Панафинеи

Панафинеи — Афинский праздник, который отмечается каждый июнь в честь богини Афины. Малые Панафинеи  проводилась ежегодно, а Большие — раз в четыре года.

Изображение справа — «Афина Парфенос», греко-римская мраморная статуя 1 века нашей эры, Лувр.

Платон. Кратил. 530a-b. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 141) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Сократ. Иону [Рапсод, [исполнитель рапсодий] привет! Откуда ты теперь к нам? Из дому, из Эфеса, что ли?

Ион. Совсем нет, Сократ, из Эпидавра, с празднеств Асклепия…

Сократ. Вот это хорошо! Смотри же, чтобы мы победили и на Панафинеях!

Ион. Так и будет, если бог захочет.

[Афинский праздник Большие Панафинеи проводился раз в четвере года, а Малые — ежегодно примерно в июле. Конкурсанты со всего греческого мира, такие как Ион Платона, приехали участвовать в праздничных состязаниях]»

 

Платон. Кратил. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 141) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Мне сейчас кажется, будто ты выводишь на свирели вступление к священной песне Афины»

 

Платон. Евтифрон. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 141) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Сократ. Значит, ты полагаешь, будто между богами и в самом деле бывают войны, жестокая вражда, битвы и прочее в том же роде, как об этом рассказывают поэты, а хорошие живописцы расписывают этими чудесами священную утварь?c Например, во время Великих Панафиней в Акрополь вносят облаченье богини, расцвеченное такими рисунками».

Афина Паллада, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж
Афина Паллада, греко-римская мраморная статуя 2 век н.э., Государственный Эрмитаж

Платон. Гиппарх. 228b. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 141) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Сократ… [Гиппарх афинский тиран 6 в до н.э.] показал нам множество прекрасных деяний мудрости, и в том числе первым ввел поэмы Гомера в нашу страну, заставив рапсодов поочередно, одного вслед за другим, читать их на Панафинеях, как они делают это и в наше время»

 

Платон. Законы. Книга 796b. Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 197) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Нельзя оставить в стороне и того, что есть подобающее в хороводных плясовых подражаниях. Таковы здешние вооруженные игры куретов, а в Лакедемоне – Диоскуров. И у нас [В Афинах] Дева-Владычица [Афина], возрадовавшись хороводной забаве, не сочла возможным ликовать с пустыми руками, cно, украсившись полным вооружением, в нем и исполнила свою пляску. Юношам и девушкам подобало бы всячески этому подражать, чтя милость богини, а также ради военных надобностей и празднеств. [Танец вооруженных воинов был характерной чертой культов Куретов, Диоскуров и Афины]»

 

Платон. Тимей. 21a / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 204) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Почтить богиню в ее [Афины] праздник достойным и правдивым хвалебным гимном [то есть Малая Панафинея, проводимая в начале июня]».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 3. 14. 6. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Эрих­то­ний [мифический царь] воз­двиг на акро­по­ле дере­вян­ную ста­тую боги­ни Афи­ны и учредил так­же Пана­фи­ней­ские празд­не­ства».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 8. 2. 1 — 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Я под­дер­жи­ваю мне­ние, что Пана­фи­неи [[Афины, проводившийся в Афинах] были учреж­де­ны поз­же Ликей­ских игр [праздника Зевса, проводившегося в Аркадии]. Это­му празд­ни­ку преж­де было имя Афи­неи, Пана­фи­не­ями же (все­а­фин­ским празд­ни­ком), гово­рят, они ста­ли назы­вать­ся при Тесее, пото­му что они были отпразд­но­ва­ны все­ми афи­ня­на­ми, объ­еди­нив­ши­ми­ся в один город. Что каса­ет­ся состя­за­ния в Олим­пии, то оно вне пре­де­лов мое­го рас­ска­за; ведь его отно­сят к эпо­хе, пред­ше­ст­ву­ю­щей чело­ве­че­ско­му роду, пере­да­вая ска­за­ние, что там состя­за­лись в борь­бе Кро­нос и Зевс и что пер­вы­ми состя­за­лись в беге Куре­ты. Лич­но я думаю, что афин­ский царь Кек­роп [основателя Панафиней} и Лика­он [основатель Ликейский игр] жили в одно вре­мя, но в вопро­сах рели­гии они были не оди­на­ко­во муд­ры».

 

Афиней. Пир мудрецов. Книга 3. 98b. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2010. – С. 75):

 

«Когда же в Афинах справляли Панафинеи, праздник, во время которого суды закрыты, он сказал: «Сегодня неправый день рождения неложной Афины […неложной… — т. е. не знающей брачного ложа Афины, в оригинале еще комичней: α̉λέκτορος (петуха) вместо ’άλεκτρος]»

 

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 8. 2. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Гип­парх, стар­ший сын Писи­стра­та, был муд­рей­шим из афи­нян. Он впер­вые позна­ко­мил свой род­ной город с поэ­ма­ми Гоме­ра и велел рап­со­дам испол­нять их во вре­мя Пана­фи­ней».

«Афина Парфенос из Варвакиона», греко-римская мраморная статуя из Варвакиона, второй век нашей эры, Национальный археологический музей, Афины.
«Афина Парфенос из Варвакиона», греко-римская мраморная статуя из Варвакиона, второй век нашей эры, Национальный археологический музей, Афины.

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга 11. 8. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

 

«Гар­мо­дий и Ари­сто­ги­тон уби­ли Гип­пар­ха за то, что он не доз­во­лил сест­ре Ари­сто­ги­то­на нести во вре­мя празд­ни­ка Пана­фи­ней свя­щен­ную кор­зи­ну, как пола­га­лось по афин­ско­му обы­чаю, хотя девуш­ка несо­мнен­но была достой­на этой чести. [Нести корзины в процессии в Панафинеи было большой честью.]»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 13. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997. – С. 37):

 

«Эрихтоний [мифический приемный сын Афины] первым изобрел не только квадригу… он в ранней юности учредил празднество в честь Минервы [Афины], Панафинеи, и сам проехал на четверке коней. За эти деяния, говорят, он и был помещен среди созвездий».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 2. 709. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«В день тот самый как раз, по обряду, невин­ные девы
Над голо­ва­ми нес­ли к тор­же­ст­вен­ным хра­мам Пал­ла­ды [то есть Панафинеи в Афинах]
Чистые, долж­ные ей, в вен­чан­ных кор­зи­нах свя­ты­ни».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

  • Платон. Кратил.  / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):Платон. Евтифрон. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 141) (греческий философ 4 в. до н. э.):
  • Платон. Гиппарх. / Пер. С. Я. Шейнман-Топштейн. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 4 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
  • Платон. Законы.  / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. IV /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):Платон. Тимей. 21a / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 204) (греческий философ 4 в. до н. э.):
  • Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
  • Каллимах. Гекала. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
  • Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
  • Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. (Источник: Элиан. Пестрые рассказы. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
  • Афиней. Пир мудрецов. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. ???) (древнегреческий писатель 2-3 вв. н. э.):

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология