Афина была олимпийской богиней мудрости, войны, героизма и ремесел.
Эта часть содержит рассказы о божественной милости богини, включая метаморфозы Никтимены и Пердикса и дары провидца Тиресия.
Вторая страница «Близких» продолжается описаниями ее покровительства и поддержки великих героев мифов.
Изображение справа — Афина и сова, 5 век до н.э., Метрополитен-музей.
БЛИЗКИЕ АФИНЫ: КОРОНИДА
МЕСТО: Фокида (Центральная Греция)
Овидий. Метаморфозы. Книга 2. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«[Ворона говорит:]
Ибо в Фокейской земле Короней знаменитый отцом мне —
Дело известное — был; возрастала я царственной девой.
Не презирай; женихам была я богатым желанна.
Да погубила краса: когда я по берегу шагом
Медленным шла, как всегда, по глади гуляя песчаной,Вдруг увидал меня бог морской [Посейдон] и зажегся. И так как
Тратил лишь время, моля понапрасну умильною речью,
Силой преследовать стал. Бегу, покинула плотный
Берег и в рыхлом песке утомляю себя понапрасну.
Тут и богов и людей я зову, но не слышит из смертных
Криков моих ни один, — лишь тронута девою Дева [Афина].
Помощь она подала. Простирала руки я к небу —
Руки начали вдруг чернеть оперением легким.
Силилась скинуть я с плеч одежду, — она превратилась
В перья, их корни уже проникали глубоко под кожу.В голую грудь ударять ладонями я попыталась, —
Но ни ладоней уже, ни голой не было груди.
Дальше бежала, — песок уже ног не задерживал боле,
Я подымалась с земли; по воздуху вскоре на крыльях
Мчусь. Невинной дана я спутницей деве Минерве [Афине].»
БЛИЗКИЕ АФИНЫ: НИКТИМЕНА
МЕСТО: Лесбос (Остров в Греции)
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 204. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 27):
«Никтимена, дочь Эпопея, царя Лесбоса, была, как говорят, очень красивой девушкой. Ее отец Эпопей, охваченный любовью к ней, сочетался с ней. От стыда она пряталась в лесах. Минерва, пожалев ее, превратила в сову, которая по причине стыда не выходит при свете, но показывается только ночью.»
Овидий. Метаморфозы. Книга 2. 589. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Птицею став, моей Никтимена наследует чести [Фамильяр Афины]?
О преступлении том, которое знает весь Лесбос,
Разве же ты не слыхал? Никтимена на ложе отцово
Как покусилась? Она, — хоть и птица [Сова], — вину сознавая,
Взоров и света бежит и стыд скрывает во мраке»
БЛИЗКИЕ АФИНЫ: ПОЛИБОЯ
МЕСТО: Амиклы, Лакония (Южная Греция)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 19. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Амиклах] На жертвеннике сделаны изображения Деметры, Коры [Персефоны] и Плутона [Аида], а за ними Мойры и Горы, вместе с ними — Афродита, Афина и Артемида: они ведут на небо Гиакинфа и Полибою, как говорят, сестру Гиакинфа, умершую еще девушкой.»
БЛИЗКИЕ АФИНЫ: АСКЛЕПИЙ
МЕСТО: Неизвестно (Греция)
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 10. 3. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 9) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«[Асклепий] Став искусным врачевателем и накопив в этом занятии большой опыт, Асклепий не только спасал от смерти, но и воскрешал уже умерших. Он получил от богини Афины кровь, вытекшую из жил Горгоны, и использовал ту кровь, которая вытекла из левой части тела, людям на погибель, ту же кровь, которая вытекла из правой части, для спасения людей: этой же кровью он воскрешал мертвых.»
БЛИЗКИЕ АФИНЫ: ДОЧЕРИ ПАНДАРЕЯ
МЕСТО: Фокида (Северная Греция)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 30. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«…Дочерей Пандарея… они, оставшись сиротами, были воспитаны Афродитой, одарены были другими богами: — так, Гера дала им разумность и красивую внешность; от Артемиды они, по его словам, получили в дар стройность фигуры, а Афина обучила их искусствам, приличным для женщин.»
БЛИЗКИЕ АФИНЫ: ДЕДАЛ & ПЕРДИКС
МЕСТО: Афины, Аттика (Северная Греция)
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 39. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 270):
«Дедал, сын Эвпалама, который, как говорят, научился ремеслу у Минервы, Пердикса, сына своей сестры, завидуя его мастерству, потому что тот первый изобрел пилу, сбросил с конька крыши. За это преступление он ушел в изгнание из Афин на Крит к царю Миносу.»
Овидий. Метаморфозы. Книга 8. 236. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Куропатка-болтунья в болоте,
Крыльями бить начала, выражая кудахтаньем радость, —
Птица, — в то время одна из невиданной этой породы, —Ставшая птицей едва, постоянный укор тебе, Дедал!
Судеб не зная, сестра ему поручила наукам
Сына учить своего — двенадцать исполнилось только
Мальчику лет, и умом способен он был к обученью.
Как-то спинного хребта рассмотрев у рыбы приметы,Взял он его образцом и нарезал на остром железе
Ряд непрерывный зубцов: открыл пилы примененье.
Первый единым узлом связал он две ножки железных,
Чтобы, когда друг от друга они в расстоянии равном,
Твердо стояла одна, другая же круг обводила.Дедал завидовать стал; со священной твердыни Минервы [Афины]
Сбросил питомца стремглав и солгал, что упал он. Но мальчик
Принят Палладою [Афиной] был, благосклонной к талантам; он в птицу
Был обращен и летел по воздуху, в перья одетый.
Сила, однако, ума столь быстрого в крылья и лапы
Вся перешла; а прозванье при нем остается былое [Пердикс по Гречески «Куропатка»].»
БЛИЗКИЕ АФИНЫ: ДАНАЙ & ДОЧЕРИ ДАНАЯ
МЕСТО: Египет (Северная Африка) & Аргос, Арголида (Южная Греция)
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 12. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«У Египта родилось от многочисленных жен пятьдесят сыновей, а у Даная — пятьдесят дочерей [Двух царей Египта]. Когда Данай и Египет позже начали бороться за власть, Данай из страха перед сыновьями Египта первым [Кто такое сделал] по совету Афины построил пятидесятивесельный корабль и, посадив на него дочерей, спасся бегством. Прибыв на остров Родос, Данай воздвиг там статую Афины Линдийской. Оттуда он направился в Аргос»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 22. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Очистили их [Дочерей Даная за убийство мужей] от скверны Афина и Гермес по приказанию Зевса.»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 168. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 201):
«Данай, сын Бела, имел от многих жен пятьдесят дочерей. Столько же сыновей имел его брат Египт, который хотел убить Даная, чтобы одному владеть отцовским царством, а его дочерей требовал в жены своим сыновьям. Данай, узнав об этом, с помощью Минервы [Афины] бежал из Африки в Аргос. Тогда, как говорят, Минерва впервые построила корабль с двумя носами, на котором Данай и бежал.»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 277. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 201):
«Первый изобретатели вещей. Минерва [Афина] первой построила для Даная корабль с двумя носами, на котором он бежал от своего брата Египта.»
БЛИЗКИЕ АФИНЫ: ЕВРИНОМА
МЕСТО: Мегара (Южная Греция)
Гесиод. Каталог Женщин. 7 / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54-55) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Иль такова, как дитя Пандионовой отрасли — Ниса,
Дочь Евринома. Ее мастерству обучила Афина.
Нравом радушна была, в рассужденьях подобна богиням.
С нежного тела ее, с одеяний серебрянотканых
Свет изливался божественный, веяло милой красою.
Оной Сисиф Эолид во желаньях своих домогался [Сисиф сватал для своего сына Главка],
Стадо пригнав [Подарок невесте], но не ведал эгидодержавного Зевса
Промысла, ибо с дарами пришел добиваться супруги,
Волей Афины ведомый»
БЛИЗКИЕ АФИНЫ: ТИРЕСИЙ
МЕСТО: Фивы, Беотия (Южная Греция)
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 6. 7. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Среди фиванцев находился прорицатель Тиресий, сын Эвера и нимфы Харикло. Он происходил из рода спарта Удея и был лишен зрения. Причины его слепоты и происхождение его дара прорицания объясняют по-разному. Одни говорят, что он был ослеплен богами за то, что открывал людям сокровенные тайны, которые боги хотели скрыть от людей, Ферекид же сообщает, что его ослепила богиня Афина. Харикло была любимицей богини Афины… он увидел ее обнаженной. Тогда богиня коснулась его глаз руками и ослепила его. Когда Харикло стала умолять богиню вернуть ее сыну зрение, та не смогла этого сделать, но зато она так изощрила его слух, что ему стал понятен язык птиц. Богиня дала ему также кизиловый посох: неся его в руках, он шествовал с такою же уверенностью, что и зрячие.»
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Илиада. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гесиод. Каталог женщин или Эои. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). V. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. – 1947. – №№ 1-4; 1948. – №№ 1-4; 1949. – №№ 1-4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
Римские
- Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
- Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
Список используемой литературы