Аполлон был олимпийским богом музыки, пророчеств, оракулов, исцеления и отвращения зла. Он также был защитником молодежи и богом-покровителем поэтов.
Аполлон был одним из самых популярных богов в Древней Греции с бесчисленными святынями и святилищами. Самым важным из них был великий оракул в Дельфах, который не только предсказывал будущее, но и принимал решения по вопросам религии.
В классической скульптуре Аполлон изображался красивым юношей или юношей-подростком с длинными волосами, часто завязанными сзади над головой. Его обычными атрибутами были стрела, лира, ящерица и змея — последняя символизировала змея Пифона Дельфийского.
Изображение справа — Аполлон Мусагет, греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана.
- ОРАКУЛ АПОЛЛОНА
- КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ
- II. ЗОСТЕР, ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
- III. ПРАСИЯ ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
- IV. ФИЛА И МИРРИНУС, ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
- V. АХАРНА ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
- VI. ГИМЕТТ ГОРА В АТТИКЕ
- VII. ОРОП ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
- VIII. КЕФИС, РЕКА В АТТИКЕ
- КУЛЬТ В МЕГАРЕ
- I. МЕГАРА, СТОЛИЦА МЕГАРИДА
- II. СКАЛА МОЛУРИДА ГОРА В МЕГАРИДЕ
- КУЛЬТ В ЭГИНЕ
- I. ЭГИНА СТОЛИЦА ЭГИНЫ
- КУЛЬТ В КОРИНФЕ
- I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ
- II. ТЕНЕЯ ДЕРЕВНЯ В КОРИНФИИ
- III. КЕНХРЕИ ГОРОД В КОРИНФИИ
- IV. ДОРОГА В СИКИОНИЮ В КОРИНФИИ
- КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СИКИОН СТОЛИЦА СИКИОНИИ
- II. ФЛИУНТ ГОРОД В СИКИОНИИ
ОРАКУЛ АПОЛЛОНА
Самыми известными из святилищ бога Аполлона были его пророческие святилища. Первым и главным из них был великий дельфийский оракул, другие были разбросанными по всей Великой Греции, в том числе:
я. Оракул Аполлона Исмения в Фивах, Беотия (Греция);
II. Оракул Аполлона Птоойского на горе Птоой, Беотия (Греция);
III. Оракул Аполлона в Абах, Фокида (Греция);
IV. Оракул Аполлона Дидимейского в Дидиме (или Бранхиде) близ Милета, Кария (Малая Азия);
v. Оракул Аполлона в Кларосе близ Колофона (Малая Азия);
vi. Оракул Аполлона в Пергаме, Тевфрания (Малая Азия);
vii. А также несколько других второстепенных оракулов в небольших городах.
Геродот. История. Книга 1. 46. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Одних он [Исторический лидийский царь Кройсос, опасающийся персидского наступления] отпра-вил в Дельфы [оракул Аполлона], других в Абы, что в Фокиде [оракул Аполлона], третьих в Додону [оракул Зевса]; иные были посланы также к Амфиараю и к Трофонию и, наконец, в Бранхиды в Милетской области [оракул Аполлона]. Это были эллинские прорицалища, куда Крез послал вопро-сить оракулов. Впрочем, он отправил послов также к оракулу Аммона в Ливии. Царь хотел сначала испытать проницательность оракулов. Затем если обнаружится их правдивость, то полагал снова отправить послов с вопросом: «Идти ли мне войной на персов?».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 4. 32. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Фиванцы рассказывают, что непосредственно перед [исторической] самой битвой при Левктрах они послали спросить предсказаний у разных оракулов; послали они и в Лебадию [к Трофонию], чтобы они вопросили бога. До нас дошли вещания, полученные от Исменийского бога [Аполлона] и от Птойского [Аполлона], сверх тех, которые были даны в Абах и в Дельфах».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 5. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Иония отличается прекрасным климатом и ровной температурой воздуха; в ней есть храмы, каких нет нигде. Первым из них по величине и по всякому богатству является храм [Артемиды] в Эфесе; кроме того, есть два недоконченных храма Аполлона: один в Бранхидах Милетской области, другой в Кларосе, около Колофона».
Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Из уст в уста передавались толки о нём [Аполлонии из Тианы]: одни вторили Колофонскому оракулу, будто Аполлоний-де сопричастен божественной мудрости и будто мудрость его беспредельна, другие твердили то же самое, ссылаясь на Дидимейский и Пергамский оракулы, ибо многим, кто нуждался в исцелении, повелел бог идти к Аполлонию, поелику судьбою это суждено и божеству угодно.»
Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, Книга 4. 1. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. Подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 186) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«Затем Аполлоний направился на Лесбос, посетив по пути святилище Орфея. Говорят, что именно там некогда услаждался Орфей прорицанием, покуда не воспрепятствовал тому Аполлон/ В ту пору не ходили люди за оракулом ни в Гриней, ни в Кларос, ни к треножнику Аполлонову, но пророчествовал один Орфей, чья голова лишь недавно явилась из Фракии. Тогда-то предстал пред вещим певцом бог и молвил: «Перестань вязаться в мои дела, ибо довольно я терпел и песни твои!»
КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ
Платон, Федон 58а (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, т. 116. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1993. Перевод С. П. Маркиша, заново сверен А. А. Столяровым)
«По словам афинян, это тот самый корабль, на котором Тесей некогда повез на Крит знаменитые семь пар. Он и им жизнь спас, и сам остался жив. А афиняне, как гласит предание, дали тогда Аполлону обет: если все спасутся, ежегодно отправлять на Делос священное посольство. С той поры и поныне они неукоснительно, год за годом, его отправляют. И раз уж снарядили посольство в путь, закон требует, чтобы все время, пока корабль не прибудет на Делос и не возвратится назад, город хранил чистоту и ни один смертный приговор в исполнение не приводился. А плавание иной раз затягивается надолго, если задуют cпротивные ветры. Началом священного посольства считается день, когда жрец Аполлона возложит венок на корму корабля. А это случилось накануне суда — я уже вам сказал. Потому-то и вышло, что Сократ пробыл так долго в тюрьме между приговором и кончиною».
[Сократу]: Меня уже несколько человек спрашивали насчет стихов, которые ты здесь сочинил, — переложений Эзоповых притч и гимна в честь Аполлона… (60d)
[Сократ]: Но теперь, после суда, когда празднество в честь бога отсрочило мой конец… Я сочинил песнь в честь того бога, чей праздник тогда справляли. (61а)»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1.2.5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Вторая из этих галерей [Керамайкоса в Афинах] заключает в себе святилища богов… Аполлона называют Музагетом (Предводителем Муз). Тут же статуи Афины Пэонии (Целительницы), Зевса, Мнемосины и муз с Аполлоном — посвящение и создание Эвбулида, и из числа спутников Диониса — Демон Акрат (несмешанного вина): на стене изображено лишь одно его лицо. За этим священным участком Диониса есть здание, в котором находятся фигуры из глины».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 3. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Он же написал и картины в находящемся поблизости храме Аполлона, имеющего прозвище «Отеческий» [Расписной портик на рынке Афин]. А из двух изваяний Аполлона, стоящих перед храмом, одно сделал Леохар, а другое, носящее название «Отвращающий зло» — Каламид. Говорят, что такое название присвоено богу за то, что благодаря прорицанию из Дельф он прекратил подобную чуме болезнь, губившую у афинян город во время Пелопоннесской войны».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 3. 5.(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Рядом с храмом [храм Матери богов в Афинах] здание так называемого Совета пятисот, члены которого сохраняли свою должность в течение года. В нем находится деревянная статуя Зевса Советчика, изваяние Аполлона — творение Пейсия, и статуя Демоса (Бог народа) — работы Лисона».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 8. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Около храма стоят статуи Геракла, Тесея и Аполлона Анадумена, завязывающего лентою волосы».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 19. 1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За храмом Зевса Олимпийского [в Афинах] близко стоит статуя Аполлона Пифийского. Есть и другое святилище Аполлона, называемого Дельфинием. Рассказывают, что когда этот храм был уже возведен до самой крыши, пришел в город Тесей, еще никому не известный. Так как его хитон спускался до пят и волосы его были зачесаны очень красиво, то, когда он подошел к храму Дельфиния, рабочие, клавшие балки крыши, спросили его с насмешкой, как это девушка, да еще в брачном возрасте, путешествует одна. Тесей им на это ничего не сказал, но отпрягши, как говорят, быков от повозки, на которой они подвозили материал для крыши, подбросил ее выше, чем они строили потолок для храма».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 19. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Ликей [храм Аполлона Ликейоса в Афинах] получил свое название от Лика, сына Пандиона, но и в древние времена, как и при мне, он считался храмом Аполлона, и здесь бог искони назывался Ликейским (из Ликоса)».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 21. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Наверху театра [в Афинах] есть пещера в скалах, идущая под акрополь, и в ней стоит треножник. На нем изображение [статуй] Аполлона и Артемиды, убивающих детей Ниобы».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 24. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«По ту сторону храма [Парфенон на Афинском Акрополе] стоит медная статуя Аполлона; говорят, что ее сделал Фидий; называют этого Аполлона «Парнопий» (Изгоняющий саранчу) за то, что бог изгнал из их страны саранчу, когда она напала на землю афинян. То, что он ее изгнал, это они знают, а каким образом, не говорят».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 28. 4 . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Для тех, кто опускается [с Акрополя в Афинах], но не в нижний город, а через Пропилеи, встречается источник воды и недалеко в пещере находится святилище Аполлона. Полагают, что здесь Аполлон сочетался с Креусой, дочерью Эрехтея».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 24. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Аполлона Акесия (Целителя); это название обозначает то же самое, как и эпитет Аполлона Алексикакия (Отвращающего зло), как его называют афиняне».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 41. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«А название дано Аполлону как избавителю от чумной заразы, подобно тому как и у афинян Аполлон получил название Алексикакос (Отвращающий зло), так как и у них он отвратил ту же болезнь.»
II. ЗОСТЕР, ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 31. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«На Зостере, у моря [в Аттике]— жертвенник Афины и Аполлона, Артемиды и Латоны. Говорят, что Латона не родила здесь детей, но, как собирающаяся родить, развязала свой пояс и потому этому месту дано это имя».
III. ПРАСИЯ ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 31. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«В Прасиях [в Аттике] есть храм Аполлона. Рассказывается, что сюда приходят жертвенные начатки от гипербореев, что гипербореи передают их аримаспам, аримаспы — исседонам; от этих последних скифы доставляют их в Синоп, а затем через земли эллинов они доставляются в Прасии, а затем уже афиняне везут их на Делос. Так как эти начатки завернуты в пшеничную солому, то никто не знает, что они представляют. В Прасиях есть памятник Эрисихтона; он умер во время обратного плавания, когда он возвращался домой после феории (священного посольства) с Делоса».
IV. ФИЛА И МИРРИНУС, ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 31. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«У флийцев же и у мирринусиев [в Аттике] — у первых есть жертвенники Аполлона Дионисодота (Дионисом данного) и Артемиды Селасфоры (Светоносной)».
V. АХАРНА ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 31. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Есть еще дем Ахарны [в Аттике] ; жители его чтут из богов Аполлона Агиея (Охраняющего дороги)».
VI. ГИМЕТТ ГОРА В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 32. 1 – 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«На Гиметте [в Аттике] … есть жертвенники и Зевсу Омбрию (Посылающему дождь) и Аполлону Проопсию (Провидящему)».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 34. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Его жертвенник [из Амфиараоса, близ Оропоса, Аттика] разделен на отдельные части: одна посвящена Гераклу, Зевсу и Аполлону Пэону (Целителю)».
VII. ОРОП ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 34. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Его жертвенник [Амфиараю] разделен на отдельные части: одна посвящена Гераклу, Зевсу и Аполлону Пэону (Целителю)
VIII. КЕФИС, РЕКА В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 37.6 – 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Тут же есть святилище [за рекой Кефис по дороге из Афин в Элевсин, в Аттике], в котором находятся изображения Деметры и ее дочери [Коры], а также Афины и Аполлона. Вначале это святилище было сооружено только в честь Аполлона. Вот как это было: говорят, что Кефал же, сын Деиона . . . [был] как изгнанник, жил в Фивах, бежав из Афин вследствие убийства своей жены Прокриды. В десятом колене после него [исторически] Халкин и Дайт, потомки Кефала, отплыв в Дельфы, вопросили бога о (возможности) возвращения в Афины. Бог прежде всего велел им принести жертву Аполлону в том месте Аттики, где они увидят бегущую по земле триеру. Когда они были у так называемой горы Пойкилы, им явился дракон, спешно уходивший в свою нору; и вот они приносят жертву Аполлону в том месте; когда они после этого пришли в Афины, то афиняне сделали их своими согражданами».
КУЛЬТ В МЕГАРЕ
I. МЕГАРА, СТОЛИЦА МЕГАРИДА
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 41. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Недалеко от памятника Гилла [в Мегаре] есть храм . . . Аполлона и Артемиды. Говорят, что его воздвиг Алкафой, убив так называемого киферонского льва. Мегарцы передают, что от этого льва погиб в числе многих других и сын их царя Мегарея. Мегарей обещал, что он выдаст замуж свою дочь, а также, что он сделает преемником своей власти того, кто убьет этого киферонского льва. Поэтому на это решился сын Пелопа Алкафой; он одолел дикого зверя и, когда стал царем, построил это святилище, назвав Артемиду Агротерой (Помощницей в охоте) и Аполлона Агреем (Охотником). Они рассказывают, что это было так . . . Да послужит же этот рассказ на память об Алкафое и льве, убив которого на Кифероне или в каком-либо другом месте, он воздвиг храм Артемиды Агротеры и Аполлона Агрея».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 42. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Есть у мегарцев и другой акрополь, получивший свое имя от Алкафоя . . . Показывают тут и очаг — жертвенник богов Продомеев (Основателей) [вероятно, Киклопы]; говорят, что Алкафой прежде всего принес им жертвы, когда он собирался приступить к постройке стены . . . В то же время, когда он возводил стену, как рассказывают мегарцы, ему помогал Аполлон и свою кифару положил на камень; и если кто случайно ударит по этому камню камешком, то этот камень звучит точь-в-точь как кифара, когда ударят по ее струнам».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 42. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Древний храм Аполлона [в Мегаре] был из кирпичей; впоследствии император Адриан выстроил его из белого мрамора. Так называемый Пифийский Аполлон и «Десятинополучающий» наиболее похожи на египетские деревянные изображения, а Аполлон, которого называют Архегетом (Вождем), похож на эгинские произведения — все они одинаково сделаны из эбенового (черного) дерева. Я слыхал от одного жителя Кипра . . . который рассказывал [дерево из черной древесины], что черное дерево не имеет листьев, не приносит никакого плода, что над землей под лучами солнца оно совершенно незаметно, но что под землей у него (огромные) корни, что эфиопы выкапывают их и что у них есть люди, которые умеют отыскивать черное дерево».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 44. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Если спускаться с площади той дорогой [из Мегары], которую называют «Прямой», то по правую руку будет храм Аполлона Простатерия (Защитника); его можно найти, немного свернув с дороги. В нем стоят статуи Аполлона, достойная осмотра, Артемиды и Латоны и другие изображения… причем Пракситель создал группу: «Латона и ее дети». В древнем гимнасии, недалеко от ворот, называемых Нимфадами (Воротами нимф), есть камень в виде небольшой пирамиды, его они называют Аполлоном Каринейским; есть там и храм богинь Илитий (Помогающих при родах)».
II. СКАЛА МОЛУРИДА ГОРА В МЕГАРИДЕ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 44. 9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«На вершине горы [Молурида] есть храм Зевса. Там же есть статуи Афродиты, Аполлона и Пана».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 44. 10 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Если спуститься вниз по этой дороге [через скалу Молурида в Мегаре], то там есть храм Аполлона, сына Латоны, а за ним граница мегарцев с коринфянами».
КУЛЬТ В ЭГИНЕ
I. ЭГИНА СТОЛИЦА ЭГИНЫ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 30. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Недалеко друг от друга стоят храмы [в столице Эгины]: один — Аполлона, другой — Артемиды и третий из них — Диониса. Аполлону поставлена деревянная статуя местного изготовления в виде обнаженной фигуры».
КУЛЬТ В КОРИНФЕ
I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 3. 3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«У этого источника [фонтана] Пирены [в Коринфе] есть статуя Аполлона и ограда, а внутри ее — картина, изображающая битву Одиссея с женихами».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 3. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. Н. э.):
«Если с площади идти другой дорогой [Коринфа], той, которая ведет к Сикиону, то направо от дороги можно увидеть храм и медную статую Аполлона, а немного поодаль — водоем, называемый Главкой… Несколько выше за этим водоемом сооружен так называемый Одеон».
II. ТЕНЕЯ ДЕРЕВНЯ В КОРИНФИИ
Страбон. География. Книга 8. 6. 22. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 543) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Тенея — селение в Коринфской области, где находится святилище Тенеатского Аполлона… По-видимому, существует родство между тенедосцами и тенеатами через Тенна, сына Кикноса, как говорит Аристотель51; и сходство в почитании АполлонаC. 381 у обоих племен является важным доказательством в пользу этого родства.
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 5. . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Тенея отстоит приблизительно на шестьдесят стадий. Люди говорят, что в ней живут троянцы; что это пленные, взятые эллинами с Тенедоса, поселившиеся здесь по разрешению Агамемнона, и что поэтому они больше всех богов почитают Аполлона.
III. КЕНХРЕИ ГОРОД В КОРИНФИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 2. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Тут же медная статуя Аполлона, называемого Кларосским.
IV. ДОРОГА В СИКИОНИЮ В КОРИНФИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 5. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если идти из Коринфа не внутрь страны, а дорогой на Сикион, то недалеко от города, налево от дороги, встретится сожженный храм. Конечно, было много различных войн в Коринфской области, и огонь, естественно, охватывал и дома и святилища вне городских стен, но об этом храме говорят, что он был храмом Аполлона и что будто бы его сжег Пирр [Неоптолем], сын Ахилла.
КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СИКИОН СТОЛИЦА СИКИОНИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 7. 7 — 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«По пути на площадь есть храм богини Пейто (Убеждения), тоже без статуи. Это поклонение богине Пейто установлено, как говорит легенда, по следующему случаю: убив Пифона, Аполлон и Артемида прибыли в Эгиалею, чтобы получить очищение. Тут их охватило чувство страха — это место и теперь называется Фобосом (Ужасом), — и тогда они направились на Крит к Карманору; жителей же Эгиалеи поразила болезнь, и прорицатели велели им умилостивить Аполлона и Артемиду. И вот они послали с молениями семь юношей и семь девушек к реке Сифасу; и говорят, что боги, которых они убедили, прибыли на акрополь, и то место, куда они первый раз вступили, и есть место храма богини Пейто. Подобного рода обряд совершается еще и поныне: в праздник Аполлона юноши идут к реке Сифасу и, приведя богов в храм Пейто, они затем вновь, говорят, уводят их в храм Аполлона. А этот храм находится на теперешней площади; в древности он был, по сказаниям, построен Претом там, где прекратилось безумие его дочерей. Рассказывают еще вот что: будто Мелеагр посвятил этому храму копье, которым он убил дикого (калидонского) кабана; говорят, что здесь же находятся в качестве посвятительных даров флейты Марсия: когда с Силеном произошло несчастие, то река Марсий унесла эти флейты в Меандр, и они появились в Асопе и, выброшенные на берег у Сикионии, были найдены пастухом и принесены в дар Аполлону. Из этих посвящений не уцелело ни одного: они сгорели во время пожара вместе с храмом. Храм же, существующий в мое время, и статуя в нем посвящены Пифоклом.
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 9. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Поблизости находится храм Аполлона Ликийского (Хранителя от волков), уже весь разрушенный и не представляющий уже ничего замечательного. Когда волки у них стали нападать на стада, так что сикионцы не получали никакой выгоды от своих стад, бог указал им некое место, где лежало сухое дерево, и повелел им кору этого дерева, смешав с мясом, бросить этим диким волкам. И как только волки попробовали этой коры, они отравились; это дерево лежало в храме Аполлона Ликийского; а что это было за дерево, этого не знали даже эксегеты из сикионцев
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 10. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Внутренняя часть храма [в святилище Асклепия в Сикионе] посвящена Аполлону Карнейскому, и туда запрещен вход всем, кроме жрецов
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 11. 1 — 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Эпопей [Мифический царь] же воздвиг и ближайший храм в честь Аполлона и Артемиды [возле ворот Сикиона], а следующий за ним Герейон (храм Геры) построил Адраст, но статуй не осталось ни в одном из них. Жертвенники же позади храма Геры… На некотором расстоянии от святилища Геры, которое воздвиг Адраст, находится храм Аполлона Карнейского; от него остались только колонны, стен же и потолка уже не найти.
II. ФЛИУНТ ГОРОД В СИКИОНИИ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 2. 13. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если от этого Омфала идти дальше, то придем к древнему храму Диониса; есть храм и Аполлона… Статуя Диониса открыта для всех, равно как и статуя Аполлона
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Платон. Федон, / Пер. С. П. Маркиша. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
Список используемой литературы