Культ Афины 3

Афина была олимпийской богиней защиты городов и ремесел ткачества, гончарного дела и скульптуры.

На этой странице описывается культ богини на северо-западе Пелопоннеса и в центральной Греции. Ее самым важным святилищем в регионе был Алейский храм в аркадском городе Тегея. Еще одним важным святилищем было святилище Алалкомены в Беотии, известное место ее рождения.

Изображение справа — «Афина Джустиниани», греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино.

 

КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ПАТРЫ СТОЛИЦА АХЕИ

Павсаний. Описание Эллады. 7. 20. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В свя­щен­ной огра­де Арте­ми­ды Лаф­рии [в Патрах, Ахея] есть еще храм Афи­ны, име­ну­е­мой Все­а­хей­ской, ее ста­туя сде­ла­на из сло­но­вой кости и золота».

 

Павсаний. Описание Эллады. 7. 20. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На пло­ща­ди [в Патрах, Ахея] есть храм Зев­са Олим­пий­ско­го; он сам вос­седа­ет на троне, а воз­ле тро­на сто­ит Афи­на».

 

Павсаний. Описание Эллады. 7. 20. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На пло­ща­ди в Патрах, Ахея] под откры­тым небом есть ста­туя Афи­ны, а перед ней моги­ла Патрея».

 

Павсаний. Описание Эллады. 7. 20. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На этом свя­щен­ном участ­ке у жите­лей Патр есть еще и дру­гие свя­ты­ни; но они сто­ят не под откры­тым небом, и доступ к ним идет по кры­тым гале­ре­ям. Ста­туя Аскле­пия вся, кро­ме одеж­ды, сде­ла­на из мра­мо­ра, ста­туя же Афи­ны — из сло­но­вой кости и золота».

II. РЕКА ЛАРИС НА БЕРЕГУ ЭЛИДЫ И АХЕИ

Павсаний. Описание Эллады. 7. 17. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Гра­ни­цей стра­ны у ахей­цев и элей­цев явля­ет­ся река Ларис; на бере­гу реки сто­ит храм Афи­ны Лари­сей­ской».

III. ДИМЫ ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. 7. 17. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Диме есть храм Афи­ны и очень древ­няя ее ста­туя»

 

IV. ТРИТИЯ ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. 7. 22. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Три­тии… Есть здесь и храм Афи­ны; в мое вре­мя в нем сто­я­ла ста­туя из мра­мо­ра, древ­няя же ста­туя, по сло­вам жите­лей Три­тии, была уве­зе­на в Рим».

 

V. ПАНОРМ ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. 7. 22. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За этим мысом на рас­сто­я­нии 15 ста­дий нахо­дит­ся гавань Панорм [в Ахее]; на рас­сто­я­нии дру­гих 15 ста­дий нахо­дит­ся так назы­вае­мая Кре­пость Афи­ны».

 

VI. ЭГИОН ГОРОД В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. 7. 23. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Эги­оне есть еще храм Афи­ны и роща Геры. Афине постав­ле­ны две ста­туи из бело­го мра­мо­ра»

 

Павсаний. Описание Эллады. 7. 23. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В зда­нии пря­мо про­тив вхо­да на пло­щадь39, на дру­гой ее сто­роне, нахо­дят­ся ста­туи, тоже мед­ные, с одной сто­ро­ны Посей­до­на и Герак­ла, с дру­гой — Зев­са и Афи­ны: они назы­ва­ют эти ста­туи «Бога­ми из Аргоса», пото­му что, как гово­рят арги­вяне, они были сде­ла­ны в горо­де Арго­се; сами же жите­ли Эги­о­на утвер­жда­ют, что арги­вяне дали им эти ста­туи на сохра­не­ние, как в надеж­ное место, и что им было, кро­ме того, пору­че­но при­но­сить этим ста­ту­ям каж­дый день жерт­вы. И вот им при­шла в голо­ву хит­рая мысль: они при­но­си­ли в жерт­ву очень мно­го живот­ных, но так как эти жерт­вы они поеда­ли как обще­ст­вен­ный обед все вме­сте, то для них тут не было спе­ци­аль­ных трат. Когда же, нако­нец, арги­вяне потре­бо­ва­ли эти ста­туи обрат­но, то и они в свою оче­редь предъ­яви­ли тре­бо­ва­ние воз­ме­стить им их тра­ты. Так как жите­ли Аргоса не мог­ли им это­го запла­тить, то были при­нуж­де­ны оста­вить им ста­туи».

 

Павсаний. Описание Эллады. 7. 24. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Эги­оне на мор­ском бере­гу нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще… Зев­са Гома­ги­рия[ (Соби­ра­те­ля). Там нахо­дят­ся ста­туи Зев­са, Афро­ди­ты и Афи­ны».

VII. ЭГИР ГОРОД В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. 7. 26. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Сре­ди памят­ни­ков в Эги­ре [Ахея], заслу­жи­ваю­щих опи­са­ния, есть свя­ти­ли­ще Зев­са и его ста­туя в сидя­чей позе; сде­ла­на она из пен­те­ли­кон­ско­го мра­мо­ра… В этом свя­ти­ли­ще сто­ит и ста­туя Афи­ны; лицо, кон­цы рук и ног сде­ла­ны из сло­но­вой кости, все же осталь­ное — из дере­ва, рас­цве­чен­но­го по поверх­но­сти золо­том и крас­ка­ми».

VIII. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. 7. 27. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«По доро­ге в тот же город есть храм Афи­ны, сде­лан­ный из мест­но­го кам­ня, ста­туя же ее сде­ла­на из сло­но­вой кости и золота52. Гово­рят, что ее изва­ял Фидий рань­ше еще, чем он сде­лал свои ста­туи Афи­ны на афин­ском Акро­по­ле и в Пла­те­ях. Пел­лен­цы гово­рят, что в глу­бине зем­ли есть тай­ное свя­ти­ли­ще Афи­ны, что этот тай­ник нахо­дит­ся под осно­ва­ни­ем ста­туи; воздух из это­го тай­ни­ка идет сырой и пото­му полез­ный для сло­но­вой кости».

 

КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

Афина-Паллада, греко-римская мраморная статуя из Геркуланума 1-го века нашей эры, Национальный археологический музей Неаполя
Афина-Паллада, греко-римская мраморная статуя из Геркуланума 1-го века нашей эры, Национальный археологический музей Неаполя

I. МЕГАЛОПОЛИС СТОЛИЦА АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. 8. 31. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Эти ста­туи и нахо­дя­щи­е­ся перед ними [статуями Деметры и Персефоны в Мегалополице, Аркадия] ста­туи малень­ких дево­чек в хито­нах, дохо­дя­щих до пят, из кото­рых каж­дая дер­жит на голо­ве кор­зи­ну, напол­нен­ную цве­та­ми47, изва­ял <Дамо­фонт>(1), гово­рят, что эти девоч­ки — доче­ри Дамо­фон­та; тем же, кото­рые более склон­ны к боже­ст­вен­ным тол­ко­ва­ни­ям, кажет­ся, что это Афи­на и Арте­ми­да, соби­раю­щие цве­ты с Пер­се­фо­ной».

 

Павсаний. Описание Эллады. 8. 31. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В огра­де хра­ма Вели­ких богинь [Деметры и Персефоны в Мегалополице, Аркадия] нахо­дят­ся изо­бра­же­ния сле­дую­щих дру­гих богов — они все сде­ла­ны в виде четы­рех­уголь­ных колонн: Гер­ме­са, с эпи­те­том Аге­то­ра (Води­те­ля), Апол­ло­на, Афи­ны и Посей­до­на, а так­же Гелиоса, име­ну­е­мо­го Соте­ром, и Герак­ла».

 

Павсаний. Описание Эллады. 8. 31. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За гале­ре­ей [в Мегалополисе, Аркадия], кото­рая носит свое назва­ние по име­ни македон­ско­го царя Филип­па, поза­ди нее есть два хол­ма, под­ни­маю­щи­е­ся не очень высо­ко; на одном — раз­ва­ли­ны хра­ма Афи­ны Поли­а­ды»

 

Павсаний. Описание Эллады. 8. 32. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если же спу­стить­ся немно­го ниже [холм храма Артемиды в Мегалополисе, Аркадия], нахо­дят­ся изо­бра­же­ния богов — тоже в фор­ме четы­рех­уголь­ных колонн, кото­рых име­ну­ют Эрга­ты (Работ­ни­ки), — Афи­на Эрга­на (Покро­ви­тель­ни­ца ткац­ко­го искус­ства), Апол­лон Аги­ей (Защит­ник в пути). Что каса­ет­ся Гер­ме­са, Герак­ла и Или­тии».

 

Павсаний. Описание Эллады. 8. 36. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если прой­ти через ворота Мега­ло­по­ля, кото­рые назы­ва­ют­ся «ворота­ми к болоту»… Там же есть и храм Афи­ны с эпи­те­том Маха­ни­ти­ды (Изо­бре­та­тель­ни­цы); так как эта боги­ня все­гда измыш­ля­ет вся­кие пла­ны и при­ду­мы­ва­ет хит­ро­сти».

 

II. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ

Страбон. География. Книга 8. 8. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 447) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Тегея [в Аркадии] же вполне сохра­ни­лась; суще­ст­ву­ет и свя­ти­ли­ще Афи­ны Але­ады»

 

Павсаний. Описание Эллады. 8. 4. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Алей [мифический царь] постро­ил древ­ний храм Афи­ны Алеи4 в Тегее и для себя воз­двиг там дво­рец»

 

Павсаний. Описание Эллады. 8. 5. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Лаоди­ка, быв­шая из рода Ага­пе­но­ра [ Вождя Аркадийцев в Троянской войне, поселившегося на Кипре], посла­ла в Тегею в дар Афине Алее пеп­лос (оде­я­ние); на этом посвя­ще­нии была над­пись, кото­рая ука­зы­ва­ла в то же вре­мя и на про­ис­хож­де­ние самой Лаоди­ки:

Плащ этот — дар Лаоди­ки: род­ной посвя­ти­ла Афине
В зем­лях широ­ких она, с Кип­ра свя­то­го послав».

 

Павсаний. Описание Эллады. 8. 45. 4 — 47. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Древ­ний храм Афи­ны Алеи в Тегее [Аркадия] воз­двиг Алей [Мифический царь]; впо­след­ст­вии теге­а­ты выстро­и­ли в честь боги­ни новый храм, боль­шой и заме­ча­тель­ный; ста­рый храм уни­что­жил вне­зап­но рас­про­стра­нив­ший­ся пожар; то было в архонт­ство Дио­фан­та в Афи­нах, во вто­рой год 96-й олим­пи­а­ды, когда в беге победил эле­ец Эвпо­лем. Новый храм, сохра­нив­ший­ся и до наше­го вре­ме­ни, намно­го пре­вос­хо­дит все хра­мы, нахо­дя­щи­е­ся в Пело­пон­не­се, и по сво­ей отдел­ке и по вели­чине. Пер­вый ряд его колонн — дори­че­ско­го сти­ля, за ними идет ряд колонн коринф­ско­го сти­ля; внут­ри хра­ма сто­ят колон­ны сти­ля иони­че­ско­го. Я узнал, что стро­и­те­лем это­го храм был паро­сец Ско­пас66, кото­рый создал мно­го ста­туй в раз­ных местах древ­ней Элла­ды, а рав­но в Ионии и в Карии. На пере­д­нем фрон­тоне хра­ма изо­бра­же­на охота на калидон­ско­го веп­ря. При­бли­зи­тель­но в середине <фрон­то­на> изо­бра­жен сам вепрь; за ним с одной сто­ро­ны идут Ата­лан­та, Меле­агр, Тесей, Тела­мон, Пелей, Полидевк и Иолай, кото­рый был посто­ян­ным спут­ни­ком Герак­ла в боль­шин­стве его подви­гов, а затем бра­тья Алфеи, сыно­вья Фестия Про­фой и Комет. По дру­гую сто­ро­ну веп­ря изо­бра­же­ны: Анкей, уже ранен­ный и выпу­стив­ший из рук свою секи­ру; его под­дер­жи­ва­ет Эпох; рядом с ним Кастор и Амфи­а­рай, сын Оикле­са; сле­дом идут Гип­по­фой, сын Кер­ки­о­на, внук Ага­меда и пра­внук Стим­фа­ла. Послед­ним в этом ряду изо­бра­жен Пери­фой. На зад­нем фрон­тоне изо­бра­же­на бит­ва Теле­фа с Ахил­лом на рав­нине Каи­ка. Древ­нюю ста­тую Афи­ны Алеи, а с ней и клы­ки калидон­ско­го веп­ря взял себе рим­ский импе­ра­тор Август, победив в бит­ве <при Акци­у­ме> Анто­ния и его союз­ное вой­ско, в чис­ле кото­рых были и все арка­дяне за исклю­че­ни­ем ман­ти­ней­цев… Август сде­лал то, что издрев­ле было обыч­ным и что счи­та­лось закон­ным и у элли­нов и у вар­ва­ров. Ста­туя Афи­ны Алеи сто­ит у рим­лян у вхо­да на форум, постро­ен­ный Авгу­стом. Там и сто­ит эта ста­туя, сде­лан­ная вся из сло­но­вой кости, работы Эндоя. Что же каса­ет­ся клы­ков каба­на, то хра­ни­те­ли ред­ко­стей гово­рят, что один из них сло­мал­ся, а дру­гой, уцелев­ший, нахо­дит­ся в импе­ра­тор­ских садах <на Пала­тине>, в хра­ме Дио­ни­са, и дли­на его при­бли­зи­тель­но рав­на поло­вине оргии… Та ста­туя Афи­ны68, кото­рая теперь нахо­дит­ся в Тегее, пере­не­се­на сюда из дема (окру­га) Ман­ту­реи и у его жите­лей носит назва­ние Гип­пия (Кон­ная); по их ска­за­ни­ям, во вре­мя бит­вы богов про­тив гиган­тов она (Афи­на) погна­ла колес­ни­цу, запря­жен­ную парой коней, про­тив Энке­ла­да. Одна­ко у всех элли­нов эта боги­ня почи­та­ет­ся под име­нем Алеи, да и у самих жите­лей Пело­пон­не­са это назва­ние ста­ло обще­рас­про­стра­нен­ным. На одном пьеде­ста­ле с Афи­ной сто­ят с одной сто­ро­ны Аскле­пий, с дру­гой — Гиги­ея (Здо­ро­вье); обе эти ста­туи из пен­те­ли­кон­ско­го мра­мо­ра, работы Ско­па­са из Паро­са. В хра­ме име­ют­ся заме­ча­тель­ные при­но­ше­ния — шку­ра калидон­ско­го веп­ря; от вре­ме­ни она почти сгни­ла, и вся щети­на у нее вылез­ла; висят там цепи, кото­рых не съе­ла еще ржав­чи­на; в этих цепях лакеде­мон­ские плен­ни­ки вска­пы­ва­ли Тегей­скую рав­ни­ну; свя­щен­ное ложе Афи­ны69 и кар­ти­на, изо­бра­жаю­щая Авгу; лежит здесь и щит теге­ян­ки Мар­пес­сы, нося­щей про­зви­ще Хэры… Жре­цом Афи­ны явля­ет­ся еще совсем юный маль­чик, и, сколь­ко вре­ме­ни про­дол­жа­ет­ся его слу­же­ние, я это­го не знаю, во вся­ком слу­чае оно про­дол­жа­ет­ся до вре­ме­ни воз­му­жа­ло­сти, не даль­ше. Хра­нит­ся ска­за­ние, что жерт­вен­ник богине был воз­двиг­нут Мелам­по­дом, сыном Ами­та­о­на. На этом жерт­вен­ни­ке в виде релье­фов изо­бра­же­ны Рея и ним­фа Эноя, дер­жа­щие на руках мла­ден­ца Зев­са, а с каж­дой из боко­вых сто­рон изо­бра­же­ны по четы­ре фигу­ры: Глав­ка, Неда, Фей­соя и Анфра­кия — с одной сто­ро­ны, Ида, Гаг­но, Алки­ноя и Фрик­са — с дру­гой. Есть тут так­же ста­туи Муз и <их мате­ри> Мне­мо­си­ны [Память]. Неда­ле­ко от хра­ма есть ста­ди­он из насып­ной зем­ли. На нем теге­а­ты про­во­дят состя­за­ния, кото­рые по име­ни Афи­ны назы­ва­ют­ся Але­е­я­ми, и дру­гие, кото­рые они назы­ва­ют Гало­тии (Игры пле­не­ния), пото­му что они взя­ли в плен во вре­мя бит­вы мно­го живых лакеде­мо­нян».

 

Павсаний. Описание Эллады. 8. 47. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У теге­а­тов есть еще дру­гой храм в честь Афи­ны Поли­а­ти­ды (Гра­до­хра­ни­тель­ни­цы). В этот храм жрец вхо­дит толь­ко один раз в год. Это свя­ти­ли­ще они назы­ва­ют еще Эри­ма­той (Охра­ною), пере­да­вая ска­за­ние, буд­то Кефею [мифическйи Царь], сыну Алея, Афи­ною в каче­стве дара было дано обе­ща­ние, что нико­гда Тегея не будет взя­та силой ору­жия; и гово­рят, что для охра­ны горо­да боги­ня отре­за­ла и дала ему локон из волос Меду­зы. [то есть, когда Геракл привел аркадийцев в нападение на Спарту]»

 

Павсаний. Описание Эллады. 2. 17. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Хри­се­ида, уда­лив­шись в Тегею [Аркадия], умо­ля­ла о защи­те Афи­ну Алею».

 

Павсаний. Описание Эллады. 3. 5. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Он «[Исторический спартанский полководец Павсаний] не стал ожидать вызо­ва на суд, и в каче­стве моля­ще­го о защи­те теге­а­ты его при­ня­ли в сво­ем хра­ме Афи­ны Алеи(2). Дело в том, что это свя­ти­ли­ще издрев­ле было для всех пело­пон­нес­цев наи­бо­лее чти­мым и тем, кто обра­щал­ся сюда с моле­ни­ем о защи­те, пре­до­став­ля­ло наи­боль­шую без­опас­ность. Это ясно дока­за­ли и лакеде­мо­няне, не решив­шись даже потре­бо­вать выда­чи Пав­са­ния, а еще рань­ше Лео­ти­хида, а арги­вяне — Хри­сида, посколь­ку они сели у жерт­вен­ни­ка в этом хра­ме в каче­стве моля­щих».

 

Павсаний. Описание Эллады. 3. 7. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Спартанский царь Лео­ти­хид] При­вле­чен­ный в Лакеде­моне к суду, он доб­ро­воль­но, [не дожида­ясь суда], бежал в Тегею и явил­ся там в каче­стве моля­ще­го о защи­те в храм Афи­ны Алей».

 

III. МАНТИНЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ

Афина Паллада, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя
Афина Паллада, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя

Павсаний. Описание Эллады. 8. 9. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Ста­туи в нем [Храма Геры в Ман­ти­нее, Аркадия] создал Пра­к­си­тель: они изо­бра­жа­ют Геру сидя­щей на троне, а рядом с ней сто­ят Афи­на и Геба, дочь Геры».

 

Павсаний. Описание Эллады. 8. 9. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Чтут они [ман­ти­ней­цы в Аркадии] и Афи­ну Алею, и у них есть и свя­ти­ли­ще и ста­туя этой Афи­ны Алеи».

IV. ФЕНЕЙ ГОРОД В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. 8. 14. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Акро­поль [Фенея в Аркадии] это­го горо­да сто­ит на отвес­ной со всех сто­рон ска­ле; его укреп­ле­ния по боль­шей части есте­ствен­ные, лишь в неболь­шой части они созда­ны искус­ст­вен­но, в целях без­опас­но­сти. В этом акро­по­ле есть храм Афи­ны, име­ну­е­мой Три­то­ни­ей, но от него оста­лись толь­ко раз­ва­ли­ны».

V. ВОЗЛЕ КЛИТОРА ДЕРЕВНЕ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. 8. 21. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Ста­ди­ях в 30 от горо­да на вер­шине горы есть храм и ста­туя Афи­ны Кории [Деве]».

VI. АЛЕЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. 8. 23. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут [Алея, Аркадия] нахо­дят­ся свя­ти­ли­ща богов: Арте­ми­ды Эфес­ской и Афи­ны Алеи»

 

VII. АЛИФЕРА ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. 8. 26. 6 — 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У них [в Алифере, Аркадия] есть свя­ти­ли­ща Аскле­пия и Афи­ны, кото­рую из всех богов они осо­бен­но почи­та­ют, гово­ря, что она роди­лась и вос­пи­та­лась у них. Поэто­му они воз­двиг­ли жерт­вен­ник и Зев­су Лехе­а­ту (Рож­даю­ще­му), как родив­ше­му здесь Афи­ну, а <теку­щий здесь> источ­ник назы­ва­ют Три­то­нидой, при­сво­ив себе ска­за­ние о реке Три­тоне. Ста­туя Афи­ны сде­ла­на из меди, работы Гипа­то­до­ра, про­из­веде­ние и по вели­чине и по искус­ству отдел­ки заслу­жи­ваю­щее осмот­ра35. Они совер­ша­ют тор­же­ст­вен­ный все­на­род­ный празд­ник в честь одно­го из богов; думаю, что они его совер­ша­ют в честь Афи­ны. Во вре­мя это­го празд­не­ства они при­но­сят жерт­вы Мииа­гру[2] (Мухо­ло­ву)(2), молясь ему, как герою, над жерт­ва­ми и при­зы­вая Мииа­гра. И когда они это совер­шат, то мухи уже боль­ше их не бес­по­ко­ят».

VIII. ТЕВФИДА ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. 8. 28. 5 — 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«С Фей­сой­ской обла­стью гра­ни­чит посе­лок Тев­фида; в древ­но­сти эта Тев­фида была хоть и малень­ким, но горо­дом, и для вой­ны с Тро­ей ее жите­ли избра­ли соб­ст­вен­но­го вождя; имя ему было Тев­фид, дру­гие же назы­ва­ют его Орни­том. Когда для элли­нов, сто­яв­ших в Авлиде, не было попут­но­го вет­ра и силь­ная буря дол­гое вре­мя дер­жа­ла их здесь запер­ты­ми в гава­ни, то Тев­фид поссо­рил­ся с Ага­мем­но­ном и соби­рал­ся уве­сти назад сво­их арка­дян. Тогда, гово­рят, Афи­на в обра­зе Мела­на, сына Опса, ста­ла отго­ва­ри­вать Тев­фида от воз­вра­ще­ния домой; он же, пылая яро­стью, уда­рил боги­ню копьем в бед­ро и все-таки увел свое вой­ско назад домой из-под Авлиды. Когда он вер­нул­ся домой, то ему пока­за­лось, что яви­лась перед ним боги­ня с раной в бед­ре. И с это­го вре­ме­ни Тев­фида пора­зи­ла исто­щаю­щая болезнь, а жите­лям Тев­фиды, одним из всех арка­дян, зем­ля не при­но­си­ла пло­дов. Впо­след­ст­вии они полу­чи­ли веща­ние из Додо­ны, чем они могут уми­ло­сти­вить боги­ню, и, кро­ме всех дру­гих при­но­ше­ний, им было при­ка­за­но воз­двиг­нуть ста­тую Афи­ны, име­ю­щей рану в бед­ре. Эту ста­тую я видел сам; у нее бед­ро пере­вя­за­но пур­пур­ной повяз­кой».

 

IX. МЕНАЛ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. 8. 36. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Видим здесь еще раз­ва­ли­ны горо­да Мена­ла [в Аркадии], следы хра­ма Афи­ны»

 

X. РЯДОМ С ДЕРЕВНЕЙ АКАКЕСИЙ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. 8. 37. 12. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Точ­но так же [В святилище Дес­пой­ны, близ Акакесия, Аркадия] есть и дере­вян­ные ста­туи Апол­ло­на и Афи­ны; а в честь Афи­ны соору­же­но здесь и свя­ти­ли­ще».

 

XI. РЯДОМ С ГЕМОНИЯМИ ДЕРЕВНЕЙ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. 8. 44 .2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти пря­мой доро­гой из Гемо­ний, то по пути будет местеч­ко… Афи­не­он; нале­во от послед­не­го — храм Афи­ны и в нем мра­мор­ная ста­туя боги­ни».

 

XII. ГОРА БОРЕЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. 8. 44. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Из Асеи мож­но под­нять­ся на гору, кото­рая назы­ва­ет­ся горой Борея; на вер­шине этой горы оста­лись еще следы быв­ше­го тут хра­ма. Гово­рят, что этот храм постро­ил Одис­сей по воз­вра­ще­нии из Или­о­на в честь Афи­ны Соте­ры и Посей­до­на».

 

КУЛЬТ В БЕОТИИ

Афина Паллада, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж
Афина Паллада, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж

I. ФИВЫ СТОЛИЦА БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. 9. 10. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть холм напра­во от ворот [в Фивах, Беотия], посвя­щен­ный Апол­ло­ну. И этот холм и сам бог назы­ва­ют­ся Исме­ни­ем, так как здесь мимо это­го хол­ма про­те­ка­ет река Исме­ний. Преж­де все­го у вхо­да сто­ят мра­мор­ные ста­туи Афи­ны и Гер­ме­са; их назы­ва­ют Про­наой (В при­тво­ре). Гово­рят, ста­тую Гер­ме­са изва­ял Фидий, а Афи­ны — Ско­пас».

 

Павсаний. Описание Эллады. 9. 11. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Фра­си­бул [Историческая личность], сын Лика, и из афи­нян те, кото­рые вме­сте с ним сверг­ли тира­нию трид­ца­ти, — дви­нув­шись в этот поход на Афи­ны, они шли из Фив, — посвя­ти­ли в этот храм Герак­ла [в Фивах, Беотия] изо­бра­же­ния Афи­ны и Герак­ла колос­саль­ных раз­ме­ров, сде­лан­ные в виде релье­фов из пен­те­ли­кон­ско­го мра­мо­ра, тво­ре­ния Алка­ме­на».

 

Павсаний. Описание Эллады. 9. 12. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Кад­му [Мифический основатель Фив] и сопро­вож­дав­ше­му его вой­ску над­ле­жа­ло осно­вать себе город [Фивы] там, где коро­ва, устав, захо­чет лечь. Фиван­цы ука­зы­ва­ют и это место. Есть здесь под откры­тым небом алтарь и ста­туя Афи­ны. Гово­рят, ее воз­двиг Кадм. Если кто дума­ет, что Кадм при­был в Фиван­скую область из Егип­та, а не из Фини­кии, то это­му мне­нию про­ти­во­ре­чит назва­ние этой самой Афи­ны, пото­му что она назы­ва­ет­ся так же, как и по-фини­кий­ски, Онга, а не Саида, как было бы на язы­ке егип­тян».

 

Павсаний. Описание Эллады. 9. 17. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Фивах, Беотия] сто­ят две мра­мор­ные ста­туи Афи­ны: ее назы­ва­ют Зосте­ри­ей (Опо­я­сы­ваю­щей). Счи­та­ет­ся, что это посвя­ти­тель­ный дар Амфи­т­ри­о­на; гово­рят, что здесь он надел ору­жие, когда соби­рал­ся идти вой­ной про­тив эвбей­цев и Хал­ко­дон­та. Надеть на себя воен­ные доспе­хи древ­ние назы­ва­ли «опо­я­сать­ся»»

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 12. 57. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Во вре­мя похо­да Алек­сандра, сына Филип­па, про­тив Фив боги явля­ли фиван­цам зна­ме­ния и чуде­са, чтобы пред­у­предить их об угро­зе небы­ва­лых бед­ст­вий… [в городе] кумир же Афи­ны Алал­ко­ме­не­иды вос­пла­ме­нил­ся сам собой без того, чтобы на него попал огонь».

 

II. ПАЛАТЕИ ГОРОД В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. 9. 4. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У пла­тей­цев [в Палатее, Беотия] есть свя­ти­ли­ще Афи­ны, име­ну­е­мой Аре­ей. Оно выстро­е­но на ту добы­чу, кото­рую им выде­ли­ли афи­няне после победы на Мара­фон­ском поле. Ста­туя боги­ни — дере­вян­ный позо­ло­чен­ный ксо­ан, но лицо и паль­цы рук и ног — из пен­те­ли­кон­ско­го мра­мо­ра. Ее вели­чи­на немно­гим мень­ше мед­ной ста­туи на Акро­по­ле, кото­рую афи­няне так­же поста­ви­ли ей как при­но­ше­ние из добы­чи после мара­фон­ской победы. Фидий и для пла­тей­цев сде­лал изо­бра­же­ние Афи­ны. В хра­ме есть и кар­ти­на Полиг­нота: Одис­сей, уже убив­ший жени­хов, и кар­ти­на Она­сия: пер­вый поход Адрас­та и арги­вян на Фивы. Эти кар­ти­ны нари­со­ва­ны на сте­нах при­тво­ра хра­ма. В ногах ста­туи Афи­ны нахо­дит­ся изо­бра­же­ние Ари­мне­ста, а этот Ари­мнест [историческая личность] был началь­ни­ком пла­тей­цев в бит­ве про­тив [персов] Мар­до­ния и еще рань­ше в Мара­фон­ском сра­же­нии».

 

III. ТЕВМЕСС ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. 9. 19. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть в Тевмес­се [Беотия] и свя­ти­ли­ще Афи­ны, но без ее ста­туи. По ее наиме­но­ва­нию мож­но заклю­чить, что часть оби­тав­ших на Кип­ре тель­хин­цев при­бы­ла в Бео­тию и осно­ва­ла здесь храм Афи­ны Тель­хи­нии».

IV. ФЕСПИЯ ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. 9. 26. 8 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Феспии, Беотия есть] ста­тую Афи­ны Эрга­ны (Работ­ни­цы) как ее самую, так и сто­я­ще­го рядом с ней Плу­то­са (Богат­ство) создал <Ферон>».

V. АЛАЛКОМЕНЫ ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ

Страбон. География. Книга 9. 2. 36. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Об Алал­ко­ме­нах поэт упо­ми­на­ет, но не в «Спис­ке кораб­лей»»

Гера Арги­в­ская и Алал­ко­ме­на Афи­на.
(Ил. IV, 8)

В горо­де нахо­дит­ся древ­нее высо­ко­чти­мое свя­ти­ли­ще Афи­ны; гово­рят даже, что боги­ня роди­лась имен­но здесь, так же как Гера в Арго­се, поэто­му-то поэт так и назвал их, как бы по их род­ным горо­дам. Быть может, Гомер пото­му и не упо­ми­на­ет в «Спис­ке кораб­лей» людей из Алал­ко­ме­ны, что они, явля­ясь свя­щен­ны­ми, были осво­бож­де­ны от уча­стия в похо­де. И в самом деле, Алал­ко­ме­ны нико­гда не под­вер­га­лись разо­ре­нию, хотя этот горо­док неболь­шой и рас­по­ло­жен не в хоро­шо укреп­лен­ной мест­но­сти, а на рав­нине. Одна­ко все соседи из почте­ния перед боги­ней воз­дер­жи­ва­лись от вся­ких наси­лий по отно­ше­нию к его жите­лям; во вре­мя с.393 похо­да Эпи­го­нов фиван­цы поки­ну­ли свой город и, гово­рят, бежа­ли в поис­ках убе­жи­ща в Алал­ко­ме­ны и на гору Тиль­фос­сий [священной для Аполлона]».

 

Павсаний. Описание Эллады. 9. 33. 5 — 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Алал­ко­ме­ны [в Беотии] — неболь­шой посе­лок, лежа­щий у самой подош­вы не очень высо­кой горы. Назва­ние ему, гово­рят одни, дано от автох­то­на, мест­но­го мужа, Алал­ко­ме­на, кото­рым, по пре­да­нию, была выкорм­ле­на Афи­на, дру­гие же гово­рят, что в чис­ле доче­рей Оги­га была и Алал­ко­ме­ния. В сто­роне от это­го посел­ка на ров­ном месте постро­ен храм Афи­ны, с древ­ней ста­ту­ей ее из сло­но­вой кости. Обра­ще­ние Сул­лы [Римский военачальник] с афи­ня­на­ми было жесто­ко и не соот­вет­ст­во­ва­ло харак­те­ру рим­лян… То же самое постиг­ло и Алал­ко­ме­ны, так как отсюда он похи­тил ста­тую Афи­ны. За совер­ше­ние таких безум­ных оскорб­ле­ний над эллин­ски­ми горо­да­ми и над бога­ми элли­нов его пора­зи­ла самая отвра­ти­тель­ная из всех болезнь: он весь покрыл­ся вша­ми. Таков был ужас­ный конец его казав­ше­го­ся сна­ча­ла столь вели­ко­го сча­стья. Храм же в Алал­ко­ме­нах с это­го вре­ме­ни был забро­шен, так как был лишен ста­туи сво­ей боги­ни. В мое вре­мя и дру­гое обсто­я­тель­ство послу­жи­ло к раз­ру­ше­нию хра­ма. Тут раз­рос­ся боль­шой и силь­ный плющ; он раз­ру­шил связь меж­ду кам­ня­ми и отде­лил один камень от дру­го­го. 5. Течет здесь неболь­шая гор­ная реч­ка, назы­ва­ют ее Три­то­ном. Есть ска­за­ние, что Афи­на была вос­пи­та­на у реки Три­то­на и что это и есть тот самый Три­тон, а вовсе не ливий­ский, кото­рый, выте­кая из озе­ра Три­то­ниды, впа­да­ет в Ливий­ское море».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология