Аполлон был олимпийским богом пророчеств, оракулов, музыки, поэзии, молодости, исцеления и защиты от вреда и чумы.
На этой странице описывается его культ в греческих колониях Малой Азии, Италии и за ее пределами. Его самыми важными святынями в этом районе были, несомненно, оракулы Дидимы возле Милета и Клароса возле Колофона, а также любопытный храм Аполлона Сминфия в Троаде.
Изображение справа — «Аполлон Ликейский», греко-римская мраморная статуя, Лувр.
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- КУЛЬТ В ТРОАДЕ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. АДРАСТЕЯ ГОРОД В ТРОАДЕ
- II. ФИМБРЫ РАВНИНЫ В ТРОАДЕ
- III. ХРИСА-ГАМАКСИТ & КИЛЛА ГОРОД В ТРОАДЕ
- КУЛЬТ В ТЕВФРАНИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. ПЕРГАМ, город в Тевфрании (часть Мисии)
- КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. САРДЫ СТОЛИЦА ЛИДИИ
- II. ГРИНИЙ ДЕРЕВНЯ В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
- III. СМИРНА ГОРОД В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
- IV. КЛАЗОМЕНЫ ГОРОД В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
- V. КЛАРОС ДЕРЕВНЯ ОКОЛО КОЛОФОНА В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
- VI. ЛАРИСА РЯДОМ С ЭФЕСОМ В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
- VII. ОРТИГИЯ РЯДОМ С ЭФЕСОМ В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
- КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. ТРИОПИЙ МЫС В ДОРИДЕ-КАРИИ
- II. БРАНХИДЫ-ДИДИМЫ ДЕРЕВНЯ ОКОЛО МИЛЕТА В ИОНИИ-КАРИИ
- III. МИЛЕТ ГОРОД В ИОНИИ-КАРИИ
- IV. АВЛЫ ПЕЩЕРА В МАГНЕСИИ В ИОНИИ-КАРИИ
- КУЛЬТ В ЛИКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. КИАНЕИ ДЕРЕВНЯ В ЛИКИИ
- II. ПАТРЫ ГОРОД В ЛИКИИ
- III. МИРА ЗАЛИВ В ГРЕЦИИ
- КУЛЬТ ВО ФРИГИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. ФЕМИСОНИОН ГОРОД РЯДОМ С ЛАОДИКИЕЙ ВО ФРИГИИ
- КУЛЬТ НА КИПРЕ (ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ)
- I. КУРИАДА МЫС РЯДОМ С ГОРОДОМ КУРИЙ НА КИПРЕ
- КУЛЬТ В ЕГИПТЕ (СЕВЕРНАЯ АФРИКА)
- I. НАВКРАТИС ГОРОД В ЕГИПТЕ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
- КУЛЬТ В СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. СИРАКУЗЫ ГОРОД В СИЦИЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
- КУЛЬТ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. НЕАПОЛЬ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
- II. КИМ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
- КУЛЬТ В ЭТРУРИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
- КУЛЬТ В ГАЛЛИИ (ЮЖНАЯ ФРАНЦИЯ)
- I. МАССАЛИЯ В ГАЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
КУЛЬТ В ТРОАДЕ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. АДРАСТЕЯ ГОРОД В ТРОАДЕ
Страбон. География. Книга 13. 1. 13. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 376) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«город расположен между Приапом и Парием; под ним лежит равнина, названная его именем, где находится оракул Аполлона Актейского и Артемиды […]. После разрушения святилища [Аполлона] вся его утварь и строительный камень были перенесены в Парий, где был воздвигнут алтарь, произведение Гермокреонта, весьма замечательный по размерам и красоте. Однако оракул был уничтожен, как и оракул в Зелии».
II. ФИМБРЫ РАВНИНЫ В ТРОАДЕ
Страбон. География. Книга 13. 1. 35. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 376) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Равнины Фимбры [в Троаде]… протекающая через нее река Фимбрий, которая впадает в Скамандр у святилища Аполлона Фимбрийского»
III. ХРИСА-ГАМАКСИТ & КИЛЛА ГОРОД В ТРОАДЕ
Страбон. География. Книга 13. 1. 48. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 376) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В этой Хрисе [в Троаде] находятся святилище Аполлона Сминфейского и эмблема, показывающая подлинное значение имени бога73: именно у ноги статуи лежит мышь. Это произведение Скопаса из Пароса. С этим местом связана история или миф о мышах. Прибывшие сюда с Крита тевкры (предание о них впервые сообщил элегический поэт Каллин, а за ним последовали и многие другие) получили оракул: «остановиться на жительство там, где на них нападут порождения земли»; это случилось с ними, по рассказам, около Гамаксита, так как ночью огромное множество полевых мышей высыпало на поверхность и перегрызло всю кожу на их оружии и утвари; там тевкры остановились и назвали Иду по имени горы на Крите. Гераклид Понтийский сообщает, что мыши, во множестве водившиеся около святилища, считались священными, а поэтому статуя воздвигнута стоящей на мыши».
Страбон. География. Книга 13. 1. 61. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 376) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Гомер называет Фиву [в Троаде] городом Эетиона…
Поэт определенно указывает, что ему принадлежала также и Хриса со святилищем Аполлона Сминфия, если только Хрисеиду действительно взяли в плен в Фиве; ведь он говорит:…мы на Фиву [что, по мнению Страбона, включало и Хрису] ходили,
Град разгромили и все, что добыли, представили в стане,
Все меж собою, как должно, ахеян сыны разделили».
Страбон. География. Книга 13. 1. 62 — 64. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 376) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Хриса и Килла тоже лежат в области Адрамиттия [в Троаде]. Еще и теперь существует место около Фивы, называемой Киллой, где находится святилище Аполлона Киллейского. Мимо этого места с горы Иды течет река Киллей… Даес из Колон говорит, что святилище Аполлона Киллейского в Колонах было основано сначала эолийцами, прибывшими морем из Греции. Говорят, что и в Хрисе было также воздвигнуто святилище Аполлона Киллейского, но неизвестно, Сминфейский ли это Аполлон или же другой, отличный от него.
Хриса была маленьким приморским городком с гаванью; рядом над ней расположена Фива. Здесь находилось и святилище Аполлона Сминфейского и жила Хрисеида [т.е. мифическая, дочь Хриса, жреца Аполлона, в «Илиаде»]. Место это теперь совершенно заброшено; святилище же перенесено в современную Хрису около Гамаксита после того, как одни киликийцы переселились в Памфилию, а другие — в Гамаксит. Люди, менее сведущие в древней истории, утверждают, что Хрис и Хрисеида жили именно здесь и что Гомер упоминает это место. Однако, во-первых, здесь нет гавани, в то время как Гомер говорит:
С шумом легкий корабль вбежал в глубодонную пристань,
(Ил. I, 432)а во-вторых, святилище не находится на море, тогда как Гомер изображает его приморским:
И Хрисеида затем с корабля мореходного сходит.
Деву тогда к алтарю повел Одиссей остроумный,
Старцу в объятия отдал;
(Ил. I, 439)Кроме того, это место не лежит вблизи Фивы, хотя Гомер изображает его поблизости, потому что там, по его словам, Хрисеида была взята в плен. Опять-таки никакого места по имени Килла нет в области александрийцев, как нет и святилища Аполлона Киллейского. Но поэт соединяет оба:
…о ты, что хранящий обходишь
Хрису, священную Киллу.
(Ил. I, 37)Но Киллу показывают на равнине Фивы поблизости. Морское путешествие от киликийской Хрисы до Корабельной Стоянки [греков во время Троянской войны] составляет около 700 стадий, приблизительно дневной путь, за какое время, по-видимому, и Одиссей совершил свое путешествие. Ибо Одиссей, сойдя с корабля на берег, тотчас же принес жертву богу [Аполлону], а так как наступил вечер, он остался там и рано поутру отплыл назад. Расстояние от Гамаксита составляет едва одну треть упомянутого выше, так что Одиссей мог, совершив жертвоприношение, в тот же день отплыть назад к Корабельной Стоянке. Около святилища Киллейского Аполлона находится могила Килла — большой курган. Килл, как говорят, был колесничим Пелопса и правил этой страной [и предположительно основал святыню Аполлона Киллейского]. От него, может быть, получила свое имя Киликия, или наоборот.
Во всяком случае легенды о тевкрах и мышах (откуда происходит культовое прозвище «Сминфий», так как «сминфии» значит «мыши») следует относить к этим местам».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 12. 5. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«А те кто живет в Гамаксите в Троаде поклоняются мыши, и вот почему. По их мнению они дали Аполлону имя Сминфийского, которому они поклоняются, ибо эолийцы и народ Троады все еще называю мышь сминфом (sminthus), в точности как Эсхил пишет в своем Сизифе
Нет–нет, но почему сминф полевой настолько ужасен?
И в храме Сминфея содержится ручная мышь и кормится за общественный счет, а под алтарём гнёзда белых мышей, и рядом с треножником Аполлона здесь располагается мышь. А еще я слышал следующий мифический рассказ об этом культе. Мыши явились мириадами и погрызли на корню посевы эолийцев и троянцев, оставив сеятелей без урожая. Соответственно бог в Дельфах сказал, когда вопросили его, что они должны принести жертвы Аполлону Сминфею; они послушались и избавились от зловредности мышей, и их пшеница дала обычный урожай. И они добавляют следующий рассказ. Некие критяне, которые вследствие катастрофы их постигшей, были отправлены основать колонию, умоляли Пифийского Аполлона указать им подходящее место, благоприятное для основания города. Такой они получили ответ: в месте, где землеродные пойдут войной на них, они должны поселиться и воздвигнуть город. И вот они пришли в место Гамаксит и поставили свой лагерь для отдыха; но бесчисленный рой мышей украдкой сползся на них и погрыз ремни на щитах и съел тетевы от луков. Вот так они догадались, что это были за «землеродные», и кроме того, не имея средств получить защитное оружие, они поселились в этом месте и построили храм Аполлону Сминфею».
Сенека. Троянки. 227. (Источник: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 243) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«Килла, Фебу милая»
КУЛЬТ В ТЕВФРАНИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. ПЕРГАМ, город в Тевфрании (часть Мисии)
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 42. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Пергаме есть медная статуя Аполлона, работы того же Оната, одно из величайших чудес как по величине, так и по искусству. Тогда этот замечательный художник, найдя рисунок или копию древней деревянной статуи, а вернее, как говорят, на основании видения, явившегося ему во сне, сделал фигалейцам медную статую, приблизительно одно поколение спустя после похода мидийцев на Элладу».
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 4. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 158) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Из уст в уста передавались толки об Аполлонии: одни вторили Колофонскому оракулу, будто Аполлоний-де сопричастен божественной мудрости и будто мудрость его беспредельна, другие твердили то же самое, ссылаясь на Дидимейский и Пергамский оракулы»
КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. САРДЫ СТОЛИЦА ЛИДИИ
Ктесий Книдский. (Источник: Полное собрание фрагментов. Персика. Книги VII — XI. Автор: Nichols A. Автор: Ктесий Книдский Составитель: Агностик Составитель: Исихаст I.) (Древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.)
«[Исторический персидский полководец] Кир в союзе с Аморгом выступил против Креза[11] и города Сарды… После того как город был взят, Крез бежал в поисках убежища в храм Аполлона»
II. ГРИНИЙ ДЕРЕВНЯ В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
Страбон. География. Книга 13. 3. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Эолийский город с гаванью, получится расстояние в 60 стадий; затем идет Гавань Ахейцев, где воздвигнуты алтари 12 богов; далее — городок Гриний, святилище Аполлона, древний оракул и роскошный храм из белого мрамора»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 21. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Эти льняные панцири можно видеть находящимися как в других святилищах, так и в Гринее, где Аполлону посвящена прекрасная роща как из плодовых деревьев, так и из тех, которые, хотя не приносят плода, но доставляют удовольствие или ароматом, или внешним видом».
Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 14. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Затем Аполлоний направился на Лесбос, посетив по пути святилище Орфея. Говорят, что именно там некогда услаждался Орфей прорицанием, покуда не воспрепятствовал тому Аполлон. В ту пору не ходили люди за оракулом ни в Гриней, ни в Кларос, ни к треножнику Аполлонову, но пророчествовал один Орфей, чья голова лишь недавно явилась из Фракии. Тогда-то предстал пред вещим певцом бог и молвил: «Перестань вязаться в мои дела, ибо довольно я терпел и песни твои!»
III. СМИРНА ГОРОД В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 11. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За камнем Софронистером есть алтарь Аполлону, именуемому Сподием (Из пепла). Он сделан из золы принесенных здесь жертв. Здесь происходит гадание по звуку голоса. Таким способом гадания, насколько я знаю, больше всех из эллинов пользуются жители Смирны: у них за городом, по ту сторону стены, есть даже храм Кледонов (Звуков)».
IV. КЛАЗОМЕНЫ ГОРОД В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
Страбон. География. Книга 14. 1. 36. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Клазомены… Затем следуют святилище Аполлона, горячие источники, залив и город смирнейцев».
V. КЛАРОС ДЕРЕВНЯ ОКОЛО КОЛОФОНА В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
Страбон. География. Книга 14. 1. 27. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Колофон — ионийский город; перед ним лежит священный участок Аполлона Кларийского, где некогда был древний оракул. По преданию, прорицатель Калхант с Амфилохом, сыном Амфиарая, возвращаясь из-под Трои, пришел сюда пешком, но, встретив поблизости от Клара прорицателя более могучего, чем он сам, именно Мопса, сына Манто, дочери Тиресия, умер с горя».
Павсаний. Описание Эллады. 7. 5. 4 & 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Иония отличается прекрасным климатом и ровной температурой воздуха; в ней есть храмы, каких нет нигде. Первым из них по величине и по всякому богатству является храм <Артемиды> в Эфесе; кроме того, есть два недоконченных храма Аполлона: один в Бранхидах Милетской области, другой в Кларосе, около Колофона. Двум же другим храмам в Ионии было суждено сгореть: их сожгли до основания персы, это — храм Геры на Самосе и храм Афины в Фокее; но, даже поврежденные огнем, они все же вызывали удивление… В области Колофона есть роща Аполлона из ясеневых деревьев, а недалеко от рощи протекает самая холодная река в Ионии, Алент».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 10. 49. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):
«В частности, в Кларосе местные жители и все греки оказывают почести сыну Зевса и Лето [Аполлону]. Потому что земля здесь заброшена из–за ядовитых созданий, и также весьма неблагоприятна для них. Бог пожелал так, и существа эти в любом случае боятся его, так как бог может не только спасти жизнь, но также породил Асклепия, спасителя людей и победителя болезней. Кроме того Никандр приводит свидетельство того, что сказал я, и вот его слова:
«Ни гадюка, ни зловредные пауки, ни глубокожалящий скорпион не живут в рощах Клароса, ибо Аполлон закрыл свой глубокий грот ясенями и очищает его травяное ложе от вредных созданий».
Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Из уст в уста передавались толки об Аполлонии [Тианском]: одни вторили Колофонскому [Кларос] оракулу, будто Аполлоний-де сопричастен божественной мудрости и будто мудрость его беспредельна».
Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 14. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Затем Аполлоний направился на Лесбос, посетив по пути святилище Орфея. Говорят, что именно там некогда услаждался Орфей прорицанием, покуда не воспрепятствовал тому Аполлон. В ту пору не ходили люди за оракулом ни в Гриней, ни в Кларос, ни к треножнику Аполлонову, но пророчествовал один Орфей, чья голова лишь недавно явилась из Фракии. Тогда-то предстал пред вещим певцом бог и молвил: «Перестань вязаться в мои дела, ибо довольно я терпел и песни твои!»
VI. ЛАРИСА РЯДОМ С ЭФЕСОМ В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
Страбон. География. 13. 3. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Лариса — это селение в Эфесской области на равнине Каистра; прежде, говорят, это был город со святилищем Аполлона Ларисейского, лежащий ближе к Тмолу, чем к Эфесу»
VII. ОРТИГИЯ РЯДОМ С ЭФЕСОМ В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
Страбон. География. 14. 1. 20. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«На самом этом побережье [недалеко от города Эфес], несколько выше моря, находится Ортигия — замечательный парк из разнообразных деревьев, в большинстве кипарисов. Через парк протекает река Кенхрий, где, как говорят, Латона купалась после родов . Ибо сюда миф переносит разрешение ее от бремени [Аполлона и Артемиды], сцену с кормилицей Ортигией и священное место, где произошли роды, маслину, под которой, как говорят, богиня в первый раз отдыхала после родовых мук. Над рощей возвышается гора Сольмисс, где, по преданию, стояли куреты и бряцанием своего оружия напугали Геру, которая из ревности подстерегала родильницу, и помогли Латоне скрыть рождение детей. В этой местности несколько храмов: одни — древние, другие же воздвигнуты в позднейшие времена; в древних храмах находятся древние деревянные статуи, в храмах же позднейших — произведения Скопаса: Латона со скипетром, рядом с ней стоит Ортигия, держа в каждой руке по ребенку. Здесь ежегодно справляется торжественное празднество. В силу некоего обычая юноши с большим рвением соревнуются там особенно в смысле роскошных угощений. В то же время и общество куретов устраивает угощение и совершает какие-то мистические жертвоприношения».

КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. ТРИОПИЙ МЫС В ДОРИДЕ-КАРИИ
Геродот. История. 1. 144. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Точно так же и дорийцы из нынешней области пятиградья (которая прежде называлась шестиградьем) не только запретили соседним дорийцам доступ в Триопийское святилище [Аполлона], но даже не допускали и своих сограждан участвовать [в религиозных обрядах] за непочтительность к храму. При состязаниях в честь Аполлона Триопийского они издревле, по обычаю, давали победителям в награду медные треножники. Победители, однако, не должны были брать с собой эти треножники из святилища, но посвящать их богу. Как-то раз победу одержал один галикарнассец по имени Агасикл, который пренебрег этим обычаем, унес треножник домой и повесил там на гвозде на стену. В наказание за это пять городов — Линд, Иалис, Камир, Кос и Книд — отстранили шестой город — Галикарнасс от участия [в религиозных обрядах]. Так наказали они этот город».
II. БРАНХИДЫ-ДИДИМЫ ДЕРЕВНЯ ОКОЛО МИЛЕТА В ИОНИИ-КАРИИ
Геродот. История. 1. 46. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«[Исторический царь лидии Крез, опасаясь персидского наступления] рассылая послов по разным местам. Одних он отправил в Дельфы [и различные другие оракулы]… в Бранхиды в Милетской области [оракул Аполлона]».
Геродот. История. 1. 92. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Есть в Элладе еще и много других (кроме упомянутых) посвятительных даров Креза [Исторического царя лидии Крез]… Что до посвятительных даров Креза в [святилище Аполлона в] Бранхидах в Милетской области, то они, как я слышал, одинакового веса и похожи на те, что в Дельфах. Дары Креза в Дельфы и в храм Амфиарая были его личным достоянием и составляли лучшую долю его отеческих сокровищ. Остальные принадлежали к имуществу его врага, против которого Крез боролся еще до вступления на престол, так как тот ревностно помогал Панталеонту захватить власть над лидийцами».
Геродот. История. 2. 159. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«[С этим флотом] Неко [исторический царь египепта] напал на Сирию и одержал победу при Магдоле. А после битвы он взял большой сирийский город Кадитис. Свои доспехи, в которых совершил эти подвиги, он посвятил Аполлону, отослав их в святилище бранхидов в Милетской области».
Парфений. О любовных страстях. 1 (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.):
«У Лирка [мифического царя Кавна в Карии] все не было детей, и он отправился к оракулу Аполлона в Дидиму, чтобы вопросить о продолжении рода. Бог предсказал ему, что у него родятся дети от первой женщины, с которой он сойдется, покинув храм».
Страбон. География. Книга 9. 3. 9. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Бранх, который стоял во главе управления святилища в Дидимах, говорят, был потомком Махерея [человека, который убил Неоптолема, когда он пытался поджечь Дельфийский оракул]».
Страбон. География. Книга 14. 1. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Непосредственно после Посидия, мыса милетцев, если подняться на 18 стадий в глубь страны, находится оракул Аполлона Дидимского у Бранхидов5. Святилище было сожжено Ксерксом, так же как и другие храмы, кроме Эфесского. Бранхиды же передали сокровища бога персидскому царю и бежали вместе с персами, чтобы избежать наказания за святотатство и предательство. Впоследствии милетцы воздвигли храм, самый большой из всех храмов, который остался без крыши из-за своей величины; действительно, окружность священной ограды вмещает пространство целого поселка; внутри и вне священной ограды — великолепный парк; в других священных оградах есть и оракул, и святилища. К ним миф приурочил истории о Бранхе и любви Аполлона. Святилище украшают драгоценнейшие приношения из произведений древнего искусства. Отсюда до города сушей и морем недалеко».
Страбон. География. Книга 14. 1. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Милетцы и делосцы называют Аполлона Úlios, как бы богом здоровья и исцеления, ведь глагол ūlein означает «быть здоровым», откуда и слово ūlē6, и приветствие «здравствуй (ūlē), радуйся». Ведь Аполлон — бог-целитель».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 16. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Селевк [полководец Александроса Великого], я убежден, из всех царей был человеком самым справедливым и по отношению к религии наиболее благочестивым; во-первых, этот Селевк отослал назад в Бранхиды милетцам медное изображение Аполлона, которое было увезено Ксерксом в мидийские Экбатаны»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 10. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Находящуюся здесь статую сделал Канах, сикионец, который изваял Аполлона в милетских Дидимах, а для фиванцев — Аполлона Исмения»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 2. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Святилище Аполлона в Дидимах [около Милета в Карии] и его оракул были древнее, чем поселение здесь ионян»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 5. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Иония отличается прекрасным климатом и ровной температурой воздуха; в ней есть храмы, каких нет нигде. Первым из них по величине и по всякому богатству является храм <Артемиды> в Эфесе; кроме того, есть два недоконченных храма Аполлона: один в Бранхидах Милетской области, другой в Кларосе, около Колофона. Двум же другим храмам в Ионии было суждено сгореть: их сожгли до основания персы, это — храм Геры на Самосе и храм Афины в Фокее; но, даже поврежденные огнем, они все же вызывали удивление».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 46. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Ксеркс, сын Дария, помимо всего прочего, что он увез из города афинян… [После] выставив против милетян обвинение в том, что они во время морского боя персов против афинян в Элладе проявили сознательно трусость, отобрал от них медную статую Аполлона в Бранхидах. Впоследствии [персидский полководец] Селевк решил вернуть его милетянам».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 10. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Статуя бога [Аполлона] по величине равна статуе в Бранхидах и ничем не отличается по внешности. Кто видел одну из этих статуй и знает, кто ее создатель, тому не требуется большой проницательности, чтобы, взглянув на другую, сказать, что это творение Канаха. Отличаются они между собою только вот чем: статуя в Бранхидах — из меди, а статуя Исменийского бога сделана из кедрового дерева».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 13. 21. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):
«Аполлон Дидимский должен быть достаточным ручательством каждому человеку здравого ума и крепкого рассудка. Во всяком случае он говорит, что тритон существо морское, и вот его слова:
«Дитя Посейдона, знамение вод, чистогласый тритон, встретился, когда плыл он следом за судном».
Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Из уст в уста передавались толки об Аполлонии [Тианском]: одни вторили Колофонскому оракулу, будто Аполлоний-де сопричастен божественной мудрости и будто мудрость его беспредельна, другие твер дили то же самое, ссылаясь на Дидимейский и Пергамский оракулы»
III. МИЛЕТ ГОРОД В ИОНИИ-КАРИИ
Парфений. О любовных страстях. 9 (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.):
«Милетяне вместе с союзниками напали на наксосцев [историческии]… [в ходе войны] Между тем на третий день после этого у милетян приближался праздник Фаргелий [Фаргелии — весенний праздник плодородия, справлявшийся в аттическо-ионийском регионе в 6-й и 7-й дни месяца фаргелия (около 1 мая). 1-й день праздника считался днем рождения Артемиды, 2-й — Аполлона.], когда они пьют много неразведенного вина и делают большие расходы, не считаясь с деньгами».
IV. АВЛЫ ПЕЩЕРА В МАГНЕСИИ В ИОНИИ-КАРИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 10. 32. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть и у магнесийцев, живущих у реки Лефее, местечко, называемое Авлы; тут есть посвященная Аполлону пещера; величиной она не вызывает удивления, но тут есть одна очень древняя статуя Аполлона, которая придает людям силу на всякое дело: находясь под покровительством этого бога, люди могут прыгать с покрытых острыми камнями отвесных и высоких скал и, вырвав с корнем очень большие деревья, идти с этой ношей по очень узким тропинкам».
КУЛЬТ В ЛИКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. КИАНЕИ ДЕРЕВНЯ В ЛИКИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 21. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Очень близко от Кианей в Ликии есть прорицалище Аполлона Фирксея; точно так же и там вода дает возможность всякому, кто посмотрит в источник, видеть все то, что он пожелает».
II. ПАТРЫ ГОРОД В ЛИКИИ
Страбон. География. Книга 14. 3. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«После Ксанфа идут Патары — тоже большой город с гаванью и святилищем Аполлона».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 41. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Ликийцы в Патарах, в храме Аполлона, показывают медную чашу, утверждая, что это дар Телефа [герой Троянской войны] и произведение Гефеста».
III. МИРА ЗАЛИВ В ГРЕЦИИ
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 12. 1. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):
«Есть в Ликии возле Миры залив, и там есть источник и святыня Аполлона, и жрецы этого бога разбрасывают плоть телят принесенных в жертву богу, и морские окуни приплывают косяками и едят мясо, как будто они гости на званом пиршестве. И священнослужители рады, потому что они считают, что таким рыбьим пиршеством бог даёт им знак, и они говорят, что бог благосклонен, потому что рыба насытилась мясом. Если однако рыба выбрасывает еду на берег своими хвостами, как будто они презирают ее и рассматривают как оскверненную, это, как полагают, означает гнев бога. И рыба узнает голос священника, и если они повинуются его призыву, они радуют того, в чьих интересах они были вызваны; в противном случае, они вызывают у них огорчение».
КУЛЬТ ВО ФРИГИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. ФЕМИСОНИОН ГОРОД РЯДОМ С ЛАОДИКИЕЙ ВО ФРИГИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 10. 32. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Фемисонион над Лаодикеей; живут здесь тоже фригийцы. Когда войско галатов грабило и опустошало Ионию и соседние с Ионией области, то, по словам фемисонийцев, к ним на помощь явились Геракл, Аполлон и Гермес; они указали их начальникам в сновидении эту пещеру и приказали фемисонийцам скрыть в эту пещеру их женщин и детей. В воспоминание об этом перед пещерой у них поставлены небольшие статуи Геракла, Гермеса и Аполлона; они так и называются Спелаиты (Пещерные). Эта пещера отстоит от города приблизительно на тридцать стадий. В ней есть источники (сладкой) воды; (широкого) входа туда нет, и солнечный свет проникает туда на небольшое расстояние; большая часть ее потолка проходит очень близко от земли».
КУЛЬТ НА КИПРЕ (ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ)
I. КУРИАДА МЫС РЯДОМ С ГОРОДОМ КУРИЙ НА КИПРЕ
Страбон. География. Книга 14. 6. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«город Курий… Здесь можно заметить небрежность автора элегии, начало которой:
Феба священные лани, чрез шумные волны пробившись,
Быстро пришли мы, дабы гибельных стрел избежать;…Началом западного морского пути на Родос является Курий; затем тотчас идет мыс, откуда сбрасывают святотатцев, коснувшихся алтаря Аполлона».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 11. 7. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):
На Куриаде когда олень (которых здесь огромное количество, и много охотников страстно преследуют их) нашел убежище в здешнем храме Аполлона (у него очень обширный участок), гончие лаяли на него, но не осмеливались приблизиться. А олень спокойно и бесстрашно пасся, неким таинственным инстинктом доверив богу свою безопасность».
КУЛЬТ В ЕГИПТЕ (СЕВЕРНАЯ АФРИКА)
I. НАВКРАТИС ГОРОД В ЕГИПТЕ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Геродот. История. 2. 178 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Амасис [Исторический египетский фараон] был другом эллинов. Он не только выказывал благосклонность некоторым из них, но даже предоставил эллинским переселенцам город Навкратис для жительства. А тем, кто не желал селиться там, а приезжал только временно [для торговли], он отвел места, где они могли бы воздвигнуть алтарь и храмы богов… Город Эгина воздвиг особое святилище Зевса, самосцы — Геры, а милетяне — Аполлона».
КУЛЬТ В СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
I. СИРАКУЗЫ ГОРОД В СИЦИЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 1. 20. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Дионисий [тиран Сиракуз, ок. 430-367 г. до н.э.] ограбил сокровищницы всех сиракузских храмов. Со статуи же Зевса он сорвал покровы и украшения… Так же Дионисий поступил и со статуей Аполлона»
КУЛЬТ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
I. НЕАПОЛЬ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Страбон. География. 5. 4. 7. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. До н. э. – 1 в. Н. э.):
«В настоящее время у них [жителей Неаполя в Италии] каждые 4 года в течение нескольких дней устраиваются священные состязания [в честь Аполлона?] по музыке и гимнастике; эти состязания соперничают со знаменитейшими играми в Греции».
II. КИМ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 8. 24. 5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Жители же Ким в стране опиков, правда, говорят, будто кабаньи клыки, лежащие у них в храме Аполлона, являются клыками Эриманфского кабана, но в их рассказе нет ни малейшего вероятия».
КУЛЬТ В ЭТРУРИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 1. 20. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Дионисий [тиран Сиракуз, ок. 430-367 гг. до н.э.] ограбил сокровищницы всех сиракузских храмов… Подойдя на корабле к Тиррении, тиран похитил сокровища Аполлона и Левкотеи и велел, чтобы подающие Аполлону чашу благодетельного демона унесли серебряный стол, стоявший возле статуи бога».
Плиний Старший. Естественая история. Книга 7. 19. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
«Недалеко от Рима в земле фалисков [народ в Этрурии] есть несколько семейств, которые называются Гирпами. Во время ежегодного жертвоприношения Аполлону, которое совершается на горе Соракте, они, прохаживаясь по углям, не обжигаются и поэтому по постановлению сената навсегда освобождены от военной службы и всех других обязанностей».
КУЛЬТ В ГАЛЛИИ (ЮЖНАЯ ФРАНЦИЯ)
I. МАССАЛИЯ В ГАЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Страбон. География. Книга 4. 1. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Массалия [в Галии] основана фокейцами и расположена в скалистой местности. Гавань ее лежит у подошвы скалы, имеющей вид театра и обращенной к югу… На мысе стоят Эфесий, а также святилище Аполлона Дельфинского. Последнее является общим святилищем всех ионийцев»
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Ктесий Книдский. (Источник: Полное собрание фрагментов. Персика. Книги VII — XI. Автор: Nichols A. Автор: Ктесий Книдский Составитель: Агностик Составитель: Исихаст I.) (Древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.)
- Каллимах. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Парфений. О любовных страстях. (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.)
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
- Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
- Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
- Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). V. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. – 1947. – №№ 1-4; 1948. – №№ 1-4; 1949. – №№ 1-4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
Римские
- Плиний Старший. Естественая история. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
- Сенека. Троянки. (Источник: Луций Анней Сенека. Троянки / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
Список используемой литературы