Куль Аполлона — 5

Аполлон был олимпийским богом пророчеств, оракулов, музыки, поэзии, молодости, исцеления и защиты от вреда и чумы.

На этой странице описывается его культ в греческих колониях Малой Азии, Италии и за ее пределами. Его самыми важными святынями в этом районе были, несомненно, оракулы Дидимы возле Милета и Клароса возле Колофона, а также любопытный храм Аполлона Сминфия в Троаде.

Изображение справа — «Аполлон Ликейский», греко-римская мраморная статуя, Лувр.

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание
  1. КУЛЬТ В ТРОАДЕ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  2. I. АДРАСТЕЯ ГОРОД В ТРОАДЕ
  3. II. ФИМБРЫ РАВНИНЫ В ТРОАДЕ
  4. III. ХРИСА-ГАМАКСИТ & КИЛЛА ГОРОД В ТРОАДЕ
  5. КУЛЬТ В ТЕВФРАНИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  6. I. ПЕРГАМ, город в Тевфрании (часть Мисии)
  7. КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  8. I. САРДЫ СТОЛИЦА ЛИДИИ
  9. II. ГРИНИЙ ДЕРЕВНЯ В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
  10. III. СМИРНА ГОРОД В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
  11. IV. КЛАЗОМЕНЫ ГОРОД В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
  12. V. КЛАРОС ДЕРЕВНЯ ОКОЛО КОЛОФОНА В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
  13. VI. ЛАРИСА РЯДОМ С ЭФЕСОМ В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
  14. VII. ОРТИГИЯ РЯДОМ С ЭФЕСОМ В ЭОЛИИ-ЛИДИИ
  15. КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  16. I. ТРИОПИЙ МЫС В ДОРИДЕ-КАРИИ
  17. II. БРАНХИДЫ-ДИДИМЫ ДЕРЕВНЯ ОКОЛО МИЛЕТА В ИОНИИ-КАРИИ
  18. III. МИЛЕТ ГОРОД В ИОНИИ-КАРИИ
  19. IV. АВЛЫ ПЕЩЕРА В МАГНЕСИИ В ИОНИИ-КАРИИ
  20. КУЛЬТ В ЛИКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  21. I. КИАНЕИ ДЕРЕВНЯ В ЛИКИИ
  22. II. ПАТРЫ ГОРОД В ЛИКИИ
  23. III. МИРА ЗАЛИВ В ГРЕЦИИ
  24. КУЛЬТ ВО ФРИГИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  25. I. ФЕМИСОНИОН ГОРОД РЯДОМ С ЛАОДИКИЕЙ ВО ФРИГИИ
  26. КУЛЬТ НА КИПРЕ (ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ)
  27. I. КУРИАДА МЫС РЯДОМ С ГОРОДОМ КУРИЙ НА КИПРЕ
  28. КУЛЬТ В ЕГИПТЕ (СЕВЕРНАЯ АФРИКА)
  29. I. НАВКРАТИС ГОРОД В ЕГИПТЕ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
  30. КУЛЬТ В СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
  31. I. СИРАКУЗЫ ГОРОД В СИЦИЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
  32. КУЛЬТ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)
  33. I. НЕАПОЛЬ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
  34. II. КИМ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
  35. КУЛЬТ В ЭТРУРИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
  36. КУЛЬТ В ГАЛЛИИ (ЮЖНАЯ ФРАНЦИЯ)
  37. I. МАССАЛИЯ В ГАЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

КУЛЬТ В ТРОАДЕ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. АДРАСТЕЯ ГОРОД В ТРОАДЕ

Страбон. География. Книга 13. 1. 13. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 376) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«город рас­по­ло­жен меж­ду При­а­пом и Пари­ем; под ним лежит рав­ни­на, назван­ная его име­нем, где нахо­дит­ся ора­кул Апол­ло­на Актей­ско­го и Арте­ми­ды […]. После раз­ру­ше­ния свя­ти­ли­ща [Аполлона] вся его утварь и стро­и­тель­ный камень были пере­не­се­ны в Парий, где был воз­двиг­нут алтарь, про­из­веде­ние Гер­мо­кре­он­та, весь­ма заме­ча­тель­ный по раз­ме­рам и кра­со­те. Одна­ко ора­кул был уни­что­жен, как и ора­кул в Зелии».

 

II. ФИМБРЫ РАВНИНЫ В ТРОАДЕ

Страбон. География. Книга 13. 1. 35. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 376) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Рав­ни­ны Фим­б­ры [в Троаде]… про­те­каю­щая через нее река Фим­брий, кото­рая впа­да­ет в Ска­мандр у свя­ти­ли­ща Апол­ло­на Фим­брий­ско­го»

III. ХРИСА-ГАМАКСИТ & КИЛЛА ГОРОД В ТРОАДЕ

Страбон. География. Книга 13. 1. 48. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 376) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«В этой Хри­се [в Троаде] нахо­дят­ся свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Смин­фей­ско­го и эмбле­ма, пока­зы­ваю­щая под­лин­ное зна­че­ние име­ни бога73: имен­но у ноги ста­туи лежит мышь. Это про­из­веде­ние Ско­па­са из Паро­са. С этим местом свя­за­на исто­рия или миф о мышах. При­быв­шие сюда с Кри­та тев­к­ры (пре­да­ние о них впер­вые сооб­щил эле­ги­че­ский поэт Кал­лин, а за ним после­до­ва­ли и мно­гие дру­гие) полу­чи­ли ора­кул: «оста­но­вить­ся на житель­ство там, где на них напа­дут порож­де­ния зем­ли»; это слу­чи­лось с ними, по рас­ска­зам, око­ло Гама­к­си­та, так как ночью огром­ное мно­же­ство поле­вых мышей высы­па­ло на поверх­ность и пере­грыз­ло всю кожу на их ору­жии и утва­ри; там тев­к­ры оста­но­ви­лись и назва­ли Иду по име­ни горы на Кри­те. Герак­лид Пон­тий­ский сооб­ща­ет, что мыши, во мно­же­стве водив­ши­е­ся око­ло свя­ти­ли­ща, счи­та­лись свя­щен­ны­ми, а поэто­му ста­туя воз­двиг­ну­та сто­я­щей на мыши».

 

Страбон. География. Книга 13. 1. 61. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 376) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Гомер назы­ва­ет Фиву [в Троаде] горо­дом Эети­о­на…
Поэт опре­де­лен­но ука­зы­ва­ет, что ему при­над­ле­жа­ла так­же и Хри­са со свя­ти­ли­щем Апол­ло­на Смин­фия, если толь­ко Хри­се­иду дей­ст­ви­тель­но взя­ли в плен в Фиве; ведь он гово­рит:

…мы на Фиву [что, по мнению Страбона, включало и Хрису] ходи­ли,
Град раз­гро­ми­ли и все, что добы­ли, пред­ста­ви­ли в стане,
Все меж собою, как долж­но, ахе­ян сыны разде­ли­ли».

 

Страбон. География. Книга 13. 1. 62 — 64. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 376) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Хри­са и Кил­ла тоже лежат в обла­сти Адра­мит­тия [в Троаде]. Еще и теперь суще­ст­ву­ет место око­ло Фивы, назы­вае­мой Кил­лой, где нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Кил­лей­ско­го. Мимо это­го места с горы Иды течет река Кил­лей… Даес из Колон гово­рит, что свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Кил­лей­ско­го в Коло­нах было осно­ва­но сна­ча­ла эолий­ца­ми, при­быв­ши­ми морем из Гре­ции. Гово­рят, что и в Хри­се было так­же воз­двиг­ну­то свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Кил­лей­ско­го, но неиз­вест­но, Смин­фей­ский ли это Апол­лон или же дру­гой, отлич­ный от него.

Хри­са была малень­ким при­мор­ским город­ком с гава­нью; рядом над ней рас­по­ло­же­на Фива. Здесь нахо­ди­лось и свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Смин­фей­ско­го и жила Хри­се­ида [т.е. мифическая, дочь Хриса, жреца Аполлона, в «Илиаде»]. Место это теперь совер­шен­но забро­ше­но; свя­ти­ли­ще же пере­не­се­но в совре­мен­ную Хри­су око­ло Гама­к­си­та после того, как одни кили­кий­цы пере­се­ли­лись в Пам­фи­лию, а дру­гие — в Гама­к­сит. Люди, менее све­ду­щие в древ­ней исто­рии, утвер­жда­ют, что Хрис и Хри­се­ида жили имен­но здесь и что Гомер упо­ми­на­ет это место. Одна­ко, во-пер­вых, здесь нет гава­ни, в то вре­мя как Гомер гово­рит:

С шумом лег­кий корабль вбе­жал в глу­бо­дон­ную при­стань,
(Ил. I, 432)

а во-вто­рых, свя­ти­ли­ще не нахо­дит­ся на море, тогда как Гомер изо­бра­жа­ет его при­мор­ским:

И Хри­се­ида затем с кораб­ля море­ход­но­го схо­дит.
Деву тогда к алта­рю повел Одис­сей ост­ро­ум­ный,
Стар­цу в объ­я­тия отдал;
(Ил. I, 439)

Кро­ме того, это место не лежит вбли­зи Фивы, хотя Гомер изо­бра­жа­ет его побли­зо­сти, пото­му что там, по его сло­вам, Хри­се­ида была взя­та в плен. Опять-таки ника­ко­го места по име­ни Кил­ла нет в обла­сти алек­сан­дрий­цев, как нет и свя­ти­ли­ща Апол­ло­на Кил­лей­ско­го. Но поэт соеди­ня­ет оба:

…о ты, что хра­ня­щий обхо­дишь
Хри­су, свя­щен­ную Кил­лу.
(Ил. I, 37)

Но Кил­лу пока­зы­ва­ют на рав­нине Фивы побли­зо­сти. Мор­ское путе­ше­ст­вие от кили­кий­ской Хри­сы до Кора­бель­ной Сто­ян­ки [греков во время Троянской войны] состав­ля­ет око­ло 700 ста­дий, при­бли­зи­тель­но днев­ной путь, за какое вре­мя, по-види­мо­му, и Одис­сей совер­шил свое путе­ше­ст­вие. Ибо Одис­сей, сой­дя с кораб­ля на берег, тот­час же при­нес жерт­ву богу [Аполлону], а так как насту­пил вечер, он остал­ся там и рано поут­ру отплыл назад. Рас­сто­я­ние от Гама­к­си­та состав­ля­ет едва одну треть упо­мя­ну­то­го выше, так что Одис­сей мог, совер­шив жерт­во­при­но­ше­ние, в тот же день отплыть назад к Кора­бель­ной Сто­ян­ке. Око­ло свя­ти­ли­ща Кил­лей­ско­го Апол­ло­на нахо­дит­ся моги­ла Кил­ла — боль­шой кур­ган. Килл, как гово­рят, был колес­ни­чим Пелоп­са и пра­вил этой стра­ной [и предположительно основал святыню Аполлона Кил­лей­ско­го]. От него, может быть, полу­чи­ла свое имя Кили­кия, или наобо­рот.

Во вся­ком слу­чае леген­ды о тев­крах и мышах (откуда про­ис­хо­дит куль­то­вое про­зви­ще «Смин­фий», так как «смин­фии» зна­чит «мыши») сле­ду­ет отно­сить к этим местам».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 12. 5. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«А те кто живет в Гамаксите в Троаде поклоняются мыши, и вот почему. По их мнению они дали Аполлону имя Сминфийского, которому они поклоняются, ибо эолийцы и народ Троады все еще называю мышь сминфом (sminthus), в точности как Эсхил пишет в своем Сизифе
Нет–нет, но почему сминф полевой настолько ужасен?
И в храме Сминфея содержится ручная мышь и кормится за общественный счет, а под алтарём гнёзда белых мышей, и рядом с треножником Аполлона здесь располагается мышь. А еще я слышал следующий мифический рассказ об этом культе. Мыши явились мириадами и погрызли на корню посевы эолийцев и троянцев, оставив сеятелей без урожая. Соответственно бог в Дельфах сказал, когда вопросили его, что они должны принести жертвы Аполлону Сминфею; они послушались и избавились от зловредности мышей, и их пшеница дала обычный урожай. И они добавляют следующий рассказ. Некие критяне, которые вследствие катастрофы их постигшей, были отправлены основать колонию, умоляли Пифийского Аполлона указать им подходящее место, благоприятное для основания города. Такой они получили ответ: в месте, где землеродные пойдут войной на них, они должны поселиться и воздвигнуть город. И вот они пришли в место Гамаксит и поставили свой лагерь для отдыха; но бесчисленный рой мышей украдкой сползся на них и погрыз ремни на щитах и съел тетевы от луков. Вот так они догадались, что это были за «землеродные», и кроме того, не имея средств получить защитное оружие, они поселились в этом месте и построили храм Аполлону Сминфею».

 

Сенека. Троянки. 227. (Источник: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 243) (римская трагедия 1 в. н. э.):

 

«Килла, Фебу милая»

 

КУЛЬТ В ТЕВФРАНИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ПЕРГАМ, город в Тевфрании (часть Мисии)

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 42. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Пер­га­ме есть мед­ная ста­туя Апол­ло­на, работы того же Она­та, одно из вели­чай­ших чудес как по вели­чине, так и по искус­ству. Тогда этот заме­ча­тель­ный худож­ник, най­дя рису­нок или копию древ­ней дере­вян­ной ста­туи, а вер­нее, как гово­рят, на осно­ва­нии виде­ния, явив­ше­го­ся ему во сне, сде­лал фига­лей­цам мед­ную ста­тую, при­бли­зи­тель­но одно поко­ле­ние спу­стя после похо­да мидий­цев на Элла­ду».

 

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга 4. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 158) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Из уст в уста передавались толки об Аполлонии: одни вторили Колофонскому оракулу, будто Аполлоний-де сопричастен божественной мудрости и будто мудрость его беспредельна, другие твердили то же самое, ссылаясь на Дидимейский и Пергамский оракулы»

КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. САРДЫ СТОЛИЦА ЛИДИИ

Ктесий Книдский. (Источник: Полное собрание фрагментов. Персика. Книги VII — XI. Автор: Nichols A. Автор: Ктесий Книдский Составитель: Агностик Составитель: Исихаст I.) (Древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.)

 

«[Исторический персидский полководец] Кир в союзе с Аморгом выступил против Креза[11] и города Сарды… После того как город был взят, Крез бежал в поисках убежища в храм Аполлона»

 

II. ГРИНИЙ ДЕРЕВНЯ В ЭОЛИИ-ЛИДИИ

Страбон. География. Книга 13. 3. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Эолий­ский город с гава­нью, полу­чит­ся рас­сто­я­ние в 60 ста­дий; затем идет Гавань Ахей­цев, где воз­двиг­ну­ты алта­ри 12 богов; далее — горо­док Гри­ний, свя­ти­ли­ще Апол­ло­на, древ­ний ора­кул и рос­кош­ный храм из бело­го мра­мо­ра»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 21. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Эти льня­ные пан­ци­ри мож­но видеть нахо­дя­щи­ми­ся как в дру­гих свя­ти­ли­щах, так и в Гри­нее, где Апол­ло­ну посвя­ще­на пре­крас­ная роща как из пло­до­вых дере­вьев, так и из тех, кото­рые, хотя не при­но­сят пло­да, но достав­ля­ют удо­воль­ст­вие или аро­ма­том, или внеш­ним видом».

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 14. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Затем Аполлоний направился на Лесбос, посетив по пути святилище Орфея. Говорят, что именно там некогда услаждался Орфей прорицанием, покуда не воспрепятствовал тому Аполлон. В ту пору не ходили люди за оракулом ни в Гриней, ни в Кларос, ни к треножнику Аполлонову, но пророчествовал один Орфей, чья голова лишь недавно явилась из Фракии. Тогда-то предстал пред вещим певцом бог и молвил: «Перестань вязаться в мои дела, ибо довольно я терпел и песни твои!»

III. СМИРНА ГОРОД В ЭОЛИИ-ЛИДИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 11. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«За кам­нем Софро­ни­сте­ром есть алтарь Апол­ло­ну, име­ну­е­мо­му Спо­ди­ем (Из пеп­ла). Он сде­лан из золы при­не­сен­ных здесь жертв. Здесь про­ис­хо­дит гада­ние по зву­ку голо­са. Таким спо­со­бом гада­ния, насколь­ко я знаю, боль­ше всех из элли­нов поль­зу­ют­ся жите­ли Смир­ны: у них за горо­дом, по ту сто­ро­ну сте­ны, есть даже храм Кле­до­нов (Зву­ков)».

 

IV. КЛАЗОМЕНЫ ГОРОД В ЭОЛИИ-ЛИДИИ

Страбон. География. Книга 14. 1. 36. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Кла­зо­ме­ны… Затем сле­ду­ют свя­ти­ли­ще Апол­ло­на, горя­чие источ­ни­ки, залив и город смир­ней­цев».

V. КЛАРОС ДЕРЕВНЯ ОКОЛО КОЛОФОНА В ЭОЛИИ-ЛИДИИ

Страбон. География. Книга 14. 1. 27. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Коло­фон — ионий­ский город; перед ним лежит свя­щен­ный уча­сток Апол­ло­на Кла­рий­ско­го, где неко­гда был древ­ний ора­кул. По пре­да­нию, про­ри­ца­тель Кал­хант с Амфи­ло­хом, сыном Амфи­а­рая, воз­вра­ща­ясь из-под Трои, при­шел сюда пеш­ком, но, встре­тив побли­зо­сти от Кла­ра про­ри­ца­те­ля более могу­че­го, чем он сам, имен­но Моп­са, сына Ман­то, доче­ри Тире­сия, умер с горя».

 

Павсаний. Описание Эллады. 7. 5. 4 & 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Иония отли­ча­ет­ся пре­крас­ным кли­ма­том и ров­ной тем­пе­ра­ту­рой возду­ха; в ней есть хра­мы, каких нет нигде. Пер­вым из них по вели­чине и по вся­ко­му богат­ству явля­ет­ся храм <Арте­ми­ды> в Эфе­се; кро­ме того, есть два недо­кон­чен­ных хра­ма Апол­ло­на: один в Бран­хидах Милет­ской обла­сти, дру­гой в Кла­ро­се, око­ло Коло­фо­на. Двум же дру­гим хра­мам в Ионии было суж­де­но сго­реть: их сожгли до осно­ва­ния пер­сы, это — храм Геры на Само­се и храм Афи­ны в Фокее; но, даже повреж­ден­ные огнем, они все же вызы­ва­ли удив­ле­ние… В обла­сти Коло­фо­на есть роща Апол­ло­на из ясе­не­вых дере­вьев, а неда­ле­ко от рощи про­те­ка­ет самая холод­ная река в Ионии, Алент».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 10. 49. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):

 

«В частности, в Кларосе местные жители и все греки оказывают почести сыну Зевса и Лето [Аполлону]. Потому что земля здесь заброшена из–за ядовитых созданий, и также весьма неблагоприятна для них. Бог пожелал так, и существа эти в любом случае боятся его, так как бог может не только спасти жизнь, но также породил Асклепия, спасителя людей и победителя болезней. Кроме того Никандр приводит свидетельство того, что сказал я, и вот его слова:
«Ни гадюка, ни зловредные пауки, ни глубокожалящий скорпион не живут в рощах Клароса, ибо Аполлон закрыл свой глубокий грот ясенями и очищает его травяное ложе от вредных созданий».

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Из уст в уста передавались толки об Аполлонии [Тианском]: одни вторили Колофонскому [Кларос] оракулу, будто Аполлоний-де сопричастен божественной мудрости и будто мудрость его беспредельна».

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 14. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Затем Аполлоний направился на Лесбос, посетив по пути святилище Орфея. Говорят, что именно там некогда услаждался Орфей прорицанием, покуда не воспрепятствовал тому Аполлон. В ту пору не ходили люди за оракулом ни в Гриней, ни в Кларос, ни к треножнику Аполлонову, но пророчествовал один Орфей, чья голова лишь недавно явилась из Фракии. Тогда-то предстал пред вещим певцом бог и молвил: «Перестань вязаться в мои дела, ибо довольно я терпел и песни твои!»

 

VI. ЛАРИСА РЯДОМ С ЭФЕСОМ В ЭОЛИИ-ЛИДИИ

Страбон. География. 13. 3. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Лари­са — это селе­ние в Эфес­ской обла­сти на рав­нине Каи­ст­ра; преж­де, гово­рят, это был город со свя­ти­ли­щем Апол­ло­на Лари­сей­ско­го, лежа­щий бли­же к Тмо­лу, чем к Эфе­су»

VII. ОРТИГИЯ РЯДОМ С ЭФЕСОМ В ЭОЛИИ-ЛИДИИ

Страбон. География. 14. 1. 20. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«На самом этом побе­ре­жье [недалеко от города Эфес], несколь­ко выше моря, нахо­дит­ся Орти­гия — заме­ча­тель­ный парк из раз­но­об­раз­ных дере­вьев, в боль­шин­стве кипа­ри­сов. Через парк про­те­ка­ет река Кен­хрий, где, как гово­рят, Лато­на купа­лась после родов . Ибо сюда миф пере­но­сит раз­ре­ше­ние ее от бре­ме­ни [Аполлона и Артемиды], сце­ну с кор­ми­ли­цей Орти­ги­ей и свя­щен­ное место, где про­изо­шли роды, мас­ли­ну, под кото­рой, как гово­рят, боги­ня в пер­вый раз отды­ха­ла после родо­вых мук. Над рощей воз­вы­ша­ет­ся гора Соль­мисс, где, по пре­да­нию, сто­я­ли куре­ты и бря­ца­ни­ем сво­его ору­жия напу­га­ли Геру, кото­рая из рев­но­сти под­сте­ре­га­ла родиль­ни­цу, и помог­ли Латоне скрыть рож­де­ние детей. В этой мест­но­сти несколь­ко хра­мов: одни — древ­ние, дру­гие же воз­двиг­ну­ты в позд­ней­шие вре­ме­на; в древ­них хра­мах нахо­дят­ся древ­ние дере­вян­ные ста­туи, в хра­мах же позд­ней­ших — про­из­веде­ния Ско­па­са: Лато­на со ски­пет­ром, рядом с ней сто­ит Орти­гия, дер­жа в каж­дой руке по ребен­ку. Здесь еже­год­но справ­ля­ет­ся тор­же­ст­вен­ное празд­не­ство. В силу неко­е­го обы­чая юно­ши с боль­шим рве­ни­ем сорев­ну­ют­ся там осо­бен­но в смыс­ле рос­кош­ных уго­ще­ний. В то же вре­мя и обще­ство куре­тов устра­и­ва­ет уго­ще­ние и совер­ша­ет какие-то мисти­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния».

Аполлон, греческая мраморная статуя из Кирены, 2 век до н.э., Британский музей.
Аполлон, греческая мраморная статуя из Кирены, 2 век до н.э., Британский музей.

КУЛЬТ В КАРИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ТРИОПИЙ МЫС В ДОРИДЕ-КАРИИ

Геродот. История. 1. 144. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Точ­но так же и дорий­цы из нынеш­ней обла­сти пяти­гра­дья (кото­рая преж­де назы­ва­лась шести­гра­дьем) не толь­ко запре­ти­ли сосед­ним дорий­цам доступ в Три­о­пий­ское свя­ти­ли­ще [Аполлона], но даже не допус­ка­ли и сво­их сограж­дан участ­во­вать [в рели­ги­оз­ных обрядах] за непо­чти­тель­ность к хра­му. При состя­за­ни­ях в честь Апол­ло­на Три­о­пий­ско­го они издрев­ле, по обы­чаю, дава­ли победи­те­лям в награ­ду мед­ные тре­нож­ни­ки. Победи­те­ли, одна­ко, не долж­ны были брать с собой эти тре­нож­ни­ки из свя­ти­ли­ща, но посвя­щать их богу. Как-то раз победу одер­жал один гали­кар­нассец по име­ни Ага­сикл, кото­рый пре­не­брег этим обы­ча­ем, унес тре­нож­ник домой и пове­сил там на гвозде на сте­ну. В нака­за­ние за это пять горо­дов — Линд, Иалис, Камир, Кос и Книд — отстра­ни­ли шестой город — Гали­кар­насс от уча­стия [в рели­ги­оз­ных обрядах]. Так нака­за­ли они этот город».

II. БРАНХИДЫ-ДИДИМЫ ДЕРЕВНЯ ОКОЛО МИЛЕТА В ИОНИИ-КАРИИ

Геродот. История. 1. 46. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«[Исторический царь лидии Крез, опасаясь персидского наступления] рас­сы­лая послов по раз­ным местам. Одних он отпра­вил в Дель­фы [и различные другие оракулы]… в Бран­хиды в Милет­ской обла­сти [оракул Аполлона]».

 

Геродот. История. 1. 92. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Есть в Элла­де еще и мно­го дру­гих (кро­ме упо­мя­ну­тых) посвя­ти­тель­ных даров Кре­за [Исторического царя лидии Крез]… Что до посвя­ти­тель­ных даров Кре­за в [святилище Аполлона в] Бран­хидах в Милет­ской обла­сти, то они, как я слы­шал, оди­на­ко­во­го веса и похо­жи на те, что в Дель­фах. Дары Кре­за в Дель­фы и в храм Амфи­а­рая были его лич­ным досто­я­ни­ем и состав­ля­ли луч­шую долю его оте­че­ских сокро­вищ. Осталь­ные при­над­ле­жа­ли к иму­ще­ству его вра­га, про­тив кото­ро­го Крез борол­ся еще до вступ­ле­ния на пре­стол, так как тот рев­ност­но помо­гал Пан­та­ле­он­ту захва­тить власть над лидий­ца­ми».

 

Геродот. История. 2. 159. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«[С этим фло­том] Неко [исторический царь египепта] напал на Сирию и одер­жал победу при Магдо­ле. А после бит­вы он взял боль­шой сирий­ский город Кади­тис. Свои доспе­хи, в кото­рых совер­шил эти подви­ги, он посвя­тил Апол­ло­ну, ото­слав их в свя­ти­ли­ще бран­хидов в Милет­ской обла­сти».

 

Парфений. О любовных страстях. 1 (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.):

 

«У Лир­ка [мифического царя Кавна в Карии] все не было детей, и он отпра­вил­ся к ора­ку­лу Апол­ло­на в Диди­му, чтобы вопро­сить о про­дол­же­нии рода. Бог пред­ска­зал ему, что у него родят­ся дети от пер­вой жен­щи­ны, с кото­рой он сой­дет­ся, поки­нув храм».

 

Страбон. География. Книга 9. 3. 9. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Бранх, кото­рый сто­ял во гла­ве управ­ле­ния свя­ти­ли­ща в Диди­мах, гово­рят, был потом­ком Махе­рея [человека, который убил Неоптолема, когда он пытался поджечь Дельфийский оракул]».

 

Страбон. География. Книга 14. 1. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Непо­сред­ст­вен­но после Посидия, мыса милет­цев, если под­нять­ся на 18 ста­дий в глубь стра­ны, нахо­дит­ся ора­кул Апол­ло­на Дидим­ско­го у Бран­хидов5. Свя­ти­ли­ще было сожже­но Ксерк­сом, так же как и дру­гие хра­мы, кро­ме Эфес­ско­го. Бран­хиды же пере­да­ли сокро­ви­ща бога пер­сид­ско­му царю и бежа­ли вме­сте с пер­са­ми, чтобы избе­жать нака­за­ния за свя­тотат­ство и пре­да­тель­ство. Впо­след­ст­вии милет­цы воз­двиг­ли храм, самый боль­шой из всех хра­мов, кото­рый остал­ся без кры­ши из-за сво­ей вели­чи­ны; дей­ст­ви­тель­но, окруж­ность свя­щен­ной огра­ды вме­ща­ет про­стран­ство цело­го посел­ка; внут­ри и вне свя­щен­ной огра­ды — вели­ко­леп­ный парк; в дру­гих свя­щен­ных огра­дах есть и ора­кул, и свя­ти­ли­ща. К ним миф при­уро­чил исто­рии о Бран­хе и люб­ви Апол­ло­на. Свя­ти­ли­ще укра­ша­ют дра­го­цен­ней­шие при­но­ше­ния из про­из­веде­ний древ­не­го искус­ства. Отсюда до горо­да сушей и морем неда­ле­ко».

 

Страбон. География. Книга 14. 1. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Милет­цы и делос­цы назы­ва­ют Апол­ло­на Úlios, как бы богом здо­ро­вья и исце­ле­ния, ведь гла­гол ūlein озна­ча­ет «быть здо­ро­вым», откуда и сло­во ūlē6, и при­вет­ст­вие «здрав­ст­вуй (ūlē), радуй­ся». Ведь Апол­лон — бог-цели­тель».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 16. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Селевк [полководец Александроса Великого], я убеж­ден, из всех царей был чело­ве­ком самым спра­вед­ли­вым и по отно­ше­нию к рели­гии наи­бо­лее бла­го­че­сти­вым; во-пер­вых, этот Селевк ото­слал назад в Бран­хиды милет­цам мед­ное изо­бра­же­ние Апол­ло­на, кото­рое было уве­зе­но Ксерк­сом в мидий­ские Экба­та­ны»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 10. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Нахо­дя­щу­ю­ся здесь ста­тую сде­лал Канах, сики­о­нец, кото­рый изва­ял Апол­ло­на в милет­ских Диди­мах, а для фиван­цев — Апол­ло­на Исме­ния»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 2. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Свя­ти­ли­ще Апол­ло­на в Диди­мах [около Милета в Карии] и его ора­кул были древ­нее, чем посе­ле­ние здесь ионян»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 5. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Иония отли­ча­ет­ся пре­крас­ным кли­ма­том и ров­ной тем­пе­ра­ту­рой возду­ха; в ней есть хра­мы, каких нет нигде. Пер­вым из них по вели­чине и по вся­ко­му богат­ству явля­ет­ся храм <Арте­ми­ды> в Эфе­се; кро­ме того, есть два недо­кон­чен­ных хра­ма Апол­ло­на: один в Бран­хидах Милет­ской обла­сти, дру­гой в Кла­ро­се, око­ло Коло­фо­на. Двум же дру­гим хра­мам в Ионии было суж­де­но сго­реть: их сожгли до осно­ва­ния пер­сы, это — храм Геры на Само­се и храм Афи­ны в Фокее; но, даже повреж­ден­ные огнем, они все же вызы­ва­ли удив­ле­ние».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 46. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Ксеркс, сын Дария, поми­мо все­го про­че­го, что он увез из горо­да афи­нян… [После] выста­вив про­тив миле­тян обви­не­ние в том, что они во вре­мя мор­ско­го боя пер­сов про­тив афи­нян в Элла­де про­яви­ли созна­тель­но тру­сость, ото­брал от них мед­ную ста­тую Апол­ло­на в Бран­хидах. Впо­след­ст­вии [персидский полководец] Селевк решил вер­нуть его миле­тя­нам».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 10. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Ста­туя бога [Аполлона] по вели­чине рав­на ста­туе в Бран­хидах и ничем не отли­ча­ет­ся по внеш­но­сти. Кто видел одну из этих ста­туй и зна­ет, кто ее созда­тель, тому не тре­бу­ет­ся боль­шой про­ни­ца­тель­но­сти, чтобы, взгля­нув на дру­гую, ска­зать, что это тво­ре­ние Кана­ха. Отли­ча­ют­ся они меж­ду собою толь­ко вот чем: ста­туя в Бран­хидах — из меди, а ста­туя Исме­ний­ско­го бога сде­ла­на из кед­ро­во­го дере­ва».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 13. 21. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):

 

«Аполлон Дидимский должен быть достаточным ручательством каждому человеку здравого ума и крепкого рассудка. Во всяком случае он говорит, что тритон существо морское, и вот его слова:
«Дитя Посейдона, знамение вод, чистогласый тритон, встретился, когда плыл он следом за судном».

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

 

«Из уст в уста передавались толки об Аполлонии [Тианском]: одни вторили Колофонскому оракулу, будто Аполлоний-де сопричастен божественной мудрости и будто мудрость его беспредельна, другие твер дили то же самое, ссылаясь на Дидимейский и Пергамский оракулы»

 

III. МИЛЕТ ГОРОД В ИОНИИ-КАРИИ

Парфений. О любовных страстях. 9 (Источник: «Вестник древней истории». 1992 г. № 1 и № 2. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. Стихотворные переводы (кроме фр. 30) М. Л. Гаспарова) (греческий поэт 1 в до н. э.):

 

«Миле­тяне вме­сте с союз­ни­ка­ми напа­ли на нак­сос­цев [историческии]… [в ходе войны] Меж­ду тем на тре­тий день после это­го у миле­тян при­бли­жал­ся празд­ник Фар­ге­лий [Фар­ге­лии — весен­ний празд­ник пло­до­ро­дия, справ­ляв­ший­ся в атти­че­ско-ионий­ском реги­оне в 6-й и 7-й дни меся­ца фар­ге­лия (око­ло 1 мая). 1-й день празд­ни­ка счи­тал­ся днем рож­де­ния Арте­ми­ды, 2-й — Апол­ло­на.], когда они пьют мно­го нераз­веден­но­го вина и дела­ют боль­шие рас­хо­ды, не счи­та­ясь с день­га­ми».

IV. АВЛЫ ПЕЩЕРА В МАГНЕСИИ В ИОНИИ-КАРИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 10. 32. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть и у магнесийцев, живущих у реки Лефее, местечко, называемое Авлы; тут есть посвященная Аполлону пещера; величиной она не вызывает удивления, но тут есть одна очень древняя статуя Аполлона, которая придает людям силу на всякое дело: находясь под покровительством этого бога, люди могут прыгать с покрытых острыми камнями отвесных и высоких скал и, вырвав с корнем очень большие деревья, идти с этой ношей по очень узким тропинкам».

КУЛЬТ В ЛИКИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. КИАНЕИ ДЕРЕВНЯ В ЛИКИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 21. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Очень близ­ко от Киа­ней в Ликии есть про­ри­ца­ли­ще Апол­ло­на Фирк­сея; точ­но так же и там вода дает воз­мож­ность вся­ко­му, кто посмот­рит в источ­ник, видеть все то, что он поже­ла­ет».

 

II. ПАТРЫ ГОРОД В ЛИКИИ

Страбон. География. Книга 14. 3. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«После Ксан­фа идут Пата­ры — тоже боль­шой город с гава­нью и свя­ти­ли­щем Апол­ло­на».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 41. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Ликий­цы в Пата­рах, в хра­ме Апол­ло­на, пока­зы­ва­ют мед­ную чашу, утвер­ждая, что это дар Теле­фа [герой Троянской войны] и про­из­веде­ние Гефе­ста».

III. МИРА ЗАЛИВ В ГРЕЦИИ

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 12. 1. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):

 

«Есть в Ликии возле Миры залив, и там есть источник и святыня Аполлона, и жрецы этого бога разбрасывают плоть телят принесенных в жертву богу, и морские окуни приплывают косяками и едят мясо, как будто они гости на званом пиршестве. И священнослужители рады, потому что они считают, что таким рыбьим пиршеством бог даёт им знак, и они говорят, что бог благосклонен, потому что рыба насытилась мясом. Если однако рыба выбрасывает еду на берег своими хвостами, как будто они презирают ее и рассматривают как оскверненную, это, как полагают, означает гнев бога. И рыба узнает голос священника, и если они повинуются его призыву, они радуют того, в чьих интересах они были вызваны; в противном случае, они вызывают у них огорчение».

 

КУЛЬТ ВО ФРИГИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ФЕМИСОНИОН ГОРОД РЯДОМ С ЛАОДИКИЕЙ ВО ФРИГИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 10. 32. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Фемисонион над Лаодикеей; живут здесь тоже фригийцы. Когда войско галатов грабило и опустошало Ионию и соседние с Ионией области, то, по словам фемисонийцев, к ним на помощь явились Геракл, Аполлон и Гермес; они указали их начальникам в сновидении эту пещеру и приказали фемисонийцам скрыть в эту пещеру их женщин и детей. В воспоминание об этом перед пещерой у них поставлены небольшие статуи Геракла, Гермеса и Аполлона; они так и называются Спелаиты (Пещерные). Эта пещера отстоит от города приблизительно на тридцать стадий. В ней есть источники (сладкой) воды; (широкого) входа туда нет, и солнечный свет проникает туда на небольшое расстояние; большая часть ее потолка проходит очень близко от земли».

КУЛЬТ НА КИПРЕ (ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ)

I. КУРИАДА МЫС РЯДОМ С ГОРОДОМ КУРИЙ НА КИПРЕ

Страбон. География. Книга 14. 6. 3. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«город Курий… Здесь мож­но заме­тить небреж­ность авто­ра эле­гии, нача­ло кото­рой:

Феба свя­щен­ные лани, чрез шум­ные вол­ны про­бив­шись,
Быст­ро при­шли мы, дабы гибель­ных стрел избе­жать;…

Нача­лом запад­но­го мор­ско­го пути на Родос явля­ет­ся Курий; затем тот­час идет мыс, откуда сбра­сы­ва­ют свя­тотат­цев, кос­нув­ших­ся алта­ря Апол­ло­на».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 11. 7. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):

 

На Куриаде когда олень (которых здесь огромное количество, и много охотников страстно преследуют их) нашел убежище в здешнем храме Аполлона (у него очень обширный участок), гончие лаяли на него, но не осмеливались приблизиться. А олень спокойно и бесстрашно пасся, неким таинственным инстинктом доверив богу свою безопасность».

 

КУЛЬТ В ЕГИПТЕ (СЕВЕРНАЯ АФРИКА)

I. НАВКРАТИС ГОРОД В ЕГИПТЕ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Геродот. История. 2. 178 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Ама­сис [Исторический египетский фараон] был дру­гом элли­нов. Он не толь­ко выка­зы­вал бла­го­склон­ность неко­то­рым из них, но даже пре­до­ста­вил эллин­ским пере­се­лен­цам город Нав­кра­тис для житель­ства. А тем, кто не желал селить­ся там, а при­ез­жал толь­ко вре­мен­но [для тор­гов­ли], он отвел места, где они мог­ли бы воз­двиг­нуть алтарь и хра­мы богов… Город Эги­на воз­двиг осо­бое свя­ти­ли­ще Зев­са, самос­цы — Геры, а миле­тяне — Апол­ло­на».

КУЛЬТ В СИЦИЛИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. СИРАКУЗЫ ГОРОД В СИЦИЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 1. 20. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Дио­ни­сий [тиран Сиракуз, ок. 430-367 г. до н.э.] огра­бил сокро­вищ­ни­цы всех сира­куз­ских хра­мов. Со ста­туи же Зев­са он сорвал покро­вы и укра­ше­ния… Так же Дио­ни­сий посту­пил и со ста­ту­ей Апол­ло­на»

 

КУЛЬТ В КАМПАНИИ (ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ)

I. НЕАПОЛЬ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Страбон. География. 5. 4. 7. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 327) (греческий географ 1 в. До н. э. – 1 в. Н. э.):

 

«В насто­я­щее вре­мя у них [жителей Неаполя в Италии] каж­дые 4 года в тече­ние несколь­ких дней устра­и­ва­ют­ся свя­щен­ные состя­за­ния [в честь Аполлона?] по музы­ке и гим­на­сти­ке; эти состя­за­ния сопер­ни­ча­ют со зна­ме­ни­тей­ши­ми игра­ми в Гре­ции».

II. КИМ ГОРОД В КАМПАНИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 8. 24. 5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

 

«Жите­ли же Ким в стране опи­ков, прав­да, гово­рят, буд­то каба­ньи клы­ки, лежа­щие у них в хра­ме Апол­ло­на, явля­ют­ся клы­ка­ми Эри­манф­ско­го каба­на, но в их рас­ска­зе нет ни малей­ше­го веро­я­тия».

 

КУЛЬТ В ЭТРУРИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 1. 20. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Дио­ни­сий [тиран Сиракуз, ок. 430-367 гг. до н.э.] огра­бил сокро­вищ­ни­цы всех сира­куз­ских хра­мов… Подой­дя на кораб­ле к Тирре­нии, тиран похи­тил сокро­ви­ща Апол­ло­на и Лев­ко­теи и велел, чтобы подаю­щие Апол­ло­ну чашу бла­го­де­тель­но­го демо­на унес­ли сереб­ря­ный стол, сто­яв­ший воз­ле ста­туи бога».

 

Плиний Старший. Естественая история. Книга 7. 19. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

 

«Неда­ле­ко от Рима в зем­ле фалис­ков [народ в Этру­рии] есть несколь­ко семейств, кото­рые назы­ва­ют­ся Гир­па­ми. Во вре­мя еже­год­но­го жерт­во­при­но­ше­ния Апол­ло­ну, кото­рое совер­ша­ет­ся на горе Сорак­те, они, про­ха­жи­ва­ясь по углям, не обжи­га­ют­ся и поэто­му по поста­нов­ле­нию сена­та навсе­гда осво­бож­де­ны от воен­ной служ­бы и всех дру­гих обя­зан­но­стей».

КУЛЬТ В ГАЛЛИИ (ЮЖНАЯ ФРАНЦИЯ)

I. МАССАЛИЯ В ГАЛИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Страбон. География. Книга 4. 1. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Мас­са­лия [в Галии] осно­ва­на фокей­ца­ми и рас­по­ло­же­на в ска­ли­стой мест­но­сти. Гавань ее лежит у подош­вы ска­лы, име­ю­щей вид теат­ра и обра­щен­ной к югу… На мысе сто­ят Эфе­сий, а так­же свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Дель­фин­ско­го. Послед­нее явля­ет­ся общим свя­ти­ли­щем всех ионий­цев»

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

 

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология