Аполлон был олимпийским богом пророчеств, оракулов, музыки, поэзии, молодости, исцеления и защиты от вреда.
На этой странице описывается его культ в центральных и северных районах Греции и на островах Эгейского моря. Его самыми важными святынями в этой области были Белая Скала Левката и святилище Делоса — предполагаемое место рождения бога и его вторая по значимости святыня после Дельф.
Изображение справа — «Аполлон из Вейи», греческая мраморная статуя из храма Аполлона древнего города Вейи, 6 век до н.э., Национальный этрусский музей.
- КУЛЬТ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. КАЛИДОН СТОЛИЦА ЭТОЛИИ
- КУЛЬТ В АКАРНИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АКЦИУМ ГОРОД В АКАРНИИ
- КУЛЬТ В ЛЕВКАДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЛЕВКАТА МЫС В ЛЕВКАДЕ
- КУЛЬТ В ЭПИРЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
- КУЛЬТ В ИЛЛИРИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АПОЛЛОНИЯ ГОРОД В ИЛЛИРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
- КУЛЬ В ФЕССАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ФИЛЛ ДЕРЕВНЯ В ФТИОТИДЕ В ФЕССАЛИИ
- КУЛЬТ В ДЕЛОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- КУЛЬТ В КЕОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- I. РЯДОМ КОРЕССИЕЙ ДЕРЕВНЯ В КЕОСЕ
- КУЛЬТ В ЛЕСБОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- II. ТЕНЕДОС ОСТРОВ РЯДОМ С ЛЕСБОСОМ
- III. ГЕКАТОННЕСЫ ОСТРОВ РЯДОМ С ЛЕСБОСОМ
- КУЛЬТ В ХИОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- I. ФАНЫ ДЕРЕВНЯ В ХИОСЕ
- КУЛЬТ НА САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- КУЛЬТ В ХАЛКИИ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- КУЛЬТ НА РОДОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- КУЛЬТ НА ФЕРЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- I. АНАФА ОСРОВ РЯДОМ С ФЕРОЙ
КУЛЬТ В ЭТОЛИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. КАЛИДОН СТОЛИЦА ЭТОЛИИ
Страбон. География. Книга 10. 2. 21. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Близ Калидона стоит святилище Лафрийского Аполлона».
КУЛЬТ В АКАРНИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АКЦИУМ ГОРОД В АКАРНИИ
Страбон. География. Книга 7. 7 . 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Затем следует устье Амбракийского залива… На правой стороне, если войти в залив, живут греки — акарнанцы. Здесь, недалеко от устья, находится священный участок Актийского Аполлона — холм, на котором воздвигнут храм; у подошвы холма — долина со священной рощей и корабельная верфь. Сюда Цезарь посвятил как первые плоды победы [против Марка Антония] 10 кораблей… Никополь густо заселен … в предместье у него есть прекрасно оборудованный священный участок; часть его была предназначена для игр, празднуемых каждые 5 лет, а также для гимнасия и стадиона в парке; другая часть состоит из холма над священной рощей Аполлона. Эти игры — Актийские, посвященные Актийскому Аполлону, — были провозглашены Олимпийскими, а лакедемонянам вверена забота о них. Прочие поселения — это пригороды Никополя. И в прежнее время справлялись окрестными жителями в честь этого бога Актийские игры, в которых наградой служил венок, но теперь Цезарь придал этим играм еще большее значение и почет».
Страбон. География. Книга 10. 2. 1. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Акарнанцы занимают область к западу от этой реки [Ахелой] вплоть до Амбракийского залива, вблизи страны амфилохов и святилища Аполлона Актийского»
Страбон. География. Книга 10. 2. 7. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Первое место в Акарнании, начиная от входа в Амбракийский залив, это Акциум. Тем же именем называются святилище Актийского Аполлона и мыс, образующий устье залива с гаванью на внешней стороне».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 8. 12. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Впоследствии, когда [император] Август собирался вступить в морской бой с Антонием у мыса Актия, посвященного Аполлону»
Плиний Старший. Естественая история. Книга 4. 5. (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
«Акций, основанная Августом колония с прославленным храмом Аполлона»
КУЛЬТ В ЛЕВКАДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ЛЕВКАТА МЫС В ЛЕВКАДЕ
Страбон. География. Книга 10. 2. 8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Левката — это скала белого цвета на Левкаде, выдающаяся в море по направлению к Кефаллении, так что от этого цвета остров и получил свое имя.
На острове находится святилище Аполлона и то место — «Прыжок»10, которое, согласно поверью, подавляет любовные вожделения.
Где Сапфо впервые — сказанье гласит —
(по словам Менандра)
С неистовой страстью Фаона ловя
Надменного, ринулась с белой скалы,
Тебя призывая в молитвах своих —
Владыка и царь.Итак, хотя, по словам Менандра, Сапфо первой прыгнула со скалы, но писатели, более него сведущие в древности, утверждают, что первым был Кефал, влюбленный в Птерела, сына Деионея. У левкадцев существовал унаследованный от отцов обычай на ежегодном празднике жертвоприношения Аполлону сбрасывать со сторожевого поста на скале одного из обвиненных преступников для отвращения гнева богов; к жертве привязывали всякого рода перья и птиц, чтобы парением облегчить прыжок, а внизу множество людей в маленьких рыбачьих лодках, расположенных кругом, подхватывали жертву; когда преступник приходил в себя, его, по возможности невредимым, переправляли за пределы своей страны».
Страбон. География. Книга 10. 2. 24. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Итак, по их словам, в прежние времена тафийцы и так называемые телебои обитали в Акарнании, а их вождь Кефал, которого Амфитрион [отчим Геракла] сделал владыкой островов около Тафоса, господствовал и над этой страной. Поэтому мифы стали приписывать ему первому вошедший в обычай прыжок с Левкаты, как я уже сказал об этом выше».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 11. 8. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«А на острове Левкада есть высокий мыс, на котором построен храм Аполлона, и верующие величают его Аполлоном Актийский. Итак, когда идет подготовка к празднику, на котором совершают Прыжок[8] в честь бога, люди жертвуют быка мухам, и когда последние насытятся кровью, они исчезают. Да, но они уходят за выкуп».
КУЛЬТ В ЭПИРЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 11. 2. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146] – дата обращения 15 сентября 2021) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«Народ Эпира и все чужеземцы прибывающие там, помимо прочих жертвоприношений Аполлону, один день в году проводят свой главный праздник в его честь с большой торжественностью и пышностью. Есть роща, посвященная богу, и вокруг нее стоит забор, а внутри змеи, и те самые змеи являются любимцами бога. Сюда входит без сопровождения жрица–девственница, принося пищу змеям. И народ Эпира утверждает, что змеи происходят от Пифона из Дельф. Если при приближении жрицы они смотрят любезно на нее и берут еду с жадностью, это означает, что они указывают на благоприятный год, свободный от неприятностей. Если однако они пугают ее и отказываются принять пищу, ею предложенную, тогда змеи предсказываю обратное вышесказанному, и что–то такое народ Эпира ожидает».
КУЛЬТ В ИЛЛИРИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АПОЛЛОНИЯ ГОРОД В ИЛЛИРИИ (ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ)
Страбон. География. Книга 7. 6. 1. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Аполлония [в Иллирии, современная Албания] в 1300 стадиях, колония милетцев. Бо́льшая часть этого города лежит на одном островке, где находится святилище Аполлона, откуда Марк Лукулл увез огромную статую Аполлона1, произведение Каламида и посвятил в Капитолии».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 22. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Аполлонии в Ионии… Памятным даром стоим Аполлонии; пышноволосый Феб [Аполлон] ее там основал, у Ионийских брегов».
КУЛЬ В ФЕССАЛИИ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ФИЛЛ ДЕРЕВНЯ В ФТИОТИДЕ В ФЕССАЛИИ
Страбон. География. Книга 9. 5. 15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Филл, где святилище Аполлона Филлийского»
КУЛЬТ В ДЕЛОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
Геродот. История. Книга 6. 118. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Когда Датис [ПЕрсидский полководец] на пути в Азию прибыл на Миконос, предстало ему сновидение. Что это было за сновидение, об этом не говорят. А он приказал с наступлением дня обыскать свои корабли. На одном финикийском корабле была найдена позолоченная статуя Аполлона. Датис велел узнать, откуда она похищена. Узнав, из какого святилища ее захватили, Датис отплыл на своем корабле на Делос. Там он поставил статую в святилище, а делосцам, которые тогда уже возвратились на свой остров, приказал отвезти ее в фиванский Делий (город этот лежит на побережье против Халкиды). Затем, отдав эти приказания, Датис снова отплыл. Делосцы же не отвезли эту статую на место, и только двадцать лет спустя сами фиванцы по велению бога возвратили ее в Делий».
Страбон. География. Книга 10. 5. 2. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«На Делосе находится одноименный город, лежащий, так же как и святилища Аполлона и Латоны [Лето], на равнине; над городом возвышается Кинф — лишенная растительности и скалистая гора; через остров протекает небольшая речка Иноп, да ведь и сам остров маленький. Издавна, начиная с героических времен, Делос благодаря названным богам был окружен почетом, ибо миф рассказывает, что Латона избавилась от родовых мук, произведя там на свет Аполлона и Артемиду.
Некогда Делос носился по морю,
говорит Пиндар,
Волнам и каждого ветра порыву подвластен,
Но когда Кеоса дщерь, от мук родовых обезумев,
К брегу его прикоснулась ногою,
Тотчас подъялись четыре столпа,
Прямо от корней земных на стальном основании
И на вершинах держали огромную глыбу.
Здесь она, матерью став, узрела благое потомство.Соседние острова, называемые Кикладами, прославили Делос, так как эти острова посылали в его честь от имени государства священных послов, устраивали жертвоприношения и хоры девушек и справляли на нем большие всенародные празднества [В честь Аполлона и Латоны]».
Страбон. География. Книга 10. 5. 4. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Хотя Делос стал таким образом знаменит, однако с разрушением римлянами Коринфа его слава возросла еще более. Ибо купцы, ведущие заморскую торговлю, направлялись на Делос, так как их привлекала туда свобода от налогов и повинностей, которой пользовалось святилище, и удобство гавани. В самом деле, остров удачно расположен для тех, кто плывет из Италии и Греции в Азию. Всенародное празднество [Аполлона] — это что-то вроде торгового дела, и римляне посещали его более других народов8, даже когда Коринф еще существовал. И афиняне, захватив остров, стали проявлять большую заботу одновременно и о купцах, и о религиозных обрядах. Но когда полководцы Митридата и тиран9, который склонил остров к восстанию, прибыли на Делос, они совершенно опустошили его; когда же римляне после возвращения царя в свою страну снова завладели островом, он был необитаем. До настоящего времени остров оставался в бедственном положении. Теперь им владеют афиняне.
Рения — это пустынный островок в 4 стадиях от Делоса, где памятники усопших делосцев. Дело в том, что на самом Делосе не дозволяется ни погребать, ни сжигать покойников и даже держать ни единой собаки. В прежние времена Делос назывался Ортигией».
Страбон. География. Книга 14. 1. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Милетцы [в Дидимн] и делосцы называют Аполлона Úlios, как бы богом здоровья и исцеления, ведь глагол ūlein означает «быть здоровым», откуда и слово ūlē6, и приветствие «здравствуй (ūlē), радуйся». Ведь Аполлон — бог-целитель, как и Артемида, получил свое имя от того, что делает людей здравыми и невредимыми. Гелиос и Селена тесно соединены с этим понятием, так как они являются причиной здорового смешения воздуха. Впрочем, губительные болезни и внезапную смерть также приписывают этим богам».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 31. 4 . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Прасиях [в Аттике] есть храм Аполлона. Рассказывается, что сюда приходят жертвенные начатки от [мифических] гипербореев, что [по пути к святилищу Аполлона в Делосе] гипербореи передают их аримаспам, аримаспы — исседонам; от этих последних скифы доставляют их в Синоп, а затем через земли эллинов они доставляются в Прасии, а затем уже афиняне везут их на Делос. Так как эти начатки завернуты в пшеничную солому, то никто не знает, что они представляют. В Прасиях есть памятник Эрисихтона [мифический герой]; он умер во время обратного плавания, когда он возвращался домой после феории (священного посольства) с Делоса».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 23. 3 — 5 . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если обогнуть мыс Малею и проехать еще сто стадиев, то у моря, на границе города Бойев [в Лакедемонии], есть местечко, посвященное Аполлону и называемое Эпиделием. Стоящая теперь здесь деревянная статуя Аполлона некогда была воздвигнута на Делосе. Делос в те времена был торговой гаванью для всех эллинов, а уважение к богу, казалось, давало безопасность всем ведшим тут торговые дела, но военачальник Митридата, Менофан, по собственному ли бесчинству или по приказу Митридата — ведь для человека, смотрящего только на выгоду, почтение к богам играет последнюю роль — так вот этот Менофан, зная, что Делос не укреплен, и его жители не имеют оружия, подплыв с флотом, умертвил живших там купцов, избил и самих делосцев, разграбил все богатства торговых складов, похитил все дары, посвященные богу, продал в рабство женщин и детей, а сам Делос разрушил до основания. Во время грабежа и опустошения кто-то из варваров из кощунства бросил это деревянное изображение в море. Волны подхватили его и принесли сюда, в область Бойев, и потому это место стало называться Эпиделием (Новым Делосом). Однако мщения бога не избег ни Менофан, ни сам Митридат, но Менофана оно постигло немедленно: когда он отплыл в открытое море, опустошив Делос, то успевшие бежать купцы, устроив ему засаду на море, тотчас же потопили его, а Митридат после всего этого был принужден, по воле бога, наложить на себя руки, перед тем лишившись всякой власти и гонимый отовсюду римлянами. Есть люди, которые рассказывают, что он нашел себе насильственную смерть от руки одного из своих наемников, выпросив ее как милость. Вот что пришлось испытать этим безбожникам».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 4. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«При Финте, сыне Сибота, мессенцы впервые послали на Делос Аполлону жертву и мужской хор. Гимн в честь бога на этот случай был для них составлен Эвмелом и считается, что это произведение единственно подлинное из всех, приписываемых Эвмелу».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 35. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Ангелион и Тектей, те, которые были сыновьями Диониса, создавая для делосцев статую Аполлона53, изобразили у него на руке трех Харит».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 40. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Лишившись Ариадны, Тесей посвятил этот ксоан богини [Афродиты] Аполлону Делосскому для того, чтобы, привезя его домой, при виде его, невольно вспоминая об Ариадне, он не испытывал бы все новых страданий от этой любви».
Плиний Старший. Естественая история. Книга 4. 66. (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
«Делос, ве́домый всем благодаря своему храму Аполлона… Делос, как рассказывают, долгое время плавал по волнам… Аристотель [греческий философ 4 в до н.э.] сообщает, что Делос получил свое имя оттого, что внезапно явился из воды. Аглаосфен называет его Кинтией, другие [авторы] — Ортигией, Астерией, Лагией, Хламидией, Кюнетом и еще Пюрпилой, — потому что здесь впервые изобрели огонь. Окружность острова пять миль. Над всем островом возвышается гора Кинтий».
КУЛЬТ В КЕОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
I. РЯДОМ КОРЕССИЕЙ ДЕРЕВНЯ В КЕОСЕ
Страбон. География. Книга 10. 5. 6. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Неподалеку от Корессии и от Пиеессы [в Кеосе] находится святилище Аполлона Сминфейского. Между этим святилищем и развалинами Пиеессы стоит святилище Недусийской Афины, воздвигнутое Нестором при возвращении из-под Трои».
КУЛЬТ В ЛЕСБОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
II. ТЕНЕДОС ОСТРОВ РЯДОМ С ЛЕСБОСОМ
Страбон. География. Книга 8. 6. 22. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Тенея — селение в Коринфской области, где находится святилище Тенеатского Аполлона… По-видимому, существует родство между тенедосцами и тенеатами через Тенна, сына Кикноса, как говорит Аристотель; и сходство в почитании АполлонаC. 3у обоих племен является важным доказательством в пользу этого родства».
Страбон. География. Книга 13. 1. 46. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Тенедос… В окружности остров имеет около 80 стадий, на нем находятся эолийский город, 2 гавани и святилище Аполлона Сминфейского, как свидетельствует и поэт:
…и мощно царишь в Тенедосе,
Сминфей!»
III. ГЕКАТОННЕСЫ ОСТРОВ РЯДОМ С ЛЕСБОСОМ
Страбон. География. Книга 13. 2. 5. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В проливе между Азией и Лесбосом находятся около 20 или, по словам Тимосфена, 40 островков… Они называются составным именем Гекатоннесы [Острова Геката]… поэтому Гекатоннесы — это как бы Аполлоннесы; ведь Гекат — это Аполлон. Действительно, по всему этому побережью вплоть до Тенедоса весьма распространено почитание Аполлона с прозвищами Сминфейского, Киллейского, Гринейского или с некоторыми другими. Вблизи этих островов расположена Пордоселена с одноименным городом; перед этим городом лежит C. 619другой остров, больше ее и одноименный с ней; остров необитаем, но на нем находится храм, посвященный Аполлону».
КУЛЬТ В ХИОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
I. ФАНЫ ДЕРЕВНЯ В ХИОСЕ
Страбон. География. Книга 14. 1. 35. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Фаны [в Хиосе] — глубокая гавань, а потом храм Аполлона и пальмовая роща»
КУЛЬТ НА САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 31. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Храм Аполлона Феария (Ясновидящего) воздвиг, как говорят, Питфей; из всех, какие я только знаю, он — самый древний… у самосцев есть древний храм Аполлона Пифийского, но надо сказать, что они построены гораздо позже трезенского».
КУЛЬТ В ХАЛКИИ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
Страбон. География. Книга 10. 5. 15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«[Остров] Халкия находится в 80 стадиях от Телоса, от Карпафа — в 400… На Халкии есть одноименное поселение со святилищем Аполлона и с гаванью».
КУЛЬТ НА РОДОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
Страбон. География. Книга 13. 1. 64. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«У родосцев, которые называют медвяную росу (erysibē) erythibē, есть святилище Аполлона Эрифибия»
КУЛЬТ НА ФЕРЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
I. АНАФА ОСРОВ РЯДОМ С ФЕРОЙ
Страбон. География. Книга 10. 5. 1. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Вблизи [Острова] Феры — Анафа, где находится святилище Аполлона Эглета. Каллимах упоминает где-то о них так:
Эглету Анафу, с лаконской соседнею Ферой»
[Происхождение этого культа описано в рассказе об аргонавтах.]
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Каллимах. Гекала. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
- Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). V. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. – 1947. – №№ 1-4; 1948. – №№ 1-4; 1949. – №№ 1-4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
Римские
- Плиний Старший. Естественая история. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
Список используемой литературы