Близкие Афины — 1

Афина была олимпийской богиней мудрости, войны, героизма и ремесел.

Эта часть содержит рассказы о божественной милости богини, включая метаморфозы Никтимены и Пердикса и дары провидца Тиресия.

Вторая страница «Близких» продолжается описаниями ее покровительства и поддержки великих героев мифов.

Изображение справа — Афина и сова, 5 век до н.э., Метрополитен-музей.

БЛИЗКИЕ АФИНЫ: КОРОНИДА

МЕСТО: Фокида (Центральная Греция)

Гея, рождение Эрихтония, и Афина, 5 век до н.э., Античное собрание
Гея, рождение Эрихтония, и Афина, 5 век до н.э., Античное собрание

Овидий. Метаморфозы. Книга 2. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Ворона говорит:]
Ибо в Фокей­ской зем­ле Коро­ней зна­ме­ни­тый отцом мне —
Дело извест­ное — был; воз­рас­та­ла я цар­ст­вен­ной девой.
Не пре­зи­рай; жени­хам была я бога­тым желан­на.
Да погу­би­ла кра­са: когда я по бере­гу шагом
Мед­лен­ным шла, как все­гда, по гла­ди гуляя пес­ча­ной,

Вдруг увидал меня бог мор­ской [Посейдон] и зажег­ся. И так как
Тра­тил лишь вре­мя, моля пона­прас­ну умиль­ною речью,
Силой пре­сле­до­вать стал. Бегу, поки­ну­ла плот­ный
Берег и в рых­лом пес­ке утом­ляю себя пона­прас­ну.
Тут и богов и людей я зову, но не слы­шит из смерт­ных
Кри­ков моих ни один, — лишь тро­ну­та девою Дева [Афина].
Помощь она пода­ла. Про­сти­ра­ла руки я к небу —
Руки нача­ли вдруг чер­неть опе­ре­ни­ем лег­ким.
Сили­лась ски­нуть я с плеч одеж­ду, — она пре­вра­ти­лась
В перья, их кор­ни уже про­ни­ка­ли глу­бо­ко под кожу.

В голую грудь уда­рять ладо­ня­ми я попы­та­лась, —
Но ни ладо­ней уже, ни голой не было груди.
Даль­ше бежа­ла, — песок уже ног не задер­жи­вал боле,
Я поды­ма­лась с зем­ли; по возду­ху вско­ре на кры­льях
Мчусь. Невин­ной дана я спут­ни­цей деве Минер­ве [Афине].»

БЛИЗКИЕ АФИНЫ: НИКТИМЕНА

МЕСТО: Лесбос (Остров в Греции)

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 204. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 27):

 

«Никтимена, дочь Эпопея, царя Лесбоса, была, как говорят, очень красивой девушкой. Ее отец Эпопей, охваченный любовью к ней, сочетался с ней. От стыда она пряталась в лесах. Минерва, пожалев ее, превратила в сову, которая по причине стыда не выходит при свете, но показывается только ночью.»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 2. 589. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Пти­цею став, моей Ник­ти­ме­на насле­ду­ет чести [Фамильяр Афины]?
О пре­ступ­ле­нии том, кото­рое зна­ет весь Лес­бос,
Раз­ве же ты не слы­хал? Ник­ти­ме­на на ложе отцо­во
Как поку­си­лась? Она, — хоть и пти­ца [Сова], — вину созна­вая,
Взо­ров и све­та бежит и стыд скры­ва­ет во мра­ке»

 

БЛИЗКИЕ АФИНЫ: ПОЛИБОЯ

МЕСТО: Амиклы, Лакония (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 19. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В Ами­к­лах] На жерт­вен­ни­ке сде­ла­ны изо­бра­же­ния Демет­ры, Коры [Персефоны] и Плу­то­на [Аида], а за ними Мой­ры и Горы, вме­сте с ними — Афро­ди­та, Афи­на и Арте­ми­да: они ведут на небо Гиа­кин­фа и Поли­бою, как гово­рят, сест­ру Гиа­кин­фа, умер­шую еще девуш­кой.»

БЛИЗКИЕ АФИНЫ: АСКЛЕПИЙ

МЕСТО: Неизвестно (Греция)

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 10. 3. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 9) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«[Асклепий] Став искус­ным вра­че­ва­те­лем и нако­пив в этом заня­тии боль­шой опыт, Аскле­пий не толь­ко спа­сал от смер­ти, но и вос­кре­шал уже умер­ших. Он полу­чил от боги­ни Афи­ны кровь, вытек­шую из жил Гор­го­ны, и исполь­зо­вал ту кровь, кото­рая вытек­ла из левой части тела, людям на поги­бель, ту же кровь, кото­рая вытек­ла из пра­вой части, для спа­се­ния людей: этой же кро­вью он вос­кре­шал мерт­вых.»

БЛИЗКИЕ АФИНЫ: ДОЧЕРИ ПАНДАРЕЯ

МЕСТО: Фокида (Северная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 30. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«…Дочерей Пандарея… они, оставшись сиротами, были воспитаны Афродитой, одарены были другими богами: — так, Гера дала им разумность и красивую внешность; от Артемиды они, по его словам, получили в дар стройность фигуры, а Афина обучила их искусствам, приличным для женщин.»

БЛИЗКИЕ АФИНЫ: ДЕДАЛ & ПЕРДИКС

МЕСТО: Афины, Аттика (Северная Греция)

Письмо Афины, 5 век до н.э., Государственное античное собрание
Письмо Афины, 5 век до н.э., Государственное античное собрание

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 39. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 270):

«Дедал, сын Эвпалама, который, как говорят, научился ремеслу у Минервы, Пердикса, сына своей сестры, завидуя его мастерству, потому что тот первый изобрел пилу, сбросил с конька крыши. За это преступление он ушел в изгнание из Афин на Крит к царю Миносу.»

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 8. 236. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Куро­пат­ка-бол­ту­нья в боло­те,
Кры­лья­ми бить нача­ла, выра­жая кудах­та­ньем радость, —
Пти­ца, — в то вре­мя одна из невидан­ной этой поро­ды, —

Став­шая пти­цей едва, посто­ян­ный укор тебе, Дедал!
Судеб не зная, сест­ра ему пору­чи­ла нау­кам
Сына учить сво­его — две­на­дцать испол­ни­лось толь­ко
Маль­чи­ку лет, и умом спо­со­бен он был к обу­че­нью.
Как-то спин­но­го хреб­та рас­смот­рев у рыбы при­ме­ты,

Взял он его образ­цом и наре­зал на ост­ром желе­зе
Ряд непре­рыв­ный зуб­цов: открыл пилы при­ме­не­нье.
Пер­вый еди­ным узлом свя­зал он две нож­ки желез­ных,
Чтобы, когда друг от дру­га они в рас­сто­я­нии рав­ном,
Твер­до сто­я­ла одна, дру­гая же круг обво­ди­ла.

Дедал завидо­вать стал; со свя­щен­ной твер­ды­ни Минер­вы [Афины]
Сбро­сил питом­ца стрем­глав и солгал, что упал он. Но маль­чик
При­нят Пал­ла­дою [Афиной] был, бла­го­склон­ной к талан­там; он в пти­цу
Был обра­щен и летел по возду­ху, в перья оде­тый.
Сила, одна­ко, ума столь быст­ро­го в кры­лья и лапы
Вся пере­шла; а про­зва­нье при нем оста­ет­ся былое [Пердикс по Гречески «Куропатка»].»

 

БЛИЗКИЕ АФИНЫ: ДАНАЙ & ДОЧЕРИ ДАНАЯ

МЕСТО: Египет (Северная Африка) & Аргос, Арголида (Южная Греция)

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 12. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«У Егип­та роди­лось от мно­го­чис­лен­ных жен пять­де­сят сыно­вей, а у Даная — пять­де­сят доче­рей [Двух царей Египта]. Когда Данай и Еги­пет поз­же нача­ли бороть­ся за власть, Данай из стра­ха перед сыно­вья­ми Егип­та пер­вым [Кто такое сделал] по сове­ту Афи­ны постро­ил пяти­де­ся­ти­ве­сель­ный корабль и, поса­див на него доче­рей, спас­ся бег­ст­вом. При­быв на ост­ров Родос, Данай воз­двиг там ста­тую Афи­ны Лин­дий­ской. Оттуда он напра­вил­ся в Аргос»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 22. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Очи­сти­ли их [Дочерей Даная за убийство мужей] от сквер­ны Афи­на и Гер­мес по при­ка­за­нию Зев­са.»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 168. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 201):

«Данай, сын Бела, имел от многих жен пятьдесят дочерей. Столько же сыновей имел его брат Египт, который хотел убить Даная, чтобы одному владеть отцовским царством, а его дочерей требовал в жены своим сыновьям. Данай, узнав об этом, с помощью Минервы [Афины] бежал из Африки в Аргос. Тогда, как говорят, Минерва впервые построила корабль с двумя носами, на котором Данай и бежал.»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 277. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 201):

 

«Первый изобретатели вещей. Минерва [Афина] первой построила для Даная корабль с двумя носами, на котором он бежал от своего брата Египта.»

БЛИЗКИЕ АФИНЫ: ЕВРИНОМА

МЕСТО: Мегара (Южная Греция)

Гесиод. Каталог Женщин. 7 / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54-55) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Иль такова, как дитя Пандионовой отрасли — Ниса,
Дочь Евринома. Ее мастерству обучила Афина.
Нравом радушна была, в рассужденьях подобна богиням.
С нежного тела ее, с одеяний серебрянотканых
Свет изливался божественный, веяло милой красою.
Оной Сисиф Эолид во желаньях своих домогался [Сисиф сватал для своего сына Главка],
Стадо пригнав [Подарок невесте], но не ведал эгидодержавного Зевса
Промысла, ибо с дарами пришел добиваться супруги,
Волей Афины ведомый»

 

БЛИЗКИЕ АФИНЫ: ТИРЕСИЙ

МЕСТО: Фивы, Беотия (Южная Греция)

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 6. 7. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Сре­ди фиван­цев нахо­дил­ся про­ри­ца­тель Тире­сий, сын Эве­ра и ним­фы Харик­ло. Он про­ис­хо­дил из рода спар­та Удея и был лишен зре­ния. При­чи­ны его сле­поты и про­ис­хож­де­ние его дара про­ри­ца­ния объ­яс­ня­ют по-раз­но­му. Одни гово­рят, что он был ослеп­лен бога­ми за то, что откры­вал людям сокро­вен­ные тай­ны, кото­рые боги хоте­ли скрыть от людей, Фере­кид же сооб­ща­ет, что его осле­пи­ла боги­ня Афи­на. Харик­ло была люби­ми­цей боги­ни Афи­ны… он увидел ее обна­жен­ной. Тогда боги­ня кос­ну­лась его глаз рука­ми и осле­пи­ла его. Когда Харик­ло ста­ла умо­лять боги­ню вер­нуть ее сыну зре­ние, та не смог­ла это­го сде­лать, но зато она так изощ­ри­ла его слух, что ему стал поня­тен язык птиц. Боги­ня дала ему так­же кизи­ло­вый посох: неся его в руках, он шест­во­вал с такою же уве­рен­но­стью, что и зря­чие.»

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология