Деметра была олимпийской богиней земледелия, зерна и хлеба. Ей также поклонялись вместе с ее дочерью Корой-Персефоной в мистическом культе, который обещал своим посвященным переход в благословенную загробную жизнь.
На этой странице описывается культ богини на западном Пелопоннесе. Ее главными святынями в регионе были Карнасская роща в Эхалии — месте почитаемых мессенских мистерий богини — и аркадские святыни в Фигалии и Акакесии, посвященные Деметре Эринии с лошадиной головой.
Изображение справа — Деметра-Церера, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя.
- КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ
- I. СПАРТА СТОЛИЦА ЛАКЕДЕМОНИИ
- II. АМИКЛЫ ГОРОД В ЛАКЕДЕМОНИИ
- IV. ГИТИОН ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ
- V. КАЙНЕПОЛЬ ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ
- VI. ЭГИЛА ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДОМОНИИ
- КУЛЬТ В МЕССЕНИИ
- I. МЕССЕНА СТОЛИЦА МЕССЕНИИ
- II. АНДАНИЯ & ЭХАЛИЯ ГОРОД В МЕССЕНИИ
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ
- I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ
- II. ДЕРЕВНЯ ОЛИМПИЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
- III. ЛЕПРЕЙ ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ
- IV. РЯДОМ С ТРИФИЛИЕЙ И ПИЛОСОМ В ЭЛИДЕ
- КУЛЬТ В АХЕЕ
- I. ПАТРЫ СТОЛИЦА АХЕИ
- II. ЭГИОН ГОРОД В АХЕЕ
- III. БУРА ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ
- IV. ВОЗЛЕ ПЕЛЛЕНЫ ГОРДА В АХЕЕ
- КУЛЬТ В АРКАДИИ
- I. МЕГАЛОПОЛЬ СТОЛИЦА АРКАДИИ
- II. НЕСТАНЫ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- III. МАНТИНЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
- IV. АЛЕСИОН ГОРА В АРКАДИИ
- V. ФЕНЕЙ ГОРОД В АРКАДИИ
- VI. КЛИТОР ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- VII. РЯДОМ С ФЕЛЬПУСОЙ ДЕРЕВНЕЙ В АРКАДИИ
- VIII. РЯДОМ С БАСИЛИДОЙ ДЕРЕВНЕЙ В АРКАДИИ
- IX. РЯДОМ С ФЕДРИЕЙ ДЕРЕВНЕЙ В АРКАДИИ
- X. ЗОЙТИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- XI. АКАКЕСИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- XII. ФИГАЛИЯ & ЭЛАЙОН ГОРОД & ГОРА В АРКАДИИ
- XIII. ПАЛЛАНТИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
- XIV. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
- XV. ВОЗЛЕ ГОРОДА ТЕГЕЯ В АРКАДИИ
КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ
I. СПАРТА СТОЛИЦА ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады. 3.13.2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У лакедемонян [в Спарте] находится храм Коры Сотеры (Девы Спасительницы); построил его, по словам одних, фракиец Орфей, по рассказам других — Абарис, пришедший от гипербореев».
Павсаний. Описание Эллады. 3.14.5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Деметру Хтонию (Подземную) лакедемоняне [из Спарты] почитают, рассказывая, что ее культ передан им Орфеем; по моему же мнению, как и у других народов, так и у спартанцев установилось почитание Деметры Хтонии при посредстве храма в Гермионе».
II. АМИКЛЫ ГОРОД В ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады. 3.18.8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Амиклах, Лакедемонии] Стоит статуя Коры [Персефоны], дочери Деметры».
Павсаний. Описание Эллады. 3.19.4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На жертвеннике [Аполлона в Амиклах, Лакедемония] сделаны изображения [на рельефе] Деметры, Коры и Плутона».
Павсаний. Описание Эллады. 3.20. 5 — 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В горах Тайгета радом с Гелосом, Лакедемония] храм Деметры, именуемой Элевсинской . . . из [города] этого Гелоса деревянное изображение Коры, дочери Деметры».
IV. ГИТИОН ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады. 3.21.8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Гитионе, Лакедемония, есть] весьма чтимый храм Деметры».
V. КАЙНЕПОЛЬ ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады. 3.25.9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На расстоянии сорока стадиев плавания по морю от мыса Тенара находится Кайнеполь (Новый город) [в Лакедемонии]. В древности и ему было имя Тенар. В нем находится мегарон Деметры».
VI. ЭГИЛА ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДОМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады. 4.17.1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Лаконике [Лакедемония] есть местечко Эгила, где находится чтимый храм Деметры. Узнав, что там женщины справляют праздник, Аристомен [лидер независимости Мессении] и его сотоварищи . . . очевидно не без помощи богини, женщины решили защищаться, то многие из мессенцев получили ранения ножами, которые женщины употребляли при жертвоприношениях, и вертелами, на которые они натыкали мясо, чтобы жарить, а самого Аристомена, поражая его факелами, они взяли живым. Однако он спасся той же самой ночью в Мессению. То, что он ушел, в этом обвиняли жрицу Деметры, Архидамию. Она отпустила его не за деньги, но потому что еще раньше она была влюблена в него, а в свое оправдание она сказала, будто Аристомен бежал, пережегши свои веревки».
КУЛЬТ В МЕССЕНИИ
Деметре и ее дочери Коре поклонялись как Великим богиням в Мессении. Мистерии уступали по важности только Элевсинским.
I. МЕССЕНА СТОЛИЦА МЕССЕНИИ
Павсаний. Описание Эллады. 4.31.9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть и чтимый у мессенцев [в городе в Мессении] храм Деметры».
II. АНДАНИЯ & ЭХАЛИЯ ГОРОД В МЕССЕНИИ
Павсаний. Описание Эллады. 4. 1. 5 — 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Итак, первыми в этой стране [Мессении] царствовали Поликаон, сын Лелега, и Мессена, жена Поликаона. При этой Мессене прибыл из Элевсина Кавкон, сын Келена, внук Флия, и принес с собою таинства Великих богинь <Деметры и Персефоны [Коры]>, а сам Флий, по словам афинян, был сыном Геи (Земли); с этим согласуются и слова гимна к Деметре, написанного Мусеем для Ликомидов. Много лет спустя после Кавкона Лик, сын Пандиона, совершение этих таинств обставил высшей торжественностью и еще и теперь они называют ту рощу, где он произвел очищение мистов (посвященных), рощею Лика. А что в этой стране есть роща, называемая рощей Лика, (это доказывает) стих, имеющийся у Риана Критского:
Возле кряжей Элея, над рощею Лика дубовой.
А что этот Лик был сыном Пандиона, это ясно из стихотворной надписи, сделанной на изображении Мефапа. И Мефап тоже произвел некоторые изменения в способе празднования этих таинств. Этот Мефап был родом афинянин, знаток таинств и всяких оргиастических служений. Он же установил совершение таинств Кабиров и для фиванцев. В священном участке Ликомидов он воздвиг статую со следующей надписью, между прочим подтверждающей истину моих слов:
Я совершил освященье Гермеса домов, мной очищен
Путь почтенной Деметре и дщери ее первородной,
Где, говорят, для Великих богинь основала Мессена
Праздник, устав получив от Кавкона из славного рода
Флия; и я удивлялся, как Лик, Пандионова отрасль,
Таинства все, что в пределах Аттики свято хранятся,
Тут учредил для чтимой Андании [Мессене], нами любимой.
Эта надпись свидетельствует, во-первых, что Кавкон, являясь потомком Флия, прибыл к Мессене, а ее слова относительно Лика свидетельствуют, кроме того, еще о том, что в древности таинства совершались в Андании [в Мессении. И мне это кажется вполне вероятным, что Мессена установила таинства не где-либо в другом месте, но именно там, где жила она сама с Поликаоном».
Павсаний. Описание Эллады. 4. 2. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Прибыл в Арену [в Мессении] и Лик, сын Пандиона, когда и он был изгнан из Афин своим братом Эгеем; он научил Афарея, его детей и жену его Арену таинствам Великих богинь [Деметры и Коры]. Он установил их в Андании и научил, как их совершать, так как здесь же Кавкон посвятил в эти таинства Мессену [несколькими поколениями ранее]».
Павсаний. Описание Эллады. 4.3.10 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Сын Дотада, Сибот, установил, чтобы царствующий правитель ежегодно приносил жертву реке Памису и совершал приношения, как герою, Эвриту, сыну Меланея, в Эхалии перед совершением таинства Великих богинь, которые тогда еще проводились в Андании».
Павсаний. Описание Эллады. 4. 14.1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[После того, как Мессения была завоевана спартанцами] а в Элевсин — лица жреческого рода и те, кто совершал таинства в честь Великих богинь».
Павсаний. Описание Эллады. 4.15. 7 & 4. 16. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Спустя год после битвы при Дерах [в исторических войнах между Спартой и Мессенией], когда и к тем и к другим прибыли союзники, обе стороны стали готовиться, чтобы вступить в битву при так называемой Могиле кабана. К мессенцам . . . Были здесь и те, которые раньше добровольно бежали из Мессении, из Элевсина — те, которые наследственно совершали служение Великим богиням . . . Тиртей же и гиерофанты (жрецы) великих богов сами не участвовали в битве, но, стоя в тылу каждый своего войска, поощряли задние ряды».
Павсаний. Описание Эллады. 4. 26. 7 — 4. 27. 5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Когда Эпаминонд [лидер мессенцев в восстании против спартанцев] находился в таком затруднении, говорят, ночью во сне явился ему старец, более всего похожий на гиерофанта (великого жреца священных таинств) и сказал: «Ты получил от меня дар побеждать всех, на кого обратишь ты оружье; и если тебя не станет среди рода смертных людей, я сделаю так, о фиванец, что имя твое не забудется ввек и слава твоя будет вечной. Ты же мессенцам отдай их отчую землю и их города, так как и гнев Диоскуров на них прекратился». Так говорил старец Эпаминонду. А вот что он открыл Эпителу, сыну Эсхина, — аргивяне выбрали его быть у них полководцем и заселить Мессению, — старец явился ему во сне и дал такой приказ, чтобы там, где на Итоме он найдет растущим вместе тисовое дерево и мирт, чтобы он рыл между ними землю и спас бы древнюю старуху: она томится, заключенная в медном доме своем и уже почти без сознания. С наступлением дня, явившись в указанное место, он стал копать землю и наткнулся на медный кувшин; он тотчас отнес его Эпаминонду и рассказал о своем сновидении; он предложил ему самому снять крышку и посмотреть, что там есть. Эпаминонд, принеся жертву и помолясь тому призраку, который им явился, открыл кувшин и нашел очень тонкую полосу олова, свернутую, как свиток книги. Здесь был написан обряд совершения таинств Великих богинь и все это было зарыто Аристоменом. Говорят, что тот (старец), который явился во сне Эпителу и Эпаминонду, был [мифический жрец] Кавкон, прибывший из Афин в Анданию к Мессене, дочери Триопа [и основал Мистерии Деметры и Коры в Мессении] . . .
Когда этот устав таинств был найден, то те, которые принадлежали к роду жрецов, вписали его в книги. Место, на котором и теперь у мессенцев находится город, показалось Эпаминонду наиболее подходящим для его основания и он велел прорицателям произвести гадания и вопросить богов, угодно ли будет богам поселиться здесь в своих храмах; когда они и на это сказали, что жертвы дают благоприятные знамения, тогда он приступил к постройке, приказал свозить камни ипослал за людьми, которые умеют проводить улицы, сооружать дома и храмы и строить стены крепости. Когда все было готово, тогда принесены были жертвы, все необходимое для которых доставили аркадяне. Сам Эпаминонд и фиванцы приносили жертвы в установленном порядке [богам-покровителям Фив] Дионису и Аполлону Исменийскому, аргивяне [своим богам-покровителям] — Гере Аргее и Зевсу Немейскому, мессенцы [их] — Зевсу Итомскому и Диоскурам, а бывшие у них жрецы — Великим богиням и Кавкону. Затем все вместе они стали призывать героев, чтобы они пришли и поселились вместе с ними: прежде всего Мессену, дочь Триопа, затем Эврита, Афарея и их сыновей, со стороны Гераклидов они призывали Кресфонта и Эпита; больше же всего они все взывали к Аристомену. Первый день был посвящен жертвоприношениям и молениям, в следующие же дни они стали возводить стену вокруг города, строить дома и воздвигать святилища; возводили они эти стены без всякой другой музыки, кроме беотийских и аргосских флейт: тогда особенно сильно было соревнование между песнями Сакада и Пронома. Самому этому городу дали имя Мессены, а затем стали восстанавливать и заселять другие поселки».
Павсаний. Описание Эллады. 4.33.4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Напротив этого поля [Мессении] находится то, что в древности называлось Эхалией, теперь же это Карнасская роща, особенно богатая кипарисами. Тут стоят статуи Аполлона Карнейского, <Агны (Священной)> и Гермеса, несущего барана, а Агной именуется Кора, дочь Деметры; и вода из источника протекает мимо ее статуи. Что же касается таинств Великих богинь — а их справляют этим богиням и в Карнасионе, — да будет мне позволено ничего о них не говорить; по святости я считаю их вторыми после элевсинских».
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ
I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5.23.3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть в этом гимнасии [города Элида] и жертвенники богам: Гераклу Идейскому . . . Эроту, а затем тому, кого элейцы и вместе с элейцами афиняне называют Антэротом (Отвратителем любви); кроме того, жертвенник Деметре и ее дочери [Коре]».
II. ДЕРЕВНЯ ОЛИМПИЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5.17.3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В храме Геры в Олимпии есть статуи] Там же Кора и Деметра . . . сидят одна против другой».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5.20.2-3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[На столе, изготовленном Колотом, посвященном Олимпии] Плутон [Аид] и Дионис, Персефона и нимфы».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5.26.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Около большого храма [Зевса в Олимпии], на левой его стороне, стоят другие статуи: Коры, дочери Деметры, и Афродиты, Ганимеда и Артемиды».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 6.20.9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Против этих мест гелланодиков [Олимпия, Элида] есть жертвенник из белого мрамора; на этом жертвеннике восседает и смотрит на состязания в Олимпии женщина: это — жрица Деметры Хамины (Почиющей в земле), честь, которую элейцы время от времени передают разным женщинам. Девушкам они не препятствуют смотреть на эти состязания».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 6.21. 1-2(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Вторая часть гипподрома [Олимпии в Элиде] уже не насыпь, а невысокий холм. На краю этого холма стоит святилище Деметры, именуемой Хаминой. Одни считают это наименование древним; они говорят, что тут разверзлась земля, <приняв в себя> колесницу Аида, и вновь закрылась. Другие же говорят, что был такой человек Хамин из Писы; он шел против Панталеонта, сына Омфалиона, бывшего тираном в Писе и задумывавшего отпасть от элейцев; за это он был казнен Панталеонтом, и из достояния Хамина было выстроено это святилище Деметре. Вместо древних статуй Коры и Деметры афинянин Герод посвятил новые, сделанные из пентеликонского мрамора».
III. ЛЕПРЕЙ ДЕРЕВНЯ В ЭЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 5.5.6(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В городе Лепрей, Элида] ни храма кому бы то ни было из богов, кроме Деметры. Но и он сделан из необожженного сырого кирпича и не имеет никакой статуи».
IV. РЯДОМ С ТРИФИЛИЕЙ И ПИЛОСОМ В ЭЛИДЕ
Страбон. География. Книга 8.3.14 19-21. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 449-450) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Поблизости от этих мест текут две реки [Пилос в районе Трифилии в Элиде] — Далион и Ахеронт, впадающие в Алфей. Ахеронт получил свое имя в силу близкого отношения к Аиду; ибо там весьма чтились не только святилища Деметры и Коры [Персефоны], но и святилища Аида».
КУЛЬТ В АХЕЕ
I. ПАТРЫ СТОЛИЦА АХЕИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7.21.11 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть у них [жителей Патр, Ахея] около моря еще и роща; в ней есть очень удобные дорожки, и во всех отношениях это очень приятное место . . . Рядом с рощей находится святилище Деметры: она и ее дочь [Кора] изображены стоящими, а статуя Геи (Земли) в позе сидящей. Перед святилищем Деметры есть источник. Со стороны храма его отделяет целая стена из наваленных камней, спуск к нему сделан с внешней стороны».
II. ЭГИОН ГОРОД В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7.24.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Эгионе [в Ахее] на морском берегу находится святилище . . . Коры, дочери Деметры».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7.24.2-3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Гомагирием был наименован здесь Зевс потому, что Агамемнон собрал сюда наиболее важных и могущественных в Элладе вождей для того, чтобы сообща посоветоваться, каким образом им двинуться походом на царство Приама . . . Рядом со святилищем Зевса Гомагирия находится храм Деметры Панахайи (Всеахейской). [вероятно, также связанное с собранием Агамемнона]»
III. БУРА ДЕРЕВНЯ В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7.25.9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Буре, Ахея] В нем есть храм Деметры, другой храм, общий Афродите и Дионису, и еще храм Илитии. Их статуи сделаны из пентеликонского мрамора, творение афинянина Эвклида. Деметра изображена в одеянии».
IV. ВОЗЛЕ ПЕЛЛЕНЫ ГОРДА В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7.27.9 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Приблизительно на расстоянии стадий 60 отстоит от Пеллены Мисейон [в Ахее], храм Деметры Мисии. Говорят, что он основан неким Мисием из Аргоса. По сказаниям аргивян, этот Мисий был из числа тех, которые принимали в своем доме Деметру. В Мисейоне есть роща, где растут всякого рода деревья; здесь текут источники, обильные водой. В этом месте совершается семидневный праздник в честь Деметры; на третий день праздника мужчины выходят из храма, а оставшиеся женщины совершают ночью обряды, которые у них предписаны законом; удаляются не только мужчины, но и собаки-самцы. На следующий день, когда мужчины возвращаются в храм, то женщины, и в свою очередь мужчины, смеются и шутят друг над другом».
КУЛЬТ В АРКАДИИ
I. МЕГАЛОПОЛЬ СТОЛИЦА АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 31. 1 — 8 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Ко второй, западной стороне [рыночной] галереи [в Мегалополе, Аркадия] прилегает ограда храма Великих богинь. Эти Великие богини — Деметра и Кора, как я уже выяснил в рассказе о Мессении, но только Кору аркадяне называют Сотерой (Спасительницей). Перед входом имеются два рельефных изображения: одно — Артемиды, другое — Асклепия и Гигиеи (Здоровья). Что же касается Великих богинь, то статуя Деметры вся сделана из мрамора, а в статуе Сотеры те части, которые закрыты платьем, сделаны из дерева. Высота и той и другой статуи по 15 футов. Эти статуи и находящиеся перед ними статуи маленьких девочек в хитонах, доходящих до пят, из которых каждая держит на голове корзину, наполненную цветами, изваял <Дамофонт>, говорят, что эти девочки — дочери Дамофонта; тем же, которые более склонны к божественным толкованиям, кажется, что это Афина и Артемида, собирающие цветы с Персефоной. Есть и Геракл около Деметры, величиной приблизительно в локоть. В своем эпосе Ономакрит говорит, что этот Геракл из числа так называемых Идейских Дактилей. Перед ним стоит стол, на котором находится рельефное изображение двух Гор, Пана с сирингой и Аполлона с кифарой. Есть и надпись на них, что они принадлежат к числу первых богов. На этом столе изображены и нимфы: Неда, несущая Зевса-младенца, Анфракия — другая из аркадских нимф, тоже с факелом в руке, Гагно́ с кувшином в одной руке и с чашей в другой, Архироя и Миртоесса — они несут кувшины, и вода из них как будто бы льется. Внутри ограды есть храм Зевса Филия (Покровителя дружбы) . . . Позади этого храма находится небольшая роща, окруженная загородкой; доступ внутрь этой рощи людям воспрещен. Перед этой рощей стоят статуи Деметры и Коры приблизительно в три фута величиной. Внутри ограды святилища Великих богинь находится также храм Афродиты . . . Есть там и здание со статуями Каллигнота, Менты, Сосигена и Пола; говорят, что они первые учредили мистерии Великим богиням, обряд совершения которых является копией Элевсинских празднеств. В ограде храма Великих богинь находятся изображения следующих других богов — они все сделаны в виде четырехугольных колонн: Гермеса, с эпитетом Агетора (Водителя), Аполлона, Афины и Посейдона, а также Гелиоса, именуемого Сотером, и Геракла. Для них сооружен <храм> больших размеров, и там проводятся мистерии в честь Великих богинь.
Направо от храма Великих богинь находится храм Коры; ее статуя сделана из мрамора, футов в 8 высотой; весь ее пьедестал покрыт повязками и лентами. Вход в это святилище женщинам разрешен во всякое время, мужчины же могут входить в него только раз в год».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .36.6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[За Болотными воротами Мегалополя в Аркадии есть] храм Деметры, называемой «На болоте», и ее роща. Она находится в пяти стадиях от города, и доступ в нее разрешен одним только женщинам».
II. НЕСТАНЫ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .8.1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«За развалинами Нестаны [в Аркадии] находится чтимое святилище Деметры. В ее честь мантинейцы каждый год совершают здесь праздник. Как раз под самой Нестаной лежит . . . которая тоже составляет часть Бесплодного поля и носит название Место пляски Мэры».
III. МАНТИНЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .9.2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У мантинейцев [из Мантинеи, Аркадия] есть и другие святилища . . . Есть также святилище . . . Деметры и Коры; они там поддерживают огонь, всячески заботясь, чтобы он незаметно для них не потух».
IV. АЛЕСИОН ГОРА В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .10.1 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Недалеко от Мантинеи, Аркадия] возвышается гора Алесион (Блуждания), как говорят, названная так вследствие блужданий Реи; а на горе — роща Деметры».
V. ФЕНЕЙ ГОРОД В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .14.12 — 8. 15. 1-4 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У жителей Фенея [в Аркадии] есть храм Деметры, называемой Элевсинской. В честь этой богини они совершают мистерии; они утверждают, что и у них совершаются такие же мистерии, какие совершаются в Элевсине; ибо, говорят они, к ним, согласно вещанию из Дельф, прибыл Нао́с, а этот Нао́с был потомком в третьем колене Эвмолпа. Около святилища Деметры Элевсинской находится так называемая Петрома («творение из камня»), это два огромных камня, приложенных один к другому. Каждый второй год те, кто совершает мистерии, называемые ими Большими, открывая эти камни, вынимают оттуда письмена, касающиеся совершения этих мистерий, громко прочитывают их в присутствии посвященных и той же ночью вновь кладут их обратно. Я знаю, что многие из фенеатов в очень важных случаях даже клянутся этой Петромой. На ней находится круглая покрышка, а в ней хранится маска Деметры Кидарии (со священной повязкой). Надев на себя эту маску во время так называемых Больших мистерий, жрец поражает подземных <демонов, ударяя в землю> жезлом. Думаю, что этот обычай можно объяснить следующим существующим сказанием. У фенеатов есть предание, что еще раньше появления у них Наоса… ведь и сюда пришла в своих блужданиях Деметра. Те из фенеатов, которые приняли ее гостеприимно в своем доме, получили от богини в подарок семена стручковых растений, только бобов она им не дала. По этому поводу у них есть тайное священное сказание, в силу которого у них считаются нечистыми семена бобов. По преданию фенеатов, те из них, которые приняли богиню, Трисавл и Дамифал, выстроили на горе Киллене храм Деметры Фесмии (Дающей законы), учредили в ее честь и мистерии, которые совершаются и доныне. Этот храм Деметры Фесмии находится приблизительно в 15 стадиях в стороне от города».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга X. 40. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [simposium — дата обращения 7 июля 2021):
«. . . воду из реки в Аркадии, известной как Стикс; все другие сосуды эта вода разрушает, даже если они сделаны из железа . . . Это Деметра заставила бить ключом этот источник [из подземного мира] в окрестностях Фенея».
VI. КЛИТОР ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .21.3 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У клиторийцев [Клитор, Аркадия] самые замечательные храмы — это храм Деметры, храм Асклепия и третий храм Илитии».
VII. РЯДОМ С ФЕЛЬПУСОЙ ДЕРЕВНЕЙ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .25. 2-7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«От Галунта [в Аркадии] же течет [река Фельпуса] вниз к Фалиадам и к храму Деметры Элевсинской. Этот храм находится уже в пределах фельпусийских. В нем находятся статуи, каждая не меньше семи футов, Деметры, ее дочери [Коры] и Диониса, все одинаково из мрамора. После храма Деметры Элевсинской река Ладон протекает мимо и города Фельпусы, расположенного на левом берегу реки, на высоком холме . . . За Фельпусой река Ладон течет вниз к святилищу Деметры в Онкее; фельпусийцы называют эту богиню Эринией (Мстящей); с ними согласен и Антимах, написавший поэму о походе аргивян против Фив; в этой поэме он говорит:
Храм Деметры стоит, говорят, Эринии там же.
А Онкий, по сказаниям, является сыном Аполлона и в Фельпусской земле царствовал в местечке Онкее. Наименование же богине «Эриния» дано по следующему случаю: когда богиня блуждала по земле, отыскивая свою дочь, говорят, Посейдон преследовал ее, желая с ней сочетаться; тогда Деметра превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия; но Посейдон догадался о ее обмане, сам уподобился жеребцу и в таком виде сочетался с Деметрой. Сначала Деметра гневалась на то, что случилось, но с течением времени прекратила свой гнев и пожелала, как говорят, омыться в водах Ладона. Отсюда и пошли наименования, данные богине; вследствие ее гнева ее называют Эринией, потому что аркадяне на своем наречии вместо «быть гневной» говорят «быть Эринией», а по тому случаю, что она омылась в Ладоне, ее называют Лусией (Омывшейся).
Статуи, стоящие в храме, сделаны из дерева, но лица и оконечности рук и ног сделаны из паросского мрамора. У статуи <Деметры> Эринии в левой руке знаменитая, как ее называют, циста (священный ларец), а в правой — факел: величина статуи на глаз футов девять; а статуя <Деметры> Лусии приблизительно футов в шесть. Те, которые считают, что это статуя Фемиды, а не Деметры Лусии, занимаются праздными фантазиями. По преданию аркадян, Деметра родила от Посейдона дочь [Деспоина], имя которой они не считают себя вправе делать известным среди непосвященных, и коня Арейона. Поэтому у них у первых из аркадян Посейдона стали именовать Гиппием (Конным). В доказательство справедливости своего рассказа они приводят стихи из «Илиады» и «Фиваиды». В «Илиаде» об этом самом Арейоне написано:
Даже хоть следом бы он на ужасном летел Арейоне,
Бурном Адраста коне, порождении крови бессмертной.
В «Фиваиде» же говорится, что Адраст, когда бежал из-под Фив:
В грязных одеждах и рваных стремительно гнал Арейона,
Масти, как сталь вороненая, был этот конь темнокудрый.
На основании этих стихов они отстаивают мнение, что Посейдон <Темнокудрый> был отцом Арейона».
VIII. РЯДОМ С БАСИЛИДОЙ ДЕРЕВНЕЙ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .29.1-5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если вновь спускаться вниз по левому берегу [реки] Алфея от Трапезунта [в Аркадии], то недалеко от реки есть место, называемое Бафос, где каждый третий год совершаются мистерии (торжественные празднества) в честь Великих богинь [Деметрой и Корой] . . . От этого вышеупомянутого мною местечка Бафос стадиях в 10 находится так называемая Басилида . . . В мое время Басилида представляла развалины; среди них оставался целым только храм Деметры Элевсинской».
IX. РЯДОМ С ФЕДРИЕЙ ДЕРЕВНЕЙ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .35.2(Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Федрия [в Аркадии] отстоит приблизительно на 15 стадиев от Гермайона (храма Гермеса), называемого «у Деспойны»; это — границы Мессении с землей Мегалополя; тут поставлены небольшие статуи Деспойны (Владычицы) и Деметры, а кроме того, Гермеса и Геракла».
X. ЗОЙТИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .35.7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Зойтия, Аркадия] безлюдна и необитаема. В Зойтии остался только храм Деметры и Артемиды».
XI. АКАКЕСИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .37.2-10 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В 4 стадиях от Акакесия [в Аркадии] находится храм Деспойны (Владычицы). Отсюда первым по пути встречается храм Артемиды Гегемоны (Руководительницы) с ее медной статуей, держащей факелы. На мой взгляд, в ней приблизительно футов шесть. Отсюда вход в священную ограду Деспойны. Если идти в храм, то направо находится галерея, и на стене из белого мрамора сделаны рельефные изображения; на одном изображены Мойры (богини судьбы) и Зевс, называемый Мойрагет (Водитель Мойр), на втором — Геракл, отнимающий треножник у Аполлона . . . В галерее, находящейся у Деспойны между указанными рельефами, есть таблица, на которой написаны правила совершения таинств. На третьем рельефе изображены нимфы и паны, а на четвертом — Полибий, сын Ликорты, и у его изображения есть надпись, что если бы во всем Эллада слушалась советов Полибия, она с самого начала не сделала бы ошибки, а когда она ее совершила, то помощь Элладе пришла от него одного. Перед храмом есть жертвенник Деметре и другой жертвенник Деспойне, а за ним — алтарь Великой матери. Обе эти статуи богинь, Деспойны и Деметры, и тот трон, на котором они сидят, и подставка под их ногами — все это сделано одинаково из одного камня. Ни в их одежде, ни на сиденьи ничего у них не сделано из другого камня, не прикреплено ни железными скрепами, ни каким-либо связывающим составом, но все является единым камнем. И этот камень не доставлен ими откуда-нибудь из другого места, но говорят, что они нашли и вырыли его из земли тут же внутри ограды по указанию, данному в сновидении. Величина каждой из этих статуй является приблизительно такой же, как статуя Матери <богов>, находящаяся в Афинах. И эти статуи тоже работы Дамофонта. Деметра в правой руке держит факел, а левую она положила на <плечо> Деспойны; у Деспойны же — скипетр и так называемый ларец на коленях, и правой рукой она поддерживает ларец. По обеим сторонам трона стоят: с одной стороны около Деметры — Артемида, накинувшая на себя шкуру лани, с колчаном через плечо; в одной руке она держит светильник, а в другой — двух змей. У ног Артемиды лежит собака из породы охотничьих. За статуей Деспойны стоит Анит в виде вооруженного мужа: состоящие при храме говорят, что Деспойна была воспитана Анитом и что и Анит является одним из так называемых титанов . . . а что Артемида является дочерью Деметры, а не Латоны, то это предание, являющееся египетским, сообщил эллинам Эсхил, сын Эвфориона. Что же касается Куретов — их изображения стоят под статуями — и Корибантов, которые в виде рельефа изображены на пьедестале (это совершенно иной вид божеств, не Куреты), то хотя я и знаю о них, но я прохожу их молчанием. Для жертвоприношений аркадяне приносят в храм плоды всех плодовых деревьев, кроме гранатового дерева. При выходе из храма справа вделано в стену зеркало; если посмотреться в это зеркало, то свое лицо увидишь в нем или неясно, или совсем не увидишь, но статуи богинь, как самые статуи, так и трон, можно видеть совершенно ясно. Рядом с храмом Деспойны, немного выше направо, есть так называемый Мегарон (Чертог). Аркадяне в нем совершают мистерии и приносят здесь Деспойне много обильных жертв. Из них каждый жертвует ей все то, что у него есть; и у жертвенных животных они не перерезают горла, как при других жертвах, но каждый отрезает у жертвенного животного ту часть тела, которая ему попадается. Эту Деспойну аркадяне почитают больше всех других богов и говорят, что она дочь Посейдона и Деметры. Ее общераспространенное имя — просто Деспойна (Владычица), все равно как дочь Зевса именуют Корой (Девой), тогда как ее настоящее имя — Персефона, как ее в своих поэмах называют Гомер, а раньше его — Памф. Имя же Деспойны я не решился назвать для непосвященных. Выше так называемого Мегарона есть роща, посвященная Деспойне, обнесенная каменной оградой; внутри этой ограды среди других деревьев есть маслины и вечнозеленые дубы, выросшие из одного корня, и это не искусство какого-либо ученого садовода. Выше рощи находятся жертвенник Посейдона Гиппия, как отца Деспойны, и других богов; на последнем из них есть надпись, что он является общим жертвенником для всех богов».
XII. ФИГАЛИЯ & ЭЛАЙОН ГОРОД & ГОРА В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .5.8 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Во время царствования [Аркадского царя] Сима, сына Фиала, у фигалейцев погибло в огне древнее деревянное изображение Деметры Мелайны (Черной): это было знамением, что в скором времени придет конец жизни и самого Сима».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 . 42. 1 -13 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Другая гора, Элайон (Масличная), находится от Фигалии [в Аркадии] приблизительно на расстоянии 30 стадиев; на ней есть священная пещера так называемой Деметры Мелайны (Черной). Всему тому, что рассказывают жители Фельпусы относительно сочетания Посейдона и Деметры, этому верят и признают и фигалейцы; только они говорят, что Деметра от этого брака родила не коня, а ту, которую аркадяне называют Деспойной. Говорят, что после этого Деметра в гневе на Посейдона и одновременно в печали о похищении Персефоны надела черные одежды и, уйдя в эту пещеру, на долгое время скрылась в ней. Когда вследствие этого погибло все, что производит земля, а также погибла от голода большая часть человеческого рода и в то же время никто из богов не знал, где скрылась Деметра, в это время Пан отправился в Аркадию и, охотясь в разных местах по горам, пришел и на гору Элайон и, <заглянув в пещеру>, увидал Деметру и то, в каком она состоянии и в каких она одеждах. Таким образом, Зевс узнал об этом от Пана и послал к Деметре Мойр (богинь судьбы). Деметра послушалась Мойр, сложила свой гнев и перестала печалиться. Фигалейцы говорят, что по этому случаю они решили считать пещеру священной пещерой Деметры и в ней поставили деревянную статую богини. Эта статуя, по их рассказам, была сделана следующим образом. Богиня сидит на скале, во всем подобная женщине, кроме головы: голова и волосы на ней — лошадиные; к голове у нее приделаны изображения драконов и других диких животных. На ней надет хитон, спускающийся до самых пят; в одной руке у нее дельфин, в другой — горлица. С какой целью они поставили ей такую статую, это ясно для человека, не лишенного сообразительности и привыкшего разбираться в чудесных сказаниях. А Мелайной они, говорят, назвали ее потому, что богиня носила черные одежды. Произведением чьих рук была эта деревянная статуя или при каких обстоятельствах была она уничтожена пожаром, этого они не помнят. Когда древнее изображение погибло, то фигалейцы не поставили богине другой статуи и даже перестали выполнять многие обряды, связанные с ее праздниками и жертвоприношениями; за это бесплодие поразило их страну. Когда они обратились с мольбой о помощи, то Пифия изрекла им следующее:
Внемли Аркадии племя азан, желудями живущей,
Древней народ Фигалии, кругом поселившийся густо
Там, где священный тайник, Део́ конеродной пещера!
Ныне пришли вы спросить, как избегнуть вам голода тяжких
Мук и страданий? Вы дважды одни лишь номадами ставши,
Вновь вы одни себе ищете в диких плодах пропитанья.
Пажити ныне Део́ отняла у тебя, обратив вновь
В племя кочевников вместо людей, что землю пахали
С колосом тучным и, жатву собравши, хлебом питались.
Ибо лишили ее вы даров, что отцы приносили,
Почестей древних времен. Людоедами станете скоро,
Скоро друг друга она и детей поедать вас заставит,
Если мольбой всенародной вы гнева ее не смягчите,
Если пещеры ее не почтите божеской честью.
Когда фигалейцы услыхали принесенное им из Дельф вещание, то, помимо того, что все прежние празднества и жертвы в честь Деметры они стали совершать еще с большим усердием, они, кроме того, убедили Оната, сына Микона, родом из Эгины, за какую угодно цену сделать им статую Деметры . . . Тогда этот замечательный художник, найдя рисунок или копию древней деревянной статуи, а вернее, как говорят, на основании видения, явившегося ему во сне, сделал фигалейцам медную статую, приблизительно одно поколение спустя после похода мидийцев на Элладу . . . Главным образом ради этой Деметры я лично ездил в Фигалию. Я принес жертву богине по обряду, принятому у местных жителей; они не приносят ничего другого, кроме садовых фруктов, особенно винограда, медовых сотов, овечьей шерсти, еще не обработанной, как она есть, с потом и грязью. Все это они кладут на жертвенник, воздвигнутый перед пещерой, а возложив, поливают их оливковым маслом. Таково правило жертвоприношений, соблюдаемое и частными людьми и при ежегодном жертвоприношении всей фигалейской общиной. Эти жертвы у них совершает жрица, а вместе с ней самый младший из так называемых жертвоприносителей; их трое из числа местных граждан. Около пещеры находится дубовая роща, есть и источник холодной воды. Статуи, изваянной Онатом, в мое время уже не было, да и большинство жителей Фигалии вообще не знает, была ли она когда-нибудь. Только один из встретившихся мне фигалейцев, самый старый, мне говорил, что за три поколения до него на эту статую упала с потолка пещеры глыба камня и разбила ее так, что от нее ничего не осталось. И действительно, даже в мое время на потолке пещеры было ясно видно место, откуда вывалилась эта глыба камня».
XIII. ПАЛЛАНТИЯ ДЕРЕВНЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8.44.5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Паллантии, Аркадия] есть и храм в честь Коры [Персефоны], дочери Деметры».
XIV. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8.53.7 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть в Тегее [в Аркадии] также храм Деметры и Коры, которых называют Карпофорами (Плодоносящими), а поблизости — храм Афродиты . . . Недалеко отсюда есть два святилища Диониса, жертвенник Коры».
XV. ВОЗЛЕ ГОРОДА ТЕГЕЯ В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8 .54.5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Вдоль прямой дороги [из Тегеи в Аркадии, Аргос] есть много дубов и в дубовой роще есть храм Деметры, называемой «В Корифеях»; поблизости есть другой храм, Диониса Миста (Таинственного)».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
Римские
Список используемой литературы