Культ Афины 4

Афина была олимпийской богиней защиты городов, ремесел ткачества, гончарного дела и скульптуры.

На этой странице описывается ее культ в северной Греции, на островах Эгейского моря и в греческих колониях Малой Азии и Италии. Самыми значительными из ее святынь в этом районе были святыни Итона в Фессалии и Линдоса на острове Родос. Самым любопытным из ее культов был, несомненно, культ опунтской локриды, которые регулярно отправляли девушек в Трою почти на верную смерть — чтобы умилостивить богиню за мифические проступки героя Троянской войны Аякса.

Изображение справа — «Копия Афины Парфенос», второй век нашей эры, Музей изящных искусств Бостона.

Содержание
  1. КУЛЬТ В ЭВБЕЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  2. I. ХАЛКИДА ГОРОД ГОРОД В ЮЖНОЙ ЭВБЕЕ
  3. КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  4. I. ДЕЛЬФЫ ГОРОД & СВЯТИЛИЩЕ В ФОКИДЕ
  5. II. РЯДОМ С КОРОНЕЕЙ ДЕРЕВНЕЙ В ФОКИДЕ
  6. III. ДАВЛИДА ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
  7. IV. ТИФОРЕЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ
  8. V. РЯДОМ С ЭЛАТЕЕЙ ДЕРЕВНЕЙ В ФОКИДЕ
  9. КУЛЬТ В ЛОКРАХ ОЗОЛЬСКИХ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  10. I. АМФИССА СТОЛИЦА ЛОКР
  11. КУЛЬТ В ОПУНТСКОЙ ЛОКРИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  12. КУЛЬТ В МАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  13. I. ТРАХИН СТОЛИЦА МАЛИИ
  14. КУЛЬТ В ФЕСАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  15. I. ИТОН ДЕРЕВНЯ в ГЕСТИЕОТИДЕ В ФЕСАЛИИ
  16. II. НЕЯ ОСТРОВ РЯДОМ С ЗАЛИВОМ САЛОНИКИ В ФЕСАЛИИ
  17. КУЛЬТ В КЕОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
  18. I. ПИЕЕССА ГОРОД В КЕОСЕ
  19. КУЛЬТ В ХИОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
  20. I. ХИОС СТОЛИЦА ХИОСА
  21. КУЛЬТ В САМОСЕ
  22. I. САМОС СТОЛИЦА САМОСА
  23. КУЛЬТ В РОДОСЕ
  24. I. ЛИНДОС СТОЛИЦА РОДОСА
  25. КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
  26. I. КНОС СТОЛИЦА КРИТА
  27. КУЛЬТ В ТРОАДЕ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  28. I. ИЛИОН ГОРОД В ТРОАДЕ
  29. II. ПИСИДИЯ ГОРОД В ТРОАДЕ
  30. КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  31. I. СМИРНА ГОРОД В ЭОЛИИ — ЛИДИИ
  32. II. ФОКЕЯ ГОРОД В ИОНИИ — ЛИДИИ
  33. III. ЭРИФРЫ ГОРОД В ИОНИИ — ЛИДИИ
  34. КУЛЬТ В ЛИКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  35. I. ФАСЕЛИДА ДЕРЕВНЯ В ЛИКИИ
  36. КУЛЬТ В ПАМФИЛИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  37. I. СИДА ДЕРЕВНЯ В ПАМФИЛИИ
  38. КУЛЬТ В СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
  39. I. ГИМЕРА ГОРОД В СИЦИЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
  40. КУЛЬТ В ЛУКЕРИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
  41. I. ГЕРАКЛЕЯ ГОРОД В ЛУКЕРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
  42. КУЛЬТ В КАЛАБРИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
  43. I. САЛЕНТИНЫ ГОРОД В КАЛАБРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
  44. КУЛЬ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
  45. I. СИРРЕНТ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
  46. КУЛЬТ В АПУЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
  47. I. ЛУКЕРИЯ ДЕРЕВНЯ В ДАВНИИ АПУЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
  48. КУЛЬТ В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
  49. I. РИМ СТОЛИЦА ИМПЕРИИ
  50. II. КИРКЕЙ ГОРОД В ЛАЦИИ
  51. КУЛЬТ В ИБЕРИИ (ЮЖНАЯ ИСПАНИЯ)
  52. I. ОДИССЕЯ ДЕРЕВНЯ В ИБЕРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

КУЛЬТ В ЭВБЕЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ХАЛКИДА ГОРОД ГОРОД В ЮЖНОЙ ЭВБЕЕ

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 6. 1. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«После победы над хал­кидя­на­ми [510 г. до н. э.] афи­няне разде­ли­ли при­над­ле­жав­шую им зем­лю, так назы­вае­мый Гип­по­бот2, на две тыся­чи наде­лов: зем­лю, нося­щую назва­ние Лилант3, отве­ли для свя­ти­ли­ща Афи­ны, осталь­ную, руко­вод­ст­ву­ясь сте­ла­ми цар­ской стои4, на кото­рых были запи­са­ны соот­вет­ст­ву­ю­щие дого­во­ры, сда­ли в арен­ду»

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ДЕЛЬФЫ ГОРОД & СВЯТИЛИЩЕ В ФОКИДЕ

Парфений. О любовных страстях. 25. (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.)

 

«Рас­ска­зы­ва­ет Филарх [Греческий историк]. Тиран Фавл влю­бил­ся в жену Ари­сто­на, кото­рый был пред­во­ди­те­лем эте­ян… У жен­щи­ны было страст­ное жела­ние овла­деть оже­ре­льем, нахо­див­шим­ся тогда в хра­ме Афи­ны Про­мыс­ли­тель­ни­цы (богиня предусмотрительности), кото­рое, по рас­ска­зам, при­над­ле­жа­ло Эри­фи­ле. Вот это­го-то дара и жела­ла воз­люб­лен­ная Фавла. Тогда Фавл, рас­хи­тив в Дель­фах и осталь­ные при­но­ше­ния, заби­ра­ет вме­сте с ними оже­ре­лье».

 

Павсаний. Описание Эллады. 10. 8. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«При входе в город [Дельфы] стоит ряд храмов; первый из них представляет из себя развалины… второй называется храмом Афины Пронойи (Провидящей). Та из статуй, которая стоит в притворе — приношение массалиотов, по величине большая, чем та, которая находится внутри храма. Массалиоты — это колонисты из числа фокейцев, живших в Ионии… Посвященная массалиотами (статуя) сделана из меди. Что же касается золотого щита, пожертвованного в храм Афины Пронойи лидийским царем Крезом, то жители Дельф говорят, что его похитил Филомел».

 

Павсаний. Описание Эллады. 10. 10. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На пьедестале (статуй, стоящих) [посвященный Афинянам в Дельфах] вниз от (этого подобия деревянного) коня, находится надпись, гласящая, что они поставлены из десятины добычи, полученной после [исторической] победы при Марафоне; это статуи Афины, Аполлона и одного из вождей, Мильтиада».

 

Павсаний. Описание Эллады. 10. 13. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Статуи Аполлона, Афины и Артемиды являются приношением фокейцев из добычи, полученной после их победы над их соседями и вечными врагами фессалийцами»

 

Павсаний. Описание Эллады. 10. 13. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Дельфах, Фокиде] Есть тут группа: Геракл и Аполлон держатся за треножник и готовы вступить в борьбу из-за него. Латона и Артемида успокаивают гнев Аполлона, Афина удерживает Геракла. Это тоже дар фокейцев в память того времени, когда в войне против фессалийцев ими руководил элеец Теллий. Остальные статуи изваял Диилл вместе с Амиклеем, Афину же и Артемиду создал Хионид».

 

Павсаний. Описание Эллады. 10. 15. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Пожертвованием этолийцев, когда они одержали окончательную [историческую] победу над галатами, являются статуи [в Дельфах] этолийских военачальников и, кроме того, статуи Артемиды, Афины и две статуи Аполлона».

 

Павсаний. Описание Эллады. 10. 18. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Ахейцы посвятили статую Афины [в Дельфах], после того как они [исторически] взяли осажденный ими город в Этолии. Название этому городу, который они взяли, было Фана».

 

II. РЯДОМ С КОРОНЕЕЙ ДЕРЕВНЕЙ В ФОКИДЕ

Страбон. География. Книга 9. 2. 29. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 163) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Полу­чив гос­под­ство над Коро­не­ей [беотицы в Фокиде, после Троянской войны], они постро­и­ли на рав­нине перед горо­дом свя­ти­ли­ще Итон­ской Афи­ны, одно­имен­ное с фес­са­лий­ским свя­ти­ли­щем; а реку, про­те­каю­щую мимо горо­да, они назва­ли Куа­ри­ем, дав ей оди­на­ко­вое имя с фес­са­лий­ской рекой. Алкей же назы­ва­ет ее Кора­ли­ем в сле­дую­щих сти­хах:

Афи­на — дева, бра­ней вла­ды­чи­ца!
Ты, что обхо­дишь свой коро­ней­ский храм
По залив­ным лугам свя­щен­ным —
Там, где поток Кора­лий­ский пле­щет!
(Фрг. 3. Бергк)

Здесь обыч­но сплав­ля­лись Пам­бео­тии. Как гово­рят, ста­туя Аида посвя­ща­лась в хра­ме вме­сте со ста­ту­ей Афи­ны в силу какой-то мисти­че­ской при­чи­ны».

 

Павсаний. Описание Эллады. 9. 34. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Преж­де чем при­быть из Алал­ко­мен в Коро­нею [в Беотии], на пути будет храм Афи­ны Ито­нии. Это назва­ние про­ис­хо­дит от име­ни [мифического героя] Ито­на, сына Амфи­к­ти­о­на, и сюда соби­ра­ют­ся на общее собра­ние все бео­тий­цы. В хра­ме есть мед­ные ста­туи Афи­ны Ито­нии и Зев­са, работы Аго­ра­кри­та, уче­ни­ка и любим­ца Фидия. В мое вре­мя они посвя­ти­ли сюда ста­туи Харит. Рас­ска­зы­ва­ет­ся еще сле­дую­щая леген­да: жри­ца боги­ни Иода­ма как-то ночью вошла в свя­щен­ную огра­ду; и вот перед ней яви­лась Афи­на, на оде­я­нии кото­рой была голо­ва Меду­зы Гор­го­ны. Как толь­ко Иода­ма взгля­ну­ла на нее, она обра­ти­лась в камень. И поэто­му жен­щи­на, каж­дый день воз­ла­гаю­щая огонь на жерт­вен­ник Афи­ны Ито­нии(1), три­жды воз­гла­ша­ет на бео­тий­ском наре­чии, что Иода­ма жива и про­сит огня».

III. ДАВЛИДА ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. 10. 4. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У давлийцев [в Фокиде] есть храм Афины и древнее ее изображение; еще более древний деревянный ее ксоан, по их словам, Прокна [мифическая героиня] привезла с собою из Афин».

 

IV. ТИФОРЕЯ ДЕРЕВНЯ В ФОКИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. 10. 32. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Больше всего в этом городе застуживают упоминания роща Афины, ее храм и статуя».

V. РЯДОМ С ЭЛАТЕЕЙ ДЕРЕВНЕЙ В ФОКИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. 10. 34. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Приблизительно стадиях в двадцати от Элатеи находится храм Афины, именуемой Кранеей. Дорога к этому храму поднимается кверху так отлого, что не представляет трудностей; и действительно, подъем почти незаметен. Около дороги, на краю стоит холм, в большей своей части отвесный, не очень большой и не очень высокий. На этом холме построен храм, построены галереи, а между ними здания, в которых живут те, которым назначено иметь уход за храмом богини, и прежде всего жрец. Этого жреца они выбирают из мальчиков-подростков, причем они заботятся о том, чтобы он окончил свое служение раньше, чем он станет взрослым юношей. Свои жреческие обязанности он исполняет подряд пять лет, в течение которых он ведет особую жизнь при богине и для омовений пользуется, по древнему обычаю, большими чанами. Эту статую создали также сыновья Поликла. Богиня изображена готовой к бою и на ее щите сделана в виде рельефа точная копия тех изображений, какие в Афинах имеются на щите так называемой афинянами Афины Парфенос (Девы)».

КУЛЬТ В ЛОКРАХ ОЗОЛЬСКИХ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АМФИССА СТОЛИЦА ЛОКР

Павсаний. Описание Эллады. 10. 38. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На акрополе [в Локрах] есть у них храм Афины и ее медная статуя — богиня изображена в стоячем положении; говорят, она привезена Фоантом из Илиона [Трои] и является частью троянской добычи. Но меня в этом они убедить не могли».

КУЛЬТ В ОПУНТСКОЙ ЛОКРИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

Опунтские локридцы каждые несколько лет отправляли девушек в храм Афины в Троаде, большинство из которых были забиты камнями до смерти местными жителями. Те немногие, кому удалось найти убежище в ее храме, были назначены жрицами.

Для дополнительной информации см.: Культ Афины в Троаде (ниже)

 

КУЛЬТ В МАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ТРАХИН СТОЛИЦА МАЛИИ

Павсаний. Описание Эллады. 10. 22. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На седьмой день после битвы отряд галатов попытался подняться на Эту со стороны Гераклеи. Сюда вела узкая тропинка, проходившая у самых развалин Трахина. Там над Трахином был храм Афины Трахинской и в нем много пожертвований. Галаты надеялись подняться по тропинке на Эту и, между прочим, захватить богатства из храма».

 

КУЛЬТ В ФЕСАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

«Афина, греко-римская мраморная статуя из Селино, Лувр.
«Афина, греко-римская мраморная статуя из Селино, Лувр.

I. ИТОН ДЕРЕВНЯ в ГЕСТИЕОТИДЕ В ФЕСАЛИИ

Страбон. География. Книга 9. 5. 15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 163) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Фивы рас­по­ло­же­ны над Пира­сом, а в глу­бине стра­ны над Фива­ми про­сти­ра­ет­ся у кон­ца Офрии Кро­кий­ская рав­ни­на; через эту рав­ни­ну про­те­ка­ет Амф­рис. Над этой рекой лежит Итон, где нахо­ди­лось свя­ти­ли­ще Ито­нии [Афины] (по име­ни кото­ро­го назва­но и свя­ти­ли­ще в Бео­тии) и течет река Куа­рий».

 

Страбон. География. Книга 9. 5. 17. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 163) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«в Гистиео­ти­де, а Пеней и Кура­лий про­те­ка­ют через их область. Из этих рек Кура­лий течет мимо свя­ти­ли­ща Афи­ны Ито­нии и впа­да­ет в Пеней»

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 13. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Победив [исторический полководец Пирр] соб­ст­вен­ные вой­ска Анти­го­на и быв­шее у него наем­ное вой­ско гала­тов, он пре­сле­до­вал его до при­мор­ских горо­дов и завла­дел верх­ней Македо­ни­ей и Фес­са­ли­ей. Зна­че­ние и важ­ность этой бит­вы и победы Пир­ра — а это боль­ше все­го име­ет зна­че­ние — под­твер­жда­ет­ся тем ору­жи­ем кель­тов, кото­рое было посвя­ще­но в храм Афи­ны Ито­нии меж­ду Фера­ми и Лари­сой и на кото­ром была сде­ла­на сле­дую­щая над­пись:

Отпрыск Молос­са, царь Пирр, посвя­тив Ито­ний­ской Афине
Храб­рых гала­тов щиты, здесь их пове­сил как дар,
Мощь сокру­шив Анти­го­но­ва вой­ска. Зачем удив­лять­ся:
Слав­ны дав­но, и теперь все Эакиды-бой­цы».

 

Павсаний. Описание Эллады. 3. 9. 13. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Когда, (потер­пев пора­же­ние), бео­тий­цы обра­ти­лись в бег­ство [спартанцы в исторической войне в Фессалии], то неко­то­рые из вои­нов бежа­ли в храм Афи­ны, назы­вае­мой Ито­ний­ской. Хотя Аге­си­лай был ранен в этом сра­же­нии, но, несмот­ря на это, он не нару­шил пра­ва моля­щих о защи­те».

 

Павсаний. Описание Эллады. 10. 1. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В исторической войне фокейцев против фессалийцев] так как пароль, который обычно давался начальниками в битвах, для фессалийцев был «Афина Итония», а для фокейцев — их эпоним, давший им свое имя, «Фок»».

II. НЕЯ ОСТРОВ РЯДОМ С ЗАЛИВОМ САЛОНИКИ В ФЕСАЛИИ

Плиний Старший. Естественая история. Книга 4. 72. (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§180—215) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

 

«[Острова в заливе Салоники] посвя­щен­ная Минер­ве Нея».

КУЛЬТ В КЕОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

I. ПИЕЕССА ГОРОД В КЕОСЕ

Страбон. География. Книга 10. 5. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Непо­да­ле­ку от Корес­сии и от Пие­ессы нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Смин­фей­ско­го. Меж­ду этим свя­ти­ли­щем и раз­ва­ли­на­ми Пие­ессы сто­ит свя­ти­ли­ще Неду­сий­ской Афи­ны, воз­двиг­ну­тое Несто­ром при воз­вра­ще­нии из-под Трои».

КУЛЬТ В ХИОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

I. ХИОС СТОЛИЦА ХИОСА

Страбон. География. Книга 13. 1. 41. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Впро­чем, пока­зы­ва­ют мно­го древ­них дере­вян­ных изо­бра­же­ний Афи­ны в сидя­чем поло­же­нии, напри­мер в Фокее, Мас­са­лии, Риме, на Хио­се и в неко­то­рых дру­гих местах».

 

КУЛЬТ В САМОСЕ

I. САМОС СТОЛИЦА САМОСА

Страбон. География. Книга 14. 1. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Откры­тый двор хра­ма [Геры в Самосе] рав­ным обра­зом напол­нен пре­крас­ней­ши­ми ста­ту­я­ми. 3 из них колос­саль­ных раз­ме­ров — про­из­веде­ния Миро­на — поме­ща­лись на одном общем цоко­ле; их снял было Анто­ний, но Август Цезарь велел вос­ста­но­вить 2 ста­туи на том же цоко­ле — Афи­ны и Герак­ла».

КУЛЬТ В РОДОСЕ

I. ЛИНДОС СТОЛИЦА РОДОСА

Пиндар. Олимпийские песни. 7. 33. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 32) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«От лернейского берега к той земле среди морей [Родосу],
Где великий властитель богов [Зевс]
Пролил на город золотые снега,
Когда умением Гефеста о медном топоре
Из отчего темени вырвалась Афина
С бескрайним криком,
И дрогнули перед нею Небо [Уран] и мать Земля [Гея];
А сияющий смертным сын Гипериона [Гелиос]
Повелел своим милым сынам
Блюсти ближний долг,
Чтобы первыми воздвигнуть богине светлый алтарь
И жертвенным чином
Возвеселить и отца, и деву, гремящую копьем.
Доблесть и радость
Входят в смертных, чтящих Предведенье, —
Но туча забвения обстигает врасплох,
Отстраняя ум с прямого пути вещей:
Жгучего семени огня
Не взнесли они на городскую высь [акрополь Линдоса],
Для беспламенных жертв
Оградивши свое святилище.
И Зевс
Желтую тучу свел к ним дождем щедрого золота,
А совоокая
Дала им сноровку превзойти всех смертных трудами искусных рук.
Подобные живым, шагнули по дорогам их творения, —
И слава их была глубока;
В искусившемся и великое умение безобманно».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 12. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Данай из стра­ха перед сыно­вья­ми Егип­та пер­вым по сове­ту Афи­ны постро­ил пяти­де­ся­ти­ве­сель­ный корабль (первый человек, который сделал это) и, поса­див на него доче­рей [50 дочерей], спас­ся бег­ст­вом. При­быв на ост­ров Родос, Данай воз­двиг там ста­тую Афи­ны Лин­дий­ской. Оттуда он напра­вил­ся в Аргос».

 

Страбон. География. Книга 14. 2. 11. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«В Лин­де [остров Родос] есть зна­ме­ни­тое свя­ти­ли­ще Афи­ны Лин­дии, осно­ван­ное дочерь­ми Даная».

 

Страбон. География. Книга 14. 2. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«При рож­де­нии Афи­ны из голо­вы Зев­са, соглас­но Пин­да­ру, на ост­ро­ве [Родосе] про­лил­ся золо­той дождь».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 9. 17. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«И если вы попытаетесь разрубить их сталью, то они воистину так хорошо переплетены, что поддадутся не больше чем льняной панцирь, который, как говорят, Амасис дал в жертву Афине Линдской».

 

Филострат Старший. Картины. Книга 2. 27. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«[Из описания древнегреческой картины в Неаполе (Неаполе)] Рождение Афины… Вот уж на двух акрополях приносят жертвы Афине [то есть в день ее рождения] два народа, афиняне и родосцы, на земле и на море, «люди, рожденные морем, и землей порожденные люди»; родосцы приносят жертвы без всесожжения, неоконченные, народ же в Афинах ей дал и огонь и запах сжигаемых жертв. Каким благовонным нарисован здесь дым, «кверху текущий с запахом тука». Потому-то к ним и пришла богиня, как к более мудрым и правильно принесшим ей жертву, а родосцам, как говорят, потекло с неба золото и наполнило дома их и улицы, так как Зевс разверзнул над ними тучу из золота, за то что и они признали Афину. На их акрополе стоит Плутос, бог богатства; он нарисован крылатым, как явившийся из облаков, золотым – по той материи, в образе которой он появился».

КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

I. КНОС СТОЛИЦА КРИТА

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 40. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Из про­из­веде­ний [приписываемых мифическому мастеру] Деда­ла… пара его дере­вян­ных ста­туй нахо­дит­ся на Кри­те: Бри­то­мар­тис — в Олун­те и Афи­на — у жите­лей Кно­са. У них же есть и хоро­вод Ари­ад­ны, о кото­ром упо­ми­нал и Гомер в «Илиа­де», сде­лан­ный в виде релье­фа из бело­го мра­мо­ра».

 

КУЛЬТ В ТРОАДЕ (МАЛАЯ АЗИЯ)

Афина, греко-римская мраморная статуя, музей в Риме
Афина, греко-римская мраморная статуя, музей в Риме

I. ИЛИОН ГОРОД В ТРОАДЕ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга E6. 20 — 22. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Кас­сандра [мифическая троянская принцесса] иска­ла защи­ту, охва­тив дере­вян­ную ста­тую Афи­ны [во время разграбления Трои], но под­верг­лась наси­лию локрий­ца Эан­та… Афи­на раз­гне­ва­на на них вслед­ст­вие свя­тотат­ства Эан­та [и уничтожила его корабль в шторм]… Лок­ры [также попавшие в шторм] с трудом отво­е­ва­ли свою зем­лю, но через три года стра­ну пора­зи­ла чума. Ора­кул сооб­щил им, что они долж­ны уми­ло­сти­вить боги­ню Афи­ну в Или­оне [Трое], посы­лая туда двух дев в каче­стве про­си­тель­ниц в тече­ние тыся­чи лет. Пер­вы­ми по жре­бию были избра­ны Пери­бея и Клео­пат­ра. Когда они при­бы­ли в Трою, мест­ные жите­ли ста­ли их пре­сле­до­вать и девы укры­лись в хра­ме. Они там не сме­ли при­бли­зить­ся к богине и толь­ко обрыз­ги­ва­ли и под­ме­та­ли пол. Поме­ще­ния хра­ма они не покида­ли, воло­сы у них были остри­же­ны, носи­ли они одни хито­ны и ходи­ли без обу­ви. (22) После того как пер­вые при­слан­ные туда девы умер­ли, были посла­ны дру­гие. Эти девы вхо­ди­ли в город ночью, чтобы их не заме­ти­ли вне огра­ды хра­ма и не уби­ли. Позд­нее ста­ли посы­лать груд­ных мла­ден­цев вме­сте с их кор­ми­ли­ца­ми. По исте­че­нии тыся­чи лет, после Фокид­ской вой­ны, туда пере­ста­ли посы­лать про­си­тель­ниц».

 

Страбон. География. Книга 13. 1. 26. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Город совре­мен­ных или­он­цев [Троянцев в Троаде], как гово­рят, преж­де был селе­ни­ем с неболь­шим и незна­чи­тель­ным свя­ти­ли­щем Афи­ны. Когда же Алек­сандр после победы при Гра­ни­ке35 при­был сюда, он укра­сил храм посвя­ти­тель­ны­ми дара­ми… после раз­гро­ма пер­сов он отпра­вил туда бла­го­склон­ное посла­ние, обе­щая постро­ить вели­кий город, сде­лать храм зна­ме­ни­тым и учредить свя­щен­ные игры36. После его смер­ти Лиси­мах про­явил осо­бую заботу о горо­де: он отстро­ил храм»

 

Страбон. География. Книга 13. 1. 40. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Совре­мен­ные или­он­цы [Троянцы] утвер­жда­ют даже, что город при взя­тии его ахей­ца­ми не был цели­ком уни­что­жен и нико­гда даже не был поки­нут жите­ля­ми. Во вся­ком слу­чае немно­го вре­ме­ни спу­стя после паде­ния Или­о­на нача­ли посы­лать туда каж­дый год локрий­ских деву­шек. Но это изве­стие не гоме­ров­ское, пото­му что Гомер не зна­ет о наси­лии над Кас­сан­дрой… Он не упо­ми­на­ет ни о наси­лии над Кас­сан­дрой, ни о гибе­ли Эан­та при кораб­ле­кру­ше­нии из-за гне­ва Афи­ны или по какой-либо при­чине в этом роде… Одна­ко посыл­ка локрий­ских деву­шек после­до­ва­ла впер­вые уже при пер­сид­ском гос­под­стве».

 

Страбон. География. Книга 13. 1. 41. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Тако­ва вер­сия или­он­цев [что Троя была заброшена, а не разрушена]. Гомер же совер­шен­но ясно гово­рит о разо­ре­нии горо­да дотла… Выстав­ля­ют и дру­гие дока­за­тель­ства подоб­но­го рода, как напри­мер: дере­вян­ную ста­тую Афи­ны теперь мож­но видеть сто­я­щей пря­мо, а Гомер изо­бра­жа­ет ее в сидя­чем поло­же­нии, ибо он при­ка­зы­ва­ет:

Пеп­лос же пусть на коле­на лепо­куд­рой Афи­ны воз­ло­жат;

Впро­чем, пока­зы­ва­ют мно­го древ­них дере­вян­ных изо­бра­же­ний Афи­ны в сидя­чем поло­же­нии, напри­мер в Фокее, Мас­са­лии, Риме, на Хио­се и в неко­то­рых дру­гих местах…»

 

Страбон. География. Книга 13. 1. 42. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Совре­мен­ное посе­ле­ние и свя­ти­ли­ще [Афины] были осно­ва­ны во вре­мя гос­под­ства лидий­цев [во время правления Кре­за]».

II. ПИСИДИЯ ГОРОД В ТРОАДЕ

Страбон. География. Книга 13. 1. 59. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Геро­дот рас­ска­зы­ва­ет89: когда этим педа­сий­цам и их соседям гро­зи­ло какое-нибудь несча­стье, то у жри­цы Афи­ны вырас­та­ла боро­да; и это слу­ча­лось с ними три­жды».

 

КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. СМИРНА ГОРОД В ЭОЛИИ — ЛИДИИ

Страбон. География. Книга 14. 1. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«В древ­но­сти город был рас­по­ло­жен вокруг свя­ти­ли­ща Афи­ны, кото­рое теперь нахо­дит­ся за горо­дом вбли­зи так назы­вае­мо­го Гипе­лея».

 

Страбон. География. Книга 14. 1. 21. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«В горо­де Эфе­се вна­ча­ле жили карий­цы и леле­ги; Анд­рокл [из Афин] изгнал их и посе­лил боль­шин­ство при­быв­ших с ним коло­ни­стов вокруг Афи­нея [храм Афины] и источ­ни­ка Гипе­лея [источника]».

 

II. ФОКЕЯ ГОРОД В ИОНИИ — ЛИДИИ

Страбон. География. Книга 13. 1. 41. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Пока­зы­ва­ют мно­го древ­них дере­вян­ных изо­бра­же­ний Афи­ны в сидя­чем поло­же­нии, напри­мер в Фокее, Мас­са­лии»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 31. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«И у фокей­цев в Ионии есть древ­ний храм Афи­ны, кото­рый неко­гда сжег мидя­нин Гар­паг»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 5. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Двум же дру­гим хра­мам в Ионии было суж­де­но сго­реть: их сожгли до осно­ва­ния пер­сы, это — храм Геры на Само­се и храм Афи­ны в Фокее; но, даже повреж­ден­ные огнем, они все же вызы­ва­ли удив­ле­ние».

III. ЭРИФРЫ ГОРОД В ИОНИИ — ЛИДИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 5. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть в Эри­фрах храм Афи­ны Поли­а­ды и огром­ной вели­чи­ны древ­няя ста­туя боги­ни, вос­седаю­щей на троне; в каж­дой руке она дер­жит прял­ку, а на голо­ве у нее полос. Что это про­из­веде­ние Эндоя, я осно­вы­ва­юсь, поми­мо про­чих дока­за­тельств, так­же еще на внеш­ней отдел­ке… ста­туи внут­ри хра­ма и глав­ным обра­зом наблюде­нии сти­ля работы ста­туй Харит и Гор, кото­рые сто­ят на откры­том возду­хе, перед вхо­дом, изва­ян­ные из бело­го мра­мо­ра».

 

КУЛЬТ В ЛИКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ФАСЕЛИДА ДЕРЕВНЯ В ЛИКИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3. 3. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Копьем Ахил­ла, хра­ня­щим­ся в Фасе­лиде в хра­ме Афи­ны»

 

КУЛЬТ В ПАМФИЛИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. СИДА ДЕРЕВНЯ В ПАМФИЛИИ

Страбон. География. Книга 14. 4. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Потом сле­ду­ет Сида — коло­ния кимей­цев со свя­ти­ли­щем Афи­ны».

 

КУЛЬТ В СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. ГИМЕРА ГОРОД В СИЦИЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5. 3. 4. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Миф гла­сит, что вме­сте с Корой [Персефоной] рос­ли здесь [на Сицилии] удо­сто­ив­ши­е­ся наряду с ней сохра­нить дев­ст­вен­ность Афи­на и Арте­ми­да, и все вме­сте боги­ни соби­ра­ли цве­ты и тка­ли пеп­лос для сво­его отца Зев­са. Из-за сов­мест­но­го вре­мя­про­вож­де­ния и друж­бы все они осо­бен­но полю­би­ли этот ост­ров, и каж­дая полу­чи­ла здесь отдель­ную область: Афи­на — у Гиме­ра [культовый центр богини на острове]».

 

КУЛЬТ В ЛУКЕРИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. ГЕРАКЛЕЯ ГОРОД В ЛУКЕРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Страбон. География. Книга 6. 1. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«На послед­ней реке [Сирис в Италии] лежал одно­имен­ный тро­ян­ский город. Впо­след­ст­вии, когда Герак­лея была засе­ле­на таран­тин­ца­ми из это­го горо­да, город стал толь­ко якор­ной сто­ян­кой герак­лей­цев… В дока­за­тель­ство осно­ва­ния горо­да тро­ян­ца­ми при­во­дят воз­двиг­ну­тую там дере­вян­ную ста­тую Или­он­ской Афи­ны. Ста­туя, гово­рят, закры­ла гла­за, когда ионий­цы, захва­тив­шие город, оттас­ки­ва­ли от нее умо­ля­ю­щих о защи­те. Ведь эти ионий­цы при­бы­ли сюда как посе­лен­цы, спа­са­ясь бег­ст­вом от гос­под­ства лидий­цев. Они захва­ти­ли силой этот город, при­над­ле­жав­ший хао­нам, назвав его Поли­е­ем. Еще и теперь пока­зы­ва­ют ста­тую с закры­ваю­щи­ми­ся гла­за­ми. Конеч­но, бес­стыд­но сочи­нять такие бас­ни и утвер­ждать, что ста­туя не толь­ко закры­ла гла­за (подоб­но тому, как ста­туя в Или­оне, гово­рят, отвер­ну­лась во вре­мя наси­лия над Кас­сан­дрой), но что ее мож­но было видеть с закры­ваю­щи­ми­ся гла­за­ми. Одна­ко гораздо бес­стыд­нее счи­тать при­ве­зен­ны­ми из Или­о­на все те ста­туи, о кото­рых упо­ми­на­ют исто­ри­ки. Дей­ст­ви­тель­но, в Риме, Лави­нии, Луке­рии и в Сири­ти­де Афи­на назы­ва­ет­ся Или­он­ской, как если бы она была пере­не­се­на из Трои».

 

КУЛЬТ В КАЛАБРИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. САЛЕНТИНЫ ГОРОД В КАЛАБРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Страбон. География. Книга 6. 1. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Сален­ти­ны, как гово­рят, — коло­ния кри­тян. Там нахо­дят­ся неко­гда бога­тое свя­ти­ли­ще Афи­ны»

 

КУЛЬ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. СИРРЕНТ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Страбон. География. Книга 5. 4. 8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Сиррент — город, при­над­ле­жа­щий кам­пан­цам, откуда выда­ет­ся в море Афи­ней, назы­вае­мый неко­то­ры­ми мысом Сире­нусс. Это — свя­ти­ли­ще Афи­ны, воз­двиг­ну­тое Одис­се­ем на вер­шине мыса».

 

КУЛЬТ В АПУЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. ЛУКЕРИЯ ДЕРЕВНЯ В ДАВНИИ АПУЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Страбон. География. Книга 6. 1. 9. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«В этих местах пока­зы­ва­ют остат­ки вла­де­ний Дио­меда — рав­ни­ну Дио­меда и мно­гое дру­гое: древ­ние посвя­ти­тель­ные дары в свя­ти­ли­ще Афи­ны в Луке­рии (так как и эта послед­няя была в древ­но­сти горо­дом дав­ни­ев; теперь она при­шла в упа­док)»

 

Страбон. География. Книга 6. 1. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«В Риме, Лави­нии, Луке­рии и в Сири­ти­де Афи­на назы­ва­ет­ся Или­он­ской, как если бы она была пере­не­се­на из Трои».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 11. 5. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«В стране давниев [к северо-западу от Апулии в Италии] есть знаменитый храм Афины Илионской. И говорят, что борзые, которых здесь держат, ластятся ко всем грекам, но облаивают иностранцев».

 

КУЛЬТ В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)

I. РИМ СТОЛИЦА ИМПЕРИИ

Страбон. География. Книга 6. 1. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 563) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«В Риме, Лави­нии, Луке­рии и в Сири­ти­де Афи­на назы­ва­ет­ся Или­он­ской, как если бы она была пере­не­се­на из Трои».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 23. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Пал­ла­дий [священное изображение Афины] — так назы­ва­ет­ся это изо­бра­же­ние — был, как извест­но, уве­зен Эне­ем в Ита­лию.

Римский император Домициан принял Афину как свою богиню-покровительницу».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 7. 32. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 158) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«[Мудрец Аполлоний Тианский римскому императору Домициану] А вот я, государь, полагал, что попечительствует о тебе Афина, да не меньше, чем древле о Диомеде под Троен»

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 7. 24. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 158) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«[Мужчина] в общей молитве не помянул-де он Домициана отпрыском Афины. «Ты-то, видпо, думал, что у Афины детей нет из-за вековечного ее девства, — отвечал Аполлоний, — однако же совершенно упустил из виду, что сия богиня некогда родила афинянам дракона!»»

 

II. КИРКЕЙ ГОРОД В ЛАЦИИ

Страбон. География. Книга 5. 3. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Гора Кир­кей… На горе нахо­дит­ся горо­док с хра­мом Кир­ки и алта­рем Афи­ны. Там пока­зы­ва­ют какую-то чашу, как гово­рят, при­над­ле­жав­шую Одис­сею».

 

КУЛЬТ В ИБЕРИИ (ЮЖНАЯ ИСПАНИЯ)

I. ОДИССЕЯ ДЕРЕВНЯ В ИБЕРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Страбон. География. Книга 3. 4. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Выше этой мест­но­сти [Абдера в Иберии], в гор­ной стране, пока­зы­ва­ют город Одис­сеи и в нем свя­ти­ли­ще Афи­ны, по утвер­жде­нию Посидо­ния, Арте­ми­до­ра и Аскле­пи­а­да из Мир­леи (чело­ве­ка, кото­рый обу­чал грам­ма­ти­ке в Тур­де­та­нии и издал какое-то опи­са­ние пле­мен этой обла­сти). Аскле­пи­ад сооб­ща­ет, что в свя­ти­ли­ще Афи­ны при­би­ты щиты и кора­бель­ные носы в вос­по­ми­на­ние стран­ст­во­ва­ний Одис­сея»

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Плиний Старший. Естественая история.  / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология