Мифы о Афине — 1

Афина была олимпийской богиней мудрости, войны, героизма и ремесел.

Эта часть содержит рассказы о богине из саг о богах, включая ее рождение, смерть Паллады, войну гигантов, создание Пандоры, борьбу с Посейдоном за Афины, рождение Эрихтония и флейту Марсия.

Изображение справа — Рождение Афины, 6 века до н.э., Британский музей.

РОЖДЕНИЕ АФИНЫ

I. ДОЧ ЗЕВСА

Гесиод. Теогония. 886. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

Сде­ла­лась пер­вою Зев­са супру­гой Мети­да-Пре­муд­рость;
Боль­ше все­го она зна­ет меж все­ми людь­ми и бога­ми.
Но лишь пора ей при­шла сине­окую деву-Афи­ну
На свет родить, как хит­ро и искус­но ей ум зату­ма­нил

Льсти­вою речью Кро­нид и себе ее в чре­во отпра­вил,
Сле­дуя хит­рым Зем­ли уго­во­рам и Неба-Ура­на.
Так они сде­лать его научи­ли, чтоб меж­ду бес­смерт­ных
Цар­ская власть не доста­лась дру­го­му кому вме­сто Зев­са.
Ибо пре­муд­рых детей пред­на­зна­че­но было родить ей —

Деву-Афи­ну спер­ва, сине­окую Три­то­ге­нею,
Рав­ную силой и муд­рым сове­том отцу Гро­мо­верж­цу;
После ж Афи­ны еще пред­сто­я­ло родить ей и сына —
С серд­цем сверх­мощ­ным, вла­ды­ку богов и мужей земно­род­ных.
Рань­ше, одна­ко, себе ее в чре­во Кро­ни­он отпра­вил,

Дабы ему сооб­ща­ла она, что зло и что бла­го.

 

 

Гесиод. Теогония. 929. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

Сам он родил из гла­вы сине­окую Три­то­ге­нею [Афину],

Неодо­ли­мую, страш­ную, в бит­вы веду­щую рати,
Чести достой­ную, — милы ей вой­ны и гро­хот сра­же­ний.
В гне­ве вели­ком на это поссо­ри­лась Гера с супру­гом
И, не познав­ши любов­ных объ­я­тий, роди­ла Гефе­ста.
Меж­ду потом­ков Ура­на в худо­же­ствах всех он искус­ней.

 

Пиндар. Олимпийские песни. 7. 33. <«Острова Блаженных»> Ферону Акрагантскому, сыну Энесидама, на победу в колесничном беге. Год – 476. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 15) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

От лернейского берега к той земле среди морей,
Где великий властитель богов
Пролил на город золотые снега,
Когда умением Гефеста о медном топоре
Из отчего темени вырвалась Афина
С бескрайним криком,
И дрогнули перед нею Небо и мать Земля;
А сияющий смертным сын Гипериона
Повелел своим милым сынам
Блюсти ближний долг,
Чтобы первыми воздвигнуть богине светлый алтарь
И жертвенным чином
Возвеселить и отца, и деву, гремящую копьем.
Доблесть и радость
Входят в смертных, чтящих Предведенье, —
Но туча забвения обстигает врасплох,
Отстраняя ум с прямого пути вещей:
Жгучего семени огня
Не взнесли они на городскую высь,
Для беспламенных жертв66
Оградивши свое святилище.
И Зевс
Желтую тучу свел к ним дождем щедрого золота,
А совоокая [Афина]
Дала им сноровку превзойти всех смертных трудами искусных рук.
Подобные живым, шагнули по дорогам их творения, —
И слава их была глубока;
В искусившемся и великое умение безобманно.

Рождение Афины, 6 века до н.э., Музей изящных искусств Вирджинии.
Рождение Афины, 6 века до н.э., Музей изящных искусств Вирджинии.

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 20. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

Зевс сошел­ся с Мети­дой, при­ни­мав­шей раз­лич­ные обра­зы, чтобы избе­жать его люб­ви. Когда она ока­за­лась бере­мен­ной, Зевс про­гло­тил ее преж­де, чем она роди­ла, ибо она обе­ща­ла, после того как вна­ча­ле родит деву, про­из­ве­сти на свет сына, кото­рый станет вла­сти­те­лем неба. Испу­гав­шись это­го, Зевс и пожрал ее. Когда же насту­пи­ло вре­мя родов, Про­ме­тей уда­рил Зев­са по голо­ве топо­ром (неко­то­рые назы­ва­ют и Гефе­ста). Из голо­вы выско­чи­ла в пол­ном воору­же­нии Афи­на, и это про­изо­шло у реки Три­то­на.

 

Страбон. География. Книга 14. 2. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

Гомер, по-види­мо­му, так­же свиде­тель­ст­ву­ет о про­цве­та­нии родо­с­цев с древ­них вре­мен тот­час после осно­ва­ния 3 горо­дов:

Там посе­ли­лись при­шель­цы тре­мя пле­ме­на­ми, и были
Зев­сом люби­мы, вла­ды­кой богов и отцом чело­ве­ков:
Он им богат­ства несмет­ные свы­ше излил, олим­пи­ец.
(Ил. II, 668)

Дру­гие писа­те­ли отно­си­ли эти сти­хи к обла­сти мифа и гово­ри­ли, что при рож­де­нии Афи­ны из голо­вы Зев­са, соглас­но Пин­да­ру, на ост­ро­ве про­лил­ся золо­той дождь.

 

Страбон. География. Книга 9. 2. 36. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

Об Алал­ко­ме­нах поэт упо­ми­на­ет, но не в «Спис­ке кораб­лей»:

Гера Арги­в­ская и Алал­ко­ме­на Афи­на.
(Ил. IV, 8)

В горо­де нахо­дит­ся древ­нее высо­ко­чти­мое свя­ти­ли­ще Афи­ны; гово­рят даже, что боги­ня роди­лась имен­но здесь, так же как Гера в Арго­се, поэто­му-то поэт так и назвал их, как бы по их род­ным горо­дам.

Для получения ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации о матери Афины см. МЕТИДА.

II. ДОЧЬ ПОСЕЙДОНА

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 14. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Глядя на эту ста­тую Афи­ны, име­ю­щую голу­бые гла­за, я нашел, что тако­во было ска­за­ние и ливий­цев. У них гово­рит­ся, что она дочь Посей­до­на и озе­ра Три­то­ниды и поэто­му у нее голу­бые гла­за, как у Посей­до­на.

 

ДЕТСТВО АФИНЫ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 144. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

Рас­ска­зы­ва­ют, что Афи­на после ее рож­де­ния вос­пи­ты­ва­лась у Три­то­на152, у кото­ро­го была дочь Пал­ла­да. Так как обе они зани­ма­лись воин­ски­ми упраж­не­ни­я­ми, они одна­жды всту­пи­ли в состя­за­ние друг с дру­гом. Когда Пал­ла­да соби­ра­лась нане­сти удар, Зевс, испу­гав­шись за свою дочь, протя­нул перед ней Эгиду. Пал­ла­да с опас­кой ста­ла ее раз­гляды­вать и в это вре­мя пала жерт­вой уда­ра, нане­сен­но­го ей Афи­ной. Афи­на чрез­вы­чай­но огор­чи­лась этим и изгото­ви­ла ста­тую, похо­жую на Пал­ла­ду, и наде­ла этой ста­туе на грудь ту самую Эгиду, кото­рой она испу­га­лась. Эту ста­тую Афи­на поста­ви­ла рядом со ста­ту­ей Зев­са и ока­зы­ва­ла ей почи­та­ние. Позд­нее, когда Элек­тра, под­вер­га­ясь наси­лию, при­бег­ну­ла к защи­те это­го Пал­ла­дия, Зевс низ­верг Пал­ла­дий вме­сте с Ате153 на зем­лю Или­о­на.

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 33. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Алал­ко­ме­ны — неболь­шой посе­лок, лежа­щий у самой подош­вы не очень высо­кой горы. Назва­ние ему, гово­рят одни, дано от автох­то­на, мест­но­го мужа, Алал­ко­ме­на, кото­рым, по пре­да­нию, была выкорм­ле­на Афи­на, дру­гие же гово­рят, что в чис­ле доче­рей Оги­га была и Алал­ко­ме­ния[3]. В сто­роне от это­го посел­ка на ров­ном месте постро­ен храм Афи­ны, с древ­ней ста­ту­ей ее из сло­но­вой кости…

…Течет здесь неболь­шая гор­ная реч­ка, назы­ва­ют ее Три­то­ном. Есть ска­за­ние, что Афи­на была вос­пи­та­на у реки Три­то­на и что это и есть тот самый Три­тон, а вовсе не ливий­ский, кото­рый, выте­кая из озе­ра Три­то­ниды, впа­да­ет в Ливий­ское море.

ДЕТСТВО АФИНЫ И ЕЕ ПОДРУГА ПАЛЛАДА

Рождение Афины, 6 века до н.э., Метрополитен-музей.
Рождение Афины, 6 века до н.э., Метрополитен-музей.

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 144. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Рас­ска­зы­ва­ют, что Афи­на после ее рож­де­ния вос­пи­ты­ва­лась у Три­то­на, у кото­ро­го была дочь Пал­ла­да. Так как обе они зани­ма­лись воин­ски­ми упраж­не­ни­я­ми, они одна­жды всту­пи­ли в состя­за­ние друг с дру­гом. Когда Пал­ла­да соби­ра­лась нане­сти удар, Зевс, испу­гав­шись за свою дочь, протя­нул перед ней Эгиду. Пал­ла­да с опас­кой ста­ла ее раз­гляды­вать и в это вре­мя пала жерт­вой уда­ра, нане­сен­но­го ей Афи­ной. Афи­на чрез­вы­чай­но огор­чи­лась этим и изгото­ви­ла ста­тую, похо­жую на Пал­ла­ду, и наде­ла этой ста­туе на грудь ту самую Эгиду, кото­рой она испу­га­лась. Эту ста­тую Афи­на поста­ви­ла рядом со ста­ту­ей Зев­са и ока­зы­ва­ла ей почи­та­ние. Позд­нее, когда [Плеяда] Элек­тра, под­вер­га­ясь наси­лию, при­бег­ну­ла к защи­те это­го Пал­ла­дия, Зевс низ­верг Пал­ла­дий вме­сте с Ате на зем­лю Или­о­на [то есть Трою]».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 33. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Алал­ко­ме­ны — неболь­шой посе­лок, лежа­щий у самой подош­вы не очень высо­кой горы. Назва­ние ему, гово­рят одни, дано от автох­то­на, мест­но­го мужа, Алал­ко­ме­на, кото­рым, по пре­да­нию, была выкорм­ле­на Афи­на… Течет здесь [в Алал­ко­ме­нах] неболь­шая гор­ная реч­ка, назы­ва­ют ее Три­то­ном. Есть ска­за­ние, что Афи­на была вос­пи­та­на у реки Три­то­на и что это и есть тот самый Три­тон, а вовсе не ливий­ский, кото­рый, выте­кая из озе­ра Три­то­ниды, впа­да­ет в Ливий­ское море.

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ информацию о подруге детства Афины см. ПАЛЛАДА.

МИФ о Троянском палладии см. в ПОСЛЕ ГОМЕРА»: ПОХИЩЕНИЕ ПАЛЛАДИЯ.

ДЕВСТВЕННОСТЬ АФИНЫ

Гомеровские гимны. IV. К Афродите. 6-35 / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 149-150) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«…Всем одинаково близко сердцам, что творит Киферея [Афродита]

[то есть сексуальное влечение],

Только троих ни склонить, ни увлечь Афродита не в силах:

Дочери Зевса-владыки, сиятельноокой Афины, –

Мало лежит ее сердце к делам многозлатной Киприды.

Любит она только войны и грозное Ареса дело,

Схватки жестокие, битвы, заботы о подвигах славных.

Плотников, смертных мужей, обучила впервые богиня

Сооружать для боев колесницы, пестрящие медью.

Девушек с кожею нежной она обучила в чертогах

Славным работам, вложив понимание каждой в рассудок.

Дел Афродиты не любит и скромная дева-Гестия…

Этих троих ни склонить, ни увлечь Афродита не в силах.

Из остальных же избегнуть ее никому невозможно,

Будь то блаженные боги иль смертнорожденные люди».

 

Телест. Арго. 1(1a) / Перевод М. Гаспарова. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Пер. М. Гаспарова. – М.: Ладомир, 1999. – С. 389) (греческий поэт 4 в. до н. э.):

«Статочно ли жалиться

Страстью о стройной красоте

Той [Афине], кому от Клофо [одной из Судеб] велено быть

В девстве, безбрачном и бездетном?..»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга пятая. 375-376. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Афродита жалуется Эросу на богинь-девственниц:]

Разве не видишь: от нас и Паллада [Афина] теперь и Диана

Лучница [Артемида] прочь отошли?»

Про МИФЫ о неудачливых поклонниках Афины см.:

(1) АФИНА И РОЖДЕНИЕ ЭРИХТОНИЯ (и насилие со стороны Гефеста).

 

АФИНА И ВОЙНА ТИТАНОВ

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 150. Титаномахия. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 181-182):

«Когда Юнона [Гера] увидела, что Эпаф, рожденный от наложницы, владеет таким могущественным царством, она позаботилась, чтобы он был убит на охоте, и побудила титанов свергнуть Юпитера [Зевса] и вернуть царство Сатурну [Кроносу]. Когда они попытались подняться на небо, Юпитер [Зевс] вместе с Минервой [Афиной], Аполлоном и Дианой [Артемидой] сбросил их вниз головой в Тартар. Атланту же, который был их вождем, он бросил на плечи небесный свод и тот, как говорят, до сих пор поддерживает небо».

Для получения дополнительной информации о войне титанов см. ТИТАНЫ.

АФИНА И ВОЙНА ГИГИНТОВ

Афина и гигант Энкелад, 5 век до н.э., Античное собрание Музей в Берлине
Афина и гигант Энкелад, 5 век до н.э., Античное собрание Музей в Берлине

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. VI. (1-2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 9) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Богам рок судил, что они не смогут уничтожить никого из гигантов, но если в помощь богам выступит какой-либо смертный, то они сумеют взять верх над ними… По совету Афины он [Зевс] призвал в союзники Геракла. Геракл вначале сразил стрелой Алкионея, но, как только тот касался земли, к нему вновь возвращалась жизнь. По совету Афины Геракл стащил Алкионея с земли Паллены, и таким образом Алкионей был убит. [Во время войны богов и гигантов] Афина, преследуя бегущего Энкелада, обрушила на него остров Сицилию; она же содрала с Палланта кожу и покрывала ею свое тело во время сражения».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. VII. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 42) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Опустошив остров Кос, Геракл по указанию богини Афины пришел на равнину Флегры, где он вместе с богами стал сражаться с гигантами».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLVII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Та статуя Афины, которая теперь находится в Тегее, перенесена сюда из дема (округа) Мантуреи и у его жителей носит название Гиппия (Конная); по их сказаниям, во время битвы богов против гигантов она (Афина) погнала колесницу, запряженную парой коней, против Энкелада».

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга первая. 179. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 37) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«И как сама Тритонида [Афина], что вышла Гигантам навстречу…»

 

Квинт Смирнский. После Гомера. Книга четырнадцатая. 582-585. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. 268) (греческий эпос 4 в. н. э.):

«Некогда на Энкелада отважная духом Афина

так же Сицилии остров, подняв его ввысь, опустила,

в коем огонь продолжает с тех пор бушевать от дыханья

в недрах земли навсегда заключённого ныне Гиганта».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Дракон. 3.1. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 37):

«Некоторые также говорят, что это [созвездие Дракона] – тот дракон, которого Гиганты послали против Минервы [Афины], когда она вступила с ними в сражение. Минерва, схватив извивавшегося дракона, забросила его на небо и пригвоздила к самой небесной оси. Поэтому взору представляется, что он до сих пор извивает кольцами свое тело, словно недавно оказавшись среди созвездий».

Для получения дополнительной информации о войне гигантов см. ГИГАНТЫ.

АФИНА И ГИГАНТ ТИФОН

Антонин Либерал. Метаморфозы. XXVIII. Тифон [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Тифон, сын Геи [Земли], был богом непомерной силы и чудовищной внешности, ибо выросло у него множество голов, рук и крыльев, а с боков выступали страшными извивами змеи; он кричал на разные голоса, и никто не мог противостоять его силе. Тифон возжелал захватить власть Зевса, и его натиску не мог противостоять никто из богов, но в страхе все бежали в Египет, остались только Афина и Зевс. Тифон преследовал богов по пятам, они же из предосторожности во время бегства изменили свою внешность в образы животных».

Для получения дополнительной информации об этом чудовище-гиганте см. ТИФОН.

АФИНА И ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ

Рождение Афины, 6 век до н.э., Античное собрание Музей в Берлине
Рождение Афины, 6 век до н.э., Античное собрание Музей в Берлине

Гомеровские гимны. V. К Деметре. 417-427 / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 164) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«[Персефона рассказывает Деметре, как ее похитил Аид:]

Все мы, собравшись на мягком лугу, беззаботно играли.

Было нас много: Левкиппа, Ианфа, Фэно [и другие океаниды]…

С ними…

Дева-Паллада, к сраженьям зовущая, и Артемида

Стрелолюбивая – все мы играли, цветы собирали,

Ирисы рвали с шафраном приветливым и гиацинты,

Роз благовонных бутоны и лилии, дивные видом,

Также нарциссы, коварно землею рожденные черной».

[Но тут Персефона была выхвачена из общества богинь и похищена Аидом.]

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. 3. (4-5). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Миф гласит, что вместе с Корой [Персефоной] росли здесь удостоившиеся наряду с ней сохранить девственность Афина и Артемида, и все вместе богини собирали цветы [на острове Сицилия] и ткали пеплос для своего отца Зевса. Из-за совместного времяпровождения и дружбы все они особенно полюбили этот остров, и каждая получила здесь отдельную область: Афина – у Гимера… Артемида же получила от богов остров в Сиракузах…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXI. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Эти статуи [Деметры и Коры (Персефоны) в храме Мегалополя, Аркадия] и находящиеся перед ними статуи маленьких девочек в хитонах, доходящих до пят, из которых каждая держит на голове корзину, наполненную цветами, изваял (Дамофонт), говорят, что эти девочки – дочери Дамофонта; тем же, которые более склонны к божественным толкованиям, кажется, что это Афина и Артемида, собирающие цветы с Персефоной».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 146. Прозерпина. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 177-178):

«Юпитер [Зевс] сказал [Плутону (Аиду)], что Церера не потерпит, чтоб ее дочь была в сумрачном Тартаре, и велел похитить ее, когда она будет собирать цветы на горе Этне, которая находится в Сицилии. Когда Прозерпина собирала там цветы вместе с Венерой [Афродитой], Дианой [Артемидой] и Минервой [Афиной], появился Плутон [Аид] на упряжке из четырех коней и похитил ее».

Для получения дополнительной информации об этом похищении см. ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ.

АФИНА И СОЗДАНИЕ ПАНДОРЫ

Афина и сотворение Пандоры, 5 век до н.э., Британский музей
Афина и сотворение Пандоры, 5 век до н.э., Британский музей

Гесиод. Теогония. 568-589. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 41) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Разгневался милым он [Зевс] сердцем,

Как увидал у людей свой огонь, издалека заметный.

Чтоб отплатить за него, изобрел для людей он несчастье:

Тотчас слепил из земли знаменитый Хромец обеногий [Гефест],

Зевсов приказ исполняя, подобие девы стыдливой;

Пояс на ней застегнула Афина, в сребристое платье

Деву облекши; руками держала она покрывало

Ткани тончайшей, с главы ниспадавшее – диво для взоров:

Голову девы венцом золотым увенчала богиня.

Сделал венец этот сам знаменитый Хромец обеногий

Ловкой рукою своей, угождая родителю Зевсу…

После того как создал он прекрасное зло вместо блага,

Деву привел он, где боги другие с людьми находились, –

Гордую блеском нарядов Афины могучеотцовной.

Диву бессмертные боги далися и смертные люди,

Как увидали приманку искусную, гибель для смертных».

 

Гесиод. Труды и дни. 60-82 / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 53-54) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Славному отдал приказ он [Зевс] Гефесту как можно скорее

Землю с водою смешать, человеческий голос и силу

Внутрь заложить и обличье прелестное девы прекрасной

[то есть первой женщины – Пандоры],

Схожее с вечной богиней, придать изваянью. Афине

Он приказал обучить ее ткать превосходные ткани,

А золотой Афродите – обвеять ей голову дивной

Прелестью, мучащей страстью, грызущею члены заботой.

Аргоубийце ж Гермесу, вожатаю, разум собачий

Внутрь ей вложить приказал и двуличную, лживую душу.

Так он сказал. И Кронида-владыки послушались боги.

Зевсов приказ исполняя, подобие девы стыдливой

Тотчас слепил из земли знаменитый Хромец обеногий.

Пояс надела, оправив одежды, богиня Афина.

Девы-Хариты [Грации] с царицей Пейфо [Богиней убеждения] золотым ожерельем

Нежную шею обвили. Прекрасноволосые Оры [Часы]

Пышные кудри цветами весенними ей увенчали.

Все украшенья на теле оправила дева Афина.

Женщину эту глашатай бессмертных Пандорою [«Вседающей»] назвал,

Ибо из вечных богов, населяющих домы Олимпа,

Каждый свой дар приложил, хлебоядным мужам на погибель».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 142. Пандора. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 174):

«Прометей, сын Иапета, первым слепил людей из глины. Потом Вулкан [Гефест] по приказу Юпитера [Зевса] сделал из глины изображение женщины, а Минерва [Афина] дала ей душу и каждый из прочих богов подарил по подарку. За это ее назвали Пандорой. Ее отдали в жены брату <Прометея> Эпиметею. От них родилась Пирра [Огонь], которая, как говорят, была первой из смертных».

 

АФИНА И ПОСЕЙДОН БОРЮТСЯ ЗА ТРЕЗЕН

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXX. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Во время его [Алфепа] царствования Афина и Посейдон, по их словам, вступили в спор за обладание этой страной [Трезена в Арголиде], но, несмотря на спор, владеют ею сообща: так им приказал Зевс. Поэтому они чтут Афину под именем Полиады (Градохранительницы) и Сфениады (Могучей), а Посейдона под названием «Царя». И на древних монетах у них стоит изображение: трезубец и голова Афины».

 

АФИНА И ПОСЕЙДОН БОРЮТСЯ ЗА АФИНЫ

Рождение Афины, 6 века до н.э., Лувр.
Рождение Афины, 6 века до н.э., Лувр.

Платон. Менексен. 237c-d / Пер. С. Я. Шейнман-Топштейн. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 145) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Земля наша [Афины] достойна хвалы от всех людей, не только от нас самих, по многим разнообразным причинам, но прежде и больше всего потому, что ее любят боги. Свидетельство этих наших слов – раздор и решение богов [т. е. Афины и Посейдона], оспаривавших ее друг у друга».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. XIV. (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 8) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Кекропс был автохтоном, тело у него было сросшееся из тела человека и дракона. Он стал первым царем в Аттике, и эту страну, прежде называвшуюся Актой, назвал по своему имени Кекропией. При нем, как говорят, боги решили поделить между собой города, где бы каждый из них пользовался только ему одному принадлежащими почестями. В Аттику первым пришел Посейдон и, ударив трезубцем о землю посреди акрополя, явил источник морской воды, который ныне называют Эрехтеидой. После него пришла Афина и в присутствии Кекропса вырастила оливу, которую теперь показывают в Пандросии. Когда после этого между этими двумя богами начался спор из-за обладания Аттикой, Зевс разрешил его, дав им в качестве судей не Кекропса и Краная, как говорят некоторые, и не Эрисихтона, а двенадцать олимпийских богов. Эти боги изрекли приговор, согласно которому эта страна должна была принадлежать Афине, так как Кекропс засвидетельствовал, что Афина первой вырастила там оливу. Афина назвала город по своему имени Афинами, Посейдон же, разгневавшись, затопил Триасийскую равнину и двинул море на Аттику».

 

Каллимах. Гекала. 25-28. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. 211) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«После Афина в Пеллену ахейскую путь направляет.

Ей [Афине] укрепленье хотелось поставить, прикрыть свою землю,

Что получила недавно она по воле Зевеса,

Равно двенадцати прочих богов, змея же свидетель [Кекропс]».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXIV. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[На акрополе] Группу [статуй] Прокны… посвятил сюда Алкамен. Здесь же Афина создает росток оливы, а Посейдон вызывает наверх волну источника».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«При входе в храм [Афины на акрополе], который называют Парфеноном (Храмом девы), все, что изображено на фронтонах… – все относится к рождению Афины (Партенос); задняя же сторона изображает спор Посейдона с Афиной из за этой земли».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXVII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Рядом с храмом Афины на акрополисе в Афинах:]

Относительно масличного дерева афиняне ничего другого не рассказывают, кроме того, что оно было свидетельством права богини в ее споре (с Посейдоном) из за этой страны. Они также рассказывают, что эта маслина сгорела, когда мидийцы сожгли города (у) афинян, но, сожженная, она в тот же день дала росток в два локтя».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 164. Афины. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 196-197):

 

«Нептун [Посейдон] и Минерва [Афина] спорили друг с другом, кто из них первым построит город в Аттике. Они взяли себе судьей Юпитера [Зевса]. Поскольку Минерва первой посадила в этой стране оливу, которая, как говорят, до сих пор стоит, он рассудил в ее пользу. А разгневанный Нептун собирался затопить эту землю морем, но Меркурий [Гермес] по приказу Юпитера запретил ему это делать. Тогда Минерва основала и назвала своим именем Афины, и этот город, как говорят, был построен первым на земле».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 70-82. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Марсов [Ареса] Тритония [Афина] холм на Кекроповой крепости нитью

Изображает и спор, как этой земле нарекаться.

Вот и двенадцать богов с Юпитером [Зевсом] посередине

В креслах высоких сидят, в величавом покое. Любого

Можно по виду признать. Юпитера царственен образ.

Бога морей [Нептуна (Посейдона)] явила она, как длинным трезубцем

Он ударяет скалу, и уж льется из каменной раны

Ток водяной: этим даром хотел он город присвоить.

Тут, же являет себя – со щитом и копьем заостренным;

Шлем покрывает главу; эгида ей грудь защищает.

Изображает она, как из почвы, копьем прободенной,

Был извлечен урожай плодоносной сребристой оливы.

Боги дивятся труду. Окончанье работы – победа».

Для получения дополнительной информации об этом боги. см. ПОСЕЙДОН.

АФИНА И ОСНОВАНИЕ АКРОПОЛЯ

Каллимах. Гекала. 25-28. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. 211) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«После Афина в Пеллену ахейскую путь направляет.

Ей [Афине] укрепленье хотелось поставить, прикрыть свою землю,

Что получила недавно она по воле Зевеса,

Равно двенадцати прочих богов, змея же свидетель [Кекропс]».

 

АФИНА И РОЖДЕНИЕ ЭРИХТОНИЯ

Гея, младенец Эрихтоний и Афина, 5 века до н.э., Музей изящных искусств Вирджинии
Гея, младенец Эрихтоний и Афина, 5 века до н.э., Музей изящных искусств Вирджинии

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. XIV. (6). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 71-72) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Об Эрихтонии одни говорят, что он был сыном Гефеста и дочери Краная Аттиды, другие же сообщают, что он был сыном Гефеста и Афины. Рассказывают об этом так. Афина пришла к Гефесту, желая изготовить себе оружие. Гефест, отвергнутый Афродитой, проникся страстью к Афине и стал ее преследовать, та же стала убегать от него. Когда Гефест с большим трудом (ведь он был хромым) догнал ее, то попытался с ней сойтись. Афина, будучи целомудренной девой, не допустила его до себя, и тот пролил семя на ногу богини. С отвращением Афина шерстью вытерла это семя и бросила на землю. После того как она убежала, из этого брошенного в землю семени родился Эрихтоний. Афина тайно от всех богов воспитала его, желая сделать бессмертным. Положив Эрихтония в ларец, она отдала его Пандросе, дочери Кекропса, на сохранение, запретив ей открывать этот ларец. Но сестры Пандросы, движимые любопытством, открыли его и увидели дитя, вокруг тела которого обвился дракон. Как рассказывают некоторые, они были убиты этим драконом. Другие же сообщают, что разгневанная Афина ввергла их в безумие и они кинулись с вершины акрополя в пропасть.

Эрихтоний был воспитан в храме самой богиней Афиной. Когда он вырос, то изгнал Амфиктиона и сам воцарился в Афинах. Эрихтоний воздвиг на акрополе деревянную статую богини Афины и учредил также Панафинейские празднества».

 

Каллимах. Гекала. 18-24. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. 210-211) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

«…Однако Паллада

Семя Гефеста надолго сокрыла…

И до поры, пока Кекропиды…

Камень тот потайной, запретный…

Только откуда он [Эрихтоний] родом – не ведаю я и не знаю,

Птицы же древние встарь говорили [дочерям Кекропса], что якобы был он

Сыном Земли [Геи], и она родила его будто Гефесту».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Афинах]… находится храм Гефеста. Что рядом с ним стоит изображение Афины, я этому ничуть не удивляюсь, зная сказание об Эрихтонии».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XVIII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Среди сцен, изображенных на троне Аполлона в Амиклах близ Спарты]… Афина убегает от преследующего ее Гефеста».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга седьмая. 24. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 158) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«Другой узник… в общей молитве не помянул-де он [римского императора] Домициана отпрыском Афины. «Ты-то, видно, думал, что у Афины детей нет из-за вековечного ее девства, – отвечал Аполлоний, – однако же совершенно упустил из виду, что сия богиня некогда родила афинянам дракона [Эрихтония]!»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 166. Эрихтоний. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 199-200):

«Когда Вулкан [Гефест] сделал Юпитеру [Зевсу] и другим богам золотые престолы из адаманта, Юнона [Гера], сев свой престол, вдруг повисла в воздухе. Когда послали к Вулкану, чтобы он развязал скованную им мать, он, гневаясь на нее за то, что она сбросила его с неба, сказал, что у него нет никакой матери. <Но> когда Отец Либер [Дионис] привел его пьяным в собрание богов, он не смог противиться уговорам. Тогда Юпитер дал ему возможность получить все, что бы он ни попросил у них. Тогда Нептун [Посейдон], будучи враждебен Минерве [Афине], стал подстрекать Вулкана просить ее себе в жены. Когда ему позволили это и он пришел в спальню, Минерва по совету Юпитера стала защищать свою девственность оружием, и из семени Вулкана, которое в схватке упало на землю, родился мальчик, у которого нижняя часть была как у дракона. Поэтому его назвали Эрихтонием, потому что эрис по-гречески раздор, а хтон – земля. Минерва тайно воспитывала его и в ларце отдала на хранение Аглавре, Пандросе и Герсе, дочерям Кекропа. Когда они открыли ларец, ворона рассказала об этом Минерве, та наслала на них безумие, и они бросились в море».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Возничий. 13.1. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 50):

«О его [Эрихтонея] происхождении Еврипид рассказывает следующее: Вулкан [Гефест], плененный пригожестью Минервы [Афины], страстно хотел взять ее в жены, но получил отказ. Минерва укрылась в некоем месте, которое, из-за Вулкановой любви, получило имя Гефестий. Рассказывают, что там-то ее и настиг Вулкан, попытавшись сойтись с нею против ее воли. Когда же он, пылая вожделением, приблизился к ней раскрыв объятия, она оттолкнула его, и он пустил семя в землю. Минерва, оскорбленная в своей невинности, ногой набросала на то место земли. Из нее и родился змей Эрихтоний, который получил имя от земли и их раздора».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга вторая. 553-557. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Когда-то

Был Эрихтоний, – дитя, не имевшее матери вовсе, –

Девой Палладою [Афиной] в кош из актейской заперт лозины.

Спрятав, девушкам трем, от двойного Кекропа рожденным,

Строгий приказ отдала ее не подсматривать тайны».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга вторая. 749-758. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Взглядом таким же глядит на него Аглав­ра, кото­рым

Только что тайны она блюла белокурой Минервы [Афины].

Мало того что грудь, но эгида и та у богини

Заколыхалась; в ней мысль промелькнула: как тайну Аглавра

Дерзкой раскрыла рукой, как рожденный без матери отпрыск [Эрихтоний] –

Бога Лемносца [Гефеста] – она увидала, нарушив условье…»

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XXII (55). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«И Вулканов тоже много. Первый родился от Неба. От этого Вулкана [Гефеста] Минерва родила того Аполлона [Эрихтония], которого древние писатели (historici) считают покровителем Афин».

ОКОНЧАНИЕ этой истории см.: ГНЕВ АФИНЫ: КЕКРОПИДЫ & ВОРОНА.

АФИНА, МАРСИЙ И ФЛЕЙТА

Афина и Марсий, 4 век до н.э., Музей изящных искусств Бостона
Афина и Марсий, 4 век до н.э., Музей изящных искусств Бостона

Пиндар. Пифийские песни. 12. <«Горгона»> Мидасу Акрагантскому, победителю на флейте. Год – 490. 7-23. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 114-115) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«В том умении [флейта],

которое выплела некогда [Афина] Паллада

Из смертного стона дерзостных Горгон,

Слыша, как изливался он

В страдной муке

От девичьих уст и змеиных неподступных уст

В час, когда Персей

Повершил третью из сестер [Медузу],

Чтобы роком настичь приморский Сериф и народ

Серифа.

Да: ослепил он

Божественную породу Форка,

На погибель обернул он Полидекту пир его,

И тесное рабство, и насильное ложе матери,

Ибо взял он голову Медузы с прекрасными щеками,

Сын Данаи,

Рожденный от льющегося золота,

И тогда-то, отведя от трудов

Дорогого ей витязя,

Девственница выстроила флейту, разноголосую

снасть,

Выведя орудием стон

Скрежещущий, вырванный из быстрых челюстей

Евриалы.

Что далось богине, то дала она людям,

Запечатлевши именем: многоглавая песнь».

 

Телест. Арго. 1(1a) / Перевод М. Гаспарова. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Пер. М. Гаспарова. – М.: Ладомир, 1999. – С. 389) (греческий поэт 4 в. до н. э.):

 

«[Я не верю, что]

…Мудрую снасть

Взявши Афина в руки,

В страхе стыда за неладный облик

Бросила прочь,

В славу рукоплескателю Марсию,

Нимфорожденной твари, –

Этого не приемлет мой ум!

Статочно ли жалиться

Страстью о стройной красоте

Той, кому от Клофо велено быть

В девстве, безбрачном и бездетном?..»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. IV. (2). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 8) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Марсий, найдя свирель, которую бросила Афина вследствие того, что игра на ней искажала ее лицо, отважился состязаться с Аполлоном в мусическом искусстве».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXIV. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут дальше [на акрополе в Афинах] изображена Афина, бьющая силена Марсия за то, что он поднял флейты, хотя богиня хотела их забросить».

 

Плутарх. Алкивиад. 2. / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх .Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша, М. Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк 2-3 вв. н. э.):

«А потому, – заключал Алкивиад, – пусть уж играют на флейте дети фиванцев. Говорить они все равно не умеют. Нами же, афинянами, как говорят наши отцы, предводительствует Афина, и покровитель наш – Аполлон; но первая бросила флейту, а второй содрал с флейтиста [Марсия] кожу».

Афина и Марсий, 5 век до н.э., Античное собрание
Афина и Марсий, 5 век до н.э., Античное собрание

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 165. Марсий. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 198):

«Минерва [Афина], как говорят, первой сделала из оленьей кости флейты и пришла играть на них на трапезу богов. Когда Юнона [Гера] и Венера [Афродита] стали смеяться над ней, что и глаза у нее серые, и щеки надутые, она, выставив себя безобразной, осмеянная за игру, пришла к источнику в Идейском лесу и там, играя, увидела себя в воде и поняла, что ее осмеяли по заслугам. Тогда она бросила флейты и пожелала, чтобы тот, кто поднимет их, был тяжко наказан. Марсий, сын Эагра, один из сатиров, пастух, нашел их и, непрестанно упражняясь, с каждым днем делал звуки все более сладостными, так что наконец вызвал на состязание Аполлона, игравшего на кифаре».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 383-384. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«…Другой о Сатире [Марсии] припомнил, который,

Сыном Латоны [Аполлоном] в игре побежден на Палладиной [Афины] флейте…»

 

Овидий. Фасты. Книга шестая. 695-708. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«[Минерва (Афина) рассказывает:]

В марте, – сказала она, – точно так же мой праздник зовется,

Да ведь флейтисты и все главным обязаны мне.

Несколько дырочек я пробуравила первая в дудке,

Чтобы звучала она всею своею длиной.

Звук был хорош, но увидела я в отражении водном,

Как искажает дутье девичьи щеки мои.

«Эта игра не по мне, – я сказала, – прощай, моя дудка!»

И на прибрежный я дерн бросила флейту назад.

Тут ее поднял сатир [Марсий], подивился, как с ней обращаться,

А как подул, то узнал, что она звук издает.

Пальцами то зажимал он отверстия, то открывал их,

И среди нимф он прослыл как несравненный игрец,

Феба [Аполлона] он вызвал на бой. Победил его Феб и, повесив,

Тело ему обнажил, кожу содравши с него».

 

Стаций. Сильвы. Книга V. 3. Утешение о своем отце. 85-88. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Сильвы / Пер. Т. Л. Александровой. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 196):

«Кто еще…

поведал,

о том, кто [Марсий] посмел состязаться

С Фебом [Аполлоном] самим, и о буксовой флейте – печали

Паллады [Афины]?»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь X. 232-234. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 107) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«…Вакху тут виделся Марсий, родил которого дивный

Хиагнис, Марсий мигдонский, что на беду свою с Фебом

Состязался, на флейте двойной играя Афины».

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXIV. 34-37. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 235) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Не из тростинок ли ладят стволы мигдонийских авлосов?

Так смотри, не печаль песнолюбицу, деву Афину,

Это она в подражанье змеиным жалам Горгоны,

Изобрела ливийский авлос двойной для веселья!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XL. 226-232. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 390) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«…Клеоха авлос двойной берекинтский

Причитаньем ливийским стенал – [горгоны] Стенно́ с Эвриалой

Некогда так разразились плачем многоголосым,

Обезглавленную Медусу оплакав в стенаньях,

Вместе с ними и змеи бесчисленные вопили –

Вот от них-то, шипящих и плачущих над погибшей

Девой Медусой, и лад зовется теперь «многоглавый»!»

Чтобы узнать о СВЯЗАННЫХ мифах, см. ГНЕВ АФИНЫ: МЕДУЗА.

Для ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации о сатире см. МАРСИЙ.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология