Культ Аполлона — 1

Аполлон был олимпийским богом музыки, пророчеств, оракулов, исцеления и отвращения зла. Он также был защитником молодежи и богом-покровителем поэтов.

Аполлон был одним из самых популярных богов в Древней Греции с бесчисленными святынями и святилищами. Самым важным из них был великий оракул в Дельфах, который не только предсказывал будущее, но и принимал решения по вопросам религии.

В классической скульптуре Аполлон изображался красивым юношей или юношей-подростком с длинными волосами, часто завязанными сзади над головой. Его обычными атрибутами были стрела, лира, ящерица и змея — последняя символизировала змея Пифона Дельфийского.

Изображение справа — Аполлон Мусагет, греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана.

ОРАКУЛ АПОЛЛОНА

Самыми известными из святилищ бога Аполлона были его пророческие святилища. Первым и главным из них был великий дельфийский оракул, другие были разбросанными по всей Великой Греции, в том числе:
я. Оракул Аполлона Исмения в Фивах, Беотия (Греция);
II. Оракул Аполлона Птоойского на горе Птоой, Беотия (Греция);
III. Оракул Аполлона в Абах, Фокида (Греция);
IV. Оракул Аполлона Дидимейского в Дидиме (или Бранхиде) близ Милета, Кария (Малая Азия);
v. Оракул Аполлона в Кларосе близ Колофона (Малая Азия);
vi. Оракул Аполлона в Пергаме, Тевфрания (Малая Азия);
vii. А также несколько других второстепенных оракулов в небольших городах.

Геродот. История. Книга 1. 46. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Одних он [Исторический лидийский царь Кройсос, опасающийся персидского наступления] отпра-вил в Дельфы [оракул Аполлона], других в Абы, что в Фокиде [оракул Аполлона], третьих в Додону [оракул Зевса]; иные были посланы также к Амфиараю и к Трофонию и, наконец, в Бранхиды в Милетской области [оракул Аполлона]. Это были эллинские прорицалища, куда Крез послал вопро-сить оракулов. Впрочем, он отправил послов также к оракулу Аммона в Ливии. Царь хотел сначала испытать проницательность оракулов. Затем если обнаружится их правдивость, то полагал снова отправить послов с вопросом: «Идти ли мне войной на персов?».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 4. 32. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Фиванцы рассказывают, что непосредственно перед [исторической] самой битвой при Левктрах они послали спросить предсказаний у разных оракулов; послали они и в Лебадию [к Трофонию], чтобы они вопросили бога. До нас дошли вещания, полученные от Исменийского бога [Аполлона] и от Птойского [Аполлона], сверх тех, которые были даны в Абах и в Дельфах».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 5. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Иония отличается прекрасным климатом и ровной температурой воздуха; в ней есть храмы, каких нет нигде. Первым из них по величине и по всякому богатству является храм [Артемиды] в Эфесе; кроме того, есть два недоконченных храма Аполлона: один в Бранхидах Милетской области, другой в Кларосе, около Колофона».

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«Из уст в уста передавались толки о нём [Аполлонии из Тианы]: одни вторили Колофонскому оракулу, будто Аполлоний-де сопричастен божественной мудрости и будто мудрость его беспредельна, другие твердили то же самое, ссылаясь на Дидимейский и Пергамский оракулы, ибо многим, кто нуждался в исцелении, повелел бог идти к Аполлонию, поелику судьбою это суждено и божеству угодно.»

 

Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

«Затем Аполлоний направился на Лесбос, посетив по пути святилище Орфея. Говорят, что именно там некогда услаждался Орфей прорицанием, покуда не воспрепятствовал тому Аполлон/ В ту пору не ходили люди за оракулом ни в Гриней, ни в Кларос, ни к треножнику Аполлонову, но пророчествовал один Орфей, чья голова лишь недавно явилась из Фракии. Тогда-то предстал пред вещим певцом бог и молвил: «Перестань вязаться в мои дела, ибо довольно я терпел и песни твои!»

«Аполлон Сауроктон», греко-римская мраморная статуя 1 века нашей эры, Лувр.
«Аполлон Сауроктон», греко-римская мраморная статуя 1 века нашей эры, Лувр.

КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ

Платон, Федон 58а (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, т. 116. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1993. Перевод С. П. Маркиша, заново сверен А. А. Столяровым)

«По словам афинян, это тот самый корабль, на котором Тесей некогда повез на Крит знаменитые семь пар. Он и им жизнь спас, и сам остался жив. А афиняне, как гласит предание, дали тогда Аполлону обет: если все спасутся, ежегодно отправлять на Делос священное посольство. С той поры и поныне они неукоснительно, год за годом, его отправляют. И раз уж снарядили посольство в путь, закон требует, чтобы все время, пока корабль не прибудет на Делос и не возвратится назад, город хранил чистоту и ни один смертный приговор в исполнение не приводился. А плавание иной раз затягивается надолго, если задуют cпротивные ветры. Началом священного посольства считается день, когда жрец Аполлона возложит венок на корму корабля. А это случилось накануне суда — я уже вам сказал. Потому-то и вышло, что Сократ пробыл так долго в тюрьме между приговором и кончиною».

[Сократу]: Меня уже несколько человек спрашивали насчет стихов, которые ты здесь сочинил, — переложений Эзоповых притч и гимна в честь Аполлона… (60d)

[Сократ]: Но теперь, после суда, когда празднество в честь бога отсрочило мой конец… Я сочинил песнь в честь того бога, чей праздник тогда справляли. (61а)»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1.2.5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Вторая из этих галерей [Керамайкоса в Афинах] заключает в себе святилища богов… Аполлона называют Музагетом (Предводителем Муз). Тут же статуи Афины Пэонии (Целительницы), Зевса, Мнемосины и муз с Аполлоном — посвящение и создание Эвбулида, и из числа спутников Диониса — Демон Акрат (несмешанного вина): на стене изображено лишь одно его лицо. За этим священным участком Диониса есть здание, в котором находятся фигуры из глины».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 3. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Он же написал и картины в находящемся поблизости храме Аполлона, имеющего прозвище «Отеческий» [Расписной портик на рынке Афин]. А из двух изваяний Аполлона, стоящих перед храмом, одно сделал Леохар, а другое, носящее название «Отвращающий зло» — Каламид. Говорят, что такое название присвоено богу за то, что благодаря прорицанию из Дельф он прекратил подобную чуме болезнь, губившую у афинян город во время Пелопоннесской войны».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 3. 5.(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Рядом с храмом [храм Матери богов в Афинах] здание так называемого Совета пятисот, члены которого сохраняли свою должность в течение года. В нем находится деревянная статуя Зевса Советчика, изваяние Аполлона — творение Пейсия, и статуя Демоса (Бог народа) — работы Лисона».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 8. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Около храма стоят статуи Геракла, Тесея и Аполлона Анадумена, завязывающего лентою волосы».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 19. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За храмом Зевса Олимпийского [в Афинах] близко стоит статуя Аполлона Пифийского. Есть и дру­гое святилище Аполлона, называемого Дельфинием. Рассказывают, что когда этот храм был уже возведен до самой крыши, пришел в город Тесей, еще никому не известный. Так как его хитон спускался до пят и волосы его были зачесаны очень красиво, то, когда он подошел к храму Дельфиния, рабочие, клавшие балки крыши, спросили его с насмешкой, как это девушка, да еще в брачном возрасте, путешествует одна. Тесей им на это ничего не сказал, но отпрягши, как говорят, быков от повозки, на которой они подвозили материал для крыши, подбросил ее выше, чем они строили потолок для храма».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 19. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Ликей [храм Аполлона Ликейоса в Афинах] получил свое название от Лика, сына Пандиона, но и в древние времена, как и при мне, он считался храмом Аполлона, и здесь бог искони назывался Ликейским (из Ликоса)».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 21. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Наверху театра [в Афинах] есть пещера в скалах, идущая под акрополь, и в ней стоит треножник. На нем изображение [статуй] Аполлона и Артемиды, убивающих детей Ниобы».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 24. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«По ту сторону храма [Парфенон на Афинском Акрополе] стоит медная статуя Аполлона; говорят, что ее сделал Фидий; называют этого Аполлона «Парнопий» (Изгоняющий саранчу) за то, что бог изгнал из их страны саранчу, когда она напала на землю афинян. То, что он ее изгнал, это они знают, а каким образом, не говорят».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 28. 4 . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Для тех, кто опускает­ся [с Акрополя в Афинах], но не в нижний город, а через Пропилеи, встречается источник воды и недалеко в пещере находится святилище Аполлона. Полагают, что здесь Аполлон сочетался с Креусой, дочерью Эрехтея».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 24. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Аполлона Акесия (Целителя); это название обозначает то же самое, как и эпитет Аполлона Алексикакия (Отвращающего зло), как его называют афиняне».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 41. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«А название дано Аполлону как избавителю от чумной заразы, подобно тому как и у афинян Аполлон получил название Алексикакос (Отвращающий зло), так как и у них он отвратил ту же болезнь.»

 

II. ЗОСТЕР, ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 31. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«На Зостере, у моря [в Аттике]— жертвенник Афины и Аполлона, Артемиды и Латоны. Говорят, что Латона не родила здесь детей, но, как собирающаяся родить, развязала свой пояс и потому этому месту дано это имя».

 

III. ПРАСИЯ ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 31. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«В Прасиях [в Аттике] есть храм Аполлона. Рассказывается, что сюда приходят жертвенные начатки от гипербореев, что гипербореи передают их аримаспам, аримаспы — исседонам; от этих последних скифы доставляют их в Синоп, а затем через земли эллинов они доставляются в Прасии, а затем уже афиняне везут их на Делос. Так как эти начатки завернуты в пшеничную солому, то никто не знает, что они представляют. В Прасиях есть памятник Эрисихтона; он умер во время обратного плавания, когда он возвращался домой после феории (священного посольства) с Делоса».

 

IV. ФИЛА И МИРРИНУС, ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 31. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«У флийцев же и у мирринусиев [в Аттике] — у первых есть жертвенники Аполлона Дионисодота (Дионисом данного) и Артемиды Селасфоры (Светоносной)».

 

V. АХАРНА ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 31. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Есть еще дем Ахарны [в Аттике] ; жители его чтут из богов Аполлона Агиея (Охраняющего дороги)».

VI. ГИМЕТТ ГОРА В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 32. 1 – 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«На Гиметте [в Аттике] … есть жертвенники и Зевсу Омбрию (Посылающему дождь) и Аполлону Проопсию (Провидящему)».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 34. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Его жертвенник [из Амфиараоса, близ Оропоса, Аттика] разделен на отдельные части: одна посвящена Гераклу, Зевсу и Аполлону Пэону (Целителю)».

VII. ОРОП ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 34. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Его жерт­вен­ник [Амфи­а­раю] разде­лен на отдель­ные части: одна посвя­ще­на Герак­лу, Зев­су и Апол­ло­ну Пэо­ну (Цели­те­лю)

VIII. КЕФИС, РЕКА В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 37.6 – 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Тут же есть святилище [за рекой Кефис по дороге из Афин в Элевсин, в Аттике], в котором находятся изображения Деметры и ее дочери [Коры], а также Афины и Аполлона. Вначале это святилище было сооружено только в честь Аполлона. Вот как это было: говорят, что Кефал же, сын Деиона . . . [был] как изгнанник, жил в Фивах, бежав из Афин вследствие убийства своей жены Прокриды. В десятом колене после него [исторически] Халкин и Дайт, потомки Кефала, отплыв в Дельфы, вопросили бога о (возможности) возвращения в Афины. Бог прежде всего велел им принести жертву Аполлону в том месте Аттики, где они увидят бегущую по земле триеру. Когда они были у так называемой горы Пойкилы, им явился дракон, спешно уходивший в свою нору; и вот они приносят жертву Аполлону в том месте; когда они после этого пришли в Афины, то афиняне сделали их своими согражданами».

«Аполлон Кассельский», греко-римская мраморная статуя, второй век нашей эры, Лувр.
«Аполлон Кассельский», греко-римская мраморная статуя, второй век нашей эры, Лувр.

КУЛЬТ В МЕГАРЕ

I. МЕГАРА, СТОЛИЦА МЕГАРИДА

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 41. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Недалеко от памятника Гилла [в Мегаре] есть храм . . . Аполлона и Артемиды. Говорят, что его воздвиг Алкафой, убив так называемого киферонского льва. Мегарцы передают, что от этого льва погиб в числе многих других и сын их царя Мегарея. Мегарей обещал, что он выдаст замуж свою дочь, а также, что он сделает преемником своей власти того, кто убьет этого киферонского льва. Поэтому на это решился сын Пелопа Алкафой; он одолел дикого зверя и, когда стал царем, построил это святилище, назвав Артемиду Агротерой (Помощницей в охоте) и Аполлона Агреем (Охотником). Они рассказывают, что это было так . . . Да послужит же этот рассказ на память об Алкафое и льве, убив которого на Кифероне или в каком-либо другом месте, он воздвиг храм Артемиды Агротеры и Аполлона Агрея».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 42. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Есть у мегарцев и другой акрополь, получивший свое имя от Алкафоя . . . Показывают тут и очаг — жертвенник богов Продомеев (Основателей) [вероятно, Киклопы]; говорят, что Алкафой прежде всего принес им жертвы, когда он собирался приступить к постройке стены . . . В то же время, когда он возводил стену, как рассказывают мегарцы, ему помогал Аполлон и свою кифару положил на камень; и если кто случайно ударит по этому камню камешком, то этот камень звучит точь-в-точь как кифара, когда ударят по ее струнам».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 42. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Древний храм Аполлона [в Мегаре] был из кирпичей; впоследствии император Адриан выстроил его из белого мрамора. Так называемый Пифийский Аполлон и «Десятинополучающий» наиболее похожи на египетские деревянные изображения, а Аполлон, которого называют Архегетом (Вождем), похож на эгинские произведения — все они одинаково сделаны из эбенового (черного) дерева. Я слыхал от одного жителя Кипра . . . который рассказывал [дерево из черной древесины], что черное дерево не имеет листьев, не приносит никакого плода, что над землей под лучами солнца оно совершенно незаметно, но что под землей у него (огромные) корни, что эфиопы выкапывают их и что у них есть люди, которые умеют отыскивать черное дерево».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 44. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Если спускаться с площади той дорогой [из Мегары], которую называют «Прямой», то по правую руку будет храм Аполлона Простатерия (Защитника); его можно найти, немного свернув с дороги. В нем стоят статуи Аполлона, достойная осмотра, Артемиды и Латоны и другие изображения… причем Пракситель создал группу: «Латона и ее дети». В древнем гимнасии, недалеко от ворот, называемых Нимфадами (Воротами нимф), есть камень в виде небольшой пирамиды, его они называют Аполлоном Каринейским; есть там и храм богинь Илитий (Помогающих при родах)».

II. СКАЛА МОЛУРИДА ГОРА В МЕГАРИДЕ

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 44. 9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«На вершине горы [Молурида] есть храм Зевса. Там же есть статуи Афродиты, Аполлона и Пана».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 44. 10 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Если спуститься вниз по этой дороге [через скалу Молурида в Мегаре], то там есть храм Аполлона, сына Латоны, а за ним граница мегарцев с коринфянами».

КУЛЬТ В ЭГИНЕ

I. ЭГИНА СТОЛИЦА ЭГИНЫ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 30. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Недалеко друг от друга стоят храмы [в столице Эгины]: один — Аполлона, другой — Артемиды и третий из них — Диониса. Аполлону поставлена деревянная статуя местного изготовления в виде обнаженной фигуры».

КУЛЬТ В КОРИНФЕ

I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 3. 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«У этого источника [фонтана] Пирены [в Коринфе] есть статуя Аполлона и ограда, а внутри ее — картина, изображающая битву Одиссея с женихами».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 3. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):

«Если с площади идти другой дорогой [Коринфа], той, которая ведет к Сикиону, то направо от дороги можно увидеть храм и медную статую Аполлона, а немного поодаль — водоем, называемый Главкой… Несколько выше за этим водоемом сооружен так называемый Одеон».

 

II. ТЕНЕЯ ДЕРЕВНЯ В КОРИНФИИ

Страбон. География. Книга 8. 6. 22. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 543) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Тенея — селе­ние в Коринф­ской обла­сти, где нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Тене­ат­ско­го Апол­ло­на… По-види­мо­му, суще­ст­ву­ет род­ство меж­ду тенедос­ца­ми и тене­а­та­ми через Тен­на, сына Кик­но­са, как гово­рит Ари­сто­тель51; и сход­ство в почи­та­нии Апол­ло­наC. 381 у обо­их пле­мен явля­ет­ся важ­ным дока­за­тель­ст­вом в поль­зу это­го род­ства.

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 5. . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тенея отсто­ит при­бли­зи­тель­но на шесть­де­сят ста­дий. Люди гово­рят, что в ней живут тро­ян­цы; что это плен­ные, взя­тые элли­на­ми с Тенедо­са, посе­лив­ши­е­ся здесь по раз­ре­ше­нию Ага­мем­но­на, и что поэто­му они боль­ше всех богов почи­та­ют Апол­ло­на.

III. КЕНХРЕИ ГОРОД В КОРИНФИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 2. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут же мед­ная ста­туя Апол­ло­на, назы­вае­мо­го Кла­рос­ским.

IV. ДОРОГА В СИКИОНИЮ В КОРИНФИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 5. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти из Корин­фа не внутрь стра­ны, а доро­гой на Сики­он, то неда­ле­ко от горо­да, нале­во от доро­ги, встре­тит­ся сожжен­ный храм. Конеч­но, было мно­го раз­лич­ных войн в Коринф­ской обла­сти, и огонь, есте­ствен­но, охва­ты­вал и дома и свя­ти­ли­ща вне город­ских стен, но об этом хра­ме гово­рят, что он был хра­мом Апол­ло­на и что буд­то бы его сжег Пирр [Неоптолем], сын Ахил­ла.

КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СИКИОН СТОЛИЦА СИКИОНИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 7. 7 — 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«По пути на пло­щадь есть храм боги­ни Пей­то (Убеж­де­ния), тоже без ста­туи. Это покло­не­ние богине Пей­то уста­нов­ле­но, как гово­рит леген­да, по сле­дую­ще­му слу­чаю: убив Пифо­на, Апол­лон и Арте­ми­да при­бы­ли в Эги­а­лею, чтобы полу­чить очи­ще­ние. Тут их охва­ти­ло чув­ство стра­ха — это место и теперь назы­ва­ет­ся Фобосом (Ужа­сом), — и тогда они напра­ви­лись на Крит к Кар­ма­но­ру; жите­лей же Эги­а­леи пора­зи­ла болезнь, и про­ри­ца­те­ли веле­ли им уми­ло­сти­вить Апол­ло­на и Арте­ми­ду. И вот они посла­ли с моле­ни­я­ми семь юно­шей и семь деву­шек к реке Сифа­су; и гово­рят, что боги, кото­рых они убеди­ли, при­бы­ли на акро­поль, и то место, куда они пер­вый раз всту­пи­ли, и есть место хра­ма боги­ни Пей­то. Подоб­но­го рода обряд совер­ша­ет­ся еще и поныне: в празд­ник Апол­ло­на юно­ши идут к реке Сифа­су и, при­ведя богов в храм Пей­то, они затем вновь, гово­рят, уво­дят их в храм Апол­ло­на. А этот храм нахо­дит­ся на тепе­ре­ш­ней пло­ща­ди; в древ­но­сти он был, по ска­за­ни­ям, постро­ен Пре­том там, где пре­кра­ти­лось безу­мие его доче­рей. Рас­ска­зы­ва­ют еще вот что: буд­то Меле­агр посвя­тил это­му хра­му копье, кото­рым он убил дико­го (калидон­ско­го) каба­на; гово­рят, что здесь же нахо­дят­ся в каче­стве посвя­ти­тель­ных даров флей­ты Мар­сия: когда с Силе­ном про­изо­шло несча­стие, то река Мар­сий унес­ла эти флей­ты в Меандр, и они появи­лись в Асо­пе и, выбро­шен­ные на берег у Сики­о­нии, были най­де­ны пас­ту­хом и при­не­се­ны в дар Апол­ло­ну. Из этих посвя­ще­ний не уце­ле­ло ни одно­го: они сго­ре­ли во вре­мя пожа­ра вме­сте с хра­мом. Храм же, суще­ст­ву­ю­щий в мое вре­мя, и ста­туя в нем посвя­ще­ны Пифо­к­лом.

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 9. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Побли­зо­сти нахо­дит­ся храм Апол­ло­на Ликий­ско­го (Хра­ни­те­ля от вол­ков), уже весь раз­ру­шен­ный и не пред­став­ля­ю­щий уже ниче­го заме­ча­тель­но­го. Когда вол­ки у них ста­ли напа­дать на ста­да, так что сики­он­цы не полу­ча­ли ника­кой выго­ды от сво­их стад, бог ука­зал им некое место, где лежа­ло сухое дере­во, и пове­лел им кору это­го дере­ва, сме­шав с мясом, бро­сить этим диким вол­кам. И как толь­ко вол­ки попро­бо­ва­ли этой коры, они отра­ви­лись; это дере­во лежа­ло в хра­ме Апол­ло­на Ликий­ско­го; а что это было за дере­во, это­го не зна­ли даже эксе­ге­ты из сики­он­цев

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 10. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Внут­рен­няя часть хра­ма [в святилище Асклепия в Сикионе] посвя­ще­на Апол­ло­ну Кар­ней­ско­му, и туда запре­щен вход всем, кро­ме жре­цов

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 11. 1 — 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Эпо­пей [Мифический царь] же воз­двиг и бли­жай­ший храм в честь Апол­ло­на и Арте­ми­ды [возле ворот Сикиона], а сле­дую­щий за ним Герей­он (храм Геры) постро­ил Адраст, но ста­туй не оста­лось ни в одном из них. Жерт­вен­ни­ки же поза­ди хра­ма Геры… На неко­то­ром рас­сто­я­нии от свя­ти­ли­ща Геры, кото­рое воз­двиг Адраст, нахо­дит­ся храм Апол­ло­на Кар­ней­ско­го; от него оста­лись толь­ко колон­ны, стен же и потол­ка уже не най­ти.

 

II. ФЛИУНТ ГОРОД В СИКИОНИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 13. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если от это­го Омфа­ла идти даль­ше, то при­дем к древ­не­му хра­му Дио­ни­са; есть храм и Апол­ло­на… Ста­туя Дио­ни­са откры­та для всех, рав­но как и ста­туя Апол­ло­на

ИСТОЧНИКИ

Греческие

  • Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
  • Платон. Федон,  / Пер. С. П. Маркиша. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
  • Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
  • Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
  • Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
  • Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология