Культ Афины 1

Афина была олимпийской богиней защиты городов, ремесел, ткачества, гончарного дела и скульптуры.

У нее было множество святынь по всей Греции, многие из которых были установлены в укрепленных городских цитаделях на вершинах холмов — считалось, что ее присутствие обеспечивало безопасность поселений во время войны. Самые значительные из ее святынь на Пелопоннесе располагались на Акрополе Афин и Спарты.

В классической скульптуре Афина изображалась красивой женщиной с добрым нравом, одетой в длинное одеяние, в боевом шлеме и отороченной змеями эгиде с головой Горгоны. Обычно она была вооружена копьем.

Изображение справа — «Афина Фарнезе», Национальный археологический музей Неаполя.

Цитаты классической древнегреческой литературы

КУЛЬТ В АТТИКЕ

Овидий. Фасты. Книга 3. 81. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Чтут кек­ро­пиды [Афи­няне] Пал­ла­ду»

I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ. АКРОПОЛЬ

Платон. Гиппий Больший. 290b. (Источник: Платон. Диалоги Платона.) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Фидий . . . что глаза Афины [из Парфенона], а также и остальные части лица, и ноги, и руки он изготовил не из золота . . . а из слоновой кости.»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. 3. 14. 6 (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Эрихтоний [ранний мифический царь] был воспитан в храме [на Акрополе] самой богиней Афиной. Когда он вырос, то изгнал Амфиктиона и сам воцарился в Афинах. Эрихтоний воздвиг на акрополе деревянную статую богини Афины и учредил также Панафинейские празднества.»

 

Страбон. География. Книга 9. 1. 11. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Некоторые утверждают, что Саламин не принадлежит к Аттике, на основании того, что жрица Афины Полиады [храма в Афинах] не прикасается к свежему сыру местного аттического изготовления, но ест только привезенный из чужой страны, однако употребляет, между прочим, и саламинский сыр. Но это неправильно, ибо она ест сыр, привезенный с других островов, по всеобщему признанию принадлежащих к Аттике, так как те, кто установил этот обычай, считали «иностранным» всякий заморский сыр.»

 

Страбон. География. Книга 9. 1. 12. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Иктин построил также Парфенон на акрополе в честь Афины, причем работы велись под наблюдением Перикла.»

 

Страбон. География. Книга 9. 1. 16. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Сам город [Афины] представляет собой скалу, расположенную на равнине и окруженную строениями. На скале находятся святилище Афины, древний храм Афины Полиады, где горит неугасимый светильник, и Парфенон, построенный Иктином, в котором находится произведение Фидия — статуя Афины из слоновой кости.»

 

Страбон. География. Книга 13. 1. 38. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«В то время и поэт Алкей [с Лесбоса в 8-м году до н. э.], как он сам говорит, в одной схватке [между афинянами и лесбосийцами] попал в тяжелое положение, так что ему пришлось, бросив оружие, бежать. Он говорит вестнику, поручая известить своих домашних:
Алкей спасен, но оружье его повесили даром Арею
Аттики в святилище Совоокой Афины [в Афинах].»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 17. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В нем имеется картина, изображающая, как афиняне сражаются с амазонками. У них эта война изображена и на щите Афины [на Акрополе].»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 23.4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Недалеко от Диитрефа [на Афинском Акрополе] . . . стоят статуи богов, Гигиеи (Здоровья) . . . и Афины, которую тоже именовали Гигиеей.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 24.1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Тут дальше [в Акрополе, Афины] изображена Афина, бьющая силена Марсия за то, что он поднял флейты, хотя богиня хотела их забросить.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 24.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Там рядом [в Афинском Акрополе] находятся и другие изображения, в том числе . . . и Афина, выходящая из головы Зевса.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 24.5;7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Парфенон :] При входе в храм [Афины], который называют Парфеноном (Храмом девы), все, что изображено на фронтонах, так называемых «орлах», — все относится к рождению Афины (Партенос); задняя же сторона изображает спор Посейдона с Афиной из-за этой земли. Сама же статуя ее сделана из слоновой кости и золота. Посредине ее шлема сделано изображение сфинкса — что касается самого сфинкса, я расскажу, когда дойду до описания Беотии, — по обеим же сторонам шлема сделаны изображения грифов . . . Статуя Афины изображает ее во весь рост в хитоне до самых ног; у нее на груди — голова Медузы из слоновой кости; в руке она держит изображение Ники (Победы), приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье; в ногах у нее лежит щит, а около копья — змея; эта змея, вероятно, — Эрихтоний. На постаменте статуи изображено рождение Пандоры. У Гесиода и у других поэтов говорится, что эта Пандора была первой женщиной; прежде чем появилась Пандора, не было вообще рода женщин. «

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 25.7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Афинский диктатор] Лахар бежал в Беотию. Так как он похитил из акрополя золотые щиты и с самой статуи Афины снял украшения, которые можно было снять, то возникло подозрение, что у него огромные богатства. Из-за этого коронейцы убили Лахара. «

Афина Паллада, Национальный римский музей Палаццо Альтемпс
Афина Паллада, Национальный римский музей Палаццо Альтемпс

Павсаний. Описание Эллады. 1. 26.4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Эндой был родом афинянин, ученик Дедала [мифического мастера] . . . Есть статуя Афины его работы, на ней есть надпись, что посвятил ее Каллий, а сделал Эндой. «

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 26. 6 — 7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Афине посвящен как город [Афины], так и вся вообще страна [Аттика]; и те, у кого принято по своим демам почитать других богов, ничуть не меньше чтут Афину. Это же священнейшее ее изображение, почитавшееся всей общиной за много лет до того, как из деревенских поселков они все сошлись вместе, находится теперь в акрополе, который тогда только и стал называться городом; есть предание, что оно упало сюда с неба, но я не буду исследовать со всей точностью, так это или нет. А золотой светильник для богини сделал Каллимах. Наполнив маслом лампаду, афиняне ожидают того же дня в следующем году; масла же в лампаде хватает на все время от срока до срока, при этом лампада горит и днем и ночью. Фитиль делается из карпасийского льна, который один из всех видов льна не уничтожается огнем. Сделанный из меди ствол финикового дерева, устроенный над лампадой и доходящий до крыши, вытягивает копоть наружу. Каллимах, сделавший эту лампаду, далеко опередивший первейших художников в данном искусстве, настолько превосходил всех их по изобретательности в технике, что первый стал буравить мрамор и за это присвоил себе, а может быть получил от других, имя Какизотехнос (Порицающий чужое искусство).»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 27. 1 — 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В храме (Афины) Полиады находится изображение Гермеса из дерева; как говорят, это посвящение [мифического короля] Кекропа; он почти невидим из-под миртовых ветвей. Другие посвятительные дары из числа древних, достойные упоминания, — это складное кресло работы [мифического мастера] Дедала, а из мидийской добычи — панцирь Масистия, который в битве при Платеях был начальником (персидской) конницы и так называемый акинак Мардония . . . Относительно масличного дерева афиняне ничего другого не рассказывают, кроме того, что оно было свидетельством права богини в ее споре (с Посейдоном) из-за этой страны. Они также рассказывают, что эта маслина сгорела, когда мидийцы сожгли города (у) афинян, но, сожженная, она в тот же день дала росток в два локтя. Непосредственно к храму Афины прилегает святилище Пандросы. Это та Пандроса, одна из сестер, которая не виновна в (любопытстве относительно) данной им на хранение корзины. То, что меня особенно поразило, это известно не всем, поэтому я опишу, как происходит это служение. Недалеко от храма Афины Полиады живут две девушки; афиняне называют их «аррефорами». Они известное время живут при богине, а когда наступает праздник, вот что они делают ночью. Они ставят себе на голову то, что даст им нести жрица Афины, причем ни дающая не ведает, что она дает, ни несущие не знают, что они несут, а в городе есть огороженное место недалеко от Афродиты, названной «В Садах», и на этом участке подземный естественный ход; сюда-то и идут девушки. Спустившись в это подземелье, они оставляют то, что принесли, и берут другое, тоже закрытое. И после этого отпускают этих двух девушек и вместо них на акрополь берут двух других. «

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 27. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[Рядом с храмом Афины Полиас на Афинском Акрополе] Есть там и древние изображения Афины; хотя они не расплавились, но стали совсем черными и не могут по своей хрупкости перенести ни малейшего толчка. Ведь и их охватило пламя, когда афиняне сели на корабли, а [персидский] царь захватил город, лишенный защитников.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 28.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Кроме тех, о которых я сказал [в Акрополе, Афины], есть еще два приношения от афинян, из десятины военной добычи, а именно — медное изображение Афины из добычи, взятой у мидян, высадившихся на Марафоне, творение Фидия. Изображение же на щите битвы лапифов с кентаврами и все остальное, что там сделано, вычеканено, как они говорит, Мисом, а Мису как для этого, так и для всех остальных его работ дал рисунки Паррасий, сын Эвенора. Острие копья и султан этой Афины видны плывущим в Афины еще от Суниона. «

 

Павсаний. Описание Эллады. 5. 11. 10 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«На афинском же Акрополе для статуи Афины, так называемой Парфенос (Девы), полезно не масло, а вода: вследствие высокого расположения Акрополя воздух там сухой, и статуя, сделанная из слоновой кости, требует воды и испарений от воды.»

 

Филострат Старший. Картины. Книга II. 17. Острова. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«Говорят, что это чудовище [змей] особенно любит золото, и все что увидит из золота, очарованное им, его бережет . . . дракон в храме Афины, еще теперь живущий в Акрополе, любит афинский народ за золото, из которого они сделали себе цикад для украшения своих голов.»

 

Филострат Старший. Картины. Книга II. 27. Рождение Афины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Из описания древнегреческой картины в Неаполе (Неаполь) :] Рождение Афины . . . Вот уж на двух акрополях приносят жертвы Афине [т.е. в день ее рождения] два народа, афиняне и родосцы, на земле и на море, «люди, рожденные морем, и землей порожденные люди»; родосцы приносят жертвы без всесожжения, неоконченные, народ же в Афинах ей дал и огонь и запах сжигаемых жертв. Каким благовонным нарисован здесь дым, «кверху текущий с запахом тука». Потому-то к ним и пришла богиня, как к более мудрым и правильно принесшим ей жертву.»

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 6.19 (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«А ежели собрался кто изваять Афину [как некогда Фидий в Парфеноне], то надобно ему помнить о битвах и о хитроумии, и о ремеслах, и о том, как выпрыгнула богиня из отчей главы!»

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. 13 (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

 

«Эрихтоний [древний мифический царь Афин] первым изобрел не только квадригу (о чем мы уже сказали), но и учредил жертвоприношения Минерве [Афине] и основал храм на афинском акрополе.»

Данное изображение представляет собой уменьшенную римскую мраморную копию статуи Афины из золота и слоновой кости, которая находилась в Парфеноне. В одной руке она держит крылатую Нику и носит искусно сделанный шлем.

Афина Паллада, греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана
Афина Паллада, греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана

I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ. НИЖНЯЯ ЧАСТЬ

Павсаний. Описание Эллады. 1.2.5(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«От ворот до Керамика [в Афинах] идут крытые галереи . . . Вторая из этих галерей заключает в себе святилища богов . . . Тут же статуи Афины Пэонии (Целительницы).»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 8. 4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Недалеко от статуи Демосфена . . . [статуя] Афины создал какой-то паросец по имени Локр.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1.14.6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Выше Керамика [в Афинах] и стои, называемой Царской, находится храм Гефеста. Что рядом с ним стоит изображение Афины, я этому ничуть не удивляюсь, зная сказание об Эрихтонии. Но глядя на эту статую Афины, имеющую голубые глаза, я нашел, что таково было сказание и ливийцев. У них говорится, что она дочь Посейдона и озера Тритониды и поэтому у нее голубые глаза, как у Посейдона.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 24.3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Я уже раньше сказал, что афинянам больше всех других свойственно почитание и выполнение всего, что касается дел религии: афиняне первые стали почитать Афину под именем Эрганы (Работницы) . . . Тут же у них в храме стоит изваяние «Гения старания». Тот же, кто произведения, сделанные искусно, ставит выше относящихся к глубокой древности, такому человеку это следует посмотреть . . . Группу [статуй] . . . посвятил сюда Алкамен. Здесь же Афина создает росток оливы, а Посейдон вызывает наверх волну источника. «

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 28.5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«И тут есть жертвенник Афины Ареи («Искупительницы») [в Ареопаге, Афины], который Орест [Арес] воздвиг, спасшись от осуждения [за убийство Халлирхотиоса].»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 30.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Академии есть . . . один жертвенник Афине, а другой Гераклу. Тут есть масличное дерево, о котором говорят, что оно явилось на свет вторым.»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 30.4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Тут же показывают место, так называемое Конный Колон [за пределами Афин]; говорят, что это было первое место аттической земли, на которое вступил Эдип . . . жертвенники и Посейдону Конному и Афине Конной.»

II. ПИРЕЯ ГОРОД В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. 1. 1.3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Пирее [в Аттике] наиболее достойно внимания святилище Афины и Зевса; обе статуи сделаны из бронзы; Зевс держит в руках скипетр и Нику (Победу), Афина же — копье.»

III. МУНИХИЯ ГОРОД В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. 1. 1.4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Тут же [в Мунихии, Аттика] храм Афины Скирады»

IV. МЫС СУНИОН В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. 1. 1.1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Плывущий мимо этого мыса [Сунион в Аттике] видит гавань, а на вершине мыса — храм Афины Сунийской. »

V. ЗООСТЕР ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. 1. 31.1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«На Зосте­ре, у моря — жерт­вен­ник Афи­ны»

VI. ФИЛИЯ & МИРИНЫ ДЕРЕВНИ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. 1. 31.4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«У флийцев же и у мирринусиев [в Аттике] есть жертвенники . . . Тифроны Афины. »

VII. АХАРНЕ ГОРОД В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. 1. 31.6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть еще дем Ахарны [в Аттике]. . . Есть жертвенник и Афины Гигиеи (Дающей здоровье); они называют еще Афину Гиппией (Конной).»

VIII. ГОРА ПЕНТЕЛИКОН В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. 1. 32.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У афинян и на горах есть статуи богов. На Пентеликоне — статуя Афины.»

IX. ФАЛЕР ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ

Страбон. География. Книга 9.1.9. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«[Скира] расположен в заливе, в местности, имеющей вид полуострова, которая граничит с Аттикой. В древности Саламин носил другие названия, например «Скирада» [в честь героя Скира], «Кихрия» [в честь героя Кихрея] по имени каких-то героев. От одного из этих героев Афина называется «Скирадой».»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 36.4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«[В Аттике по дороге из Афин в Элевсин находится] местечко Скирон, названное так по следующему поводу. Когда элевсинцы воевали с Эрехтеем, к ним пришел из Додоны прорицатель, по имени Скир, который основал и древний храм Афины Скирады в Фалере. Когда он пал в сражении, то элевсинцы похоронили его около горной реки и название как этому месту, так и реке дано по имени этого героя. »

X. ЛАКИАДАМИ ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 37. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Аттике] Если идти немно­го даль­ше, то встре­ча­ет­ся уча­сток героя Лакия и дем, кото­рый по име­ни это­го героя назы­ва­ют Лаки­а­да­ми. Тут есть и над­гроб­ный памят­ник Никок­ла из Тарен­та, кото­рый из всех кифа­редов достиг высо­чай­шей сла­вы. Есть даль­ше жерт­вен­ник Зефи­ру и храм Демет­ры и ее доче­ри; вме­сте с ними тут поль­зу­ют­ся покло­не­ни­ем Афи­на и Посей­дон.»

XI. КЕФИС РЕКА В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 37. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Через реку Кефис по дороге из Афин в Элевсин] Тут же есть свя­ти­ли­ще, в кото­ром нахо­дят­ся изо­бра­же­ния Демет­ры и ее доче­ри, а так­же Афи­ны и Апол­ло­на.»

КУЛЬ В МЕГАРАХ

I. МЕГАРА СТОЛИЦА МЕГАРИДЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 42. 4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На вер­шине акро­по­ля соору­жен храм Афи­ны и там сто­ит ее ста­туя, вся золо­че­ная, кро­ме рук и кон­ца ног: они, как и ее лицо, сде­ла­ны из сло­но­вой кости. Соору­жен здесь и дру­гой храм Афи­ны, назы­вае­мой Никой (Победи­тель­ни­цей), и еще храм (Афи­ны) Эан­ти­ды. Мегар­ские эксе­ге­ты по пово­ду их ниче­го не рас­ска­зы­ва­ют, я же пишу так, как это было по-мое­му. Тела­мон, сын Эака, был женат на доче­ри Алка­фоя Пери­бое; Аякс, уна­сле­до­вав власть от Алка­фоя, думаю, поста­вил эту ста­тую Афи­ны.»

II. СКАЛА АФИНЫ ВОЗЛЕ МЕГАР

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 5. 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Мегар­ской обла­сти у моря постав­лен ему [Царю Мегар Пан­ди­ону] памят­ник на ска­ле, назы­вае­мой ска­лой Афи­ны Эфии (Утка-нырок)»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 41. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если спус­кать­ся от это­го хра­ма, то встре­ча­ет­ся свя­ти­ли­ще Пан­ди­о­на. Что Пан­ди­он похо­ро­нен на так назы­вае­мой ска­ле Афи­ны Эфии (Утка-нырок).»

 

КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 3. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На середине пло­ща­ди сто­ит мед­ная ста­туя Афи­ны, на ее пьеде­ста­ле выре­за­ны рельеф­ные изо­бра­же­ния Муз»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 4. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Неда­ле­ко от это­го памят­ни­ка нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Афи­ны Хали­ни­ти­ды (Обузды­ваю­щей); гово­рят, что из всех богов Афи­на боль­ше дру­гих покро­ви­тель­ст­во­ва­ла во всем Бел­ле­ро­фон­ту и даже пере­да­ла ему Пега­са, укро­тив это­го коня и сво­и­ми рука­ми нало­жив на него узду. Ста­туя ее сде­ла­на из дере­ва, но лицо, руки и ступ­ни ног — из бело­го мра­мо­ра… Свя­ти­ли­ще Афи­ны Хали­ни­ти­ды нахо­дит­ся у них воз­ле теат­ра.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 6. 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Эпо­пей [мифический царь Мегар, после его победы], же стал тот­час же при­но­сить бла­годар­ст­вен­ные жерт­вы за победу и стал стро­ить храм в честь Афи­ны, а по окон­ча­нии его обра­тил­ся к богине с молит­вой дать зна­ме­ние, по душе ли ей создан­ный храм; и гово­рят, что после его молит­вы перед хра­мом потек ручей олив­ко­во­го мас­ла.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 11. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если отсюда повер­нуть к так назы­вае­мым Свя­щен­ным воротам [В Коринфе], то неда­ле­ко от ворот есть храм Афи­ны, кото­рый неко­гда воз­двиг Эпо­пей; и по вели­чине и по отдел­ке он пре­вос­хо­дил все тогдаш­ние хра­мы. Но с тече­ни­ем вре­ме­ни суж­де­но было исчез­нуть <как о мно­гих дру­гих>, так и о нем вся­кой памя­ти: бог (сжег) его мол­нией, жерт­вен­ник же его — он остал­ся нетро­ну­тым мол­нией — уце­лел до сего вре­ме­ни в том виде, как его воз­двиг Эпо­пей. 2. Перед жерт­вен­ни­ком насы­пан могиль­ный холм само­му Эпо­пею, а око­ло моги­лы нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Отвра­щаю­щих богов; в честь их совер­ша­ют­ся те обряды, кото­рые элли­ны счи­та­ют нуж­ным совер­шать для отвра­ще­ния бед­ст­вий.»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 11. 7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Что каса­ет­ся Коро­ниды (мате­ри Аскле­пия), то и ей постав­ле­на дере­вян­ная ста­туя, но нигде ей не воз­двиг­ну­то хра­ма; когда богу при­но­сят в жерт­ву быка, бара­на и сви­нью, то Коро­ниду пере­но­сят в храм Афи­ны и там возда­ют ей покло­не­ние. «

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология