановление молодости пожилых людей, единственная прерогатива богини Гебы] — и вот на года пре­ста­ре­ло­го сету­ет мужа
Пал­лан­ти­а­да [Аврора, Эос]; что сед Яси­он [Иасон] — бла­гая Цере­ра [Мететра]
Сету­ет так­же».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология