Культ Зевса — 2

Зевс был олимпийским царем богов, богом неба, погоды, судьбы, закона, справедливости и нравственного поведения.

На этой странице описывается его культ на западном Пелопоннесе. Его главными святынями в регионе были святилище в Олимпии в Элиде — месте проведения Олимпийских игр — и древнее аркадское святилище на горе Ликей.

Изображение справа. Зевс «Юпитер Тонанс», греко-римская скульптура, Музей Прадо.

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СПАРТА СТОЛИЦА ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3. 11. 9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У спар­тан­цев на пло­ща­ди… храм Геи (Зем­ли) и Зев­са Аго­рея (Покро­ви­те­ля рын­ков), рав­но и храм Афи­ны Аго­реи… Зев­са Ксе­ния (Покро­ви­те­ля ино­зем­цев) и Афи­ны Ксе­нии (Покро­ви­тель­ни­цы ино­зем­цев)».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3. 12. 9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Свя­ти­ли­ще Зев­са Тро­пея (Обра­щаю­ще­го в бег­ство) доряне воз­двиг­ли, победив на войне тех из ахей­цев, кото­рые в те вре­ме­на вла­де­ли лакон­ской зем­лей»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3. 12. 11 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Око­ло Ски­а­ды нахо­дит­ся круг­лое зда­ние, а в нем — ста­туи Зев­са и Афро­ди­ты, нося­щие назва­ние «Олим­пий­ских»; гово­рят, что это зда­ние постро­ил Эпи­ме­нид, но о нем они рас­ска­зы­ва­ют не соглас­но с арги­вя­на­ми(1), посколь­ку они утвер­жда­ют, что нико­гда не вое­ва­ли с жите­ля­ми Киоса».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.13.6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Спарте] Есть тут и четырехугольное пространство, окруженное портиками, где в древности у них продавались мелкие товары. Возле него находится алтарь Зевса Амбулия и Афины Амбулии, а также Диоскуров, тоже Амбулиев».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.13.8(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Спарте] находится святилище Зевса Эванема (Дарующего попутный ветер)».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.14.5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У спартанцев установилось почитание . . . и храм Зевса, именуемого Олимпийским».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.17.4(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В портике, обращенном к югу [цитадели Спарты], есть храм Зевса Космета (Устроителя порядка)».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.17.6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Направо от Афины Меднодомной [храма Афины в цитадели Спарты] сооружена статуя Зевса Всевышнего, самая древняя, какая только есть из медных (бронзовых). Она не вылита целиком из одного куска, но каждая часть сделана отдельно и прилажена к другой; они скреплены гвоздями, чтобы не расходились. Говорят, что эту статую сделал Клеарх из Регия, которого одни считают учеником Дипойна и Скиллида, а другие — даже самого [мифического ремесленника] Дедала».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.17.9(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«От этого осквернения [убийства девушки Клеоники] Павсаний [исторический спартанец] никак не мог очиститься, хотя он применял всякие способы очищений и обращался со всякими молениями к Зевсу Фиксию (Обращающему в бегство) и даже ходил в Фигалию, город Аркадии, к вызывателям душ умерших, <но все напрасно>; в конце концов он понес наказание, которое он и должен был понести как возмездие за преступление против Клеоники и бога. Во исполнение повеления из Дельф лакедемоняне поставили <ему> эти медные статуи и воздают почет божеству Эпидоту (Воздаятелю), говоря, что это божество отвращает от них гнев бога [Зевса] Гикесия (Покровителя молящих) за смерть Павсания».

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 31. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«Лакедемоняне донимали его [философа Аполлония Тианского], именуя его и гостем своего Зевса».

II. СКОТИТ ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.10.6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Называется эта местность [в Лакедемонии] Скотита (Мрачная) — не от мрачной тени растущих здесь деревьев, но потому, что Зевс носит здесь наименование Скотита; и если повернуть с прямой дороги налево, то стадиях приблизительно в десяти находится и храм Зевса Скотита».

III. AМИКЛЫ ГОРОД В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.19.7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Прежде чем перейти Эврот [после отъезда из Амикл, Лакедемония], недалеко от берега виднеется храм Зевса Плусия (Богатого)».

 

IV. ФЕЛИЯ ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.20.3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Повернув направо от Феллии [в Лакедемонии], мы выйдем на дорогу, ведущую на гору Тайгет. На равнине — участок, посвященный Зевсу Мессапию; они говорят, что это прозвище дано ему по имени бывшего у бога жреца».

V. КРОКЕИ ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.21.4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Перед поселком [Крокеи, Лакедемония] находятся мраморная статуя Зевса Крокеата».

VI. ГИТИОН ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.22.1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На расстоянии приблизительно трех стадиев от Гитиона [в Лакедемонии] находится белый камень. Говорят, что Орест, сев на него, избавился от безумия; поэтому этот камень назван на дорическом наречии Зевс Каппота (Облегчающий)».

 

VII. ЭПИДАВР ЛИМЕРА ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.23.10 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«По дороге, ведущей из Бойев в Эпидавр Лимеру [в Лакедемонии есть], находится храм . . . напротив гавани . . . Зевса, именуемого Сотером».

VIII. СКИРАС РЕКА В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.25.1(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если перейти реку [река Скирас в Лакедемонии], то встречается . . . Зевсова алтарь».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 3.26.6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Я опишу событие, случившееся, как я знаю, в приморской части Левктр [в Мессении] в мое время: ветер занес огонь в лес и почти все деревья сгорели. Когда все это место выгорело и стало голым, то там нашли статую, воздвигнутую в честь Зевса Итомского. Мессенцы говорят, что это служит для них доказательством, что Левктры в древности принадлежали Мессении. Но возможно также, что Зевс Итомский мог пользоваться поклонением и у лакедемонян, издревле заселявших Левктры».

КУЛЬТ В МЕССЕНИИ

I. ИТОМА ГОРА В МЕССЕНИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 4.31.4,6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти от этих источников налево и пройти стадиев сорок, то на пути будет город Мессена, под горой Итомой . . . На площади у мессенцев находится изображение Зевса Сотера».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 4. 33. 1 — 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если подниматься на вершину Итомы, где находится акрополь мессенцев, то по дороге находится источник Клепсидра. Перечислить все те местности, которые претендуют считаться местом рождения и воспитания у них Зевса, было бы невыполнимо даже для того, кто приступил бы к этому вопросу со всей серьезностью. Такие же претензии выставляют и мессенцы: и они говорят, что бог был воспитан у них, что Итома и Неда были его няньками, что по имени Неды была названа река, а по имени второй, Итомы, было дано имя горе. Мессенцы рассказывают, что когда Зевс был похищен Куретами из-за страха перед его отцом, то эти нимфы омыли его на этом месте и имя этому источнику дано в память похищения Зевса Куретами; из этого источника ежедневно берут воду в святилище Зевса на Итоме. Статуя Зевса — творение Агелада; она была сделана еще в древности для мессенцев, живших в Навпакте. Жрец, избираемый каждый год, держит эту статую у себя дома. Они справляют и ежегодный праздник, так называемые Итомеи, а в древности они устраивали и музыкальные состязания. Не говоря о других доказательствах, это можно заключить из поэм Эвмела. В гимне, посылаемом для процессии на Делос, он написал: Зевсу Итомскому муза была по душе и угодна, та, что с чистой кифарой в сандалиях ходит свободных. Таким образом, мне кажется, что он составил эти стихи, хорошо зная, что там устраивали и состязания в музыке».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 4. 27. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Фиванцы приносили жертвы в установленном порядке Дионису и Аполлону Исменийскому, аргивяне — Гере Аргее и Зевсу Немейскому, мессенцы — Зевсу Итомскому и Диоскурам».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 4. 3.9(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Царь Мессении] Главк . . . благочестием же он намного его превзошел. Священный участок Зевса на вершине Итомы — его посвятили [мифические правители] Поликаон и Мессена — до тех пор не пользовался почетом у дорян [захватчиков Мессении]; Главк предписал и им поклоняться <этому богу>».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 4. 12. 7-9 — 13. 1 — 13.4(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«После этого — шел уже двадцатый год [исторической] войны [между Спартой и Мессенией] — они [мессенцы] решили вновь послать в Дельфы спросить о победе. На их вопрос Пифия прорекла: Тем, кто в Итоме поставит вокруг алтаря в храме Зевса первыми дважды пять полных десятков треножников богу, тем со славой войны бог отдаст и мессенскую землю — в этом Зевсова воля. Обман тебе служит на пользу, следом отмщенье идет, и бога ты не обманешь. Делай, что суждено, а беды — одни за другими. Услышав это, они подумали, что предсказанье говорит в их пользу и обещает им победу на войне: так как святилище Зевса Итомского находится внутри их стен, то, конечно, лакедемоняне не смогут раньше их поставить эти треножники. Они собирались поставить эти треножники, сделав их из дерева: у них не было средств, чтобы сделать из меди. Но кто-то из дельфийцев сообщил это вещание в Спарту. Когда они узнали о нем, то они созвали собрание; на нем ничего умного они придумать не могли, но у них был некий Эбал, даже не из очень знатных, но, как оказалось, человек неглупый: он, сделав как попало из глины сто треножников, спрятал их в мешок и понес его вместе с сетями, как охотник. Будучи неизвестным даже многим из лакедемонян, он тем легче укрылся от внимания мессенцев. Смешавшись с местными землевладельцами, он вместе с ними вошел в [город] Итому, и как только стала опускаться ночь, он поставил в честь бога эти глиняные треножники и вновь вернулся в Спарту, чтобы сообщить об этом лакедемонянам. Мессенцы, увидав это, пришли в великое смущение и догадались — как это было и на самом деле, — что это исходит от лакедемонян. Однако [лидер мес­сен­цев] Аристодем старался их успокоить, говоря все то, что полагается при подобных обстоятельствах, и свои деревянные треножники — а они уже были готовы — поставил вокруг алтаря Зевса Итомского . . . Вслед за этим — так как близилось уже роковое время для гибели Мессении — бог [Зевс Итомский] стал давать им знамения будущего. Так, статуя Артемиды — она сама и ее оружие были сделаны из меди — выпустила из рук щит. Затем, когда Аристодем собирался приносить жертву Зевсу Итомскому, то бараны сами собой и с такой силой ударились рогами о жертвенник, что от этого удара погибли. И еще третье им было предзнаменование: собаки, собравшись все в одно место, в течение всей ночи выли и в конце концов все ушли к лакедемонскому лагерю. Все это приводило Аристодема в смущение . . . [и] видя, что у родины не осталось никакой надежды на спасение, убил сам себя на могиле дочери».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 4. 20.4(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У мессенцев был некий талисман; если бы он погиб, то Мессения навеки бы исчезла в бездне небытия, но если он будет сохранен, то предсказания Лика, сына Пандиона, говорили мессенцам, что с течением времени они вновь получат эту страну. Зная эти предсказания,[лидер мес­сен­цев] Аристомен с наступлением ночи взял этот талисман и унес. Уйдя в самую уединенную часть бывшей Итомы, он зарыл его на горе Итоме и молил Зевса Итомского и богов, которые до сих пор спасали мессенцев, быть хранителями той тайны, которую он тут скрыл, и не допустить, чтобы единственная надежда мессенцев на возвращение в свою страну оказалась в руках лакедемонян».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 4. 24.7(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Афиняне, желая отомстить лакедемонянам за подозрительное к себе отношение, заключили союз с аргивянами и предложили мессенцам, осажденным в Итоме и собиравшимся уйти оттуда по договору с лакедемонянами . . . Мессенцам был предоставлен свободный выход из Итомы, во-первых, вследствие неприступности этого места, а затем потому, что Пифия предсказала лакедемонянам, что их постигнет возмездие, если они погрешат против Зевса Итомского, покровителя молящих о защите. Поэтому они были выпущены из Пелопоннеса под известными условиями (капитуляции)».

 

II. КОРОНА ДЕРЕВНЯ В МЕССЕНИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 4. 34.6(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На площади [в Короне, Мессения] воздвигнуты статуи . . . а Зевсу Сотеру (Спасителю) — медная».

Зевс-Юпитер, 1 век н.э., Государственный Эрмитаж
Зевс-Юпитер, 1 век н.э., Государственный Эрмитаж

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ

I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 6. 23. 4(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Из статуй тут [В гимназии на площади в городе Элида] стоит одна из двух воздвигнутых в честь Зевса из штрафных денег, наложенных на Сосандра из Смирны и на элейца Поликтора».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 6. 24.3(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У этих колонн [Ипподрома, рыночной площади города Элида] сооружены жертвенники в честь Зевса; под открытым небом на площади есть тоже жертвенники, но число их незначительно: выстроенные наспех, они очень легко разрушаются».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 5. 5. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Впоследствии тираном в Элиде сделался Аристотим . . . восставшими против него . . . Этот Килон собственноручно убил тирана, бежавшего к алтарю Зевса Спасителя с мольбой о защите».

 

II. ЛЕПРЕЙ ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 5. 5. 5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Лепреаты [из Лепрея, Элида] говорили, что у них в городе был храм Зевса Левкея (бог белого тополя)».

ДЕРЕВНЯ ОЛИМПИЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ

Самым большим и самым известным из культовых центров Зевса была, конечно же, Олимпия в Элиде, где проводились Олимпийские игры — большой спортивный и религиозный фестиваль, проводимый каждые четыре года в честь бога.

Плиний Старший. Естественная история. Книга 4.14 (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215) (римская энциклопедия 1 в. Н. э.):

 

«От Пилоса [в Элиде] на расстоянии 13 миль внутрь материка святилище Зевса Олимпийского. Благодаря славе [олимпийских] игр, оно стало средоточием всего летосчисления Греции».

 

КУЛЬТ В АХЕЕ

I. ПАТРЫ СТОЛИЦА АХЕИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 7.20.3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На площади [Патрая, Ахея] есть храм Зевса Олимпийского; он сам восседает на троне, а возле трона стоит Афина».

 

II. ЭГИОН ГОРОД В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 7.23.9(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Есть [в Эгионе, Ахея] на площади священный участок Зевсу Сотеру (Спасителю) и статуи налево от входа, обе медные; одна из них, изображающая его безбородым мужем, по моему мнению, более древняя».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 7.23.10(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«В здании прямо против входа на площадь [участок Зевса Сотера в Эгионе, Ахея], на другой ее стороне, находятся статуи, тоже медные, с одной стороны Посейдона и Геракла, с другой — Зевса и Афины: они называют эти статуи «Богами из Аргоса», потому что, как говорят аргивяне, они были сделаны в городе Аргосе; сами же жители Эгиона утверждают, что аргивяне дали им эти статуи на сохранение, как в надежное место, и что им было, кроме того, поручено приносить этим статуям каждый день жертвы. И вот им пришла в голову хитрая мысль: они приносили в жертву очень много животных, но так как эти жертвы они поедали как общественный обед все вместе, то для них тут не было специальных трат. Когда же, наконец, аргивяне потребовали эти статуи обратно, то и они в свою очередь предъявили требование возместить им их траты. Так как жители Аргоса не могли им этого заплатить, то были принуждены оставить им статуи».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 7. 24. 2 – 4(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«В Эгионе [в Ахее] на морском берегу находится святилище . . . Зевса Гомагирия (Собирателя). Там находятся статуи Зевса, Афродиты и Афины. Гомагирием был наименован здесь Зевс потому, что Агамемнон собрал сюда наиболее важных и могущественных в Элладе вождей для того, чтобы сообща посоветоваться, каким образом им двинуться походом на царство Приама. Помимо всего прочего, Агамемнону нужно поставить в заслугу то, что он взял Илион и соседние с ним города только с теми, кто с самого начала пошел с ним, без содействия другого какого бы то ни было войска, пришедшего к нему на помощь позднее . . . В Эгионе еще в мое время обычно происходит собрание ахейцев, подобно тому как в Фермопилах и в Дельфах собираются амфиктионы».

III. ЭГИР ГОРОД В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 7. 26.4(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Среди памятников в Эгире [в Ахее], заслуживающих описания, есть святилище Зевса и его статуя в сидячей позе; сделана она из пентеликонского мрамора и работы афинянина Эвклида».

КУЛЬТ В АРКАДИИ

I. МЕГАЛОПОЛЬ СТОЛИЦА АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 8.30.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Река Гелиссон разделяет город Мегалополь [в Аркадии] . . . В северной части города, направо через реку, на берегу у них находится площадь; на ней каменная ограда, за которой находится святилище Зевса Ликейского. Входа за эту ограду нет, но там находятся, так как все это видно снаружи, жертвенники богу и два <жертвенных> стола и столько же, сколько столов, изображений орлов. Стоит там и статуя Пана, сделанная из мрамора.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 8.30.10(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Очень близко от этой галереи [Аристандра в Мегалополе, Аркадия], примыкая к ее восточной стороне, находится храм Зевса, именуемого Сотером (Спасителем). Храм этот со всех сторон окружен колоннами. Рядом с Зевсом, восседающим на троне, с одной стороны стоит фигура Мегалополя, а с другой, левой, статуя Артемиды Сотеры (Спасительницы). Эти статуи изваяли из пентеликонского мрамора афиняне Кефисодот и Ксенофонт.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 8.31.4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Внутри ограды [Деметры в Мегалополе в Аркадии] есть храм Зевса Филия (Покровителя дружбы) с его статуей работы Поликлета из Аргоса, похожей на Диониса; на ногах у него надеты котурны, в одной руке у него кубок, в другой — тирс, а на тирсе изображен сидящий орел. А это как раз и не согласуется со сказаниями о Дионисе.»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 36. 5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Если прой­ти через ворота Мега­ло­по­ля, кото­рые назы­ва­ют­ся «ворота­ми к болоту», и идти этой доро­гой в Менал вдоль бере­га реки Гелис­со­на, то нале­во от доро­ги будет храм Бла­го­го бога. Если боги явля­ют­ся пода­те­ля­ми благ людям, а Зевс явля­ет­ся выс­шим из богов, то логи­че­ски мож­но было бы заклю­чить, что это наиме­но­ва­ние при­ла­га­ет­ся к Зев­су».

 

II. ЛИКЕЙ ГОРА В АРКАДИИ

Платон. Государство. Книга 565 / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 155) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«в том сказании, которое передают относительно святилища Зевса Ликейского в Аркадии… Говорят, что, кто отведал человеческих внутренностей, мелко нарезанных вместе с мясом жертвенных животных, тому не избежать стать волком. Или ты не слыхал такого предания?»

 

Страбон. География. Книга 8. 8. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Свя­ти­ли­ще Зев­са Ликей­ско­го, рас­по­ло­жен­ное вбли­зи горы Ликей, так­же еще в неко­то­ром поче­те».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 2. 1 — 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Лика­он [в мифах один из первых царей Аркадии], сын Пелас­га, ока­зал­ся еще более муд­рым, чем его отец, в выпол­не­нии новых пла­нов. На горе Ликее он выстро­ил город Лико­су­ру [в Аркадии], Зев­су дал эпи­тет Ликей­ско­го и учредил Ликейи. Я под­дер­жи­ваю мне­ние, что Пана­фи­неи были учреж­де­ны поз­же Ликей­ских игр… Лич­но я думаю, что афин­ский царь Кек­роп [основателя праздника Афи­неи] и Лика­он [основатель фестиваля Ликеи] жили в одно вре­мя, но в вопро­сах рели­гии они были не оди­на­ко­во муд­ры. Кек­роп пер­вый назвал Зев­са Вер­хов­ным и решил не при­но­сить ему в жерт­ву ниче­го, что име­ет душу, сжи­гая на его алта­ре в виде жерт­вы мест­ные лепеш­ки, кото­рые и до наше­го вре­ме­ни афи­няне назы­ва­ют пела­на­ми. Наобо­рот, Лика­он на алтарь Зев­са Ликей­ско­го при­нес чело­ве­че­ско­го мла­ден­ца, заре­зал его в каче­стве жерт­вы и окро­пил его кро­вью алтарь. Гово­рят, что сей­час же после этой жерт­вы он из чело­ве­ка был обра­щен в вол­ка. Этот рас­сказ вну­ша­ет мне дове­рие: ска­за­ние это издав­на сохра­ня­ет­ся у арка­дян, и самая веро­ят­ность гово­рит в его поль­зу. 2. Ведь люди того вре­ме­ни за свою спра­вед­ли­вость и бла­го­че­стие были гостя­ми и сотра­пез­ни­ка­ми богов, и милость со сто­ро­ны богов про­яв­ля­лась столь же явно по отно­ше­нию к ним, если они были людь­ми хоро­ши­ми, как и по отно­ше­нию к совер­шив­шим пре­ступ­ле­ние — их гнев… Поэто­му мож­но было бы пове­рить, что и Лика­он обра­тил­ся в дикое живот­ное».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 38. 2 — 7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Есть гора [В Аркадии] по име­ни Ликей; иные из арка­дян назы­ва­ют ее и Олим­пом и Свя­щен­ной вер­ши­ной. Гово­рят, что на этой горе был вос­пи­тан Зевс; на этой горе Ликее есть место, назы­вае­мое Кре­тея; эта Кре­тея нахо­дит­ся нале­во от рощи Апол­ло­на, име­ну­е­мо­го Парра­сий­ским, и арка­дяне утвер­жда­ют, что это и есть тот самый Крит, на кото­ром, по пре­да­нию кри­тян, вос­пи­тан Зевс, а не их ост­ров. 3. Тем ним­фам, кото­рые, по их сло­вам, вос­пи­та­ли Зев­са, они дают име­на: Фей­соя, Неда и Гаг­но́. По име­ни Фей­сои был назван город в Парра­сии; в мое вре­мя посе­лок Фей­соя состав­лял часть Мега­ло­по­ля; имя Неды полу­чи­ла река, а от Гаг­но́ был назван источ­ник на горе Ликее, кото­рый, подоб­но реке Ист­ру, течет и зимой и летом с оди­на­ко­вым коли­че­ст­вом воды. Если дол­гое вре­мя сто­ит засу­ха и начи­на­ют засы­хать семе­на в зем­ле и дере­вья, тогда жрец Зев­са Ликей­ско­го, обра­тив­шись к воде, молит­ся и, помо­лив­шись, при­но­сит жерт­ву, кото­рая пола­га­ет­ся по зако­ну, затем он опус­ка­ет вет­ку дуба на поверх­ность источ­ни­ка, а не в глубь его; и когда вода вско­лых­нет­ся, под­ни­ма­ет­ся пар в виде тума­на, немно­го пого­дя этот туман обра­ща­ет­ся в обла­ко и при­вле­ка­ет к себе дру­гие обла­ка, вслед­ст­вие чего на аркад­скую зем­лю спус­ка­ет­ся дождь. 4. На горе Ликее есть свя­ти­ли­ще Пана и вокруг него роща из дере­вьев; есть тут и гип­по­дром, а перед ним ста­ди­он: в древ­но­сти Ликейи (празд­не­ства) про­во­ди­лись тут. Есть тут и пьеде­ста­лы ста­туй, самих же ста­туй уже нет… Сре­ди дру­гих чудес горы Ликея вот какое явля­ет­ся самым боль­шим. На ней есть свя­щен­ный уча­сток Зев­са Ликей­ско­го; людям вход туда вос­пре­щен. Если кто пре­сту­пит этот закон и вой­дет туда, то ему невоз­мож­но уже про­жить боль­ше года. Рас­ска­зы­ва­ют еще сле­дую­щее: попав­шие в середи­ну это­го участ­ка, все рав­но, кто бы они ни были, живот­ные или люди, не отбра­сы­ва­ют там тени, поэто­му, если зверь, спа­са­ясь, убе­га­ет в этот свя­щен­ный уча­сток, то охот­ник не сле­ду­ет за ним сюда, а оста­ет­ся за его пре­де­ла­ми, и, когда он смот­рит на зве­ря, он не видит от него ника­кой тени. И в Сиене, на гра­ни­це Эфи­о­пии, все вре­мя, пока солн­це нахо­дит­ся в созвездии Рака, не быва­ет тени ни от дере­вьев, ни от живот­ных; в свя­щен­ном же участ­ке горы Ликея это отсут­ст­вие тени наблюда­ет­ся посто­ян­но и во все вре­ме­на года. На самой глав­ной вер­шине горы есть зем­ля­ная насыпь — это жерт­вен­ник Зев­са Ликей­ско­го, и с нее виден почти весь Пело­пон­нес. Перед жерт­вен­ни­ком с восточ­ной сто­ро­ны сто­ят две колон­ны, а на них позо­ло­чен­ные орлы, сде­лан­ные в очень древ­ние вре­ме­на. На этом жерт­вен­ни­ке при­но­сят жерт­вы Зев­су Ликей­ско­му втайне. Мне не хочет­ся рас­про­стра­нять­ся по пово­ду этих жертв; пусть будет так, как оно есть теперь и как было с само­го нача­ла. На восточ­ном склоне горы есть свя­ти­ли­ще Апол­ло­на, назы­вае­мо­го Парра­сий­ским… Север­ный склон Ликей­ской горы занят Фей­со­е­ей. Здесь жите­ли осо­бен­но почи­та­ют ним­фу Фей­сою [Кормилица Зевса]».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 4. 22. 7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Арка­дяне, побив Ари­сто­кра­та кам­ня­ми [за предательство], выбро­си­ли его труп без погре­бе­ния за пре­де­лы сво­ей стра­ны, а на свя­щен­ном участ­ке Ликей­ско­го бога поста­ви­ли сте­лу с над­пи­сью, гла­сив­шей:

Про­тив царя, тво­ря­ще­го крив­ду, вре­мя, конеч­но,
Пра­во прав­ды нашло; волею Зев­са лег­ко
Вскры­ло того, кто Мес­се­нии гибе­ли глав­ной при­чи­ной
Был, ее под­ло пре­дав. Клят­во­пре­ступ­ни­ку скрыть
Труд­но от бога свои пре­ступ­ные мыс­ли. Вла­ды­ко,
Радуй­ся, Зевс, и для нас зем­лю арка­дян спа­си!»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 8. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Что каса­ет­ся кулач­но­го бой­ца, арка­дя­ни­на, родом из Парра­сии, по име­ни Дамарх, то, кро­ме того, что он одер­жал победу в Олим­пии, все осталь­ные рас­ска­зы досу­жих выдум­щи­ков я не счи­таю досто­вер­ны­ми: гово­рят, буд­то он, когда при­но­сил жерт­ву Зев­су Ликей­ско­му (Вол­чье­му), пре­вра­тил­ся в вол­ка, а затем спу­стя десять лет после это­го сде­лал­ся опять чело­ве­ком».

 

Плиний Старший. Естественая история. Книга 4. 21. (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

«Горы в Арка­дии:… Ликей со свя­ти­ли­щем Юпи­те­ра [Зевса] Ликей­ско­го»

 

III. МАНТИНЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 9. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«У ман­ти­ней­цев есть и дру­гие свя­ти­ли­ща — одно Зев­са Соте­ра (Спа­си­те­ля), дру­гое Зев­са, так назы­вае­мо­го Эпидота (Пода­те­ля), так как ведь он щед­ро пода­ет людям бла­га».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 12. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«[Недалеко от Мантинеи, Аркадия] Воз­двиг­ну­то свя­ти­ли­ще в честь Зев­са, назы­вае­мо­го Хар­мо­ном (Радую­щим). В дубо­вых рощах арка­дян нахо­дят­ся дубы раз­ных пород; одни из них назы­ва­ют­ся широ­ко­лист­вен­ны­ми, дру­гие — буко­вы­ми; у третьих кора пори­ста, как губ­ка, и так же, как она, лег­ка, так что ею поль­зу­ют­ся и в море, чтобы делать из нее поплав­ки для яко­рей и сетей; кору это­го дуба в чис­ле про­чих ионян Гер­ме­си­а­накт[1], писав­ший эле­ги­че­ские сти­хотво­ре­ния, назы­ва­ет фел­лос (проб­ка)».

 

IV. АЛИФЕРА ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 26. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Воз­двиг­ли жерт­вен­ник и Зев­су Лехе­а­ту (Рож­даю­ще­му), как родив­ше­му здесь Афи­ну, а <теку­щий здесь> источ­ник назы­ва­ют Три­то­нидой, при­сво­ив себе ска­за­ние о реке Три­тоне».

 

V. ГОРТИНА ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 28. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Через Гор­ти­ну про­те­ка­ет река, кото­рую те, кто живет у ее исто­ков, назы­ва­ют Луси­ем[2] (Купаль­ной), пото­му что в ней купа­ли ново­рож­ден­но­го Зев­са; те же, кото­рые живут даль­ше от ее исто­ков, назы­ва­ют эту реку Гор­ти­ни­ем, по име­ни селе­ния, <мимо кото­ро­го она про­те­ка­ет>. Ее вода холод­нее воды всех дру­гих рек».

 

VI. РЯДОМ С ДЕРЕВНЕЙ АКАКЕСИЙ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 37. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Если идти в храм, то напра­во нахо­дит­ся гале­рея, и на стене из бело­го мра­мо­ра сде­ла­ны рельеф­ные изо­бра­же­ния; на одном изо­бра­же­ны Мой­ры (боги­ни судь­бы) и Зевс, назы­вае­мый Мой­ра­гет (Води­тель Мойр)»

 

VII. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 48. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Есть тут и жерт­вен­ник в честь Зев­са Телея (Взрос­ло­го) и его ста­туя в виде четы­рех­уголь­ной колон­ны; мне кажет­ся, что арка­дяне исклю­чи­тель­но любят эту фор­му ста­туй».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 53. 9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Воз­вы­шен­ность, на кото­рой сто­ит мно­го жерт­вен­ни­ков теге­а­тов, назы­ва­ет­ся по име­ни Зев­са Кла­рия (Наде­ля­ю­щий жре­би­ем). Ясно, что это назва­ние дано богу в память того реше­ния жре­би­ем [для разделения Аркадии], кото­рое про­изо­шло меж­ду сыно­вья­ми Арка­да . Здесь еже­год­но теге­а­ты справ­ля­ют празд­ник; у них есть пре­да­ние, что неко­гда лакеде­мо­няне дви­ну­лись про­тив них вой­ной в самый день празд­ни­ка, но так как бог послал силь­ный снег, то вра­ги коче­не­ли от холо­да и силь­но стра­да­ли от тяже­сти сво­его ору­жия; сами же теге­а­ты зажгли тай­но от вра­гов огонь, и так как мороз им не повредил, то они, одев ору­жие, вышли про­тив лакеде­мо­нян и, как гово­рят, одо­ле­ли их».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 53. 11 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Если идти из Тегеи в Лако­ни­ку, то нале­во от доро­ги есть жерт­вен­ник Пану, есть жерт­вен­ник и Зев­су Ликей­ско­му»

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Плиний Старший, Естествознание — Латинская энциклопедия C1st AD

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология