Культ Зевса — 1

Зевс был олимпийским царем богов, богом неба, погоды, судьбы, закона, справедливости и нравственного поведения.

Ему широко поклонялись в Древней Греции, и он обладал многочисленными святынями и святилищами. Многие из них располагались на вершинах холмов или горных пиках — местах, где традиционно приносились подношения богу, приносящему дождь. Ему также поклонялись в частном порядке в небольших домашних святынях.

В классической скульптуре Зевс изображался царственным бородатым мужчиной с обнаженной мускулистой грудью. Его атрибутами были молния, царский скипетр и орел. Самой знаменитой статуей Зевса была работа Фидия из слоновой кости и золота в Олимпии — данное изображение представляет собой римскую репродукцию из мрамора и бронзы.

Изображение справа — Зевс-Юпитер, греко-римская мраморная статуя, Капитолийские музеи.

ОСНОВНОЕ

Каллимах. Фрагмент эпиграммы 69.(из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Каллимах/ Перевод Блуменаю Л. ;Грабарь-Пассек М.Е.; Голубец Ю. ;Свиясов Е.;Шульц Ю. ;Чистякова Н.;Гаспаров М.Л.;Иваница Г.) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«О ладья, ты у меня сладостный жизни свет унесла. Зевсу взмолюсь, гавань хранящему!»

 

Филострат Старший. Картины. Книга II. 23. Геракл в безумии (2). (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«В комнате [которую дом вмещает] . . . корзины и возлияния для жертвы, мука для алтаря, лучины и большой котел – все, что надо для жертвы Зевсу, хранителю дома».

 

КУЛЬТ В АТТИКЕ. АФИНЫ

Платон. Феаг. 121a. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 // Философское наследие, т. 112. Академия Наук СССР, Институт философии. М.: Мысль, 1990. Перевод С. Я. Шейнман-Топштейн.) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«[На Афинской агоре :] Не желаешь ли пройти со мной отсюда в портик Зевса Освободителя?»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.2. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«[На Афинской агоре :] Тут же статуи Афины Пэонии (Целительницы), Зевса, Мнемосины и муз с Аполлоном — посвящение и создание Эвбулида».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.3.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«[Рядом с Царским портиком, афинской площади Керамика :] Тут же стоят статуи так называемого Зевса Элевтерия (Покровителя свободных)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.3. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Здание так называемого Совета пятисот [в Афинах], члены которого сохраняли свою должность в течение года. В нем находится деревянная статуя Зевса Советчика, изваяние Аполлона — творение Пейсия и статуя Демоса — работы Лисона».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.17.2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«Картина, изображающая, как афиняне сражаются с амазонками. У них [Афинян] эта война изображена и на щите Афины и на пьедестале Зевса Олимпийского».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.18. 6 — 9(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Перед входом в храм Зевса Олимпийского [в Афинах] — а этот храм построил римский император Адриан, он же воздвиг богу статую, достойную осмотра, которая по величине, если не говорить о колоссах у родосцев и римлян, оставляет за собой многие другие статуи, но сделана она из слоновой кости и золота и пропорционально величине сделана она с большим искусством, — так вот, здесь при входе в храм стоят статуи Адриана — две из фасосского мрамора, две из египетского, а перед колоннами стоят медные. Этот участок, больше чем в четыре стадии, весь наполнен статуями; от каждого города, (которые афиняне называют своими выселками), стоит здесь статуя императора Адриана, но афиняне превзошли их всех, поставив позади храма свою колоссальную статую, заслуживающую внимания. На этом участке есть древние произведения, медный Зевс, храм Кроноса и Реи и священный округ Геи (Земли), именуемой «Олимпией». Здесь, приблизительно в локоть шириной, рассеклась земля и говорят, что после потопа, бывшего при [мифическом короле] Девкалионе, сюда ушла вся вода; поэтому сюда каждый год бросают пшеничную муку, замешанную с медом. Около одной из колонн стоит изображение Исократа . . . Там стоят и персы из фригийского мрамора, поддерживающие медный треножник; как они сами, так и треножник заслуживает всякого внимания. Говорят, что древний храм Зевса Олимпийского построил Девкалион, и в доказательство того, что Девкалион жил в Афинах, они показывают его могилу, находящуюся недалеко от нынешнего храма. Адриан соорудил афинянам и другие здания, между прочим храм Геры, храм Зевса Всеэллинского и общий храм Всем богам».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.24. 2 — 3(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«[На Афинском Акрополе:] Там есть и Афина, выходящая из головы Зевса . . . Там есть статуя Геи (Земли), умоляющей Зевса послать ей дождь, <поставленная> или когда сами афиняне нуждались в дожде, или когда по всей Элладе стояла засуха».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.24. 4(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«[На Афинском Акрополе :] Тут есть и статуи Зевса, одна — творение Леохара, другая — так называемый Зевс Полиэй (Градохранитель). Я расскажу обо всем, что установлено при совершении жертвоприношения ему, о причине же, по которой это установлено, я не буду рассказывать. Насыпав на алтарь Зевса Полиэя ячмень, смешанный с пшеницей, они оставляют его без охраны; бык же, которого они держат наготове для жертвы, подойдя к жертвеннику, поедает зерно. Одного из жрецов они называют «убийцей быка» <который, убив быка> и бросив здесь топор — таков у них обычай, — убегает. Они же, как будто не зная того человека, который это сделал, подвергают суду топор».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.26.5(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Перед входом [в Эрехтейон в Афинах] стоит жертвенник Зевса Вышнего, на котором не приносят в жертву ничего живого, и даже, возложив печенья, они считают недозволенным употреблять вино».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.28.10(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Так называемый суд «в Пританее»[в Афинах], где судят железо и вообще все другие неодушевленные предметы, я думаю, имел свое начало по следующему поводу. Когда [мифический] Эрехтей царствовал над афинянами, тогда впервые на жертвеннике Зевса Полиэя (Градохранителя) убил быка жрец-быкобоец и, оставив тут топор, он бежал из страны, а топор, осужденный за убийство, тотчас был отнесен <к морю>, и с того времени такой суд совершается каждый год».

 

Павсаний. Описание Эллады.8. 2. 1 — 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Лично я думаю, что афинский царь Кекроп и [мифический аркадский царь] Ликаон жили в одно время, но в вопросах религии они были не одинаково мудры. Кекроп первый назвал Зевса Верховным и решил не приносить ему в жертву ничего, что имеет душу, сжигая на его алтаре в виде жертвы местные лепешки, которые и до нашего времени афиняне называют пеланами. Наоборот, Ликаон на алтарь Зевса Ликейского принес человеческого младенца, зарезал его в качестве жертвы и окропил его кровью алтарь».

 

Павсаний. Описание Эллады.10. 21. 5 — 6(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«[Исторический афинянин] Кидий . . . был убит галатами, то его родственники посвятили принадлежавший ему щит в храм Зевса Элевтерия (Освободителя) (в Афинах) и поместили на нем следующую надпись: » Щит этот ныне тоскует о Кидия юности светлой; Мужа-героя он щит; Зевсу он здесь посвящен. Первым он был, который держал он левой рукою, бурный когда Арес копья в галатов метал.» Эта надпись вместе со щитом хранилась в галерее храма Зевса Элевтерия до тех пор, пока воины Суллы, грабя все остальные здания в Афинах, не захватили и висящих здесь щитов».

II. ПИРЕЙ ГОРОД В АТТИКЕ

Страбон. География. Книга 9. 1.15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 445) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Во время многочисленных войн . . . Пирей превратился в незначительное поселение вокруг гаваней и святилища Зевса Спасителя. В маленьких крытых портиках этого святилища находятся изумительные картины, произведения знаменитых художников, а на открытом дворе — статуи».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«В Пирее [в Аттике] наиболее достойно внимания святилище Афины и Зевса; обе статуи сделаны из бронзы; Зевс держит в руках скипетр и Нику (Победу), Афина же — копье».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Позади этой приморской стои [на рынках Перея, Аттика] стояли статуи Зевса и Демоса (Народа)9, творение Леохара».

III. МУНИХИЯ ГОРОД В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.1. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Тут же [в Мунихии, Аттика] храм Афины Скирады, немного дальше — храм Зевса».

IV. ФЛИЙ & МИРРИНЫ ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.31. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«У флийцев же и у мирринусиев . . . другой же храм (в Мирринах?) имеет жертвенники Деметры Анесидоры (Посылающей дары), и Зевса Ктесия (Хранителя имущества)».

V. ГИММЕТЕ, ПАРНЕТ & АНГЕХСИ ГОРЫ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.32.2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«У афинян и на горах есть статуи богов . . . на Гиметте есть статуя Зевса Гиметтского; есть жертвенники и Зевсу Омбрию (Посылающему дождь) и Аполлону Проопсию (Провидящему). А на Парнете стоит медный Зевс Парнетский и жертвенник Зевсу Семалею (Подающему знамения). На Парнете есть еще и другой жертвенник, приносят на нем жертвы Зевсу, именуя его то Посылающим дождь, то Отвращающим беды. Есть еще небольшая гора Анхесм и на ней статуя Зевса Анхесмия».

VI. ОРОПОС ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.34.3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Его жертвенник [святилища Амфиараоса, недалеко от Оропоса в Аттике] разделен на отдельные части: одна посвящена Гераклу, Зевсу и Аполлону Пэону (Целителю)».

VII. КЕФИС РЕКА В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.37. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Если перейти Кефис [река в Аттике] , то увидим древний жертвенник Зевса Милостивого. На нем Тесей получил от потомков Фитала очищение, после того как он среди других разбойников убил и своего родственника со стороны Питфея, Синиса».

Зевс "Юпитер Вероспи", греко-римская мраморная статуя, Музей Пио-Клементино, Музеи Ватикана
Зевс «Юпитер Вероспи», греко-римская мраморная статуя, Музей Пио-Клементино, Музеи Ватикана

КУЛЬТ В МЕГАРЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕГАРА СТОЛИЦА МЕГАРИДЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.40. 4 – 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Затем при входе в священный участок Зевса [в Мегаре] есть храм, так называемый Олимпейон, заслуживающий осмотра, но статуя Зевса не окончена, так как началась Пелопоннесская война против афинян, во время которой афиняне и с суши и с моря каждый год опустошали Мегару и причиняли вред как всей стране, так и частных лиц доводили до крайней бедности. У этой статуи Зевса лицо сделано из золота и слоновой кости, все же остальное туловище — из глины и гипса; говорят, что ее сделал местный уроженец Феокосм, но что ему помогал Фидий. Над головою Зевса находятся Горы (Времена года) и Мойры (Судьбы): ведь всем очевидно, что Предопределение и Судьба повинуются одному только Зевсу и что этот бог правильно распределяет времена года. Позади храма лежат полуобделанные деревянные изображения: украсив их золотом и слоновой костью, Феокосм хотел закончить ими статую Зевса. В самом храме лежит медный нос триеры: мегарцы говорят, что они ее взяли у афинян, сражаясь с ними за Саламин . . .
За священным участком, посвященным Зевсу, если идти на акрополь . . . [есть различные храмы, в том числе] храм Зевса Кония (Поднимающего пыль), не имеющий еще крыши».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.43. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«А в храме, находящемся недалеко отсюда [с храмом Афродиты в Мегаре], статуи Муз и медную статую Зевса создал Лисипп.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 6. 7. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Статуя [олимпийского атлета] Диагора — работы мегарца Калликла, сына Феокосма, того, который создал статую Зевса в Мегарах.»

 

II. ГОРА ГЕРАНИЯ В МЕГАРАХ

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.44.9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

«На вершине горы [между Мегарой и Коринфом] есть храм Зевса так называемого Афесия (Освободителя). Говорят, что некогда эллинов постигла засуха; тогда Эак на основании какого-то изречения принес жертву всеэллинскому Зевсу в Эгине… и, (когда Зевс получил такую честь), он прекратил (засуху); и поэтому этого Зевса стали называть Афесием.»

 

КУЛЬТ В ЭГИНЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЭГИНА СТОЛИЦА ЭГИНЫ

Павсаний. Описание Эллады.2. 29. 6 — 8(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«На самом видном месте города [Эгина] находится так называемый Эакион, четырехугольная ограда из белого мрамора. При входе стоят сделанные (в виде статуй) фигуры послов, отправленные некогда эллинами к Эаку. О причине этого посольства одинаково рассказывают и эгинеты и все остальные. Одно время Элладу постигла засуха и ни в странах за Истмом, ни в Пелопоннесе не было дождя, пока эллины не послали в Дельфы спросить, что за причина этой засухи и вместе с тем как избавиться от этой беды. Пифия им сказала, что надо умилостивлять Зевса, и необходимо, если они хотят, чтобы их моления были услышаны, присутствовать Эаку, который будет от их имени молить о милости. Таким образом от каждого города были отправлены к Эаку люди, чтобы просить его. И вот он, принеся жертву Зевсу Всеэллинскому и вознеся моление, призвал дождь на всю эллинскую землю, а эти изображения приходивших к нему (людей) поставили эгинеты. Внутри священной ограды растут издревле оливковые деревья и есть жертвенник, едва возвышающийся над землей, и как тайну передают, что этот жертвенник является надгробным памятником Эаку.»

II. ПАНЕЛЛЕНИОН ГОРА В ЭГИНЕ

Павсаний. Описание Эллады.2. 30. 3(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Если в Эгине идти на гору Всеэллинского Зевса.»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 30.4(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«На горе Панелленион нет ничего другого, заслуживающего внимания, а это святилище, как говорят, воздвиг в честь Зевса Эак [мифический первый царь острова].»

КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ

Павсаний. Описание Эллады.2. 2.8 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Есть и статуи Зевса [на рыночной площади Коринфа] — они находятся под открытым небом; одна из этих статуй не имела названия, вторая носила название Зевса Хтония (Подземного), а третью называли Зевсом Гипсистом (Высочайшим).»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 4.5(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«За театром выше [в Коринфе] находится храм Зевса Капитолийского [т. е. Капитолий, Капитолий] как его называют римляне на своем языке; на языке эллинском он назывался бы Корифеем.»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 4.5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«У этого гимнасия [возле источника Лерна в Коринфе] есть храмы богов; один — Зевса, другой — Асклепия . . . а изображение Зевса — медное.»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 5.5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Если идти из Коринфа не внутрь страны, а дорогой на Сикион, то недалеко от города, налево от дороги, встретится сожженный храм. Конечно, было много различных войн в Коринфской области, и огонь, естественно, охватывал и дома и святилища вне городских стен, но об этом храме говорят, что он был храмом Аполлона и что будто бы его сжег Пирр, сын Ахилла. Но впоследствии я слышал и другую версию: будто коринфяне сооружали храм Зевсу Олимпийскому и будто бы внезапно, неизвестно откуда, упал на него огонь и сжег его.»

 

Павсаний. Описание Эллады.3. 9. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Хотя коринфяне очень хотели принять участие в этом походе в Азию [со спартанцами, исторически], но так как у них внезапно сгорел храм Зевса, носящего название Олимпийского, то они, считая это за дурное предзнаменование, против своего желания остались дома.»

КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СИКИОН СТОЛИЦА СИКИОНИИ

Павсаний. Описание Эллады.2. 9. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«За святилищем Арата [в Сикионе] находится жертвенник Посейдону Истмийскому; тут же статуя Зевса Мейлихия (Милостивого) . . . статуя Зевса Мейлихия похожа на пирамиду.»

 

Павсаний. Описание Эллады.2. 9. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«На площади [Сикиона] же под открытым небом стоит медная статуя Зевса, работы Лисиппа.»

 

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ

I. АРГОС СТРОЛИЦА АРГОЛИДЫ

Страбон. География. Книга 8. 6. 7. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 543) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Город арги­вян рас­по­ло­жен по боль­шей части на рав­нине: акро­по­лем его явля­ет­ся так назы­вае­мая Лари­са — силь­но укреп­лен­ный холм со свя­ти­ли­щем Зев­са».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 19. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«При­но­ше­ния Даная [Мифический Аргосский царь]… дере­вян­ные изо­бра­же­ния Зев­са и Арте­ми­ды [В храме Апол­ло­на Ликий­ско­го]».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 19. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Рядом с могилой Лина в городе Аргос] тут есть ста­туя Апол­ло­на Аги­ея (Хра­ни­те­ля улиц) и жерт­вен­ник Зев­су Гие­тию (Даю­ще­му дождь), на кото­ром спо­движ­ни­ки [Царя] Поли­ни­ка по похо­ду на Фивы дали общую клят­ву уме­реть, если им не удаст­ся взять Фивы».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 20. 1 — 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Мы встре­ча­ем [В городе Аргос] ста­тую Зев­са Мей­ли­хия (Мило­сти­во­го)54 в сидя­чей позе из бело­го мра­мо­ра, тво­ре­ние Поли­кле­та. Как я узнал, эта ста­туя постав­ле­на по сле­дую­ще­му пово­ду. С тех пор как лакеде­мо­няне нача­ли вое­вать с арги­вя­на­ми, воен­ные дей­ст­вия меж­ду ними не пре­кра­ща­лись… Когда нена­висть с обе­их сто­рон дошла до край­них пре­де­лов, арги­вяне реши­ли содер­жать отбор­ный отряд в тыся­чу чело­век; началь­ни­ком над ними был постав­лен арги­вя­нин Бри­ант, кото­рый, в чис­ле мно­гих насиль­ст­вен­ных поступ­ков по отно­ше­нию к наро­ду, поз­во­лил себе сле­дую­щий: девуш­ку, кото­рую вели к жени­ху, он отнял у про­во­жаю­щих ее и обес­че­стил. С наступ­ле­ни­ем ночи, под­сте­рег­ши, когда Бри­ант заснул, девуш­ка осле­пи­ла его. Когда насту­пил день и открыл­ся ее посту­пок, она при­бег­ла к помо­щи наро­да, моля его о защи­те. Так как народ не согла­сил­ся выдать ее на рас­пра­ву «тысяч­ни­кам» и когда из-за это­го меж­ду ними и наро­дом нача­лась бит­ва, то народ, победив их, в сво­ем гне­ве не оста­вил в живых ни одно­го из сво­их про­тив­ни­ков. Потом они совер­ши­ли раз­лич­ные очи­сти­тель­ные обряды, так как про­ли­ли кровь сво­их сопле­мен­ни­ков, и меж­ду про­чим поста­ви­ли ста­тую Зев­су Мило­сти­во­му».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 20. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В городе Аргос] нахо­дит­ся храм Зев­са Немей­ско­го, а в нем — мед­ная ста­туя бога, изо­бра­жен­но­го сто­я­щим пря­мо, работы Лисип­па».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 20. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Неда­ле­ко от этих ста­туй [в городе Аргос] пока­зы­ва­ет­ся над­гроб­ный памят­ник Даная и кенотаф (пустая гроб­ни­ца) тех из аргос­цев, кото­рых постиг­ла смерть под сте­на­ми Или­о­на и на обрат­ном пути. 5. Тут же нахо­дит­ся храм Зев­са Соте­ра (Спа­си­те­ля)».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 21. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Перед ним [храмом Арте­ми­ды Пей­то] воз­двиг­нут жерт­вен­ник Зев­су Фик­сию (Обра­щаю­ще­му в бег­ство)»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 22. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На про­ти­во­по­лож­ной сто­роне за этой моги­лой [Пелас­га в городе Аргос] нахо­дит­ся мед­ное соору­же­ние58 неболь­шо­го раз­ме­ра и на нем древ­ние изо­бра­же­ния Арте­ми­ды, Зев­са и Афи­ны. Ликей в сво­их поэ­мах напи­сал, что это — ста­туя Зев­са Меха­нея (Изо­бре­та­те­ля), а жите­ли Аргоса рас­ска­зы­ва­ют, что отпра­вив­ши­е­ся похо­дом на Или­он [Трою] кля­лись перед ней не пре­кра­щать вой­ны до тех пор, пока они или возь­мут Или­он [Трою], или их постигнет смерть в бою».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 24. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Далее [В Аргосе] рас­по­ло­жен ста­дий (риста­ли­ще), на кото­ром они совер­ша­ют игры в честь Зев­са Немей­ско­го, а так­же справ­ля­ют Гереи (празд­ник в честь Геры)».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 24. 2 — 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На самой вер­шине акро­по­ля Лари­сы нахо­дит­ся храм Зев­са, назы­вае­мо­го Лари­сей­ским, уже без кры­ши; и его ста­туя, сде­лан­ная из дере­ва, уже не сто­ит на пьеде­ста­ле. Есть тут и храм Афи­ны, заслу­жи­ваю­щий осмот­ра. 5. Здесь сре­ди дру­гих посвя­ще­ний хра­нит­ся дере­вян­ная ста­туя Зев­са, у кото­ро­го два гла­за на том месте, где они у нас всех, а тре­тий — на лбу. Гово­рят, что этот Зевс был домаш­ним богом При­а­ма, сына Лао­медон­та, и сто­ял на внут­рен­нем дво­ре двор­ца под откры­тым небом; когда Или­он был взят элли­на­ми, под защи­ту алта­ря это­го Зев­са при­бег При­ам. Когда дели­лась добы­ча, то его взял Сфе­нел, сын Капа­нея, и поэто­му при­вез его сюда. Поче­му он име­ет три гла­за, это мож­но было бы объ­яс­нить сле­дую­щим обра­зом. Что Зевс цар­ст­ву­ет на небе — это ска­за­ние извест­но всем людям. А что он, как гово­рят, цар­ст­ву­ет и под зем­лей, то это под­твер­жда­ет стих Гоме­ра, кото­рый чита­ет­ся так:

Зевс под­зем­ный и чуж­дая жало­сти Пер­се­фон­ня(.

А Эсхил, сын Эвфо­ри­о­на, назы­ва­ет Зев­са царем и на море. Поэто­му худож­ник и сде­лал его глядя­щим тре­мя гла­за­ми, пото­му что один и тот же бог пра­вит в этих трех назван­ных цар­ствах».

II. НЕМЕЯ & ГОРА АПЕСАНТ В АРГОЛИДЕ

Страбон. География. Книга 8. 6. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 543) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Здесь, меж­ду Клео­на­ми и Фли­ун­том, нахо­дят­ся Немеи и свя­щен­ный уча­сток, в кото­ром арги­вяне по обы­чаю справ­ля­ют Немей­ские игры и кото­рый был местом дей­ст­вия мифа о Немей­ском льве»

 

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 15. 2 — 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В самой Немее [В Арголиде] нахо­дит­ся храм Зев­са Немей­ско­го, достой­ный осмот­ра, хотя у него даже обва­ли­лась кры­ша и не оста­лось ни одной ста­туи. Вокруг хра­ма есть кипа­ри­со­вая роща и, рас­ска­зы­ва­ют, что здесь Офельт был поло­жен на тра­ву кор­ми­ли­цей и погиб, уку­шен­ный зме­ей. Арги­вяне при­но­сят жерт­ву Зев­су так же и в Немее и выби­ра­ют (спе­ци­аль­но­го) жре­ца Зев­са Немей­ско­го и устра­и­ва­ют здесь состя­за­ние в беге для воору­жен­ных муж­чин во вре­мя празд­но­ва­ния осен­них Немей­ских игр. Тут нахо­дит­ся моги­ла Офель­та [В честь которого проводяться Немейские Игры], а вокруг нее камен­ная огра­да, а внут­ри этой огра­ды жерт­вен­ни­ки; тут же есть могиль­ный холм Ликур­га, отца Офель­та. Источ­ник они назы­ва­ют Адрас­те­ей — пото­му ли, что его открыл Адраст или по какой-либо дру­гой при­чине».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 15. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Над Неме­ей воз­вы­ша­ет­ся гора Апе­сант; гово­рят, что здесь впер­вые Пер­сей при­нес жерт­ву Зев­су Апе­сан­тию».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 4. 27. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Фиван­цы при­но­си­ли жерт­вы в уста­нов­лен­ном поряд­ке Дио­ни­су и Апол­ло­ну Исме­ний­ско­му, арги­вяне — Гере Аргее и Зев­су Немей­ско­му, мес­сен­цы — Зев­су Итом­ско­му и Дио­с­ку­рам»

III. ГОРА АРАХНЕЯ ВОЗЛЕ ЛЕСО В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 25. 10 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Над Лес­сой под­ни­ма­ет­ся гора Арах­нея (Пау­тин­ная),… На ней жерт­вен­ни­ки Зев­су и Гере: когда нужен дождь, то здесь при­но­сят жерт­вы этим богам».

IV. ТРЕЗЕН ГОРОД В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 31. 10 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть тут [в Трезене, Арголида] и храм Зев­са, име­ну­е­мо­го Соте­ром (Спа­си­те­лем); рас­ска­зы­ва­ют, что его постро­ил [Мифический] Аэтий , сын Анта­са, цар­ст­во­вав­ший здесь».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 32. 7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти через горы в Гер­ми­о­ну, то (по пути)… ска­ла Тесея; у нее это назва­ние было изме­не­но после того, как из-под нее Тесей извлек обувь и меч Эгея; рань­ше эта ска­ла назы­ва­лась жерт­вен­ни­ком Зев­са Сфе­ния (Все­силь­но­го)».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 34. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Доро­га из Тре­зе­на в Гер­ми­о­ну [В Арголиде] ведет око­ло той ска­лы, кото­рая преж­де назы­ва­лась жерт­вен­ни­ком Зев­са Сфе­ния (Все­силь­но­го), а после того как Тесей извлек из-под нее при­мет­ные зна­ки (отца), ее ста­ли, как и теперь, назы­вать ска­лою Тесея»

V. КОККИГИОН ГОРА В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 36. 1 — 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Доро­га в этот город [Арголида] идет меж­ду горой Про­ном и дру­гой горой, в древ­но­сти назы­вав­шей­ся Фор­нак, но с того вре­ме­ни, как Зевс пре­вра­тил­ся в кукуш­ку, как об этом рас­ска­зы­ва­ет­ся в пре­да­ни­ях, и эта гора была, гово­рят, пере­име­но­ва­на и полу­чи­ла это назва­ние. И до сих пор на вер­ши­нах гор сто­ят хра­мы: на Кок­ки­ги­оне (Куку­ше­чьей горе) — Зев­су, на горе Проне — Гере».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология