Мифы о Гефесте. Введение

Гефест – это олимпийский бог огня, кузнецов, ремесленников, обработки металла, каменной кладки и скульптуры. Его изображали в виде бородатого мужчины, который держал молоток и щипцы, т.е. инструменты кузнеца. Иногда он ехал верхом на осле.

Изображение справа — Дионис и Гефест верхом на осле, 6 век до н.э., Художественно-исторический музей

ГИМНЫ К ГЕФЕСТУ

I. ГОМЕРОВСКИЕ ГИМНЫ

Гомеровские гимны. XX. К Гефесту. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 171) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

«Муза, Гефеста воспой, знаменитого разумом хитрым!

Вместе с Афиною он светлоокою славным ремеслам

Смертных людей на земле обучил. Словно дикие звери,

В прежнее время они обитали в горах по пещерам.

Ныне ж без многих трудов, обученные всяким искусствам

Мастером славным Гефестом, в течение целого года

Время проводят в жилищах своих, ни о чем не заботясь.

Милостив будь, о Гефест! Подай добродетель и счастье!»

II. ОРФИЧЕСКИЕ ГИМНЫ

Орфический гимн LXVI. Гефесту (фимиам, манна с ладаном). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 246) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

«Духом могучий Гефест, многомощный огонь безустанный!

В пламени ярких лучей горящий и греющий демон!

О светоносный, о дланью могучий, о вечный искусник,

Часть мирозданья, его элемент беспорочный, работник,

Всепоглотитель, о всеукротитель, всевышний, всевечный,

Солнце, эфир и Луна, и звезды, и свет безущербный –

Все это части Гефеста, что так себя смертным являют,

Всюду твой дом – и город любой, и племя любое.

Ты и в телах обитаешь людских, многосчастный, могучий.

Внемли, блаженный, тебя призываю к честным возлияньям,

К радостным нашим делам всегда приходи, благосклонный!

О, прекрати же огня безустанного дикую ярость,

Ты, кто жаром своим естество выжигает из тела!»

 

ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ГЕФЕСТА

Классическая литература дает лишь несколько кратких описаний внешности бога.

Гомер. Илиада. Песнь двадцатая. Битва богов. 36-37. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 334) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«С ними к судам и Гефест, огромный и пышущий силой,

Шел хромая; с трудом волочил он увечные ноги».

 

Гомер. Илиада. Песнь восемнадцатая. Изготовление оружия. 272-273, 412-421. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 316-318) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Бога, покрытого потом, находит в трудах, пред мехами

Быстро вращавшегось: двадцать треножников вдруг он работал…

Снял от горна мехи и снаряды, какими работал,

Собрал все и вложил в красивый ларец среброковный;

Губкою влажною вытер лицо и могучие руки,

Выю дебелую, жилистый тыл и косматые перси;

Ризой оделся и, толстым жезлом подпирался, в двери

Вышел хромая; прислужницы, под руки взявши владыку,

Шли золотые, живым подобные девам прекрасным,

Кои исполнены разумом, силу имеют и голос,

И которых бессмертные знанию дел изучили.

Сбоку владыки они поспешали…»

 

Гомер. Одиссея. Песнь восьмая. 311. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 507) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«Я ж от рождения хром [говорит Гефест]…»

 

Цицерон. О природе богов. Книга I. XXX. (83) (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«Мы хвалим в Афинах изваянного Алкаменом Вулкана [Гефеста]. Он стоит легко одетый и приметна не обезображивающая его хромота. Стало быть, у нас будет также хромой бог, потому что мы восприняли такое представление о Вулкане?»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь V. 140-141. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 55 (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Думал супруг хромоногий, что сына родит Киферейя

Слабого на ноги, так же как на ноги слаб и родитель…»

Оцените статью
Античная мифология