Бриарей

Бриарей было одним из гекатонхейров – трех пятидесятиглавых штормовых гигантов, олицетворявших стихии. Бриарей был богом морских бурь, и в этом образе его часто называли Эгеоном («с Эгейского моря»). Бриарей женился на дочери Посейдона Кимополее («Странствующей по волнам») и поселился с ней в морских глубинах. Двое его братьев в то же время были назначены стражами титанов в Тартаре. Имя Бриарей происходит от греческого слова briarios, что означает «прочный» или «крепкий».

По некоторым данным, Эгеон был штормовым гигантом, союзником титанов и отцом Бриарея, а не самим Бриареем.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ГЕКАТОНХЕЙР БРИАРЕЙ
РодителиУран и Гея
ЖенаКимополея
ФормаГигант, пятьдесят голов, сто рук
Бог чегоМорские бури
ДомЭгейское море
Другие именаЭгеон
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΒριαρεωςBriareôsBriareusStrong, StoutСильный, Крепкий

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Уран & Гея (Hesiod Theogony 147, Titanomachia Frag 1, Apollodorus 1.1, Hyginus Pref)
[2.1] Эгеон (Homer Iliad 1.397, Ion of Chios Frag 741)
[3.1] Таласса (Ion of Chios Frag 741)

Дети

[1.1] Оиолика (от Кимополеи ?) (Ibycus Frag 299)
[2.1] Этна (Scholiast on Theocritus 1.65)

СЛОВАРЬ

БРИАРЕЙ (βριάρεως) в греческой мифологии сын бога неба Урана и богини земли Геи. Чудовищное существо с 50 головами и сотней рук, один из трех братьев сторуких (Hes. Theog. 147-153, 713-717)-участников титаномахии. Когда боги восстали против Зевса, его спас призванный на помощь богиней Фетидой Б., одним своим видом устрашивший врагов Зевса (Hom. II. I 399-406). Б. — супруг дочери Посейдона (Hes. Theog. 817- 819). Хтоническое, страшное порождение земли, Б. служит своей силой новому поколению богов, устанавливающих принцип упорядоченности в устройстве мира. а. т.-г.

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΟβριαρεωςObriareôsObriareusStrong, Stout (briaros)Сильный, Крепкий
ΑιγαιωνAigaiônAegaeonAegean Sea, Goatish, Stormy*Эгейское море, Козье, Бурное*

* Эгеон — греческое название Эгейского моря. Оно произошло от aigis, слова, означающего одновременно «бурный» и «козлиный». Восхождение небесного козла Aigokeros (Козерога) в соединении с Алтарем — созвездием Киклопов (Циклопов) — считалось предвестником бурного сезона поздней осени и ранней зимы.

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гомер. Илиада. Песнь первая. Язва. Гнев. 397-406. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 33) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«… Часто хвалилася ты [Фетида], что от Зевса, сгустителя облак,

Ты из бессмертных одна отвратила презренные козни,

В день, как отца оковать олимпийские боги дерзнули,

Гера и царь Посейдаон и с ними Афина Паллада.

Ты, о богиня, представ, уничтожила ковы на Зевса;

Ты на Олимп многохолмный призвала сторукого в помощь,

Коему имя в богах Бриарей, Эгеон – в человеках:

Страшный титан, и отца своего превышающий силой,

Он близ Кронида [Зевса] воссел, и огромный, и славою гордый.

Боги его ужаснулись и все отступили от Зевса».

 

Гесиод. Теогония. 147-153. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 32) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Также другие еще родилися у Геи с Ураном

Трое огромных и мощных сынов, несказанно ужасных, –

Котт, Бриарей крепкодушный и Гиес – надменные чада.

Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый

Около плеч многомощных, меж плеч же у тех великанов

По пятьдесят поднималось голов из туловищ крепких.

Силой они неподступной и ростом большим обладали».

 

Гесиод. Теогония. 815-819. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 46) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Там же, от них невдали, в глубочайших местах Океана,

В крепких жилищах помощники славные Зевса-владыки,

Котт и Гиес живут. Бриарея ж могучего сделал

Зятем своим Колебатель земли протяженногремящий [Посейдон].

Кимополею отдав ему в жены, любезную дочерь».

 

Платон. Законы. Книга седьмая. 795c / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 246) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«[В метафоре, использованной Платоном:]

И если кто родится подобным Гериону или Бриарею, то он должен быть в состоянии всей сотней своих рук метать сотню стрел».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Первая книга. 1155-1157. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 30) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

 

«Но когда миновали, стремясь к берегам Мисийским,

Риндакийские устья они и курган Эгеона,

Из-под Фригийской земли вблизи на все это глядя…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. I. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«… Коринфяне говорят, что Посейдон вступил с Гелиосом [Солнцем] в спор из-за этой земли и что Бриарей был у них третейским судьей и что Истм и все, что на нем, он присудил Посейдону, а вершины, которые над городом (Акрокоринф), он отдал Гелиосу».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. IV. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«… Акрокоринф (так называется вершина горы, возвышающейся над городом; Бриарей, когда он был третейским судьей, отдал ее Гелиосу…)»

[Т. е. Бриарей был третейским судьей в споре Гелиоса и Посейдона о владении Коринфом.]

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга V. 3. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Аристотель говорил, что Геракловы столпы прежде назывались столпами Бриарея. Но так как Геракл очистил от чудищ землю и море и оказал людям множество добродеяний, ради него презрели память Бриарея и назвали столпы именем Геракла».

[«Геракловыми столпами» называли скалы Гибралтарского пролива.]

 

Овидий. Метаморфозы. Книга вторая. 8-10. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Боги морские в волнах: меж ними Тритон громогласный,

Непостоянный Протей, Эгеон, который сжимает

Мощным объятьем своим китов непомерные спины».

 

Вергилий. Энеида. Книга шестая. 285-289. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 227) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«В том же преддверье [Аида] толпой теснятся тени чудовищ:

Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

Тут Бриарей сторукий живет, и дракон [Гидра] из Лернейской

Топи шипит, и Химера огнем врагов устрашает,

Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLIII. 358-360. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 428) (греческий эпос 5 в. н. э.):

 

«Если ты помнишь Фетиду и мощного Бриарея,

Коль не забыл Айга́йона [Эгеона], хранителя установлений

Зевс всемогущий…»

МИФ о заточении Бриарея и его братьев см. ГЕКАТОНХЕЙРЫ.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология