Афина была олимпийской богиней защиты городов, ремесел ткачества, гончарного дела и скульптуры.
На этой странице описывается ее культ в северной Греции, на островах Эгейского моря и в греческих колониях Малой Азии и Италии. Самыми значительными из ее святынь в этом районе были святыни Итона в Фессалии и Линдоса на острове Родос. Самым любопытным из ее культов был, несомненно, культ опунтской локриды, которые регулярно отправляли девушек в Трою почти на верную смерть — чтобы умилостивить богиню за мифические проступки героя Троянской войны Аякса.
Изображение справа — «Копия Афины Парфенос», второй век нашей эры, Музей изящных искусств Бостона.
- КУЛЬТ В ЭВБЕЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ХАЛКИДА ГОРОД ГОРОД В ЮЖНОЙ ЭВБЕЕ
- КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ДЕЛЬФЫ ГОРОД & СВЯТИЛИЩЕ В ФОКИДЕ
- II. РЯДОМ С КОРОНЕЕЙ ДЕРЕВНЕЙ В ФОКИДЕ
- III. ДАВЛИДА ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
- IV. ТИФОРЕЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
- V. РЯДОМ С ЭЛАТЕЕЙ ДЕРЕВНЕЙ В ФОКИДЕ
- КУЛЬТ В ЛОКРАХ ОЗОЛЬСКИХ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АМФИССА СТОЛИЦА ЛОКР
- КУЛЬТ В ОПУНТСКОЙ ЛОКРИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- КУЛЬТ В МАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ТРАХИН СТОЛИЦА МАЛИИ
- КУЛЬТ В ФЕСАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ИТОН ДЕРЕВНЯ в ГЕСТИЕОТИДЕ В ФЕСАЛИИ
- II. НЕЯ ОСТРОВ РЯДОМ С ЗАЛИВОМ САЛОНИКИ В ФЕСАЛИИ
- КУЛЬТ В КЕОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- I. ПИЕЕССА ГОРОД В КЕОСЕ
- КУЛЬТ В ХИОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- I. ХИОС СТОЛИЦА ХИОСА
- КУЛЬТ В САМОСЕ
- I. САМОС СТОЛИЦА САМОСА
- КУЛЬТ В РОДОСЕ
- I. ЛИНДОС СТОЛИЦА РОДОСА
- КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- I. КНОС СТОЛИЦА КРИТА
- КУЛЬТ В ТРОАДЕ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. ИЛИОН ГОРОД В ТРОАДЕ
- II. ПИСИДИЯ ГОРОД В ТРОАДЕ
- КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. СМИРНА ГОРОД В ЭОЛИИ — ЛИДИИ
- II. ФОКЕЯ ГОРОД В ИОНИИ — ЛИДИИ
- III. ЭРИФРЫ ГОРОД В ИОНИИ — ЛИДИИ
- КУЛЬТ В ЛИКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. ФАСЕЛИДА ДЕРЕВНЯ В ЛИКИИ
- КУЛЬТ В ПАМФИЛИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. СИДА ДЕРЕВНЯ В ПАМФИЛИИ
- КУЛЬТ В СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. ГИМЕРА ГОРОД В СИЦИЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
- КУЛЬТ В ЛУКЕРИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. ГЕРАКЛЕЯ ГОРОД В ЛУКЕРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
- КУЛЬТ В КАЛАБРИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. САЛЕНТИНЫ ГОРОД В КАЛАБРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
- КУЛЬ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. СИРРЕНТ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
- КУЛЬТ В АПУЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. ЛУКЕРИЯ ДЕРЕВНЯ В ДАВНИИ АПУЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
- КУЛЬТ В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. РИМ СТОЛИЦА ИМПЕРИИ
- II. КИРКЕЙ ГОРОД В ЛАЦИИ
- КУЛЬТ В ИБЕРИИ (ЮЖНАЯ ИСПАНИЯ)
- I. ОДИССЕЯ ДЕРЕВНЯ В ИБЕРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
КУЛЬТ В ЭВБЕЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ХАЛКИДА ГОРОД ГОРОД В ЮЖНОЙ ЭВБЕЕ
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 6. 1. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«После победы над халкидянами [510 г. до н. э.] афиняне разделили принадлежавшую им землю, так называемый Гиппобот2, на две тысячи наделов: землю, носящую название Лилант3, отвели для святилища Афины, остальную, руководствуясь стелами царской стои4, на которых были записаны соответствующие договоры, сдали в аренду»
КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ДЕЛЬФЫ ГОРОД & СВЯТИЛИЩЕ В ФОКИДЕ
Парфений. О любовных страстях. 25. (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.)
«Рассказывает Филарх [Греческий историк]. Тиран Фавл влюбился в жену Аристона, который был предводителем этеян… У женщины было страстное желание овладеть ожерельем, находившимся тогда в храме Афины Промыслительницы (богиня предусмотрительности), которое, по рассказам, принадлежало Эрифиле. Вот этого-то дара и желала возлюбленная Фавла. Тогда Фавл, расхитив в Дельфах и остальные приношения, забирает вместе с ними ожерелье».
Павсаний. Описание Эллады. 10. 8. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«При входе в город [Дельфы] стоит ряд храмов; первый из них представляет из себя развалины… второй называется храмом Афины Пронойи (Провидящей). Та из статуй, которая стоит в притворе — приношение массалиотов, по величине большая, чем та, которая находится внутри храма. Массалиоты — это колонисты из числа фокейцев, живших в Ионии… Посвященная массалиотами (статуя) сделана из меди. Что же касается золотого щита, пожертвованного в храм Афины Пронойи лидийским царем Крезом, то жители Дельф говорят, что его похитил Филомел».
Павсаний. Описание Эллады. 10. 10. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На пьедестале (статуй, стоящих) [посвященный Афинянам в Дельфах] вниз от (этого подобия деревянного) коня, находится надпись, гласящая, что они поставлены из десятины добычи, полученной после [исторической] победы при Марафоне; это статуи Афины, Аполлона и одного из вождей, Мильтиада».
Павсаний. Описание Эллады. 10. 13. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Статуи Аполлона, Афины и Артемиды являются приношением фокейцев из добычи, полученной после их победы над их соседями и вечными врагами фессалийцами»
Павсаний. Описание Эллады. 10. 13. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Дельфах, Фокиде] Есть тут группа: Геракл и Аполлон держатся за треножник и готовы вступить в борьбу из-за него. Латона и Артемида успокаивают гнев Аполлона, Афина удерживает Геракла. Это тоже дар фокейцев в память того времени, когда в войне против фессалийцев ими руководил элеец Теллий. Остальные статуи изваял Диилл вместе с Амиклеем, Афину же и Артемиду создал Хионид».
Павсаний. Описание Эллады. 10. 15. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Пожертвованием этолийцев, когда они одержали окончательную [историческую] победу над галатами, являются статуи [в Дельфах] этолийских военачальников и, кроме того, статуи Артемиды, Афины и две статуи Аполлона».
Павсаний. Описание Эллады. 10. 18. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Ахейцы посвятили статую Афины [в Дельфах], после того как они [исторически] взяли осажденный ими город в Этолии. Название этому городу, который они взяли, было Фана».
II. РЯДОМ С КОРОНЕЕЙ ДЕРЕВНЕЙ В ФОКИДЕ
Страбон. География. Книга 9. 2. 29. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 163) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Получив господство над Коронеей [беотицы в Фокиде, после Троянской войны], они построили на равнине перед городом святилище Итонской Афины, одноименное с фессалийским святилищем; а реку, протекающую мимо города, они назвали Куарием, дав ей одинаковое имя с фессалийской рекой. Алкей же называет ее Коралием в следующих стихах:
Афина — дева, браней владычица!
Ты, что обходишь свой коронейский храм
По заливным лугам священным —
Там, где поток Коралийский плещет!
(Фрг. 3. Бергк)Здесь обычно сплавлялись Памбеотии. Как говорят, статуя Аида посвящалась в храме вместе со статуей Афины в силу какой-то мистической причины».
Павсаний. Описание Эллады. 9. 34. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Прежде чем прибыть из Алалкомен в Коронею [в Беотии], на пути будет храм Афины Итонии. Это название происходит от имени [мифического героя] Итона, сына Амфиктиона, и сюда собираются на общее собрание все беотийцы. В храме есть медные статуи Афины Итонии и Зевса, работы Агоракрита, ученика и любимца Фидия. В мое время они посвятили сюда статуи Харит. Рассказывается еще следующая легенда: жрица богини Иодама как-то ночью вошла в священную ограду; и вот перед ней явилась Афина, на одеянии которой была голова Медузы Горгоны. Как только Иодама взглянула на нее, она обратилась в камень. И поэтому женщина, каждый день возлагающая огонь на жертвенник Афины Итонии(1), трижды возглашает на беотийском наречии, что Иодама жива и просит огня».
III. ДАВЛИДА ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. 10. 4. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У давлийцев [в Фокиде] есть храм Афины и древнее ее изображение; еще более древний деревянный ее ксоан, по их словам, Прокна [мифическая героиня] привезла с собою из Афин».
IV. ТИФОРЕЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. 10. 32. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Больше всего в этом городе застуживают упоминания роща Афины, ее храм и статуя».
V. РЯДОМ С ЭЛАТЕЕЙ ДЕРЕВНЕЙ В ФОКИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. 10. 34. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Приблизительно стадиях в двадцати от Элатеи находится храм Афины, именуемой Кранеей. Дорога к этому храму поднимается кверху так отлого, что не представляет трудностей; и действительно, подъем почти незаметен. Около дороги, на краю стоит холм, в большей своей части отвесный, не очень большой и не очень высокий. На этом холме построен храм, построены галереи, а между ними здания, в которых живут те, которым назначено иметь уход за храмом богини, и прежде всего жрец. Этого жреца они выбирают из мальчиков-подростков, причем они заботятся о том, чтобы он окончил свое служение раньше, чем он станет взрослым юношей. Свои жреческие обязанности он исполняет подряд пять лет, в течение которых он ведет особую жизнь при богине и для омовений пользуется, по древнему обычаю, большими чанами. Эту статую создали также сыновья Поликла. Богиня изображена готовой к бою и на ее щите сделана в виде рельефа точная копия тех изображений, какие в Афинах имеются на щите так называемой афинянами Афины Парфенос (Девы)».
КУЛЬТ В ЛОКРАХ ОЗОЛЬСКИХ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АМФИССА СТОЛИЦА ЛОКР
Павсаний. Описание Эллады. 10. 38. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На акрополе [в Локрах] есть у них храм Афины и ее медная статуя — богиня изображена в стоячем положении; говорят, она привезена Фоантом из Илиона [Трои] и является частью троянской добычи. Но меня в этом они убедить не могли».
КУЛЬТ В ОПУНТСКОЙ ЛОКРИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
Опунтские локридцы каждые несколько лет отправляли девушек в храм Афины в Троаде, большинство из которых были забиты камнями до смерти местными жителями. Те немногие, кому удалось найти убежище в ее храме, были назначены жрицами.
Для дополнительной информации см.: Культ Афины в Троаде (ниже)
КУЛЬТ В МАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ТРАХИН СТОЛИЦА МАЛИИ
Павсаний. Описание Эллады. 10. 22. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На седьмой день после битвы отряд галатов попытался подняться на Эту со стороны Гераклеи. Сюда вела узкая тропинка, проходившая у самых развалин Трахина. Там над Трахином был храм Афины Трахинской и в нем много пожертвований. Галаты надеялись подняться по тропинке на Эту и, между прочим, захватить богатства из храма».
КУЛЬТ В ФЕСАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ИТОН ДЕРЕВНЯ в ГЕСТИЕОТИДЕ В ФЕСАЛИИ
Страбон. География. Книга 9. 5. 15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 163) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Фивы расположены над Пирасом, а в глубине страны над Фивами простирается у конца Офрии Крокийская равнина; через эту равнину протекает Амфрис. Над этой рекой лежит Итон, где находилось святилище Итонии [Афины] (по имени которого названо и святилище в Беотии) и течет река Куарий».
Страбон. География. Книга 9. 5. 17. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 163) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«в Гистиеотиде, а Пеней и Куралий протекают через их область. Из этих рек Куралий течет мимо святилища Афины Итонии и впадает в Пеней»
Павсаний. Описание Эллады. 1. 13. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Победив [исторический полководец Пирр] собственные войска Антигона и бывшее у него наемное войско галатов, он преследовал его до приморских городов и завладел верхней Македонией и Фессалией. Значение и важность этой битвы и победы Пирра — а это больше всего имеет значение — подтверждается тем оружием кельтов, которое было посвящено в храм Афины Итонии между Ферами и Ларисой и на котором была сделана следующая надпись:
Отпрыск Молосса, царь Пирр, посвятив Итонийской Афине
Храбрых галатов щиты, здесь их повесил как дар,
Мощь сокрушив Антигонова войска. Зачем удивляться:
Славны давно, и теперь все Эакиды-бойцы».
Павсаний. Описание Эллады. 3. 9. 13. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Когда, (потерпев поражение), беотийцы обратились в бегство [спартанцы в исторической войне в Фессалии], то некоторые из воинов бежали в храм Афины, называемой Итонийской. Хотя Агесилай был ранен в этом сражении, но, несмотря на это, он не нарушил права молящих о защите».
Павсаний. Описание Эллады. 10. 1. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В исторической войне фокейцев против фессалийцев] так как пароль, который обычно давался начальниками в битвах, для фессалийцев был «Афина Итония», а для фокейцев — их эпоним, давший им свое имя, «Фок»».
II. НЕЯ ОСТРОВ РЯДОМ С ЗАЛИВОМ САЛОНИКИ В ФЕСАЛИИ
Плиний Старший. Естественая история. Книга 4. 72. (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§180—215) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
«[Острова в заливе Салоники] посвященная Минерве Нея».
КУЛЬТ В КЕОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
I. ПИЕЕССА ГОРОД В КЕОСЕ
Страбон. География. Книга 10. 5. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Неподалеку от Корессии и от Пиеессы находится святилище Аполлона Сминфейского. Между этим святилищем и развалинами Пиеессы стоит святилище Недусийской Афины, воздвигнутое Нестором при возвращении из-под Трои».
КУЛЬТ В ХИОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
I. ХИОС СТОЛИЦА ХИОСА
Страбон. География. Книга 13. 1. 41. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Впрочем, показывают много древних деревянных изображений Афины в сидячем положении, например в Фокее, Массалии, Риме, на Хиосе и в некоторых других местах».
КУЛЬТ В САМОСЕ
I. САМОС СТОЛИЦА САМОСА
Страбон. География. Книга 14. 1. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Открытый двор храма [Геры в Самосе] равным образом наполнен прекраснейшими статуями. 3 из них колоссальных размеров — произведения Мирона — помещались на одном общем цоколе; их снял было Антоний, но Август Цезарь велел восстановить 2 статуи на том же цоколе — Афины и Геракла».
КУЛЬТ В РОДОСЕ
I. ЛИНДОС СТОЛИЦА РОДОСА
Пиндар. Олимпийские песни. 7. 33. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 32) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«От лернейского берега к той земле среди морей [Родосу],
Где великий властитель богов [Зевс]
Пролил на город золотые снега,
Когда умением Гефеста о медном топоре
Из отчего темени вырвалась Афина
С бескрайним криком,
И дрогнули перед нею Небо [Уран] и мать Земля [Гея];
А сияющий смертным сын Гипериона [Гелиос]
Повелел своим милым сынам
Блюсти ближний долг,
Чтобы первыми воздвигнуть богине светлый алтарь
И жертвенным чином
Возвеселить и отца, и деву, гремящую копьем.
Доблесть и радость
Входят в смертных, чтящих Предведенье, —
Но туча забвения обстигает врасплох,
Отстраняя ум с прямого пути вещей:
Жгучего семени огня
Не взнесли они на городскую высь [акрополь Линдоса],
Для беспламенных жертв
Оградивши свое святилище.
И Зевс
Желтую тучу свел к ним дождем щедрого золота,
А совоокая
Дала им сноровку превзойти всех смертных трудами искусных рук.
Подобные живым, шагнули по дорогам их творения, —
И слава их была глубока;
В искусившемся и великое умение безобманно».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 12. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Данай из страха перед сыновьями Египта первым по совету Афины построил пятидесятивесельный корабль (первый человек, который сделал это) и, посадив на него дочерей [50 дочерей], спасся бегством. Прибыв на остров Родос, Данай воздвиг там статую Афины Линдийской. Оттуда он направился в Аргос».
Страбон. География. Книга 14. 2. 11. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В Линде [остров Родос] есть знаменитое святилище Афины Линдии, основанное дочерьми Даная».
Страбон. География. Книга 14. 2. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«При рождении Афины из головы Зевса, согласно Пиндару, на острове [Родосе] пролился золотой дождь».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 9. 17. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«И если вы попытаетесь разрубить их сталью, то они воистину так хорошо переплетены, что поддадутся не больше чем льняной панцирь, который, как говорят, Амасис дал в жертву Афине Линдской».
Филострат Старший. Картины. Книга 2. 27. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
«[Из описания древнегреческой картины в Неаполе (Неаполе)] Рождение Афины… Вот уж на двух акрополях приносят жертвы Афине [то есть в день ее рождения] два народа, афиняне и родосцы, на земле и на море, «люди, рожденные морем, и землей порожденные люди»; родосцы приносят жертвы без всесожжения, неоконченные, народ же в Афинах ей дал и огонь и запах сжигаемых жертв. Каким благовонным нарисован здесь дым, «кверху текущий с запахом тука». Потому-то к ним и пришла богиня, как к более мудрым и правильно принесшим ей жертву, а родосцам, как говорят, потекло с неба золото и наполнило дома их и улицы, так как Зевс разверзнул над ними тучу из золота, за то что и они признали Афину. На их акрополе стоит Плутос, бог богатства; он нарисован крылатым, как явившийся из облаков, золотым – по той материи, в образе которой он появился».
КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
I. КНОС СТОЛИЦА КРИТА
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 40. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Из произведений [приписываемых мифическому мастеру] Дедала… пара его деревянных статуй находится на Крите: Бритомартис — в Олунте и Афина — у жителей Кноса. У них же есть и хоровод Ариадны, о котором упоминал и Гомер в «Илиаде», сделанный в виде рельефа из белого мрамора».
КУЛЬТ В ТРОАДЕ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ИЛИОН ГОРОД В ТРОАДЕ
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга E6. 20 — 22. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Кассандра [мифическая троянская принцесса] искала защиту, охватив деревянную статую Афины [во время разграбления Трои], но подверглась насилию локрийца Эанта… Афина разгневана на них вследствие святотатства Эанта [и уничтожила его корабль в шторм]… Локры [также попавшие в шторм] с трудом отвоевали свою землю, но через три года страну поразила чума. Оракул сообщил им, что они должны умилостивить богиню Афину в Илионе [Трое], посылая туда двух дев в качестве просительниц в течение тысячи лет. Первыми по жребию были избраны Перибея и Клеопатра. Когда они прибыли в Трою, местные жители стали их преследовать и девы укрылись в храме. Они там не смели приблизиться к богине и только обрызгивали и подметали пол. Помещения храма они не покидали, волосы у них были острижены, носили они одни хитоны и ходили без обуви. (22) После того как первые присланные туда девы умерли, были посланы другие. Эти девы входили в город ночью, чтобы их не заметили вне ограды храма и не убили. Позднее стали посылать грудных младенцев вместе с их кормилицами. По истечении тысячи лет, после Фокидской войны, туда перестали посылать просительниц».
Страбон. География. Книга 13. 1. 26. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Город современных илионцев [Троянцев в Троаде], как говорят, прежде был селением с небольшим и незначительным святилищем Афины. Когда же Александр после победы при Гранике35 прибыл сюда, он украсил храм посвятительными дарами… после разгрома персов он отправил туда благосклонное послание, обещая построить великий город, сделать храм знаменитым и учредить священные игры36. После его смерти Лисимах проявил особую заботу о городе: он отстроил храм»
Страбон. География. Книга 13. 1. 40. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Современные илионцы [Троянцы] утверждают даже, что город при взятии его ахейцами не был целиком уничтожен и никогда даже не был покинут жителями. Во всяком случае немного времени спустя после падения Илиона начали посылать туда каждый год локрийских девушек. Но это известие не гомеровское, потому что Гомер не знает о насилии над Кассандрой… Он не упоминает ни о насилии над Кассандрой, ни о гибели Эанта при кораблекрушении из-за гнева Афины или по какой-либо причине в этом роде… Однако посылка локрийских девушек последовала впервые уже при персидском господстве».
Страбон. География. Книга 13. 1. 41. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Такова версия илионцев [что Троя была заброшена, а не разрушена]. Гомер же совершенно ясно говорит о разорении города дотла… Выставляют и другие доказательства подобного рода, как например: деревянную статую Афины теперь можно видеть стоящей прямо, а Гомер изображает ее в сидячем положении, ибо он приказывает:
Пеплос же пусть на колена лепокудрой Афины возложат;
Впрочем, показывают много древних деревянных изображений Афины в сидячем положении, например в Фокее, Массалии, Риме, на Хиосе и в некоторых других местах…»
Страбон. География. Книга 13. 1. 42. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Современное поселение и святилище [Афины] были основаны во время господства лидийцев [во время правления Креза]».
II. ПИСИДИЯ ГОРОД В ТРОАДЕ
Страбон. География. Книга 13. 1. 59. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Геродот рассказывает89: когда этим педасийцам и их соседям грозило какое-нибудь несчастье, то у жрицы Афины вырастала борода; и это случалось с ними трижды».
КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. СМИРНА ГОРОД В ЭОЛИИ — ЛИДИИ
Страбон. География. Книга 14. 1. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В древности город был расположен вокруг святилища Афины, которое теперь находится за городом вблизи так называемого Гипелея».
Страбон. География. Книга 14. 1. 21. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В городе Эфесе вначале жили карийцы и лелеги; Андрокл [из Афин] изгнал их и поселил большинство прибывших с ним колонистов вокруг Афинея [храм Афины] и источника Гипелея [источника]».
II. ФОКЕЯ ГОРОД В ИОНИИ — ЛИДИИ
Страбон. География. Книга 13. 1. 41. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Показывают много древних деревянных изображений Афины в сидячем положении, например в Фокее, Массалии»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 31. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«И у фокейцев в Ионии есть древний храм Афины, который некогда сжег мидянин Гарпаг»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 5. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Двум же другим храмам в Ионии было суждено сгореть: их сожгли до основания персы, это — храм Геры на Самосе и храм Афины в Фокее; но, даже поврежденные огнем, они все же вызывали удивление».
III. ЭРИФРЫ ГОРОД В ИОНИИ — ЛИДИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 5. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть в Эрифрах храм Афины Полиады и огромной величины древняя статуя богини, восседающей на троне; в каждой руке она держит прялку, а на голове у нее полос. Что это произведение Эндоя, я основываюсь, помимо прочих доказательств, также еще на внешней отделке… статуи внутри храма и главным образом наблюдении стиля работы статуй Харит и Гор, которые стоят на открытом воздухе, перед входом, изваянные из белого мрамора».
КУЛЬТ В ЛИКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. ФАСЕЛИДА ДЕРЕВНЯ В ЛИКИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3. 3. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Копьем Ахилла, хранящимся в Фаселиде в храме Афины»
КУЛЬТ В ПАМФИЛИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. СИДА ДЕРЕВНЯ В ПАМФИЛИИ
Страбон. География. Книга 14. 4. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Потом следует Сида — колония кимейцев со святилищем Афины».
КУЛЬТ В СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
I. ГИМЕРА ГОРОД В СИЦИЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 3. 4. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Миф гласит, что вместе с Корой [Персефоной] росли здесь [на Сицилии] удостоившиеся наряду с ней сохранить девственность Афина и Артемида, и все вместе богини собирали цветы и ткали пеплос для своего отца Зевса. Из-за совместного времяпровождения и дружбы все они особенно полюбили этот остров, и каждая получила здесь отдельную область: Афина — у Гимера [культовый центр богини на острове]».
КУЛЬТ В ЛУКЕРИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
I. ГЕРАКЛЕЯ ГОРОД В ЛУКЕРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Страбон. География. Книга 6. 1. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«На последней реке [Сирис в Италии] лежал одноименный троянский город. Впоследствии, когда Гераклея была заселена тарантинцами из этого города, город стал только якорной стоянкой гераклейцев… В доказательство основания города троянцами приводят воздвигнутую там деревянную статую Илионской Афины. Статуя, говорят, закрыла глаза, когда ионийцы, захватившие город, оттаскивали от нее умоляющих о защите. Ведь эти ионийцы прибыли сюда как поселенцы, спасаясь бегством от господства лидийцев. Они захватили силой этот город, принадлежавший хаонам, назвав его Полиеем. Еще и теперь показывают статую с закрывающимися глазами. Конечно, бесстыдно сочинять такие басни и утверждать, что статуя не только закрыла глаза (подобно тому, как статуя в Илионе, говорят, отвернулась во время насилия над Кассандрой), но что ее можно было видеть с закрывающимися глазами. Однако гораздо бесстыднее считать привезенными из Илиона все те статуи, о которых упоминают историки. Действительно, в Риме, Лавинии, Лукерии и в Сиритиде Афина называется Илионской, как если бы она была перенесена из Трои».
КУЛЬТ В КАЛАБРИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
I. САЛЕНТИНЫ ГОРОД В КАЛАБРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Страбон. География. Книга 6. 1. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Салентины, как говорят, — колония критян. Там находятся некогда богатое святилище Афины»
КУЛЬ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
I. СИРРЕНТ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Страбон. География. Книга 5. 4. 8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Сиррент — город, принадлежащий кампанцам, откуда выдается в море Афиней, называемый некоторыми мысом Сиренусс. Это — святилище Афины, воздвигнутое Одиссеем на вершине мыса».
КУЛЬТ В АПУЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
I. ЛУКЕРИЯ ДЕРЕВНЯ В ДАВНИИ АПУЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Страбон. География. Книга 6. 1. 9. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В этих местах показывают остатки владений Диомеда — равнину Диомеда и многое другое: древние посвятительные дары в святилище Афины в Лукерии (так как и эта последняя была в древности городом давниев; теперь она пришла в упадок)»
Страбон. География. Книга 6. 1. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В Риме, Лавинии, Лукерии и в Сиритиде Афина называется Илионской, как если бы она была перенесена из Трои».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 11. 5. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«В стране давниев [к северо-западу от Апулии в Италии] есть знаменитый храм Афины Илионской. И говорят, что борзые, которых здесь держат, ластятся ко всем грекам, но облаивают иностранцев».
КУЛЬТ В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
I. РИМ СТОЛИЦА ИМПЕРИИ
Страбон. География. Книга 6. 1. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 563) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В Риме, Лавинии, Лукерии и в Сиритиде Афина называется Илионской, как если бы она была перенесена из Трои».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 23. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Палладий [священное изображение Афины] — так называется это изображение — был, как известно, увезен Энеем в Италию.
Римский император Домициан принял Афину как свою богиню-покровительницу».
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 7. 32. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 158) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«[Мудрец Аполлоний Тианский римскому императору Домициану] А вот я, государь, полагал, что попечительствует о тебе Афина, да не меньше, чем древле о Диомеде под Троен»
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 7. 24. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 158) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«[Мужчина] в общей молитве не помянул-де он Домициана отпрыском Афины. «Ты-то, видпо, думал, что у Афины детей нет из-за вековечного ее девства, — отвечал Аполлоний, — однако же совершенно упустил из виду, что сия богиня некогда родила афинянам дракона!»»
II. КИРКЕЙ ГОРОД В ЛАЦИИ
Страбон. География. Книга 5. 3. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Гора Киркей… На горе находится городок с храмом Кирки и алтарем Афины. Там показывают какую-то чашу, как говорят, принадлежавшую Одиссею».
КУЛЬТ В ИБЕРИИ (ЮЖНАЯ ИСПАНИЯ)
I. ОДИССЕЯ ДЕРЕВНЯ В ИБЕРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Страбон. География. Книга 3. 4. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Выше этой местности [Абдера в Иберии], в горной стране, показывают город Одиссеи и в нем святилище Афины, по утверждению Посидония, Артемидора и Асклепиада из Мирлеи (человека, который обучал грамматике в Турдетании и издал какое-то описание племен этой области). Асклепиад сообщает, что в святилище Афины прибиты щиты и корабельные носы в воспоминание странствований Одиссея»
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Пиндар. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. ???) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Парфений. О любовных страстях. (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.)
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой)
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
- Филострат Старший. Картины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
- Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
Римские
- Плиний Старший. Естественая история. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
Список используемой литературы