Культ Зевса — 3

Зевс был олимпийским царем богов, богом неба, погоды, судьбы, закона, справедливости и нравственного поведения.

На этой странице описывается культ бога в центральной и северной Греции, на Эгейских островах и в греческих колониях. Его главной святыней в северной Греции был древний оракул в Додоне. В Эгейском море местом поклонения ему была гора Ида на Крите. Когда греки основали колонии вокруг Средиземноморья, Зевса стали отождествлять с рядом иностранных богов, включая Аммона в Ливии и местных богов неба Карии и Фригии в Анатолии.

Изображение справа — Зевс-Юпитер, греко-римская мраморная статуя, Старый музей.

Содержание
  1. КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  2. I. ФИВЫ, главный город Беотии
  3. II. КИФЕРОН, гора в Беотии
  4. III. ПЛАТЕЯ, город в Беотии
  5. IV. ФЕСПИЯ, город в Беотии
  6. V. ЛАФИСТИОН, гора в Беотии
  7. VI. ЛЕБАДЕЯ, местность в Беотии
  8. VII. ХЕРОНЕЯ, город в Беотии
  9. VIII. ПЕТРАХ, утес в Беотии
  10. IX. ЭЛЕВФЕРИЯ, святилище в Беотии
  11. КУЛЬТ В ЭВБЕЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  12. I. ЭВБЕЯ, город в Эвбее
  13. КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  14. I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде
  15. II. КОРОНЕЯ, город в Фокиде
  16. III. Возле города ДАВЛИДА в Фокиде
  17. КУЛЬТ В КЕФАЛЕНИИ (остров в Центральной Греции)
  18. I. ЭНОС, гора в Цефалении
  19. КУЛЬТ В ЭПИРЕ – ФЕСПРОТИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  20. I. ДОДОНА, город и оракул в Феспротии
  21. КУЛЬТ В ФЕССАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  22. I. СКОТУССА, город и оракул в Перребии
  23. КУЛЬТ В МАКЕДОНИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  24. I. ПЕЛЛА, главный город Македонии
  25. КУЛЬТ НА КЕОСЕ (греческий остров в Эгейском море)
  26. I. КЕОС, гора на острове Кеос (Кея)
  27. КУЛЬТ НА САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
  28. I. Рядом с САМОСОМ, главным городом Самоса
  29. КУЛЬТ НА РОДОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)
  30. I. АТАБИРИЙ, гора на Родосе
  31. КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ)
  32. I. ПРАС, город на Крите
  33. II. ИДА, гора на Крите
  34. КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  35. I. СМИРНА, город в Эолиде – Лидии
  36. II. МАГНЕЗИЯ, город в Эолиде – Лидии
  37. КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  38. I. ДИДИМЫ, город близ Милета в Ионии – Карии
  39. II. ТРАЛЛЫ, город в Карии
  40. III. МИЛАСЫ И ЛАБРАНДА, город и поселение в Карии
  41. IV. СТРАТОНИКЕЯ, город в Карии
  42. КУЛЬТ В КАППАДОКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  43. I. ТИАНА, город в Каппадокии
  44. КУЛЬТ В КИЛИКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  45. I. ОЛЬБА, город в Киликии
  46. КУЛЬТ ВО ФРИГИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  47. КУЛЬТ НА КИПРЕ (ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ)
  48. I. АРСИНОЯ, город на Кипре
  49. КУЛЬТ В ЛИВИИ (СЕВЕРНАЯ АФРИКА)
  50. КУЛЬТ НА СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
  51. I. СИРАКУЗЫ, город на острове Сицилия (Сикелия, греческая колония)
  52. КУЛЬТ ЮПИТЕРА В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
  53. I. РИМ, столица империи

КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФИВЫ, главный город Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. VIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Ворота Кренеи и ворота Гипсисты (Высочайшие) названы так по следующему поводу… У Гипсист находится храм Зевса Гипсиста (Высочайшего)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XIX. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«За Глисантом [возле Фив в Беотии] находится гора, называемая Гипат, а на ней храм Зевса Гипата (Вышнего) и его статуя».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Дорогой, которая идет от Неистейских ворот [в Фивах], можно дойти до храма Фемиды с ее статуей из белого мрамора; за ним – храм Мойр [Судеб], а дальше – храм Зевса Агорея (Покровителя рынков). Его статуя сделана из мрамора, а в храме Мойр нет статуй».

 

II. КИФЕРОН, гора в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. II. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Недалеко от общей могилы эллинов стоит жертвенник Зевса Элевтерия (Освободителя). (И его же статуя; стоит там также и статуя Киферона, а этот Киферон дал имя священной горе Зевса Киферония)».

 

III. ПЛАТЕЯ, город в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. II. 4-5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У самого входа в Платеи находятся могилы сражавшихся с мидянами… Недалеко от общей могилы эллинов стоит жертвенник Зевса Элевтерия (Освободителя). (И его же статуя; стоит там также и статуя Киферона, а этот Киферон дал имя священной горе Зевса Киферония). Изображение этого Киферона сделано из меди, а алтарь и статуя Зевса изваяны из белого мрамора. Еще и доныне здесь совершаются каждые четыре года на пятый Элевтерии (Праздник освобождения), на которых дают большие награды за победу в беге. Бегут во всем вооружении перед жертвенником. Трофей, который эллины поставили в память битвы при Платеях [исторического события], стоит приблизительно стадиях в 15-ти от города.

Если идти от этого жертвенника и статуи, которые воздвигнуты в честь Зевса Элевтерия, то мы придем в самый город, в котором находится героон (святилище) Платеи».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. III. 1-3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Говорят, что Гера, рассердившись за что-то на Зевса, удалилась в Эвбею. Так как Зевс никак не мог убедить ее вернуться, он, говорят, обратился за помощью к Киферону, бывшему тогда царем в Платеях; относительно Киферона считалось, что он никому не уступает в мудрости. И вот он велел Зевсу сделать деревянное изображение и, закрыв его одеждой и покрывалом, везти на паре быков и говорить, будто он везет себе в жены Платею, дочь Асопа. Зевс поступил по совету Киферона. Как только Гера услыхала об этом, она немедленно явилась сюда. Когда же она приблизилась к повозке и сорвала со статуи одежду, она обрадовалась этому обману, найдя деревянный обрубок вместо живой невесты, и помирилась с Зевсом.

В память этого примирения справляется праздник Дедалы, потому что древние называли деревянные изображения дедалами…

Этот праздник – Дедалы – платейцы справляют каждый седьмой год, как рассказывал мне один местный эксегет, но в действительности празднования совершаются в более короткие сроки. Несмотря на мое желание точно рассчитать время, протекающее между одними и другими Дедалами, я никак этого сделать не мог».

 

IV. ФЕСПИЯ, город в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXVI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У феспийцев в городе [Феспия] есть медная статуя Зевса Саота (Спасителя). Предание, которое они по этому поводу рассказывают, таково: некогда их город опустошал дракон; бог приказал давать дикому чудовищу каждый год одного из юношей, на кого падал жребий. Жители говорят, что они не помнят имен погибших, но когда жребий пал на Клеострата, то любивший его Менестрат, говорят, придумал следующую хитрость: он сделал медный панцирь, на каждой пластинке которого был загнутый кверху крючок. Надев этот панцирь, он добровольно отдал себя на пожрание дракону, исполненный решимости, отдав себя, погибнуть самому, но погубить и чудовище. За это, говорят, Зевсу дано было наименование Саота (Спасителя)».

 

V. ЛАФИСТИОН, гора в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Из Коронеи до горы Лафистион и до священного участка Зевса Лафистия приблизительно стадиев 20. Там стоит мраморная статуя. Здесь Афамант собирался принести в жертву Фрикса и Геллу, но, говорят, Зевс послал детям златорунного барана, и на этом баране они бежали».

 

VI. ЛЕБАДЕЯ, местность в Беотии

Страбон. География. Книга IX. II. 38. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 393) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Лебадея – местность, где находится оракул Зевса Трофония; к оракулу ведет спуск, состоящий из расселины под землей. Лицо, вопрошающее оракул, само спускается в подземелье. Он расположен между Геликоном и Херонеей, вблизи Коронеи».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Всякий, решающий спуститься в пещеру [подземный оракул Трофония], приносит жертвы самому Трофонию и детям Трофония, а кроме того, Аполлону, Кроносу, Зевсу, именуемому Басилеем, Гере Гениохе (Вознице) и Деметре, которую называют Европой и говорят, что она была кормилицей Трофония».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIX. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть там [в Лебадее] и святилище Деметры с наименованием Европа (Широкоглядящая) и статуя Зевса Гиетия (Дающего дождь) под открытым небом. Если подниматься к прорицалищу и отсюда идти дальше в гору, то на этом пути будет так называемая… охота… Коры и храм Зевса Басилея (Царя); этот же храм ввиду огромности его размеров или вследствие междоусобных войн они оставили незавершенным. В другом храме находятся статуи Кроноса, Геры и Зевса».

Для получения дополнительной информации об оракуле в Лебадее см. ТРОФОНИЙ

VII. ХЕРОНЕЯ, город в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XL. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Выше всех богов херонейцы почитают тот скипетр, который, по словам Гомера, Гефест сделал для Зевса; взяв его от Зевса, Гермес передал Пелопу, Пелоп оставил в наследство Атрею, а Атрей – Фиесту, а от Фиеста его получил Агамемнон. Вот этот скипетр они и почитают, называя его копьем [вероятно, ему поклонялись как скипетру Зевса]. И что в нем есть нечто божественное, вполне ясно из того высокого положения, которое он давал его обладателям. Херонейцы говорят, что он был найден на границе их страны и области панопейцев в Фокиде, вместе с ним фокейцы нашли и золото, но что для них, херонейцев, было гораздо приятнее вместо всякого золота взять этот скипетр. Я думаю, что он был завезен в Фокиду Электрою, дочерью Агамемнона. Для него нет общенародного храма, но ежегодно избираемый жрец хранит его в своем доме. Этому скипетру каждый день приносятся жертвы, и перед ним стоит стол, на котором лежали в изобилии всякого рода мясо и лепешки».

 

VIII. ПЕТРАХ, утес в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XLI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Над городом [Херонея] есть отвесный утес, называемый Петрах. С этим местом хотят связать легенду, будто здесь был обманут Кронос, принявший от Реи вместо Зевса камень (петрон); поэтому на самой вершине горы есть небольшая статуя Зевса».

 

IX. ЭЛЕВФЕРИЯ, святилище в Беотии

Страбон. География. Книга IX. II. 31. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 391) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Здесь [при Элевферии в Беотии] вооруженные силы греков совершенно уничтожили Мардония и 300000 персов; они воздвигли святилище Зевса Элевферия и учредили гимнастические игры, победитель в которых получал венок, назвав их Элевфериями».

 

КУЛЬТ В ЭВБЕЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЭВБЕЯ, город в Эвбее

Страбон. География. Книга X. I. 9. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 423-424) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Вся Евбея (особенно часть острова около пролива) страдает от сильных землетрясений… Подобное явление, говорят, послужило причиной поглощения землей города, одноименного острову. Об этом городе упоминает Эсхил в «Главке Понтийском»:

Евбеиду, что возле изгиба Зевса Кенейского

Брега, у самой могилы Лиха злосчастного».

 

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде

Страбон. География. Книга IX. II. 11. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 383) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Гарма тоже находится в Танагрийской области [в Беотии]; это покинутое селение… Отсюда произошла поговорка, гласящая: «Когда молния сверкнет через Гарму», ибо так называемые пифаисты смотрели по указанию оракула как бы в направлении Гармы и подмечали как примету всякое сверкание молнии в этом направлении; и когда видели блеск

молнии, они отправляли жертву в Дельфы. Они вели наблюдения в течение 3 месяцев, каждый месяц по 3 дня и 3 ночи с алтаря Зевса Молниевержца; этот алтарь находится внутри стен между храмами Пифийского Аполлона и Олимпийского Зевса [в Дельфах]».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. IX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В Дельфах]… стоят приношения лакедемонян после победы над афинянами: Диоскуры и Зевс, Аполлон и Артемида, за ними Посейдон…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Флиасийцы доставили в Дельфы медную статую Зевса, а вместе с Зевсом и статую Эгины».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В самом храме [Аполлона в Дельфах] находится жертвенник Посейдону, так как прорицалище в незапамятные времена принадлежало и Посейдону; стоят в храме и статуи двух Мойр (Судеб), вместо же третьей из них стоят статуи Зевса Мойрагета (Водителя Мойр) и Аполлона Мойрагета».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если выйти из храма [Аполлона в Дельфах].. встретится небольшой камень. Его каждый день поливают маслом, и каждый праздник на него кладут некрученую шерсть. О нем идет молва, что этот камень был дан Кроносу вместо маленького (Зевса) и что впоследствии Кронос вновь изрыгнул его».

 

II. КОРОНЕЯ, город в Фокиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIV. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В храме [Афины Итонии близ Коронеи] есть медные статуи Афины Итонии и Зевса, работы Агоракрита, ученика и любимца Фидия».

III. Возле города ДАВЛИДА в Фокиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. V. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если из Давлиды вернуться на прямую дорогу в Дельфы и идти по ней дальше, то на дороге налево встретится здание, так называемый Фокейский дом, куда собираются фокейцы в лице своих представителей от каждого города. Здание это обширное. Внутри в длину всего здания стоят колонны; от этих колонн поднимаются к той и другой стене ступеньки, и на этих ступеньках во время собрания и сидят представители от фокейцев. В конце, в задней части здания, нет ни ступенек, ни колонн, а стоят статуи Зевса, Афины и Геры. Зевс изображен сидящим на троне, по правую руку стоит Гера, а по левую – Афина».

КУЛЬТ В КЕФАЛЕНИИ (остров в Центральной Греции)

I. ЭНОС, гора в Цефалении

Страбон. География. Книга X. II. 15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 434) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Самая большая гора на нем [острове Кефаления] – Энос, где стоит святилище Зевса Энесия».

КУЛЬТ В ЭПИРЕ – ФЕСПРОТИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ДОДОНА, город и оракул в Феспротии

См. Культ Зевса-4 в городе ДОДОНА

КУЛЬТ В ФЕССАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СКОТУССА, город и оракул в Перребии

Страбон. География. Книга IX. V. 20. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 418) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Что касается Скотуссы [в Перребии, Фессалия], то я уже упомянул о ней при описании Додоны и оракула в Фессалии…»

КУЛЬТ В МАКЕДОНИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ПЕЛЛА, главный город Македонии

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XVI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Когда Селевк [полководец, исторический персонаж], собираясь двинуться из Македонии с Александром [Македонским], приносил к Пелле жертву Зевсу, то дрова, лежавшие на жертвеннике, сами собой подвинулись к статуе бога и загорелись без огня».

КУЛЬТ НА КЕОСЕ (греческий остров в Эгейском море)

I. КЕОС, гора на острове Кеос (Кея)

Каллимах. Аконтий и Кидиппа. 18 (75). 21-37. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Пер. О. Смыки, В. Ярхо, М. Грабарь-Пассек. – М.: Ладомир, 1999. – С. 297):

«Феб ему ночью изрек:

Жених — уроженец Кеоса,

Отпрыск жрецов, что в горах Зевса-Аристия чтут,

Зевса — подателя влаги; явление Мойры зловещей

Должно им уследить, ярость ее укротить,

Зевса о ветре молить, который бессчетные стаи

Птиц загоняет всегда в тонко сплетенную сеть» .

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. LXXXII. (1-4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«После гибели Актеона Аристей прибыл в прорицалище своего отца [Аполлона], и Аполлон предсказал ему пеpeсeлeниe на остров Кеос и почести, которые будут воздавать ему в грядущем кеосцы.

Аристей уплыл на этот остров и, поскольку Элладу поразил тогда мор, принес там жертву за всех эллинов. Жеpтвопpиношeниe было совершено при восходе звезды Сириус, во время которого дуют этесии, которые и прекратили моровые болезни.

Если вдуматься, приключившееся с Аристеем достойно удивления: он пережил смерть собственного сына, разорванного псами, а затем прекратил воздействие небесного созвездия с таким же названием, которое считают пагубным для людей, и таким образом помог спастись другим.

Говорят, будто Аристей оставил потомство [т. е. жрецов Зевса, вызывавших этесии,] на Кеосе…»

Про МИФЫ об основании этого культа см. АРИСТЕЙ

 

КУЛЬТ НА САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. Рядом с САМОСОМ, главным городом Самоса

Страбон. География. Книга XIV. I. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 596) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[В Самосе]… стоят древнее святилище Геры и большой храм… Открытый двор храма равным образом наполнен прекраснейшими статуями. 3 из них колоссальных размеров – произведения Мирона – помещались на одном общем цоколе; их снял было Антоний, но Август Цезарь велел восстановить 2 статуи на том же цоколе – Афины и Геракла; статую же Зевса он перенес в Капитолий [Рима], построив для нее маленький храм».

 

КУЛЬТ НА РОДОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ)

I. АТАБИРИЙ, гора на Родосе

Страбон. География. Книга XIV. II. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 613) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Атабирий – самая высокая из здешних гор [на острове Родос], посвященная Зевсу Атабирию…»

КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ)

I. ПРАС, город на Крите

Страбон. География. Книга X. IV. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 452) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Этеокритянам принадлежит городок Прас, где находится святилмще Диктейского Зевса».

 

Страбон. География. Книга X. IV. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 455) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Прас принадлежал этеокритянам, почему здесь и было святилище Диктейского Зевса. Ведь Дикта находится неподалеку от него, а не «вблизи от Идейской горы», как говорит Арат».

 

II. ИДА, гора на Крите

Антонин Либерал. Метаморфозы. XIX. Воры [Рассказывает Бей в книге II «Происхождения птиц»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Говорят, на Крите есть священная пещера [Дикатион на горе Ида], полная пчел, в которой, как рассказывают, Рея родила Зевса, и является нечестием, если кто-нибудь туда проникает, будь то бог или смертный. Каждый год в определенное время видят, как из пещеры вырывается яркий огонь. Рассказывают, что это происходит, когда во время родов проливается кровь Зевса. Населяют пещеру священные пчелы, кормилицы Зевса».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга четвертая. 34. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 89) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«Аполлоний [греческий пророк 1 в. н. э.]… отправился в Гортину, стремясь добраться до Иды [где родился Зевс]. Наконец, побывавши на Иде и повстречавшись с тамошними богословами, пришел он в Лебенейский храм…»

 

КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. СМИРНА, город в Эолиде – Лидии

Страбон. География. Книга XIV. I. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 593) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Каллин где-то дает ему это имя, называя в молитве к Зевсу эфесцев смирнейцами:

смирнейцев помилуй;

или в другом месте

Вспомни, как некогда в жертву прекрасные бедра воловьи

Смирнейцы тебе сожигали».

 

II. МАГНЕЗИЯ, город в Эолиде – Лидии

Страбон. География. Книга XIV. I. 41. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 606) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Кифареда Анаксенора выдвинул театр, и Антоний возвысил его насколько мог, назначив сборщиком податей с четырех городов и предоставив ему воинов для личной охраны. И родной город также достаточно отличил его почестями, облачив в пурпурное одеяние, как посвященного Зевсу-Спасителю города, на что указывает его раскрашенная статуя на рыночной площади».

КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ДИДИМЫ, город близ Милета в Ионии – Карии

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А).XIII. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть и в Дидимах, Милетской области, жертвенник, соорудил его Геракл Фиванский, как рассказывают милетяне, из крови жертвенных животных. Однако в позднейшие времена кровь приносимых в жертву животных не очень прибавила к его величине и не сделала ее чрезвычайной».

II. ТРАЛЛЫ, город в Карии

Страбон. География. Книга XIV. I. 42. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 607) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… В наше время выделялся и Менодор [из Тралл] – ученый, кроме того, уважаемый и степенный человек, который был жрецом Ларисейского Зевса».

III. МИЛАСЫ И ЛАБРАНДА, город и поселение в Карии

Каллимах. Аконтий и Кидиппа. 18 (75). 59-62. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Пер. О. Смыки, В. Ярхо, М. Грабарь-Пассек. – М.: Ладомир, 1999. – С. 297-298):

«… После в Карийском краю стали они обитать.

Там, где воителю-Зевсу всегда возносились моленья,

Если труб боевых мощный сигнал призывал

В бой лелегов и каров».

 

Страбон. География. Книга XIV. II. 23. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 616) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Миласы [в Карии] расположены на весьма плодородной равнине. Над равниной высится круто поднимающаяся вверх гора с каменоломней прекрасного белого мрамора. От этой каменоломни жители получают немалую пользу, так как она содержит много камня, притом поблизости, пригодного для строительства, в особенности же для храмов и прочих общественных зданий. Поэтому город прекрасно украшен (больше даже, чем какой-либо другой) портиками и храмами… У миласийцев есть 2 святилища Зевса: одно – так называемого Зевса Осого [местного бога карийцев]; другое – Зевса Лабрандинского. Первое находится в городе, а Лабранды – селение вдали от города, на горе, вблизи прохода из Алабанд в Миласы. В Лабрандах есть древний храм и деревянная статуя Зевса Стратия, почитаемая окрестными жителями и миласийцами. От святилища до города идет мощеная дорога длиной почти что 60 стадий, называемая священной; по ней движутся священные праздничные процессии. Жреческие должности всегда пожизненно занимают знатнейшие

граждане. Эти храмы принадлежат собственно городу, третий же храм – Зевса Карийского – является общим святилищем всех карийцев; в нем имеют долю как братья лидийцы и мисийцы».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга XII. 30. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146]) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Ручных рыб, которые отвечают на зов и радостно принимают пищу, можно найти в разных местах, например… в храме Зевса Лабранда [в Карии] в источнике с прозрачной водой. И рыба здесь с золотыми ожерельями и серьгами. Святыня этого Зевса в семидесяти стадиев от города Миласа. Меч прикреплен к боку статуи, и бог почитается под именем «Зевс карийский» или «Бог войны», ибо карийцы были первыми, как считается, кто заключил военную сделку и служил солдатами за плату, приладил ремни к щитам и укрепил перья на шлемах. И назвались они карийцами в честь Кара, сына Греты и Зевса, и Зевс получил прозвище Лабрандей потому, что он ниспосылает неистовые (labros) и опасные ураганные ливни».

 

IV. СТРАТОНИКЕЯ, город в Карии

Страбон. География. Книга XIV. II. 25. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 617) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Что касается Стратоникеи, то это поселение македонян… В области стратоникейцев есть 2 святилища: знаменитое святилище Гекаты в Лагинах… Поблизости от города находится храм Зевса Хрисаорея – общее святилище всех карийцев, куда они собираются для жертвоприношений и совещаний об общих делах. Их союз, состоящий только из селений, называется Хрисаорийским. Те, которые представляют большинство селений, пользуются преимуществом при голосовании, как например жители Керама. Стратоникейцы также принимают участие в этом союзе, хотя они и не карийского происхождения, но потому что владеют селениями, входящими в состав Хрисаорийского союза».

КУЛЬТ В КАППАДОКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ТИАНА, город в Каппадокии

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга первая. 6. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 7) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«Близ Тианы есть источник, посвященный, как говорят, Зевсу Клятвоблюстителю и называемый Асбамеем: вода его хоть прохладна, но бурлит, словно в кипящем котле, и для. клятвоблюстителей сладка и полезна, а клятвопреступников карает на месте, кидаясь им в глаза, руки и ноги и вызывая водянку и чахотку, так что злодеи уже не в силах отойти от источника – и тут-то, рыдая, они поневоле признаются водам в лжесвидетельстве. Окрестные жители утверждают, что Аполлоний – сын этого Зевса, хотя сам он называл себя просто сыном Аполлония».

КУЛЬТ В КИЛИКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ОЛЬБА, город в Киликии

Страбон. География. Книга XIV. V. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 627-628) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Выше Киинд и Сол [в Киликии] лежит горная страна, в которой находится город Ольба с храмом Зевса, основанный Эантом, сыном Тевкра. Жрец храма сделался властителем Трахеотиды; затем многочисленные тираны пытались завладеть страной и там возникли разбойничьи шайки. После уничтожения последних уже в наше время эту страну и жречество стали называть владением Тевкра, и большинство жрецов носили имена Тевкров и Эантов».

КУЛЬТ ВО ФРИГИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. АНКИРА, главный город Фригии

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. IV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… [Галаты захватили]… фригийский город Анкиру (Якорь), которую в прежнее время выстроил [мифический царь] Мидас, сын Гордия. Якорь, который нашел Мидас, еще в мое время находился в храме Зевса [или фригийского бога неба, который отождествлялся с Зевсом]; существовал и так называемый Источник Мидаса…»

КУЛЬТ НА КИПРЕ (ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ)

I. АРСИНОЯ, город на Кипре

Страбон. География. Книга XIV. VI. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 637) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«После Акаманта на восток идет морской путь к городу Арсиное [на Кипре] и к священному участку Зевса».

КУЛЬТ В ЛИВИИ (СЕВЕРНАЯ АФРИКА)

Греки отождествляли бога ливийского оракула Аммона с Зевсом.

Страбон. География. Книга VII. Фрагмент 1а. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 300) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Предсказания [в прорицалище Зевса в Додоне] давались оракулом не словами, а известными знаками, подобно тому как это делал оракул Аммона в Ливии».

КУЛЬТ НА СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. СИРАКУЗЫ, город на острове Сицилия (Сикелия, греческая колония)

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXVIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«(В прежнее время) люди относились с исключительным благочестием к богам, как это ясно показали афиняне, когда они взяли храм Зевса Олимпийского в Сиракузах [на острове Сицилия]: они не тронули ничего из вещей, принесенных здесь в дар богу, и даже оставили сиракузского жреца хранителем этих сокровищ».

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга I. 20. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Дионисий [тиран Сиракуз, ок. 430-367 гг. до н. э.] ограбил сокровищницы всех сиракузских храмов. Со статуи же Зевса он сорвал покровы и украшения, стоившие, как говорят, восемьдесят пять золотых талантов и, так как слуги стояли в нерешительности, первым дотронулся до кумира».

 

КУЛЬТ ЮПИТЕРА В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)

I. РИМ, столица империи

Страбон. География. Книга XIV. I. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 596) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[На греческом острове Самос]… стоят древнее святилище Геры и большой храм… Открытый двор храма равным образом наполнен прекраснейшими статуями. 3 из них колоссальных размеров – произведения Мирона – помещались на одном общем цоколе; их снял было Антоний, но Август Цезарь велел восстановить 2 статуи на том же цоколе – Афины и Геракла; статую же Зевса он перенес в Капитолий [в Риме], построив для нее маленький храм».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология