Культ Аполлона — 4

Аполлон был олимпийским богом пророчеств, оракулов, музыки, поэзии, молодости, исцеления и защиты от вреда.

На этой странице описывается его культ в центральных и северных районах Греции и на островах Эгейского моря. Его самыми важными святынями в этой области были Белая Скала Левката и святилище Делоса — предполагаемое место рождения бога и его вторая по значимости святыня после Дельф.

Изображение справа — «Аполлон из Вейи», греческая мраморная статуя из храма Аполлона древнего города Вейи, 6 век до н.э., Национальный этрусский музей.

КУЛЬТ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КАЛИДОН СТОЛИЦА ЭТОЛИИ

Страбон. География. Книга 10. 2. 21. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Близ Калидо­на сто­ит свя­ти­ли­ще Лаф­рий­ско­го Апол­ло­на».

КУЛЬТ В АКАРНИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АКЦИУМ ГОРОД В АКАРНИИ

Страбон. География. Книга 7. 7 . 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Затем сле­ду­ет устье Амбра­кий­ско­го зали­ва… На пра­вой сто­роне, если вой­ти в залив, живут гре­ки — акар­нан­цы. Здесь, неда­ле­ко от устья, нахо­дит­ся свя­щен­ный уча­сток Актий­ско­го Апол­ло­на — холм, на кото­ром воз­двиг­нут храм; у подош­вы хол­ма — доли­на со свя­щен­ной рощей и кора­бель­ная верфь. Сюда Цезарь посвя­тил как пер­вые пло­ды победы [против Марка Антония] 10 кораб­лей… Нико­поль густо засе­лен … в пред­ме­стье у него есть пре­крас­но обо­рудо­ван­ный свя­щен­ный уча­сток; часть его была пред­на­зна­че­на для игр, празд­ну­е­мых каж­дые 5 лет, а так­же для гим­на­сия и ста­ди­о­на в пар­ке; дру­гая часть состо­ит из хол­ма над свя­щен­ной рощей Апол­ло­на. Эти игры — Актий­ские, посвя­щен­ные Актий­ско­му Апол­ло­ну, — были про­воз­гла­ше­ны Олим­пий­ски­ми, а лакеде­мо­ня­нам вве­ре­на забота о них. Про­чие посе­ле­ния — это при­го­ро­ды Нико­по­ля. И в преж­нее вре­мя справ­ля­лись окрест­ны­ми жите­ля­ми в честь это­го бога Актий­ские игры, в кото­рых награ­дой слу­жил венок, но теперь Цезарь при­дал этим играм еще боль­шее зна­че­ние и почет».

 

Страбон. География. Книга 10. 2. 1. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Акар­нан­цы зани­ма­ют область к запа­ду от этой реки [Ахелой] вплоть до Амбра­кий­ско­го зали­ва, вбли­зи стра­ны амфи­ло­хов и свя­ти­ли­ща Апол­ло­на Актий­ско­го»

 

Страбон. География. Книга 10. 2. 7. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Пер­вое место в Акар­на­нии, начи­ная от вхо­да в Амбра­кий­ский залив, это Акци­ум. Тем же име­нем назы­ва­ют­ся свя­ти­ли­ще Актий­ско­го Апол­ло­на и мыс, обра­зу­ю­щий устье зали­ва с гава­нью на внеш­ней сто­роне».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 8. 12. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Впо­след­ст­вии, когда [император] Август соби­рал­ся всту­пить в мор­ской бой с Анто­ни­ем у мыса Актия, посвя­щен­но­го Апол­ло­ну»

 

Плиний Старший. Естественая история. Книга 4. 5. (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

 

«Акций, осно­ван­ная Авгу­стом коло­ния с про­слав­лен­ным хра­мом Апол­ло­на»

 

КУЛЬТ В ЛЕВКАДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЛЕВКАТА МЫС В ЛЕВКАДЕ

Страбон. География. Книга 10. 2. 8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Лев­ка­та — это ска­ла бело­го цве­та на Лев­ка­де, выдаю­ща­я­ся в море по направ­ле­нию к Кефал­ле­нии, так что от это­го цве­та ост­ров и полу­чил свое имя.

На ост­ро­ве нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Апол­ло­на и то место — «Пры­жок»10, кото­рое, соглас­но пове­рью, подав­ля­ет любов­ные вожде­ле­ния.

Где Сап­фо впер­вые — ска­за­нье гла­сит —

(по сло­вам Менанд­ра)

С неисто­вой стра­стью Фао­на ловя
Над­мен­но­го, рину­лась с белой ска­лы,
Тебя при­зы­вая в молит­вах сво­их —
Вла­ды­ка и царь.

Итак, хотя, по сло­вам Менанд­ра, Сап­фо пер­вой прыг­ну­ла со ска­лы, но писа­те­ли, более него све­ду­щие в древ­но­сти, утвер­жда­ют, что пер­вым был Кефал, влюб­лен­ный в Пте­ре­ла, сына Деионея. У лев­кад­цев суще­ст­во­вал уна­сле­до­ван­ный от отцов обы­чай на еже­год­ном празд­ни­ке жерт­во­при­но­ше­ния Апол­ло­ну сбра­сы­вать со сто­ро­же­во­го поста на ска­ле одно­го из обви­нен­ных пре­ступ­ни­ков для отвра­ще­ния гне­ва богов; к жерт­ве при­вя­зы­ва­ли вся­ко­го рода перья и птиц, чтобы паре­ни­ем облег­чить пры­жок, а вни­зу мно­же­ство людей в малень­ких рыба­чьих лод­ках, рас­по­ло­жен­ных кру­гом, под­хва­ты­ва­ли жерт­ву; когда пре­ступ­ник при­хо­дил в себя, его, по воз­мож­но­сти невреди­мым, пере­прав­ля­ли за пре­де­лы сво­ей стра­ны».

 

Страбон. География. Книга 10. 2. 24. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Итак, по их сло­вам, в преж­ние вре­ме­на тафий­цы и так назы­вае­мые теле­бои оби­та­ли в Акар­на­нии, а их вождь Кефал, кото­ро­го Амфи­т­ри­он [отчим Геракла] сде­лал вла­ды­кой ост­ро­вов око­ло Тафо­са, гос­под­ст­во­вал и над этой стра­ной. Поэто­му мифы ста­ли при­пи­сы­вать ему пер­во­му вошед­ший в обы­чай пры­жок с Лев­ка­ты, как я уже ска­зал об этом выше».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 11. 8. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«А на острове Левкада есть высокий мыс, на котором построен храм Аполлона, и верующие величают его Аполлоном Актийский. Итак, когда идет подготовка к празднику, на котором совершают Прыжок[8] в честь бога, люди жертвуют быка мухам, и когда последние насытятся кровью, они исчезают. Да, но они уходят за выкуп».

КУЛЬТ В ЭПИРЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 11. 2. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«Народ Эпира и все чужеземцы прибывающие там, помимо прочих жертвоприношений Аполлону, один день в году проводят свой главный праздник в его честь с большой торжественностью и пышностью. Есть роща, посвященная богу, и вокруг нее стоит забор, а внутри змеи, и те самые змеи являются любимцами бога. Сюда входит без сопровождения жрица–девственница, принося пищу змеям. И народ Эпира утверждает, что змеи происходят от Пифона из Дельф. Если при приближении жрицы они смотрят любезно на нее и берут еду с жадностью, это означает, что они указывают на благоприятный год, свободный от неприятностей. Если однако они пугают ее и отказываются принять пищу, ею предложенную, тогда змеи предсказываю обратное вышесказанному, и что–то такое народ Эпира ожидает».

КУЛЬТ В ИЛЛИРИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АПОЛЛОНИЯ ГОРОД В ИЛЛИРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)

Страбон. География. Книга 7. 6. 1. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Апол­ло­ния [в Иллирии, современная Албания] в 1300 ста­ди­ях, коло­ния милет­цев. Бо́льшая часть это­го горо­да лежит на одном ост­ров­ке, где нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Апол­ло­на, откуда Марк Лукулл увез огром­ную ста­тую Апол­ло­на1, про­из­веде­ние Кала­мида и посвя­тил в Капи­то­лии».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 22. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Апол­ло­нии в Ионии… Памят­ным даром сто­им Апол­ло­нии; пыш­но­во­ло­сый Феб [Аполлон] ее там осно­вал, у Ионий­ских бре­гов».

 

КУЛЬ В ФЕССАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФИЛЛ ДЕРЕВНЯ В ФТИОТИДЕ В ФЕССАЛИИ

Страбон. География. Книга 9. 5. 15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Филл, где свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Фил­лий­ско­го»

Аполлон, греко-римская мраморная статуя, Старый музей
Аполлон, греко-римская мраморная статуя, Старый музей

КУЛЬТ В ДЕЛОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

Геродот. История. Книга 6. 118. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Когда Датис [ПЕрсидский полководец] на пути в Азию при­был на Мико­нос, пред­ста­ло ему сно­виде­ние. Что это было за сно­виде­ние, об этом не гово­рят. А он при­ка­зал с наступ­ле­ни­ем дня обыс­кать свои кораб­ли. На одном фини­кий­ском кораб­ле была най­де­на позо­ло­чен­ная ста­туя Апол­ло­на. Датис велел узнать, откуда она похи­ще­на. Узнав, из како­го свя­ти­ли­ща ее захва­ти­ли, Датис отплыл на сво­ем кораб­ле на Делос. Там он поста­вил ста­тую в свя­ти­ли­ще, а делос­цам, кото­рые тогда уже воз­вра­ти­лись на свой ост­ров, при­ка­зал отвез­ти ее в фиван­ский Делий (город этот лежит на побе­ре­жье про­тив Хал­киды). Затем, отдав эти при­ка­за­ния, Датис сно­ва отплыл. Делос­цы же не отвез­ли эту ста­тую на место, и толь­ко два­дцать лет спу­стя сами фиван­цы по веле­нию бога воз­вра­ти­ли ее в Делий».

 

Страбон. География. Книга 10. 5. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«На Дело­се нахо­дит­ся одно­имен­ный город, лежа­щий, так же как и свя­ти­ли­ща Апол­ло­на и Лато­ны [Лето], на рав­нине; над горо­дом воз­вы­ша­ет­ся Кинф — лишен­ная рас­ти­тель­но­сти и ска­ли­стая гора; через ост­ров про­те­ка­ет неболь­шая реч­ка Иноп, да ведь и сам ост­ров малень­кий. Издав­на, начи­ная с геро­и­че­ских вре­мен, Делос бла­го­да­ря назван­ным богам был окру­жен поче­том, ибо миф рас­ска­зы­ва­ет, что Лато­на изба­ви­лась от родо­вых мук, про­из­ведя там на свет Апол­ло­на и Арте­ми­ду.

Неко­гда Делос носил­ся по морю,

гово­рит Пин­дар,

Вол­нам и каж­до­го вет­ра поры­ву под­вла­стен,
Но когда Кео­са дщерь, от мук родо­вых обе­зу­мев,
К бре­гу его при­кос­ну­лась ногою,
Тот­час подъ­ялись четы­ре стол­па,
Пря­мо от кор­ней зем­ных на сталь­ном осно­ва­нии
И на вер­ши­нах дер­жа­ли огром­ную глы­бу.
Здесь она, мате­рью став, узре­ла бла­гое потом­ство.

Сосед­ние ост­ро­ва, назы­вае­мые Кикла­да­ми, про­сла­ви­ли Делос, так как эти ост­ро­ва посы­ла­ли в его честь от име­ни государ­ства свя­щен­ных послов, устра­и­ва­ли жерт­во­при­но­ше­ния и хоры деву­шек и справ­ля­ли на нем боль­шие все­на­род­ные празд­не­ства [В честь Апол­ло­на и Лато­ны]».

 

Страбон. География. Книга 10. 5. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Хотя Делос стал таким обра­зом зна­ме­нит, одна­ко с раз­ру­ше­ни­ем рим­ля­на­ми Корин­фа его сла­ва воз­рос­ла еще более. Ибо куп­цы, веду­щие замор­скую тор­гов­лю, направ­ля­лись на Делос, так как их при­вле­ка­ла туда сво­бо­да от нало­гов и повин­но­стей, кото­рой поль­зо­ва­лось свя­ти­ли­ще, и удоб­ство гава­ни. В самом деле, ост­ров удач­но рас­по­ло­жен для тех, кто плы­вет из Ита­лии и Гре­ции в Азию. Все­на­род­ное празд­не­ство [Аполлона] — это что-то вро­де тор­го­во­го дела, и рим­ляне посе­ща­ли его более дру­гих наро­дов8, даже когда Коринф еще суще­ст­во­вал. И афи­няне, захва­тив ост­ров, ста­ли про­яв­лять боль­шую заботу одно­вре­мен­но и о куп­цах, и о рели­ги­оз­ных обрядах. Но когда пол­ко­вод­цы Мит­ри­да­та и тиран9, кото­рый скло­нил ост­ров к вос­ста­нию, при­бы­ли на Делос, они совер­шен­но опу­сто­ши­ли его; когда же рим­ляне после воз­вра­ще­ния царя в свою стра­ну сно­ва завла­де­ли ост­ро­вом, он был необи­та­ем. До насто­я­ще­го вре­ме­ни ост­ров оста­вал­ся в бед­ст­вен­ном поло­же­нии. Теперь им вла­де­ют афи­няне.

Рения — это пустын­ный ост­ро­вок в 4 ста­ди­ях от Дело­са, где памят­ни­ки усоп­ших делос­цев. Дело в том, что на самом Дело­се не доз­во­ля­ет­ся ни погре­бать, ни сжи­гать покой­ни­ков и даже дер­жать ни еди­ной соба­ки. В преж­ние вре­ме­на Делос назы­вал­ся Орти­ги­ей».

 

Страбон. География. Книга 14. 1. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Милет­цы [в Дидимн] и делос­цы назы­ва­ют Апол­ло­на Úlios, как бы богом здо­ро­вья и исце­ле­ния, ведь гла­гол ūlein озна­ча­ет «быть здо­ро­вым», откуда и сло­во ūlē6, и при­вет­ст­вие «здрав­ст­вуй (ūlē), радуй­ся». Ведь Апол­лон — бог-цели­тель, как и Арте­ми­да, полу­чил свое имя от того, что дела­ет людей здра­вы­ми и невреди­мы­ми. Гелиос и Селе­на тес­но соеди­не­ны с этим поня­ти­ем, так как они явля­ют­ся при­чи­ной здо­ро­во­го сме­ше­ния возду­ха. Впро­чем, губи­тель­ные болез­ни и вне­зап­ную смерть так­же при­пи­сы­ва­ют этим богам».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 31. 4 . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Пра­си­ях [в Аттике] есть храм Апол­ло­на. Рас­ска­зы­ва­ет­ся, что сюда при­хо­дят жерт­вен­ные начат­ки от [мифических] гипер­бо­ре­ев, что [по пути к святилищу Аполлона в Делосе] гипер­бо­реи пере­да­ют их ари­мас­пам, ари­мас­пы — исседо­нам; от этих послед­них ски­фы достав­ля­ют их в Синоп, а затем через зем­ли элли­нов они достав­ля­ют­ся в Пра­сии, а затем уже афи­няне везут их на Делос. Так как эти начат­ки завер­ну­ты в пше­нич­ную соло­му, то никто не зна­ет, что они пред­став­ля­ют. В Пра­си­ях есть памят­ник Эри­сих­то­на [мифический герой]; он умер во вре­мя обрат­но­го пла­ва­ния, когда он воз­вра­щал­ся домой после фео­рии (свя­щен­но­го посоль­ства) с Дело­са».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 23. 3 — 5 . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если обо­гнуть мыс Малею и про­ехать еще сто ста­ди­ев, то у моря, на гра­ни­це горо­да Бой­ев [в Лакедемонии], есть местеч­ко, посвя­щен­ное Апол­ло­ну и назы­вае­мое Эпиде­ли­ем. Сто­я­щая теперь здесь дере­вян­ная ста­туя Апол­ло­на неко­гда была воз­двиг­ну­та на Дело­се. Делос в те вре­ме­на был тор­го­вой гава­нью для всех элли­нов, а ува­же­ние к богу, каза­лось, дава­ло без­опас­ность всем вед­шим тут тор­го­вые дела, но вое­на­чаль­ник Мит­ри­да­та, Мено­фан, по соб­ст­вен­но­му ли бес­чин­ству или по при­ка­зу Мит­ри­да­та — ведь для чело­ве­ка, смот­ря­ще­го толь­ко на выго­ду, почте­ние к богам игра­ет послед­нюю роль — так вот этот Мено­фан, зная, что Делос не укреп­лен, и его жите­ли не име­ют ору­жия, под­плыв с фло­том, умерт­вил жив­ших там куп­цов, избил и самих делос­цев, раз­гра­бил все богат­ства тор­го­вых скла­дов, похи­тил все дары, посвя­щен­ные богу, про­дал в раб­ство жен­щин и детей, а сам Делос раз­ру­шил до осно­ва­ния. Во вре­мя гра­бе­жа и опу­сто­ше­ния кто-то из вар­ва­ров из кощун­ства бро­сил это дере­вян­ное изо­бра­же­ние в море. Вол­ны под­хва­ти­ли его и при­нес­ли сюда, в область Бой­ев, и пото­му это место ста­ло назы­вать­ся Эпиде­ли­ем (Новым Дело­сом). Одна­ко мще­ния бога не избег ни Мено­фан, ни сам Мит­ри­дат, но Мено­фа­на оно постиг­ло немед­лен­но: когда он отплыл в откры­тое море, опу­сто­шив Делос, то успев­шие бежать куп­цы, устро­ив ему заса­ду на море, тот­час же пото­пи­ли его, а Мит­ри­дат после все­го это­го был при­нуж­ден, по воле бога, нало­жить на себя руки, перед тем лишив­шись вся­кой вла­сти и гони­мый ото­всюду рим­ля­на­ми. Есть люди, кото­рые рас­ска­зы­ва­ют, что он нашел себе насиль­ст­вен­ную смерть от руки одно­го из сво­их наем­ни­ков, выпро­сив ее как милость. Вот что при­шлось испы­тать этим без­бож­ни­кам».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 4. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«При Фин­те, сыне Сибота, мес­сен­цы впер­вые посла­ли на Делос Апол­ло­ну жерт­ву и муж­ской хор. Гимн в честь бога на этот слу­чай был для них состав­лен Эвме­лом и счи­та­ет­ся, что это про­из­веде­ние един­ст­вен­но под­лин­ное из всех, при­пи­сы­вае­мых Эвме­лу».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 35. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Анге­ли­он и Тек­тей, те, кото­рые были сыно­вья­ми Дио­ни­са, созда­вая для делос­цев ста­тую Апол­ло­на53, изо­бра­зи­ли у него на руке трех Харит».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 40. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Лишив­шись Ари­ад­ны, Тесей посвя­тил этот ксо­ан боги­ни [Афро­ди­ты] Апол­ло­ну Делос­ско­му для того, чтобы, при­ве­зя его домой, при виде его, неволь­но вспо­ми­ная об Ари­адне, он не испы­ты­вал бы все новых стра­да­ний от этой люб­ви».

 

Плиний Старший. Естественая история. Книга 4. 66. (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

 

«Делос, ве́домый всем бла­го­да­ря сво­е­му хра­му Апол­ло­на… Делос, как рас­ска­зы­ва­ют, дол­гое вре­мя пла­вал по вол­нам… Ари­сто­тель [греческий философ 4 в до н.э.] сооб­ща­ет, что Делос полу­чил свое имя отто­го, что вне­зап­но явил­ся из воды. Агла­осфен назы­ва­ет его Кин­ти­ей, дру­гие [авто­ры] — Орти­ги­ей, Асте­ри­ей, Лаги­ей, Хла­миди­ей, Кюне­том и еще Пюр­пи­лой, — пото­му что здесь впер­вые изо­бре­ли огонь. Окруж­ность ост­ро­ва пять миль. Над всем ост­ро­вом воз­вы­ша­ет­ся гора Кин­тий».

 

КУЛЬТ В КЕОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

I. РЯДОМ КОРЕССИЕЙ ДЕРЕВНЯ В КЕОСЕ

Страбон. География. Книга 10. 5. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Непо­да­ле­ку от Корес­сии и от Пие­ессы [в Кеосе] нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Смин­фей­ско­го. Меж­ду этим свя­ти­ли­щем и раз­ва­ли­на­ми Пие­ессы сто­ит свя­ти­ли­ще Неду­сий­ской Афи­ны, воз­двиг­ну­тое Несто­ром при воз­вра­ще­нии из-под Трои».

Аполлон, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж.
Аполлон, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж.

КУЛЬТ В ЛЕСБОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

II. ТЕНЕДОС ОСТРОВ РЯДОМ С ЛЕСБОСОМ

Страбон. География. Книга 8. 6. 22. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Тенея — селе­ние в Коринф­ской обла­сти, где нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Тене­ат­ско­го Апол­ло­на… По-види­мо­му, суще­ст­ву­ет род­ство меж­ду тенедос­ца­ми и тене­а­та­ми через Тен­на, сына Кик­но­са, как гово­рит Ари­сто­тель; и сход­ство в почи­та­нии Апол­ло­наC. 3у обо­их пле­мен явля­ет­ся важ­ным дока­за­тель­ст­вом в поль­зу это­го род­ства».

 

Страбон. География. Книга 13. 1. 46. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Тенедос… В окруж­но­сти ост­ров име­ет око­ло 80 ста­дий, на нем нахо­дят­ся эолий­ский город, 2 гава­ни и свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Смин­фей­ско­го, как свиде­тель­ст­ву­ет и поэт:

…и мощ­но царишь в Тенедо­се,
Смин­фей!»

III. ГЕКАТОННЕСЫ ОСТРОВ РЯДОМ С ЛЕСБОСОМ

Страбон. География. Книга 13. 2. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«В про­ли­ве меж­ду Ази­ей и Лес­бо­сом нахо­дят­ся око­ло 20 или, по сло­вам Тимо­сфе­на, 40 ост­ров­ков… Они назы­ва­ют­ся состав­ным име­нем Гека­тон­не­сы [Острова Геката]… поэто­му Гека­тон­не­сы — это как бы Апол­лон­не­сы; ведь Гекат — это Апол­лон. Дей­ст­ви­тель­но, по все­му это­му побе­ре­жью вплоть до Тенедо­са весь­ма рас­про­стра­не­но почи­та­ние Апол­ло­на с про­зви­ща­ми Смин­фей­ско­го, Кил­лей­ско­го, Гри­ней­ско­го или с неко­то­ры­ми дру­ги­ми. Вбли­зи этих ост­ро­вов рас­по­ло­же­на Пор­до­се­ле­на с одно­имен­ным горо­дом; перед этим горо­дом лежит C. 619дру­гой ост­ров, боль­ше ее и одно­имен­ный с ней; ост­ров необи­та­ем, но на нем нахо­дит­ся храм, посвя­щен­ный Апол­ло­ну».

 

КУЛЬТ В ХИОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

I. ФАНЫ ДЕРЕВНЯ В ХИОСЕ

Страбон. География. Книга 14. 1. 35. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Фаны [в Хиосе] — глу­бо­кая гавань, а потом храм Апол­ло­на и паль­мо­вая роща»

 

КУЛЬТ НА САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 31. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Храм Апол­ло­на Феа­рия (Ясно­видя­ще­го) воз­двиг, как гово­рят, Пит­фей; из всех, какие я толь­ко знаю, он — самый древ­ний… у самос­цев есть древ­ний храм Апол­ло­на Пифий­ско­го, но надо ска­зать, что они постро­е­ны гораздо поз­же тре­зен­ско­го».

 

КУЛЬТ В ХАЛКИИ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

Страбон. География. Книга 10. 5. 15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«[Остров] Хал­кия нахо­дит­ся в 80 ста­ди­ях от Тело­са, от Кар­па­фа — в 400… На Хал­кии есть одно­имен­ное посе­ле­ние со свя­ти­ли­щем Апол­ло­на и с гава­нью».

КУЛЬТ НА РОДОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

Страбон. География. Книга 13. 1. 64. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«У родо­с­цев, кото­рые назы­ва­ют мед­вя­ную росу (ery­sibē) ery­thibē, есть свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Эри­фи­бия»

КУЛЬТ НА ФЕРЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

I. АНАФА ОСРОВ РЯДОМ С ФЕРОЙ

Страбон. География. Книга 10. 5. 1. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Вбли­зи [Острова] Феры — Ана­фа, где нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Апол­ло­на Эгле­та. Кал­ли­мах упо­ми­на­ет где-то о них так:

Эгле­ту Ана­фу, с лакон­ской сосед­нею Ферой»

[Происхождение этого культа описано в рассказе об аргонавтах.]

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Плиний Старший. Естественая история.  / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология