Культ Аполлона — 3

Аполлон был олимпийским богом пророчеств, оракулов, музыки, поэзии, молодости, исцеления и защиты от чумы и вреда.

На этой странице описывается его культ на северо-западе Пелопоннеса и в центральной Греции. Его самыми прославленными святынями в регионе были Исменийский храм в Фивах и великий оракул в Дельфах в Фокиде — бесспорный центр его культа в греческом мире.

Статуи, представленные на этой странице, изображают Аполлона как юного бога-защитника молодежи.

Изображение справа — Аполлон, греко-римская мраморная статуя, Музей Эшмола.

Содержание
  1. КУЛЬТ В АХАЙЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  2. I. ПАТРЫ, главный город Ахайи
  3. II. ЭГИОН, город в Ахайе
  4. III. ЭГИРА, город в Ахайе
  5. IV. ПЕЛЛЕНА, город в Ахайе
  6. КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  7. I. МЕГАЛОПОЛЬ, главный город Аркадии
  8. II. ФЕНЕЙ, город в Аркадии
  9. III. ФЕЛЬПУСА, город в Аркадии
  10. IV. ЭГИТИДА, город в Аркадии
  11. V. АКАКЕСИЙ, город в Аркадии
  12. VI. ЛИКЕЙ, гора в Аркадии
  13. VI. КОТИЛИЙ, гора в Аркадии
  14. VII. ТЕГЕЯ, город в Аркадии
  15. КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  16. I. ФИВЫ, главный город Беотии
  17. II. ГИСИИ, город в Беотии
  18. III. ДЕЛИЙ, город в Беотии
  19. IV. ТАНАГРА, город в Беотии
  20. V. ПТОЙ, гора и ТЕНЕРИЙСКАЯ РАВНИНА в Беотии
  21. VI. КИРТОНЫ, город в Беотии
  22. VII. ЛЕБАДИЯ, город в Беотии
  23. VIII. ТИЛЬФОССИЙ, гора в Беотии
  24. КУЛЬТ НА ЭВБЕЕ (греческий остров в Эгейском море)
  25. I. МАРМАРИЙ, город на Эвбее
  26. II. ТАМИНЫ, город на Эвбее
  27. КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  28. I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде
  29. II. ЛИЛЕЯ, город в Фокиде
  30. III. ТИФРОНИОН, город в Фокиде
  31. IV. АБЫ, город в Фокиде

КУЛЬТ В АХАЙЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ПАТРЫ, главный город Ахайи

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На площади [города Патры в Ахайе] есть храм Зевса Олимпийского… Напротив храма Зевса Олимпийского находятся статуя Геры и святилище Аполлона, в нем статуя бога из меди; она изображает бога нагим; на ногах у него надеты только сандалии, и одной ногой он наступил на череп быка. Что Аполлон особенно любил быков, об этом говорит Алкей в гимне, написанном им в честь Гермеса, будто Гермес увел быков Аполлона. И еще до Алкея у Гомера было сказано, что Аполлон за плату пас быков у Лаомедонта. В «Илиаде» в уста Посейдона вложены такие слова:

Я окружил крепкозданной стеною жилища троянцев

Дивной работы широкой, чтоб город их стал неприступен,

Ты же [Аполлон] пасти был обязан тяжелых быков криворогих.

Можно предположить, что череп быка и изображен здесь с этой целью».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XX. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На площади [Патр] стоит Одеон, а в нем находится замечательная статуя Аполлона… Этот Одеон из всех имеющихся у греков наиболее замечателен своими украшениями, уступая только афинскому, который афинянин Герод выстроил в память своей покойной жены».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XX. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если в Патрах идти дальше по площади, где стоит святилище Аполлона, то в конце ее есть ворота, а на этих воротах стоят позолоченные статуи [героев] Патрея, Превгена и Афериона…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть у них [в Патрах] около моря еще и роща; в ней есть очень удобные дорожки, и во всех отношениях это очень приятное место в летнюю пору. В этой роще стоят храмы богов: один – Аполлона, другой – Афродиты. И их статуи сделаны из мрамора».

