Зевс был олимпийским царем богов, богом неба, погоды, судьбы, закона, справедливости и нравственного поведения.
Ему широко поклонялись в Древней Греции, и он обладал многочисленными святынями и святилищами. Многие из них располагались на вершинах холмов или горных пиках — местах, где традиционно приносились подношения богу, приносящему дождь. Ему также поклонялись в частном порядке в небольших домашних святынях.
В классической скульптуре Зевс изображался царственным бородатым мужчиной с обнаженной мускулистой грудью. Его атрибутами были молния, царский скипетр и орел. Самой знаменитой статуей Зевса была работа Фидия из слоновой кости и золота в Олимпии — данное изображение представляет собой римскую репродукцию из мрамора и бронзы.
Изображение справа — Зевс-Юпитер, греко-римская мраморная статуя, Капитолийские музеи.
- ОСНОВНОЕ
- КУЛЬТ В АТТИКЕ. АФИНЫ
- II. ПИРЕЙ ГОРОД В АТТИКЕ
- III. МУНИХИЯ ГОРОД В АТТИКЕ
- IV. ФЛИЙ & МИРРИНЫ ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
- V. ГИММЕТЕ, ПАРНЕТ & АНГЕХСИ ГОРЫ В АТТИКЕ
- VI. ОРОПОС ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
- VII. КЕФИС РЕКА В АТТИКЕ
- КУЛЬТ В МЕГАРЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. МЕГАРА СТОЛИЦА МЕГАРИДЫ
- II. ГОРА ГЕРАНИЯ В МЕГАРАХ
- КУЛЬТ В ЭГИНЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЭГИНА СТОЛИЦА ЭГИНЫ
- II. ПАНЕЛЛЕНИОН ГОРА В ЭГИНЕ
- КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ
- КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СИКИОН СТОЛИЦА СИКИОНИИ
- КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ
- I. АРГОС СТРОЛИЦА АРГОЛИДЫ
- II. НЕМЕЯ & ГОРА АПЕСАНТ В АРГОЛИДЕ
- III. ГОРА АРАХНЕЯ ВОЗЛЕ ЛЕСО В АРГОЛИДЕ
- IV. ТРЕЗЕН ГОРОД В АРГОЛИДЕ
- V. КОККИГИОН ГОРА В АРГОЛИДЕ
ОСНОВНОЕ
Каллимах. Фрагмент эпиграммы 69.(из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Каллимах/ Перевод Блуменаю Л. ;Грабарь-Пассек М.Е.; Голубец Ю. ;Свиясов Е.;Шульц Ю. ;Чистякова Н.;Гаспаров М.Л.;Иваница Г.) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«О ладья, ты у меня сладостный жизни свет унесла. Зевсу взмолюсь, гавань хранящему!»
Филострат Старший. Картины. Книга II. 23. Геракл в безумии (2). (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
«В комнате [которую дом вмещает] . . . корзины и возлияния для жертвы, мука для алтаря, лучины и большой котел – все, что надо для жертвы Зевсу, хранителю дома».
КУЛЬТ В АТТИКЕ. АФИНЫ
Платон. Феаг. 121a. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 // Философское наследие, т. 112. Академия Наук СССР, Институт философии. М.: Мысль, 1990. Перевод С. Я. Шейнман-Топштейн.) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«[На Афинской агоре :] Не желаешь ли пройти со мной отсюда в портик Зевса Освободителя?»
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.2. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«[На Афинской агоре :] Тут же статуи Афины Пэонии (Целительницы), Зевса, Мнемосины и муз с Аполлоном — посвящение и создание Эвбулида».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.3.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«[Рядом с Царским портиком, афинской площади Керамика :] Тут же стоят статуи так называемого Зевса Элевтерия (Покровителя свободных)».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.3. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Здание так называемого Совета пятисот [в Афинах], члены которого сохраняли свою должность в течение года. В нем находится деревянная статуя Зевса Советчика, изваяние Аполлона — творение Пейсия и статуя Демоса — работы Лисона».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.17.2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Картина, изображающая, как афиняне сражаются с амазонками. У них [Афинян] эта война изображена и на щите Афины и на пьедестале Зевса Олимпийского».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.18. 6 — 9(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Перед входом в храм Зевса Олимпийского [в Афинах] — а этот храм построил римский император Адриан, он же воздвиг богу статую, достойную осмотра, которая по величине, если не говорить о колоссах у родосцев и римлян, оставляет за собой многие другие статуи, но сделана она из слоновой кости и золота и пропорционально величине сделана она с большим искусством, — так вот, здесь при входе в храм стоят статуи Адриана — две из фасосского мрамора, две из египетского, а перед колоннами стоят медные. Этот участок, больше чем в четыре стадии, весь наполнен статуями; от каждого города, (которые афиняне называют своими выселками), стоит здесь статуя императора Адриана, но афиняне превзошли их всех, поставив позади храма свою колоссальную статую, заслуживающую внимания. На этом участке есть древние произведения, медный Зевс, храм Кроноса и Реи и священный округ Геи (Земли), именуемой «Олимпией». Здесь, приблизительно в локоть шириной, рассеклась земля и говорят, что после потопа, бывшего при [мифическом короле] Девкалионе, сюда ушла вся вода; поэтому сюда каждый год бросают пшеничную муку, замешанную с медом. Около одной из колонн стоит изображение Исократа . . . Там стоят и персы из фригийского мрамора, поддерживающие медный треножник; как они сами, так и треножник заслуживает всякого внимания. Говорят, что древний храм Зевса Олимпийского построил Девкалион, и в доказательство того, что Девкалион жил в Афинах, они показывают его могилу, находящуюся недалеко от нынешнего храма. Адриан соорудил афинянам и другие здания, между прочим храм Геры, храм Зевса Всеэллинского и общий храм Всем богам».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.24. 2 — 3(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«[На Афинском Акрополе:] Там есть и Афина, выходящая из головы Зевса . . . Там есть статуя Геи (Земли), умоляющей Зевса послать ей дождь, <поставленная> или когда сами афиняне нуждались в дожде, или когда по всей Элладе стояла засуха».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.24. 4(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«[На Афинском Акрополе :] Тут есть и статуи Зевса, одна — творение Леохара, другая — так называемый Зевс Полиэй (Градохранитель). Я расскажу обо всем, что установлено при совершении жертвоприношения ему, о причине же, по которой это установлено, я не буду рассказывать. Насыпав на алтарь Зевса Полиэя ячмень, смешанный с пшеницей, они оставляют его без охраны; бык же, которого они держат наготове для жертвы, подойдя к жертвеннику, поедает зерно. Одного из жрецов они называют «убийцей быка» <который, убив быка> и бросив здесь топор — таков у них обычай, — убегает. Они же, как будто не зная того человека, который это сделал, подвергают суду топор».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.26.5(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Перед входом [в Эрехтейон в Афинах] стоит жертвенник Зевса Вышнего, на котором не приносят в жертву ничего живого, и даже, возложив печенья, они считают недозволенным употреблять вино».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.28.10(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Так называемый суд «в Пританее»[в Афинах], где судят железо и вообще все другие неодушевленные предметы, я думаю, имел свое начало по следующему поводу. Когда [мифический] Эрехтей царствовал над афинянами, тогда впервые на жертвеннике Зевса Полиэя (Градохранителя) убил быка жрец-быкобоец и, оставив тут топор, он бежал из страны, а топор, осужденный за убийство, тотчас был отнесен <к морю>, и с того времени такой суд совершается каждый год».
Павсаний. Описание Эллады.8. 2. 1 — 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Лично я думаю, что афинский царь Кекроп и [мифический аркадский царь] Ликаон жили в одно время, но в вопросах религии они были не одинаково мудры. Кекроп первый назвал Зевса Верховным и решил не приносить ему в жертву ничего, что имеет душу, сжигая на его алтаре в виде жертвы местные лепешки, которые и до нашего времени афиняне называют пеланами. Наоборот, Ликаон на алтарь Зевса Ликейского принес человеческого младенца, зарезал его в качестве жертвы и окропил его кровью алтарь».
Павсаний. Описание Эллады.10. 21. 5 — 6(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«[Исторический афинянин] Кидий . . . был убит галатами, то его родственники посвятили принадлежавший ему щит в храм Зевса Элевтерия (Освободителя) (в Афинах) и поместили на нем следующую надпись: » Щит этот ныне тоскует о Кидия юности светлой; Мужа-героя он щит; Зевсу он здесь посвящен. Первым он был, который держал он левой рукою, бурный когда Арес копья в галатов метал.» Эта надпись вместе со щитом хранилась в галерее храма Зевса Элевтерия до тех пор, пока воины Суллы, грабя все остальные здания в Афинах, не захватили и висящих здесь щитов».
II. ПИРЕЙ ГОРОД В АТТИКЕ
Страбон. География. Книга 9. 1.15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 445) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Во время многочисленных войн . . . Пирей превратился в незначительное поселение вокруг гаваней и святилища Зевса Спасителя. В маленьких крытых портиках этого святилища находятся изумительные картины, произведения знаменитых художников, а на открытом дворе — статуи».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«В Пирее [в Аттике] наиболее достойно внимания святилище Афины и Зевса; обе статуи сделаны из бронзы; Зевс держит в руках скипетр и Нику (Победу), Афина же — копье».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.1. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Позади этой приморской стои [на рынках Перея, Аттика] стояли статуи Зевса и Демоса (Народа)9, творение Леохара».
III. МУНИХИЯ ГОРОД В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.1. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Тут же [в Мунихии, Аттика] храм Афины Скирады, немного дальше — храм Зевса».
IV. ФЛИЙ & МИРРИНЫ ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.31. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«У флийцев же и у мирринусиев . . . другой же храм (в Мирринах?) имеет жертвенники Деметры Анесидоры (Посылающей дары), и Зевса Ктесия (Хранителя имущества)».
V. ГИММЕТЕ, ПАРНЕТ & АНГЕХСИ ГОРЫ В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.32.2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«У афинян и на горах есть статуи богов . . . на Гиметте есть статуя Зевса Гиметтского; есть жертвенники и Зевсу Омбрию (Посылающему дождь) и Аполлону Проопсию (Провидящему). А на Парнете стоит медный Зевс Парнетский и жертвенник Зевсу Семалею (Подающему знамения). На Парнете есть еще и другой жертвенник, приносят на нем жертвы Зевсу, именуя его то Посылающим дождь, то Отвращающим беды. Есть еще небольшая гора Анхесм и на ней статуя Зевса Анхесмия».
VI. ОРОПОС ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.34.3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Его жертвенник [святилища Амфиараоса, недалеко от Оропоса в Аттике] разделен на отдельные части: одна посвящена Гераклу, Зевсу и Аполлону Пэону (Целителю)».
VII. КЕФИС РЕКА В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.37. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Если перейти Кефис [река в Аттике] , то увидим древний жертвенник Зевса Милостивого. На нем Тесей получил от потомков Фитала очищение, после того как он среди других разбойников убил и своего родственника со стороны Питфея, Синиса».

КУЛЬТ В МЕГАРЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. МЕГАРА СТОЛИЦА МЕГАРИДЫ
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.40. 4 – 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Затем при входе в священный участок Зевса [в Мегаре] есть храм, так называемый Олимпейон, заслуживающий осмотра, но статуя Зевса не окончена, так как началась Пелопоннесская война против афинян, во время которой афиняне и с суши и с моря каждый год опустошали Мегару и причиняли вред как всей стране, так и частных лиц доводили до крайней бедности. У этой статуи Зевса лицо сделано из золота и слоновой кости, все же остальное туловище — из глины и гипса; говорят, что ее сделал местный уроженец Феокосм, но что ему помогал Фидий. Над головою Зевса находятся Горы (Времена года) и Мойры (Судьбы): ведь всем очевидно, что Предопределение и Судьба повинуются одному только Зевсу и что этот бог правильно распределяет времена года. Позади храма лежат полуобделанные деревянные изображения: украсив их золотом и слоновой костью, Феокосм хотел закончить ими статую Зевса. В самом храме лежит медный нос триеры: мегарцы говорят, что они ее взяли у афинян, сражаясь с ними за Саламин . . .
За священным участком, посвященным Зевсу, если идти на акрополь . . . [есть различные храмы, в том числе] храм Зевса Кония (Поднимающего пыль), не имеющий еще крыши».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.43. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«А в храме, находящемся недалеко отсюда [с храмом Афродиты в Мегаре], статуи Муз и медную статую Зевса создал Лисипп.»
Павсаний. Описание Эллады. 6. 7. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Статуя [олимпийского атлета] Диагора — работы мегарца Калликла, сына Феокосма, того, который создал статую Зевса в Мегарах.»
II. ГОРА ГЕРАНИЯ В МЕГАРАХ
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика.44.9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«На вершине горы [между Мегарой и Коринфом] есть храм Зевса так называемого Афесия (Освободителя). Говорят, что некогда эллинов постигла засуха; тогда Эак на основании какого-то изречения принес жертву всеэллинскому Зевсу в Эгине… и, (когда Зевс получил такую честь), он прекратил (засуху); и поэтому этого Зевса стали называть Афесием.»
КУЛЬТ В ЭГИНЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ЭГИНА СТОЛИЦА ЭГИНЫ
Павсаний. Описание Эллады.2. 29. 6 — 8(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«На самом видном месте города [Эгина] находится так называемый Эакион, четырехугольная ограда из белого мрамора. При входе стоят сделанные (в виде статуй) фигуры послов, отправленные некогда эллинами к Эаку. О причине этого посольства одинаково рассказывают и эгинеты и все остальные. Одно время Элладу постигла засуха и ни в странах за Истмом, ни в Пелопоннесе не было дождя, пока эллины не послали в Дельфы спросить, что за причина этой засухи и вместе с тем как избавиться от этой беды. Пифия им сказала, что надо умилостивлять Зевса, и необходимо, если они хотят, чтобы их моления были услышаны, присутствовать Эаку, который будет от их имени молить о милости. Таким образом от каждого города были отправлены к Эаку люди, чтобы просить его. И вот он, принеся жертву Зевсу Всеэллинскому и вознеся моление, призвал дождь на всю эллинскую землю, а эти изображения приходивших к нему (людей) поставили эгинеты. Внутри священной ограды растут издревле оливковые деревья и есть жертвенник, едва возвышающийся над землей, и как тайну передают, что этот жертвенник является надгробным памятником Эаку.»
II. ПАНЕЛЛЕНИОН ГОРА В ЭГИНЕ
Павсаний. Описание Эллады.2. 30. 3(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Если в Эгине идти на гору Всеэллинского Зевса.»
Павсаний. Описание Эллады.2. 30.4(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«На горе Панелленион нет ничего другого, заслуживающего внимания, а это святилище, как говорят, воздвиг в честь Зевса Эак [мифический первый царь острова].»
КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ
Павсаний. Описание Эллады.2. 2.8 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Есть и статуи Зевса [на рыночной площади Коринфа] — они находятся под открытым небом; одна из этих статуй не имела названия, вторая носила название Зевса Хтония (Подземного), а третью называли Зевсом Гипсистом (Высочайшим).»
Павсаний. Описание Эллады.2. 4.5(Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«За театром выше [в Коринфе] находится храм Зевса Капитолийского [т. е. Капитолий, Капитолий] как его называют римляне на своем языке; на языке эллинском он назывался бы Корифеем.»
Павсаний. Описание Эллады.2. 4.5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«У этого гимнасия [возле источника Лерна в Коринфе] есть храмы богов; один — Зевса, другой — Асклепия . . . а изображение Зевса — медное.»
Павсаний. Описание Эллады.2. 5.5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Если идти из Коринфа не внутрь страны, а дорогой на Сикион, то недалеко от города, налево от дороги, встретится сожженный храм. Конечно, было много различных войн в Коринфской области, и огонь, естественно, охватывал и дома и святилища вне городских стен, но об этом храме говорят, что он был храмом Аполлона и что будто бы его сжег Пирр, сын Ахилла. Но впоследствии я слышал и другую версию: будто коринфяне сооружали храм Зевсу Олимпийскому и будто бы внезапно, неизвестно откуда, упал на него огонь и сжег его.»
Павсаний. Описание Эллады.3. 9. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Хотя коринфяне очень хотели принять участие в этом походе в Азию [со спартанцами, исторически], но так как у них внезапно сгорел храм Зевса, носящего название Олимпийского, то они, считая это за дурное предзнаменование, против своего желания остались дома.»
КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СИКИОН СТОЛИЦА СИКИОНИИ
Павсаний. Описание Эллады.2. 9. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«За святилищем Арата [в Сикионе] находится жертвенник Посейдону Истмийскому; тут же статуя Зевса Мейлихия (Милостивого) . . . статуя Зевса Мейлихия похожа на пирамиду.»
Павсаний. Описание Эллады.2. 9. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«На площади [Сикиона] же под открытым небом стоит медная статуя Зевса, работы Лисиппа.»
КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ
I. АРГОС СТРОЛИЦА АРГОЛИДЫ
Страбон. География. Книга 8. 6. 7. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 543) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Город аргивян расположен по большей части на равнине: акрополем его является так называемая Лариса — сильно укрепленный холм со святилищем Зевса».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 19. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Приношения Даная [Мифический Аргосский царь]… деревянные изображения Зевса и Артемиды [В храме Аполлона Ликийского]».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 19. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Рядом с могилой Лина в городе Аргос] тут есть статуя Аполлона Агиея (Хранителя улиц) и жертвенник Зевсу Гиетию (Дающему дождь), на котором сподвижники [Царя] Полиника по походу на Фивы дали общую клятву умереть, если им не удастся взять Фивы».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 20. 1 — 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Мы встречаем [В городе Аргос] статую Зевса Мейлихия (Милостивого)54 в сидячей позе из белого мрамора, творение Поликлета. Как я узнал, эта статуя поставлена по следующему поводу. С тех пор как лакедемоняне начали воевать с аргивянами, военные действия между ними не прекращались… Когда ненависть с обеих сторон дошла до крайних пределов, аргивяне решили содержать отборный отряд в тысячу человек; начальником над ними был поставлен аргивянин Бриант, который, в числе многих насильственных поступков по отношению к народу, позволил себе следующий: девушку, которую вели к жениху, он отнял у провожающих ее и обесчестил. С наступлением ночи, подстерегши, когда Бриант заснул, девушка ослепила его. Когда наступил день и открылся ее поступок, она прибегла к помощи народа, моля его о защите. Так как народ не согласился выдать ее на расправу «тысячникам» и когда из-за этого между ними и народом началась битва, то народ, победив их, в своем гневе не оставил в живых ни одного из своих противников. Потом они совершили различные очистительные обряды, так как пролили кровь своих соплеменников, и между прочим поставили статую Зевсу Милостивому».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 20. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В городе Аргос] находится храм Зевса Немейского, а в нем — медная статуя бога, изображенного стоящим прямо, работы Лисиппа».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 20. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от этих статуй [в городе Аргос] показывается надгробный памятник Даная и кенотаф (пустая гробница) тех из аргосцев, которых постигла смерть под стенами Илиона и на обратном пути. 5. Тут же находится храм Зевса Сотера (Спасителя)».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 21. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Перед ним [храмом Артемиды Пейто] воздвигнут жертвенник Зевсу Фиксию (Обращающему в бегство)»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 22. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На противоположной стороне за этой могилой [Пеласга в городе Аргос] находится медное сооружение58 небольшого размера и на нем древние изображения Артемиды, Зевса и Афины. Ликей в своих поэмах написал, что это — статуя Зевса Механея (Изобретателя), а жители Аргоса рассказывают, что отправившиеся походом на Илион [Трою] клялись перед ней не прекращать войны до тех пор, пока они или возьмут Илион [Трою], или их постигнет смерть в бою».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 24. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Далее [В Аргосе] расположен стадий (ристалище), на котором они совершают игры в честь Зевса Немейского, а также справляют Гереи (праздник в честь Геры)».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 24. 2 — 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На самой вершине акрополя Ларисы находится храм Зевса, называемого Ларисейским, уже без крыши; и его статуя, сделанная из дерева, уже не стоит на пьедестале. Есть тут и храм Афины, заслуживающий осмотра. 5. Здесь среди других посвящений хранится деревянная статуя Зевса, у которого два глаза на том месте, где они у нас всех, а третий — на лбу. Говорят, что этот Зевс был домашним богом Приама, сына Лаомедонта, и стоял на внутреннем дворе дворца под открытым небом; когда Илион был взят эллинами, под защиту алтаря этого Зевса прибег Приам. Когда делилась добыча, то его взял Сфенел, сын Капанея, и поэтому привез его сюда. Почему он имеет три глаза, это можно было бы объяснить следующим образом. Что Зевс царствует на небе — это сказание известно всем людям. А что он, как говорят, царствует и под землей, то это подтверждает стих Гомера, который читается так:
Зевс подземный и чуждая жалости Персефоння(.
А Эсхил, сын Эвфориона, называет Зевса царем и на море. Поэтому художник и сделал его глядящим тремя глазами, потому что один и тот же бог правит в этих трех названных царствах».
II. НЕМЕЯ & ГОРА АПЕСАНТ В АРГОЛИДЕ
Страбон. География. Книга 8. 6. 19. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 543) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Здесь, между Клеонами и Флиунтом, находятся Немеи и священный участок, в котором аргивяне по обычаю справляют Немейские игры и который был местом действия мифа о Немейском льве»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 15. 2 — 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В самой Немее [В Арголиде] находится храм Зевса Немейского, достойный осмотра, хотя у него даже обвалилась крыша и не осталось ни одной статуи. Вокруг храма есть кипарисовая роща и, рассказывают, что здесь Офельт был положен на траву кормилицей и погиб, укушенный змеей. Аргивяне приносят жертву Зевсу так же и в Немее и выбирают (специального) жреца Зевса Немейского и устраивают здесь состязание в беге для вооруженных мужчин во время празднования осенних Немейских игр. Тут находится могила Офельта [В честь которого проводяться Немейские Игры], а вокруг нее каменная ограда, а внутри этой ограды жертвенники; тут же есть могильный холм Ликурга, отца Офельта. Источник они называют Адрастеей — потому ли, что его открыл Адраст или по какой-либо другой причине».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 15. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Над Немеей возвышается гора Апесант; говорят, что здесь впервые Персей принес жертву Зевсу Апесантию».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 4. 27. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Фиванцы приносили жертвы в установленном порядке Дионису и Аполлону Исменийскому, аргивяне — Гере Аргее и Зевсу Немейскому, мессенцы — Зевсу Итомскому и Диоскурам»
III. ГОРА АРАХНЕЯ ВОЗЛЕ ЛЕСО В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 25. 10 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Над Лессой поднимается гора Арахнея (Паутинная),… На ней жертвенники Зевсу и Гере: когда нужен дождь, то здесь приносят жертвы этим богам».
IV. ТРЕЗЕН ГОРОД В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 31. 10 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть тут [в Трезене, Арголида] и храм Зевса, именуемого Сотером (Спасителем); рассказывают, что его построил [Мифический] Аэтий , сын Антаса, царствовавший здесь».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 32. 7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если идти через горы в Гермиону, то (по пути)… скала Тесея; у нее это название было изменено после того, как из-под нее Тесей извлек обувь и меч Эгея; раньше эта скала называлась жертвенником Зевса Сфения (Всесильного)».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 34. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Дорога из Трезена в Гермиону [В Арголиде] ведет около той скалы, которая прежде называлась жертвенником Зевса Сфения (Всесильного), а после того как Тесей извлек из-под нее приметные знаки (отца), ее стали, как и теперь, называть скалою Тесея»
V. КОККИГИОН ГОРА В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 36. 1 — 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Дорога в этот город [Арголида] идет между горой Проном и другой горой, в древности называвшейся Форнак, но с того времени, как Зевс превратился в кукушку, как об этом рассказывается в преданиях, и эта гора была, говорят, переименована и получила это название. И до сих пор на вершинах гор стоят храмы: на Коккигионе (Кукушечьей горе) — Зевсу, на горе Проне — Гере».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Платон. Феаг. . (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 // Философское наследие, т. 112. Академия Наук СССР, Институт философии. М.: Мысль, 1990. Перевод С. Я. Шейнман-Топштейн.) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Каллимах. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Филострат Старший. Картины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
Список используемой литературы