Бог чего Гефест

Гефест был олимпийским богом огня, кузнечного дела, ремесленников, металлообработки и каменной кладки.

В этой части описываются божественные роли и функции бога, включая огонь, кузнецов и ремесленников, вулканы и его отождествление с чужеземными богами.

Изображение справа — Гефест-Вулкан, греко-римская мраморная статуя 2-го века нашей эры, Остия Антика.

БОГ ОГНЯ

Гефест был богом огня, и часто его имя использовалось как синоним элемента.

Гомер. Илиада. Песнь 2. 426 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Но утробы [Важные органы] , пронзив, над пылавшим огнем [Гефест] обращали».

 

Гомер. Илиада. Песнь 9. 467 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«В доме зарезано; многие свиньи, блестящие туком,
По двору были простерты на яркий огонь [Гефест] обжигаться»

 

Гомер. Илиада. Песнь 17. 88 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Звучно кричащий, и быстрый, как бурный пламень Гефестов».

 

Орфей (Орфика). Фр. 209 . (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):

«Говорят, что Гефест сделал Дионису зеркало; посмотрев в него и увидев в нем свое отображение, бог выстудил из самого себя и изошел во все разделенное на индивидуальные вещи тво­рение»

 

Гомер. Одиссея. 24. 71 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«После того как с тобою покон­чи­ло пла­мя Гефе­ста [покойника на погребальном костре]»

 

Гесиод. Теогония. 864 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Так же совсем и желе­зо — креп­чай­шее меж­ду метал­лов, —
В гор­ных доли­нах леси­стых огнем укро­щен­ное жар­ким,
Пла­вит­ся в поч­ве свя­щен­ной под лов­кой рукою Гефе­ста».

 

Гомеровские гимны. Гимн III. К Гермесу. 115. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 137, 149) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«И далеко задышало горячим, пылающим жаром.
Силой Гефеста огонь разгорался».

 

Эсхил. Орестея. Агамемнон. 281 (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):

 

«Гефест [как огонь маяков] на Иде све­точ весто­вой зажег.
Костер пере­миг­нул­ся в высо­те с кост­ром
Огни­стой пере­клич­кой. Камень Гер­мия
На Ле́мно­се отве­тил Иде пла­мен­ной.
Ему — Афон, дом Зев­са. Высо­ко взмет­нул
Он заре­во весе­лое».

 

Эсхил. Прометей прикованный. 7 (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

«Твою [Гефеста] ведь гор­дость, силу всех ремесл — огонь
Похи­тил он [Прометей] для смерт­ных…
Что мед­лишь и зачем ты богу это­му,
Вра­гу богов, без­злоб­но собо­лез­ну­ешь?
Ведь он же отдал смерт­ным и твои пра­ва [огонь]».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. 4. 440 (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Не прекращая, бурлило, как чан на жаровне Гефеста
с яростным свистом бушует под действием огненной силы»

 

Квинт Смирнский. После Гомера. 13. 170 (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Теми, что в тушах свиней на последнем пиру оставались,
жарким дыханьем Гефеста не меньше, чем прежде, нагреты».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. 13. 367 (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Пред стопами бегущего мужа
пламя само отступало: слабело дыханье Гефеста».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. 4. 160 (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Как разожжен был Гефестом поспешно огонь негасимый [на свадьбе Пелея и Фетиды для приготовления пира]».

 

Орфический гимн LXVI. Гефесту 66. (фимиам, манна с ладаном). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 246) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Духом могучий Гефест, многомощный огонь безустанный!
В пламени ярких лучей горящий и греющий демон!
О светоносный, о дланью могучий, о вечный искусник,
Часть мирозданья, его элемент беспорочный, работник,
Всепоглотитель, о всеукротитель, всевышний, всевечный,
Солнце, эфир и Луна, и звезды, и свет безущербный —
Все это части [огоня] Гефеста, что так себя смертным являют,
Всюду твой дом — и город любой, и племя любое.
Ты и в телах обитаешь людских, многосчастный, могучий».

 

Платон. Кратил. 400d & 407c / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«[Платон строит философские этимологии имен богов]
Сократ. Давайте спросим, что думали люди, давая им [богам] их имена. . . Первые люди, давшие имена [богам], были не обычными людьми, а высокими мыслителями и великими ораторами…

Гермоген. Однако не забудь об Афине, Сократ, ведь ты афинянин, да и о Гефесте и об Аресе…
Гермоген. А как же Гефест? Что ты о нем скажешь?
Сократ. Ты спрашиваешь о благородном «знатоке света» (φάεος ΐστωρ)?
Сократ. Разве не ясно вполне, что он должен называться Фест (Φαιστός), а Ге – просто так притянуто? »

 

Овидий. Метаморфозы. 9. 262 (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«А меж­ду тем что мог­ло обра­тить­ся под пла­ме­нем в пепел,
Муль­ки­бер [Гефест] все отре­шил».

 

Овидий. Метаморфозы. 12. 61 (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Воору­жил его [Ахиллеса] бог [Гефест], и сжег его [на костре] он же.
Пеп­лом он стал, и оста­лось уже от героя Ахил­ла
Малая толи­ка, чем едва бы напол­ни­лась урна».

 

Сенека. Медея. 824 (Источник: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«[Ведьма Медея использует различные сказочные ингредиенты в заклинании, чтобы создать волшебный огонь]
И Муль­ци­бер [Гефест] дал
Мне тон­кий огонь, что серой покрыт».

МИФЫ о Гефесте как боге огня см.:

(1) ГЕФЕСТ И ЦЕПИ ПРОМЕТЕЯ
(2) ГЕФЕСТ СРАЖАЕТСЯ С РЕЧНЫМ БОГОМ СКАМАНДРОМ
(3) БЛИЗКИЕ ГЕФЕСТА. СЕМЬЯ: КАБИРЫ

БОГ КУЗНИЦОВ И РЕМЕСЕЛОВ

Гефест и сатир, 5 век до н.э., Государственное античное собрание
Гефест и сатир, 5 век до н.э., Государственное античное собрание

Гомер. Одиссея. Песнь 6. 233 & 23. 160. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Как серебро позолотой блестящею кроет искусный
Мастер, который обучен Гефестом и девой Афиной
Всякому роду искусств и прелестные делает вещи»

 

Гесиод. Теогония. 864. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Так же совсем и железо — крепчайшее между металлов, —

В горных долинах лесистых огнем укрощенное жарким,
Плавится в почве священной под ловкой рукою Гефеста».

 

Гомеровские гимны. 20. К Гефесту. 21-22. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 149) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):

 

«Вместе с Афиною он светлоокою славным ремеслам
Смертных людей на земле обучил. Словно дикие звери,
В прежнее время они обитали в горах по пещерам.
5
Ныне ж без многих трудов, обученные всяким искусствам
Мастером славным Гефестом, в течение целого года
Время проводят в жилищах своих, ни о чем не заботясь».

 

Платон. Алкивиад, 1. 121a. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 299) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«[Сократ, как сын афинского горшечника, ведет свою родословную от мифического ремесленника Дедала и бога Гефеста.] Сократ. Да и мой род, благородный Алкивиад, восходит к Дедалу, Дедал же происходит от Гефеста, сына Зевса»

 

Антонин Либерал. Метаморфозы. 11 (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Гефест дал ему [Политехну] топор, когда он плотничал».

 

Платон. Протагор. 320c — 222a / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«когда следовало и человеку выйти на свет из Земли; d и вот в сомнении, какое бы найти средство помочь человеку, крадет Прометей премудрое искусство Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться. В том и состоит дар Прометея человеку… Прометею удалось проникнуть украдкой только в общую мастерскую Гефеста и Афины, где они предавались своим искусным занятиям. Украв у Гефеста уменье обращаться с огнем, а у Афины – ее уменье, Прометей дал их человеку для его благополучия».

 

Платон. Критий. / Пер. С. С. Аверинцева. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Гефест и Афи­на, имея общую при­ро­ду как дети одно­го отца и питая оди­на­ко­вую любовь к муд­ро­сти и худо­же­ству, соот­вет­ст­вен­но полу­чи­ли и общий удел — нашу стра­ну [Афины]».

 

Филострат Старший. Картины. 1. 6 (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«[Из описания древнегреческой картины, украшенной драгоценными камнями] Как много в них вделано сердоликов, смарагдов и настоящих жемчужин, а их работа должна навести нас на мысль об искусстве Гефеста».