 

II. ЭГИОН, город в Ахайе

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXIII. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Эгионе около площади есть храм, общий для Аполлона и Артемиды…»

III. ЭГИРА, город в Ахайе

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXVI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть тут [в Эгире] и святилище Аполлона, одно из самых древних, как само по себе, так и по скульптурам на фронтонах; древней является и деревянная статуя бога, изображенного нагим, большой величины. Чья это работа, никто из местных жителей не мог этого сказать. Но кто уже видел статую Геракла в Сикионе, тот может утверждать, что и статуя Аполлона в Эгире является работой того же Лафая из Флиунта. Статуи Асклепия в стоячей позе находятся в храме…»

IV. ПЕЛЛЕНА, город в Ахайе

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Ахайя. XXVII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть у пелленцев и святилище Аполлона Феоксения (Покровителя чужестранцев); статуя его из меди. В честь этого Аполлона они устраивают игры Феоксении. Наградой на этом состязании они дают деньги, а состязаются взрослые из местных жителей».

Аполлон «Антиной Капитолийский», греко-римская мраморная статуя, Капитолийские музеи.
Аполлон «Антиной Капитолийский», греко-римская мраморная статуя, Капитолийские музеи.

КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕГАЛОПОЛЬ, главный город Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Перед этим священным участком [Зевса Ликейского в Магалополе, Аркадия] стоит медная статуя Аполлона, достойная того, чтобы на нее обратили внимание; высота ее – 12 футов; доставлена она из Фигалии, как приношение для украшения Мегалополя. Место, где фигалейцами прежде было поставлено это изображение, называется Бассы. Прозвище богу (оставшееся за ним и здесь), пришло с ним из Фигалии, а почему он получил прозвище Эпикурий (Помощник), это я объясню, когда буду рассказывать о Фигалии».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXI. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Внутри ограды святилища Великих богинь [в Мегалополе] находится также храм Афродиты. Перед входом в него стоят древние ксоаны (деревянные статуи) Геры, Аполлона и Муз; говорят, они перевезены сюда из Трапезунта [в Аркадии]».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXI. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В ограде храма Великих богинь [в Мегалополе] находятся изображения следующих других богов – они все сделаны в виде четырехугольных колонн: Гермеса, с эпитетом Агетора (Водителя), Аполлона, Афины и Посейдона, а также Гелиоса, именуемого Сотером, и Геракла».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«От храма [в Мегалополе] Муз, Аполлона и Гермеса, выстроенного сообща для них всех, не осталось ничего, о чем стоило бы упомянуть, кроме небольших развалин; все же осталась еще здесь статуя одной из Муз и статуя Аполлона, по форме похожая на четырехугольные гермы».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Там [в Мегалополе] находится храм Асклепия и статуя его самого и Гигиеи (Здоровья); если же спуститься немного ниже, находятся изображения богов – тоже в форме четырехугольных колонн, которых именуют Эргаты (Работники), – Афина Эргана (Покровительница ткацкого искусства), Аполлон Агией (Защитник в пути)… Под этим холмом есть также и другой храм, посвященный Асклепию Младенцу. Его статуя изображает его в стоячем положении, приблизительно в локоть величиной, статуя же Аполлона – в виде сидящего на троне, не меньше футов шести величиной».

 

II. ФЕНЕЙ, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XV. 2-3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если из Фенея [в Аркадии] идти в города Ахайи, Пеллену и Эгиру, то, пройдя 15 стадиев, встретишь храм Аполлона Пифийского. От него остались только развалины и огромный жертвенник белого мрамора. Еще и теперь фенеаты приносят на нем жертвы Аполлону и Артемиде. Говорят, что этот храм воздвиг Геракл, когда завоевал Элиду. Есть там и могилы тех героев, которые, приняв участие вместе с Гераклом в походе на элейцев, не вернулись живыми домой после этой битвы».

III. ФЕЛЬПУСА, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXV. 3, 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Онкий, по сказаниям, является сыном Аполлона и в Фельпусской земле царствовал в местечке Онкее.

Оставив налево храм (Деметры) Эринии [в Онкии], река Ладон с левой стороны протекает мимо храма Аполлона Онкейского…»

IV. ЭГИТИДА, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXIV. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Истоки [реки] Карниона идут из Эгитиды под храмом Аполлона Керсата…»

V. АКАКЕСИЙ, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXVII. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Точно так же есть и деревянные статуи Аполлона и Афины [в святилище Пана недалеко от Акакесия]; а в честь Афины сооружено здесь и святилище».

VI. ЛИКЕЙ, гора в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXVIII. 2, 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… На этой горе Ликее [в Аркадии] есть место, называемое Кретея; эта Кретея находится налево от рощи Аполлона, именуемого Паррасийским…

На восточном склоне горы есть святилище Аполлона, называемого Паррасийским; ему дают также имя и Пифийского. Совершая ежегодно праздник в честь этого бога, аркадяне приносят в жертву на площади (Мегалополя) в честь Аполлона Эпикурия (Помощника) кабана, и, принеся здесь эту жертву, они тотчас несут жертвенное животное в святилище Аполлона Паррасийского со звуками флейт, в торжественной процессии и, отрубив бедра, сжигают их, а остальное мясо жертвенного животного тут же немедленно поедают».

VI. КОТИЛИЙ, гора в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLI. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Фигалия окружена горами, налево – так называемым Котилием, направо же от нее поднимается другая гора по имени Элайон (Масличная). Котилий отстоит от города приблизительно на 30 стадиев; на нем есть местечко Бассы и храм Аполлона Эпикурия (Помощника). Этот храм сам и его крыша сделаны из мрамора. Из всех храмов, какие есть в Пелопоннесе, после храма в Тегее, этот храм может считаться первым как по красоте мрамора, так и по тщательности работы. А название дано Аполлону как избавителю от чумной заразы, подобно тому как и у афинян Аполлон получил название Алексикакос (Отвращающий зло), так как и у них он отвратил ту же болезнь. Что и фигалейцев он освободил от этой болезни во время войны между пелопоннесцами и афинянами, а не в какое-либо другое время, доказательством этому служат оба эпитета Аполлона, имеющие одно и то же значение, равно и тот факт, что создателем храма в Фигалии был архитектор Иктин, живший в эпоху Перикла и выстроивший афинянам так называемый Парфенон. Я уже раньше указал, что статуя Аполлона из этого храма в Фигалии находится на площади Мегалополя».

VII. ТЕГЕЯ, город в Аркадии

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. LIII. 1, 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Говорят, что тегеаты воздвигли статую Аполлону Агиею (Покровителю дорог) по следующему поводу. Они рассказывают, что Аполлон и Артемида ходили по всей стране и наказывали людей, которые не оказали никакого внимания Латоне в то время, когда она, беременная ими, блуждая по всей земле, пришла в эту страну. И вот, когда боги пришли в страну тегеатов, то сын Тегеата Скефр, подойдя к Аполлону, стал тайно разговаривать с ним. Тогда Леймон, другой из сыновей Тегеата, подумав, что Скефр говорит, жалуясь на него, напал на брата и убил его. Леймона тотчас же постигло возмездие за убийство: он был поражен стрелой Артемиды; хотя Тегеат и Мэра немедленно принесли жертвы в честь Аполлона и Артемиды, но все же вскоре после этого бесплодие сильно поразило тегеатскую землю; (в ответ на их обращение к богу) было получено из Дельф вещание: «Совершать плач по Скефру». Поэтому во время праздника Аполлона Агиея среди других обрядов в честь Скефра они совершают следующий: жрица Артемиды преследует кого-либо из присутствующих, как будто она – Артемида, преследующая Леймона….

У тегеатов – четыре статуи Аполлона Агиея, воздвигнутые каждой отдельной филой. Названия этих фил: Клареотида, Гиппофойтида, Аполлониатида, Афанеатида. Эти названия даны по имени того наследственного участка, который Аркад назначил по жребию в стране каждому из своих сыновей, и по имени Гиппофоя, сына Керкиона».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. LIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Среди храмов Тегеи]… есть… храм Аполлона с позолоченной его статуей, работы Херисофа, критянина родом; но когда он жил и кто был его учителем – этого мы не знаем. Пребывание, выпавшее на долю Дедалу, в Кносе при дворе Миноса на долгое время создало критянам славу искусных мастеров деревянных статуй. Около Аполлона стоит Херисоф, сделанный из мрамора».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. LIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Дорога из Тегеи [в Аркадии] в Аргос очень удобна для езды на повозках и по существу является главной проезжей дорогой. По этой дороге… если затем повернуть влево приблизительно на стадий, то придешь к разрушенному храму Аполлона, именуемого Пифийским; он представляет одни только развалины».

Аполлон, греко-римская мраморная статуя, Пергамский музей
Аполлон, греко-римская мраморная статуя, Пергамский музей

КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФИВЫ, главный город Беотии

Геродот. История. Книга I. Клио. 52. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 25-26) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«… Амфиараю же, о деяниях и судьбе которого ему пришлось слышать, царь [царь Лидии Крез, исторический персонаж] посвятил в дар щит целиком из золота и копье, древко и наконечник которого были также из чистого золота. Эти оба предмета еще и поныне находятся в Фивах в святилище Аполлона Исмения».

 

Геродот. История. Книга I. Клио. 92. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 41) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Есть в Элладе еще и много других (кроме упомянутых) посвятительных даров Креза [царь Лидии, исторический персонаж]. Так, в Фивах в Беотии находится золотой треножник, посвященный Крезом Аполлону Исмению…»

 

Геродот. История. Книга V. Терпсихора. 59-61. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 254-255) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«И мне самому пришлось видеть в святилище Аполлона Исмения в беотийских Фивах кадмейские письмена, вырезанные на нескольких треножниках и большей частью сходные с ионийскими. Надпись на одном треножнике гласит:

Амфитрион меня посвятил, одолев телебоев.

Эта надпись, быть может, относится ко временам [мифического царя Фив] Лаия, сына Лабдака, внука Полидора, правнука Кадма.

На другом треножнике начертана шестистопным размером вот такая надпись:

Скей, кулачный боец, тебе Аполлон дальновержец,

Верх одержав, посвятил меня, жертвенный дар несравненный.

Этот Скей, быть может, был сыном Гиппокоонта. Если только это – он, а не тезка посвятившего сына Гиппокоонта, то треножник относится ко времени Эдипа, сына Лаия.

На третьем треножнике также надпись в шестистопном размере, гласящая:

Лаодамант сей треножник тебе, Аполлон остроокий,

Царь иждивеньем своим посвятил как дар несравненный».

 

Страбон. География. Книга XIII. I. 64. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 575) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… У эолийцев в Азии один из месяцев называется Порнопион, так как беотийцы называют этим словом саранчу и приносят жертвы Аполлону Порнопиону».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. X. 2-5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть холм направо от ворот, посвященный Аполлону. И этот холм и сам бог называются Исмением, так как здесь мимо этого холма протекает река Исмений. Прежде всего у входа стоят мраморные статуи Афины и Гермеса; их называют Пронаой (В притворе). Говорят, статую Гермеса изваял Фидий, а Афины – Скопас. За ними начинается самый храм. Статуя бога по величине равна статуе в Бранхидах [близ Милета в Малой Азии] и ничем не отличается по внешности. Кто видел одну из этих статуй и знает, кто ее создатель, тому не требуется большой проницательности, чтобы, взглянув на другую, сказать, что это творение Канаха. Отличаются они между собою только вот чем: статуя в Бранхидах – из меди, а статуя Исменийского бога сделана из кедрового дерева.

Там есть камень, на который, говорят, садилась Манто [сивилла из Фив], дочь Тиресия. Этот камень лежит перед входом в храм, и до наших еще дней ему имя «Седалище Манто». Направо от храма стоят две статуи, сделанные из мрамора – одна, говорят, Гениохи, другая – Пирры, дочерей Креонта, который правил Фивами, будучи опекуном Лаодаманта, сына Этеокла.

Следующий обычай, по моим сведениям, совершается в Фивах даже до последнего времени: жрецом Аполлону Исмению выбирают мальчика из знатного дома, самого красивого и физически крепкого; его называют дафнофором (носителем лавра), так как эти мальчики носят венки из листьев лавра. Я не могу наверно сказать, для всех ли дафнофоров установлено, чтобы они жертвовали богу медные треножники, но думаю, что такого закона для всех не было: я видел здесь немного пожертвованных треножников, значит их жертвуют только более богатые из мальчиков. Самый замечательный по древности и по славе жертвователя – это треножник Амфитриона, принесенный в дар, когда Геракл был дафнофором.

Выше Исмения можно видеть источник, который, говорят, посвящен Аресу; хранителем этого источника Арес будто бы поставил дракона. Около этого источника есть могила Каанфа. Говорят, что Каанф был сыном Океана и братом Мелии и был послан отцом искать похищенную сестру. Когда Каанф нашел, что Мелия находится во власти Аполлона, то он, не имея возможности отнять ее, дерзнул поджечь священный участок Аполлона, который теперь называют Исмением. За это, как говорят фиванцы, бог поразил его стрелою. Поэтому здесь и есть могила Каанфа, а от Мелии у Аполлона, по преданию, родилось двое сыновей – Тенер и Исмений. Тенеру Аполлон дал пророческий дар, а имя Исмения получила здешняя река. Но раньше она была не безымянной; если это правда, то она называлась Ладоном, прежде чем стать Исмением в честь сына Аполлона».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XI. 5 – XII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За камнем Софронистером [в Фивах, Беотия] есть алтарь Аполлону, именуемому Сподием (Из пепла). Он сделан из золы принесенных здесь жертв. Здесь происходит гадание по звуку голоса. Таким способом гадания, насколько я знаю, больше всех из эллинов пользуются жители Смирны: у них за городом, по ту сторону стены, есть даже храм Кледонов (Звуков).

В древности фиванцы приносили в жертву Аполлону Сподию [праху] быков. Как-то раз, когда наступил праздник и было уже время приступить к жертвоприношению, посланные за быком не пришли вовремя, поэтому они принесли в жертву богу одного из двух волов, запряженных в первую попавшуюся повозку, и с тех пор они считают дозволенным приносить в жертву рабочих волов».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XVII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Поблизости [рядом с храмом Артемиды Эвклеи (Доброй славы)] находится статуя Аполлона с эпитетом Боэдромия (Идущего на помощь)… Место погребального костра детей Амфиона [убитых Аполлоном и Артемидой] находится приблизительно в полустадии от их могил; зола от их костра остается там еще и поныне».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. X. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Находящуюся здесь статую сделал Канах, сикионец, который изваял Аполлона в милетских Дидимах, а для фиванцев – Аполлона Исмения…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXVII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Перед исторической войной со Спартой]… фиванцы приносили жертвы в установленном порядке Дионису и Аполлону Исменийскому, аргивяне – [своим покровителям] Гере Аргее и Зевсу Немейскому…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Фиванцы рассказывают, что непосредственно перед самой битвой при Левктрах [историческое событие] они послали спросить предсказаний у разных оракулов; послали они и в Лебадию (к Трофонию), чтобы они вопросили бога. До нас дошли вещания [оракулов Аполлона], полученные от Исменийского бога (Аполлона) и от Птойского (Аполлона), сверх тех, которые были даны в Абах и в Дельфах».

 

II. ГИСИИ, город в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. II. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Среди развалин Гисий [в Беотии] находится полузаконченный храм Аполлона и при нем священный колодезь; в древности, по сказаниям беотийцев, пьющие из него воду получали вещания».

III. ДЕЛИЙ, город в Беотии

Геродот. История. Книга VI. Эрато. 118. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 305-306) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Когда [персидский полководец] Датис на пути в Азию прибыл на Миконос, предстало ему сновидение. Что это было за сновидение, об этом не говорят. А он приказал с наступлением дня обыскать свои корабли. На одном финикийском корабле была найдена позолоченная статуя Аполлона. Датис велел узнать, откуда она похищена. У знав, из какого святилища ее захватили, Датис отплыл на своем корабле на Делос. Там он поставил статую в святилище, а делосцам, которые тогда уже возвратились на свой остров, приказал отвезти ее в фиванский Делий ([храм Аполлона Делиоса в Танагре] город этот лежит на побережье против Халкиды). Затем, отдав эти приказания, Датис снова отплыл. Делосцы же не отвезли эту статую на место, и только двадцать лет спустя сами фиванцы по велению бога возвратили ее в Делий».

 

Страбон. География. Книга IX. II. 7. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 382) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Затем идет Делий [в Беотии], святилище Аполлона, представляющее копию храма на Делосе. Это – маленький городок танагрийцев в 30 стадиях от Авлиды».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«К Танагрской области принадлежит и так называемый Делий; в здешнем храме находятся изображения (Аполлона), Артемиды и Латоны».

 

IV. ТАНАГРА, город в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Танагре [в Беотии], рядом с храмом Диониса, есть три храма: один Фемиды, другой Афродиты и третий храм Аполлона, а вместе с ним и Артемиды и Латоны».

V. ПТОЙ, гора и ТЕНЕРИЙСКАЯ РАВНИНА в Беотии

Страбон. География. Книга IX. II. 34. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 392) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Тенерская равнина получила свое название от Тенера. Согласно мифу, он был сыном Аполлона от Мелии и прорицателем оракула [Аполлона] на горе Птой, которую тот же поэт называет трехвершинной:

И некогда трехглавым ущельем Птоя обладал он.

(Фрг. 102. Бергк)

И он называет Тенера

Храмовым служкой, пророком, одноименным долинам.

Птой лежит над Тенерской равниной и Копаидским озером у Акрефия. Оракул и гора принадлежали фиванцам».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Стадиев приблизительно 15 направо от города есть храм Аполлона Птойского. Асий в своих поэмах говорит, что этот Птой, от имени которого дано наименование Аполлону и название этой горе, был сыном Афаманта и Фемисто. Раньше, до нашествия Александра [Великого] и македонян и до гибели фиванцев, тут был непогрешимый оракул. Рассказывают, что был как-то один человек из города Эвропа, по имени Мис; говорят, что Mapдоний послал этого Миса спросить у бога предсказания на своем языке, и бог дал ему ответ тоже не по-гречески, а на его, карийском, наречии».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Мессения. XXXII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Фиванцы рассказывают, что непосредственно перед самой битвой при Левктрах они послали спросить предсказаний у разных оракулов; послали они и в Лебадию (к Трофонию», чтобы они вопросили бога. До нас дошли вещания, полученные от Исменийского бога (Аполлона) [в Фивах] и от Птойского (Аполлона), сверх тех, которые были даны [оракулом Аполлона] в Абах и в Дельфах».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXVI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Направо от святилища Кабиров есть равнина, носящая имя прорицателя Тенера, которого считают сыном Аполлона и Мелии…»

 

VI. КИРТОНЫ, город в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXIV. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На расстоянии стадиев двадцати от Гиетта есть город Киртоны [в Беотии]; в древности этот городок, говорят, назывался Киртона. Он расположен на высокой горе, и в нем есть храм Аполлона с рощей. В храме стоят статуи Аполлона и Артемиды, обе в стоячей позе».

VII. ЛЕБАДИЯ, город в Беотии

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIX. 3-4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Возле оракула Трофония в Лебадии]… Есть тут и храм Аполлона.

Что касается прорицалища [Трофония], то там установлен такой порядок посещения. Если какой-либо человек решит спуститься в пещеру [оракул] Трофония… всякий, решающий спуститься в пещеру, приносит жертвы самому Трофонию и детям Трофония, а кроме того, Аполлону, Кроносу, Зевсу, именуемому Басилеем, Гере Гениохе (Вознице) и Деметре…»

VIII. ТИЛЬФОССИЙ, гора в Беотии

Страбон. География. Книга IX. II. 27. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 390) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Пиндар называет это озеро Кефиссидой. Во всяком случае он помещает возле него источник Тильфоссу, текущий у подошвы горы Тильфоссия вблизи Галиарта и Алалкомен; у источника находится могила Тиресия; здесь есть святилище Аполлона Тильфосского».

 

Страбон. География. Книга IX. II. 36. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 392-393) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Во время [мифического] похода Эпигонов фиванцы покинули свой город и, говорят, бежали в поисках убежища в Алалкомены и на гору Тильфоссий [посвященную Аполлону] – укрепленное природными условиями место, лежащее над ними; у подошвы горы есть источник под названием Тильфосса и надгробный памятник Тиресия, который умер там во время бегства».

Источник Тильфосса упомянут также в связи с Аполлоном в гомеровском гимне Аполлону Пифийскому.

КУЛЬТ НА ЭВБЕЕ (греческий остров в Эгейском море)

I. МАРМАРИЙ, город на Эвбее

Страбон. География. Книга X. I. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 422) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Карист лежит у подошвы горы Охи, близ которой находятся Стиры и Мармарий, где каменоломня каристийских колонн и святилище Аполлона Мармарийского».

II. ТАМИНЫ, город на Эвбее

Страбон. География. Книга X. I. 10. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 424) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«На территории Эретрии [Эвбеи] был город Тамины, посвященный Аполлону. Святилище, находящееся у пролива, по преданию, было сооружено Адметом, в доме которого, как гласит сказание, сам бог в течение года служил поденщиком».

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ДЕЛЬФЫ, город и святилище в Фокиде

См. «Дельфийский оракул» (в настоящее время страница недоступна)

II. ЛИЛЕЯ, город в Фокиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXIII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Лилее [в Фокиде] есть театр, площадь и купальни; есть и святилище богов – одно Аполлона, другое – Артемиды; статуи изображают их в стоячей позе, работы аттической школы, из пентеликонского мрамора».

III. ТИФРОНИОН, город в Фокиде

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXIII. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Есть у тифронийцев священная роща в честь Аполлона и жертвенники. Воздвигнут и храм, но статуи в нем нет».

IV. АБЫ, город в Фокиде

Геродот. История. Книга VIII. Урания. 27. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 384-385) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Фокийцы [в исторической битве с фессалийцами] перебили 4000 человек и овладели щитами фессалийцев (половину этих щитов они посвятили в Абы, а другую – в Дельфы). Десятую часть захваченной в этой битве добычи составляли огромные статуи, стоящие около треножника перед храмом в Дельфах. Подобные же статуи фокийцы посвятили в Абы».

 

Геродот. История. Книга VIII. Урания. 33. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 386) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«… На своем пути вдоль реки Кефиса варвары все превращали в пустыню и уничтожили огнем следующие города: Дримос [и другие города Фокиды]… и Абы, где был богатый храм Аполлона со множеством сокровищ и посвятительных приношений. Было там и прорицалище, которое существует еще и поныне. И это святилище варвары разграбили и предали огню».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXV. 1-3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если затем идти из Орхомена в Опунт и свернуть немного влево, то это и есть дорога в Абы. Жители Аб говорят, что они прибыли в Фокиду из Аргоса и что их город получил свое название от имени основателя Абанта, который был сыном Линкея и Гипермнестры, дочери Даная. С древних времен и Абы считались городом, посвященным Аполлону, и в них был оракул Аполлона. К богу-хранителю Аб не с одинаковой почтительностью отнеслись римляне и персы, но римляне из благоговения перед Аполлоном дали автономию, войско же, шедшее с Ксерксом, сожгло даже самый храм в Абах. Когда эллины восстановляли сожженные варварами святыни, они решили этого храма не восстанавливать, но оставить в таком разрушенном виде как вечный памятник на все времена взаимной вражды. Ради этого и до нашего времени остаются полусожженными храмы в Галиарте и у афинян храм Геры, по дороге в Фалер и в самом Фалере храм Деметры. Думаю, что такое же зрелище представлял тогда из себя храм в Абах до того момента, пока во время Фокейской войны тех из фокейцев, которые были побеждены в сражении и бежали в Абы, фиванцы как их самих, прибегнувших к богу с мольбой о защите, так и храм вторично после мидян не предали огню. И до моего времени стоял этот храм, являя самое печальное зрелище из всех зданий, поврежденных огнем, так как после первого мидийского пожара, столь позорно его изуродовавшего, беотийское пламя вновь и вконец его уничтожило. Около большого храма есть другой храм, уступающий ему по величине; его воздвиг император Адриан в честь Аполлона. Есть там очень древние статуи Аполлона, Латоны и Артемиды, пожертвованные сюда также и самими жителями Аб; они из меди и представлены в стоячей позе. Есть в Абах и театр, есть и площадь; оба сооружения оборудованы по древним планам».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология