Гефест был олимпийским богом огня, кузнечного дела, ремесленников, металлообработки и каменной кладки.
В этой части описываются божественные роли и функции бога, включая огонь, кузнецов и ремесленников, вулканы и его отождествление с чужеземными богами.
Изображение справа — Гефест-Вулкан, греко-римская мраморная статуя 2-го века нашей эры, Остия Антика.
БОГ ОГНЯ
Гефест был богом огня, и часто его имя использовалось как синоним элемента.
Гомер. Илиада. Песнь 2. 426 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«Но утробы [Важные органы] , пронзив, над пылавшим огнем [Гефест] обращали».
Гомер. Илиада. Песнь 9. 467 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«В доме зарезано; многие свиньи, блестящие туком,
По двору были простерты на яркий огонь [Гефест] обжигаться»
Гомер. Илиада. Песнь 17. 88 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«Звучно кричащий, и быстрый, как бурный пламень Гефестов».
Орфей (Орфика). Фр. 209 . (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):
«Говорят, что Гефест сделал Дионису зеркало; посмотрев в него и увидев в нем свое отображение, бог выстудил из самого себя и изошел во все разделенное на индивидуальные вещи творение»
Гомер. Одиссея. 24. 71 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«После того как с тобою покончило пламя Гефеста [покойника на погребальном костре]»
Гесиод. Теогония. 864 (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Так же совсем и железо — крепчайшее между металлов, —
В горных долинах лесистых огнем укрощенное жарким,
Плавится в почве священной под ловкой рукою Гефеста».
Гомеровские гимны. Гимн III. К Гермесу. 115. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 137, 149) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«И далеко задышало горячим, пылающим жаром.
Силой Гефеста огонь разгорался».
Эсхил. Орестея. Агамемнон. 281 (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
«Гефест [как огонь маяков] на Иде светоч вестовой зажег.
Костер перемигнулся в высоте с костром
Огнистой перекличкой. Камень Гермия
На Ле́мносе ответил Иде пламенной.
Ему — Афон, дом Зевса. Высоко взметнул
Он зарево веселое».
Эсхил. Прометей прикованный. 7 (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
«Твою [Гефеста] ведь гордость, силу всех ремесл — огонь
Похитил он [Прометей] для смертных…
Что медлишь и зачем ты богу этому,
Врагу богов, беззлобно соболезнуешь?
Ведь он же отдал смертным и твои права [огонь]».
Квинт Смирнский. После Гомера. 4. 440 (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Не прекращая, бурлило, как чан на жаровне Гефеста
с яростным свистом бушует под действием огненной силы»
Квинт Смирнский. После Гомера. 13. 170 (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Теми, что в тушах свиней на последнем пиру оставались,
жарким дыханьем Гефеста не меньше, чем прежде, нагреты».
Квинт Смирнский. После Гомера. 13. 367 (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Пред стопами бегущего мужа
пламя само отступало: слабело дыханье Гефеста».
Квинт Смирнский. После Гомера. 4. 160 (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Как разожжен был Гефестом поспешно огонь негасимый [на свадьбе Пелея и Фетиды для приготовления пира]».
Орфический гимн LXVI. Гефесту 66. (фимиам, манна с ладаном). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 246) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
«Духом могучий Гефест, многомощный огонь безустанный!
В пламени ярких лучей горящий и греющий демон!
О светоносный, о дланью могучий, о вечный искусник,
Часть мирозданья, его элемент беспорочный, работник,
Всепоглотитель, о всеукротитель, всевышний, всевечный,
Солнце, эфир и Луна, и звезды, и свет безущербный —
Все это части [огоня] Гефеста, что так себя смертным являют,
Всюду твой дом — и город любой, и племя любое.
Ты и в телах обитаешь людских, многосчастный, могучий».
Платон. Кратил. 400d & 407c / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«[Платон строит философские этимологии имен богов]
Сократ. Давайте спросим, что думали люди, давая им [богам] их имена. . . Первые люди, давшие имена [богам], были не обычными людьми, а высокими мыслителями и великими ораторами…Гермоген. Однако не забудь об Афине, Сократ, ведь ты афинянин, да и о Гефесте и об Аресе…
Гермоген. А как же Гефест? Что ты о нем скажешь?
Сократ. Ты спрашиваешь о благородном «знатоке света» (φάεος ΐστωρ)?
Сократ. Разве не ясно вполне, что он должен называться Фест (Φαιστός), а Ге – просто так притянуто? »
Овидий. Метаморфозы. 9. 262 (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«А между тем что могло обратиться под пламенем в пепел,
Мулькибер [Гефест] все отрешил».
Овидий. Метаморфозы. 12. 61 (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Вооружил его [Ахиллеса] бог [Гефест], и сжег его [на костре] он же.
Пеплом он стал, и осталось уже от героя Ахилла
Малая толика, чем едва бы наполнилась урна».
Сенека. Медея. 824 (Источник: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«[Ведьма Медея использует различные сказочные ингредиенты в заклинании, чтобы создать волшебный огонь]
И Мульцибер [Гефест] дал
Мне тонкий огонь, что серой покрыт».
МИФЫ о Гефесте как боге огня см.:
(1) ГЕФЕСТ И ЦЕПИ ПРОМЕТЕЯ
(2) ГЕФЕСТ СРАЖАЕТСЯ С РЕЧНЫМ БОГОМ СКАМАНДРОМ
(3) БЛИЗКИЕ ГЕФЕСТА. СЕМЬЯ: КАБИРЫ
БОГ КУЗНИЦОВ И РЕМЕСЕЛОВ
Гомер. Одиссея. Песнь 6. 233 & 23. 160. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«Как серебро позолотой блестящею кроет искусный
Мастер, который обучен Гефестом и девой Афиной
Всякому роду искусств и прелестные делает вещи»
Гесиод. Теогония. 864. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Так же совсем и железо — крепчайшее между металлов, —
В горных долинах лесистых огнем укрощенное жарким,
Плавится в почве священной под ловкой рукою Гефеста».
Гомеровские гимны. 20. К Гефесту. 21-22. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 149) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«Вместе с Афиною он светлоокою славным ремеслам
Смертных людей на земле обучил. Словно дикие звери,
В прежнее время они обитали в горах по пещерам.
5
Ныне ж без многих трудов, обученные всяким искусствам
Мастером славным Гефестом, в течение целого года
Время проводят в жилищах своих, ни о чем не заботясь».
Платон. Алкивиад, 1. 121a. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 299) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«[Сократ, как сын афинского горшечника, ведет свою родословную от мифического ремесленника Дедала и бога Гефеста.] Сократ. Да и мой род, благородный Алкивиад, восходит к Дедалу, Дедал же происходит от Гефеста, сына Зевса»
Антонин Либерал. Метаморфозы. 11 (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Гефест дал ему [Политехну] топор, когда он плотничал».
Платон. Протагор. 320c — 222a / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«когда следовало и человеку выйти на свет из Земли; d и вот в сомнении, какое бы найти средство помочь человеку, крадет Прометей премудрое искусство Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться. В том и состоит дар Прометея человеку… Прометею удалось проникнуть украдкой только в общую мастерскую Гефеста и Афины, где они предавались своим искусным занятиям. Украв у Гефеста уменье обращаться с огнем, а у Афины – ее уменье, Прометей дал их человеку для его благополучия».
Платон. Критий. / Пер. С. С. Аверинцева. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«Гефест и Афина, имея общую природу как дети одного отца и питая одинаковую любовь к мудрости и художеству, соответственно получили и общий удел — нашу страну [Афины]».
Филострат Старший. Картины. 1. 6 (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
«[Из описания древнегреческой картины, украшенной драгоценными камнями] Как много в них вделано сердоликов, смарагдов и настоящих жемчужин, а их работа должна навести нас на мысль об искусстве Гефеста».
МИФЫ о Гефесте, боге-ремесленнике, см. РАБОТЫ ГЕФЕСТА.
БОГ ВУЛКАНОВ
Позже Гефеста отождествили с итальянским богом вулканов Адраном-Вулканом и стали считать богом вулканов. Первоначально греки связывали вулканическую активность с Гигантами-сынами Геи, а не с Гефестом.
Страбон. География. Книга 5. 4. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Непосредственно над этим городом лежит Форум Гефеста — равнина, окруженная вулканическими гребнями, где во многих местах находятся отверстия — отдушины вроде печей с довольно скверным запахом. Равнина полна серы от наносов».
Квинт Смирнский. После Гомера. 11. 100 (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
«Подле Корика [в Ликии] жил близ скалы, посвящённой Гефесту.
Чудом великим она представала очам человека,
ибо и ночью, и днём на вершине её негасимый
ярко огонь полыхал, а вокруг возвышались повсюду
пальм неохватных стволы, изобильем плодов поражая,
ибо огонь согревал вместе с камнем глубокие корни [ликийский вулкан Гора Химаира].
Так божество пожелало, и каждый мог это увидеть».
Страбон. География. Книга 6. 2. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Между Липарой и Сицилией находится Фермесса, которую теперь называют Гиера Гефеста; весь остров каменист, безлюден и полон подземного огня; на острове 3 огненных потока, поднимающихся как бы из 3 кратеров. Из самого большого кратера пламя извергает также раскаленные глыбы, которые уже засыпали большую часть пролива».
МИФЫ о Гефесте (Адране) как боге сицилийских вулканов см. КУЗНИЦА НА ОСТРОВАХ ЛИПАРА ИЛИ ГОРЕ ЭТНА
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ БОГАМИ
Гефеста отождествляли с египетским богом Птахом и итальянским богом Вулканом-Адраном.
Антонин Либерал. Метаморфозы. 28. [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Тифон возжелал захватить власть Зевса, и его натиску не мог противостоять никто из богов, но в страхе все бежали в Египет… Тифон преследовал богов по пятам, они же из предосторожности во время бегства изменили свою внешность в образы животных… Гефест [уподобился] — быку [то есть египетскому богу Птаху]».
Геродот. История. Книга 2. 3. 1 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Пришлось мне слышать и другие рассказы в Мемфисе [Египте] от жрецов Гефеста [то есть египетского бога Птаха]».
Геродот. История. Книга 2. 99. 4 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Мемфис также лежит еще в узкой части [Верхнего] Египта… И в городе царь воздвиг большое и весьма достопримечательное святилище Гефеста [то есть египетского бога Птаха]».
Цицерон. О природе богов. Книга 1. 24. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«Но Вулкана [Гефеста] называют по-разному: в Африке по-иному, чем в Италии, еще по-иному в Испании».
Цицерон. О природе богов. Книга 3. 22. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«И Вулканов [Гефестов] тоже много. Первый родился от Неба [Урана]. От этого Вулкана [Гефеста] Минерва [Афина] родила того Аполлона [Эрихтония], которого древние писатели (historici) считают покровителем Афин. Второго, рожденного Нилом, египтяне называют Фта [Птах] и считают хранителем Египта. Третий — от третьего Юпитера [Зевса] и Юноны [Геры]; он, как считают, руководил ремесленными мастерскими на Лемносе. Четвертый [итальянский бог Адран-Вулкан] родился от Мемалия и утвердился на островах вблизи Сицилии, которые и называются Вулкановыми [остров Липари]».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Илиада. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гомер. Одиссея. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Гомеровские гимны. / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Солон. 2 (1). (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. Вересаева, В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 7 в. до н. э.):
- Эсхил. Орестея. Агамемнон. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
- Эсхил. Прометей прикованный. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
- Аристофан. Птицы. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 2.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):Платон. Алкивиад, 1. 121a. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 299) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Платон. Кратил. / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Платон. Критий. / Пер. С. С. Аверинцева. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Орфические гимны. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
- Антонин Либерал. Метаморфозы. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Филострат Старший. Картины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
- Квинт Смирнский. После Гомера. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
Римские
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
- Сенека. Медея. (Источник: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
Список используемой литературы