МИФЫ о Гефесте, боге-ремесленнике, см. РАБОТЫ ГЕФЕСТА.

БОГ ВУЛКАНОВ

Позже Гефеста отождествили с итальянским богом вулканов Адраном-Вулканом и стали считать богом вулканов. Первоначально греки связывали вулканическую активность с Гигантами-сынами Геи, а не с Гефестом.

Гефест верхом на осле, Дионис и Сатир, 5 век до н.э., Государственное античное собрание
Гефест верхом на осле, Дионис и Сатир, 5 век до н.э., Государственное античное собрание

Страбон. География. Книга 5. 4. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Непосредственно над этим городом лежит Форум Гефеста — равнина, окруженная вулканическими гребнями, где во многих местах находятся отверстия — отдушины вроде печей с довольно скверным запахом. Равнина полна серы от наносов».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. 11. 100 (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):

 

«Подле Корика [в Ликии] жил близ скалы, посвящённой Гефесту.
Чудом великим она представала очам человека,
ибо и ночью, и днём на вершине её негасимый
ярко огонь полыхал, а вокруг возвышались повсюду
пальм неохватных стволы, изобильем плодов поражая,
ибо огонь согревал вместе с камнем глубокие корни [ликийский вулкан Гора Химаира].
Так божество пожелало, и каждый мог это увидеть».

 

Страбон. География. Книга 6. 2. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Между Липарой и Сицилией находится Фермесса, которую теперь называют Гиера Гефеста; весь остров каменист, безлюден и полон подземного огня; на острове 3 огненных потока, поднимающихся как бы из 3 кратеров. Из самого большого кратера пламя извергает также раскаленные глыбы, которые уже засыпали большую часть пролива».

МИФЫ о Гефесте (Адране) как боге сицилийских вулканов см. КУЗНИЦА НА ОСТРОВАХ ЛИПАРА ИЛИ ГОРЕ ЭТНА

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ БОГАМИ

Гефеста отождествляли с египетским богом Птахом и итальянским богом Вулканом-Адраном.

Антонин Либерал. Метаморфозы. 28. [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Тифон возжелал захватить власть Зевса, и его натиску не мог противостоять никто из богов, но в страхе все бежали в Египет… Тифон преследовал богов по пятам, они же из предосторожности во время бегства изменили свою внешность в образы животных… Гефест [уподобился] — быку [то есть египетскому богу Птаху]».

 

Геродот. История. Книга 2. 3. 1 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«При­шлось мне слы­шать и дру­гие рас­ска­зы в Мем­фи­се [Египте] от жре­цов Гефе­ста [то есть египетского бога Птаха]».

 

Геродот. История. Книга 2. 99. 4 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Мем­фис так­же лежит еще в узкой части [Верх­не­го] Егип­та… И в горо­де царь воз­двиг боль­шое и весь­ма досто­при­ме­ча­тель­ное свя­ти­ли­ще Гефе­ста [то есть египетского бога Птаха]».

 

Цицерон. О природе богов. Книга 1. 24. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Но Вул­ка­на [Гефеста] назы­ва­ют по-раз­но­му: в Афри­ке по-ино­му, чем в Ита­лии, еще по-ино­му в Испа­нии».

 

Цицерон. О природе богов. Книга 3. 22. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«И Вул­ка­нов [Гефестов] тоже мно­го. Пер­вый родил­ся от Неба [Урана]. От это­го Вул­ка­на [Гефеста] Минер­ва [Афина] роди­ла того Апол­ло­на [Эрихтония], кото­ро­го древ­ние писа­те­ли (his­to­ri­ci) счи­та­ют покро­ви­те­лем Афин. Вто­ро­го, рож­ден­но­го Нилом, егип­тяне назы­ва­ют Фта [Птах] и счи­та­ют хра­ни­те­лем Егип­та. Тре­тий — от третье­го Юпи­те­ра [Зевса] и Юно­ны [Геры]; он, как счи­та­ют, руко­во­дил ремес­лен­ны­ми мастер­ски­ми на Лем­но­се. Чет­вер­тый [итальянский бог Адран-Вулкан] родил­ся от Мема­лия и утвер­дил­ся на ост­ро­вах вбли­зи Сици­лии, кото­рые и назы­ва­ют­ся Вул­ка­но­вы­ми [остров Липари]».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология